ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 89-90.
УДК 316.733 М.А. Петлин
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Приводится краткий обзор киберпространства как фактора, влияющего на современное общество. Проведено разграничение понятий «киберпространство» и «виртуальная реальность». Сеть Интернет предоставляет новые возможности человеку для реализации своих потребностей. Ее появление предоставило возможность реализовать идеи писателей-фантастов XX в., что привело к становлению новых проблем, таких как воздействие киберпространства на человека и общество.
Ключевые слова: киберпространство, сеть Интернет, виртуальная реальность, ки-беркультура.
Развитие компьютерных технологий влияет на формирование новой формы общения, посредством последнего расширяются возможности человека; процесс социализации усложняет процесс формирования идентичности и конструирование моделей субъективности. Ответной реакцией являются процессы, поглощающие повседневную жизнь человека ки-берпространством, меняя при этом его образ мышления.
Термин «киберпространство» (англ. cyberspace) - сравнительно новый, был введен Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом. В 1982 г. он использовал его в новелле «Сожжение Хром», опубликованной в журнале «Омни». Позже термин «киберпространство» был популяризирован в романе «Нейромант». Киберпространство как понятие прочно утвердилось в сетевой литературе, однако общепринятого определения нет до сих пор, хотя различные попытки определить и утвердить его в научной литературе осуществляются активно. Так, термин «киберпространство» происходит от слов «кибернетика» и «пространство». Кибернетика - наука об общих закономерностях управления и передачи информации в различных системах, а пространство здесь является местом, где находится информация; так, киберпространство становится пространством информационных объектов и событий.
На современном этапе исследований информационных технологий понятие виртуальной реальность в значительной степени пересекается с понятием киберпространства. Так, по мнению Р.И. Вылкова, «каждый вид виртуальной реальности имеет такую сущностную характеристику, как пространственность. Киберпространство выступает в качестве условия возможности пространственных характеристик, связанных только с видами компьютерной виртуальной реальности» [1]. Правомерно мнение И.А. Негодаева, что компьютерная виртуальная реальность - это интерактивно-графическое представление киберпространства [2]. Но принципиальное различие между киберпространством и виртуальной реальностью, как замечает Т.А. Кирик, заключается в том, что «виртуальная реальность начинается там, где в киберпространство входит человек» [3]. Следовательно, киберпространство - это пространство кодов, абстрактное пространство, которое представляет массивы информации. Компьютерная виртуальная реальность визуализирует массивы информации для удобного восприятия человеком, но также и для создания виртуального пространства, в котором может находиться человек реально, а не только в виде набора символов и кодов. Это сложная структура со своими законами функционирования - событийно-предметное пространство сети Интернет, где сеть Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.
© М.А. Петлин, 2014
90
М.А. Петлин
Интернет - это одно из самых значительных достижений человека, его появление дает человеку свободу действий, свободу доступа к информации и ее обмену, где все глобальные коммуникации интегрируются в единое целое. Киберпространство -единственное, что связывает людей вне социальных слоев и географического положения, выступая реальностью единения людей и раскрытия границ человека. Образуется сообщество попавших в сеть различных людей, независимо от стран, наций и т. п., где сеть Интернет предоставляет возможность объединять культуры благодаря интерактивному взаимодействию и, как следствие, изменять реальность людей или создавать что-то новое как в сети Интернет, так и за ее пределами. Многое из повседневности человека перешло в иное пространство, в пространство со своими законами, правилами и временем - в киберпространство. Всемирная паутина (сеть Интернет) формирует новую культуру, культуру пользователей - киберкультуру. Киберкультура - это культура, основанная на технологиях виртуальной реальности и компьютерных игр.
Изменение образа мира и образа жизни под влиянием информационных технологий приводит к формированию нового типа личности и общества в киберпространстве. Появляется пространство, трансформирующее социокультурную систему, социокультурное пространство, в котором человек получает доступ ко всем информационным и человеческим ресурсам одновременно. Совершенствование технических средств коммуникации формирует киберкультуру, при этом создаются формы взаимодействия между людьми, а в данном случае - пользователями. Киберкультура приобретает различные свойства, такие как: виртуализация
общественных связей, формирование виртуальных коммуникативных пространств и т. д.
С практической точки зрения сеть Интернет уже доказала эффективность, сделав массивы информации доступными в несколько кликов компьютерной мыши. Виртуальная реальность позволила моделировать человеку что угодно, благодаря чему можно теоретически воплощать идеи и проводить эксперименты, а игровая индустрия приобрела новые возможности за счет виртуальной реальности и сети Интернет, как и другие различные отрасли. Но что предоставило киберпространство? Как его можно использовать? У писателей-фантастов это не вызывало вопросов. Делая выводы из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что киберпространство является инструментом познания и раскрытия разносторонности как объективной реальности, так и внутреннего мира человека. Расширяя возможности человека, оно является продолжением и надстройкой его духовной сущности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вылков Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проективная идея : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/fenomen-kiberprostranstva-kak-filosofsko-metodologicheskaya-problema (дата обращения: 28.10.2013).
[2] Негодаев И. А. Информатизация культуры : монография. Ростов н/Д : Книга, 2003. 320 с.
[3] Кирик Т. А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2007. 134 с.