Муйскмо при одного резерват. Выбор ,ePP„TOpHH обоснование его создания могут осуществить ученые Ьурятскс ;> госуниверситета.
И, наконец, решение социально жономических проблем БАМа выходит за рамки республиканскою решения Ь М проходит на территории о субъектов Федерации. И решаться г^облем i должны комплексно, на ypoi е Федеральной целевой программы хозяйственного освоения ьАМа.
Ман1 атаева Д.Д.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА БУ РЯТИИ.
Демократизация общества кардинальные социально-экономические преобразования способствуют и стимулируют возрождение национальной самобытности и самосознания, духовной культуры коренных народов, в том числе" эвенков Забайкалья. На про1яжении многих столетий проводимая Российской империей, а затем Советским государством политика интенсивной и грабительской добычи пушнины, золота, хищнической эксплуатации лесных и биологических ресурсов, строительство Байкало-Амурской магистрали вызвали ряд негативных и серьезных и в го же время трудно разрешимых проблем экономического, этносоциального, экологического и правового, духовного и нравственного характера в отношении коренных народов. В их чисяе главными являются:
- потеря правовых основ на родовые земли и охотоугодия;
- отторжение территории традиционного природопользования и хозяйствования-оленеводства и охоты, рыболовства;
- вытеснение коренного населения с мест их исконного проживания;
- частичное или полное уничтожение оленеводства как части материальной культуры народа;
- разрушение традиционного образа жизни, этнической культуры, утрата национального языка.
В настоящий период в условиях зарождающихся предпосылок возрождения культуры народа, а также развития традиционных отраслей хозяйства эвенкийское население наталкивается на отсутствие законодательных актов по владению и использованию родо-
вых. земель и размещенных в их пределах природных ресурсов. Хот я уже с 1991 года на уровне Республики Бурятия были приняты ости во полагающие документы, регламентирующие вопросы развития традиционных видов хозяйствования и быта, но они создали только внешнюю форму, а наполнение ее содержанием требует целенаправленной и долговременной работы по пути истинного возрождения этнического хозяйства. С этого времени образован ряд нации, нальных Советов, как Усойский (с.Россошино), Усть-Джилиндинский (с.Усгь-Джилинда) в Ьаунтовском районе; Улюн-ханский (с.Улюнхан), Дыренский (с.Алла) в Курумканском районе: Киндигирский (с.Холодное) и Чильчигирский (с.Старый Уоян), Байкальский (с.Байкальское) и Верхне-Ангарский (с.Кумора) в СевероБайкальском районе и один национальный район - Баунтовский Данное решение помогло желающим начать свое хозяйство на основе создания ряда семейно-родовых общин для ведения охоты и оленеводства, которые были созданы почти во всех поселениях проживания эвенкийского населения. Однако, с первых же дней оформления документов на свои хозяйства они столкнулись с большими трудностями, связанными со многими обстоятельствам и которые обусловлены: отсутствием правовой базы выделения территории для традиционного хозяйствования, недостаточным финансированием новых форм этнического хозяйства, особенно родовых и семейных общин, оленеводческо-промысловых хозяйств, неподготовленностью молодого поколения к ведению традиционного хозяйства, утратой навыков и обычаев кочевого быта.
Решение первой проблемы является наиболее важным именно в условиях проявляющихся интересов к возрождению самобытности населения, а без законодательных актов Российской Федерации местные органы управления земельными и лесными ресурсами не желают выделять родовые земли и особенно охотоугодия вновь создаваемым общинам. На этой почве не раз возникали конфликтные ситуации в Северобайкальском и Баунтовском районах. Между тем до сих пор не приняты давно подготовленые законы "Об экономическом статусе Севера России", "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера", "О территории традиционного природопользования малочисленных народов Севера", "О кочевых родовых и родоплеменных общинах малочисленных народов Севера".
Скорейшее принятие их позволило бы беспрепятственно вы-1елять приоритетные территории для этнического хозяйствования коренньгх народов с правом передачи их в наследство. Опыт последних лет работы возрождающихся форм традиционного хозяйст-рования показывает трудности решения проблем их становления. Определенная их часть может быть решена на уровне местных органов, а большинство только на региональном и федеративном. На местном уровне решается проблема восстановления прав коренных народов на пользование территориями и традиционного природопользования путем выделения родовых земель отдельным семейным и родовым общинам, фермерским хозяйствам. Однако, таких общин мало, даже некоторые из них, получив юридические права на владение территориями, не в состоянии начать свою хозяйственную деятельность, особенно по развитию оленеводства, так как не имеют не только материально-технической базы, а самое главное - оленей. Только в Баунтовском районе одно оленье стадо было передано организованному первым оленеводческо-промысловому хозяйству "Юкт>" еще в 1991 году, однако, воспроизводство стада идет крайне неудовлетворительно, даже за последние годы происходит снижение поголовья оленей. Между тем хозяйство с периода создания начала работать достаточно рентабельно, реализовав не только мясо, но и панты, даже старые, обрабатывало шкурки оленей, но с изменениями спроса на них и трудностями их реализации перестали заниматься такими видами деятельности. К тому же непомерно выросшие цены на топливо и бензин не позволяют вовремя иметь связь с оле-нефермой и доставлять продукты питания и самое необходимое для оленеводов, что вынуждает их производить бартерный обмен с различными старательскими артелями на мясо оленей.
К тому же, по словам руководителей хозяйства в последние г°ды идет большой отход оленей из-за увеличения поголовья волков, которых нечем травить и уничтожать. Все это не позволяет добиваться быстрого увеличения поголовья оленей, и хозяйство вынуждено оплачивать огромные налоги наряду с промышленными предприятиями, что приводит к большим убыткам. Между тем по Решению правительства и указам Президента России такие хозяйст-1 а Должны освобождаться от многих налогов, но данная проблема не Решаете
па местном уровне и многочисленные обращения в выше-С1°ящие инстанции не дают результатов. В данном районе, так же Как и в Северобайкальском, семейно-родовые общины не в силах
закупать оленей из-за возросших на них цен, а также больших затрат на их перевозку из соседней Читинской области, с оленеводами которой была договоренность о продаже оленепоголовья. Ни одно хо зяйство не располагает теперь финансовыми ресурсами для закупа оленей, и благое намерение приобрести оленей остается на бумаге. В официальных документах, в частности в Постановлении № 145 "О государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 гг.", законе РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Север и приравненных к ним местностях" были предусмотрены целевое финансирование на приобретение оленей и льготное кредитование. Только одно хозяйство "Улу-ки" в Северобайкальском районе успело на выделенные кредиты закупить в Читинской области оленей и создать основу своего стада для возрождения этнического хозяйства со своей семьей на бывших родовых землях предков на берегу р.Чая. Из-за долговременного характера воспроизводство оленепоголовья и необходимости погашения кредита в ближайшие годы хозяйство постоянно находится в тяжелейшем финансовом положении и ждать помощи неоткуда, а местные органы не в состоянии предоставлять дополнительное финансирование и если вопрос не решится, то хозяйство вынуждено будет заложить оленей, чего никак нельзя допускать. Данный пример ярко показывает, что едва зарождающийся процесс силами ин-тузиастов этнического хозяйствования вынуждено приостанавливаться вплоть до экономической стабилизации в стране и республике. Такой негативный опыт настораживает остальных желающих, и они уже не форсируют организацию новых хозяйств, и это наносит непоправимый ущерб возрождению национальной культуры ведения этнического хозяйства. Через десятилетия коренной народ Севера, вновь получив возможность заниматься традиционным хозяйствованием, вынужден опять приспосабливаться к сложившимся условиям жизнедеятельности. Между тем происходящие реорганизация и перепрофилирование колхозов и совхозов, бывших основных мест приложения труда эвенков, повсеместно высвободило значительное число трудоспособного населения, особенно женщин, трудившихся на фермах и на различных подсобных работах. Вследствие сокращения работников, обслуживающих школы, больницы, культурные учреждения, также высвободилось большое количество женщин, и в селах появилась безработица, что сильно повлияло на все стороны
жизнедеятельности эвенков, снизила и даже лишила многие семьи основных доходов, приносит как материальные, так и моральные издержки.
По данным наших обследовании, в разных селах компактного проживания эвенкийского населения от 30 до 45 процентов трудоспособного населения не <анято производительным трудом. Это побуждает браконьерство, различные правонарушения, развитие алкоголизма и пьянства и даже воровство, что всегда не было характерно для сельской местности, тем более эвенков. Поскольку большинство опрошенных занималось в сельском хозяйстве и на подсобных работах низкооплачиваемым и малоквалифицированным трудом, они отмечали, что чувствовали свою востребованность и участие в производственной и общественной жизни села. А в современных условиях неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне эвенки очень трудно адаптируются к новым условиям жизни и оказались почти заброшенными судьбой.
Для предотвращения такой негативной тенденции следует коренным образом менять отношение к возрождению традиционного хозяйствования, которое в прошлом составляло экономическую основу жизнеобеспечения данного народа. При этом следует иметь в виду, что основная часть эвенков давно отошла от традиционного уклада жизни и, в большинстве случаев, не готова вновь вести кочевой и полукочевой образ жизни, вдали от постоянных населенных пунктов, больниц и школ, детских садов и объектов социально-экономического назначения. По данным наших исследований, люди в возрасте старше 40 лет практически не видят перспективы возрождения оленеводства и не желает заниматься этим видом трудовой Деятельности, кроме нескольких человек. Они прекрасно понимают ВСе трудности возрождения почти забытого труда и в то же время большинство стремиться вплотную заниматься охотой и охотопро-мЬ1слами из-за их рентабельности и возможности заработать при продаже пушнины и мяса диких зверей достаточно ощутимые де-'^жные средства. Поэтому возрождение оленеводства будет иметь Долговременный характер, и без ощутимой государственной финан-с°в°й помощи и гарантированных законодательных актов по комПенсационной выплате за использование и изъятие природных ре-°Урсов в пользу коренного народа процесс будет затягиваться, а его Жизненный уровень еще ухудшаться. Вновь наступил период, когда Мление жизненно важных проблем выживания при почти полной
утрате навыков традиционного труда переложено на сам народ. Это порождает социальный и духовный кризис и приводит к различным негативным последствиям. Второй по значимости проблемой, определяющей и в то же время сдерживающей прогресс в возрождении этнического хозяйства и традиционной культуры, является неподготовленность молодого поколения к ведению кочевого образа жизни. Даже в местах компактного проживания эвенкийского населения, не говоря о территориях их дисперсного расселения, выросли уже поколения людей, не знакомые с навыками ведения традиционного хозяйства, редко бывали в тайге и даже видели оленей. Поэтому возникла задача активного вовлечения молодежи и, в первую очередь, детей в процесс восстановления утраченных навыков, познания национальной культуры и языка, традиции и обычаев. В этом плане накапливается ценный опыт создания национальных культурных центров при школах и школах-интернатах северных районов, как в с. Багдарин, Нижнеангарск, Холодное, Алла, ведется подготовка для их создания в с. Россошино, Улюнхан. [акая же работа ведется и в г. Улан-Удэ, где в центр в основном ходит учащаяся молодежь-студенты. В течение последних лет в них ведется активная работа не только по возрождению национального языка, но и тради ционных навыков обработки меха и шкурок, шитья из них различных изделий и сувениров, а также привлечению детей к этническому труду, особенно, охоте, рыболовству и первичным навыкам оленеводства на оленефермах, куда дети выезжают на каникулы. Центрам выделены участки в тайге, как охотничьи угодья, где под руководством опытных охотников и оленеводов дети изучают биологическое разнообразие тайги, учатся методам охоты и ловли зверей, сбору ягод и лекарственных растений, ориентации в лесу. Ранняя адаптация детей к природной среде и образу жизни своего народа поможет им в дальнейшем ориентироваться на традиционные формы хозяйствования и даст положительный сдвиг в сторону возрождения этнического природопользования, бережного и разумного отношения к природе, сохранения среды обитания.
В итоге такой целенаправленной социальной политики возможна активизация по восстановлению традиционного уклада жизни, но только не в той анахронической форме, а на более высоком индустриальном уровне с использованием новой техники и технологии ведения хозяйства, устройства быта и досуга; возрождения национальной культуры. При этом большого успеха можно добиться
ишь при достаточно обоснованной правовой базе на владение землей и природными ресурсами. Без таких законов при предоставлении прав и другим народам, проживающим на данной территории, не представляется возможным возрождение традиционного хозяйства эвенков. Промедление с решением данных проблем еще более ущемляет национальные, социально-экономические и культурные права эвенкийского населения Севера Бурятии.
Исследования проведены при финансовой поддержке Фонда Д. и Л.Макартуров (США)