Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты в развитии малого бизнеса на примере Ивановского региона'

Социально-экономические аспекты в развитии малого бизнеса на примере Ивановского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / ПРИОРИТЕТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / THE PRIORITIES OF SMALL BUSINESSES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ECONOMIC RISKS / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иродова Елена Евгеньевна

В статье рассматривается специфика малого бизнеса в Ивановской области под углом зрения социально-экономических особенностей местных предпринимателей. Ставится своего рода задача составить портрет современного предпринимателя. На примере Ивановского региона обосновано отсутствие амбициозности малого бизнеса, неадекватное современным стратегиям и целям развития российской экономики. Это касается таких аспектов, как формы организации бизнеса, формы взаимодействия с государством, степень претенциозности оценки состояния дел в бизнесе, формы финансирования, претенциозность оценки степени материально-технического и кадрового обеспечения, виды экономической деятельности, характер целевых установок. Цель проведенного социологического исследования, результаты которого отражены в статье, заключалась в изучении социально-экономических условий функционирования малого бизнеса, в выработке практических рекомендаций по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS ON THE EXAMPLE OF IVANOVO REGION

In article specificity of small business in the Ivanovo area from the point of view social and economic features of local businessmen is considered. It is put some kind of a problem to make a portrait of the modern businessman. On an example of the Ivanovo region absence of ambition of small business is proved, inadequate to modern strategy and the purposes of development of the Russian economy. It concerns such aspects, as forms of the organization of business, forms of interaction with the state, degree of pretentiousness of an estimation of a state of affairs in business, form of financing, pretentiousness of an estimation of degree of logistics and personnel maintenance, kinds of economic activities of, character of the target setting. The purpose of the conducted sociological research, which results are reflected in article, consisted in studying of social and economic conditions of functioning of small business, in development of practical recommendations about creation of the favorable environment for business development in region

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты в развитии малого бизнеса на примере Ивановского региона»

УДК 334.012

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОГО РЕГИОНА

Е. Е. Иродова

Ивановский государственный университет

В статье рассматривается специфика малого бизнеса в Ивановской области под углом зрения социально-экономических особенностей местных предпринимателей. Ставится своего рода задача - составить портрет современного предпринимателя. На примере Ивановского региона обосновано отсутствие амбициозности малого бизнеса, неадекватное современным стратегиям и целям развития российской экономики. Это касается таких аспектов, как формы организации бизнеса, формы взаимодействия с государством, степень претенциозности оценки состояния дел в бизнесе, формы финансирования, претенциозность оценки степени материально-технического и кадрового обеспечения, виды экономической деятельности, характер целевых установок. Цель проведенного социологического исследования, результаты которого отражены в статье, заключалась в изучении социально-экономических условий функционирования малого бизнеса, в выработке практических рекомендаций по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская среда, приоритеты малого бизнеса, экономические риски, инновационная активность.

Актуальность рассмотрения малого бизнеса на региональном уровне обусловлена его природой и функциональной значимостью. Во-первых, малые предприятия на 75-90% используют местные ресурсы (прежде всего трудовые, природные и материальные), во-вторых, малый бизнес на 70-75% направлен на удовлетворение потребностей местного рынка, в - третьих, малый бизнес, больше других заинтересован в решении региональных проблем, таких как: занятость населения, охрана окружающий среды, развитие инфраструктуры, создание комфортных условий для развития и процветания региона (положительный имидж региона способствует росту инвестиционной активности), так как с одной стороны малые предприятия являются производителями товаров, работ и услуг, а с другой стороны, активными потребителями на местном рынке. В связи с тем, что субъекты малого предпринимательства лучше знают объем и структуру местных рынков, им легче приспосабливаться к постоянно изменяющимся усло-

виям внешней среды. Что позволяет местным органам власти в зависимости от отрасли регулировать занятость, а также развивать новые инновационные сферы экономики.

Малый бизнес - это особая социальная форма организации экономической деятельности и самостоятельный сектор экономики с присущими ему специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; постоянным экономическим риском; единством отношений собственности и управления; потенциально высокой способностью к внедрению инноваций (принятию нестандартных решений); саморазвитием и адаптивностью к изменениям [6]. Следует указать несколько определяющих факторов, которые формируют бизнес-климат, предпринимательскую среду в Ивановском регионе:

- поддержка малого бизнеса (меры по поддержке, факторы, препятствующие работе, наличие административных барьеров и др.);

- политика властей в отношении малого бизнеса (условия для развития, учет интересов при принятии решений, влияние на предпринимательскую деятельность);

- доступность финансирования, в т.ч. банковские кредиты, участие в государственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства;

- доступность имущественных ресурсов (наличие недвижимости в собственности, возможности по ее приобретению, доля арендных платежей и т.д.);

- характеристика бизнеса (организационная форма, вид экономической деятельности, количество занятых работников, опыт предпринимательской работы и др.)

Сбор и мониторинг необходимой информации осуществлялся по единой методике и технологии опроса методом интервьюирования. Метод был применен на этапе проведения количественного исследования в целях изучения социально-экономических условий функционирования малого бизнеса. В соответствии с программой исследования с использованием стандартизированного инструментария (анкеты) было проведено 100 личных интервью. Анализ результатов опроса представляет собой регистрацию сложившейся фиксированной ситуации, выявление взаимозависимостей, ее характеризующих, и подтверждение статистической значимости определенных показателей. Относится к разряду «количественных» методик сбора первичных данных. Большинство аналитиков отмечают особый «дух» предпринимательства, способный улучшить ситуацию в стране, так как в общем понимании «предприниматель» - основа среднего класса, дающая экономическую и политическую стабильность в обществе [1]. При этом в литературе недостаточно четко представлена роль и место предпринимателя в общественной и экономической структуре страны [2].

В 2015 году на территории Ивановского региона насчитывалось около 40000 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 2152 - малых предприятий, 78 - средних, 18427 единиц микропредприятий, порядка 18000 - индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет более 100 тыс. человек. Отраслевая структура малого и среднего бизнеса региона такова, что наибольший удельный вес в данном секторе приходится на торговлю - 48%, 16% - приходится на сферу операций с недвижимым имуществом, 9% - на обрабатывающие производства и 7% - на строительство. По основным показателям, характеризующим сферу малого и среднего бизнеса, Ивановская область соответствует общероссийским показателям. В частности, доля продукции, произведенная малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта находится на уровне 21%, а доля занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения Ивановской области составляет 30%, что превышает среднее значение по Российской Федерации на 5 %. Несмотря на финансовые и экономические проблемы, Ивановской области удалось сохранить положительную динамику по большинству показателей, характеризующих данный сектор экономики. В Ивановской области за 2015 год оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями и индивидуальным и предпринимателями, увеличился по сравнению с

2014 годом на 3,7% и составил 306,6 млрд рублей [5]. По данным департамента экономического развития и торговли, в

2015 году прямую финансовую поддержку по линии госпрограмм получили 76 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 70,5 млн. рублей. Это позволило сохранить свыше 1,5 тысячи рабочих места и создать около 200

новых. Наибольшую долю в структуре господдержки составили субсидии, связанные с возмещение затрат на приобретение оборудования, и возмещение первоначального взноса по лизингу. Востребованными оказались также гранты на создание собственного дела, — эта мера впервые апробирована в минувшем году [6].

В 2015 году значительно выросла бюджетная отдача от этого сегмента бизнеса. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, в бюджет Ивановской области в 2015 году увеличился на 9,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 1,7 млрд. рублей[3]. С февраля 2014 года наметилась тенденция увеличения количества индивидуальных предпринимателей. Одним из важнейших инструментов в системе поддержки малого и среднего предпринимательства региона является реализуемая с января 2014 года подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области». Данная подпрограмма является логическим продолжением ранее действовавшей долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области». Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы в 2014 году составил 226,9 млн. рублей, включая остатки прошлых лет, в том числе: из областного бюджета - 37,1 млн. рублей, из федерального бюджета - почти 190 млн. рублей. Фактическое освоение бюджетных средств составило 192,5 млн. рублей, то есть 84,8% от годовых назначений, в том числе: из областного бюджета - 37,1 млн. рублей; из федерального бюджета -155,4 млн. рублей. Неосвоенные в полном объеме в 2014 году федеральные средства по причине их позднего поступ-

ления использованы в 2015 году, согласованный с Минэкономразвития России переходящий остаток федеральных средств составил 27,6 млн. рублей[6].

В 2015 году поддержку получили 76 заявителей, что на 20% больше, чем в предыдущем году. Общая сумма составила почти 70 млн. рублей. Объем поддержки малого и среднего предпринимательства увеличен на 45% по сравнению с 2014 годом. За счет реализации инвестиционных проектов предприятиями малого бизнеса создано 178 новых и сохранено более 1,5 тысячи рабочих мест. Об этом стало известно на итоговом заседании комиссии по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предприни-мательства[4].

Поддержка осуществлялась по нескольким направлениям - субсидирование затрат на модернизацию оборудования, приобретенного как за свой счет, так и с помощью лизинга и кредитов коммерческих банков (средний размер компенсации составил 920 тыс. руб.). Отметим, что субсидирование кредитных договоров и договоров лизинга существенно уменьшилось, что отражает экономическую специфику сегодняшнего дня [1]. В 2015 году в регионе появилась новая форма поддержки - гранты начинающим предпринимателям. Предприниматели могут получить возмещение своих затрат на сумму до 300 тыс рублей, но не более 85% общего объема затрат. Данные субсидии оказались востребованными, вместе с тем указанная форма поддержки вызвала и наибольшие затруднения, связанные с обоснованием субсидированных расходов.

В ходе опроса ивановских предпринимателей им были заданы вопросы, которые можно объединить в 4 группы: касающиеся внешней среды развития бизнеса (оценка социально-

экономических условий в РФ); оценивающие текущее состояние бизнеса; затрагивающие перспективы развития биз-

неса с учетом существующей политической и экономической обстановки; определяющие социальный портрет современного предпринимателя. Основной акцент был сделан на сферу торговли и бытового обслуживания, так как, во-первых, в экономике их доля составляет более 40%, во-вторых, это необходимо для единообразия результатов. Специфика малого предпринимательства в Ивановском регионе с учетом вышеперечисленных позиций выглядит следующим образом.

1. Внешняя среда развития малого предпринимательства.

Подавляющее большинство ивановских предпринимателей оценило условия для развития бизнеса как удовлетворительные (46%) и плохие(46%), лишь 4% респондентов считает их хорошими. Ситуация по РФ аналогичная, что подтверждают данные анкетирования участников Всероссийского Форума «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» и опросы, проведенные на сайте bizguru.ru: 49% - плохие условия; 41% -удовлетворительные условия; 3% - хорошие условия. В частности, на вопрос «Вас устраивают в целом итоги развития малого предпринимательства за прошедшие 20 лет?» 33% респондентов ответило - скорее нет, 29% - нет, утвердительно ответило только 2% опрошенных. При этом, только 30% опрошенных считает приоритетом развитие малого бизнеса в РФ (устно отмечая, что только на этом все и держится, т.е. если бы развитие малого бизнеса не являлось приоритетом, он бы давно прекратил свое существование); власти региона, по мнению респондентов, либо вообще не уделяют никакого внимания субъектам малого бизнеса (58%), либо уделяют недостаточное внимание (42%).

В целом по России 52% респондентов считают, что вклад МБ в развитие экономики в ближайшие год-два будет возрастать, 17% - не изменится. Наиболее

негативно на ведении бизнеса сказывается рост закупочных цен на сырье, материалы, топливо - 42%, рост арендных и коммунальных платежей - 22%, увеличение пенсионных взносов для субъектов малого предпринимательства - 19%. В целом по России главной проблемой в развитии малого бизнеса называют нехватку оборотных средств (21%), бюрократическую волокиту (18%), неадекватная система налогообложения (16%). Наиболее позитивно на деятельности субъектов малого бизнеса предположительно скажется введение патентной системы. Так считает 34% опрошенных, введение закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» -33%, и отмена применения контрольно кассовой техники -26%. Наличие серьезных финансовых проблем у представителей малого бизнеса подтверждают ответы на вопрос: «Каким аспектам должно уделяться большее внимание?», 53% респондентов ответило - созданию оптимальной системы налогообложения. В то же время никто не верит в помощь со стороны государства и не пользуется существующими видами государственной поддержки, устно отмечая высокий уровень коррупции в данной сфере (откаты), бумажную волокиту и достаточно жесткие требования. Мелкие бизнесмены предпочитают получить помощь в других финансовых организациях (банки, лизинговые организации) под более высокие проценты, но в короткие сроки и с меньшими издержками. В рамках РФ 66% опрошенных оценивают свое состояние как удовлетворительное, 13% -как хорошее, 8% - как плохое. На вопрос: «Какими банковскими услугами вы пользуетесь?» 37% ответили, что пользуются только стандартными операциями по расчетным счетам, 23% - что приносят только налоговые платежки, 7% - что пользуются всем понемногу, и никто ре-

гулярно не берет кредита. На вопрос: «Мой доход от бизнеса?»41% ответили, что пока отсутствует, т.к. бизнес совсем новый; 15% - позволяет содержать семью; 12% - достаточен на мои «карманные расходы».

При этом, 57% опрошенных отметило, что на ведение бизнеса оказывают влияние общеэкономические факторы. В их числе указывают инфляцию (37%), курс валют - 10% (в основном осуществляется продажа текстильных, галантерейных изделий, а закупка сырья происходит в основном в Китае, Турции, поэтому бизнес и зависит от курса валют), уровень занятости - 7%. Поскольку развивать собственное дело предприниматели предпочитают за счет собственных средств, зависимость от банковского процента, отметило лишь 4% респондентов. В рамках РФ ответы были следующими: 50% отметили рост тарифов, цен; 42% - инфляцию; 33%- риск бюрократии; 31% - рост арендной платы; 31% - налоговый пресс. В сложившихся условиях 36% опрошенных считают, что для них лучшая помощь со стороны государства -не мешать. В частности, при ответе на вопрос:«Каким пакетом льгот Вы предпочли бы пользоваться?» 25% респондентов ответило, что предпочло бы отсутствие проверок со стороны государственных органов. Государству отводится «законотворческая» роль, оно должно заниматься разработкой оптимального правового и экономического поля. В числе возможных причин увода бизнеса в тень предприниматели отмечают, прежде всего, высокие налоги (63%) и несовершенство законодательной базы (14%). В рамках РФ возможности государства по поддержке малого бизнеса 44% респондентов оценило как низкие, 19% - как высокие, 17% - как средние. На вопрос: «Как часто Вам приходиться решать вопросы с представителями госорганов (чиновниками) неформальными методами?» 45% опрошенных ответило - «никогда прин-

ципиально не искал никаких неформальных подходов»; 17%- «постоянно»: «решение проблем «с заднего крыльца» всегда выгоднее, быстрее и эффектив-нее»;15% - «регулярно»: «если заранее не задобрить, проблемы растут, как грибы после дождя»; 13% - «пару раз»; 10% -«по случаю, пока проблем с госорганами ни разу не было, в т.ч. благодаря знакам внимания на Новый год, 8 марта и др.

2. Текущее состояние малого бизнеса.

Подавляющее большинство ивановских бизнесменов предпочитают работать в форме индивидуальных предпринимателей (66%) и обществ с ограниченной ответственностью (28%). Стаж работы у большинства составил от 5 до 10 лет (31%) и от 10 до 15 лет (22%). Новичков в данной сфере немного - около 6%, но их наличие свидетельствует о том, что создана конкурентная среда и вход на данный рынок достаточно свободный. В целом, это неплохие показатели, учитывая молодость рыночной экономики в РФ. Экономическое положение своего бизнеса большинство оценило как удовлетворительное (41%), при этом 58% отметило, что очень трудно удержать позиции на рынке, а 22%- что едва хватает средств на поддержание бизнеса. Доходным свой бизнес отметили 22% опрошенных, но полностью довольны состоянием своего бизнеса лишь 12%. В целом, предприниматели ивановской области не удовлетворены состоянием своего дела, они находятся в постоянном напряжении и непрерывно вынуждены оценивать возможности дальнейшего ведения бизнеса. Главным источником финансирования бизнеса являются собственные средства (более 60%), при этом 40% опрошенных никогда не пользовались кредитами для развития своего дела, постоянно пользуются кредитами и заемными средствами лишь 10%. Показательно и то, что высокий уровень материально-технического и кадрового обеспечения

отметило лишь 11% предпринимателей, 40% считает его удовлетворительным. 90% респондентов предпочли бы инвестировать в различные элементы основного и человеческого капитала (22% - в машины и оборудование, 13% - в здания и сооружения, 6% - в транспортные средства). Обновлять основной капитал большинство предпринимателей предпочитает путем закупки нового оборудования - 31%, ремонту отдают предпочтение 8% опрошенных и только 4% предпочитает покупать основной капитал на вторичном рынке. Все это свидетельствует о том, что износ основных средств в малом бизнесе достаточно высок и требует обновления, предприниматели хотели бы улучшить техническое состояние, но сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. В частности, 37% опрошенных не предполагают в ближайшее время обновлять свои внеоборотные активы.

3. Социальный портрет предпринимателя.

С социально-демографической точки зрения, мужчины преобладают в численности респондентов - 53%, но перевес не значительный. Средний возраст составляет 42 года (большая часть сегодняшних ивановских предпринимателей принадлежит к возрастным группам 4050 лет). Подавляющее большинство имеет высшее образование (63%), средне специальное образование имеет 16%, а среднее образование - лишь 6% респондентов. В целом, это свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне ивановских предпринимателей. Бизнесом большая часть респондентов начала заниматься сразу после окончания вуза -36%. Попробовать себя в предпринимательстве после работы в административных структурах предпочли 18% опрошенных, после работы на руководящих должностях- 30% , 16% респондентов назвали различные причины, побудившие их заняться бизнесом: трудное финансо-

вое положение в семье, отсутствие работы, престиж, уход на пенсию. 73% респондентов имеют стабильное семейное положение (состоят в браке) (42%- имеют детей в возрасте до 18 лет), в силу чего они в большей степени заинтересованы в получении постоянного дохода и сохранении бизнеса. Более половины, а точнее 55% предпринимателей, оценивают свое финансовое состояние «как у большинства», что может свидетельствовать о том, что предприниматели, действительно, составляют базис или средний слой, препятствующий социальному расслоению общества. 36% - оценивают свое состояние как «немного лучше, чем у большинства», 3% - «намного лучше, чем у большинства» и 6% - «хуже, чем у большинства». Таким образом, малый бизнес не позволяет рассчитывать на высокие доходы.

В целом, наиболее серьезными лимитирующими факторами развития малого бизнеса предприниматели считают высокие налоги, неопределенность экономической ситуации, высокие процентные ставки по кредитам и нестабильность налогового законодательства (примерно 50 % опрошенных). Существенными, но менее значимыми факторами сдерживания были названы нарушение прав предпринимателей со стороны госорганов, девальвация рубля, несовершенство судебной системы, непрозрачность госзакупок и высокие затраты на оплату труда персонала (более 25% опрошенных). К числу наименее значимых для развития малого бизнеса факторов были отнесены - высокие цены на энергоресурсы, недостаток квалифицированных трудовых ресурсов и недостаток профессиональных знаний (менее 20% опрошенных).

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпушкин Е.С. Предпринимательство в экономическом механизме рыночных процессов // Микроэкономика. 2011. № 2. С.132-136.

2. Поповская Е.В. Почему предприниматели начинают свой бизнес: мотивационные характери-

стики российского предпринимательства // Вопросы статистики. 2013. № 9. С.9-19.

3. Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 26 мая 2015 года http: Правительство Ивановской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.ivanovoobl.ru/materials.1361 (дата обращения 3.05.16).

4. В Ивановской области сохранится уровень финподдержки малого и среднего бизнеса в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanovo .bezformata. ru/listnews/ivanovskoj -оЬ^й^оЬгап^уа-ш^епШ249Ш/(дата обращения 3.05.16).

5. Ивановская область попытается стабилизировать экономику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivgorod.ru/news/50514/ (дата обращения 14.04.16).

6. В Ивановской области активизируют работу регионального госфонда поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ivteleradio.ru/news/2016/05/10/v ivanov skoy oblasti aktiviziruvut rabotu regionalnogo gos fonda podderzhki malogo predprinimatelstva/ (дата обращения 12.04.16).

7. Малое предпринимательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/iva novo/ru/statistics//(дата обращения 10.04.16).

8. Индивидуальное предпринимательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/iva novo/ru/statistics/ (дата обращения7.05.16).

Рукопись поступила в редакцию 29.06.2016.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS ON THE EXAMPLE OF IVANOVO REGION

E. Irodova

In article specificity of small business in the Ivanovo area from the point of view social and economic features of local businessmen is considered. It is put some kind of a problem - to make a portrait of the modern businessman. On an example of the Ivanovo region absence of ambition of small business is proved, inadequate to modern strategy and the purposes of development of the Russian economy. It concerns such aspects, as forms of the organization of business, forms of interaction with the state, degree of pretentiousness of an estimation of a state of affairs in business, form of financing, pretentiousness of an estimation of degree of logistics and personnel maintenance, kinds of economic activities of, character of the target setting. The purpose of the conducted sociological research, which results are reflected in article, consisted in studying of social and economic conditions of functioning of small business, in development of practical recommendations about creation of the favorable environment for business development in region.

Key words: small business, the business environment, the priorities of small businesses, the economic risks, innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.