Научная статья на тему 'Социально-экономическое значение Красносельского ювелирного промысла'

Социально-экономическое значение Красносельского ювелирного промысла Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппова Е. Н., Исина Н. Ю.

Рост аграрной экономики региона, подчеркивается в статье, тесно связано с развитием сельской промышленности, в частности с деятельностью подсобных производств и промыслов. Процесс резкого сокращения числа сельскохозяйственных предприятий обнажил проблему депопуляции сельских территорий, разрушил привычный уклад и образ жизни сельского населения, привел к развитию социальной депрессии. В этой связи, считают авторы, важно акцентировать формирование несельскохозяйственной занятости сельского населения, в частности, поддерживать развитие традиционных промыслов и ремесел, сохранять культурное наследие, умение и навыки местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое значение Красносельского ювелирного промысла»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАСНОСЕЛЬСКОГО ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА

е. н. филиппова,

кандидат сельскохозяйственных наук

н. Ю. исинА,

кандидат экономических наук костромская государственная сельскохозяйственная академия

Промыслы и ремесла — это традиционное культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. Специфика промыслов тесно связана с нравами, обычаями, традициями, с исторически сложившимся жизненным укладом населения, проживающего в той или иной местности. Менялись времена, люди, взгляды, устои, вместе с ними менялось социально-экономическое значение подсобных промыслов, но они всегда оставались неотъемлемой составляющей сельского образа жизни.

Существование промыслов в России насчитывает не одно столетие, а их национальное и социально-экономическое значение не утрачено и в настоящее время. Их историческая роль широка и многогранна: это и художественный промысел, связанный с изготовлением предметов искусства (в том числе и ювелирный), и традиционные виды ремесел, через которые реализуются способности и талант человека и происходит самовыражение личности. Вместе с тем понятие «промысел» можно трактовать как производное от слова «промышлять», т. е. зарабатывать промыслом, что было и остается характерным занятием для подавляющего большинства сельского населения. В этом случае промыслы — это необходимость самообеспечения и выживания сельских семей, а для многих из них — практически единственный источник существования.

Таким образом, по своей значимости подсобные промыслы являются неотъемлемой социально-экономической составляющей жизненного уклада сельского населения, а на современном этапе могут отчасти приобретать форму предпринимательства или малого бизнеса.

Костромская область издавна славилась своими традициями, самобытными мастерами-умельцами, ремесленниками. Кустарные промыслы Костромской губернии были весьма разнообразны, каждый уезд специализировался на традиционных

для своей местности видах. Буйский уезд славился своими мастерами-скорняками, Кинешемский, Макарьевский и Юрьевецкий — суконщиками, Нерехтский — ткачами, изделиями из рога. Для северо-востока губернии были характерны поделки из дерева, смолокурение и рогожный промысел. В Нерехтском и Костромском уездах широкое распространение наряду с другими видами получил ювелирный промысел [11].

История зарождения ювелирного промысла уходит далеко в века. Первоначально его центром было с. Сидоровское Нерехтского уезда, а к концу XIX в. центр ювелирного производства переместился в с. Красное. По имеющимся сведениям эти села ранее принадлежали дворцовому ведомству. В 1772 г. они были пожалованы: с. Сидоровское с числом 1427 душ — князю Григорию Орлову, а с. Красное с числом 455 душ — фрейлине Двора Ее Императорского Величества Прасковье Будаковой (в замужестве за бароном Сергеем Строгановым). Предположительно сюда одновременно переселились мастера из Москвы и Петербурга и под влиянием новых владельцев, покровительствующих искусству в России, было положено начало развития ювелирного промысла.

К середине XIX в. число кустарей, занимающихся производством ювелирных изделий, составляло по одним сведениям от 2 до 4 тыс., по другим — «шесть тысяч ювелиров работало в Красном в начале века. И сотни таких же кустарей были в окрестных селах и деревнях: Сидоровском, Есюнине, Маланьине, Здемирове...». Практически все население сел и деревень было занято изготовлением мелких серебряных изделий, таких как небольшие штампованные образки, кресты-тельники, броши, кольца, цепи, браслеты с эмалью, с «супиром» (сюрпризом), с искусственными камешками под топаз, под бирюзу, серьги «калачом», золоченая с гравировкой посу-

да [4]. Подобных изделий, которые были известны по всей России, ежегодно вырабатывалось до 18 пудов, «причем с каждого обработанного золотника материала получается от 7 до 13 копеек, не считая цены серебра» [9]. Аналогичные изделия вырабатывались также и из меди, их ассортимент дополнялся не совсем обычными и привычными видами ювелирных изделий, к примеру, такими как вешалки для верхнего платья, «которыми особенно занимаются по случаю большого спроса на них». Кроме того, в это время среди определенной части красносельских кустарей произошла переориентация производства на изготовление старообрядческих медных культовых изделий в связи с увеличением на них спроса (д. Сопырево, д. Есюнино). В д. Сопырево таких мастерских было тринадцать. В самом Красном также работали меднолитейные мастерские [6].

Все многообразие производимых ювелирных изделий в зависимости от их назначения группировали в «несколько различных видовых подразделений»:

• чеканное, или «благолепное, имеющее целью украшение святых икон и других церковных утварей»;

• посудное;

• мелочное, с принадлежащими к нему разнообразными серебряными изделиями, которое преобладало в Костромской губернии. Из числа изделий, предъявленных в Костромскую местную 1-го разряда Пробирную палатку (1862 г.), они составляли три четверти всех ювелирных изделий.

Об объемах производства ювелирных изделий из золота и серебра красносельскими ювелирами-кустарями можно судить по данным Пробирной палатки (табл. 1), где приводятся сведения относительно размеров (массы) сплавленного золота и серебра и заклейменного в изделиях.

Точных сведений о численности мастеров-ювелиров в Пробирной палатке не имелось, так как мастеров, предъявлявших свои изделия для клеймения, было значительно ниже общей их численности. Это связано с тем, что в книгу Пробирной палатки заносились только те лица, которые занимались производством исключительно золотых и серебряных изделий. Мастера медных и бронзовых изделий, большей частью крестьяне, жившие и имевшие свои мастерские в деревнях и селах, оставались неучтенными, хотя, как отмечалось, «один и тот же мастер может заниматься изготовлением изделий из золота, серебра и меди». Для производства медных и бронзовых изделий закон предписывал получение свидетельств от городской думы, но он практически не соблюдался. Так, Костромской городской думой в 1861 г. не было выдано ни одного свидетельства, Нерехтской думой только два, и те — на право производства серебряных изделий. В действительности же производство серебряных и бронзовых изделий в этой местности было развито настолько, что «обратилось между крестьянами в обыкновенный ручной промысел для обоих полов, в свободное время от хлебопашества». Такие села как Здемирово, Подольское и Красное с прилегающими к ним деревнями в Нерехтском уезде служили сосредоточением этого промысла и «...в каждом доме непременно был хотя бы один верстак, изобличающий производство серебряных или медных изделий» [4]. По сведениям же уездного суда от 1853 г., только в Костромском уезде имелось 282 мастерские мелочных серебряных и медных изделий, и этот список, как отмечалось, был далеко не полным.

Необходимо отметить, что служба пробирного надзора в России была создана в 1700 г., главной целью ее создания явилось устранение злоупотреблений при изготовлении и продаже изделий из дра-

Таблица 1

Цифровые данные Пробирной Палатки

Год Численность мастеров Сплавлено заклеймено в изделиях

золота серебра золота золоченого серебра белого серебра

1856 45 2ф. 68з. 32д. 18п. 35ф. 91з. 2ф. 29з. 78д. 2п. 30ф. 62з. 16п. 1ф. 91з.

1857 47 2ф. 50з. 39д. 21п. 31ф. 26з. 2ф. 31з. 66д. 3п. 12ф. 94з. 19п. 18ф. 27з.

1858 51 1ф. 76з. 29д. 17п. 29ф. 53з. 1ф. 88з. 48д. 4п. 38ф. 26з. 15п. 18ф. 45з.

1859 45 2ф. 33з. 60д. 24п. 21ф. 81з. 1ф. 77з. 60д. 7п. 17ф. 80з. 20п. 4ф. 36з.

1860 54 4ф. 37з. 4д. 38п. 37ф. 37з. 3ф. 2п. 11ф. 65з. 41п. 32ф. 67з.

Всего 242 13ф. 73з. 68д. 121п. 32ф. 11ф. 35з. 60д. 20п. 31ф. 39з. 112п. 35ф. 74з.

Примечание: Единицы измерения: пуды (п.), фунты (ф.), золотники (з.), доли (д.) 1.

1 Пуд равен 49 фунтам (около 16,38 кг); фунт равен 96 золотникам, или 409,51241 г; золотник равен 4,266 г, или 1/96 фунта; доля равна 1/96 золотника, или 1/9216 фунта.

Численность мастеров |

1856 1857 1858 1859 1860 Год

Рис. 1. Динамика численности мастеров-ювелиров

гоценных металлов, а также получение государством дохода от производства пробирных операций. Первое известное костромское клеймо относится к 1746 г. Первым костромским пробирным мастером был Иван Заводов, который в 1745 г. был послан в Москву для обучения пробирному делу [1].

Крупное производство серебряных изделий было сосредоточено в нескольких хорошо организованных мастерских. К их числу можно отнести мастерскую купца Льва Сорокина. Вдвоем с сыном они ежегодно вырабатывали в среднем около 4,5 пудов серебряных мелочных изделий (серьги, кольца, кресты, запонки и др.). Максимальный вес одного изделия составлял 2 золотника, минимальный — 6 долей, поэтому их количество было громадным. Всю произведенную продукцию (а также купленные готовые изделия) купец продавал в С. -Петербурге оптом. Годовой оборот его мастерской и торговли по приблизительным сведениям (точные данные купцами не высказывались) составлял от 70 до 80 тыс. руб. серебром.

Остальные мастерские по объему вырабатываемых изделий были гораздо меньше, их суммарный годовой оборот составлял в среднем около 250— 300 тыс. руб. серебром. Среди них можно отметить достаточно крупную мастерскую костромского мещанина Ивана Дьяконова, где в прежнее время вырабатывалось 3-4 пуда изделий в год (но мастерская к 1862 г. практически не работала ввиду упадка ювелирного промысла). Нужно отметить, что мастерская Дьяконова к этому времени существовала уже более 50 лет, его изделия отличались совершенством и тщательностью отделки, постоянством и однообразием своих форм. Это были гладкие кольца, перстни с печатками, отливные шейные кресты, пользовавшиеся такой популярностью, что в торговле их называли «дьяконовским товаром». Эти изделия заслужили широкую известность «отчетливостью и легкостью в весе отливных крестов

и тщательностью отделки гладких колец, которые, если положить их на вышлифованное стекло, то края почти каждого из колец оказываются настолько ровными, что между ними и стеклом не остается ни малейшего пространства, так что налитая в кольцо вода не расходится по стеклу, а остается в кольце точно так же, как бы оно имело дно...» [12]. Крупным промышленником и торговцем являлся костромской купец В. П. Соловьев. В мастерской Василия Соловьева производилось в год около 5 пудов 5 фунтов золотых и серебряных изделий на сумму до 15 тыс. руб. серебром. Торговля золотыми и серебряными изделиями (1861 г.) в Костроме производилась в шести магазинах, где продавались «кольца, браслеты и т. п.» с годовым оборотом на сумму 45 тыс. руб. серебром и в восьми магазинах подавались «золотые и серебряные вещи» на сумму до 85 тыс. руб. серебром. В отношении торговли серебряными и золотыми изделиями отмечалось, что она производилась в г. Костроме в размерах, удовлетворяющих потребности жителей, «только в трех лавках, снабженных вещами Московской и Петербургской работы: Савельева, торговый оборот которого простирается до 12 000 руб. серебром, Кос-тицина, торгующего до 15 000 руб. серебром в год и Мусина — более 6 000 руб. серебром в год» [12].

Изделия красносельских ювелиров отличались не только своим мастерством и изяществом, но и относительной дешевизной, на что указывают цены на некоторые бронзовые и серебряные вещи (1862 г., табл. 2) [5].

Можно сказать, что производство ювелирных изделий было сосредоточено как в достаточно крупных мастерских, так и среди крестьян-кустарей, являясь для местных жителей традиционным укладом, от которого в значительной степени зависел их семейный достаток. Эта зависимость была настолько велика, что могла привести кустарей-ювелиров и их семьи в периоды упадка промысла к полному обнищанию и разорению. Так, в середине 1860-х гг. отмечалось, что производство серебряных изделий, которое «еще недавно доставляло местному населению очень значительный денежный доход, за последние годы настолько снизилось, что в будущем можно ожидать его прекращения». Объяснялось это спадом торговли одного из самых крупных торговых объектов — торгового дома купцов Пушиловых, а также практически полным прекращением торговли купцов Сапожниковых, что сильно затрудняло сбыт ювелирных изделий крестьян.

Мастера, не имеющие возможности приобретать материал на свои средства, работали на хозяев.

Динамика цен на мелочные ювелирные изделия

Изделия Цена, копеек

Бронзовые изделия

Кольцо 2

Серьги, за пару 2

Крест отбеленный 2

Серьги с зеленой и красной разрисовкой, за пару 1

Серьги с зеленой, красной и синей разрисовкой, за пару 1,5

Серьги с белыми камнями, за пару 1,5

Серьги с белыми, красными и синими камнями, за пару 2

Серьги стразовые с синими и зелеными вставками, за пару 3

Булавка 5

Часовая цепочка 17

Браслет со стразами 17

Бронзовые изделия с. Сидоровское

Перстень с чернью 10

Перстень с поддельными стразами 10

Кольца с синей и красной вставками S

Серьги под названием «польки», за пару 4

Серьги «змейками» бронзовые вызолоченные, за пару 20...30

Серебряные изделия с. Сидоровское

Кольцо со стразами 25

Кольцо с поддельной бирюзой и гранатами 15

Все выработанные изделия сбывались торговцам-прасолам в с. Сидоровском, отправлялись в Москву и Петербург, а затем их развозили и продавали по всей России. Для скупки товара прасолы специально нанимали торговые лавки, где имелись всевозможные товары, в том числе и необходимые для изготовления ювелирных изделий. Крестьяне, не имея иной возможности, вынуждены были обменивать свою продукцию на имеющийся в лавке товар, часто не нужный и продававшийся «процентов на двадцать дороже настоящей стоимости», а затем перепродавать его в другие лавки, но уже со скидкой, таким образом теряя в цене дважды, как при «покупке», так и при продаже. Отмечалось, что промысел крестьян был «по милости прасолов настолько неблагодарен, что едва оправдывал дневное пропитание и кроме бедности ничего не приносил». В связи с развитием ювелирного производства в пяти деревнях Сидоровской волости стал развиваться промысел гранения камней [2].

Развитие ювелирного промысла в этот период сдерживалось часто встречающимися фактами подделки серебряных изделий и замены их медными. По имеющимся сведениям мастера, торговцы и старосты постоянно уклонялись от правил пробирного надзора, проба накладывалась пробирными мастерами только на 1/10 части изделий, а на остальной части — самими мастерами «поддельно и большею частью несоразмерного достоинства». Подобная

Таблица 2 «недобросовестность исполнения работ» значительно подрывала доверие покупателей, а ювелирные изделия красносельских мастеров не выдерживали конкуренции «с подобными изделиями мастеров других местностей Империи (Москвы и С. -Петербурга) и заграничными изделиями». Поэтому высказывалось мнение о необходимости повышения мастерства местных мастеров «посредством их ознакомления с теми техническим усовершенствованиями, какие достигнуты в этой области в последнее время путем приглашения в с. Б. Красное хорошо знакомого с этим делом и могущего выполнить эту задачу хотя бы одного мастера из С. -Петербурга или Москвы» [3]. Впоследствии (1904 г.) «с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий» в с. Красное была создана художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела. Это было первое учебное заведение для российских кустарных ювелирных промыслов, преподавателями которого стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище.

Мастерство ювелиров, техника изготовления ювелирных изделий постоянно совершенствовались, расширялся их ассортиментный список. К середине 1930-х гг. была освоена новая техника скани (филигрань), которая стала ведущей в работах местных мастеров. Это позволило красносельским ювелирам в 1937 г. принять участие в международной выставке ювелирных изделий в Париже, а позднее неповторимая серебряная скань не раз восхищала посетителей всероссийских и международных выставок в Монреале, Праге, Осаке.

В первой половине ХХ в. ювелирное производство осуществлялось в форме промысловой кооперации и было сосредоточено «в руках» многочисленных промысловых артелей и колхозов. Так, в 1918 г. в с. Подольское была организована промартель «По заветам Ильича», которая имела широкую известность. Артель занималась изготовлением колец, браслетов, медальонов, серег, брошей, пользующихся высоким спросом у населения. Известный красносельский мастер-гравер Л. Метлин, работавший в то время в этой артели,

позднее писал: «... мне 83 года, продолжаю работать, болею за свою артель» (1955 г.) [7].

В предвоенные годы красносельские ювелирные изделия завоевали прочное место в ассортименте лучших магазинов столичных городов, что позволило значительно увеличить их выпуск, улучшить качество, внедрять в производство новые образцы. Так, в 1936 г. красноселы изготовляли ювелирных изделий на 4 млн руб., в 1937 г. уже вдвое больше, а в 1938 г. — на 11 млн руб. В 1940 г. выпуск ювелирных изделий достиг более 20 млн руб. За пять лет (с 1932 г. по 1937 г.) число рабочих ювелирного производства увеличилось более чем в три раза (с 308 до 988 чел.) [16].

Возрождение ювелирного производства в с. Красное было прервано Великой Отечественной войной, на фронт уходили лучшие мастера-ювелиры. Из 15 ювелирных артелей работали только в селах Красное, Сидоровское и Подольское, причем их производство было переориентировано на выпуск товаров, необходимых для военных нужд (алюминиевые ложки, кружки, гвозди, звездочки для погон и т. д.). Ювелирные изделия в это время составляли лишь 6 % от общей суммы выпускаемой продукции.

В послевоенные годы красносельский ювелирный промысел постепенно возрождался, в том числе и в окрестных колхозах. Отмечалось, что «.только местная промысловая артель «Красный кустарь» ежегодно производила продукции на 17—20 млн руб.» [14]. В промысловом колхозе им. 18-й партсъезда Красносельского района был построен новый производственный цех по выработке ювелирных изделий широкого потребления, где «будут работать 150 ювелиров, которые раньше выполняли заказы на дому» [12]. К 1949 г. областной ювелирно-художественный промысловый союз объединял 17 промысловых артелей и промкол-хозов, которые «за 10 мес. выработали продукции более чем на 20 млн руб.» [16].

Однако при этом нужно отметить, что советское время — это время директив, лозунгов и деклараций о немыслимо высоких показателях выполнения и перевыполнения плановых заданий, о непомерном увеличении производительности труда, о миллионных показателях валовой продукции и стремительном росте доходов ювелирного промысла. К примеру, отмечалось, что артель «Новый труд» с. Сидоровское, работавшая в системе областного Ювелирсоюза, достигла высоких показателей в своей деятельности, а «.с пуском нового сверлильного станка производительность труда по сверловке

изделий повысилась на 300—400 %». Коллектив промартели «Красносельский ювелир» «.ко дню открытия 21-го съезда выполнит план выпуска валовой продукции по ювелирным изделиям на 2,5 млн руб.». Рабочие артели «Красный кустарь», где работал экспериментальный цех, осваивали выпуск новых ювелирных изделий. Мастерами цеха создавались оригинальные коробки для орденов, большие декоративные вазы, спортивные кубки, «.посетители зала подарков Сталину рассматривали крошечный чайный сервиз из серебра с позолотой массой 25 г, произведение Л. Метлина» (1951 г.) [15]. Ювелирное производство промколхоза «Искра Октября» (1959 г.) было ориентировано на изготовление позолоченной, серебряной, мельхиоровой посуды с гравировкой, а также на выпуске мелких изделий (колец, серег). К 21 съезду партии рапортовали: «.готовим продукции за месяц на 190 тыс. руб. только отличного качества».

Таким образом, на товарных ярлыках многочисленных ювелирных изделий стояли марки красносельских ювелирных артелей [10].

Долгое время развитие ювелирного промысла сдерживалось отсутствием достаточной производственной базы. С конца 1950-х гг. начался новый этап в развитии ювелирного производства в Красносельском крае. Именно тогда техника филиграни получила наиболее широкое распространение. К этому времени бывшая артель «Красный кустарь» была преобразована в ювелирную фабрику, а затем — ювелирный завод.

Нет сомнения в том, что советское время — это время подъема и развития красносельского ювелирного промысла. Однако сейчас сложно понять, что скрывалось за лозунгами и отчетными докладами. Были ли формализованы декларируемые показатели и в какой степени? Был ли оправданным ювелирный промысел в качестве подсобного промышленного производства на сельскохозяйственных предприятиях? Обо всем этом свидетельствуют факты истории дальнейшего развития ювелирного промысла.

В 1960—1970-х гг. возрождать исконно народные промыслы стали силами многих колхозов страны, сохраняя исторические традиции, способности и навыки населения. «Где-то вяжут варежки и носки, где-то ткут вручную ковры, делают изящные сувениры, где-то лопаты, топоры.». К развитию колхозных промыслов призывали 23-го и 24-го партийные съезды. Это направление было обозначено как «.добыча дополнительных капиталов, сбережения зимних ресурсов труда., предусмотреть

там, где это целесообразно, создание в сельской местности сезонных филиалов соответствующих промышленных предприятий». Таким образом, появилась такая новая форма разделения труда, как кооперация колхозов (совхозов) с заводами и фабриками. Красносельский ювелирный промысел в это время называли «второй тягой сельского хозяйства», в нем было занято 680 колхозников восьми колхозных мастерских, а Главювелирпромом ежегодно выделялось в качестве сырья 30 т цветных металлов и по 60 кг серебра и золота. Областное руководство с периодическим постоянством повышало плановые задания и определяло новые рубежи производства ювелирных изделий колхозными мастерскими. Выполняя областные директивы, в районе планировалось открыть еще пять мастерских на 500 рабочих мест. Это объяснялось тем, что ювелирные мастерские приносили значительные доходы, которые по своим объемам были сравнимы с размером доходов основного производства. Таким образом, казалось бы, была определена перспектива дальнейшего развития колхозов и совхозов и социальной сферы села в плане разумного сочетания основного сельскохозяйственного производства и ювелирного промысла. Но формализм и парадоксальность ситуации заключались в том, что прямого дохода колхозам ювелирный промысел не приносил — только косвенный, сохраняя рабочий коллектив. Все мастерские, подчиняясь областному управлению местной промышленности, обязаны были отдавать «начальству» 95 % (!!!) всей прибыли. Ю. В. Исин, председатель благополучного передового колхоза «Красный прибой», в своем интервью корреспондентам сетовал: «.хорошие изделия у нас не залеживаются даже в единичном экземпляре. Все продаем. Получаем прибыль от мастерской — полмиллиона в год. А от земли — в три с половиной тысячи га и от животноводства — миллион. Ювелирная мастерская дает колхознику зимний заработок. Но коллектив в целом от нее почти ничего не имеет. Пять процентов — гроши..». Для того чтобы купить новое оборудование для мастерской или расширить производство, дать премии ювелирам, «.опять малы возможности, необходимо брать у государства кредит или залезать в доходы от земледелия».

В колхозе с. Густомесово в ювелирной мастерской были заняты около пятидесяти колхозных девушек и женщин. Всю зиму они были заняты работой в качестве ювелиров, «.исправно давая бюджету до 260 тыс. руб. прибыли,.с учетом этой реальности каждый гектар земли в Густомесове

дает по 600 руб. прибыли». Это был немыслимо высокий по тем временам уровень доходности, для сравнения — затраты на гектар пашни в среднем по району составляли 143 руб. Но все та же несправедливость, «ясли и клуб — надо брать с земли, племенной скот — в кредит. Но продукция-то реальна, пополняет бюджет.».

Подобная ситуация складывалась во всех колхозах, имеющих ювелирные мастерские, экономический эффект деятельности которых был налицо, а реальные доходы колхоза — мизерные. «Представляете, если бы все полмиллиона перешли в распоряжение колхоза, как это заведено, например, гатчинскими колхозными промыслами Ленинградской области или подмосковными. О, тогда и расширяли бы мастерскую и совершенствовали ювелирное дело. Да разве отпустит от себя «начальство» колхозные ювелирные промыслы? От них, от восьми, оно получает доходов больше, чем дают ему все многочисленные разнообразные предприятия местной промышленности.», — размышлял в своей беседе с корреспондентом Ю. В. Исин [17].

Судя по имеющимся фактам, с полной уверенностью можно сказать, что ювелирный промысел имел широкие возможности и перспективы своего развития в «симбиозе» с сельскохозяйственным производством, как следствие, это может способствовать решению проблем социально-экономического характера и подъему сельской экономики Красносельского района в целом.

Экстраполяция исторических событий на современный период позволяет сделать предположение, что рациональное сочетание сельскохозяйственного (основного) и ювелирного (подсобного) производств и разумный адекватный подход к распределению полученной прибыли могут обеспечить стабильное развитие предприятия и нивелировать остроту многочисленных назревших проблем социального характера.

По состоянию на 1 октября 2007 г. на территории Красносельского муниципального района числилось 427 ювелирных предприятий, из которых 81 — зарегистрировано в форме юридического лица, а 346 — как индивидуальные предприниматели. Такая высокая концентрация ювелирных предприятий в одном районе обусловлена рядом объективных факторов, к которым можно отнести следующие:

• сохранение самобытности и передача из поколения в поколение опыта и традиций изготовления ювелирных изделий;

• расположение на территории района пробирной палаты, осуществляющей клейме-

ние ювелирных изделий. Красносельский район — единственный в России, где производство ювелирных изделий и пробирная палата расположены на одной территории, что является бесспорным преимуществом перед производителями других регионов; • наличие на территории района единственного в стране училища художественной обработки металлов, профилирующее назначение которого — подготовка высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности. Благодаря этим и другим факторам за последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа предприятий и предпринимателей, желающих заниматься ювелирным производством. Так, только за один год (2007 г. по сравнению с 2006 г.) прирост числа зарегистрированных предприятий составил 16 юридических лиц и 58 индивидуальных предпринимателей. При этом следует отметить, что более 70 % индивидуальных предпринимателей и 50 % юридических лиц занимаются непосредственно изготовлением ювелирных изделий, в то время как оставшаяся часть — оптовой торговлей. За 2006 г. объем производства ювелирных изделий из золота и серебра составил соответственно 7324,4 кг и 3592,4 кг. Соотношение количества и массы произведенных изделий свидетельствует о том, что масса одного изделия из золота в среднем составляет 2,70 г. и из серебра — 3,22 г. Таким образом, очевидно, что производство ориентировано в основном на российского потребителя с невысоким уровнем дохода [13].

Несмотря на то, что на большинстве предприятий труд по-прежнему остается кустарным, наблюдается стремление крупных предприятий к высокотехнологичному производству. Данная тенденция обусловлена высокой конкуренцией среди производителей ювелирных изделий, а также предстоящим вступлением России в ВТО. Последнее обстоятельство сегодня наиболее актуально, поскольку красносельским ювелирам предстоит конкурировать с производителями Германии, Италии, Швейцарии, Турции, Индии. По мнению руководителя компании «Р. О. С. Ювелирэкспо» Александра Рыбакова, «.задача в ювелирном сообществе одна: укреплять ювелирный рынок России. Если мы не подготовим ювелирный рынок к вступлению в ВТО, он рухнет» [18]. В этой связи изучаются зарубежные технологии обработки металлов, позволяющие увеличить производительность труда, повысить качество и снизить стоимость продукции.

Деятельность ювелиров-предпринимателей связана с множеством проблем, обусловленных различными причинами. Многие из предпринимателей работают на «давальческом» сырье, т. е. производят продукцию из материала заказчика. Одной из причин этого является сложность оформления кредита и недостаток собственных оборотных средств для его обеспечения. Ситуация принимает вид замкнутого круга, когда недостаток средств для покупки сырья (золотых слитков) вынуждает предпринимателей брать достаточно обременительные кредиты, и в то же время оформление кредита крайне проблематично из-за недостатка тех же оборотных средств для его обеспечения. По данным неофициальных источников, в подобной «патовой» ситуации предприниматели вынуждены пользоваться услугами теневой системы кредитования, что связано для них с повышенными рисками, а бюджет недополучает налоги. В то же время увеличение объемов производимых ювелирных изделий связано с явно недостаточной «пропускной» способностью пробирной палаты, что крайне негативно сказывается на результатах деятельности, в первую очередь индивидуальных предпринимателей. По мнению Ильи Фомина, директора костромской компании «Алмаз-Контакт», единственным сдерживающим фактором развития своего производства являются длительные сроки клеймения продукции. По этой причине их бизнес принес доход в три раза меньше ожидаемого, и предприятие перестало быть самоокупаемым.

По нашему мнению, социально-экономическое значение местных промыслов должно заключаться в усилении их влияния на формирование доходной части бюджета, в первую очередь — местного. В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом в бюджеты муниципалитетов поступает 10 % от налога на доходы физических лиц. Учитывая тот факт, что на большинстве предприятий официальная заработная плата в 5—6 раз превышает неофициальную, можно сделать вывод о том, что бюджет Красносельского муниципального района недополучает значительные суммы налога. В этой связи руководитель Костромского ювелирного завода Валерий Сорокин ратует за ликвидацию мелких производителей ювелирных изделий, объясняя это тем, что на сегодняшний день 97 % налогов в бюджеты всех уровней платят всего три из почти 700 предприятий ювелирной промышленности Костромской области. Это Костромской ювелирный завод, «Красносельский ювелирпром» и Костромская ювелирная фабрика «Топаз».

Трудностей, с которыми приходится сталкиваться производителям ювелирных изделий, достаточно много, но бесспорен тот факт, что развитие ювелирного производства в Красносельском районе Костромской области связано с сохранением и возрождением исторических и культурных ценностей и традиций местного населения. Кроме того, этот вид промысла способствует развитию несельскохозяйственной занятости, что в свою очередь является одним из возможных направлений развития аграрного производства и сельских территорий в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрович Ю. 260 лет пробирного надзора. //Газета «Красное Приволжье», 19 марта 1960 г.

2. ГАКО1. Фонд 161, оп. 1, дело 641. Костромской губернский статистический комитет: Краткий отчет о промысле крестьян с. Красное и Красносельской волости.

3. ГАКО. Фонд 161, оп. 1, дело 641. Краткий отчет о промысле крестьян с. Красное и Красносельской волости.

4. Действие Костромской местной 1-го разряда Пробирной палатки (из данных статистического комитета) //Газета «Костромские губернские ведомости». № 7, 17 февраля 1862 г.

5. Замечания на материалы для географии и статистики России, собранные офицерами гене-

1 ГАКО — государственный архив Костромской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рального штаба, Костромская губерния. Составитель Я. Крживоблоцкий //Газета «Костромские губернские ведомости». № 34, 1 сентября 1862 г.

6. Красносельский ювелирный промысел. — www. kmtn. ru/~kultura

7. Метлин Л. В поисках нового в ювелирном деле //Газета «Северная правда». 15 октября 1955 г.

8. Новый ювелирный цех //Газета «Северная правда». 13 октября 1946 г.

9. О кустарной промышленности Костромской губернии. //Газета «Костромской листок». 24 октября 1899 г.

10. Пелевин В. Успехи красносельских ювелиров // Газета «Красное Приволжье». 21 января 1959 г.

11. Промыслы сельского населения. Состояние хлебов и трав в Костромской губернии в 1-й половине июня 1897 г. — Кострома, 1897. С. 30—50.

12. Статистика. Производительные и промышленные силы г. Костромы в 1861 г. //Газета «Костромские губернские ведомости», № 24, 23 июня 1862 г.

13. Статистические данные Верхне-Волжской инспекции пробирного надзора.

14. Стальное В. У красносельских ювелиров // Газета «Северная правда». 28 сентября 1951 г.

15. У красносельских ювелиров. //Газета «Северная правда». 19 августа 1947 г.

16. Успехи красносельских ювелиров //Газета «Северная правда». 11 ноября 1949 г.

17. Черниченко Ю. Русский чернозем. — М.: Изд-во «Современник». 1977. С. 76—196.

18. Ювелирное обозрение. Июль 2007.

Подписка eUBRAIty.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.