ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
УДК 941450) 095 р. В. ОНИЩЕНКО
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИТАЛИИ В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
(2001-2006 ГОДЫ)
Современное положение Италии в системе европейской и мировой политики объясняет специфику формирования её внешнеполитического курса и региональной стратегии. При этом та ниша, которую Италия занимает в Средиземноморье, создаёт стране определённый имидж в Европе и мире, что позволяет Италии претендовать на то место в системе международных отношений, которое ей сегодня отводится. Учитывая слабую освещенность предлагаемой темы в отечественной и зарубежной историографии и ее большую значимость для понимания современных процессов средиземноморской политики государств, такая постановка проблемы обосновывает ее научную новизну и актуальность. Ключевые слова: евро-средиземноморская безопасность, социально-экономические механизмы, субрегиональная интеграция.
В сфере обеспечения безопасности Западное Средиземноморье является менее проблемным субрегионом для Итальянской Республики и Европейского Союза в целом, чем восточное. Это объясняется более высоким уровнем организации политического диалога между государствами, а также отсутствием в начале XXI в. открытых межнациональных и меж-конфессиональных конфликтов внутри субрегиона, в отличие от Восточного Средиземноморья.
Базовыми проблемами в области поддержания стабильности в Западном Средиземноморье является не политическая и военная конфронтация, как, например, на Ближнем Востоке или на Балканах, а деятельность элементов организованной преступности (нелегальная миграция, незаконная торговля оружием и наркотиками, работорговля, терроризм и т.д.). В ходе заседания совместных комиссий и рабочих групп государств северного и южного берега Средиземного моря в качестве основной причины этих явлений был определён недостаточный уровень социально-экономического развития неевропейских государств субрегиона [1]. Италия, выступающая медиатором европейской и евро-атлантической политики в Средиземноморье, в период функционирования второго и третьего правительства С. Берлускони (2001—2006 гг.) приняла на себя функции инициатора политического диалога с неевропейскими партнерами и выступила с рядом инициатив.
Необходимо отметить, что официальный Рим подразделял весь комплекс мероприятий по организации зоны стабильности в Западном Средиземноморье на две части: социально-экономические и военно-полицейские. Исходя из особенностей развития ситуации в субрегионе, кабинет С. Берлускони отдавал предпочтение экономическим механизмам содействия развитию неевропейских партнёров, а военно-полицейские мероприятия оценивались как вспомогательные, осуществляемые в режиме тесного взаимодействия с государствами южного берега.
Основной задачей в области укрепления партнёрства и содействия социально-экономическому развитию неевропейских государств субрегиона, по мнению правительства Италии, являлось развитие экономической интеграции «Юг-Юг» [2]. Эта инициатива включает в себя формирование зоны свободной торговли в Западном Средиземноморье с дальнейшим образованием зоны свободной торговли с участием европейских государств субрегиона. В данном направлении в мае 2001 г. Италия инициировала подписание Агадирской декларации «О принципах развития торгово-экономического сотрудничества» между Тунисом, Марокко, Египтом и Иорданией (г. Агадир, Марокко) [3]. Впоследствии, с участием итальянских экспертов, между этими странами было заключено Агадирское соглашение о создании зоны свободной торговли. Для стран Союза Магрибских арабских государств предполагалось стимулирование имеющихся механизмов экономической интеграции. Как заявил итальянский премьер-министр С. Берлускони в своем обращении к членам парламента страны, «экономическая интеграция «Юг-Юг» делает интенсивное торгово-экономическое сотрудничество «Юг-Север» в Средиземноморье реальным». В своей речи С. Берлускони также обозначил важнейшие приоритеты в сфере развития торгово-экономических связей Европы с североафриканскими странами: либерализация торговли продукцией перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, создание мощной платформы для инвестиционного сотрудничества, содействие проведению демократических реформ в неевропейских странах, развитие транспортной инфраструктуры в регионе [4].
Либерализация торговли продукцией перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, в соответствии с документами «Агадирского процесса», предполагает расширение свободы действий предприятий данного сектора экономики, снятие государственных ограничений на торговлю их про-
дукцией за пределами страны, установление благоприятного таможенного режима. Именно либерализация этих направлений торговли является приоритетным для Италии в частности и Европы в целом, поскольку до 65 % импорта данной товарной группы в страны Евросоюза осуществляется из стран Северной Африки [5].
Кроме того, важной отраслью торговли, которая также нуждалась в либерализации, по мнению заместителя министра внешней торговли Италии А. Урсо, являлась энергетика. Традиционно торговля энергоресурсами представляется важнейшей сферой сотрудничества между европейскими и североафриканскими странами. Ведущие позиции по импорту нефти и газа занимала Италия. Следует отметить, что Европа, в особенности южная, не богата естественными источниками энергетических ресурсов.
В 1960- 1980-е гг. Италия предпочитала закупать нефть и газ в Тунисе, Ливии и Алжире. Ближневосточная нефть была качественней, но дороже. Её закупка была сопряжена с высокими рисками (арабоизраильский конфликт, нестабильность в Ираке и Иране). Таким образом, менее качественные и более дешевые энергоресурсы из североафриканских стран составили основу импорта энергоносителей в Италию.
Существенно осложняло энергетический диалог стран Магриба с Италией то, что торговля энергоресурсами в странах Северной Африки была прерогативой государства, а не частного бизнеса. При этом условии сотрудничество, например, между итальянской компанией ЭНИ и экспортёром нефти не могло развиваться паритетно, поскольку условия импорта определялись рынком, а критерии экспорта — системой механизмов государственного регулирования. Рекомендации о либерализации торговли энергоресурсами не имели успеха. В конце 1990-х гг. — начале XXI в. у европейских государств появилась альтернатива энергетической зависимости от североафриканских партнёров в лице российских компаний «Газпром» и «Роснефть». Активное сотрудничество с «Роснефтью» началось с инициативы С. Берлускони в 2002 г. по организации поставок нефти из России водным путём. А с 2003 г. начала прорабатываться совместная программа России, Турции и Италии на постройку по дну Чёрного и Средиземного морей газопровода. По итогам работы экспертных групп и комиссий 14 ноября 2006 г. председатель правления итальянской компании ЭНИ П. Скарони и «Газпрома» А. Миллер подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве, предполагающее постройку газопровода в Италию, в рамках программы «Голубой поток», при помощи которого будут осуществляться импортные поставки газа в объёме 3 млрд м3 до 2010 г. [6]. Таким образом, при помощи механизмов свободной конкуренции, Италия, с одной стороны, подтолкнула североафриканские страны к необходимости модернизации системы торговли энергоресурсами, а с другой — выработала комплекс антимонопольных мер в ходе развития торгово-экономического сотрудничества.
Ещё одним важным аспектом обеспечения устойчивых условий для осуществления товарооборота между государствами южного и северного берега Средиземного моря является обеспечение эффективной инфраструктуры торговых путей. Задачи по регулированию торговых потоков и совершенствованию транспортной инфраструктуры были включены в систему задач программы евро-средизем-номорского сотрудничества. Главным приоритетом
в этой области являлось расширение морских сообщений [7].
Морские торговые пути представляют собой фактически единственный способ доставки грузов из одной страны в другую в Средиземноморском бассейне. При условии ежегодного роста товарооборота между государствами Северной Африки и южной Европы, морские трассы с каждым годом становятся всё более перегруженными, а следовательно, снижается эффективность обеспечения их безопасности. С целью решения данной проблемы, в рамках Барселонского процесса, в феврале 2002 г. между государствами Западного Средиземноморья были подписаны технические соглашения об организации экспедиционных рабочих групп. Функцией этих групп было, с одной стороны, изучение акватории на предмет возможности создания новых водных трасс, а с другой — внесение предложений по разгрузке имеющихся [8]. В результате деятельности специалистов к лету 2003 г. между южным и северным побережьем были проложены три новые торговые трассы, две из которых были связаны с итальянскими портами Генуя и Чивитавеккья. Кроме того, в странах южного берега в 2003 г. было открыто три новых порта.
По мнению официального Рима, для увеличения темпов социально-экономического развития неевропейских государств Западного Средиземноморья, а следовательно, для эффективного развития системы евро-средиземноморской безопасности, положительное значение должно иметь укрепление механизмов инвестиционной политики. Иностранные инвестиции положительно влияют на развитие экономики страны за счёт увеличения поступлений в государственный бюджет, увеличения количества рабочих мест, привлечения новых технологий производства, повышения конкурентоспособности товаров местного производства на предприятиях, созданных инвесторами. Однако, если собственное производство государств-реципиентов инвестиций окажется замкнутым на внутреннем рынке и не сможет конкурировать по качеству производимой продукции с товарами предприятий иностранного бизнеса, экономическое развитие государства будет происходить экстенсивно и приведёт к её зависимости от внешнего капитала.
На встрече министров иностранных дел стран-участниц инициативы Евромед в Валенсии, которая состоялась 22 — 23 апреля 2002 г. по инициативе итальянской стороны, вопрос о мерах стимулирования социально-экономического развития неевропейских государств субрегиона также был включён в повестку дня, как одно из условий обеспечения стабильности в Средиземноморье. Италия предлагала, помимо инвестиционного сотрудничества включить в систему мероприятий также предложения неевропейским партнёрам о выделении кредитов на развитие экс-порториентированных и импортозамещающих производств, составляющих основу конкурентоспособности национальной экономики [9]. Эти меры были необходимы для укрепления стабильности в государствах Южного берега, а следовательно, и во всём Западном Средиземноморье, что представлялось важным условием экономической интеграции в субрегионе.
Для решения данной проблемы к октябрю 2002 г. был подготовлен и запущен проект Евро-среди-земноморского фонда инвестиций и партнёрства (ФЕМИП). В его функции входило: стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в неевропейские страны субрегиона, предоставление
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
займов средиземноморским неевропейским партнёрам на развитие производства и подготовку инвестиционно-привлекательной платформы на базе своей экономики. В общей сложности с 2002-го по 2004 г. ФЕМИП провел операций общей суммой на 2,2 млрд евро. В течение этого периода кредиты получили такие страны, как Алжир (1417 тыс. евро), Марокко (1794 тыс. евро), Тунис (1725 тыс. евро). В 2004 г. министр иностранных дел Италии Дж. Фини предложил распространить деятельность ФЕМИП на все страны Средиземноморья, включая восточную его часть. При этом, являясь институтом Европейского банка, услуги Фонда гарантируются стабильным европейским капиталом [10].
Ещё одним этапом развития политики укрепления безопасности в Западном Средиземноморье посредством экономических мероприятий стала евро-средиземноморская конференция министров иностранных дел, которая состоялась по инициативе Италии 2 — 3 декабря 2003 г. в Неаполе.
Основные вопросы, предложенные для обсуждения в рамках конференции, охватывали все аспекты развития евро-средиземноморского сотрудничества: от административной инфраструктуры евро-среди-земноморского сотрудничества и социокультурного взаимодействия до развития механизмов финансовоэкономического партнерства, региональной и субрегиональной интеграции [11].
В преамбуле итогового документа конференции объявлялось, что главным приоритетом развития евро-средиземноморского сотрудничества является организация зоны стабильности и устойчивого развития в регионе, следствием чего должно стать создание единого регионального пространства и единой системы евро-средиземноморской безопасности. Эта установка полностью соответствовала главной стратегической цели внешней политики Итальянской Республики в Средиземноморье, которая заключалась в южной ориентации развития интенсивного сотрудничества в экономическом, политическом, военном и других направлениях деятельности Европейского союза при центральной роли Италии.
В области развития политического диалога основные цели смещались в сторону поддержки процессов экономического сотрудничества и социокультурного взаимодействия стран региона. Наиболее эффективно, без вмешательства военной силы, эти процессы развивались именно в западном субрегионе. Данное условие стало подходящим основанием для того, чтобы закрепить итальянский принцип субрегионального распределения мероприятий программы евро-средиземноморского сотрудничества. Следующим шагом, при условии успешного субрегионального развития, станет региональная интеграция, в рамках которой произойдёт слияние субрегиональных систем и их адаптация [12]. В связи с таким решением действие специализированных программ экономического содействия в рамках Meda и TASIS неевропейским партнёрам было сгруппировано по субрегиональному принципу. Кроме того, с целью укрепления политического диалога между государствами региона было принято решение о создании Евро-Средиземноморской парламентской ассамблеи, которая также начала функционировать по принципу субрегионального разделения. В региональном составе ассамблея собирается по вопросам, касающимся общерегиональной политики.
В качестве основных механизмов финансовоэкономической поддержки закреплялись меры, предусмотренные в рамках плана действий, принятого на
конференции в Валенсии: содействие либерализации торговых режимов, создание свободного рынка в субрегиональных, а впоследствии и в региональных границах, а также формирование зоны свободной торговли в регионе. В то же время уточнения вносились в отношении организации зоны свободной торговли. Подчёркивалось, что к 1 мая 2004 г. десять новых государств-членов Евросоюза должны будут вступить в Соглашение о Евро-Средиземноморской ассоциации, которая определяла основные аспекты экономического сотрудничества в Средиземноморье, а также должна состояться ратификации Агадирского соглашения всеми государствами, его подписавшими. После соблюдения этих международно-правовых условий, а также соблюдения всех условий социально-экономического развития неевропейских партнёров, предусмотренных программами евро-средиземномор-ского сотрудничества, создание зоны свободной торговли планировалось к концу 2004 г. [13]. Однако в реальности к 2005 г. удалось достичь создания свободного рынка между странами Южного берега. Достижение показателей социально-экономического роста в восточном Средиземноморье было осложнено новым этапом арабо-израильского конфликта, войной в Ираке и Иранским кризисом. При этом процессы, наметившиеся в Западном Средиземноморье, в 2001 —
2004 гг. начинают снижать темпы развития. Главной причиной этого явления стал перенос акцентов в системе итальянской внешней политики в восточном направлении, что было вызвано напряженностью положения в восточном субрегионе и присутствием там комплекса итальянских интересов. Политика страны в западной части региона продолжала развиваться на основании достигнутых на конференции в Неаполе договорённостей.
После созыва С. Берлускони нового состава правительства в 2005 г. приоритеты в области средиземноморской политики не поменялись, о чём свидетельствует тот факт, что пост министра иностранных дел сохранил за собой уже занимавший его во втором составе правительства Дж. Фини. Активизировавшееся в 2003 — 2004 г. восточное направление приобрело первостепенное значение, поскольку из-за возникшей в субрегионе конфликтной напряженности под угрозой оказалась вся система евро-средиземно-морской безопасности. В свою очередь, отношения между государствами южного и северного побережья развивалась по заданному в 2001 — 2003 гг. сценарию. Так, например, в 2005 г. объём экспорта товаров и услуг в Марокко из Италии составил 807 млн евро, а импорта — 401 млн евро. По объемам внешнеторгового оборота Марокко вышло на третье место (после Франции и Испании) в рейтинге государств, развивающих торгово-экономическое сотрудничество с Италией. В Тунисе функционировало на момент
2005 г. 265 предприятий малого и среднего бизнеса, в основе которых был заложен итальянский капитал, а общий объём итальянских инвестиций в страну в 2004 г. составил 13 млрд евро. После аннулирования санкций против Ливии в 2003 г. Италия сразу вышла на первое место среди государств-торговых партнёров. Так, по объёму итальянский экспорт в системе ливийского товарооборота в 2005 г. составил 37,1 % (экспорт из ФРГ, например, составлял 16,37 %). В октябре 2004 г. начал развиваться совместный ливийско-итальянский проект по организации поставок газа на Апеннинский полуостров — «Гринстрим» [14].
В целом, развитие евро-средиземноморского сотрудничества в западном субрегионе осуществлялось в соответствии с базовыми внешнеполитическими
приоритетами Италии в области европейской политики, а также стратегическими установками по организации системы региональной безопасности. Результаты, достигнутые по итогам первого периода развития инициатив, свидетельствуют о положительных сдвигах в направлении достижения цели по созданию зоны стабильности в Средиземноморье во всех сферах общественной жизни на основе многоуровневого схемы сотрудничества. При этом следует обратить особое внимание на важность исследования социально-экономических и политических процессов обеспечения безопасности в Западном Средиземноморье в 2001—2006 гг. для внешнеполитической стратегии России. Практическая значимость данных исследования обусловлена изменением политической обстановки в Италии, которая является одним из ключевых государств в системе создания системы евро-средиземноморской безопасности. В 2008 г. на выборах в парламент страны победу одержал правый центр, во главе с С. Берлускони, который занимал пост премьер-министра в изучаемый период. Можно предположить, что стратегический курс, на который ориентировалось руководство страны в 2001 — 2006 гг. будет продолжать реализовываться, с поправкой на имеющийся опыт, и четвёртым правительством С. Берлускони. В этой связи, всесторонний анализ развития отношений в субрегионе в указанный период позволит определить основные приоритеты РФ в данном направлении и обозначить потенциальноключевых партнеров в решении ряда внешнеполитических и внешнеторговых вопросов средиземноморской политики страны.
Библиографический список
1. Discorso del Presidente del Consiglio e Ministro degli Affari Esteri ad interim Berlusconi alla Camera dei Deputati 14.01.2002// www.esteri.it [19.01.2007]
2. Villani M. L'ltalia e il dialogo euromediterraneo. — Milano, 2006. - P. 7.
3. Silvestri S. L'ltalia nel nuova sistema internazionale. — Roma, 2003. - P. 23.
4. Discorso del Presidente del Consiglio e Ministro degli Affari Esteri ad interim Berlusconi alla Camera dei Deputati 14.01.2002// www.esteri.it [19.01.2007]
5. Tirabassi L. Il momento della discontinuita. Politica estera italiana dopo l'11 settembre e nuova situazione internazionale// www.stefanoborselli.elios.net [08.11.2006]
6. Strategic agreement «About perspectives for the strategic partnership Eni and Gazprom», 14 November 2006//www.eni.it [12.03.2007]
7. Villani M. Op. cit. — P. 7 — 8.
8. Il controllo dei traffici migratori illeciti nel Mare Mediterraneo. Roma, 2003. P. 146; Marcelli F., Martone F. Una nuova politica estera nel contesto della globalizzazione// www.giuristidemocratici.it [08.11.2006]
9. Villani M. Op. cit. — P. 16; Silvestri S. L'ltalia nel nuova sistema internazionale. — Roma, 2003. — P. 28.
10. Villani M. Op. cit. — P.16.
11. Presidency conclusions on Euro-Mediterranean conference of ministers of Foreign Affairs. Naples, 2-3 December 2003// www.esteri.it [23.01.2007]
12. Presidency conclusions on Euro-Mediterranean conference of ministers of Foreign Affairs. Naples, 2-3 December 2003// www.esteri.it [23.01.2007]; Silvestri S. L'Italia nel nuova sistema internazionale. — Roma, 2003. — P. 42.
13. Villani M. Op. cit. — P. 6 — 9.
14. Ibid. — P. 19.
ОНИЩЕНКО Роман Валерьевич, аспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений.
Адрес для переписки: e-mail: romanoxxi@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.06.2009 г.
© Р. В. Онищенко
Книжная полка
Млечин, Л. Брежнев. — М. : Велби, 2006. — 520 с. — ISBN: 5-98032-761-4.
В новой книге известного писателя и телеведущего Леонида Млечина впервые представлена полная политическая биография Л. И. Брежнева, написанная на основе малоизвестных документов и свидетельств соратников генерального секретаря. Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз. Взаимоотношения внутри высшего руководства страны, быт и нравы кремлевских обитателей. Семейная жизнь Леонида Ильича, отношения с женой, неудачная судьба детей и последняя любовь генерального секретаря. Обстоятельства его смерти, и странная история с чемоданом документов, который забрал его наследник Юрий Андропов...
Гийу, А. Византийская цивилизация. — Екатеринбург : У-Фактория, 2007. — 545 с. — ISBN: 9785-9757-0125-1.
Книга Андре Гийу, историка школы «Анналов», всесторонне рассматривает тысячелетнюю историю Византии — теократической империи, которая объединила наследие классической Античности и Востока. В книге описываются история византийского пространства и реальная жизнь людей в их повседневном существовании, со своими нуждами, соответствующими положению в обществе, формы власти и формы мышления, государственные учреждения и социальные структуры, экономика и разнообразные выражения культуры. Византийская церковь, с ее великолепной архитектурой, изысканной красотой внутреннего убранства, призванного вызывать трепет как осязаемый признак потустороннего мира, — объект особого внимания автора.
Книга предназначена как для специалистов — преподавателей и студентов, так и для всех, кто увлекается историей, и историей средневекового мира в частности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ