социально-экономический подход к исследованию внешнеэкономических связей региона1
Ж. А. Мингалева, Е. Ю. Лосева, Е. Д. Оборина
В статье рассматривается социально-экономический подход к исследованию внешнеэкономических связей региона, формулируются его основные положения. Анализируются показатели внешнеторговой деятельности Свердловской области, объемы притока иностранных инвестиций, выявляются страны — стратегические партнеры. В статье сформулированы задачи и направления региональной внешнеэкономической политики, способствующей повышению уровня конкурентоспособности и социально-экономического развития региона.
Проблема активизации выхода российских регионов на мировой уровень стоит сегодня как никогда остро. Субъект Федерации представляет собой тот уровень административно-управленческой иерархии, который более всего определяет позиционирование и конкретизацию конкурентных преимуществ страны с федеративным устройством. Из конкурентоспособности каждого российского региона — субъекта Федерации складывается конкурентоспособность страны в целом. Межрегиональные экономические связи все теснее переплетаются с внешнеэкономическими, а регионы все более утверждаются в роли полноправных партнеров международных экономических отношений [6].
Социально-экономический подход к исследованию региона стал активно формироваться с 60-70-х годов XX в. [4, с. 54-85]. Данный подход теоретически ставит уровень и качество жизни населения в зависимость от эффективности функционирования народного хозяйства региона. В рамках этого подхода регион — это социально-экономический комплекс (система), основные звенья (составляющие) которого (материальное производство, социальная сфера) сбалансированы и обеспечивают устойчивость развития региона. Исходя из данного определения, можно сформулировать следующие положения социально-экономического подхода к исследованию внешнеэкономических связей (ВЭС) региона:
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ-Урал №11-12-66018а/У «Оценка и прогнозирование влияния внешнеэкономических связей Урала с провинциями Китая на социально-экономическое развитие региона».
1. Регион — открытая социально-экономическая система со встроенным в нее внешнеэкономическим комплексом.
2. ВЭС — инструмент для повышения уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности региона.
3. ВЭС региона являются эффективными в том случае, когда способствуют улучшению уровня и качеству жизни населения.
По мере активизации внешнеэкономической деятельности все большую актуальность приобретает учет социально-экономических особенностей развития внешнеэкономических связей как региона, так и страны в целом. Это вполне объяснимо, так как, с одной стороны, привнесение новых элементов в национальную среду не может не оказывать влияния на сложившийся экономический уклад, не затрагивать интересы многих слоев общества, а с другой стороны, выход хозяйствующих структур за национальные рамки создает другую социально-экономическую ауру мира.
Социально-экономический аспект развития внешнеэкономических связей должен стать одним из важнейших стратегических ориентиров. Следует тщательным образом просчитывать возможные социально-экономические последствия внешнеэкономических преобразований, намечать возможные пути, методы, приемы их сглаживания (регулирования) применительно к различным граням внешнеэкономических моделей и возникающим ситуациям.
Главное отличие конкурентных преимуществ регионального звена от странового заключается в большей подвижности факторов производства. В перспективе открытость экономики отдельных регионов будет возрастать, прежде всего за счет интегрированности в мирохозяйственные связи. Конкуренция между регионами, происходящая в сфере повышенной подвижности факторов производства, будет увеличивать зависимость экспортного потенциала и межрегиональной торговли региона от меняющихся конкурентных преимуществ регионов [4]. Все эти факторы ставят перед научным сообществом задачу качественного теоретико-методологического и методического обеспечения по проблемам глобали-
16000
Внешнеторговый оборот, млн долл.
Экспорт, млн долл. Импорт, млн долл.
00 о гм
о* о о о
№ О О О
1- гч {Ч гм
Ю IV 00 о*
о о о о
о о о о
гм {Ч гм гм
Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота Свердловской области в 1998-2009 гг., млн долл.
(в фактически действовавших ценах)
зации, интеграции, локализации, конкурентоспособности.
Свердловская область, несмотря на трудности, связанные с общей макроэкономической ситуацией, и сегодня представляет собой динамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития [1].
В стратегических планах Свердловской области сделан акцент на инновационном обновлении традиционных секторов экономики и структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития.
Важным элементом благоприятного инвестиционного климата является новая промышленная инфраструктура. На сегодняшний день основу внешнеторгового оборота региона составляют экспорт товаров и услуг, превышая импорт почти в 3 раза. Свердловская область принадлежит к субъектам Российской Федерации, активно участвующим во внешнеэкономической деятельности. Объемы внешней торговли Свердловской области в докризисный период (в частности, в последние 10 лет) стабильно росли — как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья (рис. 1).
Снижение экспорта в 2009 г. произошло в основном из-за снижения стоимостных объемов поставок металлов и изделий из них. Снижение импорта в 2009 г. произошло вследствие сокращения поставок машиностроительной продукции, химической продукции и др.
Внешнеторговый оборот Свердловской области за 8 месяцев 2010 г. составил 5373 млн долл., при этом 3852 млн долл. приходится на
экспорт, и 1521 млн долл. — на импорт. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. рост экспорта в стоимостном выражении составил более 30% (по фактически взятым ценам), рост импорта — 18%. На страны дальнего зарубежья пришлось 86,1% от общего объема товарооборота (4,6 млрд долл.), а на страны СНГ — 13,9% (731,6 млн долл.). Данная статистика еще раз подтверждает, что снижение внешнеторгового оборота Свердловской области в 2009 г. было связано с мировым финансово-экономическим кризисом, а к концу 2010 г., по прогнозным оценкам, оборот внешней торговли будет сопоставим с оборотом докризисных 2007-2008 гг.
В товарной структуре экспорта традиционно преобладают черные и цветные металлы и изделия из них, доля которых в январе — июне 2010 г. составила 51%. Также значимую долю в экспорте региона занимает продукция химической промышленности и каучука (20%). Поставки на экспорт машин, оборудования и транспортных средств составили 14% от общего объема экспорта.
В товарной структуре импорта сегодня преобладают машины, оборудование и транспортные средства (41% от объема импорта), минеральные продукты (16%), продукция химической промышленности (15%), а также металлы и изделия из них (12%).
Свердловская область сегодня является одним из самых инвестиционно привлекательных регионов и проводит активную политику по привлечению иностранных инвестиций. Общая динамика притока зарубежного капитала представлена в таблице.
Таблица
Динамика притока иностранных инвестиций в экономику Свердловской области в 2000-2009 гг., млн долл.
год всего прямые портфельные прочие
2000 163 74 0 90
2003 1315 76 15 1224
2004 517 63 2 452
2005 1094 13 1 1079
2006 1390 4 229 1157
2007 1338 119 392 828
2008 2114 345 5 1763
2009 1366 88,0 11,2 1267,7
В первом полугодии 2010 г. иностранные инвестиции увеличились на 27% к уровню годичной давности и составили 740 млн долл. В целом, можно отметить, что показатели инвестиционной активности в 2010 г. отражают государственную политику в области привлечения иностранных инвестиций и повышение интереса иностранных инвесторов к Свердловской области.
В связи с этим наиболее показательным в первом полугодии 2010 г. является объем «прочих» иностранных инвестиций (т. е. торговые и прочие кредиты). Их общий рост на 12,6% (по сравнению с первым полугодием 2009 г.) отражает продолжающуюся стабилизацию ситуации, в том числе на рынках кредитования.
Отличительной чертой первого полугодия 2010 г. стал объем портфельных инвестиций, поступивших в размере 105 млн долл. и превысивших аналогичный показатель 2009 г. более чем в 14 раз. Оживление на фондовом рынке, безусловно, является характерной особенностью с конца 2009 г., когда предприятия стали активно выходить на рынки ценных бумаг. Здесь также следует учесть продажи пакетов акций крупных региональных предприятий металлургического производства. В организации металлургического производства поступило более 65% от всего объема иностранных капиталовложений в Свердловскую область.
Большое значение во внешнеэкономической деятельности Свердловской области имеет международная миграционная составляющая. Трудовая миграция играет для области большую роль. В 2009 г. доля мигрантов, прибывших из Украины, Казахстана и стран Средней Азии, в общем объеме международной миграции не изменилась по сравнению с 2008 г. и составила 69,3% (в 2007 г. эта доля была еще чуть выше — 73,0%). Между тем, по данным Департамента государственной службы занятости Свердловской
области, на конец июня 2010 г. официально зарегистрированы 74,4 тыс. безработных. Уровень общей безработицы составил 6,7%, зарегистрированной — 3,1% к численности экономически активного населения. Таким образом, уровень безработицы невысок. Наоборот, ощущается недостаток рабочей силы, следовательно, целесообразно привлекать мигрантов из соседних государств, например, Казахстана, и высококвалифицированных специалистов для передачи опыта, например, из Европы.
Таким образом, анализируя внешнеэкономическую деятельность Свердловской области
— ее внешнюю торговлю, привлечение иностранных инвестиций и миграционной политики,
— можно сделать вывод о многовекторной направленности внешнеэкономических связей данного субъекта Российской Федерации. В частности, проверенные долгосрочные партнеры области размещены в Западной Европе, среди высокотехнологичных развитых стран, таких как Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Италия; важный блок интересов для области образуют члены СНГ, а именно, Казахстан, от границы с которым область отстоит сравнительно недалеко, и у которого очень схожая с российской структура экономики, другие центральноазиатские государства, такие как Таджикистан, Узбекистан, которые вместе с Казахстаном и Россией входят в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС); а также Белоруссия — член Союзного государства России и Белоруссии и ЕврАзЭС; такие азиатские государства, как Китай и Индия, которые, обладая мощными растущими экономиками, присутствуют во многих сферах мирового хозяйства и поддерживают сотрудничество практически со всем миром (рис. 2).
В свете изменения соотношения сил в системе мирохозяйственных связей, справедливо говорить о «восходящих странах-гигантах», наиболее крупные и сильные из которых образуют уже упомянутую группу БРИК. Иными словами, мировая конъюнктура последнего времени обращает внимание на ряд крупных государств, которые, несмотря на прошлое и нынешнее отставание, набирают предпосылки для перехода на более высокую ступень в мировой иерархии, начинают весомо воздействовать на формирование миропорядка. Россия в силу переходности своей экономической системы, неполной развитости многих рыночных механиз-
Страны Африки
2,2%
Страны Америки 13,4%
Страны Европы (без СНГ) 42,3%
Другие страны 0,2%
Государства -участники СНГ
<14,3%
Страны Азии (без СНГ) 27,6%
Рис. 2. География экспорта Свердловской области в 2008 г.
мов и в то же время огромного экономического потенциала, по некоторым оценкам, способна занять место ядра группы БРИК. Учитывая то, что Россия тесно связана с Западной Европой (как было сказано выше и показано на примере Свердловской области), она может выполнять посредническую функцию между развивающимися странами (Китай, Индия, Бразилия и др.) и развитыми. Конкретно в экономическом ключе и конкретно в случае Свердловской области это будет выражаться в том, что она может стать транзитным регионом многих мирохозяйственных процессов. Это может выражаться не только в функционировании масштабных баз перевалки товаров (т. к. регион занимает промежуточное географическое положение между развитой Европой и развивающейся Азией), но и в учреждении инвестиционных и финансовых центров (бирж, банков), центров переквалификации и языкового обучения международной рабочей силы и т. д. И хотя такие перспективы являются пока лишь теоретически возможными, стремление к их пошаговому осуществлению будет способствовать экономическому развитию Свердловской области.
Среди данной группы стран особое внимание необходимо уделить Китайской Народной Республике. Внешнеэкономические связи Свердловской области с провинциями Китая усиливаются с каждым годом — растет внешнеторговый оборот, объем движения капитала, объем иностранных инвестиций, обмен в образовательных целях, развивается технико-экономическое сотрудничество, увеличивается объем трудовой миграции. Свердловская область, находясь на стыке Европы и Азии, непосредственно ощущает евразийские вызовы, реагировать на которые нужно безотлагательно и каждодневно. Фактор Китая в этих вызовах играет
не последнюю роль во внешнеэкономической стратегии региона. На сегодняшний день объем экспорта в Китай превышает объем импорта. Уральские и китайские промышленные предприятия поддерживают тесные экономические контакты. Например, в 2008 г. машиностроительная корпорация «Уралмаш» подписала соглашение с группой предприятий тяжелого машиностроения из Гуанчжоу; Уральский оптико-механический завод открыл в Китае дочернее предприятие по выпуску геодезических приборов. Поэтому сотрудничество между Свердловской областью и Китаем должно идти вперед. Основными приоритетами в развитии внешнеэкономических связей Свердловской области и провинциями Китая должны стать:
— совместная разработка и внедрение высоких технологий;
— привлечение китайских инвестиций в экономику Свердловской области;
— сотрудничество в таких сферах, как энергосбережение, деревопереработка, машиностроение;
— развитие образования, обмен опытом и знаниями.
Продолжение динамичного развития внешнеэкономических и международных связей, заданное в предыдущие годы, укрепление международного авторитета и влияния Свердловской области на мировой арене являются основной целью в стратегии внешнеэкономической деятельности региона на фоне роста мировой экономики с учетом ориентиров развития внешней торговли Российской Федерации, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи:
1. Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внутренних и зарубежных рынках.
2. Улучшение инвестиционного климата в регионе, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику.
3. Налаживание схем прямых экспортно-импортных операций с зарубежными странами.
4. Выход предприятий Свердловской области на крупнейшие мировые фондовые площадки.
Таким образом, с точки зрения социально-экономического подхода, внешнеэкономические связи — инструмент, при помощи которого регион способен повысить свой уровень соци-
ально-экономического развития и конкурентоспособности. Это не только внешнеторговый оборот, который способствует увеличению объемов промышленного производства, фискальным сборам и пополнению бюджета, но и возможность привлекать иностранные инвестиции в создание высокотехнологичных отраслей, перенимать зарубежный опыт продвинутых специалистов, искать новые рынки сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью и новые идеи для создания инфраструктуры малого и среднего бизнеса.
Одним из проектов, направленных на увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре производства, является проект создания особой экономической зоны «Титановая долина». Здесь будут осуществляться проекты по развитию базы сырья производства титана, производство полуфабрикатов из титана для использования в различных отраслях, деталей и компонентов для авиапромышленности. Будет создан специальный машиностроительный комплекс, который будет работать в области изготовления титанового оборудования для химического, авиационного и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии и атомной энергетики. На текущий момент, согласно сообщению правительства, соглашение о намерении получить статус резидента готовы подписать пять корпораций — Arvi, SR Systematics, НПП «Машпром», Объединенная авиастроительная корпорация и MAG (всего к проекту интерес подтвердили более 25 компаний). Участие в ОЭЗ могут принять компании даже со 100%-ным иностранным капиталом. С резидентов планируется не взимать налоги на имущество, землю и транспорт, а ставку налога на прибыль снизить с 20 до 15,5%. Кроме того, «Титановая долина» будет обладать статусом свободной таможенной зоны, резиденты получат право ввозить иностранные товары без взимания таможенных пошлин и НДС, а также другие льготы. При этом, по предварительным оценкам, до 2030 г. проект должен принести в бюджеты всех уровней 179 млрд руб. Проект такого рода, действительно, может вывести регион на новые более передовые позиции на национальном и мировом уровнях [5].
В региональной экономике уже есть ряд исследований, подтверждающих положительное влияние внешнеэкономических связей региона на его социально-экономическое развитие [2]. Открытая внешнеторговая политика Китая, Австралии позволила им в течение нескольких
десятилетий наращивать темпы экономического роста, изменить структуру производства и потребления, улучшить ее и приблизить к западным стандартам качества и эффективности. Регионы России также не являются исключением из общемировых тенденций. Урал сегодня уже является частью мирового экономического пространства, но структура его внешнеэкономических связей с негативной тенденцией к усилению сырьевой экспортной специализации осталась прежней. Поэтому решение поставленных задач регионального развития позволит использовать внешнеэкономические связи более эффективно и рационально. Интеграция регионов страны в мировую экономику эффективна в том случае, если потребители отдают предпочтение отечественным товарам, а производители способны предлагать на зарубежных рынках конкурентоспособную продукцию высокой степени обработки или с большой долей добавленной стоимости. Тогда использование внешнеэкономических связей будет вести к повышению конкурентоспособности продукции, увеличению объемов производства, росту занятости населения, увеличению доходов населения, а следовательно, росту доходной части бюджета региона, повышению покупательной способности населения, что, в свою очередь, ведет к развитию торговли, транспорта, сферы услуг и культуры, и, в конечном счете, к улучшению уровня и качества жизни населения. В связи с этим сегодня важно выделять следующие направления региональной внешнеэкономической политики: изменение структуры производства и экспорта в сторону высокотехнологичной продукции, развитие транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области, привлечение иностранных инвестиций в регион, создание и укрепление межрегиональных связей. Все это в дальнейшем будет способствовать повышению конкурентоспособности Свердловской области на национальном уровне, гармоничной интеграции в мирохозяйственные связи и созданию условий для благоприятного социально-экономического развития.
Список источников
1. Андреева Е. Л. Организационные структуры фирм в условиях глобализации: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. 242 с.
2. Капустина Л. М. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 360 с.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономи-
ческим специальностям : 4-е изд., перераб. и доп. / Л. Е. Стровский и др. М.: Юнити-Дана, 2007. 799 с.
4. Регион в новой парадигме пространственной организации России / Под общ. ред. А. И. Татаркина; РАН, УрО, Ин-т экономики. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2007. 751 с.
5. Парфентьева И. Титановую долину легализовали // Коммерсант.ги. Новости он-лайн. [Электронный ресурс]. URL: http://www/kommersant.ru/doc.aspx?DocsID= 1561989&NodesID=4 (дата обращения 21.12.2010).
Zh. A. Mingalyova, E. Y. Loseva, E. D. Oborina 187
6. Analyzing socioeconomic inequalities within the context of 20 years of national economic system transformations / Edited by Academician Alexander Tatarkin. Ekaterinburg: Institute of Economics (Ural branch of Russian academy of science), 2010. 213 p.
УДК 339.9(1)
ключевые слова: глобализация, внешнеэкономические связи, конкурентоспособность региона, социально-экономическое развитие, Свердловская область
SOCIO-ECONOMIC APPROACH TO THE STUDY OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS
OF THE REGION1
Zh. A. Mingalyova, E. Y. Loseva, E. D. Oborina
The article is devoted to considering of socio-economic approach to the study of foreign economic relations of the region, the main statements of the approach are formulated. The indices of foreign trade activities of Sverdlovsk region, the volume of foreign investment are analyzed, countries which can be region's strategic partners are identified. In the article the tasks and directions of regionalforeign policies to improve competitiveness and socio-economic development are defined.
The problem of enhancing release of the Russian regions on a global level is now more than ever. Subject of the Federation represents the level of administrative and managerial hierarchies that best defines the positioning and specification of the competitive advantages of the country with a federal structure. Country's competitiveness as a whole are assembled from competitiveness of each Russian region. Interregional economic relations become more closely intertwined with foreign economic and regions increasingly are approved in the category of full partners in international economic relations [6].
Socio-economic approach to the study of a region has been actively developed since the 60-70-ies of XX century [4, p. 54-85]. This approach is theoretically put the level and quality of life of the population in dependence on the functioning of the economy of the region. In this approach the region is a socio-economic complex (system), the basic units (components) of which (material production,
1 The article is completed with financial support from the grant of Russian fund of the humanities of Ural №11-12-66018a/y «Estimation and forecasting of influence of foreign economic relations of Ural with Chinese provinces on socioeconomic development of the region».
social) are balanced and provide stability for the region. Based on this definition, we can formulate the following principles of socio-economic approach to the study of IER (international economic relations) of the region:
1. Region is an open socio-economic system with a built in it foreign economic complex.
2. IER is a tool to improve the socio-economic development and regional competitiveness.
3. IER of region are effective in the case when help improve the level and quality of life.
As foreign economic activity intensifies consideration of socio-economic characteristics of foreign economic relations of both the region and the country as a whole has become more urgent. This is understandable, because the introduction of new elements into the national media can not avoid impact on existing economic order, affecting the interests of many sectors of society, on the other hand out of business structures for a national framework creates a different socio-economic aura of peace.
Socio-economic aspect of foreign economic relations development should become one of the most important strategic guiding lines. Possible socioeconomic effects of foreign economic transformation should be carefully calculated, possible ways, methods, techniques of smoothing (regulation) in relation to various facets of foreign models and emerging situations should be planned.
The main difference between the competitive advantages of regional managers of the country lies in the greater mobility of production factors. In the future openness of the economy of individual regions will increase, primarily due to integration into the world economy. Competition between re-