ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 130.2:519.718
В.В. Бородич
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЦК ВКП(Б) ПО ИСКУССТВУ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 1946-1953 ГГ.
(на материалах Нижнего Поволжья)
Впервые в истории музыки с новых социально-экономических позиций рассматриваются известные идеологические постановления ЦК ВКП(б)
1946 и 1948 гг. по искусству. Привлечение новых документов и статистических данных, ранее не используемых исследователями, позволили по-новому раскрыть сложные проблемы музыкальной жизни послевоенной России.
V.V. Borodich
SOCIO-ECONOMIC FACTOR OF RESOLUTIONS OF CENTRAL COMMITTEE
OF VKP (B) ON ART AND THE MUSICAL LIFE OF RUSSIA IN 1946-1953 (based on materials of the Lower Volga Region)
For the first time in history of music from new social and economic positions known ideological resolutions of Central Committee of VKP(b) 1946 and 1948 on art are considered here. Attraction of new documents and the statistical data which were earlier not used by researchers, have allowed uncovering new to challenges of a musical life of post-war Russia.
Хронологические рамки исследования охватывают время послевоенного зенита сталинизма (1946-53 гг.), который определял все стороны жизни страны и общества. Выделение этого периода, конечно, условно. Любое явление зарождается задолго до своего апогея и проходит этапы развития. На него оказывают воздействие многие, на первый взгляд, второстепенные факторы, которые при более пристальном рассмотрении могут оцениваться наукой как системообразующие. Этим методологическим положением объясняется использование в статье статистических данных за 1940-55 гг. и применение методики социально-экономического анализа к музыкальной жизни России.
Драматические для отечественного искусства постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» были рассмотрены на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1946 г. и позже опубликованы в печати [1]. Указания И. Сталина на этом заседании определили в послевоенной стране не только идеологические, но и социальноэкономические задачи в области культуры и музыкального искусства. В целом же позицию руководства страны можно резюмировать сталинской репликой на этом
заседании Оргбюро: «Все требуют, чтобы мы улучшили качество продукции: ширпотреба, металла и прочее. Однако следует, чтобы и качество продукции литературной было улучшено,... на качество хотим нажать» [1, с.568].
Естественно, что духовное развитие во многом обусловливалось стратегией восстановления страны. В определении задач четвёртой пятилетки (1946-50 гг.) проявились два подхода в развитии государства. С одной стороны, победа в войне оправдывала применение проверенной административно-командной системы
управления. В сочетании с пропагандистским накалом она обеспечила трудовой подъём масс. Кроме того, сохранение репрессивной системы позволяло осуществлять жёсткий контроль за исполнением принятых решений.
Но, с другой стороны, для организации постоянного напряжённого труда миллионов людей требовались экономически обоснованные формы и методы работы. Таковыми были проверенные ещё в годы НЭПа и применяемые позже в некоторых отраслях экономики, хозяйственный расчёт и самофинансирование [2]. Естественно, этот подход допускал в жизнь общества более широкую инициативу, подразумевал элементы рыночных отношений, ориентировал организации на прибыль и хозяйственную самостоятельность. В конечном итоге, всё это неминуемо развивало творческое мышление масс. Одновременно, выдвижением «ленинградцев» к руководству страной (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, Н. Косыгина и др.), Сталин фактически одобрил курс интенсивного развития государства [3]. О том же свидетельствовали закрытые обсуждения высшим руководством в 1946-47 гг. проектов более демократических Конституции СССР и Программы ВКП(б), в которых сохранялся частный сектор в экономике и расширялись права хозяйственной инициативы на местах [4, с. 11-12; 5].
Таблица 1
Динамика численности театров по России за 1940-1955 гг. (на конец года)1
Профиль театров Категории данных Годы
1940 1945 1950 1953 1955 1953 к 1945
Всего театров по России Абсолютные показатели 465 384 (-81) 304 (-80) 286 (-18) 284 (-2) (-98)
В % к предыдущему году 100% -17,4% -20,8% -5,9% -0,7% -25,5%
В том числе:
Оперы и балета Абсолютные показатели 17 17 13 (-4) 13 14 (+1) (-4)
В % к предыдущему году 100% 100% -23,5% 100% +7,7% -23,5%
Музыкальной комедии Абсолютные показатели 22 27 (+5) 16 (-11) 15 (-1) 14 (-1) (-12)
В % к предыдущему году 100% +22,7% -40,7% -6,2% -6,7% -44,4%
Драмы и комедии Абсолютные показатели 325 -2 5 ) 9 2) 19 -5 188 (-11) 186 (-2) (-63)
В % к предыдущему году 100% -22,8% -20,7% -5,5% -1,1% -25,1%
Юного зрителя Абсолютные показатели 101 89 (-12) 76 (-13) О ф 7 (- 70 (-19)
В % к предыдущему году 100% -11,9% -14,6% -7,9% 100% -21,3%
1 Данные таблицы составлены и подсчитаны автором по сборнику «Культурное строительство РСФСР». Статистический сборник. М., 1958. С. 8-9, 30-33, 116-119, 128-131, 412413, 424-427.
Двойственный подход к развитию общества и экономики отразился и в руководстве искусством. Сталинское требование удовлетворения возросших культурных запросов масс подразумевало не только повышение качества профессионального исполнения, развитие хозрасчёта, но и продолжение политики сокращения театров и актёров (см. табл. 1).
Как следует из таблицы, процесс сокращения художественно-творческих коллективов начался ещё в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1941-45 гг. был закрыт 81 театр. И это было объективным явлением в условиях разрушительной войны. Но в годы восстановительной пятилетки 1946-50 гг. в России было расформировано ещё 80 коллективов, и объём сокращений приблизился к показателям военного времени. В следующей, пятой пятилетке 1951-55 гг. были закрыты ещё 20 театров, причём 90% коллективов перестали существовать в последние годы сталинского руководства искусством 1951-53 гг. В целом же в 1946-53 гг. в России был закрыт каждый четвёртый театр.
На этом фоне интересна динамика изменения числа музыкальных театров. Так, в годы войны не был сокращён ни один театр оперы и балета, а количество театров музыкальной комедии даже увеличилось на 22,7%. Обратный процесс начался с 1946 года. Оперные театры в послевоенные «восстановительные» годы были сокращены почти на четверть (23,5%). Но особенно мрачные данные характеризуют театры музыкальной комедии. В 1946-53 гг. их число было уменьшено на 44,4%, т.е. более чем любой иной вид театров за 1941-55 гг.
Музыкальные театры в Поволжье в исследуемый период мало подверглись сокращениям2, но массовые увольнения профессиональных исполнителей были нередким явлением [6, с. 133]. Эти факты объяснялись в сознании людей нехваткой средств на искусство. В конце концов, музы существуют и развиваются в «:тёплых помещениях», которые ещё предстояло построить. В разрушенном Сталинграде предстояло ещё восстановить корпуса филармонии и театров (драматического и музыкальной комедии), а в Саратове - выделить здание для областной филармонии, трудоустроить демобилизованных из армии артистов, предоставить им жильё, направить на учёбу [7, л.6]. Но нельзя отрицать и того, что атмосфера сокращения творческих коллективов создавала рычаги жёсткого влияния на деятелей искусства.
Постановления ЦК ВКП(б) 1946 г. являлись для музыкальной общественности России руководством к действию. Уже 2-8 октября 1946 г. прошёл специальный пленум Оргкомитета Союза советских композиторов. «Актуальность» поставленных проблем определялась характером предстоящих преобразований. Правление Союза композиторов нацеливало коллективы на постановку высокохудожественных произведений, профессиональную подготовку исполнителей, воспитательно-просветительную работу со зрителями. Обращалось внимание на необходимость сочинять понятную и популярную музыку. Мыслилось, что в результате возрастут посещаемость театров, филармоний, их доходность и самоокупаемость [8].
Проецируя общероссийскую действительность на Нижневолжский регион, отметим, что руководство Саратовского оперного театра и оркестров при всех драматических театрах региона, Сталинградского и Астраханского театров музыкальной комедии, трёх областных филармоний, Саратовской консерватории и музыкальных училищ Саратова и Астрахани, детских музыкальных школ региона стремились эффективно перестроить свою работу после окончания войны. Мирная жизнь требовала изменения форм и методов организации труда, умелого планирования и эффективного использования имевшихся сил и ресурсов.
2 В 1949 г. в Нижневолжском регионе был закрыт Астраханский театр музыкальной комедии.
Одной из главных послевоенных проблем в творческих коллективах явилась слабая организационная деятельность. Это нередко вело к отмене спектаклей и концертов, полупустым зрительным залам. Так, созданные в 1946 г. хоровая капелла и симфонический оркестр Саратовской областной филармонии, несмотря на сравнительно лёгкий план, не выполнили его из-за бесконечных реорганизаций [9, л.22]. В полупустом зале 6 апреля 1946 г. прошёл концерт народной артистки СССР, Лауреата Сталинской премии, солистки Белорусского театра оперы и балета Л. Александровской, так как афиши были расклеены по Саратову за 7 часов до её выступления. В то же время порой со сцен звучали песни цыганских ансамблей, пользовались популярностью труппы лилипутов с собачками и т.п. [7, л.36, 89; 10, л.31].
Недостатки проявлялись и в решении финансовых проблем. Руководство музыкальных учреждений, стремясь любой ценой получить доход, нередко необоснованно завышало билетные цены на представления. Поэтому в апреле 1946 г. Саратовский областной Отдел по делам искусств предупредил директоров театров и филармонии о противозаконности повышения цен на билеты непремьерных спектаклей и концертов.
Отрицательно влиял на доходность и разросшийся штат чиновников от культуры. В результате 19 августа 1946 г. Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР издал приказ о сокращении административного аппарата. В Саратовской области директора филармонии, Вольской и Энгельсской музыкальных школ, областного дома народного творчества были предупреждены об уголовной ответственности за нарушение штатного и финансового расписаний. В то же время артисты филармоний региона, загруженные на 20-25% от плана, не получали полностью даже свои мизерные оклады. Поэтому финансы пополнялись и за счёт «левых» концертов, выступлений на стороне. Сокращение раздутых административных штатов и введение денежных тарифов с середины 1946 г. позволило увеличить оклады исполнителей. В зависимости от категории мастерства зарплата варьировалась от 450 до 800 руб. в месяц. Незапланированные выступления были запрещены.
На низкую посещаемость зрителей влияли качество концертных программ, уровень исполнения, нарушение принципа построения концерта: нарастания сил к концу представления. Нередко выступления и спектакли не соответствовали заявленным афишам. Творческие коллективы слабо работали с населением, мало выезжали с концертами в вузы, школы и предприятия, редко выступали мастера искусств. Нарушалась артистами и трудовая дисциплина. Показательным явился приказ Саратовского областного комитета по делам искусств от 18 июля 1946 г. о роспуске хореографической группы ансамбля песни и пляски Саратовской филармонии из-за низкого профессионального уровня исполнения [7].
В то же время, с целью популяризации симфонических произведений, областные филармонии с конца 1946 г. организовывали специальные музыковедческие концерты, которые имели целью воспитание музыкального вкуса у молодёжи и постоянных слушателей [11]. Эти концерты проходили с успехом. Так, саратовские зрители неоднократно просили исполнить такие сложные произведения, как третья симфония Рахманинова.
К объективным причинам неудовлетворительной работы музыкантов следует отнести отсутствие зданий у областных филармоний. Например, репетиции симфонического оркестра Саратовской областной филармонии проходили в концертном зале консерватории в перерывах между занятиями студентов, или в заводских клубах города между танцами. Работники филармонии, обращаясь к городскому руководству, говорили: «Мы задыхаемся, находясь в такой «лавочке» [10, л.39-41].
Перечисленные недостатки вели к необоснованной трате государственных средств. Как видно из табл. 2, превышение расходов над доходами покрывалось за счёт областных бюджетов и даже заранее планировались такие потери [9, л.22]. Так, в официальном
отчёте дотационность Саратовской филармонии в 1946 г. была запланирована в 490 тыс. руб., фактически же расходы превысили доходы на 728 тыс. рублей. Государственная дотация в 601900 руб. погасила часть убытков, но не всё [9, л.22; 12, л.127-128]. Аналогичное положение было и в других областях.
Однако следует учитывать разность курса рубля 1946 и 1948 годов. Как отметил на одном из собраний работников искусств директор Саратовского театра оперы и балета им. Чернышевского М. Ганелин: раньше мы получали дотации столько, сколько платили зарплаты - 300 тыс. руб., а сейчас зарплата по нашему театру составляет 3600 тыс. руб., а дотация - 900 тыс. руб. [10, л.54]. Но такие доводы в периодической печати не публиковались.
Таблица 2
Финансовая деятельность Саратовской филармонии за 1945-53 гг. (на конец года)3
Годы Доход Расход Дотации
План Факт План Факт План Факт
1945 3 067000 2 897000 3217000 3 056000 150000 60000
1946 4216000 4 467000 4 597000 5195000 490 000 601900
1947 нет данных нет данных нет данных нет данных 1 119000 1 217000
1948 2 917300 2 985900 4 268300 4 376900 нет данных нет данных
1949 3160100 нет данных 4 079100 нет данных 949000 1 023000
1950 2 832000 2 040700 3 835000 3 356300 нет данных нет данных
1951 2 824800 2 756100 3821800 3651800 нет данных 997000
1952 2251000 2 083500 3 232000 3 062900 981000 952000
В разрушенном Сталинграде дотационность музыкальных коллективов обусловила сокращение численности артистов в профессиональных коллективах. Поэтому в 1947-48 гг. число артистов оперы уменьшилось с 24 до 19 человек, балета - с 50 до 18, хора - с 63 до 13, оркестра - с 35 до 17, а из 19 оркестрантов областной филармонии и музыкальных коллективов города к 1948 г. не осталось ни одного4.
Следует отметить, что низкий курс послевоенного рубля и реально возросшие цены за электроэнергию, отопление и аренду помещений фатально предопределяли дотационность музыкальных коллективов. Поэтому власти в первые послевоенные годы критиковали не столько убыточность, сколько сверхплановые потери музыкальнозрелищных учреждений. В то же время Саратовский театр оперы и балета имел своё здание, постоянную труппу и стабильные фонды, совершенствовал репертуар, искал новые формы работы с публикой. Гастроли в Москве и городах страны демонстрировали высокий уровень подготовки коллектива. В 1947 г. театр был даже отмечен Сталинской премией за постановку оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» [13]. Но в 1946-47 гг. такие успехи были исключением.
В конце 1947 г. была проведена денежная реформа, отменена карточная система снабжения. Наступил период экономической целесообразности, организации ориентировались на своевременное удовлетворение возросших запросов населения. В связи с этим в 1947-48 гг. в периодической печати много говорилось о необходимости создания высокохудожественных произведений, предстоящей отмене государственных дотаций и переводе театров на самофинансирование. Но нигде в опубликованных
3 Таблица составлена автором по: ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 136. Л. 56; Д. 138. Л. 12, 22-22 об; Д. 153. Л. 3 об, 12; Д. 179. Л. 9, 12 об; Д. 205. Л. 4; Д. 208. Л. 7; Д. 289. Л. 11, 64, 66, 67; Д. 289. Л. 63 об; Д. 317. Л. 1-1об.
4 Подсчитано автором по: Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф.6140. Оп. 1. Д. 13. Л. 9; Д. 18. Л. 13.
партийно-советских документах, периодической печати, стенограммах собраний актёров, композиторов и исполнителей ни слова не упоминалось о массовом закрытии российских театров. Сокращение дамокловым мечом висело над душами музыкантов, но «народ безмолвствовал». В борьбе интенсивных методов развития искусства с
администрированием чиновников от культуры в 1946-47 гг. решительных изменений не произошло.
В этих условиях было принято постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об
опере В. Мурадели «Великая дружба». Этот документ имел ярковыраженный
идеологический, искусствоведческий и персонифицированный характер. Партийное руководство жёстко говорило с музыкантами, невзирая на лица, заслуги и звания [1, с.630-634].
Одновременно в периодической печати публиковались материалы о
неудовлетворительной хозяйственной деятельности творческих коллективов страны. Так, в марте 1948 г. в газете «Советское искусство» был помещён материал о том, что за 1947 г. российские театры получили от государства дотаций на 290 млн. рублей, но год завершили с дефицитом [14].
Необходимая атмосфера для грозных решений в области искусства была создана. Уже в марте 1948 г. Совет Министров СССР издает приказ № 537 «О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности», в котором критиковалась практика финансирования театров не от продажи билетов, а от дотаций из государственного бюджета. Здесь же попрекались и местные органы власти за незаконные выделения дополнительных средств сверх утверждённых ассигнований. Утверждалось, что директора и худруки чрезмерно увеличивали штаты, не интересовались привлечением зрителей, ослабили работу по повышению мастерства актёров, выдвижению способной молодёжи. Многие артисты систематически не участвовали в спектаклях. В приказе говорилось, что театры понизили качество работы и сократили выпуск новых спектаклей. Констатировалось, что иждивенческая практика стала обычным явлением, тормозила развитие музыкального искусства. Зная, что государство покроет все убытки, многие руководители театров встали на путь нарушения хозяйственного расчета и траты государственных средств. В заключительной части приказа говорилось, что планируются широкие преобразования [15, л.17-18].
На основании этого документа в Российской Федерации с 15 марта 1948 г. переводились на полную самоокупаемость 321 российский театр из 386 (или 83%). Остальные переводились на хозрасчёт с 1 января 1949 г. Интересно, что проходившее в это время в Москве совещание руководителей театров даже «попрекнуло» Комитет по делам искусств в слабом переводе театров на самоокупаемость [14].
В соответствующей атмосфере прошёл в апреле 1948 г. I съезд советских композиторов. В ходе дискуссий было рекомендовано разоблачать элитарность и формализм в музыке, создавать яркие и мелодичные, доступные широким массам простые и выразительные произведения о советской действительности, ориентироваться на народность в музыке, мелос и гармонию. Актёры должны были резко увеличить количество исполняемых произведений, коллективам предписывалось без единовременных выходных и отпусков, экономить на реквизитах для спектаклей, давать в прокаты театральные костюмы. Театрально-зрелищные учреждения предупреждались о расформировании, если они не станут рентабельными. На самом деле сокращение театров уже давно стало не только реальностью, но по масштабам закрытий уже приближалось к тяжёлым потерям времён Великой Отечественной войны (см. табл. 1).
Критика театров была бы абсолютно справедливой, если бы не одно «но». До 1949 г. вся российская экономика была дотационной. В этих условиях учреждения культуры объективно не могли стать рентабельными! Только после того, как реформированный рубль стал оздоровлять экономику и в основном в 1949 г. был восстановлен довоенный уровень отечественной промышленности [16, с.26-27], появились реальные возможности
для улучшения дел и в других сферах жизни. Снижение цен на источники энергии, сырьё и промышленные товары создавали объективные условия для самоокупаемости российской культуры.
После работы I съезда советских композиторов в творческих коллективах прошли соответствующие собрания. Критика ведущих композиторов страны в Постановлении ЦК от 10 февраля 1948 г. (Мурадели, Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др.) перечёркивала многолетний труд музыкантов и исполнителей. То, за что ранее хвалили, теперь ставилось в вину. Например, у саратовского композитора М. Михайлова нашли формалистические тенденции в музыке к балету «Кот в сапогах». Молодого саратовского композитора А. Котилко критиковали за «формалистическую» и «конструктивистскую» сказ-былину «Ферапонтовы шмели», ранее получившую почётную областную премию. Аналогичные решения принимались по всей стране. Органы по делам искусств требовали от руководителей творческих коллективов организационных решений. Вскоре везде прошли сокращения в музыкальных учреждениях. Так, в Большом театре уволили 600 человек, в саратовских театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского - 87, ТЮЗе рассчитали несколько оркестрантов. При этом директор ТЮЗа утверждал, что «денежная реформа и последние решения о театре - это огромный стимул для улучшения работы театров; это удар по беспечности, иждивенчеству, творческому застою. Сейчас в театрах будет действовать закон здравого естественного отбора».
Уволенных артистов переводили на работу в областные филармонии, в городские сады и парки, Дома культуры и народного творчества. Предлагалось формировать из музыкантов хозрасчётные бригады при филармониях и концертных Бюро.
Увольнения дали результат. Начиная со II квартала 1948 г. многие музыкальные учреждения резко увеличили количество спектаклей, музыкальных программ, концертов. Имевшиеся при областных филармониях хозрасчётные коллективы лишались дотаций и полностью переводились на самоокупаемость. Внедряя самофинансирование, артисты стремились не опуститься в погоне за прибылью до коммерческого делячества и торгашества.
Одновременно начинает развиваться институт нештатных уполномоченных по распространению билетов на спектакли и концерты, что должно было увеличить наполняемость залов. В мае 1949 г. городские власти Саратова выделили областной филармонии каменное здание по ул. Радищева, 35, площадью 6000 м2. После капитального ремонта в 1950 г. музыканты, наконец, получили свой дом, что улучшило условия репетиций и выступлений.
В 1948-49 гг. значительно изменился и репертуар концертных организаций. В программах стала преобладать русская классическая музыка и западно-европейская классика. При этом некоторые руководители делали упор на постановку только произведений П. Чайковского, опасаясь ставить музыкальные произведения иных авторов.
Более объективной была позиция руководства Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского, которое развивало коллектив по трём направлениям: сокращение расходов, улучшение качества постановки спектаклей и творческая работа со зрителями. В этих условиях, как справедливо отмечал директор театра М. Ганелин, не всё новое - это революционное, и не от всякого старого следует отказываться. «Мы поставили «Чапаева» и через два спектакля его пришлось снять, мы поставили «В огне» и через несколько спектаклей сняли. Мы не впадали в крайность,.. решили несколько переделать «Пиковую Даму» и «Князя Игоря», «Цыганского барона» и «Периколу». ... Если появится более или менее приличная опера с человеческой музыкой, то мы не пожалеем сил и, наверняка, одними из первых в Советском Союзе поставим такие спектакли» [10, л.47, 5254, 73].
Проделанная работа имела положительный результат. Уже в 1950 г. были признаны рентабельными 51 российский театр (т.е. 16,8%), которые принесли стране более 6 млн. реформированных рублей прибыли. Среди них был и Саратовский театр оперы и балета,
получивший в этом же году ещё и Сталинскую премию за постановку оперы Г. Жуковского «От всего сердца». Саратовский ТЮЗ получил также Сталинскую премию за спектакль «Алёша Пешков», в успехе которого большую роль сыграла музыка композитора Е. Каменоградского [17, л.6; 18, л.8; 19, л.67]. Явно намечалась
положительная творческая перспектива.
К сожалению, с 1949 г. чаша весов уже опять качнулась в сторону репрессий и административно-командной системы управления страной. Начались гонения на театральных критиков-космополитов. В учреждения культуры России поступили инструкции, запрещавшие исполнять произведения ряда композиторов (М. Табачникова,
Э. Кальмана, С. Сендерея, С. Каца и др.). 30 сентября 1949 г. «Главному Управлению по контролю за зрелищами и репертуаром» напоминалось правительством о цензурных функциях в определении репертуаров [20, л.1-4]. Одновременно начались репрессии против сторонников интенсивного развития страны - руководителей-«ленинградцев». Были расстреляны А. Кузнецов, Н. Вознесенский и др. Всё это позднее отрицательно отзовётся и в сфере искусства.
И хотя в 1952 г. И. Сталин в работе «Экономические проблемы социализма» писал о хозрасчёте, но понимал это только как грамотное хозяйствование, но не экономическую независимость и рыночную самостоятельность. Таким образом, сочетание ограниченной творческой инициативы с репрессиями дало временный результат, но не могло способствовать созданию постоянной созидательной атмосферы в обществе. Лишь с развитием рентабельной промышленности возникли реальные условия для выхода творческих коллективов на уровень самофинансирования и экономической независимости. Но это неминуемо вело и к творческой самостоятельности. А она была не нужна, т.к. могла привести к нежелательным последствиям, как в искусстве, так и в идеологии. С конца сороковых годов колебания от материального стимулирования труда к внеэкономическому принуждению закончились. Развитие страны продолжилось на прежних административных методах управления.
На фоне этих изменений идеи экономической независимости и творческой самостоятельности в искусстве стали предаваться забвению. В газете «Правда» в течение 1951 г. вновь появились редакционные статьи с программными заголовками: «О требовательности в искусстве», «Неудачная опера», «Выше идейный уровень и художественное мастерство» [21]. В них жёстко критиковались работники музыкальных театров и культуры, в т.ч. и за постановку спектакля «От всего сердца», за который, в частности, Саратовский театр оперы и балета ранее получил Сталинскую премию [18, л.2].
После смерти Сталина руководство страны, не желая иметь финансово независимые коллективы, предпочло контролировать музыкальную жизнь общества не закрытием театров (эта практика прекращается с середины 50-х годов, см. табл. 1). Поощряя на словах развитие музыкального искусства, отменив в 1958 г. Постановление ЦК ВКП(б) о Мурадели, партруководство финансировало убыточность искусства, чем избавляло творческие коллективы от экономических преобразований, культивировало застой в поиске новых форм и методов художественного творчества. Лишь в экономике, спустя годы, последний из «ленинградцев» - Председатель Совета Министров СССР Н. Косыгин попытается опять реализовать идеи хозрасчёта и самофинансирования на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС. Но это тема иного научного исследования.
Подводя итог рассмотренному вопросу, отметим, что период 1946-1953 гг. не являлся монолитным и был подвержен различным тенденциям. 1946-49 годы
характеризовались колебаниями между хозрасчётными и принудительно-командными методами руководства страной. С конца 1949 г. и до смерти Сталина возобладали уже явно репрессивные методы руководства. В этих условиях и музыкальная жизнь России развивалась так же неоднозначно. Традиционная оценка этого периода, как господство идеологического тоталитаризма над творчеством музыкантов, безусловно, верна. Но
реальная жизнь была многограннее, противоречивее и не укладывалась в прокрустово ложе только идеологических догм. С этих позиций по-иному воспринимается послевоенное творчество российских музыкантов. Современные исследования послевоенного развития музыкальной жизни России должны полнее отражать объективную реальность того периода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 гг. М., 1999. 872 с.
2. Собрание Постановлений и распоряжений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1941. Сборник № 4. Статья 64. С. 111; Ст. 74. С. 116 и др.
3. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. (см. 14 пункт основных задач пятилетнего плана) // Правда. 1946. 21 марта; Укреплять хозрасчёт, снижать себестоимость продукции! // Там же. 27 июля.
4. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 / Р.Г. Пихоя.
Новосибирск, 2000. 684 с.
5. Евсеева Е.Н. СССР в 1945-1953 гг.: экономика, власть и общество / Е.Н. Евсеева // Новый исторический вестник. 2002. № 1(6) www.nivestnik.ru
6. Бородич В. Музыкальные связи Саратова и Сталинграда в 1945-1980 гг. / В. Бородич // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: межвуз. сб. науч. статей. Вып. 2. Саратов, 2003. С. 132135.
7. Г осударственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). Ф. 2864. Оп. 1. Д.136.
8. Культура и жизнь. 1946. 30 августа.
9. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 138.
10. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 175.
11. Школьников М. Письмо из Саратова / М. Школьников // Советская музыка. 1947. № 5. С. 101-102.
12. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 151.
13. Лебедев П. Повышать идейно-художественный уровень советского искусства / П. Лебедев // Культура и жизнь. 1947. 10 июня.
14. Советское искусство. 1948. 7, 21, 28 февраля, 6, 20 марта.
15. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 170.
16. История социалистической экономики СССР в 7 т. М., 1980. Т. 6. 590 с.
17. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 258.
18. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 268.
19. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 302.
20. ГАСО. Ф. 2864. Оп. 1. Д. 194.
21. Правда. 1951. 2 марта, 19 апреля, 7 июля и др.
Бородич Виктория Валентиновна -
аспирант кафедры «Истории Отечества и культуры»
Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 14.09.06, принята к опубликованию 21.11.06