ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.26 Ксения ВЛАСОВА Наталья ГОВОРОВА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРЕЦИИ 2008-2018 ГГ.: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: социально-экономическая парадигма, существовавшая в Греции с начала 1980-х гг., стала рушиться после наступления мирового финансового кризиса. Главными из условий предоставления финансовой помощи Греции со стороны международных кредиторов стали требование срочного проведения внутренних реформ, прежде всего в социальной сфере, и настоятельный призыв к жёсткой экономии. С одной стороны, в течение 20082018 гг. Афинам удалось провести реформирование социальной сферы, что в конечном итоге привело к фактическому краху греческого социального государства. С другой - греческая экономика после длительного спада стабилизировалась, продемонстрировала положительный рост и начала понемногу расти. Однако кризисное наследие и незавершённые программы реформ в большинстве областей негативно влияют на перспективы Греции в плане повышения производительности, конкурентоспособности, улучшения бизнес-среды и социальной интеграции.
Ключевые слова: Греция, Европейский Союз, социальное государство, социально-экономические реформы.
Социально-экономическая модель, наблюдающаяся в Греции до недавнего времени, начала складываться с начала 1980-х гг., когда в результате вхождения страны в Европейское Экономическое Сообщество в 1981 г. стали проводиться полномасштабные социальные реформы, подкреплённые приходом к власти в том же году правительства социалистов (партии "Всегреческое социалистическое движение", ПАСОК) [Малага, 2005: 24 - 64].
© Власова Ксения Викторовна - к.и.н., старший научный сотрудник отдела Черноморья-Средиземноморья Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3, доцент Вятского государственного университета. Адрес: 610002, Россия, Киров, ул. Ленина, д. 111. E-mail: [email protected] Говорова Наталья Викторовна - к.э.н., ведущий научный сотрудник отдела экономических исследований Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3, доцент кафедры экономики Московского технологического института. Адрес: 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 38А. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope5201898109
С приходом ПАСОК "были существенно пересмотрены социальные цели, а также введены новые правила для всеобщего социального страхования, улучшения доступа к социальным услугам, сглаживания регионального неравенства, перераспределения ресурсов для нуждающихся и слоев населения с более низкими доходами" [Yfantopoulos, 2007: 329]. Так, например, правительство А. Папандреу определило продолжительность отпуска в четыре недели для всех категорий трудящихся, а рабочую неделю - в 40 часов с 1 января 1983 г. Были также разработаны программы занятости для инвалидов, повышены пенсии, предоставлены различные льготы средним и мелким предпринимателям, "что должно было дать толчок развитию периферии, сельского хозяйства и выровнять темпы экономического развития по всей стране" [Рытов, 2006: 80].
Однако единой и безотказно работающей социальной сферы построить не удалось, поскольку все структуры по большей части остались разрозненными. С одной стороны, ключевыми достижениями социальных реформ стало значительное увеличение пенсий и принятие национального трудового законодательства, а с другой - системы образования и здравоохранения остались по большей части недоработанными.
Крах социального государства
В 2007 г. разразился мировой финансовый кризис, оказавший серьезное влияние на внутреннюю ситуацию в Греции. Тогдашний премьер-министр К. Караманлис, лидер партии "Новая демократия", назначил досрочные парламентские выборы, в результате которых в октябре 2009 г. к власти вновь пришли социалисты.
Новое правительство, возглавляемое Г. Папандреу-младшим, было вынуждено обратиться к мировым кредиторам за финансовой помощью и вслед за этим приступить к серьёзным внутренним реформам на фоне резкого увеличения государственного долга и нарастающих показателей экономического спада.
Одно из главных требований так называемой Тройки кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии) по предоставлению финансовой помощи Греции состояло в требовании масштабных внутренних преобразований и повышения качества управления страной при одновременном существенном снижении уровня коррупции и свёртывании ранее принятых социальных льгот.
В ходе длительных дискуссий между правительством Греции и кредиторами удалось добиться принятия программы помощи в мае 2010 г.: в обмен на предоставляемые 110 млрд евро страна была вынуждена начать политику всеобщей бюджетной экономии [European Economy, 2016: 8].
К концу 2018 г. Греции удалось провести ряд структурных реформ, затронувших прежде всего социальную сферу. Наиболее назревшей стала пенсионная реформа, а также преобразования в области трудового законодательства, здравоохранения и образования.
Реформа пенсионной системы. Тройка кредиторов и правительство в качестве долгосрочной цели поставило к 2050 г. снижение уровня государственных расходов на пенсионную систему в размере 8,5% от ВВП [IMF, 2010: 41]. Как следствие, в
2010 г. был принят закон №3865/2010 о реформировании пенсионной системы (так называемая реформа Ловерду - Кутрумани).
Согласно нововведениям, был увеличен возраст выхода на пенсию, который, постепенно увеличиваясь, с 2013 г. составил 63 года (и для мужчин, и для женщин). Кроме того, начиная с 2020 г. возраст выхода на пенсию будет корректироваться каждые три года в зависимости от показателей ожидаемой продолжительности жизни. При этом досрочный выход на пенсию стал ограниченным и возможным только с 60 лет после 2011 г., а минимальный срок отчислений пенсий постепенно поднят от 37 до 40 лет.
Реформа, помимо этого, предполагала снижение размера пенсий следующим образом. Во-первых, пенсионные выплаты всех граждан были заморожены в течение 2011-2013 гг., и их индексация с 2014 г. проводится с учётом изменений индекса потребительских цен вместо индексации в соответствии с изменениями в размерах пенсий на государственной службе. Во-вторых, льготы для новых претензий должны основываться на среднем заработке в карьере, а не на пяти самых высокооплачиваемых из последних десяти лет. В-третьих, среднегодовой коэффициент начисления, при котором накапливается право на будущие пенсионные выплаты, будет ограничен 1,2% от заработной платы, что составит менее щедрую пенсию (не более 360 евро). В-четвертых, предполагалось введение единого бонуса в 800 евро в год, который заменил так называемые сезонные бонусы (на Рождество, Пасху и лето) и стал доступен только тем, у кого пенсия составила менее 2500 евро в месяц. В результате ежемесячные пенсии в размере более 1400 евро сократились в среднем на 8%. При этом пенсии более 1400 евро в месяц стали облагаться налогом (от 5 до 10%) начиная с августа 2010 г.
Однако многие меры, предусмотренные в законе 2010 г. и которые должны были вступить в силу с 2015 г., были отложены правительством СИРИЗА, избранным в январе того же года. Соответственно, для реализации закона понадобилась его новая редакция, которая вышла в свет в 2016 г. (4387/2016) с полной детализацией механизма по начислению пенсионных выплат. В частности, было обговорено, что пенсия будет выплачиваться только тем, кто постоянно и юридически проживает в Греции не менее 15 лет подряд в возрасте от 15 до 65 лет, и в том году, когда произойдет достижение предельного возраста для выплаты пенсии.
Под давлением международных кредиторов правительство также было вынуждено принять закон 4472/2017, который предполагает с января 2019 г. дополнительное сокращение каждой пенсии на 18% (как основного взноса, так и вспомогательных выплат); замораживание существующих пенсий на текущем уровне до конца 2022 г. и отмену пособия по социальной солидарности к концу 2019 г.
Трудовое законодательство. Помимо сокращения размера пенсий, уменьшилось и базовое пособие по безработице с марта 2012 г. на 22%, составив 14,40 евро в день, или 360 евро в месяц. Следовательно, пособие было сокращено до 297 евро для лиц, чья последняя месячная заработная плата колебалась от 157 до 314 евро, и до 198 евро для лиц с доходом до 157 евро (закон 4046/2012).
Параллельно снизился и минимальный размер заработной платы, которая составила 586 евро в месяц (после вычета взносов и налогов социального страхования чистая месячная зарплата будет составлять 476,35 евро, а для лиц младше 25 лет -426,64 евро) (законы 4046/2012 и 4093/2012).
Реформа здравоохранения. Свёртывание бюджетных средств затронуло также систему здравоохранения Греции, что связано прежде всего с созданием единой Национальной организации здравоохранения (EOnYY)
[НПрютоРа9ц1аФроут15аУуе{ас;..., 2013]. Агентство возникло в соответствие с законом 3918/2011 и начало работу с 1 января 2012 г. Под его эгидой в течение 2012— 2013 гг. были объединены крупнейшие страховые фонды страны. Благодаря нововведениям было сокращено неравенство между различными профессиональными группами в отношении объёма, уровня и качества получаемых медицинских услуг, введён контроль медицинских рецептов, новые правила ценообразования на фармацевтическую продукцию и проч. [Karakolias S.E., Polyzos N.M., 2014].
В 2014 г. вышел новый закон 4238, который потребовал разграничений между медицинским страхованием и услугами служб первичной и вторичной помощи, с одной стороны, осуществляемыми EOnYY, и предоставлением (публичной) первичной медико-санитарной помощи, которой должен заниматься новый орган -Первичная национальная сеть здравоохранения (ПЕДУ). Однако нововведения показались многим греческим врачам неприемлемыми, и многие предпочли уволиться или вообще мигрировать из страны [Пох^р^^А., Еараф^П., 2014; nsx^eÇiSou M., Палауаотаоши S., etal., 2015: 96-97].
Реформа образования. По мнению правительственных чиновников, наличие 40 государственных вузов для страны, население которой насчитывает около 11 млн человек, это слишком много. Поэтому в Греции с 2013 г. начал реализацию давно обсуждаемый и довольно дискуссионный "проект Афина" [Ts^iK^npoxao^ExeSiou "A0HNA", 2013], согласно которому пять крупнейших греческих университетов были объедены в единый Национальный университет имени Адамандиоса Кораиса. Был также создан единый Политехнический университет (TEI), объединивший крупные региональные политехнические институты. Самостоятельными остались лишь два старейших вуза страны - Афинский и Политехнион. В оставшихся вузах произошло укрупнение факультетов и кафедр в основном за счёт гуманитарных специальностей. Кроме того, в 12 городах Греции вообще были ликвидированы государственные вузы, студентам и преподавателям которых было предложено переехать в соседние города [ХриооцаШЗ'лс;, 2013: 49 - 51].
В дополнение к "проекту Афина" была разработана и принята национальная программа реформ, раздел о высшем образовании которой включил в себя сложную оценку результативности работы университетов, от чего, собственно, и будет зависеть дальнейшее государственное финансирование [Greek National Reforms Programme, 2014: 22 - 27].
Следовательно, созданное ПАСОК социальное государство не смогло пройти испытание мировым кризисом, и от всех достигнутых завоеваний пришлось в итоге отказаться. После реформирования, а считай, ломки, социальной сферы многие эксперты заговорили о полномасштабном социальном кризисе в Греции, когда налицо были быстрая деградация социальной сферы, падение общего уровня жизни у большей части трудоспособного населения, которое в массовом порядке старается покинуть страну. Неудивительно, что "социальные показатели отмечают менее "счастливую" Грецию с наименьшим доверием политиков к "структурным реформам", со значительными экономическими, пенсионными и социальными пробле-
мами, выходящими за рамки настоящего, и "аморальным" бременем для грядущих поколений" [Уфаутолои^ос;, 2012].
Экономические преобразования
По заявлению институтов ЕС Греция успешно преодолела долговой кризис и в августе 2018 г. завершила программу Европейского стабилизационного механизма (ESM). С 2010 г. страна принимала финансовую помощь от государств - членов еврозоны. С мая 2010 по декабрь 2011 г. поддержка по первой программе макроэкономической корректировки составила 52,9 млрд евро; с марта 2012 г. по февраль 2015 г. в рамках второй программы Греция получила кредиты, предоставленные Европейским фондом финансовой стабильности на сумму 130,9 млрд евро; с августа 2015 по июнь 2018 г. - займы ESM в размере 59,9 млрд евро. Кроме того, в поддержку первой и второй программ экономической корректировки Афинам была предоставлена также финансовая помощь от МВФ в размере 32,1 млрд евро. В Греции было проведено большое число структурных реформ, охватывающих широкий спектр областей: финансовая устойчивость; финансовая стабильность; экономический рост, конкурентоспособность и инвестиции; государственное управление. В результате действий, предпринятых правительством страны, фискальные дисбалансы были в значительной степени скорректированы.
Еврогруппой был принят пакет мер для облегчения долгового бремени Афин, согласованы отсроченные платежи по процентам, а льготные сроки погашения кредитов стабилизационного фонда еврозоны продлены на десять лет - с 2023 на 2033 г. Греция вышла из программы помощи с денежным буфером в размере 24,1 млрд евро, что даст возможность покрывать суверенные финансовые потребности в течение примерно двух лет. В среднесрочной перспективе Греции для поддержки устойчивого экономического восстановления после затяжного спада, в свете долгового бремени и уязвимости финансового сектора необходимо завершить ключевые структурные реформы. Для устранения остаточных рисков и контроля за выполнением обязательств 11 июля 2018 г. Европейская комиссия (ЕК) приняла решение активизировать расширенную систему наблюдения1 за Грецией сроком на шесть месяцев в соответствии со статьей 2 (1) Регламента (Европейского Союза) 472/2013 [Regulation (EU), 2013; Commission Implementing Decision, 2018] (вступил в силу 21 августа 2018 г.).Параллельно страна полностью интегрируется в европейскую семестровую структуру координации экономической и социальной политики.
В 2017 г. экономика после долгого перерыва продемонстрировала положительный рост, основными фактором которого стали инвестиции (их динамичному развитию способствует дальнейшее улучшение экономических настроений и текущая программа приватизации) и отчасти экспорт [Spring 2018 Economic Forecast -Greece, 2018], а бюджет выполнен с профицитом 0,8% ВВП (1,454 млрд евро). Ожидается, что реальный ВВП вырастет на 1,9% в 2018 г. и до 2,3% в 2019 и
1 Усиленный надзор - это постпрограммная структура тщательного мониторинга экономической и финансовой ситуации, адаптированная к Греции с учётом многолетнего кризиса и предусматривающая ежеквартальные отчёты. Мониторинг будет проводиться ЕК в сотрудничестве с ЕЦБ и при необходимости с МВФ.
Современная Европа, 2018, №5
2020 гг., 2,1% в 2021 г. и 1,8% в 2022 г. При этом рост сдерживается недостаточной эффективностью частного потребления из-за слабой динамики показателей рынка труда, восстановление которого может занять несколько лет. В 2017 г. занятость выросла на 2,1%, уровень безработицы уменьшился до 21,5%, и к 2019 г. ожидается его снижение до 18,4%, к 2022 г. - до 14,9%, при том что заработная плата будет расти незначительно. Общий профицит правительства, как ожидается, достигнет 0,4% ВВП в 2018 г. и 0,2% ВВП в 2019 г. Государственный долг снизился со 180,8% до 178,6% ВВП и, согласно прогнозам, будет уменьшаться [European Commission, 2018].
Афины взяли на себя обязательства по обеспечению непрерывности и завершению реформ, принятых в рамках программы ESM, изложенные в Приложении к заявлению Еврогруппы [Specific Commitments, 2018]. Это прежде всего обеспечение первичного профицита бюджета в размере 3,5% ВВП в среднесрочной перспективе, обновление налогов на недвижимость, продолжение реформы в области управления государственными финансами (без накопления новых задолженностей). Власти продолжат осуществление реформ, направленных на приватизацию, восстановление доверия к банковской системе и правосудию. Конкурентоспособность на рынках труда, товаров и услуг будет обеспечиваться посредством ежегодного обновления минимальной заработной платы, борьбы с незадекларированной работой, лицензирования инвестиций, завершения кадастровых работ и создания соответствующего агентства. Руководство страны гарантирует реализацию реформ по модернизации управления людскими ресурсами в государственном секторе, принятие Кодекса законов о труде и выполнение национального плана борьбы с коррупцией в соответствии с рекомендациями GRECO (Group of States against Corruption)1.
В июне 2018 г. парламент страны одобрил законопроект о новых реформах, ведущих к снижению размера пенсий и уровня дохода, не облагаемого налогом, а также расходов бюджета на социальные нужды, повышению налогов, приватизации государственных предприятий.
Цена, которую пришлось заплатить
Повышение налогов, отмена льгот, реформы пенсионной системы и рынка труда отразились на социально-экономических показателях. С 2008 по 2016 г. численность населения сократилась с 11,2 до 10,9 млн человек, валовой внутренний продукт уменьшился с 357,5 до 194,2 млрд долл., ВВП Греции как часть мирового ВВП по ППС упала с 0,49 до 0,24%. Реальный ВВП демонстрировал только отрицательный рост (2014 г. исключение), наиболее драматичное падение произошло в 2011 -2012 гг., и в результате ВВП на душу населения сократился практически вдвое. Дефицит бюджета был максимальным в 2009, 2010 и 2013 гг. и сменился на профицит только в 2016 г., а госдолг был беспрецедентным для государства - члена ЕС. За десять лет последний вырос почти на 60% - с 264,775 до 317,407 млрд евро (табл. 1).
1 ГРЕКО - международная организация, основанная в 1999 г. Советом Европы для помощи странам-участницам в их борьбе с коррупцией. Членами группы являются 49 стран, в том числе Россия.
Таблица 1.
Отдельные экономические показатели, 2008-2017 гг.
Год Рост ВВП, % к предыдущему году Государственный долг, % ВВП Дефицит/профицит бюджета, % ВВП ВВП на душу населения, долл. США
2008 -0,3 109,4 -10,2 32004,6
2009 -4,3 126,7 -15,1 29635
2010 -5,5 146,2 -11,2 27302
2011 -9,1 172,1 -10,3 27073
2012 -7,3 159,6 -8,9 22055
2013 -3,2 177,4 -13,2 21857
2014 0,7 178,9 -3,6 21653
2015 -0,3 176,8 -5,7 18064,3
2016 -0,2 180,8 0,6 17900,7
2017 1,4 178,6 0,8
: - нет данных
Источник: Hellenic Statistical Authority, WEF.
В исследуемый период конкурентоспособность страны значительно снизилась -худший результат был зафиксирован в 2012 г., по версии ВЭФ, 96-е место из 144 стран [WEF, 2012 - 2013].Однако остались практически неизменными факторы, мешающие развитию бизнеса. Это прежде всего уровень и регулирование налогов, неэффективное государственное управление, политическая нестабильность, недоступность финансирования, коррупция, неадекватный уровень инфраструктуры и ограничения трудового законодательства. При этом такие параметры, как здоровье и начальное образование, а также высшее образование и профессиональная подготовка, находятся на сравнительно высоком уровне.
В современном мире происходит обоюдное движение людей и международных инвестиций; первые направляются к лучшим рабочим местам и вознаграждению, вторые - движутся в направлении территорий с оптимальным соотношением талант/цена. Государства конкурируют на мировой арене не только за рынки сбыта товаров и услуг, но и за высококвалифицированную рабочую силу - основной актив современной экономики, которую необходимо вырастить, сохранить и/или привлечь. Высокий уровень развития человеческого потенциала, обусловленный прежде всего долгой продолжительностью жизни и хорошим уровнем образования населения [UNDP, 2016], позволил стране иметь рабочую силу, конкурентоспособность которой на мировом уровне за последние пять лет заметно улучшилась [The Global Talent Competitiveness Index, 2013 - 2018]. Парадоксально, но это происходит на фоне драматически ухудшающихся социальных показателей, снижения уровня и качества жизни населения (табл. 2).
Стоит отметить, что скорректированный с учётом неравенства показатель человеческого развития существенно ниже в большинстве стран, но в Греции особенно, вследствие уменьшения составляющей дохода (более чем на 20%) [UNDP, 2015]. Бедность и неравенство - одна из наиболее острых проблем греческого общества. Афины вносят свою отрицательную лепту в нелёгкий процесс борьбы ЕС с бедно-
стью и социальной исключённостью. В соответствии со стратегией "Европа 2020" -десятилетней программой по стимулированию разумного, сбалансированного и справедливого роста и повышению конкурентоспособности [Communication from the Commission Europe 2020.], разработанной EK в 2010 г., число материально неблагополучных европейцев должно сократиться (по отношению к 2008 г.) на 20 млн человек, из них обязательства Греции - 450 тыс. Однако по результатам 2017 г. их в стране стало больше на 655 тыс. человек.
Таблица 2.
Бедность и неравенство_
Год Бедность и Бедные по Наиболее Проживающие в Коэффициент
социальная доходам (по- нуждающиеся домохозяйствах Джини4
исключенность сле выплаты материально с крайне низкои
(AROPE), тыс., социальных неимущие, интенсивностью
(%) трансфертов), тыс. чел., (%)1 тыс. чел., (%)2 труда, тыс. чел., (%)3
2008 3 046 (28,1) 2 187 (20,1) 1213 (11,2) 611 (7,5) 33,4
2009 3 007 (27,6) 2 149 (19,7) 1198 (11,0) 539 (6,6) 33,1
2010 3 031 (27,7) 2 205 (20,1) 1269 (11,6) 619 (7,6) 32,9
2011 3 403 (31,0) 2 349 (21,4) 1667 (15,2) 978 (12,0) 33,5
2012 3 795 (34,6) 2 536 (23,1) 2141 (19,5) 1 158 (14,2) 34,3
2013 3 904 (35,7) 2 529 (23,1) 2223 (20,3) 1 466 (18,2) 34,4
2014 3 885 (36,0) 2 384(22,1) 2322 (21,5) 1 357 (17,2) 34,5
2015 3 829 (35,7) 2 293(21,4) 2377 (22,2) 1 309 (16,8) 34,2
2016 3 789 (35,6) 2 256 (21,2) 2388 (22,4) 1 330 (17,2) 34,3
2017 3 702 (34,8) 2 151 (20,2) 2241 (21,1) 1 198 (15,6) 33,4
Источник: Eurostat.
Для мониторинга прогресса в борьбе с бедностью и социальной изоляцией Совет министров ЕС по вопросам трудоустройства, общественной политики, здравоохранения и потребительских дел разработал показатель риска бедности и социальной исключённое™ (AROPE - A Risk of Poverty or Social Exclusion) [United Nation Economic Commission for Europe, 2013]. Он определяет численность населения,
1 Уровень бедности рассчитывается во всех странах ЕС по единой методологии. Бедными признаются граждане, чьи доходы меньше 60% от суммы средних доходов в соответствующей стране.
2 К наиболее нуждающимся в ЕС относятся лица, которые не могут позволить себе полноценное питание, отопление жилища, крупные материальные покупки, регулярный досуг, включая ежегодный выездной отдых, пользование компьютером с Интернетом, имеют просроченные задолженности.
3 Лица в возрасте 0-59 лет, проживающие в домохозяйствах, взрослые члены которых работали менее 20% от своего общего рабочего потенциала в течение прошлого года.
4 Индекс концентрации доходов - макроэкономический показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения общего объёма денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Значение коэффициента составляет от 0 до 100. Чем выше значение коэффициента, тем больше неравномерность распределения доходов.
Современная Европа, 2018, №5
подвергающегося риску бедности или испытывающего серьёзные материальные лишения или проживающего в домохозяйствах с очень низкой интенсивностью труда. По сравнению с другими странами ЕС население в Греции сильнее всех подвержено риску бедности и социальной исключённое™ [Говорова, 2016; Громыко Ал.А., Фёдоров В.П., 2017: 194-214], и ситуация существенно ухудшилась в исследуемый период. При этом большую часть греков можно отнести к группе риска, поэтому и коэффициент Джини, который существенно выше среднеевропейского уровня (30,8 в 2016 г.), в течение десяти лет менялся незначительно.
Основная причина социальной исключённое™ - вытеснение с рынка труда; бедность имеет прямое отношение к застойной безработице, критически (в четыре раза) выросшей за последнее десятилетие и достигшей 750 тыс. человек (максимум был зафиксирован в 2013 г. - 892,7 тыс.). Это очень тревожная тенденция, так же как более чем двукратное увеличение уровня безработицы среди лиц до 29 лет. Значительно превышает среднеевропейский уровень доля населения в возрасте от 15 до 24 лет вне занятости, образования или обучения (Notin Education, Employment, or Training, NEET), а также уровень женской безработицы на фоне низкого уровня занятости (табл. 3).
Таблица 3.
Показатели рынка труда
Год Уровень занятости, % Уровень безработицы, % NEET, %, тыс. чел.
Общая Долговременная Молодежная (15-29 лет)
2008 66,3 7,8 47,1 16,2 11,4 (143)
2009 65,6 9,6 40,4 18,8 12,4 (150)
2010 63,8 12,7 44,6 24,4 14.8 (174)
2011 59,6 17,9 49,3 34,8 17,4 (200)
2012 55,0 24,4 59,1 43,7 20,2 (228)
2013 52,9 27,5 67,1 48,7 20,4 (226)
2014 53,3 26,5 73,6 45,0 19,1 (209)
2015 54,9 24,9 73,1 41,3 17,2 (185)
2016 56,2 23,5 72,0 38,4 15,8 (168)
2017 57,8 21,5 72,7 35,6 15,3 (160)
Источник: HellenicStatisticalAuthority
По данным Статистической службы Европейского Союза (Евростат) безработица в Греции, снизившись с максимума в 2013 г., составляла 20,1% в марте 2018 г. Долгосрочная безработица и безработица среди молодежи (43,8% в марте 2018 г.) также остаются чрезвычайно высокими. Неравномерность социально-экономического развития оказывает огромное влияние на параметры рынка труда и составляющие АЯОРЕ. Греческие регионы стали аутсайдерами (вошли в антитоп-10) как по общей безработице (Западная Македония, Западная Греция, Эпир и Центральная Македония), так и по молодёжной (Северные Эгейские острова, Эпир и Западная Македония) и долговременной (Аттика, Фессалия, Западная Греция, Эпир, Центральная Греция и Пелопоннес). В Греческой Республике наблюдается также боль-
шая разница в данных AROPE у коренного населения и мигрантов. Значительный разрыв зафиксирован по доле населения за чертой бедности ЕС, показателям бедности среди детей и старшего поколения, молодежи, числу наиболее нуждающихся.
* * *
Экономика Греции стабилизировалась и начала расти, в значительной степени устранены макроэкономические диспропорции. Однако кризисное наследие и незавершенные программы реформ в большинстве областей влияют на перспективы страны в плане повышения производительности, конкурентоспособности, улучшения бизнес-среды и социальной интеграции. Высокий государственный долг, зависимость от контроля над капиталом, а также тревожные социальные показатели, в том числе самый высокий в ЕС уровень безработицы и бедности, зависят от динамики и качества экономического роста и социальной сплоченности. Всё это тесно связано с необходимостью дальнейшего повышения эффективности государственного сектора, осуществления плана действий по борьбе с коррупцией, модернизацией судебной системы, оптимизации деятельности статистического агентства, гарантирующей его профессиональную независимость [IMF, 2018].
В течение следующих нескольких десятилетий Греция столкнётся с резким старением населения. По прогнозам ЕК [European Commission, 2018, The 2018 Aging Report] население трудоспособного возраста сократится более чем на треть в период между 2020 и 2060 годами. При прочих равных условиях это будет означать ежегодное снижение на 1,6% в рабочей силе. Рост совокупной факторной произво-дительностн1за последние 47 лет в среднем составлял всего 0,25% в год, что является самым низким показателем в зоне евро. С учётом данной динамики производительность труда будет расти примерно лишь на 0,4%. Учитывая демографическую ситуацию, влияние структурных реформ должно быть существенным для достижения общего долгосрочного темпа роста ВВП на 1%. По разным оценкам полная их реализация может повысить рост примерно на 0,8-1,3% в год в средне- и долгосрочной перспективе [Daude, 2016; OECD, 2016].
С 2010 г. Афины получили свыше 275 млрд евро от МВФ и стабилизационных фондов еврозоны в обмен на жёсткие бюджетные ограничения, и с июля 2017 г. страна начала восстанавливать доступ на рынки посредством выпуска государственных облигаций, однако условия заимствования остаются хрупкими на фоне внешних экономических рисков. Греция по-прежнему сталкивается с рисками в отношении своей финансовой стабильности, которые могут иметь неблагоприятные последствия для других государств еврозоны, влияя на доверие инвесторов. Бизнес-среда нуждается в значительном дальнейшем совершенствовании показателей экономической эффективности. В среднесрочной перспективе представляется жизненно важным сохранение импульса восстановления занятости, который повле-
1 Совокупная факторная производительность рассчитывается как остаток, объясняющий рост ВВП после учёта вклада факторов производства: капитала, рабочей силы (квалифицированной и неквалифицированной) и земли. Относительные доли этих составляющих в экономическом росте определяются по фонду заработной платы, стоимости капитала, отдаче от образования и земельной ренте.
Современная Европа, 2018, №5
чет за собой сокращение бедности и обеспечит тем самым возможности для сохранения и дальнейшего развития человеческого капитала страны, её главного богатства и инструмента завершения ключевых институциональных и структурных реформ.
Список литературы
Говорова Н.В. (2016) Бедность и неравенство в ЕС // Современная Европа. №3 (69). С. 104-113.
Громыко Ал.А., Фёдоров В.П. (2017) Европа XXI века. Новые вызовы и риски. М., СПб.: Нестор-История.
Рытов А.Г. (2006) Очерки послевоенной истории Греции. М.: ИКАР.
References
Commission Implementing Decision of 11.7.2018 on the Activation of Enhanced Surveillance for Greece. Brussels, 11.7.2018. C (2018) 4495 final.
Communication from the Commission Europe 2020. A Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
Daude, C. (2016) "Structural Reforms to Boost Inclusive Growth in Greece," OECD Economics Department Working Papers, No.1298 (Paris: Organization for Economic Co-operation and Development).
European Commission (2018a) "The 2018 Aging Report," Institutional Paper 079/2018.
European Commission. (2018b) Directorate General Economic and Financial Affairs. Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/compliance_report_4r_2018.06.20.docx.pdf
European Economy (2010). Occasional Papers. #61. The Economy Adjustment Programme for Greece. URL: http://ec.europa.eu/economy finance/publications/occasional paper/2010/pdf/ocp61_en.pdf
Govorova N.V. (2016) Bednost' i neravenstvo v Evropeiskom soyuze [Poverty and inequality in European Union], SovremennayaEvropa [Contemporary Europe], 3 (69): 104 - 113.
Gromyko Al.A., Fyodorov V.P. (eds.) (2017) Evropa v XXI veke Novye vyzovy I riski [Europe in XXI Century. New Challenges and Risks]. M., S.-P.: Nestor-Istoriya.
Greek National Reforms Programme (2014). URL:
https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/nrp2014_greece_en_0.pdf
IMF (2010). Greece: Staff Report on Request for Stand-By Arrangement. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2010/cr10110.pdf
IMF (2018). European Dept. Country Report No.18/248. Greece: 2018 Article IV Consultation and Proposal for Post-Program Monitoring-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Greece. URL: http://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2018/07/31/Greece-2018-Article-IV-Consultation-and-Proposal-for-Post-Program-Monitoring-Press-Release-46138
Karakolias, S.E. and Polyzos, N.M. (2014) "The Newly Established Unified Healthcare Fund (EOPYY): Current Situation and Proposed Structural Changes, towards an Upgraded Model of Primary Health Care, in Greece", Health, 6: 809 - 821. URL: http://file.scirp.org/pdf/Health_2014032813434550.pdf
Matsaganis, M. (2005) "Greece - Fighting with Hands Tied behind the Back Anti-Poverty Policy without a Minimum Income" in Ferrera, M. (eds.), Welfare State Reform in Southern Europe. Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece. London, New York: Routledge, Teylor & Francis Group, pp. 24 - 64.
OECD (2016) OECD Economic Surveys: Greece 2016 (Paris: Organization for Economic Co-operation and Development).
Regulation (EU) (2013) No 472/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on the Strengthening of Economic and Budgetary Surveillance of Member States in the Euro Area Experiencing or Threatened with Serious Difficulties with Respect to Their Financial Stability. Official Journal of the European Union. L 140/1. 27.5.2013.
Rytov A.G. (2006) Ocherki poslevoennoi istorii Gretsii [Essays on the Postwar History of Greece]. M.: IKAR.
Specific Commitments to Ensure the Continuity and Completion of Reforms Adopted under the ESM Programme (2018). URL: http://www.consilium.europa.eu/media/35749/z-councils-council-configurations-ecofin-eurogroup-2018-180621-specific-commitments-to-ensure-the-continuity-and-completion-of-reforms-adopted-under-the-esm-programme_2.pdf
Spring 2018 Economic Forecast - Greece (2018). URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ecfin_forecast_spring_030518_el_en.pdf The Global Talent Competitiveness Index, GTCI 2013 - 2018. URL: https://www.insead.edu/ The World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009 - 2017. URL: https://www.weforum.org/
UNDP (2015). Human Development Report. Work for Human Development. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_human_development_report.pdf
UNDP (2016). Human Development Report. Human Development for Everyone. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016 human development report.pdf
Yfantopoulos, J. (2007) "The Welfare State in Greece", in A.J. Metaxas (ed.), About Greece. Athens: Ministry of Press and Mass Media, pp. 328 - 342.
H npfflToP&9p,ia OpovxiSa Yysiai; & o poXo^ tow EOnYY. 4 B'qp,aTayiaTqp,STapp,66p,iCTq (2013) [Primary Health Care & the Role of EOPYY. 4 Steps towards Reform]. URL: http://www.iatronet.gr/photos/enimerosi/E0PYY_first%20draft%2015_10%20Final.pdf
nsxp.s^iSo'u, M.Kai nanavaaxaaiov, D. et al. (2015) "Yysia Kai p,aKpo%povia (ppovxiSa GTqv EAlaSa" [Petmezidou, M. And Papanastasiou, S. Et al. "Health and Long-Term Care in Greece"], Mekezeq [Studies], 35. URL: https://ineobservatory.gr/wp-content/uploads/2016/06/Meleti-35.pdf
noTqp-qi;, A. Kai Eapaip-qi;, n. (2014) "AvaaiconrqCTq tow vo^o9stikov nXaiaiov yia Tqv npfflToP&9p,ia OpovxiSa Yysiai; GTqv EAlaSa - npoxaasi^ psX-riffla^" [Potiris, A. and Sarafis, P. (2014) "A Retrospection of the Legislative Framework of the Primary Health Care in Greece - Proposals for Improvement"], AismorypoviKq <PpovriSa Yyeiaq [Interscientific Health Care], 6 (3): 116 - 121.
TsXik^ npoTaoq S%s8iov "A0HNA" . ..yia Tqv avaSiapOpffla-q tmv ISpupmrav AvraxaTqi; EKnaiSsvCTq^ (2013) [Final Draft Proposal "ATHENS" ... for the Restructuring of Higher Education Institutions]. URL: http://www.minedu.gov.gr/publications/docs2013/130305_telikh_protash_athhna.pdf
Y^avxonovXo^, r. (2012) '0%i p,ovo oikovo^iks^ p.sTappvBp.iasK; [Yfantopoulos, J. Not Just Economic Reforms]. URL: http://www.tovima.gr/opinions/article/?aid=484476
Xp'uoop.aAliS'qi;, X. (2013) "0sap,oi Kai p.sTappvBp.iasK; GTqv EAlaSa: ^ nepimaoi^ tow xrapov avfflTaTqi; sKnaiSs-ua-qi; Kai spsvva^" [Chrysomallidis C. (2013) "Institutions and Reforms in Greece: the Case of Higher Education and Research"], Ekkqvixq emdempqaq nokinx^q emazqpqq [Greek Journal of Political Science], 40: 45 - 69. URL: https://ejournals.epublishing.ekt.gr/index.php/hpsa/article/viewFile/14558/13156
Socio-economic Situation in Greece 2008 - 2018: Results and Prospects
Authors: Vlasova K., Candidate of Science (History), Senior Research Fellow at the Department of the Black Sea and Mediterranean Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009; Associate Professor at the Vyatka State University. Address: 111, Lenina street, Kirov, Russia, 610002. E-mail: [email protected];
Govorova N., Leading Researcher at the Department of Economic Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009; Assistant Professor of Economics, Moscow Technological Institute. Address: 38A, Leninsky avenue, Moscow, Russia, 119334. E-mail: [email protected]
Abstract: The socio-economic paradigm, existed in Greece since the early 1980s, began to collapse after the advent of the global financial crisis. The main conditions for financial assistance granted to Greece by international creditors were the requirement for urgent implementation of domestic reforms, primarily in the social sphere, and the urgent demand for austerity. During 2008 -2018, on the one hand, Athens managed to reform the social sphere, which ultimately led to the actual collapse of the Greek social state. On the other hand, the Greek economy stabilized after a long recession, showed positive growth and gradually began to grow. However, the crisis and unfinished reforms in most areas negatively influence the prospects of Greece in terms of productivity, competitiveness, improvement of business environment and social integration.
Keywords: Greece, European Union, social state, socio-economic reforms.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope5201898109