УДК 316.7 ББК 88.4
а.д. карнышев
Доктор психологических наук, профессор, зав. каф. социальной и экономической психологии БГУЭП,
г.Иркутск
м.а. винокуров
Доктор экономических наук, профессор, ректор БГУЭП, г. Иркутск
социально-экономические и политические факторы развития межкультурной
компетентности
Аннотация: Анализируется роль и значение основных социально-экономических факторов (международная торговля, совместные предприятия, туризм и мультикультурное образование) и современных тенденций в мировой политике в формировании межкультурной компетентности.
Ключевые слова: глобализация, межкультурная коммуникация, «западная» и «восточные» культуры, международные образовательные стандарты, сегрегация, мигрантофобия.
В последние годы все более и более возрастает внимание и интерес к такому понятию как межкультурная компетентность (МК), которая в основном понимается как понимание национальных особенностей партнеров и умение строить с ними эффективные контакты. Этот факт вызван, прежде всего, увеличением количества межэтнических и межнациональных контактов, в которые сегодня приходится вступать различным субъектам международного взаимодействия от рядового гражданина и предпринимателя до самых высоких государственных органов и их представителей. Если данный вопрос рассматривать преимущественно на примерах экономики, что вполне оправданно, то факторы, обеспечивающие необходимость и значимость МК, можно проанализировать следующим образом.
1. Как определенное следствие глобализации огромными темпами развивается международная торговля, а также все, что с нею связано, и не в последнюю очередь международная банковская
система. По всем уголкам планеты распространяется продукция транснациональных корпораций, которая удовлетворяет значительное количество потребностей граждан любых стран, даже находящихся в самой отдаленной «тмутаракани». Одновременно развивается интернет-экономика, с помощью которой осуществляются многочисленные операции производственного, сбытового и финансового характера: реклама товаров и услуг, маркетинговые исследования, электронная коммерция, оплата счетов и т.д. Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 года, убедительно показал, насколько сегодня взаимосвязаны и взаимозависимы экономики разных государств и насколько важно своевременно и согласованно реагировать на определенные чрезвычайные обстоятельства. В действиях и мероприятиях подобного рода нужно обязательно опираться на понимание своеобразия этноэкономических установок деловых людей из разных стран.
Невозможно не сказать о том, что межкультур-
ная компетентность весьма эффективно отражается на авторитете делового человека, одновременно обеспечивая улучшение имиджа им возглавляемой или представляемой организации. Жители конкретных стран, представители конкретных национальностей чаще всего лучше относятся к тем представителям бизнеса, которые хорошо представляют особенности их жизни и быта, своеобразие их традиций и обрядов, нюансы их фольклорных образов и т.д. Умение делового человека вовремя «ввернуть» в свою речь колоритный местный стереотип, блеснуть знанием оригинальных терминов всегда высоко ценятся. И, наверное, особо стоит сказать о привлекательности и обаятельности человека другой национальности, который тщательно и с почтением демонстрирует навыки следования ритуалам и обрядам, казалось бы, «чужого» для него народа. О необходимости такого «искусства» хорошо написал русский поэт, автор песни «Славное море - священный Байкал» Д. Давыдов:
Знакомый с нравами бурята Я чтил его привычки свято.
2. Наряду с глобальными масштабами мировой торговли и взаимодействия разноязычных предпринимателей и бизнесменов по деловым вопросам наблюдается и увеличение количества совместных фирм и корпораций, филиалы которых расположены «за тридевять земель», и их сотрудниками становятся граждане разных государств. Естественно, и здесь возникают свои проблемы, поскольку далеко не всегда сходятся позиции и взгляды на сущность трудовых отношений. В начале 80-х годов XX века в мировой литературе широкое распространение получила книга У. Оучи - профессора Высшей школы управления при Калифорнийском университете «Методы организации производства: японский и американский подходы». Она попала в список научных бестселлеров этих лет и разошлась стотысячными тиражами во многих странах мира. Успех книги в немалой степени был вызван и тем, что она обратила внимание на коренное отличие «западной» и «восточной» психологии, которое необходимо учитывать при управлении предприятиями. Он объяснял это традиционным коллективизмом гражданина Японии и индивидуализмом западного обывателя.
Рассмотренный У. Оучи феномен можно проиллюстрировать на одном интересном примере: освоение японской деловой философии сотрудниками зарубежных филиалов японских предприятий. Т. Коно [6] пишет по этому поводу: «Японские корпорации сегодня обеспокоены не только внедрением «деловой философии» на предприятиях, но и в их «дочерних» филиалах, которые сегодня располагаются по всему миру и на которых работают представители разных национальностей. При этом оказалось, что перенос философии в филиалы за рубежом зависит от трех факторов.
Индивидуализм или ориентация на группу. Чем более культура какой-то нации индивидуалистична, тем труднее перенос философии компании в эту страну.
Национальная гордость за превосходство своей культуры. Чем эта гордость больше, тем труднее привнести философию японской корпорации.
Престиж японской материнской компании.
Чем он выше, тем легче перенести ее философию в зарубежный филиал.
Последний фактор - наиболее важный, поэтому трудности переноса философии компании не следует переоценивать» [6, с. 215].
Столкнувшись с подобного рода специфическими трудностями в формировании корпоративной культуры, многие фирмы и корпорации действуют по двум схемам. С одной стороны, они стремятся учесть особенности психологии граждан конкретной страны и адаптировать их ценности, трудовые и экономические установки к особенностям и запросам принимающего предприятия. С другой стороны, нарабатываются определенные схемы и модели действий, которые позволяют осуществлять эффективную работу в любых точках планеты. Передовые компании создают комплексные модули слагаемых МК, которые позволяют обращаться к разным типам культур по определенному алгоритму. Один из западных ученых приводит интересное мнение по этому поводу о компании McDonalds: «Эта компания - очень «умная» организация, которая стандартизировала свои знания и придала им удобную модульную форму, позволяющую действовать в странах с разной культурой».
Туризм в современном мире становится мощной экономической и психологической системой. Во-первых, в разных странах созданы разветвленные индустрии гостеприимства и путешествий, дающие огромные прибыли хозяевам различных заведений. Для некоторых государств туристический бизнес является основным. Во-вторых, туризм позволяет удовлетворить массу познавательных, интеллектуальных, эмоциональных и иных потребностей человека, существенно разнообразит его внутренний мир. Туризм укрепляет взаимопонимание между нациями, демонстрируя своеобразие и самобытность каждой из них. Истинный турист, какой бы национальности он ни был, в своем гуманистическом варианте заранее сориентирован на бережное отношение к особенностям тех регионов и мест, которые он посещает, на уважение установившегося политического, социального и религиозного уклада населения. Кодекс туриста, который существует во Всемирной туристической организации, рекомендует туристам в статье XI:
а) проявлять самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего;
б) воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением;
в) быть восприимчивым к культуре местного населения, принимающего туристов, являющейся неотъемлемой частью общего достояния человечества.
Вполне понятно, что подготовка к путешествию в любую зарубежную страну включает в себя ознакомление с определенными традициями и историей народов, с которыми придется контактировать, выявление возможных каналов получения интересной информации, хотя бы минимальное овладение бытовой речью и т.д. А это - своеобразные формы повышения МК.
В свою очередь, более высоким уровнем межкультурной компетентности обязаны обладать те, кто организует конкретные туры иностранных гостей, обеспечивает для них различные сервисные услуги. МК в данном случае проявляется не только как понимание этнических особенностей кли-
ента и искусство угодить ему в обслуживании, но и как умение преподнести туристу самобытные особенности своего народа, своеобразие родных мест, уникальные атрибуты природы и культуры. Кстати, межкультурная компетентность в случаях презентации специфических особенностей своего края предполагает более сложные приемы и способы коммуникации, поскольку зачастую раскрывает нетривиальные истины, обычаи, верования.
4. Межкультурной компетентности требует и современное образование, особенно при подготовке специалистов экономического, политического и юридического профиля. Ведь именно профессионалам данного профиля в большей степени придется осваивать и развивать международные связи. Еще в конце ХХ века многие ученые говорили о значении межкультурного принципа в образовании. Поэтому в самом образовательном процессе заложены определенные потенциалы МК. С одной стороны, современные европейские (и не только) стандарты образования сориентированы на возможность студентов, обучающихся в одной стране, без особых трудностей и издержек прийти к овладению соответствующей программой учебных заведений другой страны. Таким образом, в рабочие программы образовательных учреждений разных стран закладываются формализованные познавательные «единицы», которые могут стать и становятся своеобразным межкультурным фундаментом. Данный формальный аспект вполне естественно дополняется интернациональным составом как студентов, так и преподавателей многих университетов и учебных центров планеты.
С другой стороны, любые национальные образовательные учреждения не могут не вводить в учебный процесс дисциплины и предметы, целенаправленно подготавливающие обучающих к пониманию базовых элементов межкультурной компетентности. При этом формирование МК в учебном процессе может осуществляться минимум по двум направлениям. Первое касается знаний и навыков МК в профессиональных дисциплинах, а второе -развития умений межэтнического взаимодействия в ходе изучения специальных предметов, к каковым можно отнести иностранные языки, этнографию и т.п. У экономистов, к примеру, раскрытию первого
направления способствуют спецсеминары и спецкурсы по истории и философии экономики и экономических учений («Австрийская экономическая школа», «Англо-американская экономическая школа», «Экономическое развитие Германии» (Франции, Японии) и т.д., и т.п.). Осваивая специфику хозяйствования у разных народов как основную детерминанту их благосостояния (кстати, основной труд А. Смита, лежащий в фундаменте экономических учений, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов»), обучающиеся закономерно приходят к выводам о необходимости и значимости международного экономического обмена и соответствующей межкультурной подготовки.
Второе направление обеспечивается через освоение студентами языков конкретных народов в качестве иностранных (английский, немецкий и т.д.). Все чаще стали вводиться в учебный процесс дисциплины, позволяющие знакомиться с народными традициями разных этносов, с особенностями их характера и т.п. Вместе с тем чрезвычайно слабо, на наш взгляд, используются возможности этнопсихологии.
Подводя итог по четырем причинам, актуализирующим необходимость МК (международная торговля, совместные предприятия, туризм, муль-тикультурность образования), надо отметить, что названные факторы, конечно, не исчерпывают всех детерминант целесообразности науки и искусства эффективного межэтнического взаимодействия, но в социально-экономическом плане они являются приоритетными. Все более развивающиеся мощности Интернета становятся важным стимулом активизации данных факторов.
Действие рассмотренных детерминант в последнее время подкрепляется или, наоборот, нивелируется определенными сдвигами в политическом и (или) массовом сознании национальных и интернациональных сообществ. В положительном плане стоит отметить следующие из них.
Во-первых, во всем мире все больше распространяются идеи об уникальности национальных меньшинств и этнических сообществ, существующих как изолированно от других, так и в составе государственных образований. Заботой о них про-
низаны многие международные документы. Например, статья 23 «Конвенции 169» ЮНЕСКО о коренных народах призывает государственные органы и общественные организации заботиться о сохранении и возрождении традиционных форм хозяйствования как основы их самобытности:
«1. Кустарные промыслы, сельские и общинные производства, а также виды деятельности, обеспечивающие средства существования, и традиционные виды деятельности соответствующих народов, такие как охота, рыболовство и собирательство, получают признание в качестве важных факторов сохранения их культуры, их экономической самостоятельности и развития. Правительства, при участии этих народов, в необходимых случаях обеспечивают развитие таких видов деятельности и содействие им.
2. По просьбе соответствующих народов им предоставляется, по мере возможности, необходимая техническая и финансовая помощь с учетом традиционных технологий и культурных особенностей этих народов...».
В одобренной Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1994 года «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» определяются рамки сотрудничества государств в деле защиты прав национальных меньшинств и содержатся положения программного характера. В частности, в статье 15 Конвенции говорится: «Государства - участники создают условия, необходимые для активного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни и общественных делах, особенно в тех, которые их касаются».
Межкультурная компетентность через призму процитированных документов заключается в умении государственных и политических деятелей, глав национальных муниципалитетов и их служащих создавать все условия для благоприятного развития меньшинств, их эффективной адаптации в полиэтничном сообществе и установления благоприятных контактов с местным населением. Нет необходимости подчеркивать, насколько этот момент значим и для России в целом, и для полиэт-ничной Сибири.
Одновременно с изменением отношения к на-
циональным меньшинствам трансформируются и идеи о глобальной унификации людей разных национальностей. Мысль о том, что представители всех этносов «сотрут» свои национальные черты, примут одинаковые для всех ценности и в конце концов утеряют свою этническую самобытность, не прошла проверки временем. Наоборот, даже в самых полиэтничных странах вызревают идеи о значимости своеобразия и уникальности разных народов. Известнейшие американские экономисты в учебнике, подготовленном для студентов всего мира, пишут: «Соединенные Штаты часто называют «плавильным котлом» - местом, где представители разных наций и культур сплавляются в единое более однородное целое. Может быть, Соединенные Штаты более правильно называют «чашей для приготовления салата», в которой различные группы смешиваются друг с другом, но при этом сохраняют свое разнообразие, не теряя важных этнических и культурных особенностей» [8]. Можно уверенно говорить, что «этнический салат» в разных странах - это сообщество, которое дорожит специфическим вкусом каждого ингредиента и понимает, что утрата любого из них снижает разнообразие и уникальность человеческой жизни.
Тенденции последних лет показывают, что, несмотря на победно шествующую по всему миру глобализацию, одновременно и параллельно с ней действуют процессы более уважительного и внимательного отношения к национальным меньшинствам и малым этносам. Это касается не только «гордых народов», в военных конфликтах отстоявших свое право на суверенитет и самобытность, но и изменений в идеологии и психологии представителей ранее прозывавшихся «высших рас». Интересны и поучительны в этом плане два примера.
Первый относится к США. В 2008 году палата представителей конгресса вслед за покаянием в предыдущие годы перед японцами, индейцами и гавайцами проголосовала за резолюцию, приносящую официальные извинения чернокожим американцам за «несправедливость, жестокость и бесчеловечность», допущенные в годы рабства и последующую политику расовой сегрегации.
Как известно из истории, рабство просуществовало в Америке более двух веков (с 1619 года) и
было отменено в США в 1865 году 13-й поправкой к конституции. Впрочем, проблема расовой дискриминации по-прежнему оставалась. В 1870 году южные штаты Америки приняли так называемый закон Джима Кроу. Сутью этого закона стала расовая сегрегация: темнокожие не имели права посещать общественные места для белых, пользоваться тем же транспортом, а их дети - ходить в одну и ту же школу с белыми детьми. Прекратилась подобная практика лишь около века спустя, с принятием в 1964 году Акта о гражданских правах и последовавшим через год законом об избирательных правах. В 1988 году законодатели извинились перед этническими японцами за их содержание в лагерях для интернированных в годы Второй мировой войны. В 2005 году сенат признал вину властей за неспособность вовремя принять законы, запрещающие линчевание, применявшееся в отношении чернокожих граждан. А в начале 2008 года конгрессмены вернулись к истокам американской истории, извинившись перед американскими индейцами.
Квинтэссенцией тенденций «извинения» «белых» перед «черными и цветными» обоснованно назвать избрание американскими гражданами чернокожего президента Б. Обаму. Этот момент можно воспринимать в качестве исторического прорыва для американцев в сфере равенства людей разных национальностей, ведь, как уже говорилось, за 40 лет до этого во многих штатах существовала расовая сегрегация. Нет сомнения в том, что данный «прорыв» весьма и весьма значим для многих стран мира, в том числе и для России, в качестве примера «перестройки» межэтнических отношений.
Особенно хочется отметить тенденции официальных извинений в Австралии. На так называемом Зеленом континенте существует политический мультикультурализм, который является официальной политикой государства. Населению постоянно разъясняется одна простая мысль - мы многонациональная страна, и если не будем уважать друг друга, это грозит нам погибелью. Но все же много несправедливостей осуществлялось в отношении аборигенов, которых в 21-миллионном населении страны на сегодня около 400 тысяч. Они связаны с проведением правительством Австралии в течение
многих лет насильственной ассимиляционной политики.
В рамках мер, предпринятых прежними правительствами для интеграции коренных жителей в «белое» общество, тысячи детей аборигенов были насильно разлучены с родителями. Представители властей передавали отобранных у аборигенов детей на воспитание в семьи белых поселенцев, принудительно зачисляли их в государственные и церковные учебные заведения. За полтора века, по разным данным, было изъято от 50 до 100 тысяч темнокожих малышей, лишившихся своих корней, языка и культуры, которых впоследствии называли «украденным поколением».
И вот впервые за историю Австралии официальные власти принесли извинения аборигенам за причиненные страдания. Нынешний премьер Австралии Кевин Радд, выступая в парламенте с речью, уже признанной исторической, отметил, что он от лица государства извиняется за те действия предыдущих парламентов и правительств, которые привели к «горю, страданиям и потерям» среди коренных жителей страны.
Но положительные тенденции в межкультурном и межэтническом взаимодействии по принципу двуполюсного, альтернативного мира не могут исключить противоположных явлений. Национализм и ксенофобии, этнические конфликты и расизм по-прежнему находят своих приверженцев. И наряду с их многовековыми традиционными детерминантами появляются новые обстоятельства. К таковым можно отнести возникающую в последнее время во многих «благоприятных» странах перенасыщенность мигрантами из различных бедных государств. Европарламент рассматривает, начиная с лета 2008 года, вопросы ужесточения иммиграционной политики. Негласным лозунгом последней становится простая мысль: «У Европы нет средств, чтобы достойно принять всех тех, кто видит в ней Эльдорадо». Данный лозунг в рамках всего Евросоюза горячо поддерживают представители консерваторов и либералов из всех европейских стран.
В России, как и во всем мире, аналогичные тенденции наблюдались со времени появления мигрантов, особенно в постсоветский период. Но более всего они обострились в том же 2008 году,
когда по всем континентам прокатился финансовый кризис. Не без ведома и согласия определенных кругов Кремля молодежная организация «Молодая гвардия «Единой России» в конце октября - ноябре 2008 года в Москве и ряде других городов страны провела акции с требованием выслать трудовых мигрантов и на ближайший год закрыть для них границу. Девиз акций - «Наши деньги - нашим людям». Молодогвардейцы поясняют свои позиции следующим образом: в России в связи с трудностями, возникшими из-за мирового финансового кризиса, высвобождается большое количество рабочей силы. В то же время в строительстве заняты по большей части трудовые мигранты. Мы кормим иностранных рабочих и чужие государства. Эти рабочие места и эти деньги должны быть отданы российским рабочим! Аналогичной негативной позицией проникнуты и мероприятия, на которых люди требуют активизации развития отечественного автопрома, и запреты ввоза иностранных автомобилей. И среди участников данных акций, и среди властных и общественных структур широко распространяется и другая боязнь: в условиях кризиса будет проведено много увольнений, и они в первую очередь затронут иностранных рабочих. На улице окажется огромное количество мигрантов, а это потенциальные преступники. Данные опасения небезосновательны. По сводкам департамента уголовного розыска МВД в 2007 году (совершенно не кризисном) иностранцы, и прежде всего мигранты, совершили в России почти 50 тысяч преступлений, что на 23,6% больше, чем в 2003 году [КП, 6.06.2008].
Одновременно нужно подчеркнуть такой момент, что конкуренция наблюдается не только и не столько между российскими и иностранными рабочими, сколько между мигрантскими сообществами (диаспорами). Последняя многократно увеличивается во времена кризисов и сама по себе может стать причиной серьезных конфликтов. Таким образом, и набор, и увольнение мигрантов, как и конкуренция между ними, становятся мощными стимулами роста негативного отношения к «пришлым», а значит и увеличения случаев различных ксенофобий. Не случайно в научной литературе появился даже термин «мигрантофобия».
Нельзя отрицать, что именно экономика детерминирует основную массу двух противоречивых явлений: с одной стороны, уважение и признание значения и самобытности представителей разных национальностей, с другой стороны - боязнь чужих и стремление избавиться от их местного «соседства» любыми способами. Причем на данном этапе развития общества практически невозможно сказать, какие тенденции выражены более определенно и измеримы в количественных показателях, поскольку экономические тенденции тесно переплетаются с политическими. Поэтому на любые проявления негативизма весьма полезно взглянуть с точки зрения перспектив - возможных, вернее, закономерных потенциалов развития межэтнических контактов. Исходя и из личностных, и из общественных, и из этнических позиций, уверенно можно ожидать в будущем рост пусть не ксенофи-лии, но, по меньшей мере, толерантности по отношению к другим народам, о чем говорят все первые тенденции, рассмотренные чуть выше. Можно сказать, что мы находимся в самом начале пути по осознанной перестройке межнациональных взаимодействий на основе принципов межкультурной компетентности. Да и сами эти принципы еще предстоит прорабатывать в этнопсихологическом плане.
1. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию: Учеб. пособие. - 2-е издание., испр. и доп. - Иркутск: Изд- во БГУЭП, 2007.- 436 с.
2. Журавлев А.Л. Некоторые критерии оценки состояния экономической психологии как отрасли психологической науки. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой
всероссийской научно-практической конференции / под ред. докт. психол. наук, профессора Карнышева А.Д.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.-398с.
3. Карнышев А.Д., Костин А.К., Иванова Е.А. Вопросы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности: материалы социально-психологических исследований в образовательных учреждениях Иркутской области. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. -104 с.
4. Карнышев А.Д. Межкультурная компетентность в структуре компетенций психолога. Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 5. Психология, социальная работа. 2008.
5. Карнышев А.Д. Феномены межэтнического взаимодействия и межкультурная компетентность. Сибирский психологический журнал № 28, Томск. 2008.
6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М.: Прогресс, 1987. - 384 с.
7. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь справочник.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
8. Котлер Ф., Боуэн Дж, Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 1071 с.
9. Льюис Р.Д. Деловые культуры в межнациональном бизнесе. - М.: Дело, 2001.
10. Мацумото Д.Психология и культура. -СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002.
11. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 340 с.