Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕМОГРАФИЯ / ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / РАЗМЕР ПЕНСИЙ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перькова Е. Ю., Латышева З. И.

В настоящее время наблюдается тенденция старения населения России. Численность пенсионеров и их доля в структуре населения стабильно увеличивалась до пандемии, во время которой они оказались одной из наиболее уязвимых групп. В статье рассматривается старение населения как социально-экономический процесс со многими последствиями для состояния общества и развития экономики, требующий формирования нового представления о старости, где пожилые люди будут способны поддерживать достойное качество жизни. В ходе исследования рассмотрена динамика численности пенсионеров и их доля в структуре населения России в период 2014-2020 гг., что свидетельствует о старении населения в России и усугублении связанных с этой группой населения проблем. Согласно группировке субъектов Российской Федерации выявлены регионы, где ситуация наиболее тревожная или оптимистичная. На данный момент по стране доля пенсионеров близка к уровню в 30%, но ситуация весьма неоднородная, например, в ряде регионов показатель превысил 35%. Среди факторов этой тенденции выделяется низкая рождаемость и миграция молодого населения, увеличивающая диспропорции в трудоресурсном обеспечении регионов. В условиях необходимости активизации экономических процессов, чтобы противостоять негативному влиянию санкций, для экономики отдельных регионов и страны в целом трудовой фактор дает варианты экстенсивного развития. В статье делается вывод, что пенсионная реформа не смогла решить имеющиеся проблемы и при этом формирует новые, поэтому необходимо искать иные способы обеспечения повышения эффективности функционирования пенсионной системы, чтобы качественно увеличить уровень пенсий для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF CHANGES IN THE POPULATION AGE STRUCTURE

Currently, there is a trend of aging of the Russian population. The number of pensioners and their share in the population structure steadily increased before the pandemic, during which they turned out to be one of the most vulnerable groups. The article considers the aging of the population as a socio-economic process with many consequences for the state of society and economic development, requiring the formation of a new idea of old age, where older people will be able to maintain a decent quality of life. The study examines the dynamics of the number of pensioners and their share in the structure of the Russian population in the period 2014-2020, indicating the aging of the population in Russia and the aggravation of problems associated with this population group. According to the grouping of the subjects of the Russian Federation, the regions where the situation is most alarming or optimistic have been identified. At the moment, the share of pensioners in the country is close to the level of 30%, but the situation is very heterogeneous, for example, in some regions the figure exceeded 35%. Among the factors of this trend, the low birth rate and migration of the young population are highlighted, increasing the disproportions in the labor supply of the regions. In the context of the need to activate economic processes in order to resist the negative impact of sanctions, the labor factor provides options for extensive development for the economy of individual regions and the country as a whole. The article concludes that the pension reform failed to solve the existing problems and at the same time creates new ones, therefore it is necessary to look for other ways to ensure an increase in the efficiency of the pension system in order to qualitatively increase the level of pensions for the population.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 331.2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ

ПЕРЬКОВА ЕЮ.,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, [email protected].

ЛАТЫШЕВА З.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].

Реферат. В настоящее время наблюдается тенденция старения населения России. Численность пенсионеров и их доля в структуре населения стабильно увеличивалась до пандемии, во время которой они оказались одной из наиболее уязвимых групп. В статье рассматривается старение населения как социально-экономический процесс со многими последствиями для состояния общества и развития экономики, требующий формирования нового представления о старости, где пожилые люди будут способны поддерживать достойное качество жизни. В ходе исследования рассмотрена динамика численности пенсионеров и их доля в структуре населения России в период 2014-2020 гг., что свидетельствует о старении населения в России и усугублении связанных с этой группой населения проблем. Согласно группировке субъектов Российской Федерации выявлены регионы, где ситуация наиболее тревожная или оптимистичная. На данный момент по стране доля пенсионеров близка к уровню в 30%, но ситуация весьма неоднородная, например, в ряде регионов показатель превысил 35%. Среди факторов этой тенденции выделяется низкая рождаемость и миграция молодого населения, увеличивающая диспропорции в трудоресурсном обеспечении регионов. В условиях необходимости активизации экономических процессов, чтобы противостоять негативному влиянию санкций, для экономики отдельных регионов и страны в целом трудовой фактор дает варианты экстенсивного развития. В статье делается вывод, что пенсионная реформа не смогла решить имеющиеся проблемы и при этом формирует новые, поэтому необходимо искать иные способы обеспечения повышения эффективности функционирования пенсионной системы, чтобы качественно увеличить уровень пенсий для населения.

Ключевые слова: трудоресурсный потенциал, демография, возрастная структура населения, снижение уровня жизни, пенсионная реформа, размер пенсий, совершенствование социальной политики.

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF CHANGES IN THE POPULATION AGE STRUCTURE

PERKOVA E.Yu.,

assistant of the department of economics and management, Kursk state medical university, [email protected].

LATYSHEVA Z.I.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and finance, Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanov, e-mail: [email protected].

Essay. Currently, there is a trend of aging of the Russian population. The number of pensioners and their share in the population structure steadily increased before the pandemic, during which they turned out to be one of the most vulnerable groups. The article considers the aging of the population as a socio-economic process with many consequences for the state of society and economic development, requiring the formation of a new idea of old age, where older people will be able to maintain a decent quality of life. The study examines the dynamics of the number of pensioners and their share in the structure of the Russian population in the period 2014-2020, indicating the aging of the population in

Russia and the aggravation of problems associated with this population group. According to the grouping of the subjects of the Russian Federation, the regions where the situation is most alarming or optimistic have been identified. At the moment, the share of pensioners in the country is close to the level of 30%, but the situation is very heterogeneous, for example, in some regions the figure exceeded 35%. Among the factors of this trend, the low birth rate and migration of the young population are highlighted, increasing the disproportions in the labor supply of the regions. In the context of the need to activate economic processes in order to resist the negative impact of sanctions, the labor factor provides options for extensive development for the economy of individual regions and the country as a whole. The article concludes that the pension reform failed to solve the existing problems and at the same time creates new ones, therefore it is necessary to look for other ways to ensure an increase in the efficiency of the pension system in order to qualitatively increase the level of pensions for the population.

Keywords: labor resource potential, demography, age structure of the population, decline in living standards, pension reform, pension size, improvement of social policy.

Введение. В России проблема низкого уровня жизни пенсионеров после пенсионной реформы в 2018 г. не решилась, а в ряде моментов продолжает усугубляться для самого общества и экономики страны. Предполагалось за счет этой реформы повысить уровень доходов пенсионеров, однако прирост пенсий полностью нивелируется быстрым ростом цен, поэтому на фоне негативных факторов вроде пандемии и санкций есть реальная угроза того, что уровень жизни пенсионеров еще сильнее упадет. Для социально-экономического положения страны численность пенсионеров важна не только с позиции их финансового обеспечения через пенсии, но и старения населения России. Эта тенденция формирует сразу две фундаментальные угрозы долгосрочному социально-экономическому развитию страны.

Во-первых, при таком сравнительно низком уровне пенсий создается социальное напряжение, так как многие люди при выходе на пенсию автоматически попадают в группы с низким уровнем финансовых возможностей [1, 2]. Попытка сдвинуть выход на пенсию за счет реформ приведет еще к большей социальной проблеме, так как люди вынуждены работать на 5 лет дольше, выходя на пенсию уже в возрасте, когда работать у организма ресурсов меньше, поэтому жить придется только на пенсию, которая значительно уступает зарплате [3]. Во-вторых, при сложной экономической обстановке нехватка трудовых ресурсов при перекосе в структуре населения все больше в пользу нетрудоспособной или ограниченно трудоспособной ее части не способствует решению задачи импортозамеще-ния, которая требует более активного задействования трудоресурсного потенциала страны [4]. При этом вторая задача косвенно обосно-

вывает решение о повышении пенсионного возраста, однако в контексте низкой пенсии относительно других европейских стран и среднего уровня оплаты труда в России это предопределяет социальную несправедливость и напряжение.

Материал и методы исследования. В качестве источника для аналитической оценки использовались данные сайта федеральной службы государственной статистики: разделы «Население» и «Уровень жизни населения», где отражается общая численность населения и численность пенсионеров в целом по стране и в разрезе регионов, а также соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы [5]. В рамках исследования дается оценка динамики численности пенсионеров по регионам, на основе чего выявляются диспропорции в структуре населения на территории нашей страны и причины их возникновения. Исследование проводилось с использованием перечня статистических методов, позволяющих оценить динамику и сформировать группы по результативному показателю [6, 7].

Результаты исследования. Численность пенсионеров до 2019 г. имела тенденцию к росту - к 2018 г. показатель вырос на 2,4 млн. человек по сравнению с 2014 г. Это связано с естественной убылью и со старением населения, которое наблюдается как в России, так и во всём мире. После принятия закона об увеличении пенсионного возраста численность пенсионеров с 2019 г. начала сокращаться. Так в 2019 г. количество пенсионеров сократилось на 319 тыс. человек по сравнению с 2018 г. В 2020 г. сокращение продолжилось на фоне пандемии коронавируса и составило еще 569 тыс. человек (рисунок 1).

НИЩ

■ Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной

Рисунок 2 - Динамика соотношения среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы, 2014-2020 гг., %

Рисунок 1 - Динамика численности пенсионеров в России в 2014-2020 гг., тыс. чел.

Доля пенсионеров в общей численности населения до увеличения пенсионного возраста также продолжала расти до максимального значения в 2018 г. - 29,9%. После доля пенсионеров в общей структуре населения несколько сократилась до уровня в 29,4%. Такой процент пенсионеров в общем составе населения наблюдается в большинстве регионов России. Однако разброс показателей по регионам весьма дифференцирован. Например, в 7 регионах России доля лиц старших возрастов превышает показатель в 35%, в том числе и Курская область, что делает их зонами демографических проблем. Следует отметить, что увеличения доли пенсионеров происходит не столько вследствие увеличения продолжительности жизни, но еще и в силу изменения структуры населения, когда более молодое

население покидает регион. Общими для большинства регионов страны остаются такие неблагоприятные тренды как низкая рождаемость и последствия пандемии. В итоге только в 6 регионах РФ доля пенсионеров составила менее 25% (таблица 1).

Для социальной стабильности размер имеет важное значение, поэтому, когда при переходе после работы на пенсию человек существенно теряет в доходе, то это очень сказывается на качестве его жизни. В России разница между средним уровнем оплаты труда и пенсии очень существенная и продолжает увеличиваться. Так, в 2015 г. средняя пенсия составляла 35,2% от уровня оплаты труда, однако за 5 лет показатель сократился на 6% (рисунок 2).

Таблица 1 - Доля пенсионеров в общей численности населения по регионам России в 2020 г., %___

Группа регионов по доле пенсионеров в общей структуре населения Количество субъектов РФ Перечень субъектов РФ

Более 35% 7 Республика Карелия (38,3%), Орловская область (36,4%), Тульская область (3б,0%), Архангельская область (35,6%), Республика Коми (35,5%), Курская область (35,3%), Курганская область (35,1%)

От 33% до 35% 11 Брянская область (34,8%), Тамбовская область (34,5%), Кировская область (34,3%), Рязанская область (34,1%), Липецкая область (33,7%), Ульяновская область (33,7%), Пензенская область (33,5%), Новгородская область (33,4%), Сахалинская область (33,4%), Владимирская область (33,3%), Тверская область (33,0%)

От 31% до 33% 18 Костромская область (32,9%),Псковская область (32,9%), Белгородская область (32,8%), Мурманская область (32,6%), Алтайский край (32,4%), Нижегородская область (32,3%), Смоленская область (32,2%), Ярославская область (32,2%), Республика Мордовия (32,1%), Воронежская область (32,0%), Ивановская область (31,9%), Вологодская область (31,9%), Кемеровская область (31,8%), Оренбургская область (31,3%), Иркутская область (31,3%), Калужская область (31,2%), Республика Марий Эл (31,1%), Свердловская область (31,1%)

От 29% до 31% 16 Магаданская область (30,9%), Омская область (30,9%), Самарская область (30,6%), Саратовская область (30,5%), Удмуртская Республика (30,4%), Пермский край (30,4%), Чукотский автономный округ (30,3%), Чувашская Республика (30,3%), Челябинская область (30,3%), Ростовская область (30,3%), Республика Крым (30,2%), Волгоградская область (30,0%), Новосибирская область (29,5%), Красноярский край (29,4%), Республика Башкортостан (29,3%), Республика Татарстан (29,1%)

От 27% до 29% 16 Краснодарский край (28,9%), Амурская область (28,9%), Камчатский край (28,9%), Республика Северная Осетия -Алания (28,9%), Еврейская автономная область (28,8%), Республика Хакасия (28,6%), Республика Калмыкия (28,5%), Хабаровский край (28,5%), Приморский край (28,1%), Чеченская Республика (28,0%), Республика Саха (Якутия) (28,0%), Томская область (27,9%), г. Санкт-Петербург (27,8%), Калининградская область (27,2%), Республика Алтай (27,1%), Республика Адыгея (27,0%)

От 25% до 27% 8 Карачаево-Черкесская Республика (26,6%), Республика Бурятия (26,6%), Забайкальский край (26,3%), Ставропольский край (26,3%), Московская область (26,1%), Ленинградская область (26,0%), Астраханская область (26,0%), Республика Тыва (25,1%)

Менее 25% 6 г. Москва (24,3%), Кабардино-Балкарская Республика (23,1%), г. Севастополь (22,5%), Республика Ингушетия (22,3%), Республика Дагестан (21,6%), Тюменская область (10,8%)

Когда при выходе россиян на пенсию в сегодняшних условиях фактически теряется 70% доходов, то это переводит людей в группу риска, не способных обеспечивать материально свой сложившийся уровень потребления. В результате, необходимо существенно урезать расходы, что не может не привести к значительному ухудшению качества жизни для пенсионеров. В макроэкономическом видении это определяет снижение покупательной способности целой категории граждан и чем больше будет эта доля, тем хуже для рынка. Поэтому в современных социально-экономических условиях очень остро стоит вопрос о необходимости существенного повышения размера пенсий и их своевременной индексации.

Выводы. Пенсионная реформа 2018 г. не решила проблемы уровня жизни пенсионеров, так как размер пенсий повысился не существенно в контексте сравнения с общей инфляцией. И даже при сопоставлении со средней заработной платой пенсии растут медленнее, т.е. пенсионеры становятся более уязвимой группой общества в условиях резкого удорожания продукции. В последние 2 года доля пенсионеров в структуре населения России начала снижаться, но это в большей степени стало следствием уменьшения их числа. Тут влияние оказывает не только последствия пенсионной реформы, но и пандемия, которая привнесла помимо прямой угрозы еще много побочных негативных последствий для здоровья населения. Умеренное соотношение между работоспособным населением и пенсионерами формирует баланс в экономическом раз-

вития, однако в российских условиях показатель достаточно высок - под 30%. В ряде субъектов Федерации ситуация существенно хуже - в 7 регионах доля пенсионеров превышает 35%. В условиях низкого размера пенсии это, с одной стороны, говорит, что большой процент жителей региона не имеют возможности обеспечить себе достойное качество жизни и достойный доход. С другой стороны, в этих регионах трудоресурсный потенциал также может не позволять задействовать экстенсивные фактора развития экономики.

Поэтому важно обеспечить повышение эффективности функционирования пенсионной системы, чтобы качественно увеличить средний размер пенсий для населения. Старение населения всегда ставило перед государством множество серьезнейших проблем -экономических, социальных, психологических, культурных. В российских реалиях это требует срочной и обязательно выверенной и системной государственной социальной политики в отношении граждан старшего возраста. Важно не только создавать условия для их достойной жизни, но и сформировать новые представления о старости, позитивное отношение к ней, установить гармоничные отношения пожилых с социальным окружением, значительно расширить возможности продолжения трудовой деятельности граждан старшего поколения. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям и вызовам современных экономических реалий.

Список использованных источников

1. Садыков Р.М. Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях // Научно-методический журнал «Концепт». - 2019. - № 6. - С. 211-216.

2. Садыков Р.М., Халикова Э.К. Социальное положение пенсионеров и проблема повышения пенсионного возраста как факторы социального конфликта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук . - 2019. - № 12-2(39). - С. 53-56.

3. Зюкин Д.А., Быстрицкая А.Ю., Дендак Г.М. Повышение пенсионного возраста как способ ухода от несостоятельности финансовой модели государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 3 (24). - С. 104-108.

4. Литвинчук Е.С., Алехина А.А. Роль бухгалтерского баланса в оценке активов и пассивов организации // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 6 (23). - С. 22.

5. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

7. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Sadykov R.M. The social situation of Russian pensioners in modern conditions // Scientific and methodological journal "Concept". - 2019. - no 6. - S. 211-216.

2. Sadykov R.M., Khalikova E.K. The social situation of pensioners and the problem of raising the retirement age as factors of social conflict // International Journal of Humanities and Natural Sciences . - 2019. - no 12-2(39). - Pp. 53-56.

3. Zyukin D.A., Byistritskaya A.Yu., Dendak G.M. Povyishenie pensionnogo vozrasta kak sposob uhoda ot nesostoyatelnosti finansovoy modeli gosudarstva // Azimut nauchnyih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. - 2018. - No 3 (24). - S. 104-108.

4. Litvinchuk E.S., Alekhina A.A. Rol' buhgalterskogo balansa v ocenke aktivov i passivov organizacii // Politika, ekonomika i innovacii. - 2018. - no 6 (23). - S. 22.

5. Federal State Statistics Service. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/

6. Metodyi statistiki i vozmozhnosti ih primeneniya v sotsialno-ekonomicheskih issledovaniyah: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. Byistritskaya i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 168 s.

7. Prakticheskie aspektyi primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii sotsialno-ekonomicheskih protsessov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.