УДК 338
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ТОМСКА
Дарья Александровна Миранская, магистр, E-mail: miranskayadasha@rambler. ru,
научный руководитель: Кузнецова Алефтина Ивановна, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Московский университет им. С.Ю. Витте, http:// www.muiv.ru
В статье описывается социально-экономическое развитие города Томска. Проведен анализ, выявлены тенденции, а также предложены меры по совершенствованию социально-экономического развития города.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, тенденции, прогноз, приоритетные направления, целевая программа, инвестиционный проект
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время особое место в реализации функции планирования на муниципальном уровне отводится стратегическому планированию. Социально-экономическая политика субъекта Федерации должна быть направлена на население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где Д.А. Миранская ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация -социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
В целом социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения [5].
Главной целью является выявление уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни на территории Томской области. Достижение высокого уровня качества жизни возможно только при условии создания динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда. Основным инструментом реализации Стратегии является Программа социально-экономического развития Томской области на период 2015-2017 годы как один из ключевых элементов создаваемой системы регионального планирования. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Томск на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов подготовлен в соответствии со ст. 172 (В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления) [2], ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 15 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Томск в целях создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования город Томск.
Основные параметры Прогноза были определены на основе данных, полученных методами:
-анализа тенденций развития города Томска в 2011-2013 годы и I в полугодии 2014
года;
-опроса более 300 базовых крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на территории города Томска, о планируемых ими показателях работы в 20152017 годы;
-экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации города Томска.
Это обуславливает решение таких актуальных задач, как:
- выбор приоритетных подходов к формированию стратегий развития инновационной инфраструктуры городов на основе прогнозирования будущего развития экономики страны и ее регионов;
- формирование соответствующей инновационной инфраструктурной индустрии;
- стимулирование и поддержка развития инфраструктуры и инфраструктурной индустрии [4].
Важнейшей задачей является формирование удовлетворяющей жителей системы управления городом Томском, сочетающей координацию стратегических процессов с эффективным решением текущих задач на основе сотрудничества власти, бизнеса и общества. В целях решения данной задачи администрацией города Томска разработана муниципальная программа «Совершенствование муниципального управления» на 20152019 годы, в которой обозначены 2 приоритетные задачи на среднесрочный период:
• повышение эффективности кадровой политики;
• обеспечение эффективной и бесперебойной работы информационных систем администрации города Томска и ее органов.
Социально-экономический анализ и тенденции развития города Томск
В городе относительно низкий уровень доходов населения. Значительная часть трудоспособного населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики и районах области. Ограничен доступ к капиталу, недостаток привлекательных объектов для инвестиций - предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов. Также выявлена низкая активность стратегических инвесторов вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях области. Ограничен доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгового финансирования. Географическая удаленность и неразвитость транспортной инфраструктуры Географическая удаленность Томской области и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывает ограничения на развитие секторов экономики, для которых транспортные издержки являются критичными. Область значительно уступает другим регионам по коэффициенту плотности автомобильных дорог. Ограниченно число московских и отсутствуют межрегиональные авиарейсы. Доминирует топливный сектор в структуре экономики области, доля топливного сектора в ВРП Томской области составляет около 20 % (по данным 2003 года), что предопределяет зависимость экономики региона от конъюнктуры мировых цен на нефть. При этом доля топливного сектора в совокупных налоговых поступлениях превышает 50 %.
При формировании прогноза были использованы целевые параметры инфляции, определенные Министерством экономического развития Российской Федерации в «Сценарных условиях для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015-2017 годов», методические рекомендации и статистические данные, предоставленные Администрацией Томской области, а также официальные статистические данные о динамике социально-экономического развития за период за период 2011-2013 годов и 6 месяцев 2014 года.
Прогноз демографической ситуации в городе Томске сформирован с учетом ожидаемых в 2015-2017 годы изменений в половозрастном составе жителей города и сложившейся в 2012-2013 годы тенденции показателя миграционного прироста.
Таблица 1
Прогноз социально-экономического развития города Томска 2015-2017 гг.
Показатели Ед. изм. 2014 -оценка 2015 - прогноз 2016 - прогноз 2017 - прогноз
Численность по-
стоянного населения (среднегодо- тыс. чел. 583,2 592,8 603,0 613,5
вая)
Число родившихся чел. 7390 7580 7667 7760
Число умерших чел. 5540 5530 5517 5510
Естественный
прирост (убыль) чел. 1850 2050 2150 2250
населения
Число прибывших в город Томск чел. 25208 25295 24780 24750
Число выбывших из города Томска чел. 17850 17900 16500 16400
Миграционный прирост населе- чел. 7358 7968 8280 8350
ния
Возрастной состав
населения
0-17 лет чел. 107175 110789 114268 117685
% 18,2 18,5 18,8 19,0
18 23 лет чел. 60519 55019 51222 50337
% 10,3 9,2 8,4 8,1
24-30 лет чел. 101022 105377 107328 106462
% 17,2 17,6 17,7 17,2
31-40 лет чел. 97485 101477 106033 110808
% 16,6 17,0 17,4 18,0
41-55 лет чел. 101976 102328 102656 103965
% 17,3 17,1 16,9 16,8
старше 55 лет чел. 119627 122832 126745 129604
% 20,4 20,6 20,8 20,9
Число пенсионеров чел. 112440 115874 118739 121139
Средняя продолжительность жиз- лет 69,1 69,4 69,9 70,5
ни
Источник: по данным Росстата РФ
Сложившаяся в 2013-2014 годы и прогнозируемая на период 2015-2017 годов демографическая ситуация в городе Томске формирует основные перспективы развития рынка труда.
Численность занятого в экономике населения города Томска в прогнозируемом периоде, по оценке, увеличится на 6,8-9,3 тысяч человек и составит 274,0-276,5 тысячи человек. Наибольший вклад в рост численности занятых в экономике города Томска будет обеспечен миграционным приростом населения.
Основная часть рабочих мест по-прежнему будет обеспечена научно-образовательным комплексом и промышленными предприятиями города. При этом прогнозируется рост занятых в сельском и лесном хозяйстве (+7,1 %), в организациях торговли (+5,7 %), в сфере транспорта и связи (+4,9 %), в строительном комплексе
(+3,8 %), а также в сфере здравоохранения (+2,9 %) и предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (+2,8 %).
Прогноз фонда оплаты труда по полному кругу предприятий в 2015-2016 годы -ожидаемая величина его прироста к концу 2017 года относительно показателя 2014 года, по оценке, составит от 29,0 до 35,1 млрд руб.
В 2015-2017 годах ожидается увеличение среднемесячной заработной платы одного работника в целом по городу Томску в номинальном выражении в 1,3 раза в сравнении с 2014 годом (с 27,4 тыс. руб. до 35,5 тыс. руб. - 37,0 тыс. руб.) [4].
Ожидается, что к 2017 году по сравнению с уровнем 2014 года объем финансирования научно-образовательного комплекса увеличится на 8,3-12,5 % и составит 28,529,6 млрд руб.; объем научно-технических работ возрастет на 3,0-7,7 % и составит 9,610,0 млрд руб.
В рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие инновационной деятельности» комплексной муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы акцент будет сделан на следующих мероприятиях по поддержке инновационного предпринимательства:
-финансовая поддержка предприятий, реализующих проекты в инновационной сфере;
-вовлечение молодежи в научно-техническое творчество и предпринимательство через проведение конкурсных и образовательных мероприятий;
-развитие сети центров молодежного инновационного творчества; -сотрудничество с Фондом содействия инновациям с целью привлечения поддержки на реализацию томских проектов в рамках федеральных программ «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К.»;
-оказание консультационной и информационной поддержки, в том числе по вопросам участия в конкурсах и программах различного уровня.
Бюджетное финансирование мероприятий программы в планируемом объеме позволит достичь следующих целевых показателей:
-рост числа малых предприятий, созданных с участием вузов, а также при поддержке институтов развития РФ (не менее 7 ежегодно);
-рост числа молодых ученых и специалистов, вовлеченных в реализацию инновационных проектов (не менее 30 ежегодно);
-привлечение не менее 3 руб. средств из бюджетов других уровней и внебюджетных источников на 1 руб. средств бюджета муниципального образования город Томск.
.П Г1 Г1
2011 201* »1« 2017
Рисунок 1 - Динамика финансирования целевой программы инновационного развития города Томска, в тыс. руб.
Источник: Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Томск «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы (с изменениями на 11 сентября 2015 года).
Приоритеты инвестиционной политики муниципального образования город Томск:
• реализация инфраструктурных проектов, направленных на развитие социальной сферы (образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика), способствующей самореализации горожан;
• реализация инфраструктурных проектов, направленных на создание комфортной
п
городской среды:
• масштабное жилищное строительство для населения с разным уровнем
доходов;
• модернизация коммунальной инфраструктуры;
• развитие улично-дорожной сети и пассажирского транспорта;
• комплексное благоустройство городской территории и создание новых общественных пространств;
• стимулирование деловой и инвестиционной активности на территории города:
• создание инфраструктуры для инвестиционной деятельности -промышленных и логистических парков;
содействие модернизации томских промышленных предприятий;
развитию малого и среднего инновационного
✓ содействие предпринимательства.
В период 2015-2017 гг. прогнозируемый объем ежегодного ввода в эксплуатацию жилья составляет 385-435 тыс. кв. м. В соответствии с данным прогнозом к 2017 году общая площадь жилого фонда муниципального образования город Томск по оценке увеличится на 1,4 млн кв. м, или на 10,6 % к уровню 2014 года. Средняя обеспеченность жильем населения города Томска по оценке составит 23,4 кв. м в расчете на одного жителя на конец 2017 года [3].
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, сокращению объемов ветхого и аварийного жилья в прогнозном периоде будут осуществляться администрацией города Томска в рамках муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье», в которой говорится, что «стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения» [3], направленной на решение следующих задач:
1) оказание муниципальной поддержки в решение жилищных проблем молодых семей и специалистов, признанных в установленном действующим законодательстве порядке нуждающимися в жилых помещениях;
2) улучшение жилищных условий семей, отдельных граждан, проживающих в нежилых помещениях образовательных учреждений, путем предоставления единовременных денежных выплат на приобретение жилых помещений;
3) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
4) комплексное решение проблем расселения граждан, проживающих на территории муниципального образования город Томск, из аварийного жилищного фонда города Томска и ликвидация аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Томск, а также предоставление гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, благоустроенных жилых помещений;
150 147 147
^^^^^^^ ■ Общая площадь ветхого и
аварийного жилого фонда, тыс. кв.м.
56
в т.ч. аварийный жилои фонд, тыс. кв.м.
2015 2016 2017
Рисунок 2 - Динамика ветхого и аварийного жилого фонда в многоквартирных домах Источник: по данным Росстата РФ
5) решение проблемы дефицита маневренного жилищного фонда муниципального образования город Томск;
6) улучшение жилищных условий и социальная поддержка работников социально значимых муниципальных организаций.
В рамках программы «Развитие дорожного хозяйства» планируется построить и реконструировать 9,438 км городских улиц и дорог.
В 2015 году предусмотрено строительство:
- улицы Степановской (1,707 км);
- улицы № 1 и автомобильной дороги № 1 в мкр. № 9 жилого района «Восточный» (0,831 км);
- улиц Хабарова, Архитекторов, К. Лыгина, переулка Архитекторов мкр. № 9 жилого района «Восточный» (0,673 км).
В 2016 году планируются строительно-монтажные работы по реконструкции Степановского железнодорожного переезда (0,5 км), а также строительство:
- проезда по ул. Ковалева (0,657 км);
- улицы № 1 и № 2 мкр. № 13 жилого района «Восточный» (1 км);
- улицы А. Крячкова, П. Федоровского мкр. № 9 жилого района «Восточный» (2,03 км);
- автомобильных дорог общего пользования № 2, 3, 4а мкр. № 7 жилого района «Восточный» (2 км).
Улучшению работы пассажирского транспорта будут способствовать следующие мероприятия, проводимые в рамках муниципальной программы «Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске на 2014-2020 годы»:
-проведение обследования пассажиропотоков на общественном транспорте всех форм собственности;
-разработка и утверждение единой городской маршрутной системы общественного транспорта;
-повышение транспортной доступности для жителей микрорайонов Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи путем открытия соответствующего маршрута городского электротранспорта;
-совершенствование механизмов контроля и диспетчеризации при осуществлении городских пассажирских перевозок, реализация организационных мероприятий по устранению причин нарушения графика движения;
-оказание информационно-справочных услуг по работе пассажирского транспорта (телефон, почта, сайт), обработка жалоб пассажиров;
-формирование тарифной политики в сфере городских пассажироперевозок на всех видах общественного транспорта;
-приобретение подвижного состава муниципального общественного транспорта, в том числе со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для лиц с ограниченными возможностями;
-популяризация общественного транспорта и профессии водителя общественного транспорта.
В прогнозируемом периоде приоритетным направлением работы администрации города Томска в сфере благоустройства остаются содержание и ремонт внутриквар-тальных проездов и придомовых территорий общего пользования.
Улучшению уровня благоустройства территории города будут также способствовать следующие мероприятия, проводимые в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий» муниципальной программы «Благоустройство города Томска на 20152017 годы»:
- организация постоянной и регулярной уборки внутриквартальных проездов и объектов рекреации (проезды к дворовым территориям, въездов в микрорайоны и кварталы, подъездов к объектам социальной сферы, зеленые зоны, зоны отдыха, скверы, парки, бульвары);
- своевременное выявление и устранение повреждений покрытий дворовых территорий, проездов к дворовым территориям (внутриквартальных проездов), затрудняющих движение пешеходов и транспортных средств;
- выявление и сокращение числа наиболее проблемных в части благоустройства дворовых территорий, проездов к дворовым территориям (внутриквартальных проездов), объектов рекреации. В рамках данных мероприятий планируется расширение общей площади капитально отремонтированных дворовых территорий многоквартирных домов (МКД), проездов к дворовым территориям МКД (внутриквартальных проездов) с 34,051 тыс. кв. м в 2015 г. до 43,315 тыс. кв. м в 2017 г.; увеличение количества капитально отремонтированных дворовых территорий МКД с 14 до 59 и количества капитально отремонтированных проездов к дворовым территориям МКД (внутриквартальных „) с 0 до 9.
Согласно оценке, к 2017 году численность детей школьного возраста увеличится на 8,5 %. С целью увеличения доли учащихся, занимающихся в первую смену, в рамках подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов образования» муниципальной программы «Развитие образования» на 2015-2017 годы, а также корректировки муниципальной программы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования муниципального образования город Томск на 2014-2019 годы», намечено:
• строительство 5 новых школ;
• комплексный капитальный ремонт 8 образовательных учреждений.
Основной целью системы дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий его доступности. В соответствии с этим в 2015-2017 годах основными задачами будут:
• обеспечение детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях;
• обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения реализации федеральных государственных требований;
• укрепление материально-технической базы учреждений и обеспечение безопасного пребывания в них детей;
• работа по повышению уровня средней заработной платы работников учреждений и внедрение эффективного контракта, позволяющего оплату труда работника соотнести с объёмом и качеством выполняемой им работы. Так, в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в сфере образования в муниципальном образовании город Томск, утверждённым распоряжением администрации города Томска от 23.05.2013 № р500, планируемая среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Томска к 2017 году составит 31314 руб.
Планируется продолжить работу по переводу фонда на нематериальные носители информации путём приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена как путём развития мобильных, внестационарных форм библиотечного обслуживания, так и путём строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров.
Также существует острый недостаток выставочных площадей и помещений для размещения фондохранилища муниципального «Музея истории Томска». С целью увеличения количества выставочных проектов и увеличения числа посетителей музея планируется реализация проекта «Музей-заповедник "Томская крепость"» на Воскресенской горе, а также создание электронных форм экспонирования. Музей истории Томска ведет активный поиск новых сфер и форм музейной деятельности, новых моделей и концеп-
ции развития учреждения соответствующей новым условиям, новым общественным потребностям. Обеспечено увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда 25,3 % (по РФ и Томской области 24 %) показателей «дорожной карты». Увеличение научно-вспомогательного фонда, использование мультимедийных технологий, позволило наладить систему выездных мероприятий и обеспечить дальнейший рост числа посетителей в прогнозируемом периоде.
Мероприятия в области социальной поддержки населения проводятся администрацией города Томска за счет средств бюджета муниципального образования город Томск на основании решения Думы города Томска от 21.12.2010 № 55 «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования город Томск, а также в рамках муниципальных программ «Старшее поколение» на 2011-2015 годы» и «Социальная интеграция» на 2012-2015 годы». С 01.01.2015 начала свое действие муниципальная программа «Социальная поддержка граждан на 2015-2019 годы», в которой указанные программы выступают в качестве подпрограмм.
В рамках мероприятий подпрограммы «Старшее поколение» в прогнозируемом периоде планируется охватить 5,2 тысячи человек ежегодно, или 5,2 % горожан старшего возраста. Из них 3963 человека - мерами материальной поддержки, включая выплату единовременной материальной помощи.
Охват граждан старшего поколения мерами по укреплению здоровья в форме проведения спортивно-оздоровительных мероприятий по различным видам спорта ожидается на уровне 1,2 тысяч человек ежегодно.
За прогнозируемый период планируется отремонтировать порядка 1164 квартир пенсионерам по старости.
Численность граждан, принявших участие в мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам, ежегодно составит не менее 16930 человек.
В рамках мероприятий подпрограммы «Социальная интеграция» в прогнозируемом периоде мерами материальной поддержки планируется охватить до 400 инвалидов ежегодно.
При сравнении развития города Томска и Российской Федерации Можно выделить ряд примечательных аспектов (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение показатели социально-экономического развития города Томска и РФ
Показатели Единица изм. Отчет Оценка Прогноз 2017 в %
2013 2014 2015 2016 2017
Макроэкономические показатели
Темпы роста промышленного производства
Российская Федерация (в сопоставимых ценах) в % к пред. году 100,4 101,0 101,7 101,6 102,0 106,5
Город Томск (в сопоставимых ценах) 104,0 104,9 100,7 100,9 101,0 107,7
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
Российская Федерация (в сопоставимых ценах) в % к пред. году 99,8 97,6 102,4 101,6 104,7 106,3
Город Томск (в сопоставимых ценах) 100,3 100,7 100,3 100,9 101,3 103,2
Оборот розничной торговли
Российская Федерация (в сопоставимых ценах) в % к пред. году 103,9 101,9 102,1 103 103,6 111
Город Томск (в сопоставимых ценах) 106,5 103,5 102,7 103,0 103,2 113
Объем платных услуг
Российская Федерация (в сопоставимых ценах) в % к пред. году 102,1 101,6 101,9 102,4 103,4 109,5
Город Томск (в сопоставимых ценах) 100,1 101,3 100,8 101,1 101,5 104,5
Уровень жизни населения
Реальная заработная плата
Российская Федерация в % к пред. году 105,3 101,8 101,9 102,9 103,9 110,5
Город Томск 105,7 103,3 103,4 104,3 104,8 116,8
Номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без учета микропредприятий)
Российская Федерация руб. 29960 32416 34730 37420 40604 135,5
Город Томск руб. 34347 37710 41293 45346 49899 145,3
Прожиточный минимум на душу населения в месяц
Российская Федерация руб. 7306 7796 8194 8579 8956 122,6
Город Томск руб. 7280 8033 8343 8740 9124 125,3
Источник: по данным Томскстата и Росстата
Рост экономического оборота крупных и средних организаций города Томска, по оценке, составляет ежегодно не менее 108-111 %. Более высокие темпы роста оборота демонстрируют сфера торговли и услуг, а также предприятия транспорта и связи.
При этом около 38 % объемов оборота обеспечивают промышленные предприятия. Согласно данным крупных и средних предприятий реального сектора экономики города Томска, объем отгруженной промышленной продукции в 2015 году достигает 95,2-97,0 млрд руб.
Объем отгруженной промышленной продукции по сектору «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» достигает 816,5-726,9 млн руб. Темпы роста объемов оказываемых услуг по эксплуатационному и разведочному бурению составляют ежегодно в среднем 101,9-103,1 %.
Объем производства промышленной продукции в «Обрабатывающих производствах» достигает 69,8-70,99 млрд руб.
Лидерами по объемам промышленного производства остаются химическая промышленность и сфера производства электро-, электронного и оптического оборудования. Темпы роста химического производства прогнозируются в размере 100,1-100,4 %. Прирост объемов производства сектора производства электро-, электронного и оптического оборудования будет находиться в диапазоне от 101 % до 101,3 %.
За счет наиболее высоких темпов роста усиливается вклад предприятий деревообрабатывающей промышленности в совокупный городской промышленный продукт. В среднесрочном периоде ожидается наращивание объемов производства машин и оборудования. По оценке, индекс производства по данному разделу в 2015 годы составит 102 %-102,5 % ежегодно.
Объем отгруженной промышленной продукции в сфере «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» достигает 24,5-25,2 млрд руб.
На основании социально-экономического прогноза, можно сделать следующие выводы: в целях повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами администрации города Томска необходимо обеспечить подготовку прогнозов и проекта бюджета на следующий финансовый год и плановый период в строгом соответствии с долгосрочной стратегией развития города, программой социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и бюджетной стратегией.
Для этого необходимо:
- актуализировать и разработать основные документы стратегического развития города: Стратегию развития города Томска до 2020 года и Программу по социально-экономическому развитию города Томска на среднесрочный период;
- в соответствии с задачами, поставленными в Бюджетном послании, необходимо приступить к формированию Бюджетной стратегии муниципального образования город Томск на долгосрочную перспективу, определяющую основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития экономики и предельные размеры бюджетных ассигнований по ключевым направлениям расходов;
- обеспечить декомпозицию целей и задач стратегий и программ, формируемых на муниципальном уровне, синхронизацию и согласованность документов стратегического и бюджетного планирования органов администрации города Томска;
- повысить качество бюджетного планирования и достоверность прогноза параметров бюджета.
Администрации города Томска проработать механизмы привлечения внебюджетных средств на реализацию целевых программ, инвестиционных проектов.
Необходимо решить проблемы капитального ремонта объектов муниципальной собственности путем принятия и реализации целевых программ, более тщательного и объективного планирования расходов на капитальный ремонт, усиление контроля со стороны осуществляющих функции заказчиков, органов администрации города Томска.
В целях оптимизации бюджетных расходов на оплату работ по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности можно определить единую уполномоченную организацию для проведения проверки и оценки достоверности сметной стоимости проектно-сметной документации (на конкурсной основе) для всех органов администрации города Томска, осуществляющих функции муниципальных заказчиков по проведению данных работ.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с учетом изменений от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ.
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
3. Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье» на 2015-2025 годы (с изменениями на 29 мая 2015 года).
4. Кузнецова А.И. Инфраструктурный подход — инновационный метод обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития города // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2013.
5. Маргулян Я.А. Социальная политика: учебник. СПб., 2011.
Social and economic development of the city of Tomsk
Dar'ya Aleksandrovna Miranskaya, Undergraduate 2 years, Urban and civil service economics department, Witte Moscow University
Scientific supervisor Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Urban and civil service economics department, Witte Moscow University
In article the social and economic development of the city of Tomsk is described. The analysis is carried out, tendencies are revealed, and also measures for improvement of a social and economic development of the city are offered.
Keywords: the city of Tomsk, social and economic development, tendencies, the forecast, the priority directions, implementation of target programs and investment projects, actions in area in social support of the population, the budget of municipality