Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 1
СОВРЕМЕННЫЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
А.А. Коваленко
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Статья посвящена вопросам управления инновациями и социальным аспектам этого процесса. В статье рассматриваются основные элементы инновационного процесса как деятельности. Представлены классические теории социального действия, теории рационального выбора, основные элементы механизма управления инновациями как группового поведения.
Ключевые слова: управление инновациями, действия, мотивация, инновационный поцесс, социальный механизм управления.
This article deals with social aspects of innovation management issues like social actions, motivation, ration choice theory etc. There are some basis theory are viewed in this article in connection with innovation management process. Attention is given to social and economic aspects of group behavior.
Key words: innovation management, action, activity, motivation, mechanism of management.
Одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие предприятий, являются инновации. Инновационная деятельность становится неотъемлемой частью любого современного предприятия. Актуальность исследования механизма управления инновациями объясняется тем, что это один из ключевых факторов, способных повысить результативность работы предприятия, повысить конкурентоспособность, а следовательно, и максимизировать возможность реализации потенциала предприятия. Необходимо эффективно управлять инновациями, обеспечивающими социально-экономическое развитие.
Коваленко Александр Александрович — аспирант факультета социологии, экономики и права Московского государственного педагогического университета; e-mail: akovalenko777@mail.ru
Рассматривая управление инновациями как деятельность, следует остановиться на таких понятиях, как инновационная деятельность, инновационный процесс и собственно само понятие деятельности.
К.Л. Гаврилов определяет инновационную деятельность как «комплекс мероприятий, необходимых для внедрения идеи в экономическую практику»1. Он не отождествляет понятия «инновация» и «инновационный процесс» в силу различия этих категорий по их содержанию. Но мы уже определили, что под инновациями понимается процесс инициирования, отбора и развития идей на основе знаний, умений и навыков, целью которого является получение определенной выгоды в виде создания новых или усовершенствованных продуктов и услуг, совершенствования стратегии или бизнес-модели.
Следует остановиться на социально-экономических аспектах механизма управления инновации и рассмотрении его основных компонентов. Важную роль для понимания индивидов в группе играет теория социального действия и теория рационального выбора.
Одним из первых теорию социального действия разрабатывал М. Вебер2. М. Вебер говорил, что в первую очередь нужно научиться понимать людей и выявлять значение, придаваемое ими своим действиям, а также выявлять связь между целью и доступными средствами ее достижения.
Собственно под действием следует понимать человеческое поведение, так как действующий связывает с ним некий смысл, а под социальным действием следует понимать действие, соотнесенное с поведение других3. Именно ориентация на других и субъктивная мотивация обусловливают социальность действия индивида.
М. Вебер выделил четыре типа действия. Первый тип действия определяется как традиционное действие4. Согласно ему индивид автоматически реагирует на обычные стимулы. Чтобы действовать по первому типу, по теории Вебера, индивиду не нужно представлять цель, итоговый результат. В этих традиционных действиях не достаточно рациональности с точки зрения целей и средств их достижения.
1 Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. М., 2003. С. 26.
2 Weber М. Economy and society / Ed. by G. Roth, C. Wittich. University of California Press, 1978.
3 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Köln; Berlin, 1964. S. 10.
4Morrison К. Formation of Modern Social Thought. Sage Publications. N.Y., 1995. Р. 280.
Второй тип действия — аффективный. В этом случае действия индивида прямо мотивированны эмоциональным состоянием. Так же как и традиционные действия, они не обусловлены достижением какой-либо определенной цели, но являются выражением определенного эмоционального состояния.
Третий тип — ценностно-ориентированные (ценностно-рациональный) действия. Эти действия ориентированы на абсолютные ценности, в отличие от первых двух типов иррационального поведения. Но они также ориентированы на достижение какой-либо определенной цели. Эти действия обусловлены либо требованиями, либо обязанностями, предъявляемыми к индивиду. Этот тип поведения также можно назвать нерациональным, в данном случае в расчет не принимаются его конечная стоимость и возможные затраты.
И четвертый тип действий — рациональный (целерацио-нальный). Согласно ему действия индивидов всегда ориентированы на определенную цель, а также в расчет всегда берется стоимость достижения этой цели и просчитываются альтернативные варианты.
В случае с целерациональным действием Вебер пишет, что так человек руководствуется в своих действиях определенной целью, соотносит ее со средствами и с побочными последствиями, рационально оценивая эту взаимосвязь.
Следует также отметить, что осмысленность и осознанность являются ключевыми элементами для понимания теории социального действия М. Вебера5. Помимо этих двух элементов в работах ученого делается акцент на понятии «мотив». Под мотивом подразумевается некая причина, которая определяет действие индивида. Если исследователь правильно объясняет действие, значит он нашел соответствие внешнего хода события и мотивов и они понятны по смыслу своего соотношения.
По теории рационального выбора система действий индивидов подчинена принципу, согласно которому участники стремятся максимизировать полезность. Точнее, согласно этой теории, индивиды руководствуются в своих действиях двумя принципами: принципом минимизации потерь и принципом максимизации выгоды. Максимизация выгоды и минимизация потерь — это две разные функции, но они не являются обратными. Они могут предлагать разные варианты, имеющие разные приоритеты.
5См.: Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социол. журн. 2001. № 3. С. 83—97.
Т. Парсонс также предпринял попытку создать теорию социального действия, опираясь на модели рациональности, которые использовали экономисты, и в итоге систематизировал концепцию целенаправленного действия. Согласно этой теории, все действия индивидов были целенаправленны и обусловлены определенными интересами. Индивиды в своих действиях всегда ориентированы на определенную цель и как только эта цель определена, все действия индивида, с его точки зрения, являются наиболее эффективным путем ее достижения.
Индивидуальные действия предполагается рассматривать как ориентированные на достижение определенных целей, и существуют четыре важных момента, которые всегда следует учитывать при анализе поведения. Во-первых, как уже было отмечено, поведение индивидов ориентировано на достижение целей в рамках какого-либо предвидимого положения дел. Во-вторых, оно имеет место в определенных ситуациях. В-третьих, существуют определенные регулирующие нормы. И, в-четвертых, существуют определенные мотивирующие факторы для любого поведения.
Эти функции, или, иначе говоря, механизмы, обеспечивают сохранение структуры в социальной системе6. Первая функция — адаптация (adaptation) обеспечивает приспособление к окружающей среде, способствуя активному изменению. Вторая — сохранение латентной структуры (latent pattern maintenance) обеспечивает определенный запас прочности структуры и поддерживает способность выдерживать напряжение в отношениях участников группы, коллектива. Третья — целенаправленность (goal attainment) — обеспечивает всей системе способность выдвигать конкретные цели. Четвертая функция — интеграция (integration) способствует сплоченности всех элементов структуры.
Анализируя взамоотношения этих четырех подсистем и их функций, а также не упуская из вида внешнюю среду их действия, важно подчеркнуть явление взаимопроникновения, которое выражается, например, в интернализации «социальных объектов и культурных норм в личности индивида»7.
Также важно отметить теорию социализации, которая рассматривалась в трудах многих ученых, психологов и социологов, например 3. Фрейда, Э. Эриксона, Ч. Кули, Г. Мида. Согласно 3. Фрейду, агенты, вовлеченные в процесс социализации,
6Parsons T. Social System. Routladge & Kegan Paul Ltd., 1991. P. 47.
7 Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998. С. 17.
в качестве которых могут быть родители, учителя, и другие социальные группы, способствуют созданию у индивидов чувства «правильного» и «неправильного», обусловленного культурными ценностями, убеждениями и нормами8. Э. Эриксон рассматривал процесс социализации как ряд стадий и кризисов, которые индивид должен преодолеть в конце каждой стадии.
Д. Мид и Ч. Кули, а также Блумер являются представителями символического интеракционизма. Д. Мид также отмечал важную роль межличностного общения в группе в процессе социализации. Д. Мид, как и другие интеракционисты, подчеркивал, что в основе социального действия лежит общение с самим собой с точки зрения социально значимых норм9. Ч. Кули10 утверждал, что основным фактором социализации и развития индивида является следствие его нахождения в группе. Символический интеракционизм основывается на трех простых предположениях.
1. Человеческие действия по отношению к окружающим предметам, вещам и внешнему окружению обусловлены теми символами, значениями, которые люди им приписывают.
2. Природа этих значений заключается в социальном взаимодействии индивида с окружающими.
3. Эти значения трансформируются в процессе индивидуального понимания вещей, с которыми он сталкивается11.
Прежде чем приступить к обзору следующей поведенческой теории, изучающей групповое поведение, с которым связан любой инновационный процесс, теории социального обмена, яркими представителями которой являются Хоманс и Блау, коротко представим теорию бихевиоризма. Это направление вызывает достаточный интерес при формировании мотивацион-ной составляющей инновационной деятельности. Среди основоположников данной концепции, бесспорно, можно выделить Скиннера12 и Уотсона13. Основное правило этой теории, отмечает Д. Уотсон, отражает стремление описать конкретный эле-
8 Bryjak G.J., Soroka M.P. Sociology: Cultural diversity in a changing world. N.Y., 2001. Р. 108.
9См.: Кравченко Е.И. Указ. соч.
10 Cooley Ch.H. Human nature and social order. N.Y., 1964.
11 Blumer H. Symbolic Interactionism. University of California Press, Ltd., 1986. Р. 2.
12 Skiner B.F. The selection of behavior: the operant behaviorism of B.F. Skiner: comments and consequences / Ed. by A.C. Catania, S. Harnad. Cambridge, 1988.
13 Watson J.B. Behaviorism // J.B. Wotson with a new introduction by G.A. Kimble. New Brunswick; New Jersey, 1998.
мент поведения в рамках модели «стимул-реакция?». Поведение человека можно представить как совокупность реакций на воздействие внешней среды. Причем, с точки зрения социальных бихевиористов, индивид реагирует на стимулы бессознательно. Реакция среды в дальнейшем будет оказывать влияние на последующее поведение индивида. Положительная реакция среды будет способствовать воспроизводству этих образцов поведения в дальнейшем. А отрицательная реакция наоборот будет способствовать уменьшению вероятности повторения соответствующих образцов поведения в будущем.
Принципы бихевиористской теории с некоторыми другими идеями социальных наук применены в рамках другой поведенческой теории — теории обмена. Г. Хоманс поставил задачу разработать принципы, или, как еще их называют, постулаты, образующие основы для развития теории обмена, объясняющей поведение индивидов. Он предлагает пять типов положений (постулатов)14.
1. Если в прошлом при возникновении отдельных ситуаций и под воздействием определенных стимулов поведение индивида вознаграждалось, тем более вероятно, что в такой же ситуации индивид будет воспроизводить это действие.
2. Чем чаще за определенный период времени действия индивида вознаграждались, тем более вероятно, что данные действия будут им воспроизводиться.
3. Чем более ценным представляется индивиду результат какого-либо действия, тем более индивид будет повторять его.
4. Чем чаще в прошлом какое-либо действие индивида вознаграждалось, тем менее ценным для него будет результат каждого такого действия.
5. Чем чаще действие не вызывает ожидаемого вознаграждения или же приводит к неожиданному наказанию, тем больше вероятность, что индивид продемонстрирует агрессивное поведение.
Согласно Г. Хомансу, процессы обмена идентичны на индивидуальном уровне и на социальном, хотя на последнем эти процессы образуются более сложно. Попытку изучить механизмы формирования социальных процессов и приблизиться к анализу сложных структур предпринял П. Блау. Он изучал процесс обмена на основе анализа социальных процессов с целью
14 Homans G.C. Behavioral theory in sociology / Ed. by R.L. Hamblin, J.H. Kunkel. New Brunswick; New Jersey, 1977. P. 31.
понять социальную структуру. Процесс обмена является основой в формировании отношений между индивидами.
Взаимные вознаграждения способствуют расширению установленных связей между людьми. Социальные группы являются основой для возникновения социального взаимодействия. Люди тянутся к определенной группе, когда осознают, что взаимоотношение в ней принесет большее вознаграждение, чем в других группах. Чтобы попасть в эту группу, индивид должен предложить ее членам вознаграждение, убедив, что сможет это обеспечить15.
Говоря о социальной организации, П. Блау делает акцент на стадии, когда человеческое поведение становится социально организованным. Это происходит благодаря регуляторам, влияющим на поведение людей. Среди них можно выделить два основных элемента:
1) структуру социальных отношений в группе или в большом коллективе;
2) разделенные членами группы убеждения и ценностные ориентации, которые объединяют членов группы.
Сеть социальных взаимоотношений между индивидами и группами, соответствующая статусная структура образуют основу социальной организации, но не полностью. Сюда также следует отнести систему разделенных ценностей и убеждений, являющихся стандартом человеческого поведения. Эти два аспекта социальной организации, сеть социальных отношений и система разделенных ценностей являются основными элементами социальной организации16. Нормы и ценности, или культура, становятся связующим механизмом в сложных социальных структурах и выступают как посредники социального взаимодействия. На этой основе происходит обмен между индивидом и группой, коллективом.
Помимо вышеназванных теорий следует также рассмотреть теорию рационального выбора, согласно которой социальное действие рассматривается как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. Среди ученых, занимавшихся данной проблематикой, можно особо выделить Г. Беккера, предпринявшего попытку объяснить социальное поведение в экономическом аспекте, и С. Коулмена, объяс-
15Blau P.M. Exchange and power in social life. N.Y., 1964. P. 252.
16Blau P.M. Formal organizations: a comparative approach / Ed. by P.M. Blau, W.R. Scott. San Francisco, 1962. P. 4.
няющего целерациональные действия индивидов. Если индивид определяет затраты и выгоду и принимает решения действовать для достижения определенной цели, это придает ценность его действиям. Но теория рационального выбора предполагает, что действия индивидов будут не только направлены на получение какой-то выгоды, а что они направлены на максимизацию «чистой выгоды»17. Экономический подход предполагает, что действия индивида направлены на максимизацию полезности18:
и = и (Ъ^.Ът), (1)
где 2 = ^(Т^), £1 = 1, и — полезность, Ъ — ценность, ^ — производственная функция для Ъ^ 1 — время для Ъ
Рациональный выбор предполагает наличие нескольких альтернатив и последствий принимаемым решениям. Если мы определим последствия альтернатив через вектор а и т соответствующих вероятностей определим через р^ , где
Ет=1р1 = 1, (2)
согласно теории рационального выбора, индивиды стремятся к максимизации полезности:
^Ща^р (3)
Таким образом, согласно теории рационального выбора, индивид максимизирует затраты и выгоды по всем возможным альтернативам, соотносит действия с возможными последствиями и выбирает тот курс действий, который приведет к лучшему исходу, основываясь на максимальности полезности19. Кроме того, рациональный выбор происходит в ситуациях взаимозависимости действия акторов и их результатов. В процессе действия акторы это понимают и учитывают. Эта форма стратегического взаимодействия предполагает, что акторы должны координировать и планировать свои действия в соответствии с действиями других таким образом, чтобы это привело к получению коллективных благ для себя20.
17 Rational choice theory. Advocacy and Critique. Key Issues in sociological theory / Ed. by J.S. Coleman, Y.J. Fararo. Newbury Park; California, 1992. P. 23.
18Becker G.C. The economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976. P. 6.
19 См.: Култыгин В.П. Теория рационального выбора. Возникновение и современное состояние // Социол. исследования. 2004. № 7.
20 См.: Култыгин В.П. Альтернатива социологической теории? Дискурс вокруг рационального выбора // Социол. исследования. 2003. № 5.
Говоря о механизме управления инновациями, интересным представляется исследование, авторами которого являются Р.В. Рывкина, С.Ю. Павленко, Л.Я. Косалс. Они отмечают, что одним из центральных объектов изучения для современной науки управления является механизм управления предприятием21. И они одними из первых предприняли попытку создания методологии и методики создания теории социального механизма управления. Эти авторы помимо вышеописанных аспектов социального поведения выделяют стратификацию управленческих групп как основу социального механизма управления. Под социальным механизмом управления предприятием понимается устойчивая система взаимодействия между группами работников и определенные существующие модели поведения. Именно категория стратификации используется для обозначения упорядоченности различных групп. Управленческая стратификация представляет собой совокупность управленческих групп в определенной иерархии со своим управленческим статусом, должностным составом, характером вознаграждения и доступом к информации.
Отмечается, что управленческие стратификации являются двигателем производственного процесса, поскольку в ходе взаимодействия управленческих групп передаются определенные сигналы в виде планов, смет, решений, отчетов, инструкций, влияющие на процессы.
Данный механизм является социальным, поскольку связи между его уровнями обеспечиваются социальными группами. Это также определяет его специфику — многосубъектность, и поэтому этот механизм можно было бы назвать механизмом взаимоуправления, управления одних групп другими в целях эффективного развития предприятия.
На основе классических теорий социологии, теории ролей, социального действия, стратификации и мобильности Р.В. Рыв-кина, С.Ю. Павленко, Л.Я. Косалс выделяют категории социального механизма управления22.
Во-первых, в качестве субъекта механизма выделяют группы со своими целями, интересами, занимающие определенные места в социальной структуре, решающие поставленные задачи в соответствии с определенными представлениями об эффективности. Во-вторых, стратификация управленческих групп
21 Социально-управленческий механизм развития производства: методология, методика и результаты исследования. Новосибирск, 1989. С. 30.
22Там же. С. 52.
понимается как совокупность субъектов, расположенных в определенном порядке друг с другом в соответствии со структурой. В-третьих, управленческую деятельность и поведение субъектов рассматривают как действия и поступки в соответствии с определенным регламентом для лиц, занимающих данное место в структуре. В-четвертых, выделяется взаимодействие управленческих групп как взаимоориентированное поведение, обусловленное наличием общих функций. В качестве пятой отдельной категории выделяют должностное положение управленческих групп, где определяется положение группы в структуре, с определенными задачами, управленческими правами и обязанностями.
Наиболее интересным представляется шестая категория социального механизма управления — культура как совокупность ожиданий и предпочтений, традиционных ценностей и социальных норм, мотиваций поведения23.
Вопросами механизма управления занимался также В.И. Ры-кунов. Он анализировал взгляды многих специалистов в области управления на эту категорию и отмечал необходимость системного рассмотрения этого понятия, что позволяет совместить отдельные компоненты механизма управления24.
Особо отмечается позиция Ю.А. Тихомирова, который под механизмом социального управления понимает способ организации и функционирования управления, обусловленный определенными обоснованными целями, созданием и развитием управляющей системы, направленной на их достижение25. А.М. Омаров подтверждает точку зрения Ю.А. Тихомирова, характеризуя механизм управления как «способ организации, включая и обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей системы»26.
В.И. Рыкунов определяет сущность механизма управления через интеграцию основных элементов управления, что «позволяет раскрыть их взаимозависимость и порядок реализации... В качестве компонентов механизма управления целесообразно рассматривать принципы, методы, функции, процесс, систему управления и управленческие отношения»27. Именно
23Там же. С. 58.
24См.: Рыкунов В.И. Основы управления. М., 2000. С. 27.
25 См.: Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1972. С. 49.
26 Омаров А.М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980. С. 27.
27Рыкунов В.И. Указ. соч. М., 2000. С. 29.
управленческие отношения и взаимосвязи в управленческой деятельности являются основным элементом, стержнем, через который проявляется механизм управления.
Все рассмотренные элементы механизма управления и социально-экономического поведения представляют важный аспект, который нужно учитывать в процессе управления, и особенно это важно, на наш взгляд, при управлении инновациями. Эти теории помогают объяснить некоторые причины сопротивления инновациям, когда люди стремятся сохранить старое, например прежнюю структуру управления, и сопротивляются введению новой.
Список литературы
Гаврилов К.Л. Механизм обновления: концепция развития национальной инновационной системы России. М., 2003.
Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социол. журн. 2001. № 3.
Култыгин В.П. Альтернатива социологической теории? Дискурс вокруг рационального выбора // Социол. исследования. 2003. № 5.
Култыгин В.П. Теория рационального выбора. Возникновение и современное состояние // Социол. исследования. 2004. № 7.
Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.
Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998.
Рыкунов В.И. Основы управления. М., 2000.
Социально-управленческий механизм развития производства: методология, методика и результаты исследования. Новосибирск, 1989.
Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1972.
Becker G.C. The economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976.
Blau P.M. Exchange and power in social life. N.Y., 1964.
Blau P.M. Formal organizations: a comparative approach / Ed. by P.M. Blau, W.R. Scott. San Francisco, 1962.
Blumer H. Symbolic Interactionism. University of California Press, Ltd., 1986.
Bryjak GJ, Soroka M.P. Sociology: Cultural diversity in a changing world. N.Y., 2001.
Caspar H. G. Behavioral theory in sociology / Ed. by R.L. Hamblin, J.H. Kunkel. New Brunswick; New Jersey, 1977.
Cooley C.H. Human nature and social order. N.Y., 1964.
Morrison K. Formation of Modern Social Thought. Sage Publications. N.Y., 1995.
Parsons T. Social System. Routladge & Kegan Paul Ltd., 1991.
Rational choice theory. Advocacy and Critique. Key Issues in sociological theory / Ed. by J.S. Coleman, Y.J. Fararo. Newbury Park, California, 1992.
Skiner B.F. The selection of behavior: the operant behaviorism of B.F. Skiner: comments and consequences / Ed. by A.C. Catania, S. Harnad. Cambridge, 1988.
Watson J.B. Behaviorism / John B. Wotson with a new introduction by Gregory A. Kimble. New Brunswick; New Jersey. 1998.
Weber M. Economy and society / Ed. by G. Roth, C. Wittich. University of California Press, 1978.
Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Köln; Berlin, 1964.