бог в помощь...
социально-экономическое содержание
государственного предпринимательства
В общей структуре экономики стран с различным уровнем развития государственное предпринимательство выступает как один из существенных элементов бизнеса и занимает особое место. Периодически такая ситуация изменяется, в частности, в связи с цикличностью процессов приватизации и национализации. Однако, несмотря на все трансформации в большинстве стран позиция государства в сфере производства остается стабильно прочной.
Проблема эффективного хозяйствования государства в новых условиях приобретает особую остроту. Для индустриально развитых стран государственное предпринимательство - типичное экономическое явление. Для стран с переходной экономикой - сравнительно новый элемент бизнес-системы и поэтому нуждается в теоретическом осмыслении, В некоторых странах, например, во Франции вместе с филиалами сегодня насчитывается несколько тысяч государственных предприятий, на долю которых приходится около 1/5 валового национального продукта страны. На них занято около 14% трудоспособного населения. В США в государственном секторе работает около 40% трудоспособного населения . В современной отечественной и зарубежной литературе даются многообразные трактовки государственного предпринимательства, отражающие различные подходы к пониманию его роли и значения в экономической деятельности. Двойственное отношение к роли государства в экономике порождает сложность осознания его роли как предпринимателя, осо-
Фатхутдинов Р.Р.
соискатель кафедры
"Экономическая
теория и право"
Казанского
государственного
технического
университета
им. АН. Туполева
(КГТУ-КАИ)
бенно в современных условиях трансформации экономических систем. С одной стороны, госпредпринимательство рассматривается как один из прямых методов государственного регулирования, а с другой стороны как метод организации и координации социально-экономических процессов.
Следует отметить, что традиционное представление о госпредпринимательстве связано с рассмотрением его как механизма рыночного взаимодействия государственных и частных структур - фирм. Вместе с тем, не определено -всякое ли рыночное взаимодействие государства и предпринимательских структур можно отнести к госпредпринимательству, и всегда ли оно эффективно.
По постулатам неоинституциональной теории ударственное предпринимательство можно ределить как институт экономической систе-_ мы, в рамках которого устанавливаются и гарантируются определенные нормы и правила
_ взаимоотношений различных экономических
_ субъектов - государства, фирм и домохозяйств.
_ Институты государства структурируют действия экономических субъектов, снижают неопределенность экономической среды, более
_ четко определяют поведенческие ожидания хо-
_ зяйствующих субъектов, санкционируют дейст-
_ вия и модели их поведения. На всемирном бан-
_ ковском Конгрессе отмечалось значение институтов в экономической системе, как гарантов обеспечения экономического роста.
_ С этих позиций, институт госпредпринима-
_ тельства относится нами к одному из основных
_ институтов экономической системы. Более того, это особый институт, связывающий на основе рыночных и неры-двойственное отношение к роли ночных механизмов воедино деятельность та_государства в экономике ких институциональных структур как фир-
порождает сложность мы, домохозяйства и государство, и придаю-
осознания его роли как щий их функционированию более целена-предпринимателя правленный и социаль-
но ориентированный институт характер.
в литературе отражены госпредпринимательства
разные позиции отно-
сительно будущих мас- относится нами к одному
штабов развития госу-
дарственного предпри- из основных институтов
нимательства: от необ- _
ходимости его резкого экономической системы
сокращения до существенного расширения его рамок, однако значение его остается неизменным, поскольку государственный сектор выполняет важные функции макрорегулирования, в известной мере формирует государственные финансы, бюджет, его доходы и расходы.
Масштабы государственного сектора в тот или _
иной период развития экономики претерпевают изменения. Так, в России проводимая в на- _
чале реформ политика снижения роли государства в регулировании экономики, нашла свое преимущественное отражение в снижении доли государственного сектора. За 10 лет _
(1991-2001 гг.) доля государственного и муни- _
ципального имущества в промышленности _
России в результате массовой приватизации
снизилась с 85-90 % до 5% в количестве пред- _
приятий, до 10% - по объему продукции и 15% - _
по численности работающих. Вместе с тем, учитывая активные процессы приватизации и акционирования предприятий, развития частной инициативы и малого предпринимательства, за последние три года экономического подъема российской экономики, доля государственных предприятий в общей структуре распределения практически не
изменилась и осталась на уровне 5-6%. _
На наш взгляд, государственное предпринимательство можно определить как комплекс институтов, обеспечивающих воспроизводство _
благ и услуг с участием государственного капитала, имеющих социально ориентированный характер. Исходя из сущностных характе- _
ристик предпринимательства, как такового, нетрудно сделать вывод о том, что государственное предпринимательство не может не отли-
чаться определенной спецификой, вытекающей из характера самого его субъекта. С точки зрения субъектов, государственный сектор включает в себя министерства, учреждения социального обеспечения и государственного здравоохранения, государственные учебные заведения, правоохранительные органы, вооруженные силы, местные органы власти, и т.д. Но собственно предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия, которые занимаются производством различного рода благ и услуг. Цели, способы реализации, а также критерии эффективности государственного предпринимательства отличаются от аналогичных параметров оценки частного предпринимательства. Не ко всем предприятиям государственного сектора применимы критерии рентабельности и обязательной коммерческой выгоды, поскольку в своей предпринимательской деятельности государство исходит также из общенациональных социально-экономических и политических интересов. Особенно государство интересуется теми отраслями производства, которые в той или иной степени связаны с обеспечением национальной безопасности. Во всем многообразии выполняемых государством обязанностей приоритетной представляется функция организации производства. В отношении ее допускаются различные терминологические трактовки. Используя чаще всего категории «госсобственность» и «госсектор», многочисленные авторы государственное производство неизменно выделяют как отдельную структуру.
По нашему мнению, основное отличие госпре-диринимательства от производства частного сектора состоит в том, что его целью не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих, ставятся
_государственное
предпринимательство
не может не отличаться
определенной спецификой, вытекающей из характера самого его субъекта
и многие социально- критерии эффективности
экономические задачи,
связанные с решением государственного ключевых общенацио-
нальных проблем. к предпринимательства
ним относятся поддер-
жание целостности об- отличаются от аналогичных
щественного воспроиз-
водственного процесса, параметров оценки частного
сглаживание цикличес-
ких колебаний, обеспе- предпринимательства чение технологического прогресса и структурных сдвигов, проведение региональной политики, содержание и развитие социальной инфраструктуры, охрана окружающей среды, недопущение в обществе критических социальных напряжений и т.п.
Госпредприятия, тем самым, выступают в каче- _
стве важных «проводников» государственного _
воздействия на экономику и в своей совокуп- _
ности образуют одну из основ, опираясь на ко- _
торые государство получает возможность выполнять свои многообразные функции.
Таким образом, развитие и функционирование _
госсектора адекватно условиям демократического развития общества. Именно, исходя из этого, государственное производство в институциональном аспекте можно определить как государственный производственный сектор, представленный не только собственно госпредприятиями, но и акционерными обществами с участием государственного капитала. Причем, как справедливо считают специалисты Института экономики переходного перио (ИЭПТТ) и Института стратегического анализ; и развития предпринимательства (ИСАРП), особенностью акционерной собственности в промышленности является довольно значимая доля государства в составе акционеров предприятий. По данным проведенного ими опроса руководителей предприятий различных регионов России, она составляет 9,5% по выборке в целом, а на предприятиях, где госструктуры входят в число собственников, она достигает 25%. В отраслевом разрезе отличались машиностроение и пищевая промышленность, где
бог
госпредприятия доля государственной и
муниципальной собст-выступают венности составила более 8%
в качестве важных Госсектор может функционировать в различ-
_ "проводников" ных режимах. Один из
них - режим госпроиз-государственного водства, синтезирующий в себе институцио-
воздействия на экономику нальный и функцио-__нальный аспекты экономического роста. Содержательная характеристика данной категории вызывает необходимость выделения нескольких типов предприятий, сходных по механизму хозяйствования. Подобное разграничение присутствует в разработках многих зарубежных и отечественных ученых.
__Большинство отечественных авторов считает,
что государственное предпринимательство является одним из трех видов вмешательства государства в производство наряду с государст-
_ венной монополией коммерческого характера
и государственным субсидированием частного сектора.
Государственная монополия коммерческого характера служит, в основном, фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции, как взрывчатые вещества, спички, соль, спирт, и т.д. Прямые государственные суб_ сидии и займы частному сектору, как и госпредпринимательство, применяются в тех случаях, когда рыночные силы сами не в состоянии обеспечить достижение целей развития отдельным предприятием, отраслью, районом _ или народным хозяйством в целом.
по.
1 Савченко ВЕ. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М.: Экономика. 2000. -с.75-76.