с
модернизация
УДК 330.101 DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.289.293
Ж: т, Р12, 12, 121, 125
социально-экономический потенциал северо-кавказского региона в развитии системы образования
Ибрагим Баширович даурбеков 1
1 ФГБОУ ВПО Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские Горы, д. 1
1 Аспирант экономического факультета E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 21.11.2015 Одобрена: 28.11.2015
Аннотация. Целью данной статьи является разработка научной проблемы развития региональных социально-экономических систем СКФО в условиях модернизации системы образования, определение императивы и направления развития учреждений образовательных услуг в регионе.
Задачи статьи: рассмотреть специфику социально-экономического потенциала Северо-Кавказского региона в развитии системы образования округа; обозначить научные подходы к систематизации региональных социально-экономических проблем с применением теоретических основ регионального развития; определить роль сферы образования в аспекте модернизации в системе регионального хозяйства СКФО; проанализировать и выявить направления развития СКФО в условии функционирования системы образования в регионах; выразить стратегические цели при обосновании концептуальных основ в модернизации системы образования регионального развития СКФО.
Методология. При написании статьи применены дифференциальные методы и подходы, применяемые в экономических исследованиях: анализа и синтеза, аналитический, сравнительный, индукции и дедукции, расчётно-конструктивный, экономико-статистические методы (наблюдение, сводка, группировка, абсолютных и относительных величин, табличный). Результаты. Проводимую модернизацию в системе образования в Российской Федерации нужно рассматривать в аспекте учета двух противоречивых процессов: первый из них глобализация (в создании единого образовательного пространства, всеобщий подъем роли человеческого капитала в мировых экономических системах), второй - специфика региона (при формировании образовательного пространства региональной социально-экономической системы, учитывать их климатические, природно-гео-графические, национальные и другие особенности). Сформулированные в статье предложения и выводы могут быть применены для разработки концепции устойчивого развития системы образования в Северо-Кавказском федеральном округе. Успешная реализация целей принятой программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года требует разработать конкретные и эффективные меры в соответствии со своими целями, наличием отлаженной и научно обоснованной системы полного обмена информацией и мониторинга.
ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная экономика, образование, стратегия развития, СКФО, регион. для ссылки: Даурбеков И. Б. Социально-экономический потенциал Северо-Кавказского региона в развитии системы образования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 289-293. ОС!: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.289.293
Введение. Современные процессы, происходящие в политической и социально-экономической сфере регионов России, связаны с интегрированием отечественной экономики в глобальное экономическое пространство, требуют модернизации, как экономики, так и всех сфер хозяйства региона, в том числе сложившейся системы образования.
Отметим, что в мировом сообществе в настоящее время образование определяется как один из фундаментальных факторов экономического и социального развития, как один из существенных факторов улучшения общественного благосостояния, обеспечивающий конкурентоспособность и устойчивое развитие как национальной, так и региональной экономики.
В современных реалиях глобализации при развитии тенденции трансформации современной экономики в экономику знаний, существенно возрастает значение региональной системы образования и, прежде всего, высшей школы, так как в высших учебных заведениях готовятся высококвалифицированные специалисты для всех отраслей и сфер деятельности региональной экономики.
Интерпретация результатов исследования. При
исследовании роли социально-экономического потенциала региона в развитии системы образования предполагается, прежде всего, раскрытие ее основных теоретико-методологических аспектов. По мнению Р.А. Белоусова, социально-экономический потенциал - это «совокупность всех имеющих-
ся в ее границах ресурсов, как вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть в перспективе использованы для роста экономики и повышения качества жизни населения данной территории» [1, С. 30]. Это мнение совпадает с утверждением Н.Ю. Сорокиной, которая под социально-экономическим потенциалом региона предлагает понимать «возможности региона по созданию условий для повышения качества жизни населения путем задействования всего комплекса ресурсов, имеющихся на его территории, и с учетом возможностей их привлечения извне» [2, С. 168].
Важной задачей для обеспечения потенциального экономического роста Северо-Кавказского региона является повышение качества подготовки молодых специалистов, и здесь ключевую роль играет именно образование. «Образование увеличивает способность человека реализовать свои цели и возможности, расширяет масштабы и спектр социального выбора, обеспечивает адаптацию к требованиям окружающего ее мира» [3, С. 63].
Анализ общего образовательного уровня экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе показал, что он несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, по показателям 2014 года, доля занятого населения с высшим образованием составляет 30,9% общей численности населения СКФО, в Российской Федерации - 32,2%, со средним профессиональным - 19,1% общей численности населения, в Российской Федерации -25,8% [4].
В то же время, степень формирования современного образовательного комплекса в СКФО достаточно низкая. Если рассматривать обеспеченность детей местами в детских дошкольных учреждениях, СКФО находится среди прочих федеральных округов Российской Федерации на последнем месте. По данным 2013 года, в Северо-Кавказском федеральном округе только 36,2% детей (от общей численности детей соответствующего возраста) охвачено дошкольными образовательными организациями. В Республике Ингушетия этот уровень самый низкий и составляет - 10,7%. Общее значение этого показателя по Российской Федерации составляет - 63% [4, 11].
Наиболее актуальные проблемы в средних общеобразовательных учреждениях СКФО - это острая нехватка педагогических кадров и морально устаревшая материально-техническая база.
Проблемы с отсутствием квалифицированных кадров имеются практически во всех сферах экономики (в туризме, санаторно-курортной сфере, государственном управлении, пищевой промыш-
ленности, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении и др.), а значит от системы образования требуется не только совершенствование программ подготовки, но и переподготовка кадров с учетом требований развития экономики СКФО и современных стандартов образования. Предлагается представить высшее учебное заведение «как своего рода предприятие, а образовательный процесс - как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни» [5].
Правительством Российской Федерации проводится ряд мер, целью которых является обеспечение потребностями региональных рынков труда необходимыми специалистами. В частности, одобрена Программа развития «Северо-Кавказского федерального университета» на 2012-2021 гг. В программе содержатся основные направления развития университета, перечень необходимых мероприятий, целевые показатели, объём финансирования. Планируется, что университет подготовит кадры для приоритетных отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, а именно: электроэнергетики, туристско-рекреаци-онного комплекса, промышленности, строительства и индустрии, отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, биомедицинского и фармацевтического производства. Общий бюджет программы в период с 2012 г. по 2021 г. запланирован в объеме 7,662 млрд. руб., в том числе финансирование из федерального бюджета
- 4,817 млрд. руб. [6].
В 2012 году в СКФО по видам экономической деятельности в большей степени развита оптовая и розничная торговля, доля которой в валовом региональном продукте составляет - 21,1%, тогда как средний показатель по Российской Федерации
- 18,2%. В формировании структуры ВРП СКФО большой вклад также вносят такие отрасли как: сельское хозяйство - 13,1% (средний показатель по Российской Федерации - 4,2%), строительство
- 12,2% (средний показатель по Российской Федерации - 7,1%) и государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное страхование - 11,6% (средний показатель по Российской Федерации - 5,6%). Наименьший вклад в ВРП СКФО от таких видов деятельности как рыболовство и рыбоводство (0,1%) и финансовая деятельность (0,3%) [4].
Министерством образования и науки России ежегодно с 2012 г. проводится мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Существующая методика расчета едина для сети ведущих университетов.
Тем самым обеспечивается сопоставимость результатов, достигнутых вузами при реализации программ их развития, а также возможность проведения объективной сравнительной оценки их деятельности в рамках сети образовательных организаций высшего образования России.
Число дневных общеобразовательных учреждений в СКФО, как и в целом по России, сокращается. Анализ количества высших учебных заведений субъектов Российской Федерации, которые входят в состав Северо-Кавказского федерального округа, показал, что общее количество вузов - ниже среднероссийского уровня. Вместе с тем, в отдельных субъектах СКФО, таких как Ставропольский край и Республика Дагестан, число высших учебных заведений почти в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации [7, 10].
В июне 2015 года Министерством образования и науки России опубликованы показатели по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов, получивших дипломы в 2013 году. Данные предоставлены Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором России и образовательными учреждениями. В ходе мониторинга были обработаны данные об 1,2 миллионе выпускников, которые завершили обучение по более одной тысячи ста направлениям подготовки и специальностям. По результатам анализа установлено, что доля выпускников российских вузов, трудоустроившихся в течение последних двух лет после окончания учебы, составляет только 76% от их общего числа.
Анализ индикаторов табл. 1 показал, что если принять долю трудоустроенных выпускников, от обще-
Наибольшее число нетрудоустроенных выпускников обучалось по специальностям «Экономика и управление» и «Юриспруденция», суммарно на эти два направления приходится 50% всех нетрудоустроенных выпускников, то есть, практически, каждый второй нетрудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование.
Следует отметить тех, кто обучался по педагогическим программам. Выпускники педагогических вузов востребованы на рынке труда, в России их трудоустроено 77,5%, что выше общероссийского показателя.
В настоящее время самыми востребованными на рынке труда являются инженерные специальности. В ходе анализа было выявлено 16 укрупненных групп направлений подготовки с высокой долей трудоустройства (80% и более), и среди них - 12 групп технической направленности [8, 13]. В целом по стране выпускники инженерных направлений подготовки имеют высокую заработную плату. В десятке самых высокооплачиваемых направлений подготовки и специальностей 8 укрупненных групп технической направленности.
Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о неравномерности данного показателя в разрезе федеральных округов. Так, пороговое значение доли трудоустройства для СКФО значительно ниже среднероссийского уровня и составляет только 50% [8, 12]. Информация о трудоустройстве и средней сумме выплат выпускникам вузов СКФО представлена в табл. 1.
го числа всех выпускников, за эффективность высшего образования, то по субъектам СКФО самым
Таблица 1
Субъекты СКФО Ставропольский край Кабардино-Балкарская Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия-Алания Чеченская Республика
Число вузов региона, шт. 13 3 1 14 2 9 3
Число выпускников вузов региона, человек 17 293 3 725 2 058 12 864 1 945 6 072 5 852
Трудоустроено выпускников всего, человек 11 312 1 959 870 5 985 1 034 3 000 2 492
Трудоустроено выпускников в текущем регионе, человек 7 378 1 376 762 3 636 717 2 165 2 224
Индивидуальных предпринимателей, человек 306 37 29 172 27 11 56
Средняя сумма выплат выпускникам, руб. 17 592 13 004 15 188 13 566 12 744 13 050 18 784
Доля трудоустроенных выпускников, всего, в % 65,41 52,59 42,27 46,53 53,16 49,41 42,58
Доля трудоустроенных, в текущем регионе (от общего числа трудоустроенных), в % 65,22 70,24 87,59 60,75 69,34 72,17 89,25
эффективным является обучение в Ставропольском крае (65,41%), Карачаево-Черкесская Республика (53,16%), Кабардино-Балкарская Республика (52,59%), Республика Северная Осетия-Алания (49,41%), Республика Дагестан (46,53%), Чеченская Республика (42,58%), Республика Ингушетия (42,27%). При этом, вузы регионов, занимающих в процентном отношении последние места по числу трудоустроенных выпускников, находятся на первых позициях по их трудоустройству у себя в субъектах. Так, от общего числа трудоустроенных выпускников доля тех, кто вышел на работу в регионе, в котором он окончил вуз, в Ингушетии составляет - 87,59%, а в Чеченской Республике - 89,25%.
По данным Росстата, уровень безработицы в российских федеральных округах различается более чем в три раза, а в регионах - в 16 раз. Самый низкий уровень безработицы (по методике МОТ) по итогам 2 квартала 2015 года отмечен в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. В ЦФО уровень безработицы за 2 квартал 2015 года составляет 3,6%, в СКФО - 10,9%, в Сибирском ФО -7,4%, в Крымском ФО - 7,3%. В целом по России уровень безработицы снизился в июне 2015 г. до 5,4% с 5,6% в мае 2015 г. Самый высокий уровень безработицы во 2 квартале 2015 года отмечен в Ингушетии (30,8%), в Туве (17,7%), в Чечне (17,2%), в Карачаево-Черкесии (15,8%), в Республике Алтай (11,3%), в Калмыкии (11,1%), в Дагестане и Забайкальском крае (по 10,4%) [4, 14].
Высокий уровень безработицы среди выпускников вузов СКФО отчасти объясняется тем, что Северный Кавказ традиционно тесно связан с сельским хозяйством, а работать в него молодежь идет неохотно. Популярных же офисных вакансий (финансистов, экономистов, юристов, бухгалтеров), а также государственных и муниципальных служащих на всех не хватает.
В настоящее время прилагаются максимальные усилия для улучшения положения в сфере занятости в СКФО. Согласно Государственной программе РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года из федерального бюджета на стимулирование развития экономики и модернизации социальной сферы региона планируется выделение более 300 млрд. руб. [9, 15]. Программа, таким образом, должна способствовать созданию новых рабочих мест. Судя по описанию программы, основной набор поддерживаемых отраслей ограничивается санаторно-курортной и туристской деятельностью. А этого может оказаться недостаточно для решения проблем безработицы и трудоустройства выпускников.
Выводы. В результате проведенного анализа автором сделаны следующие выводы:
• представленные результаты анализа свидетельствуют о необходимости приведения объемов и структуры подготовки специалистов с потребностями развития регионального рынка труда. Кроме того, необходимо повышение требований к качеству приема абитуриентов;
• требуется конкретизировать содержание работ и ожидаемые результаты по ряду мероприятий программы развития СКФО в сфере образования;
• требуется предусмотреть реализацию совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами образовательных программ в сетевой форме, формирование портфеля образовательных программ, ориентированных на потребности работодателей.
Необходимо разработать практические меры по повышению качества высшего образования в СКФО, которые значительно повысят ответственность преподавателей за качество подготовки студентов:
• выстроить в каждом вузе СКФО образовательный процесс, сочетающий фундаментальность и практическую направленность, универсальность и уникальность;
• вовлекать студентов в исследовательскую работу по тематике существующих в вузе научных школ и кафедр для выполнения заказов сторонних организаций;
• развивать дистанционное образование, внедрять новые формы и методы профессионального обучения: мастерские, студии, мастер-классы, проектные и исследовательские методы обучения, и т.д.
Список литературы
1. Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала. М.: Экономика, 1971.
2. Сорокина Н.Ю. Роль трудового потенциала в развитии социально-политического потенциала региона // Экономика и управление. 2010. № 3 (64).
3. Леонидова Г.В. Роль образования в формировании качества трудового потенциала региона // Экономические и социальные перемены в регионе. 2002. Вып. 16.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Дата обращения: 11.09.2015.
5. Бочарова И.О. Роль современного образования в развитии человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. URL: http://economyar.narod.ru/bocharova. pdf. Дата обращения: 14.09.2015.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2012 года № 854-р об утверждении Программы развития «Северо-Кавказского федерального университета» на 2012-2021 годы.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р, об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
12. Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов [Электронный ресурс]. URL: 1"^р://минобрнауки.рф/новости/5864. Дата обращения: 11.09.2015.
13. Larionova N.I., Napolskikh and D.L., Yalyalieva T.V., Shebashev V.E. Governmental control of the formation efficiency of educational clusters at the regional level // American Journal of Applied Sciences 11 (9): 15941597, 2014. doi:10.3844/ajassp.2014.1594.1597 Published Online 11 (9) 2014 (http://www.thescipub. com/ajas.toc)
8. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://graduate.edu.ru. Дата обращения: 10.09.2015.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р, об утверждении Государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года.
14. 5-я годовщина СКФО: задача по социально-экономическому развитию не выполнена. Электронный ресурс. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/ articles/255768/. Дата обращения 15.09.2015
10. Официальный сайт полномочного представителя Президента России в СКФО [Электронный ресурс]. URL: http://skfo.gov.ru. Дата обращения:
15. Развитие Северного Кавказа. Электронный ресурс. URL http://government.ru/govworks/51/ events/. Дата обращения 20.09.2015
10.09.2015
11. Субъекты СКФО получат более 1,7 млрд рублей на развитие дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuga.ru/ news/367431/ Дата обращения: 10.09.2015.
16. Егоров Е.В., Карев С.А. Современный этап инновационного развития высшей школы России // Социальная политика и социальное партнерство. 2013. № 2. С. 5-12.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)
MODERNIZATION
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
socio-economic potential of the north caucasus region
The subject of the article is socio-economic relations that are associated with the development and formation of the system of education in the North Caucasus Federal district. The purpose of work is development of scientific problems of development of regional socio-economic systems of North Caucasus Federal district in conditions of modernization of the education system, defining the imperatives and directions of development of institutions of educational services in the region.
Objectives: to examine the specificity of the socio-economic potential of the North Caucasus region in the development of the education system district; to define the scientific approaches to the systematization of regional socio-economic problems using theoretical fundamentals of regional development; to define the role of education in terms of modernization in the system of regional economy of the North Caucasus Federal district; analyze and identify areas of development NCFD in the functioning of the education system in the regions; to Express the strategic objectives in the justification of the conceptual foundations of modernization of the education system regional development of the NCFD. Methodology. When writing the article applied differential methods and approaches used in economic studies: analysis and synthesis, analytical, comparative, induction and deduction, settlement-constructive, economic-statistical methods (observations, summary, group, absolute and relative values, table). Results. The ongoing modernization of the education system in the Russian Federation should be considered in the aspect of two antagonistic processes: the first globalization (in the creation of a unified educational space, the rise of the universal role of human capital in the global economic system), the second specificity region (in the formation of educational space regional socio-economic system, to take them into account climatic, geographical and national and other features).
Application. Formulated in article proposals and conclusions can be applied to develop the concept of sustainable development of the education system in the North Caucasian Federal district. Conclusions. Successful implementation of the goals adopted by the program "Development of the North Caucasus Federal district until 2025" requires to develop specific and effective measures in accordance with its goals, established and scientifically proven system of information-sharing and monitoring.
Keywords: socio-economic development, regional economy, education, development strategy, NCFD, region.
correspondence: Daurbekov Ibragim Bashirovich, Lomonosov Moscow State University (1, Leninskie Gory, Moscow, 119991), Russian Federation, [email protected]
Reference: Daurbekov I. B. Socio-economic potential of the North Caucasus region in the development educational system. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 289-293. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.289.293
in the development educational system
Ibragim Daurbekov
abstract