СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
УДК 332.142 (571.13)
О. П. КУЗНЕЦОВА А. В. НЕГОДУЙКО
Омским государственный технический университет
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Данная статья посвящена вопросам социально-экономического развития Омской области с позиций стратегического планирования, отражает актуальность формирования комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития и ее особенности как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований.
Ключевые слова: стратегия, концепция, программа, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, регион.
Для взаимной увязки межрегиональных и внутрирегиональных отношений рассмотрение проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации с позиций стратегического планирования становится объективной необходимостью, что требует проведения конкретных научных исследований и решений в каждом российском регионе.
В настоящее время резко возросла необходимость создания в Российской Федерации современной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития, обусловленная потребностью принятия долгосрочных решений в экономической, социальной, оборонной, технологической и других сферах.
В целях создания условий для эффективного регионального стратегического планирования, рационализации взаимодействия Федерации с субъектами разработана Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (так называемая «Концепция двадцать — двадцать»), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. В ней определены цели, приоритеты, задачи и основные направления развития, определяющие социально-экономическую политику государства на долгосрочную перспективу, а также социально-экономические, юридические и политические последствия ее реализации.
Для укрепления позиций Омской области, активизации развития по всем направлениям, а также сглаживания воздействия внешних факторов, в регионе формируется комплексная система стратегического планирования социально-экономического развития. В настоящее время разработаны и реализуются нормативные правовые документы, установленные в качестве основных элементов регионального стратегического планирования и направленные на решение стратегических задач развития Омской области.
Базовым документом комплексного планирования является Стратегия социально-экономического развития Омской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденная Указом губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18. Данный документ определил, по сути, основные направления развития региона и стал основой социально-экономической политики правительства Омской области
на долгосрочную перспективу. При разработке Стратегии использован качественно новый подход к системе регионального планирования, в частности, сделан акцент на оптимизацию территориального размещения производительных сил, инновационное развитие секторов экономики, кластерный подход к развитию промышленного потенциала. Выделены основные «точки роста» экономики [1].
В рамках практической реализации положений Стратегии Законом Омской области от 5 апреля 2006 года № 742-ОЗ утверждена Программа социальноэкономического развития Омской области на среднесрочную перспективу, в которой сформулированы конкретные направления действий правительства Омской области на 2006 — 2008 годы по достижению целей и реализации приоритетов Стратегии с учетом тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом. С учетом проводимой административной реформы в Омской области в указанную Программу помимо экономического и социального блоков включен раздел, определяющий приоритетные задачи в сфере управления [2].
В выстраиваемой системе стратегического планирования документом, определяющим конкретные действия органов исполнительной власти Омской области в краткосрочном периоде, является ежегодно принимаемый План действий правительства Омской области на предстоящий год. В Плане действий правительства Омской области указываются мероприятия, сроки их выполнения и органы исполнительной власти Омской области, ответственные за исполнение. План действий правительства Омской области на год является также инструментом постоянного мониторинга и ежеквартального контроля эффективности деятельности органов исполнительной власти Омской области по выполнению поставленных задач, реализации запланированных мероприятий, достижению целевых значений индикаторов социально-экономического развития Омской области.
Кроме того, разработаны и реализуются концепции и стратегии развития базовых секторов экономики и социальной сферы, дальнейшей активизации международных связей, а также ряд целевых программ Омской области как социальной, так и экономической направленности, которые имеют собственные
ресурсные источники и механизмы реализации.
В частности, в целях обеспечения устойчивого развития Омской области, а также повышения эффективности использования имеющегося на территории Омской области сырьевого, природного, научного, производственного и кадрового потенциала, разработана и реализуется маркетинговая стратегия Омской области. Маркетинговая стратегия является составной частью долгосрочной региональной экономической политики и направлена на определение механизмов повышения репутации Омской области, формирование ее положительного имиджа, улучшение качества маркетинговых и менеджерских ресурсов, а также выявление и продвижение потенциала Омской области до конечного потребителя.
В систему стратегического планирования развития региона включены и муниципальные образования Омской области. Реализация методов стратегического планирования на муниципальном уровне предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения различных субъектов управления и хозяйствования, а также населения, составляющим местное сообщество.
В целях обеспечения методологического единства разрабатываемых в муниципальных образованиях Омской области стратегических документов принято распоряжение правительства Омской области от 18 октября 2006 года № 201-рп «О комплексном планировании социально-экономического развития муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Омской области». Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований вписаны в региональную систему в соответствии с целями и приоритетами развития Омской области.
На уровне муниципальных районов разработаны и приняты четыре документа:
— Концепции социально-экономического развития муниципальных районов до 2020 года;
— Программы социально-экономического развития муниципальных районов на долгосрочную перспективу (2007 — 2015 годы);
— Программы социально-экономического развития муниципальных районов на среднесрочную перспективу (2007 — 2010 годы);
— Планы социально-экономического развития муниципальных районов на очередной финансовый год.
На уровне сельских поселений разработаны и реализуются:
— Приоритеты социально-экономического развития городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, до 2015 года;
— Программы социально-экономического развития городских и сельских поселений на среднесрочную перспективу (2007 — 2010 годы);
— Планы социально-экономического развития городских и сельских поселений на очередной финансовый год [3].
Таким образом, в Омской области разработана и функционирует единая система документов стратегического планирования социально-экономического развития, которая включает в себя и территориальный срез. То есть планирование на долго-, средне- и краткосрочную перспективу осуществляется как в целом на уровне региона, так и на уровне города, муниципального района, городского и сельского поселения. При этом цели, задачи развития, а также направления региональной и местной политики по достижению поставленных целей и задач взаимоувязаны по срокам и ресурсам. Функционирующая в Омской области система стратегического планирования социально-экономического развития отвечает установкам федерального уровня относительно состава и содержания соответствующих стратегических документов регионального уровня.
В рамках совершенствования системы стратегического планирования Омской области большое значение приобретает построение взаимодействия власть — бизнес — население, предполагающего разработку, реализацию и корректировку документов стратегического характера органами власти при активном вовлечении в этот процесс бизнес-структур и населения, проживающего на территории. Ведь стратегическое управление — это управление действиями государства, бизнеса и населения, направленными на достижение стратегических целей и реализацию проектов регионального развития.
Библиографический список
1. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года: Указ губернатора Омской области от 13 фев. 2006 г. № 18 // Сб. прав. актов органов исполнительной власти Омской области. — 2006. — № 1(13). — Ст. 18.
2. О Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы): Закон Омской области от 5 апр. 2006 г. № 42-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Омской области. — 2006. - № 1 (46). - Ч. I. - Ст. 2853.
3. О комплексном планировании социально-экономического развития муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Омской области: распоряжение правительства Омской области от 18 окт. 2006 г. № 201-рп // Сб. прав. актов органов исполнительной власти Омской области. — 2006. — № 5(17). — Ст. 42.
КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор, проректор, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление». НЕГОДУЙКО Анна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление».
Дата поступления статьи в редакцию: 30.12.2008 г.
© Кузнецова О.П., Негодуйко А.В.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ