Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты реструктуризации угольной промышленности (II этап реструктуризации)'

Социально-экономические аспекты реструктуризации угольной промышленности (II этап реструктуризации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты реструктуризации угольной промышленности (II этап реструктуризации)»

© В.Б. Артемьев, 2003

УДК 65.016.7 В.Б. Артемьев

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(II ЭТАП РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ)

В

есь ход первого этапа реструктуризации показывал, что без серьезных корректив, начатый и реализуемый в отрасли процесс преобразований не приведет и не обеспечит достижение изначально установленных целей.

Попытка такой корректировки была осуществлена в начале 1998 г., когда был принят ряд важнейших документов: Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 г. № 499 «О мерах по стабилизации соци-ально-экономичес-кой обстановки в угледобывающих регионах № соответствующее постановление Правительства РФ от 16 мая 1998 года № 451; постановления Правительства РФ от 143 августа 1998 года № 957 «Правила проведения эксперимента по предоставлению целевых субсидий высвобождаемым работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Шахты, Белая Калитва (Ростовская область) в 1998 году» и от 6 сентября 1998 года № 1068 «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобождаемым работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремя-чинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году».

В соответствии с упомянутым Указом Президента переработана и утверждена нова редакция «Основных направлений реструктуризации угольной промышленности России», а также разработана и одобрена Правительством «прог-рамма действий по стабилизации положения в угольной промышленности в 1998-1999 годах».

Эти меры несомненно положительно сказались на реализации программы реструктуризации. Впервые, с начала перестройки, в 1999 г. мас-

штабы государственной поддержки угольной отрасли существенно возросли, достигнув 10 млрд руб.

Каковы же основные (предварительные) результаты реструктуризации отрасли?

В результате реструктуризации более 93% особо убыточных неперспективных и опасных по горногеологическим условиям предприятий прекратили добычу угля, 188 шахт находятся в стадии ликвидации, на 153 шахтах технические работы по ликвидации в основном завершены.

Нагрузка на Федеральный бюджет в части государственной поддержки угольной промышленности снизилась более чем в 10 раз (с 1,4% ВВП до 0,12% ВВП). Прекращено дотирование убытков от промышленной деятельности.

В угольной отрасли создан институт частной собственности, сформированы рыночные отношения, за период реструктуризации акционировано и приватизировано более 500 предприятий отрасли. Большинство из них на основе консолидации пакетов акций вошли в состав 60 крупных акционерных обществ и холдингов.

Общая цена продажи федеральных пакетов акций в результате проведенных в 1997-2001 гг. торгов составила 430,2 млн долларов США, а объем средств, перечисленных в федеральный бюджет - 376,1 млн долларов США.

В целом приход к управлению угольными компаниями частных владельцев положительно сказался на оздоровлении акционерных обществ -ускорились процессы погашения долгов по заработной плате, активизировалась маркетинговая и финансовоэкономическая деятельность.

Производительность труда в отрасли за последние 6 лет выросла на

75%. Нагрузка на очистной забой составляет сегодня более 1200 т в сутки (это в 2,5 раза выше, чем в 1993 г.) Травматизм со смертельным исходом на 1 млн т. добытого угля снизился в 1,5 раза.

Рост угледобычи в течение последних 3-х лет составил 16% (с

232,2 млн т. в 1998 г. до 269,3 млн т. в 2001 г.).

Вместе с тем массовая ликвидация шахт в столь сжатые сроки и недостаточное внимание к развитию угледобычи существенно обострили социальные проблемы в угледобывающих регионах.

В целом по итогам 8 лет реструктуризации остаточный объем работ по утвержденным проектам ликвидации предприятий, включая меры по социальной защите, составляет 35,3 млрд руб., а выделено из бюджета и освоено всего 5,5 млрд руб. При сохранении существующей практики финансирования и выполнения работ процесс ликвидации предприятий может растянуться еще на многие годы.

В динамике ежегодные инвестиции за 1993-2001 гг. снизились в сопоставимых ценах в 7 раз, в том числе из федерального бюджета - более чем в 400 раз. Удельный вес инвестиций из федерального бюджета за этот период снизился с 38% до 1,7% от общего объема средств господдержки.

С 1998 г. инвестиции в основной капитал, в текущих ценах, увеличились с 5,1 (в 1998 г.) до 13,8 млрд рублей (в 2001 г.) В сопоставимых же ценах рост произошел только в 2001 г. - более чем на 40% против 2000 г.

Все это позволило в 2001 г. ввести дополнительные мощности на 22,8 млн т угля, в том числе: 6,2 млн т за счет нового строительства и 16,6 млн т - за счет технического перевооружения угледобывающих предприятий. В результате после десятилетнего периода спада, мощности угольных шахт и разрезов увеличились до 277,9 млн т (против 267,5 млн т. на начало

2001 г.). Учитывая высокие скорости старения основных фондов, этот прирост явно недостаточен.

Однако анализ потребных инвестиций в обновление и развитие угольного производства показывает, что для поддержания угледобычи на существующем уровне необходимо инвестировать в основной капитал с

2002 г. и далее не менее 18020 млрд

руб. в год. Однако изменения подходов к финансированию технического перевооружения, строительства новых и реконструкции действующих предприятий в угольной отрасли (введение платности и возвратности выделяемых инвестиций) стало серьезной проблемой, препятствующей развитию угольной промышленности и активно сокращающей добывающие мощности. Отсутствие собственных средств на развитие, не позволяет осуществлять строительство угледобывающих предприятий в новых регионах, поддерживать на существующем уровне действующие мощности и возвращать взятые заемные средства. Новое строительство шахт и разрезов практически не ведется.

Таким образом, приведенный краткий анализ процесса реструктуризации отрасли позволяет заключить, что из всех направлений реструктуризации выполняется только программа ликвидации особо убыточных шахт. Однако технические работы по их ликвидации неоправданно затягиваются во времени из-за недостаточности и несвоевременности выделения финансовых ресурсов. И еще. Если прекращение добычи угля по этим шахтам осуществляется. Как правило, в соответствии с программой их ликвидации, то обязательства государства в части социальной защиты высвобожденных работников практически остаются на бумаге.

При этом следует считать упущением при разработке «Основных направлений.. » рассмотрение и выработку мер по решению таких социальных последствий, как свертывание, при ликвидации шахт, расположенных на территориях поселков, всего сопутствующего (обслуживающего) производства и, как следствие, массовое увольнение, занятых на этих производствах, работников.

Принимая во внимание, что на одного работника шахты приходится 4-5 рабочих мест обслуживающих производств, то получается, что по 66 поселкам, где были закрыты шахты, потеряли работу почти 340 тыс. человек.

Основная же цель реструктуризации отрасли - создание конкурентоспособных угольных компаний - не была выполнена.

Во-первых, начиная с 1997 г. практически прекратилось выделение

средств господдержки на техническое перевооружение и реконструкцию перспективного шахтного фонда.

К 1997 г. доля бюджетных дотаций в финансовых ресурсах отрасли сократилась до 20%. По сравнению с периодом 1995-1996 гг., когда основная доля средств расходовалась на поддержание действующего шахтного и карьерного фондов, и предоставление этих средств осуществлялось на безвозвратной основе (на технические работы по ликвидации неперспективных шахт и социальную защиту выделялось менее 10% общей господдержки), начиная с конца 1996 г. на цели ликвидации шахт и социальную защиту стали направлять до 60% средств государственной поддержки отрасли.

В том же году Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. № 1423 было утверждено новое «Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», существенное отличие которого состояло в изменении направления средств господдержки. Так, впервые было введено ограничение на расходование средств на безвозвратной основе на «строительство шахт и разрезов с соответствующей производственной инфраструктурой», «приобретение технологического оборудования для новых шахт и разрезов», «подготов-ку новых горизонтов на угольных шахтах», а также на «строи-тельство объектов, связанных с жизнедеятельностью действующих угледобывающих предприятий» (п. 7 приложения к «Положению о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности». Предоставление уже «инвестиций» на эти мероприятия стало осуществляться на «возвратной и платной основе».

В 1999 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября № 1192 «Об утверждении Правил предоставления и возврата средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку угольной отрасли и направляемых на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе в 1999 г». Данным Постановлением были утверждены «Правила

предоставления и возврата средств. Федерального бюджета в 1999 г.».

Этими правилами средства господдержки предоставлялись на:

- строительство угледобывающих и перерабатывающих предприятий с соответствующей производственной инфраструктурой;

- техническое перевооружение и реконструкцию действующих шахт, разрезов и обогатительных фабрик;

- приобретение технологического оборудования для новых и действующих шахт, разрезов и обогатительных фабрик.

Следует отметить, что в этих «Правилах...» впервые дано разъяснение словосочетания «на возвратной и платной основе». «Государственная поддержка» в виде выделения средств госбюджета на возвратной основе есть ни что иное, как «кредит». И естественно, что возвращать необходимо не только выделенный объем кредита, но и установленную ставку процента на него. Поэтому в п. 3 «Правил» записано, что «средства государственной поддержки предоставляются организациям угольной отрасли на возвратной основе с уплатой процентов».

Этими «правилами» на 1999 г. было определено, что ставка процента на госкредит составляла одну треть ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом средства господдержки можно было получить только при условии поручительства органов власти субъектов Российской Федерации. Еще одним ограничением в получении госкредита являлось его выделение при условии фактически выполненных объемов работ. Учитывая, что собственных средств, как правило, у предприятий не было или если были, то в недостаточном объеме, а также то, что администрации субъектов РФ не желали брать на себя ответственность в виде поручительства в отношении угольной отрасли, инвестиции в отрасль на определенные этим Постановлением направления финансирования практически прекратились.

Еще одним жестким ограничением следует считать установленный предельный срок возврата кредита -он «не должен превышать 3 лет в отношении проектов строительства новых объектов и 2 лет в отношении

проектов, реализуемых в действующих организациях угольной отрасли».

И это при том, что господдержка осуществлялась в форме софинанси-рования проектов, при котором текущее финансирование осуществлялось за счет собственных и заемных средств, а из средств господдержки возмещалась только часть фактически произведенных затрат, которая не должна была превышать 70% общей суммы затрат.

Аналогичное постановление Правительства Российской Федерации на

2000 г. было принято 19 августа 200 г. № 608 «Об утверждении правил финансирования в 2000 году расходов федерального бюджета на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе». В установленных этим Постановлением «Правилах» по сравнению с «Правилами» на 1999 г. находим от-личия.Первое заключается в том, что в директивном документе вводится термин «бюджетный кредит» вместо слова «господдержка».

Второе - бюджетный кредит на конкурсной основе предоставляется «российским организациям угольной отрасли независимо от формы собственности (за исключением организаций с иностранными инвестициями), которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам».

Третье - предельный срок возврата кредита и процентов «не должен превышать 5 лет». Продление срока возврата бюджетного кредита было обусловлено жесткими сроками их возврат, установленными на 1999 г.

Отдавая себе отчет о том, что угольные компании за счет собственных средств не смогут выйти на уровень рентабельной работы и будут вынуждены отстаивать необходимость возврата к «старой» системе господдержки отрасли, государство, начиная с 1997 г., стимулировало процессы приватизации компаний на основе продажи своего пакета акций, тем самым снимая с себя обязательства как субъекта экономических интересов.

За период 1997-2002 гг. общая цена продажи федеральных пакетов акций в результате проведенных торгов составила порядка 450 млн долларов

США. Много это или мало? Если исходить из того, что приватизированные угольные компании добывают порядка 210-220 млн т угля в год, то получается, что в среднем цена одной тонны составила порядка 2,2-2,3$ .При средней себестоимости добычи в 200 г. в 340 руб. и средней рыночной цене 1 т угля в размере 500 руб., окупаемость вложенных денег составит при превышении цены над себестоимостью (340+2$) в сумме 100 руб., всего порядка 8 месяцев

Такой «подарок» государства видимо был оправдан тем обстоятельством, что процесс приватизации был процессом приватизации долгов и Правительство надеялось, что частные шахтовладельцы ликвидируют две проблемы - возвращение долгов по заработной плате и долгов по кредиторской задолженности.

Однако этого не произошло. Как видно из данных таблицы за последние четыре года кредиторская задолженность увеличивается и увеличивается превышение кредиторской над дебиторской задолженностью.

Финансовое положение угольных компаний усугубляется еще тем, что остается низкий уровень оплаты денежными средствами за отгруженный уголь. Доля финансовых средств в расчетах за реализованную угольную продукцию на внутреннем рынке в

2002 г. составила всего 65,7%. По оперативным данным на конец 2002 г. финансовое состояние большинства угольных компаний ухудшается. Подтверждением могут служить данные по отдельным ОАО об оплате «живыми» деньгами за реализованный уголь в 2002 г. - ОАО «ш. Воргашорская» (24,1%), «Дальвостуголь» (24,4%) Донецкого бассейна (30,1%), ОАО «Киселевскуголь» (42,4%), «Челябин-скуголь» (45,6%).

Можно предположить, что в этих условиях частные шахтовладельцы будут вынуждены просить Правительство РФ о реструктуризации просро-

ченной кредиторской задолженности, которая достигла в 2002 г. порядка 70% от ее величины.

Выводы:

1. У гольная промышленность представляет первую и пока единственную отрасль отечественного хозяйственного комплекса, которая прошла путь рыночных реформ от начала до их практического завершения - создания, благодаря коренным структурным преобразованиям на основе разгосударствления общенародной собственности, новой экономической основы функционирования отрасли на основе формирования финансовых ресурсов только за счет реализации производимой продукции.

2. В результате реструктуризации более 93% особо убыточных, неперспективных и опасных по горногеологическим условиям предприятий прекратили добычу угля. 188 шахт находятся на стадии ликвидации, на 153 в основном завершены технические работы по ликвидации.

В угольной отрасли создан институт частной собственности, акционировано и приватизировано более 500 предприятий. Большинство из них на основе консолидации пакетов акций вошли в состав 60 крупных акционерных обществ и холдингов.

3. В ходе преобразований достигнуто беспрецедентное для мировой практики снижение себестоимости угледобычи, которая в настоящий момент не превышает 10$ на одну тонну. При этом нагрузка на федеральный бюджет в части государственной поддержки угольной промышленности снизилась более чем в 10 раз - с 1,4% до 0,12% ВВП.

Производительность труда в отрасли за последние 6 лет выросла на 75%. Нагрузка на очистной забой составляет сегодня более 1200 т в сутки, что в 2,5 раза превышает показатели 1993 г.

Рост угледобычи в течение последних трех лет составил 16% с

СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Годы Кредиторская задолженность, млн руб. Дебиторская задолженность, млн руб. Превышение кредиторской над дебиторской задолженностью, раз.

1999 70739,5 25166,8 2,8

2000 83993,6 29460,9 2,85

2001 79538,8 26415,2 3,01

2002 96992,7 31800,8 3,05

232,2 млн т в 1998 г. до 269,3 млн т в

2001 г.

3. Массовая ликвидация шахт, осуществляемая в крайне сжатые сроки, существенно обострила социальные проблемы в угледобывающих регионах. По истечении 8 лет реструктуризации остаточный объем работ по утвержденным проектам ликвидации предприятий, включая меры по социальной защите, составляет 34,5 млрд руб., а выделено из бюджета и освоено всего 5,5 млрд. руб. Вместе с тем понятно, что и для государства, и для общества губительно растягивать еще на десятки лет ликвидацию предприятий и решение связанных с этим проблем.

5. За годы рыночных преобразований во всем хозяйственном комплексе страны катастрофически уста-

рели основные производственые фонды. Структурная перестройка угольной отрасли создала некоторые предпосылки для оживления инвестиционной деятельности, но о масштабах проблем говорят такие цифры: за 1993-2001 гг. ежегодно капитальные вложения снизились в сопоставимых ценах в 7 раз, в том числе из федерального бюджета - более чем в 400 раз. Что же касается удельного веса бюджетных инвестиций в общем объеме государственной поддержки, то он сократился с 38% до 1,7%. За весь период реструктуризации отрасли она потеряла мощности, позволяющие добывать 173,2 млн т в год, в том числе из-за ликвидации убыточных предприятий - 56,9 млн т, введено же за эти годы мощностей всего на 57,3 млн т.

6. Нынешнее состояние проблем угольной промышленности требует разработки и осуществления как государственной стратегии, отвечающей интересам российской экономики в целом и топливно-энергетического комплекса в частности, так и современный этап реструктуризации отрасли выдвигает на первый план формирование конкурентоспособных угольных компаний.

Реализация данной задачи может быть осуществлена при условии разработки экономического механизма вывода угольных компаний на рентабельную работу, учитывающего как имеющиеся внутри производственые резервы, так и использование нетрадиционных методов и способов повышения эффективности производства.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------------------

Артемьев В.Б. — заместитель руководителя департамента угольной промышленности Минэнерго РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.