УДК 338.23
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
© И. Н. Филатова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012 г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел./факс: +7 (8452) 26 02 41.
E-mail: filatovain@info. sgu. ru
В статье анализируются формы и методы государственного регулирования туризма в современной России как элемента рыночной экономики, а также основные направления работы и задачи, стоящие перед туристской отраслью, выполнение которых напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма и продвижения национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.
Ключевые слова: государственная политика в сфере туризма, туристский рынок, рыночная экономика, продвижение национального туристского продукта.
Государство с социально-рыночной экономикой формирует политику туризма, т.е. осуществляет целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений.
Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
• координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которые осуществляются посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
• согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
• согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которая осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.
Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях экономического кризиса начала XXI века осуществляется через два основных механизма: во-первых, рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций (табл.).
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реа-
лизации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства в том, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.
Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.
Государственная политика туризма в России создается на федеральном и региональном уровнях и направлена на:
• выделение экономических и общественнополитических условий, необходимых для целенаправленного развития туризма;
• повышение конкурентоспособности и мощности туристской экономики;
• создание предпосылок, необходимых для вовлечения наибольшего количества населения для участия в туризме;
• расширение сотрудничества в сфере международного туризма.
Существует несколько составных элементов проводимой государством политики в области туризма: экономическая, политика пассажирских перевозок, социальная, законодательное регулирование права на отдых, стимулирование развития социального туризма, территориальная политика, политика культуры, политика досуга.
Таблица
Функции и методы государственного регулирования туризма
Функции Методы
введение единых понятий, определений
1. Общая организация и правовая - процедура заключения сделок, договоров
регламентация туристской деятельности - получение виз
- порядок прохождения границы и провоза товара
- разработка общих стратегий и концепций развития туризма
2. Планирование развития туризма - регулирование пространственного размещения объектов туризма
планирование развития инфраструктуры
3. Регулирование отдельных видов деятельности - лицензирование стандартизация
- сертификация
- лицензирование
4. Обеспечение безопасности туризма - стандартизация сертификация
издание памяток туриста, страхование
- создание стандартных государственных программ для системы не-
5. Кадровое обеспечение туризма - прерывной подготовки кадров для сферы туризма содействие организации повышения квалификации работников туристских предприятий
6. Обеспечение научных исследований туристского рынка - маркетинговые исследования на туристском рынке создание национальных центров изучения туризма информационное обеспечение туристских предприятий
- создание представительств и филиалов за границей
7. Поддержка внешнеэкономической - заключение международных договоров
деятельности туристских фирм участие в разрешении конфликтов, реклама национальных туристских продуктов
- создание правил, законов, условий экономического стимулирования
8. Обеспечение охраны окружающей среды и исторических памятников по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников распределение туристской ренты
- финансирование учреждений культуры
- маркетинг
- реклама
9. Создание благоприятного - информационно-аналитическая пропаганда (издание карт, видео-
имиджа страны, региона фильмов и т д.)
- налогообложение
- инвестирование
- текущий контроль
10. Контроль и надзор - аудит мониторинг международной конкурентоспособности национальных туристских продуктов
Таким образом, формирование политики туризма является важным фактором в условиях социальнорыночной экономики, когда государство прямо или косвенно направляет развитие туризма. Это осознанная поддержка государством туристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия на важные составляющие [1, с. 71].
В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области сохранения и развития курортного комплекса, является Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ России), который является национальной туристской администрацией (по терминологии ВТО).
Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов.
ВТО в своих резолюциях и решениях подчеркивает роль государства в осуществлении права каждого человека на отдых и досуг.
Право на туризм (согласно Международному кодексу туризма, принятому в 1999 г.) это:
- право на создание более справедливого и отвечающего интересам всех государств, нового международного политического и экономического порядка;
- право на отдых и развлечения;
- право на разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков;
- право на свободу путешествий и передвижений;
- право на безопасность, защиту и уважение достоинства туристов;
- право на сохранение культурной самобытности наций и народностей Земли;
- право на благоприятную окружающую среду.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в РФ, согласно закону «Об основах турдеятельности в РФ» [2], являются:
- обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей природной среды;
- развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровление туристов;
- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма (путешествия граждан России и иностранных граждан в пределах РФ), а также социального и самодеятельного туризма.
Одной из главных задач государственного регулирования в сфере туризма является создание единой методической и правовой основы федеральной системы лицензирования, сертификации туристских и гостиничных услуг, предоставляемых в РФ в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, а также контроль за ее функционированием.
Государственное регулирование турдеятель-ности осуществляется следующим образом:
- создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристском рынках;
- лицензирование, стандартизация в туринду-стрии, сертификация туристского продукта;
- прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
- налоговое и таможенное регулирование;
- предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ.
Развитие туристской отрасли в РФ основывается на национальном законодательстве: гражданским, трудовым, административным, международным, уголовным и другими отраслями туристского права.
В действующей системе права приняты нормативные акты, посвященные решению проблем туризма:
1. Указ Президента РФ от 22.12.1995 №1284 «О реорганизации и развитии туризма в РФ». В данном указе одобрена концепция развития туризма в РФ. Среди основных мер по развитию туризма в концепции названы:
- включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
- создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и практике.
2. Федеральная программа развития туризма в России, постановление Правительства РФ от 26.02.1996 № 177.
Эта программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности; определила основные направления развития туристской отрасли в стране, сроки намеченных мероприятий и порядок их финансирования.
3. Постановление правительства № 12222 от 12.12.1995 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
4. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», август 2001 г.
5. Постановление правительства №95 от
11.02.2002 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
6. Правила сертификации туруслуг, утвержденные постановлением государственного стандарта России, март, 1994, №10.
7. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996.
8. Федеральный закон «О защите прав потребителей» и др.
Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континентов является именно тем фактором, который позволяет сохранять ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Вместе с тем данных успехов Российская Федерация сможет достигнуть только при условии изменения отношения к туризму не только со стороны гражданского общества, но и самого государства.
Целью государственной политики Российской Федерации в сфере туризма должно стать создание в Российской Федерации современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства в услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в т. ч. за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Государство обязано поддерживать туризм социальными, экономическими и иными мерами, находящимися в его распоряжении. В 2001 г. Государственная дума приняла федеральный закон, согласно которому в бюджетной классификации вписывается отдельная строка «туризм» [3, с. 28].
Приоритетами национальной туристской политики является развитие в Российской Федерации оздоровительного, познавательного, а также социального и экологического туризма [4].
Основными задачами правотворческих органов на современном этапе должны стать:
- разработка современного законодательства, соответствующего принципам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, нормам и принципам Европейского Союза, положениям Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и рекомендациям Всемирной туристской организации;
- создание правовой среды, обеспечивающей развитие внутреннего и въездного туризма как прибыльной отрасли российской экономики;
- обеспечение гарантий качества предоставляемых услуг в сфере туризма;
- защита прав и интересов туристов и организаций туристской индустрии;
- создание способов защиты и поддержки отечественных организаций туристской индустрии, противодействие монополизму в сфере туризма.
Внутренний туризм в России практически не развивается. Основная причина такого положения -недостатки в управлении системой отрасли и госстатистики. Это говорит о том, что Правительство России до настоящего времени не получает объективной информации о реальном состоянии развития туризма и его вкладе в экономику страны. Принятые правовые и нормативные акты, регламентирующие развитие туризма в России, выполняются крайне медленно или не в полной мере.
В соответствии с Указом Президента РФ №1284 от 22.12.1995 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» одновременно была принята Концепция развития национального и иностранного туризма в России. Организационные меры, предусмотренные в концепции, среди прочих должны обеспечить «... создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке; строительство и реконструкцию гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующую эксплуатацию; инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие рынков, перспективных в области иностранного и национального туризма; содействие в привлечении инвестиций, в т. ч. иностранных, в туристскую деятельность России. »
Правительство Российской Федерации приняло постановление № 177 от 26.12.1996 «О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации"». Постановление повторяет основной тезис Концепции развития туризма в России: «. стимулировать развитие материальной базы приема (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов.». Однако в связи с отсутствием финансирования эта программа была свернута.
Не учтены материалы Федеральной службы налоговой полиции РФ № СА 3076 от 23.09.1997 «В отношении туристического бизнеса» с предложениями Правительства РФ о создании отраслевого Комитета по туризму.
В итоге бюджету страны наносится огромный ущерб. Согласно данным Федеральной службы налоговой полиции РФ, из-за несовершенной законодательной базы государственный бюджет недополучает поступления от налогов с туристской деятельности от 350 до 400 млн долл. в год [5, с. 14].
В неменьшую сумму оцениваются потери государства от недополучения комиссионного сбора по авиаперевозкам, нелицензированной деятельности, реализации туристских услуг за наличную иностранную валюту и прочих нарушений существующего законодательства.
Целью Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» [6], рассчитанной до 2005 г., было определение путей выхода из создавшегося положения, создание инструментов государственного регулирования с разработкой основных направлений развития туристской отрасли.
При подведении итогов на этапе реализации программы выяснилось следующее:
- формирование цивилизованного современного туристского рынка в России не произошло, хотя отдельные тенденции наметились;
- государственный бюджет не ощущает увеличения доходной части от туристской деятельности;
- отсутствуют материалы, характеризующие стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля;
- недостаточно внимания уделяется сохранению и возрождению объектов культурного и природного наследия, удовлетворению потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе.
По данным Счетной палаты РФ, не выполнена часть Программы, которая определяет ее социально-экономическую направленность. «Главный социальный эффект Программы должен состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма социально незащищенных слоев населения» [6].
Не выполнена и другая часть Программы, в которой планировалось обеспечить значительными поступлениями федеральный бюджет, прежде всего, за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
Особое значение в развитии государственного регулирования российской туристской отрасли имеет создание правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне.
При рассмотрении нормативно-правовой базы, приоритетов государственного регулирования обнаруживается следующее:
- не выделены уровневые приоритеты (т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
- не заявлена приоритетность перед отраслями;
- отсутствуют критерии приоритетности;
- не указаны временные диапазоны приоритетности;
- не выделены кадровое, финансовое и информационное обеспечение;
- не определены ответственность и сроки выхода нормативно-правовых документов, раскрывающих приоритетность;
- не определен контролирующий орган по направлениям приоритетности;
- не создан реестр субъектов туристской индустрии по приоритетным видам туризма;
- не определены сроки отчета Правительства, ГКФТ РФ о ходе рассмотрения (выполнения) приоритетных программ.
Отсутствие целенаправленной государственной политики в области туризма привело к тому, что новая отрасль экономики теряет свою социальную направленность. Слабо развивается внутрен-
ний и молодежный туризм. В туристских потоках в последние годы преобладают российские граждане, выезжающие на отдых за рубеж и ежегодно вывозящие из страны, по оценкам Центрального Банка России и Всемирной торговой организации, от 11 до 12 млрд долл. США, при этом зарубежными туристами ввозится в Российскую Федерацию немногим более 4 млрд долл. США [7, с. 72].
По данным ВТО, в 2006 г. из России вывезена сумма, эквивалентная четверти федерального бюджета страны [8].
По данным налоговой службы России, ежегодно из страны вывозится до 15 млрд долл. США, по данным экспертов - 25-30 млрд долл.
Счетная палата РФ, проводя проверку Мин-спорта по целевому использованию средств федерального бюджета и внебюджетных средств, выделенных на программу «Развитие туризма в Российской Федерации» за 2004-2006 гг., выявила, что ГКФТ России не обеспечил межотраслевой, межведомственной и межрегиональной координации при реализации программы. Не обеспечено выполнение Постановления Правительства РФ «О федеральной целевой Программе " Развитие туризма в Российской Федерации"». Из 48 программных мероприятий выполнены лишь 24. Не обеспечена разработка программных мероприятий второго этапа. Отсутствуют данные о наличие новых рабочих мест, хотя их предусматривалось 60 тыс. [8].
Произошло сокращение объектов размещения: если в 2004 г. на территории Российской Федерации находились 12099 учреждений, то уже в 2005 г. их стало 10700, т.е. на 8.9% меньше. Данная тенденция, но в значительно меньших объемах, продолжалась и в 2006-2007 гг. [8]
В итоге Счетная палата РФ отметила, что ГКФТ России допущено нецелевое использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по выполнению целевой федеральной программы, на сумму 7784.4 тыс. руб., неэффективное использование средств на сумму 475.0 тыс. руб. и 417.2 тыс. долл. США, искажение бухгалтерской отчетности на сумму 419.7 тыс. руб. и 96.3 тыс. долл. США [8].
ГКФТ России не обеспечил выполнения программных мероприятий, не принял меры по координации деятельности в сфере туризма, не выполнил Постановления Правительства Российской Федерации о принятии аналогичных программ в субъектах Российской Федерации.
Федеральная служба налоговой полиции РФ отмечает, что наряду с экономическим ущербом низкий уровень контроля за туристской отраслью часто приводит к нарушению прав потребителей. Возникает устойчивая тенденция негативного отношения российских потребителей к отечественным поставщикам туристских услуг, что, в свою очередь, облегчает проникновение на отечественный рынок иностранных турфирм.
По оценкам Государственного антимонопольного комитета РФ, сделанным по результатам проведенных им проверок, более 60% предприятий вступают в договорно-правовые отношения с нарушением действующего законодательства [9, с. 74].
На основе данных фактов и заключений можно сделать вывод, что управление туристской отраслью осуществляется крайне неэффективно.
В настоящий момент российский туристический бизнес состоит приблизительно из 17 тыс. юридических лиц и предпринимателей, в т.ч. 524 российских компаний с иностранными инвестициями. Всего российская туристская индустрия включает в себя более 5 тыс. гостиниц, в которых заняты около 100 тыс. человек. Свыше 80% гостиниц находятся в государственной или муниципальной собственности. Четырех-, пятизвездочные гостиницы, которые появились в последнее время, занимают 15% оборота отрасли [10, с. 25].
Отсутствие благоприятных условий для инвестиций в российскую туристскую индустрию, невысокий уровень обслуживания, слабая подготовка персонала и ряд других причин являются серьезным препятствием для развития внутреннего и въездного туризма в Россию и лишает ее значительных доходов.
Законодательство о туристской деятельности также нуждается в серьезной проработке, с учетом Гражданского кодекса, рекомендаций Всемирной туристской организации, Генерального соглашения по торговле услугами, норм и правил Европейского Союза.
Специфика законодательных актов РФ направлена на социальную сферу в характере оказания услуг, и лишь только незначительная часть -на специфику сферы туризма.
Госстандарт РФ выпускает нормативные документы по сертификации продукции, куда входят и туристские услуги, например: постановление Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. №5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации».
То есть большую часть ограничений - «рамок деятельности» - корпорации в сфере туризма получают в виде общих законодательных актов для социальной сферы, через социальную сферу происходит основное экономическое регулирование сферы туризма. Меры регулирования туризма должны учитывать:
1. особенности туристских услуг как социальной услуги и как бизнес-услуги;
2. особенности инфраструктуры и функционирования рынка туризма;
3. сильную зависимость ТГК сферы туризма от факторов внешней среды и государственной политики;
4. слабые возможности ТГК в накоплении достаточных финансовых средств на обновление основных фондов;
5. возможности ТГК в реализации программы сохранения культуры и природы России.
Макроэкономическое регулирование сферы туризма через социальную сферу позволяет использовать возможности деятельности и развития корпоративных структур сферы туризма. Все это говорит о многих факторах и особенностях экономического регулирования производственных проблем ТГК.
Регулирование происходит в основном через социальную сферу, что накладывает особенность на корпоративную деятельность в сфере туризма. Приходится учитывать все особенности деятельности в социальной сфере и сфере туризма.
Рынок туризма сильно зависит от государственной внутренней и внешней политики. Корпорации сферы туризма могут формировать стихийный спрос собственной маркетинговой политикой, которая формирует услуги, их продвижение на рынке, авторитет и взаимодействие с организациями.
Но здесь корпорации ожидает еще и местное регулирование на уровне органов местного самоуправления. Контроль осуществляют все органы государственной политики.
Также существуют ассоциации гостиничного и туристского бизнеса, которые активно влияют на стихийный рынок и лоббируют в местном самоуправлении необходимые правила и законы.
Отсутствует достаточная государственная политика по продвижению туризма на внутреннем российском и международном рынках. Еще слабо используются возможности современных технологий (Интернет, мультимедиа), а также традиционных -электронных средств массовой информации.
Туристский рынок имеет свою специфику. С одной стороны, предложение туристских услуг по необходимости имеет неподвижный характер, с другой - туристский спрос чрезвычайно неустойчив, он подвержен резким сезонным колебаниям, зависит от географического положения региона, конъюнктурных изменений, политических отношений, социальных, экономических, демографических, психологических и других факторов.
Государство, испытывающее большую заинтересованность в развитии туризма, как отрасли, предпринимает большие усилия по пропаганде и рекламе своего национального туристского продукта за рубежом, вкладывая в эти мероприятия огромные финансовые средства.
Так, например, государственные бюджеты на развитие туризма в 2006 г. составили: в Китае -67 млн долл., во Франции - 58 млн, в Испании -более 147 млн, в Таиланде - более 93 млн, в США -22 млн и в Канаде - 35 млн долл. США. В том же году в государственном бюджете РФ на развитие туризма было выделено всего 6.9 млн долл., из которых 5.4 млн предназначались для продвижения российского туристского продукта [11, с. 60-61].
Основной целью государственной рекламы является создание за границей привлекательного образа страны в целом, а также ее отдельных регионов и центров, маршрутов и видов туризма.
Эта работа проводится путем издания и распространения за рубежом большого объема печатной рекламы, публикации рекламных статей в зарубежных средствах массовой информации, проведения презентаций, участия в международных туристских выставках, распространения устной информации через зарубежные представительства и др. В большинстве стран проведение, координация и финансирование этой работы возложены на национальные туристские администрации или организации, которые создают за рубежом широкую сеть своих представительств. Например, в 2006 г. в России действовали около 40 рекламно-информационных представительств разных стран.
Наряду с государственными органами активную работу по продвижению за рубежом национального туристского продукта проводят различные общественные организации, связанные с развитием иностранного туризма: ассоциации туроператоров, турагентств, транспортных компаний, гостиниц и др.
Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных туристов, следовательно, росту поступлений в экономику страны. Следует учитывать и значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 10-12 туристов создают 1 рабочее место). При условии наличия значительного объема, регулярности и продолжительности воздействия рекламная кампания начинает приносить экономический эффект лишь с определенного минимального порога. Поэтому необходимо широкое участие России единым стендом на основных международных туристских выставках и ярмарках (Мадрид, Милан, Берлин, Чикаго, Токио, Лондон).
Следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны в целом посредством издания буклетов, плакатов, карт и иной информационно-рекламной печатной продукции на основных европейских и японском языках. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также является одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентств, для которых следует проводить целевую адресную рассылку.
Опираясь на международный опыт, необходимо создать сеть информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков (положительный пример - офис по туризму в Новгороде Великом). Необходимо продолжать стимулировать участие региональных органов управления туризмом и туристских фирм на международных туристских выставках и ярмарках в России и за рубежом. Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм.
В настоящее время программы развития туризма осуществляются только в некоторых субъектах Российской Федерации, например в Москве, Санкт-Петербурге, Калининградской области, Краснодарском крае и ряде др.
Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма в РФ должны быть сосредоточены на регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.
Так, для района «Золотого кольца», знаменитого множеством историко-архитектурных памятников культурного наследия, а также исторической жилой застройкой XIX века, предлагается развитие материальной базы туризма преимущественно путем строительства цепи малых гостиниц. Кроме этого, подлежит реконструкции большая часть существующих средств размещения туристов. К новому строительству следует отнести в основном создание цепи мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц.
Политика развития гостиничных объектов должна быть направлена, прежде всего, на строительство новых гостиниц туристского класса, в основном трехзвездных, а также малых гостиниц в историческом центре города. Кроме этого, необходима модернизация существующих малокомфортных гостиниц.
Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:
1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:
- предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
- создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
- упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.
2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:
- разработки и реализации рекламно-
информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в т. ч. создание цикловых теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, регулярная рекламно-информационная работа в периодических СМИ;
- издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
- организации и проведения международных туристских выставок, в т. ч. создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;
- восстановления института загранпредстави-тельств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;
- создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
- проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
- организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию;
- формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.
3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:
- доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в т. ч. внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;
- принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;
- введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;
- принятия Правительством России Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем за соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
- разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля за соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.
4. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:
- создания Координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;
- формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
5. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
- разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения;
- создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в т.ч. внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;
- создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала, в т. ч. внут-ригостиничный и внутрифирменный тренинг.
6. Выполнение задач, стоящих перед туристской отраслью, напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма, направленной, в первую очередь, на продвижение национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Необходимо решить вопрос о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета.
Необходимость ассигнований из федерального бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта.
Реализация стоящих перед отраслью задач позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. М., 2007. С. 71.
2. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.).
3. Губенко Н. Н. Государственная политика в сфере туризма // Отель. 2001. №4. С. 78-79.
4. Туризм и государственная политика в сфере туризма. Состояние. Проблемы. Перспективы // Туризм в Российской Федерации. 2007. №1.
5. Волконский В. А., Корякина Т. И. Официальная и теневая экономика в реальности и статистике // Экономика и мат. методы. 2000. Т. 36. №4. С. 14-24.
6. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г.».
7. Туризм в России: справочник. М., 2006. С. 72.
8. Алексеев А. А. Туризм в России: проблемы становления развития. иЯЬ: http://www.spokoen.ru.
9. Савельев К. С. Отечественному туризму - структурную перестройку // Теория и практика спорта и туризма. 2008. №8. С. 74.
10. Современное состояние гостиничного комплекса РФ. Туристы и гостиницы. Перспективы гостиничной индустрии // Вестник РАТА. 2008. №1. Январь. С. 25.
11. Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: учеб. пособие для вузов. М., 2006. С. 60-61.
Поступила в редакцию 12.01.2008 г.