Экономика. Социалънъная сфера села
комплекса взаимосвязанных организационно-экономических, технологических и управленческих мероприятий, обеспечивающих рациональное использование земельных ресурсов путем внедрения адаптивно-ландшафтной системы земледелия и организации эко-
логического агропроизводства в специализированных предприятиях. Массовое развитие данного процесса нуждается в поддержке государства, которая должна быть направлена на разработку законодательной базы; гармонизацию национальных и международных стан-
дартов по производству экологической продукции; разработку механизмов управления данным процессом на основе кадрового обеспечения и создания региональных Центров развития и финансовой поддержки предприятий.
Литература
1. Реймерс Н.Ф. Природопользование (Словарь-справочник). - М.: «Мысль», 1990. - С.519.
2. Жученко A.A. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства (Концепция). - Пущино, 1994.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н.ФИЛИППОВ,
доктор экономических наук, профессор С.В. ИЛЮХИНА, ст. преподаватель, Уральская ГСХА
Ключевые слова: социальная сфера села, уровень жизни, социальная инфраструктура, мониторинг.
Категорию «социальная инфраструктура» необходимо рассматривать с позиций системно-целевого анализа и в комплексе с кадровыми и организационно-экономическими условиями хозяйствования.
Системно-целевой подход позволяет сделать вывод о том, что социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг. В качестве функций социальной инфраструктуры, определяющихся социально-экономическим развитием общества можно выделить: достижение социальной однородности общества и всестороннее гармоничное развитие личности.
К наиболее значимым функциям социальной инфраструктуры относятся:
- создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;
- воспроизводство квалифицированной рабочей силы, отвечающей потребностям и уровню развития производства и ее эффективное использование;
- обеспечение оптимальных жилищно-бытовых и социально-культурных условий жизни населения;
- рациональное использование свободного времени людей.
К элементам социальной инфраструктуры, обеспечивающим жизнедеятельность человека, следует отнести совокупность материально-вещественных элементов, функционирующих в определенных организационно-
экономических и кадровых условиях и создающих предпосылки для эффективного удовлетворения спектра материальных и духовных потребностей каждого члена общества.
Очевидно, что эти элементы могут являться объектами федеральной, региональной и муниципальной собственности. Современная социальная инфраструктура должна отражать результаты проводимой государством социальной политики.
Цель и методика исследований
В ходе исследования социальной инфраструктуры села был проведен социально-экономический опрос различных групп населения Свердловской области. Респондентам предлагалось заполнить разработанную анкету, в которой были сгруппированы основные вопросы, касающиеся уровня жизни, развития социальной сферы, муниципальных образований, состояния сельского хозяйства. В ходе исследования было обследовано около 3000 жителей Свердловской области; целенаправленно акцент был сделан на молодёжь, как на потенциальный резерв квалифицированных кадров села. Структура опрошенных: 52% - учащиеся 9-11 классов; 17,6% - студенты колледжей или профессиональных училищ; 6,4% - студенты высших учебных заведений (Уральской государственной сельскохозяйственной академии); 24%
- жители муниципальных образований (как работающее, так и неработающее население). Для повышения репрезентативности результатов исследования количество опрошенных женщин составило 60 %, мужчин - 40%. Такое соотношение отражает сложившуюся структуру женского и мужского насе-
ления села.
Доходы на одного человека в семье колеблются в среднем от 1900 до 7900 руб., при этом выявлен катастрофически низкий уровень доходов жителей в г. Староуткинск - 700 руб.; с. Завьяловское Талицкого района -300 руб.; с. Коптелово Алапаевского района - 500 руб.
Негативные оценки состояния социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований преобладают в части, касающейся общественного транспорта - 30%,
жилищно-коммунальной сферы - 25%, строительства и содержания дорог -100%, питания в школьных столовых
- 21%, условий образования и воспитания детей - 30%. Позитивно оценивают развитие торговли - 56%.
Незначительные отклонения оценок населения социальной и инженерной инфраструктуры в 0,8% свидетельствуют о том, что они развиты недостаточно. Например, в селе Завьяловском Талицкого района необходимо отремонтировать мост через реку, а в г. Михайловске таковой вообще отсутствует, что затрудняет связь деревенских жителей с городом.
Сокращается количество занятых в сельском хозяйстве, особенно квалифицированных рабочих. Так, за 2005г. численность работников сельского хозяйства Свердловской области уменьшилась по собственному желанию на 4,3%, в сравнении с 2004 г.; в связи с сокращением - на 0,2% [1]. Отрицательную динамику в развитии сельского хозяйства подтверждают 48,3% респондентов, в то же время
The social sphere has sat down, a standard of living, a social infrastructure, monitoring.
Экономика. Социальньная сфера села
положительные характеристики отмечают 43% опрошенных. Затруднились оценить состояние сельского хозяйства 8,7%.
В качестве мер по улучшению состояния агропромышленного комплекса высказываются за: развитие предпринимательства - 38%, охрану окружающей среды - 34%, повышение профессионализма руководителей сельского хозяйства - 51%, привлечение к решению сельских проблем жителей - 42% и затруднились ответить 4,8% опрошенных (предлагалось несколько вариантов ответов).
Предпочтения жителей распределились следующим образом:
- 33% пожеланий приходится на улучшение качества школьного и дошкольного образования;
- ремонтировать дороги и прокладывать новые предлагают 28%;
- пожелания по благоустройству территорий, улучшению медицинского обслуживания, открытию и ремонту спортивных залов, секций или стадионов колеблются одинаково - в пределах 26%;
- претензии по качеству коммунальных услуг, отсутствию культурного досуга молодежи и жилья предъявили по 25% респондентов;
- уделять больше внимания охране общественного порядка и безопасности жителей просят 24%, столько же - жалуются на низкую оплату труда в бюджетной сфере (милиционеров, работников скорой медицинской помощи);
- состоянием окружающей среды озабочено 19%, проблемами детей и молодежи - 18%;
- высказывают пожелания уделять больше внимания малоимущим слоям населения: пенсионерам, студентам, матерям с маленькими детьми и работе общественного транспорта - по 17%;
- недоверие к работе администрации своих муниципальных образований и претензии к депутатам выразили 14%;
- нуждаются в стабильной работе и новых рабочих местах 11% населения.
Другие результаты - в ремонте школ испытывают необходимость 9%, стольким же не хватает клубов и кинотеатров; также 9% предлагают развивать сельское хозяйство и промышленность; 6% нуждаются в развитии газификации села и столько же страдает от двухсменного режима обучения в школе. Школьные проблемы: отсутствие питания или низкое его качество; недостаточное компьютерное обеспечение; нехватка квалифицированных кадров в школе волнует 4%; проблемы пьянства и наркомании - 4%. Нехватку денежных средств на оплату коммунальных услуг испытывают 3%, столько же просят построить или отремонтировать мост и улучшить фи-
нансирование образовательных учреждений.
Уделять внимание проблемам жителей села просят 2%; также открыть детские площадки, центры занятости населения; поддержать фермерство -по 2%, соответственно. На плохую работу отделений связи и отсутствие медицинского пункта жалуются по 2% жителей, соответственно.
Пожелания по 1%, соответственно, распределились между ремонтом канализации и водопровода; понижением кредитных ставок (имелось в виду ипотечное кредитование); улучшением работы общественных организаций.
Согласно полученным данным, в 2% сельских населенных пунктов отсутствуют медицинские пункты, в 43% - предприятия бытового обслуживания, а в 33% - магазины и торговые точки. В сельской местности за последние годы произошло сокращение элементов социальной сферы. Материально-техническая оснащенность культурно-бытовых объектов не соответствует нормам и не позволяет создать условия для полноценного отдыха и воспитания детей: так детскими дошкольными учреждениями на селе охвачено около половины детей, более 50% клубов размещены в неприспособленных зданиях и помещениях, либо вообще отсутствуют.
Закрываются преимущественно начальные малокомплектные школы. Проблема пространственной доступности общеобразовательной школы на селе обостряется и в связи с ухудшением транспортного обслуживания. Из-за концентрации ученических мест в крупных муниципальных образованиях 20% сельских школ работает в 23 смены. Техническое состояние школ также оставляет желать лучшего: многие из них требуют капитального ремонта, либо находятся в аварийном состоянии. В половине сельских школ нет водопровода, в 2/5 централизованного отопления, в 3/5 канализации. Только 26% школ обеспечены всеми видами коммунальных благ. В сельских школах практически не имеется современных технических средств обучения, наблюдается острая нехватка квалифицированного учительского персонала.
Среди опрошенных учеников средних образовательных школ была вы-
явлена интересная тенденция. Они просят (5%) повысить учителям заработную плату, поскольку считают, что это улучшит морально-психологическую обстановку в школе.
Неравномерная ситуация сложилась и в сфере дошкольного образования. За 2001-2005 гг. количество детских дошкольных учреждений сократилось в сельской местности на 30 единиц (8%); численность посещающих их детей в 2002-2003 гг. на 0,6 тыс. человек (5%). Однако в 2005 г. наметился позитивный демографический сдвиг, по сравнению с 2004 г., - увеличение детей на 6,7 тысяч, что составило 47% [1], а число детских дошкольных учреждений продолжает сокращаться.
Результаты социологического обследования различных возрастных категорий жителей Свердловской области выявил следующие проблемы в социальной сфере. В улучшении жилищных условий нуждаются 26% опрошенных людей; в товарах первой необходимости - 15%. При наличии денежных средств потратили бы деньги на отдых
- 16%; на обучение - 26% респондентов; 11% - открыли бы собственное дело; 6% - положили деньги в банк или купили ценные бумаги.
Гораздо лучше стали жить, чем в предыдущее 10-летие, 17% из опрошенных респондентов; немного лучше -45%; хуже - 7,5%. Жизненные условия остались на прежнем уровне у 24% опрошенных жителей; затруднились ответить 6,5%.
Выразили желание поменять место жительства 10% респондентов, рассматривают в перспективе вариант смены жительства - 26%; не собираются менять - 35%, затруднились с ответом - 29%.
Конечно, за период 2001-2005 гг. уменьшилось на 14,4% количество беднейших групп населения. Однако, по данным, представленным в таблице 1, эта тенденция не является положительной.
Фактически уменьшение численности населения Свердловской области с низкими денежными доходами произошло за счет выбывания населения.
Выводы
Ситуация на рынке сельского труда качественно не изменяется, несмотря на некоторое повышение уровня занятости сельского населения и
Таблица 1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума*
Годы Тыс. человек В % к общей численности населения
2001 1266,8 27,7
2002 1105,2 24,3
2003 797,3 17,8
2004 679,4 15,3
2005 589,7 13,3
* Данные за 2001-2002 гг. уточнены в связи с корректировкой показателей среднедушевых денежных доходов населения по итогам ВНП- 2002. Данные за 2003-2004 гг. - уточнены по итогам разработки годовых балансов денежных доходов населения.
Экономика
сокращение общей и зарегистрированной безработицы. Кроме того, отсутствуют действенный механизм регулирования рынка труда и занятости на селе, заинтересованность руководителей сельскохозяйственных предприятий в создании новых и сохранении имеющихся рабочих мест.
В то же время необходимо отме-
тить, что позитивные сдвиги в развитии социально-инженерной инфраструктуры зависят от реализации Правительством Российской Федерации и Свердловской области приоритетных национальных проектов. Уровень развития промышленного производства в Свердловской области подтверждает исторический постулат - «Урал - опор-
ный край державы». Однако неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве, сдерживает темпы устойчивого развития и совершенствования социальной сферы. В Свердловской области на современном этапе развития экономики имеются все предпосылки для дальнейшего реформирования социальной сферы.
Литература
Свердловская область в 2001-2005 годах: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.- Екатеринбург. 2006 - 186 с.
РЕШЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
М.М. ТРЯСЦИН,
кандидат экономических наук, доцент, Пермский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК
Ключевые слова: продовольственная безопасность, качество продовольственных товаров, потребление основных продуктов, развитие агропромышленного комплекса.
Понятие «продовольственная безопасность» - одно из древнейших экономических понятий - подразумевает способность государства прокормить свое население.
В Советском Союзе проблема продовольственной безопасности активно решалась с 1965 по 1980 годы. До 1990 мы производили свыше 800 килограммов зерна на человека, в то время как европейские страны - 450-480 килограммов.
Начиная с 1992 года, государство резко уменьшило помощь селу и, как результат, агропромышленное производство сократилось на 40-50 процентов. Производство картофеля и овощей открытого грунта в коллективных хозяйствах Пермской области сокра-
Таблица 1
Качество продовольственных товаров, поступающих на потребительский
рынок
П родукция Забраковано и снижено в сортности, % от общего объема проинспектированных товаров
отечественных импортных
2000 год 2006 год 2000 год 2006 год
Мясо всех видов 1,9 1,2 48,6 40,3
Колбасные изделия и копчености 14,1 18,9 64,5 95,5
Рыба и рыбопродукты 33,3 45,8 24,6 23,3
Цельномолочная продукция 19,0 25,9 37,2 45,3
М асло животное 26,2 19,3 74,1 77,0
С ы ры всех видов 17,9 1 1,3 18,6 33,3
Продукты детского питания 6,7 10,0 15,7 10,0
М аргарин, майонез 24,2 27,3 32,7 15,7
Масло растительное 19,4 7,3 12,6 10,3
Яйца 43,2 15,7 92,8 98,8
Кондитерские изделия 16,3 22,3 16,2 19,3
Консервы мясные и мясорастительные 24,9 25,0 94,6 99,1
тилось более чем на 80 процентов.
Сегодня Россия практически утратила продовольственную безопасность и перестала быть самостоятельной страной, импортируя более 40 процентов продовольствия. Причем завозимая продукция - низкосортная и генетически модифицирована. Качество импортных продовольственных товаров, поступающих на потребительский рынок, значительно уступает качеству продукции собственного производства. По данным Госторгинс-пекции Минторга России, процент забракованных импортных продуктов питания значительно превышает процент забракованных отечественных продуктов питания.
Значительно ухудшилось состоя-
ние машинно-тракторного парка. Общий недостаток комбайнов и тракторов составляет свыше 850 тысяч единиц. Темпы обновления стали значительно отставать от темпов списания техники.
Основным выкачивающим инструментом средств из отрасли стал диспаритет (диспропорция) цен на продукцию села и продукцию, услуги промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Если в 1991 году количество зерна, эквивалентного по цене зерноуборочному комбайну СК-5М «Нива», составляло 48 тонн, то в 2006 году - 560 тонн (рост в 12 раз), по зерноуборочному комбайну «Дон-1500», соответственно, 182 и 900 тонн (рост в 5 раз). В десятки раз выросли цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, минеральные удобрения и другие промышленные ресурсы и услуги. Если индекс паритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией в 1991 году составлял 0,85, то в 2005 и 2006 годах его значение по Пермскому краю вышло за все нормы и стало носить отрицательный результат - минус 0,333. Только за два года сельскохозяйственные товаропроизводители области понесли потери от паритета цен в сумме 2 133 миллиона рублей.
Стихийный рынок без государственного регулирования привел к разрыву экономических связей. Разрушена система оптовой торговли. В два и более раза цены в розничной торговле превышают закупочные цены. Основ-
Food safety, quality of articles of food, consumption of the basic products, development of agriculture.