____________________________Позиция
Владимир ДИНЕС, Александр НИКОЛАЕВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
В статье анализируются социальные и экономические последствия этнических миграций в современной России. Авторы отмечают закономерный характер роста миграций и указывают причины этого явления.
The social and economical consequences of ethnic migrations in modern Russia are analyzed. The authors note a natural type of migration growth of and indicate the reasons for this phenomenon.
Ключевые слова:
миграции, модернизация, этнос, мигранты, социально-экономические последствия; migration, modernization, ethnicity, migrants, socio-economic consequences.
)
ДИНЕС Владимир Александрович — д.и.н., профессор; ректор Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
НИКОЛАЕВ
Александр Николаевич — д.и.н., профессор; проректор Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
Задача модернизации экономики и политической системы России существенно осложняется рядом факторов. Среди них называются и технологическая отсталость, и засилье бюрократии, и размах коррупции, и ряд других факторов. В этой связи хотелось бы обратить внимание на социально-экономические последствия этнических миграций. Конечно, данный фактор не является определяющим для судьбы российской модернизации. Однако игнорировать его тоже нельзя. Тем более что его значение растет, и будет расти в обозримой перспективе.
Массовые этнические миграции — это сравнительно новое явление для нашей страны, отчетливо проявившееся в начале 90-х гг. в результате распада СССР. Уже к июлю 1991 г. по официальным данным в Советском Союзе было более 800 тыс. беженцев, и в последующие годы миграционный поток в Российскую Федерацию только нарастал. Первоначально в этом потоке преобладали этнические русские, но со второй половины 90-х неуклонно растет удельный вес представителей других национальностей. Причем наряду с выходцами из стран СНГ среди мигрантов все больше становится граждан Китая, Вьетнама, других азиатских и африканских стран. Кроме того, все более интенсивными становятся внутренние этнические миграции, главным источником которых является Северный Кавказ.
Государство реагировало на изменение миграционной ситуации с запозданием и до настоящего времени не выработало четкой стратегической линии по данному вопросу. Между тем, результатом интенсивных миграционных процессов становится изменение этнического состава населения России. В частности, по данным переписей населения, с 1989 по 2002 г. численность постоянно проживающих в России таджиков увеличилась в 3,5 раза, армян — более чем в 2 раза, азербайджанцев — почти в 2 раза (без учета нелегальной миграции). В масштабах всей страны эти сдвиги еще не очень заметны, однако в ряде субъектов Федерации этнический баланс существенно изменился. В первую очередь — это Москва и приграничные регионы: Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская обл., дальневосточные субъекты федерации. При этом ежегодно сотни тысяч мигрантов получают российское гражданство.
Важным следствием роста этнических миграций стало распространение компактных поселений некоренных национальных меньшинств в традиционных русских областях. Например, в Саратовской обл. удельный вес русских составляет около 80%, но в двух пограничных с Казахстаном районах русские уже в мень-
шинстве, в 17 населенных пунктах области большинством являются чеченцы. Причем иногда распространение мигрантов приобретает взрывной характер. Так, в Ровенский район Саратовской обл. в 2004 г. переселились из Киргизии первые 30 дунган, а уже через пять лет в районе их проживало более 2 000.
На эмоциональном уровне можно по разному относиться к нарастанию этнических миграций, однако объективно данное явление неизбежно. Это — проблема почти всех развитых стран. В Западной Европе наиболее остро она стоит во Франции, но и в Германии, например, каждый десятый житель — мигрант. По крайней мере в среднесрочной перспективе эта тенденция будет продолжать развиваться. Поэтому необходимо исследовать последствия миграций, а также разрабатывать меры по их оптимизации.
Изменение этнического состава населения в результате миграций влечет за собой серьезные экономические, социальные и культурные последствия. Особенно это касается компактных поселений, поскольку в данном случае существенно снижается мотивация мигрантов к социокультурной адаптации. Что касается влияния этнических миграций на российскую экономику, то оно представляется более значительным, чем доля мигрантов в населении страны. Это связано, во-первых, с неравномерным распределением потоков миграций. Совершенно естественно, большинство мигрантов стремится туда, где можно быстро и хорошо заработать, т.е. в наиболее экономически развитые регионы, мегаполисы и особенно в Москву.
Во-вторых, миграции нередко сопровождаются этнической профессиональной специализацией. В частности, таджики работают преимущественно в сфере ЖКХ и неквалифицированными рабочими в строительстве; украинские мигранты заняты, как правило, ремонтом и отделкой квартир; азербайджанцы предпочитают торговлю овощами и фруктами; корейцы концентрируются в сфере сельхозпроиз-водства; вьетнамцы специализируются на производстве и продаже текстильных изделий и т.д.1 В результате некоторые отрасли фактически попадают под моно-
1 См.: Нерюев В.А. Иммиграционные процессы и пресса (Опыт российской столицы в последние годы) // Регионалистика и этнополитология. — М., 2008, с. 311-312.
польный контроль определенных этнических диаспор. Представителям других национальностей, в т.ч. коренных, бывает затруднительно, а порой практически невозможно организовать свой бизнес в такой отрасли или просто занять в ней престижное рабочее место. Наиболее наглядный пример - роль азербайджанцев на рынках сельхозпродукции по всей территории России.
Третья причина повышенного экономического влияния мигрантов - их высокая активность. Она также объективно обусловлена. Сама ситуация миграции ставит перед переселенцами четкие целевые установки. Они должны максимально быстро найти работу или создать свой бизнес. При этом для большинства мигрантов важно, чтобы их экономическая деятельность не просто обеспечивала определенный прожиточный минимум, но и давала возможность отправлять часть средств родственникам либо создавать накопления для последующего возвращения на родину. Достаточно напомнить, например, что ежегодно из России в Таджикистан мигранты только легальным путем переводят сумму, сопоставимую с годовым бюджетом этой страны. В этой связи мигранты более мобильны на рынке труда и в бизнесе, готовы к тяжелым условиям и рискам, ведут более трезвый образ жизни. В совокупности с этнической сплоченностью, которая также является средством выживания и обеспечения эффективности, все это во многих случаях обеспечивает мигрантам повышенную конкурентоспособность по сравнению с местными жителями.
При оценке экономических последствий этнических миграций следует избегать односторонних оценок. Имеют место как позитивные, так и негативные последствия. Если говорить о позитивных, то в первую очередь необходимо назвать увеличение потенциала трудовых ресурсов в целом по стране. В ближайшее десятилетие нашу страну ожидает устойчивое сокращение численности и удельного веса трудоспособного населения в результате естественной убыли. Большинство исследователей сходится на том, что к 2020 г. эти потери составят около 15 млн чел., т.е. свыше 20% занятых в 2010 г.2 Восполнить
2 См.: Волосенкова Е.В. Миграционная политика в современной России: вызовы и ответы XXI века // Регионалистика и этнополитология. - М., 2008, с. 277.
такую огромную убыль можно только за счет мигрантов.
Другим положительным моментом миграций, и в первую очередь этнических, является занятие мигрантами непрестижных рабочих мест с тяжелыми условиями труда или не требующих высокой квалификации. Несомненно, если бы не мигранты из Средней Азии, в Москве не удалось бы обеспечить такое количество работающих дворников. Приезжие из бывших республик СССР составляют также большую часть рабочих, занятых малоквалифицированным трудом в строительной отрасли. Хотя и в меньшей мере, сказанное относится ко многим крупным городам России. Следует сказать, что в отдельных отраслях для некоторых регионов этнические мигранты явились просто спасением. В частности, кое-где в районах, где находятся вымирающие русские деревни, сельхозпроизводство поддерживается за счет переселенцев.
Можно и далее говорить о позитивном влиянии этнических миграций на российскую экономику, но более важно указать на проблемы, порождаемые ими. Начнем с того, что мигранты создают не вполне здоровую конкуренцию на российском рынке труда. Как отмечалось выше, нам предстоит огромная убыль трудоспособного населения, но до 2008 г. численность его росла. Общее сокращение численности россиян в этот период происходило за счет нетрудоспособных возрастов. Между тем, за два десятилетия к нам прибыли миллионы трудовых мигрантов. В результате устойчивый спрос на иностранную рабочую силу сочетается с устойчивой безработицей коренного населения. В последние годы с целью регулирования миграций федеральное правительство выделяет регионам ежегодные квоты на количество мигрантов. И подобные квоты запрашивают и получают даже те субъекты федерации, где уровень безработицы составляет 15-20% (в т.ч. Дагестан)1. Дело в том, что в стране сформировался слой предпринимателей, паразитирующих на мигрантах. По целому ряду причин, о некоторых из которых речь пойдет ниже, таким бизнесменам удобнее и выгоднее иметь дело с иностранными
1 См.: Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Современные миграционные процессы. - Ростов н/Д, 2008, с. 98.
рабочими (зачастую нелегалами), чем с коренными россиянами. Поэтому предпринимателями создается виртуальный дефицит кадров за счет сознательного занижения заработной платы, а затем приглашаются мигранты.
Возможности коренного населения на рынке труда в некоторой степени ущемляются и за счет этнической профессиональной специализации, о которой речь шла выше. Предпринимателям-мигрантам во многих отношениях удобнее принимать на работу своих соотечественников. К тому же помимо экономических факторов здесь действуют родственные, клановые, земляческие обязательства. Поэтому понятно, что если продуктовый рынок в городе контролируется азербайджанцами, а вещевой — китайцами, то русские получат там работу по остаточному принципу. Более того, даже если предприниматель русский, но в трудовом коллективе преобладают мигранты, они могут вытеснять коренных жителей с рабочих мест и препятствовать приему их на работу.
Следующий важный аспект негативного влияния этнических миграций связан с тем, что они способствуют развитию различных форм теневой экономики. Прежде всего, это обусловлено высоким уровнем нелегальной миграции. По различным оценкам, в нашей стране живут и трудятся от 5 до 15 млн нелегальных мигрантов. В силу своего статуса они автоматически в той или иной степени становятся элементами теневой экономики. В худшем случае такие нелегалы работают на нелегальных же предприятиях, производящих широкий ассортимент товаров - от водки до компьютеров. Более всего подобных предприятий, иногда с числом работающих свыше тысячи, находится в Москве и Подмосковье. В целом же по стране на подобных предприятиях работают, по самым мягким оценкам, около 3 млн чел. Но даже если мигрант-нелегал работает на легальном предприятии, он все равно является элементом теневой экономики, т.к. не платит налогов, и предприниматель за него не делает положенные законодательством отчисления. Пять лет назад глава Федеральной миграционной службы К. Ромодановский оценил ущерб, который наносят России мигранты, уклоняясь от уплаты налогов, в 200 млрд руб., что в тот период примерно равнялось расходам бюджета на образование. Полученные не-
легалами деньги в основной своей массе выкачиваются из страны. Масштабы этого потока весьма внушительны. По данным за 2006 г., переводы денег из Российской Федерации в страны СНГ по официальным каналам составили почти 5,5 млрд долл. США, а вывоз наличными оценивался в 10 млрд долл. С тех пор объемы вывозимых средств только увеличились.
Этнические миграции вносят свой вклад и в криминализацию социально-экономических отношений. Это обусловлено не какими-то преступными склонностями отдельных этносов (хотя национальные обычаи и традиции играют свою роль), а объективными реалиями российской жизни. Наличие миллионов нелегальных мигрантов само по себе влечет создание криминальной атмосферы. Ее составляющие — не только принудительный полурабский труд на нелегальных предприятиях и уклонение от налогообложения. Нелегалы составляют потенциальную базу для пополнения преступного мира. Те из них, кто не находит нормальной работы, добывают пропитание перевозкой наркотиков, проституцией, воровством. Неудивительно, что в 2009 г. иностранцы совершили в России в четыре раза больше преступлений, чем было совершено против них. При любом столкновении с представителем власти мигранта-нелегала может спасти только взятка. Поэтому существование нелегальной миграции выступает в качестве одного из факторов, способствующих развитию коррупции в России.
Все сказанное выше относится и к легальным этническим мигрантам, хотя и в меньшей мере. Трудовые отношения для них зачастую регулируются не столько законом, сколько неформальными правилами. Работодателям выгодно управлять трудовыми коллективами, состоящими из мигрантов, через посредников - представителей диаспор. Руководителям важен только результат, а каким образом достигается трудовая дисциплина и эффективность — их не интересует. Таким образом, поощряется клановость вместо цивилизованных трудовых отношений. При этом далеко не все легальные мигранты имеют легальную работу. Как свидетельствует статистика последних лет, только 40% мигрантов, прибывающих по квотам, работают на тех предприятиях, которые их пригласили. Где оказываются остальные, миграционной службе неизвестно.
Негативное влияние перечисленных выше моментов состоит еще и в том, что предприятия, использующие незаконный труд мигрантов, разлагающе влияют на экономику в целом. Бизнесмены, действующие по закону, оказываются менее конкурентоспособными и, чтобы выжить, нередко также идут на нарушения и преступления.
Наконец, нельзя обойти вниманием еще один негативный аспект влияния этнических миграций на экономику. В свете задач, которые выдвигает сейчас российское руководство, данный аспект может приобрести решающее значение. Президент РФ Д. Медведев в качестве стратегической цели развития страны определил всестороннюю модернизацию. Он подчеркнул, что для успешной модернизации необходимо создать «умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии...»1. Без создания такой экономики Россия обречена на превращение в примитивный сырьевой придаток развитых стран. Между тем, широкое применение труда мигрантов в том виде, в каком оно существует сейчас, препятствует внедрению высоких технологий. Многим предпринимателям проще и выгоднее использовать примитивный малоквалифицированный труд, чем тратиться на инвестиции в новую технику и технологии. И пока есть этот ресурс, говорить о массовом переходе к инновационной экономике не приходится.
Политические последствия этнических миграций пока носят преимущественно латентный характер, проявляясь в серии прокатившихся по стране конфликтов между мигрантами и местным населением. Однако анализ ситуации на региональном уровне позволяет сделать выводы о дальнейшем развитии политических последствий.
В настоящее время для мигрантов наиболее важными являются экономические задачи: завоевание ключевых позиций в отраслях, где возможно наиболее быстрое получение прибыли. Это закономерно для людей, которым необходимо не только закрепиться на новом месте, но и, как правило, отправлять деньги родственникам. Пока мигранты не стремятся оказывать активное влияние на легальную политическую жизнь в регионах (деятельность
1 Парламентская газета, 2009, № 60.
партий, электоральная активность и т.п.). В значительной мере это связано со снижением реального значения публичной политики в нашей стране. На региональном уровне мигранты стараются, в первую очередь, использовать такую форму политического участия, как лоббирование своих индивидуальных и групповых интересов в органах исполнительной власти, причем зачастую с использованием коррупционной составляющей. Что касается публичных форм политического представительства, то мигранты главным образом опираются на поддержку национальных ассоциаций, объединений, землячеств. Хотя по своему статусу данные организации должны заниматься преимущественно культурно-просветительской деятельностью, многие из них уже стали реальными центрами политического влияния.
В связи с дальнейшим увеличением численности и экономической роли мигрантов в ряде субъектов Федерации можно прогнозировать неизбежное повышение их политической активности. Это — естественное явление, и препятствовать ему было бы неразумно. Задача региональных властей - направлять политическую активность мигрантов в легальные рамки публичной политики. Вместе с тем в среднесрочной перспективе указанные тенденции могут привести к возникновению очень серьезной проблемы в приграничных регионах, связанной с национальнотерриториальным принципом построения РФ. В результате изменения этнического состава меньшинства, превратившись в большинство, могут поставить вопрос об изменении статуса субъекта, вплоть до его отделения от России.
Перечисленные выше негативные последствия этнических миграций не означают, что надо вести решительную борьбу с самими миграциями. В условиях глобализирующегося мира это практически невозможно. Полное закрытие границ возможно только в условиях тоталитарного режима типа северокорейского. Однако подобный режим, как показывает историческая практика, сам по себе является мощным тормозом научно-технического прогресса. К тому же для России на ближайшее десятилетие приток иностранной рабочей силы и перемещение избыточных трудовых ресурсов с Северного Кавказа жизненно необ-
ходимы. Поэтому необходимо решать проблему путем оптимизации этнических миграций, а не их запрещения. Прежде всего, необходима более решительная позиция российского государства по данному вопросу. Решительная — не смысле запретов, а в смысле отстаивания своих интересов. В первую очередь необходимо определиться, в чем же эти интересы заключаются. Для этого необходимы не эмоции, основанные либо на ксенофобии, либо, напротив, на безбрежном либерализме, а знания о состоянии отечественной экономики и конкретных последствиях миграций для конкретных сфер общественной жизни. А начать следует с уточнения объемов миграций. Пока же они оцениваются разными специалистами с расхождением не в проценты, а в разы. Многие исследователи отмечают неэффективность нормативной базы учета мигрантов. В частности, А.В. Дмитриев указывает, что положение усугубляется тем, что постоянно меняются правила регистрации, и это «драматическим образом сказывается на сборе информации — исчезают сотни тысяч “незарегистрированных” или “неверно” зарегистрированных въезжающих на территорию страны»1.
Наведение порядка в учете мигрантов — лишь первый шаг. Необходимы серьезные профессиональные исследования для того, чтобы получить ясные ответы на вопросы: кто именно нужен российской экономике, где именно и в каком количестве. Только на такой основе можно определять государственные интересы и выстраивать миграционную политику. А определив -шись, государство должно проявить решительность. Если надо, — не стесняться осуществлять запретительные меры, а если надо, — поощрять приток определенных категорий мигрантов в конкретные регионы. В том числе речь должна идти о запретительных и поощрительных мерах и применительно к представителям определенных этносов. В противном случае негативные последствия этнических миграций будут только нарастать.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант 09-03-27301а/в.
1 Дмитриев А.В. Миграция и цивилизационный разлом // Современные миграционные процессы. — Ростов н/Д, 2008, с. 12—13.