ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 332.1 МУДРЕЦОВ АНАТОЛИИ ФИЛИППОВИЧ
д.э.н., главный научный сотрудник лаборатории экономического регулирования экологически устойчивого хозяйствования, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,
e-mail: [email protected]
ТУЛУПОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
д.э.н., заведующий лабораторией экономического регулирования экологически устойчивого
хозяйствования, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,
e-mail: [email protected]
ПРУДНИКОВА АННА АНАТОЛЬЕВНА
к.э.н., доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва,
е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ1
Аннотация. Предмет/цель. Рассмотрены принципы устойчивого развития социально-экономических систем. Цель исследования — разработка теоретико-методологических положений сбалансированного развития общества и окружающей среды в соответствии с концепцией устойчивого развития и уточнением роли человека как центрального звена эко-социо-экологической системы, являющегося не объектом, а субъектом развития. Методология. Проведено исследование одного из наиболее перспективных подходов к устойчивому развитию страны, подробно рассмотрены основные составляющие новой концепции устойчивого экономического развития и их взаимосвязь. Результаты. Показана необходимость переориентации экономики от развития на базе преимущественно сырьевых ресурсов на активное использование неисчерпаемых возможностей наукоемких технологий и человеческих ресурсов. Рассмотрены предпосылки, способствующие переходу к новой экономике: высококвалифицированные кадры, высококачественный и признанный научный комплекс, интеграционный рынок, что предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать научно -технический прогресс. Сделаны предложения по выделению с точки зрения инновационного развития наиболее перспективных высокотехнологичных отраслей России. Выводы/ значимость. Становление на путь устойчивого развития страны требует выполнения следующих задач: достижение мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения; формирование условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала; построение эффективной, ориентированной на конечный результат социальной инфраструктуры; создание соответствующей системы управления развитием, включая механизмы поддержки инновационной и инвестиционной активности. Применение. Рассмотренные в статье механизмы могут быть использованы для совершенствования и модернизации социально-экономического развития страны в соответствии с принципами устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, новая экономика, инновационное развитие.
MUDRETSO V ANA TOL Y PHILIP PO VICH
Doctor of Economic Sciences, Chief Research Associate of the Laboratory of Economic Regulation of the Environmentally Sustainable Economy, FSBIS "Institute of Market Problems" of the RAS,
e-mail: [email protected]
1 Исследование выполнено в рамках государственного задания № 007-01632-17-00.
TULUPOV ALEXANDER SERGEEVICH
Doctor of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Economic Regulation of the Environmentally
Sustainable Economy of FSBIS "Institute of Market Problems of the RAS",
e-mail: tul@bk .ru
PRUDNIKOVA ANNA ANATOLIEVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of FSEBI of HE "Financial University affiliated to the Government of the RF', Moscow,
e-mail: [email protected]
SOCIAL-ECONOMIC DE VELOPMENT OF RUSSIA
Abstract. Subject/goal. We have discussed the principles of sustainable development of social-economic systems. The goal of the study is the development of theoretical-methodological provisions of the balanced development of society and the environment in accordance with the concept of sustainable development and adjusting the role of a human as the central link of the environmental and social system that is not an object but a subject of development. The methodology. We have performed a study of one of the most promising approaches for a sustainable development of the country, we have discussed in detail the main components of the new concept of sustainable economic development and their interconnection. The results. We have shown the need to re-orient the economy from the development based mostly on raw material resources to an active use of inexhaustible possibilities of science-driven technologies and human resources. We have discussed the prerequisites promoting a transition to a new economy: highly qualified human resources, high quality and widely recognized scientific complex, an integrational market that stipulates a significant change in the mechanisms and structure of the economic growth. Its main source has to be the scientific and technical progress. We have provided suggestions on how to distinguish the most promising high technology industries in Russia from the point of view of innovative development. The conclusions/importance. Settling on the road of sustainable development of the country requires fulfillment of the following tasks: achieving world standards of financing of science, education and healthcare; forming conditions for effective use of qualified labor and improving the quality of human capital; building an effective, oriented on the final result social infrastructure; creating the appropriate system of management of development including mechanisms of supporting innovative and investment activity. The application. The mechanisms discussed in the manuscript may be used to improve and modernize the social-economic development of the country in accordance with the principles of sustainable development. Key words: sustainable development, a new economy, innovative development.
В современных условиях социально-экономическое развитие любого государства должно соответствовать принципам устойчивости социально-экономических систем, основы которых были заложены на Конференции 1972 года в Стокгольме, положившей начало разработке экологической политики не уровне государства, а также экологического движения в глобальном масштабе и, как следствие, новой концепции устойчивого развития человечества. Концепция устойчивого развития была впервые официально обозначена в докладе «Наше общее будущее» (1987). Данная концепция интерпретируется как развитие, в котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не ставя под угрозу способность удовлетворить потребности будущих поколений [20]. Однако данная идея была официально признана только в 1992 году на Международной конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где после работы Комиссии Г. Х. Брундтланд был принят новый принцип мирового развития, получивший название Sustainable development.
Концепция устойчивого развития возникла в результате объединения трех основных компонентов: экономического, социального и экологического. При этом достижение устойчивого развития представляет собой сложную задачу, поскольку все компоненты концепции должны быть сбалансированы. В то же время важно учитывать, что взаимодействие экономических и социальных элементов создает решение таких задач, как достижение справедливости (например, в отношении распределения доходов) и оказание адресной помощи бедным. Взаи-
модействие экономических и экологических компонентов приводит к необходимости оценки, интернализации экологических издержек и использования экономических методов для покрытия расходов, связанных с возникновением внешних эффектов. Связь между социальными и экологическими элементами требует обеспечения прав будущих поколений на благоприятную природную среду и участие всего населения в его сохранении. Природные ресурсы Земли являются общим достоянием всего человечества, включая будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее загрязненным и истощенным [13].
Важнейшим гарантом устойчивого развития является так называемая новая экономика, которая формируется на стыке пятого и шестого технологических укладов, основанных на электронике, компьютерных и космических технологиях, биотехнологиях, новейших источниках энергии, телекоммуникациях. В основном это отрасли с высокой удельной массой нематериального, человеческого капитала: информационные и коммуникационные технологии, образование, наука и интеллектуальные услуги (консалтинг) [4]. В результате экономика пользуется огромной выгодой, в частности, быстрым ростом производительности, доходов, низкой безработицей и умеренной инфляцией в результате синергетического отношения технологий, деловой практики и экономической политики [30]. Выделим отличительные черты новой экономики: динамика, инновации, сетевая экономика [36], наука, массовая индивидуализация (англ. masscustomization).
При этом следует иметь в виду, что, несмотря на всеобъемлющий характер грядущих изменений [12], до сих пор нет ни одной страны, где бы новая экономика полностью заменила существующий уклад экономических отношений. В связи с этим пока можно говорить лишь о приближенности какой-либо страны к описанным идеалам.
Базой для новой концепции устойчивого экономического развития является широкий учет факторов окружающей среды [27]. Важность учета экологического фактора предопределяет выполнение обязательных экологических требований, которые должны быть установлены в законодательных и нормативных документах, направленных на обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды, защиты здоровья человека и генетического фонда. Таким образом, можно сказать, что экологическая составляющая устойчивого развития предполагает обеспечение целостности и жизнеспособности биологических и физических природных систем, от которых, в свою очередь, зависит глобальная стабильность всей биосферы, тогда как экономическая составляющая направлена на оптимизацию использования экологически чистых технологий, создание экологически безопасных продуктов, минимизацию отходов.
Концепция устойчивого развития по своей сути основана на балансе человеческой жизни в окружающей среде, экономике и социальной сфере. При этом социальная составляющая устойчивого развития предполагает, что человечество выступает в качестве центрального или основного звена эко-социально-экологической системы, а человек является субъектом развития. Это означает, что человек должен участвовать в процессах, составляющих сферу его жизни, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их реализацию. Специфика устойчивого развития заключается именно в том, что определяющим фактором являются величина, качественные характеристики и жизненный уровень человеческого потенциала, понимающегося как совокупность физических и духовных сил населения, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и социальных целей [28]. В современном мире человеческий потенциал выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста, поскольку от его состояния зависит использование всех других ресурсов развития. Среди компонентов национального богатства любого государства ведущую роль играет человеческий потенциал. По данным Всемирного банка, в развитых странах человеческий капитал как экономическое выражение человеческого потенциала страны колеблется от 68 % до 76 % от общего национального богатства. То есть основная доля национального богатства принадлежит людям. Таким образом, можно сказать, что основой человеческого потенциала является демографическая составляющая, определяемая численностью и возрастно-половым составом населения, который представляет собой сбалансированную систему количественных и качественных характеристик развития населения, показывающую:
- основной ресурс и основу для инновационного развития;
- основной стимул инновационного развития, который представляет растущий устойчивый спрос на инновации [8].
В то же время важно отметить, что современная демографическая ситуация в России далеко не идеальна. Так, население России на январь 2016 года, даже с учетом населения Крыма, составляло всего 146 520 млн человек, тогда как даже в 2000 году оно составляло 146 890 млн человек. Согласно прогнозам, население России будет с каждым годом уменьшаться. Меры по стимулированию рождаемости не приведут к стабилизации численности населения. В сложившихся условиях одним из наиболее перспективных подходов устойчивого развития страны является инвестирование в так называемый человеческий капитал: в образование и здоровье нации [29]. При этом достижение устойчивого и качественного экономического роста будет происходить не за счет увеличения традиционных факторов производства (сырьевых ресурсов, численности занятых и объема основного капитала), а на основе увеличения числа изобретений и их активного внедрения в экономику через венчурный бизнес, а также посредством широкого использования новых информационных и коммуникационных технологий.
Отметим, что на современном этапе развития мировой и отечественной экономики, характеризуемым переходом к постиндустриальной фазе развития, человеческий капитал является ведущим фактором в производстве и экономическом росте по сравнению с финансовыми и природными ресурсами. Сегодня человеческий капитал является показателем конкурентоспособности как страны в целом, так и каждого предприятия.
При этом, несмотря на «веление времени», Россия оказалась не готова к новой экономике. Основными препятствиями можно считать отголоски «шоковой терапии», а именно: «сырое проклятие», низкую инвестиционную привлекательность, «утечку мозгов», отсутствие взаимосвязи между наукой, образованием и бизнесом. Современный рынок характеризуется быстрым развитием новых сфер экономики и постоянной модернизацией технологических процессов в различных отраслях промышленности, что, естественно, приводит к тому, что требования к способностям рабочего, его знаниям и профессиональным навыкам, компетентности и мобильности увеличены. В этой связи развитие вопросов теории человеческого капитала в наше время очень актуально, поскольку позволяет нам изучать с общей точки зрения многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность финансовых ресурсов, вложенных в человеческий фактор. Однако в российских условиях экономическая и социальная значимость инвестиций в человеческий капитал недооценивается из-за отсутствия систематической статистической регистрации инвестиций в стоимостную форму ввиду некачественного характера многих преимуществ от инвестирования в человека, а также отсутствия практических методов оценки накопленного человеком капитала. В условиях глобального кризиса, вызвавшего значительное падение цен на энергоносители, вопрос экономического роста нашей страны ставится под сомнение, поскольку он в значительной степени зависит от экспорта нефти и другого сырья. Необходимо переориентировать экономику на развитие, основанное прежде всего на неисчерпаемых возможностях наукоемких технологий и человеческих ресурсов. В отличие от природных ресурсов человеческий капитал пополняется [11], что может обеспечить устойчивость экономического развития России.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в России сохраняются факторы, способствующие переходу к новой экономике: высококвалифицированные кадры, высококачественный и признанный научный комплекс, интеграционный рынок.
На сегодняшний день важнейшими направлениями государственной политики должны являться: достижение мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения; построение эффективной, ориентированной на конечный результат социальной инфраструктуры; формирование условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала; создание соответствующей системы управления развитием, включая механизмы поддержки инновационной и инвестиционной активности [12].
В настоящее время с точки зрения инновационного развития можно выделить следующие перспективные высокотехнологичные отрасли России: космонавтику («Роскосмос»), оборонно -промышленный комплекс («Рособоронэкспорт», «Сухой», «Уралвагонзавод»), атомную про-
мышленность («Росатом»), возобновляемую энергетику («Русгидро», «Хевел»), нанотехноло-гии («Роснано»), авиационную промышленность (ОАК), судостроение, микроэлектронику, автомобильную промышленность (КАМАЗ) и секторы услуг — финансовый (Сбербанк, ВТБ, ММВБ-РТС), ИКТ (МТС, «ВымпелКом», «Глонасс») и программного обеспечения (НКК, «1С»).
Такая коренная переориентация экономической политики должна быть подкреплена многократным увеличением инвестиций, как отечественных, так и иностранных, в экономику страны как на макро-, так и на микроуровне [9, 2, 21].
При этом отметим, что в мировой экономике наряду с торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в других его формах (предпринимательской, ссудной; кредитно-ссудной), при этом следует отметить, что международные потоки инвестиционного капитала играют все более значительную роль в экономике, имеют продолжительный характер и тенденцию к неуклонному росту.
Что касается России, то, как мы видим из таблицы 1, объем инвестиций в экономику страны не носит постоянного характера, есть и всплески, и довольно существенные снижения, особенно это проявилось с момента введения санкций. За период 2015-2016 годов прямые инвестиции в российскую экономику сократились. Причиной являются антироссийские санкци-онные ограничения. Но многие страны и в настоящее время готовы вкладывать средства в российские проекты. В числе таких стран Германия, несмотря на экономическую блокаду после ситуации с Крымом и Украиной. Также сюда относятся страны Саудовской Аравии и др.
Таблица 1
Инвестиции в России: статистика в млн долларов США
Показатель 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 (за три квартала)
Прямые инвестиции 2372 43168 11767 -1766 17288 33532 15710 5978
Российские исходящие инвестиции 17880 52616 66851 48822 86507 56389 22188 17162
Входящие иностранные инвестиции 15508 43168 55084 50588 69219 22857 6478 11185
Составлено согласно данным [16].
Как видно из представленной таблицы, иностранные инвестиции в Россию в 2015 году существенно сократились, а затем немного восстановилась в первой половине 2016 года. В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия по количеству привлекаемых инвестиций далеко отстает от развивающихся стран. Так, в развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $ 500 млрд. Россия же получает чуть менее $ 5 млрд ежегодно, т. е. менее 1 % — это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с потенциалом нашей страны. Сейчас Россия по объему привлекаемых инвестиций уступает Боснии и Герцеговине, Марокко и опережает лишь Филиппины и Казахстан. При этом для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $ 100 млрд. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки, в первую очередь в рынки капитала, должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики [31].
Таким образом, значение инвестиций нельзя переоценить, так как они непосредственно предопределяют рост экономики, а для экономики Российской Федерации инвестиции тем более необходимы, прежде всего для стабилизации и развития промышленности.
Существует ряд мер, способствующих привлечению инвестиций, как отечественных, так и иностранных, в экономику России [7], среди которых также можно считать снижение ключевой ставки на кредиты ЦБ и отказ наших денежных властей от большинства рекомендаций МВФ [22].
В выступлении на Петербургском международном экономическом Форуме В. В. Путин сделал ряд предложений по привлечению инвестиций, в том числе и со стороны частного ка-
питала. Так, было отмечено, что «источником дополнительных инвестиций должен стать именно частный капитал, однако и здесь сдерживающим фактором пока остается высокий уровень рисков, поэтому важно установить понятные, стабильные правила, защищающие интересы инвесторов» [3]. Кроме того, предложено продлить льготы по налогу на прибыль на период после 2025 года: «На весь срок реализации контракта (специнвестконтракта) необходимо обеспечить инвестору неизменность налоговых и других условий, связанных с госрегулированием. Что касается налогов, то предлагаю продлить уже предусмотренную льготу по налогу на прибыль на период после 2025 года» [24].
В Российской Федерации основы политики в области устойчивого развития изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [24]. Дальнейшее развитие идея устойчивого развития получила в Экологической доктрине Российской Федерации, Стратегии устойчивого развития России и других документах, рассмотренных нами [10, 25, 15, 16, 17, 18], а также нашими коллегами [30-35]. Одним из важнейших недавно принятых документов в исследуемой области является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [23].
Анализ действующих нормативно-правовых документов в области устойчивого развития показал, что программа российского Правительства по модернизации экономики не является всеобъемлющей и требует дальнейшего совершенствования и реализации перспективных проектов. Для модернизации экономики в стране необходимо претворить в жизнь ряд масштабных (хотя и долговременных) проектов, которые будут служить залогом глубокой трансформации отечественной экономической системы и содействовать ускоренному переходу России от индустриального к постиндустриальному обществу, основой которого является стратегия устойчивого развития. В таком обществе эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Реализация рассмотренных принципов новой экологически ориентированной экономики позволит обеспечить нашей стране устойчивое инновационное развитие и достойное место в мировом сообществе.
Литература
1. Абдулаев Ш. С. О., Черкашин В. И., Дохолян С. В., Садыкова А. М. Технологические, эколого-экономические и социальные проблемы инновационного развития субъектов РФ // Россия: тенденции и перспективы развития / Материалы XV Международной научной конференции. Ответственный редактор Пивоваров Ю. С. — 2015. — С. 476-479.
2. Габриел Григорян. Инвестиции в экономике и их роль. INVEST-PRO.
3. Глазьев С. Ю. Они просто выполняют рекомендации из Вашингтона [Электронный ресурс]. Режим доступа: yaplakal.com>forum7/topic1141298.html, своб. — Загл. с экрана.
4. Григорян А. Л. На пути к «новой экономике»: концепции инновационного развития России //Государство и общество. — М., 2005. — С. 82-85.
5. Дохолян С. В. Петросянц В. З. Модель устойчивого экономического роста и прогнозирования регионального развития // Северный Кавказ: поиск моделей ускоренного развития // Материалы международной научно-практической конференции. Филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Северо-Кавказский институт. — 2015. — С. 28-38.
6. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона //Вопросы структуризации экономики. — 2009. — № 1. — С. 46-50.
7. Екатерина Быркова. Мировой рынок инвестиций в 2015 году: Россия потерпела фиаско. [Электронный ресурс]. Режим доступа: провэд. рф, своб. — Загл. с экрана.
8. Зверева Н. В. Человеческий потенциал устойчивого инновационного развития России [Электронный ресурс]. Режим доступа:igpr.ru, своб. — Загл. с экрана.
9. Карамышева А. Р. Инвестиции и их роль в развитии экономики. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artideM/ investitsii-i-ih-rol-v-razvitii-ekonomiki#ixzz48KjlTNEu.], своб. — Загл. с экрана.
10. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года.
11. Корчагин Ю.А. Перспективы развития России, человеческий капитал и инновационная экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=books&art=18&bin=1, своб. — Загл. с экрана.
12. Кофнер Ю. Ю. Становление Новой Экономики в России — зарубежный опыт и национальная стратегия. Центр Льва Гумилева. «Современное евразийство», 2012.
13. Левашов В. К. Социально-политическая устойчивость общества: теория, измерения, стратегии. —
М.: Научный мир, 2010. — 370 с.
14. Модернизация России по Медведеву // Ведомости. — 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1197481/modernizaciya_rossii_po_medvedevu, своб. — Загл. с экрана.
15. Мудрецов А. Ф. Трансформация российской экономики на пути устойчивого развития. Ж. «Проблемы теории и практики управления» МНИИПУ. Москва. — 2015, 8. — С. 115-122.
16. Мудрецов А. Ф., Тулупов А. С. «Безопасность» в постиндустриальный период развития (анализ понятийного аппарата) // Вестник университета (Государственный университет управления). — № 6, 2008. — С. 249-253.
17. Мудрецов А. Ф., Тулупов А. С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 1. — С. 91-101.
18. Мудрецов А. Ф., Тулупов А. С. Механизм международных взаимоотношений по глобальным воздействиям на окружающую среду // Экологический вестник России. — № 10. — 2012. — С. 49-52.
19. Мудрецов А. Ф., Тулупов А. С. Проблемы устойчивого развития России // Проблемы теории и практики управления. — 2016. — № 5. — С. 23-30.
20. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
21. Привлечение иностранных инвестиций — пути и меры. Россия как объект инвестиций из-за рубежа. Рубрика: Иностранные инвестиции.
22. Пути совершенствования инвестиционной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://econmotion.rumomecs-782-1.html, своб. — Загл. с экрана.
23. Стенограмма выступления Владимира Путина на ПМЭФ, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: rg.ru>2015/06/19/putin-vistuplenie.html, своб. — Загл. с экрана.
24. Стенограмма выступления Владимира Путина на ПМЭФ, 2017.
25. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208).
26. Тулупов А. С. Возмещение экологического вреда в экономике горного производства // Горный журнал. — 2017. — № 8. — C. 61-65.
27. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. — М.: «Академия», 2002.
28. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа:таrket-journal.com>naporoge/5.html, своб. — Загл. с экрана.
29. Численность населения России [Электронный ресурс]. Режим доступа: RosForce.ru>naselenie-rossii/, своб. — Загл. с экрана.
30. Шаталова Н. Добрый взгляд на капитал. // Поиск. — 2003/ — Январь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: all-about-investments.ru/privlechenie-inostrannih-investicui.html, своб. — Загл. с экрана.
31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: all-about-investments.ru/privlechenie-inostrannih-investicui.html, free. Heading from the screen, своб. — Загл. с экрана.
32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: delajbusiness.ru/analiz-statistiki-investitsij-v-rossii-2016, своб. — Загл. с экрана.
33. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170602/1495682313.html, своб. — Загл. с экрана.
34. Novoselov A., Novoselova I., Potravnii I., Gassiy V. Conflicts management in natural resources use and environment protection on the regional level // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7. No. 3 (15). P. 407-415.
35. Novoselova I. Y., Novoselov A. L. Estimation of accumulated environmental damage: methods and experience // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7. No. 4 (16). P. 619-624.
36. Porter M. (2001). Strategy and the Internet. Harvard Business Review, Vol. 79. Issue 3. P. 62-78.
37. Zhaglovskaya А., Savon D., Safronov А., Sidorova Е. Production activity analysis Methodology for open pit coal mines (in terms of Shestaki open pit mine) //Eurasian mining, 2017. No. 1 (27). P. 14-16.
References:
1. Abdulaev Sh. S. O., Cherkashin V. I., Doholyan S. V., Sadykova A. M. Technological, ecological-economic and social problems of innovative development of RF subjects // In the collection «Russia: Trends and Prospects of Development» / Materials of the XV International Scientific Conference. Responsible editor Pivovarov Yu. S. 2015. P. 476-479.
2. Attracting foreign investment — ways and measures. Russia as an object of investment from abroad. Rubric: Foreign investments.
3. Doholyan S. V. Petrosyants V. Z. Model of sustainable economic growth and forecasting of regional development // In the collection: The North Caucasus: search for models of accelerated development // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Branch of FGBOU HPE «The Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation». The North Caucasian Institute. 2015. P. 28-38.
4. Doholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Methodical approaches to the assessment and analysis of the region's competitiveness//Issues of structuring the economy. 2009. No. 1. P. 46-50.
5. Ekaterina Bykkova. The world market of investments in 2015: Russia has failed. PROVED. rf.
6. Gabriel Grigoryan. Investments in the economy and their role. INVEST-PRO.
7. Glazyev S. Yu. They just follow recommendations from Washington [An electronic resource]. Access mode: yaplakal.com> forum7/topic1141298.html, free. Heading from the screen.
8. Grigoryan A. L. Towards a «new economy»: the concept of Russia's innovative development // The State and Society. M., 2005. P. 82-85.
9. Hotutsev Yu. L. Ecology and environmental safety. Moscow: «Academy», 2002.
10. Human potential market-journal.com> naporoge / 5.html [An electronic resource], free. Heading from the screen.
11. Karamysheva A. R. Investments and their role in the development of the economy. Scientific Library CyberLenin [An electronic resource]. Access mode: http: //cyberleninka.ru/article/n/investitsii-i-ih-rol-v-razvitii-ekonomiki # ixzz48KjlTNEu.], free. Heading from the screen.
12. Kofner Yu. Yu. The emergence of the New Economy in Russia is a foreign experience and a national strategy. Center of Lev Gumilev. «Modern Eurasianism», 2012.
13. Korchagin Yu. A. Prospects for Russia's development, human capital and innovative economy [An electronic resource]. Access mode: http://www.lerc.ru/?part=books&art=18&bin=1, free. Heading from the screen.
14. Levashov V. K. Socio-political stability of society: theory, dimensions, strategies. Moscow: The scientific world, 2010.370p.
15. Modernization of Russia in Medvedev // Vedomosti. 2011 [An electronic resource]. Access mode: http:// www. vedomosti. ru/politics/news/1197481/modernizaciya_rossii_po_medvedevu, free. Heading from the screen.
16. Mudretsov A. F. Transformation of the Russian economy towards sustainable development. G. «Problems in the theory and practice of management» MNIIPU, Moscow, 2015, 8. P. 115-122.
17. Mudretsov A. F., Tulupov A. S. Problems of sustainable development of Russia // Problems of theory and practice of management. 2016. No. 5. P. 23-30.
18. Mudretsov A. F., Tulupov A. S. The mechanism of international relations on global environmental impacts //Ekologicheskii vestnik Rossii. No. 10. 2012. P. 49-52.
19. Mudretsov A. F., Tulupov A. S. WTO and problems of sustainable development of Russia // Regional problems of economic transformation. 2015. No. 1. P. 91-101.
20. Mudretsov A. F., Tulupov A. S. «Safety» in the post-industrial period of development (analysis of the conceptual apparatus) // Vestnik University (State University of Management). No. 6. 2008. P. 249-253.
21. Novoselov A., Novoselova I., Potravnii I., Gassiy V. Conflicts management in natural resources, use and environment protection on the regional level // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol. 7. No. 3 (15). P. 407-415.
22. Novoselova I. Y., Novoselov A. L. Estimation of accumulated environmental damage: methods and experience // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol. 7. No. 4 (16). P. 619-624.
23. Our common future. Report of the International Commission on Environment and Development. M., 1989.
24. Porter M. (2001). Strategy and the Internet. Harvard Business Review, Vol. 79. Issue 3. P. 62-78.
25. Shatalova N. Kind view on capital // Search. 2003 January.
26. Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by presidential decree of May 13, 2017. No. 208).
27. The concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development. Decree of the President of the Russian Federation. No. 440 of April 1, 1996.
28. The population of Russia [An electronic resource]. Access mode: RosForce.com> naselenie-rossii/, free. Heading from the screen.
29. Transcript of Vladimir Putin's speech at the SPIEF, 2015 [An electronic resource]. Access mode: rg.ru> 2015/06/19 / putin-vistuplenie.html, free. Heading from the screen.
30. Transcript of Vladimir Putin's speech at the SPIEF, 2017.
31. Tulupov A. S. Compensation of environmental damage in the economy of mining production, Gornyi zhur-nal, 2017. No. 8. P. 61-65.
32. Ways to improve investment policy [An electronic resource]. Access mode: econmotion.ru> nomecs-782-1.html, free. Heading from the screen.
33. Zhaglovskaya A., Savon D., Safronov A., Sidorova E. Production activity analysis Methodology for open pit coal mines (in terms of Shestaki open pit mine) //Eurasian mining, 2017. No. 1 (27). P. 14-16.
34. Zvereva N. V. Human potential of sustainable innovative development of Russia. Innovative development of the Russian economy.
35. [An electronic resource]. Access mode: delajbusiness.ru/analiz-statistiki-investitsij-v-rossii-2016, free. Heading from the screen.
36. [An electronic resource]. Access mode: ria.ru/economy/20170602/1495682313.html, free. Heading from the screen.
37. [An electronic resource]. Access mode: all-about-investments.ru/privlechenie-inostrannih-investicui.html, free. Heading from the screen.