Хамидуллин Н.Р., Галимуллина Р. Р.
Оренбургский государственный университет Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]; [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Анализируются критерии формирования системы социальной защиты населения и основы её построения в зависимости от социально-экономических и политических факторов определяющих пространство жизнедеятельности людей. Выявлено, что эффективность и качество социальной защиты населения России обусловлены проводимой государственной политикой.
Ключевые слова: государственная политика, социальная политика, социальная защита, социально-рыночная экономика, экономические и правовые гарантии, рынок, стабильность, социальное государство.
Государство формирует федеральную систему социальной защиты населения в целях осуществления определённого вида государственной деятельности - проведения социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения, координации вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, а также реализации концепции демографической политики Российской Федерации. Поэтому социальная защита населения - одна из основных сфер реализации социальной политики.
В настоящее время можно говорить о нескольких положительных факторах, несомненно, влияющих на процесс формирования системы социальной защиты населения и подчеркивающих её важность. Во-первых, социальная защита населения приобретает ранг одного из основных приоритетов государственной политики России. Во-вторых, в нынешних условиях развития России возросла роль системы социальной защиты населения в поддержании стабильности в обществе. В-третьих, проблемы социальной защиты затрагивают судьбы миллионов людей.
Социальная защита населения представляет собой сложное явление, становление которого находится в зависимости от социально-экономического и политического развития страны. Перспективы развития рыночной экономики в современной России сопровождаются возникновением проблем в социальной сфере. Поэтому государство стремится минимизировать негативные последствия
перехода к рыночной экономике и одним из наиболее важных направлений здесь является социальная защита граждан, нуждающихся в помощи со стороны государства. Это вызвано, прежде всего, стремлением обеспечить политическую и социальную стабильность самого государства, а также потребностями развития современной рыночной экономики, т. к. необходимы образованные и здоровые граждане, а значит непрерывный демографический рост самого населения.
Социальная политика и социальная защита населения взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная защита представляет собой механизмы реализации социальной политики, к которым относятся: социальное обслуживание, социальная поддержка, социальная помощь и многое другое, а с другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной защите, т. е. какова социальная политика, такова и социальная защита. Но, в свою очередь, и социальная защита не может не сказаться на социальной политике, в определении её ориентиров, форм и способ реализации. Вследствие этого социальная политика может рассматриваться как основа социальной защиты населения, тем самым являясь её базисом.
Так, например Е.А Бурдыгина обобщив понятие «социальная политика» пришла к выводу о том, что исторически социальная политика формировалась как политика перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных групп и слоёв общества, смягчения социального неравенства. Перераспре-
делительный компонент социальной политики связан с выполнением ею функции социальной защиты. Институт социальной защиты является целевой комплексной системой, сформированной обществом в его историческом развитии для помощи индивиду в сохранении и улучшении своего социального положения [1, с. 8].
В современной России на законодательном уровне социальная защита населения включает в себя: управления социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения автономных округов, автономной области, краёв, областей, городов и районов.
В декабре 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», согласно которого, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2]. Кроме того определены принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.
Социальная защита населения как система, широко представлена в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан [3]. В настоящем Федеральном законе определяются следующие основные понятия:
1) государственная социальная помощь -предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии,
субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
2) социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
4) набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- снижения уровня социального неравенства и повышения доходов населения, а также создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: денежных выплат по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком; натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.); помощи семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря) и т. д.
Отметим, что социальная защита в прямой или косвенной трактовке аргументируется в следующих федеральных законах:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4];
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5];
- Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [6] и др.
Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В начале 90-х годов, в связи с разразившимся кризисом социальной политики, активизировалось изучение понятия «социальная защита» и основ построения государственной системы социальной защиты населения. Например, доктор экономических наук Г.А. Скачко выражает своё согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения [7]:
1) государственная социальная помощь;
2) государственное социальное обеспечение;
3) обязательное социальное страхование (по закону);
4) добровольное дополнительное социальное страхование;
5) добровольное личное страхование.
Важное теоретическое и практическое значение имеет определение «социальная защита» данное директором Академии социологии и управления Московского государственного социального университета Г.И. Осадчей. В её понимании социальная защита - система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал [8, с. 12-13].
В.Я. Кикоть, В.А. Рыбин рассматривают социальную защиту граждан как важнейшую функцию социального государства по обеспе-
чению основных прав человека на основе международных и национальных норм [9, с. 12]. Авторы полагают, что социальная защита представляет собой: в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав; в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее незащищенных слоёв общества либо лиц, работа которых связана с социальными рисками.
Следует отметить, что в научной литературе нет однозначного определения понятия «социальная защита». Социальная составляющая данного понятия дополняется правовым, политическим, социологическим и экономическим содержанием. Наиболее часто в научных публикациях и в нормативной литературе социальная защита отождествляется с материальной помощью, милосердием преимущественно в отношении наименее социально защищенных и уязвимых слоёв населения [10, с. 10].
В экономической науке категория «социальная защита» стала использоваться не так давно - с началом рыночных реформ и переходом к новой системе социальных отношений. По мнению доктора экономических наук, профессора Российского государственного социального университета В.Г. Павлюченко, под социальной защитой понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т. д.) [11, с. 12-13]. Данное определение охватывает все слои населения и является универсальным с точки зрения практики социальной деятельности.
Так, в энциклопедическом словаре «Конституционное право России» определяется, что социальная защита населения:
1) в широком смысле - деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на лич-
ность, создание условий для ее самоопределения и утверждения;
2) в узком - совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни [12, с. 339].
Формами социальной защиты населения являются: социальное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь; социальное обслуживание; социальная реабилитация; социальные услуги; медицинское обслуживание; защита трудовых прав работников; защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; благотворительность и др.
В 2009 г. Л.Я. Чикарина [13, с. 31-33] обобщила опыт реализации социальной политики органов государственной власти Краснодарского края. В данном исследовании характерно широкое понимание социальной защиты, которое соотносит социальную защиту населения с социальной политикой в целом. Государственную политику социальной защиты населения автор определяет как систему мер правового, социально-экономического и политического характера, гарантированную государством и реализуемую им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа в целом на достойную жизнь, или же их благосостояния на уровне социально-экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах. Следовательно, международные правовые акты во многом определяют государственную политику России в области построения системы социальной защиты населения в рамках мировых стандартов.
Исходя из выше изложенного можно вести речь не просто о понятии «социальная защита», а как о многоуровневой системе социальной защиты населения, о создании специальной государственной социальной службы. Основные направления которой - создание трудоспособным гражданам условий для повышения благосостояния; усиление финансовой помощи и оказание прямой материальной поддержки социально уязвимым слоям населения; оказание различных форм социальных
услуг; обеспечение гарантированных минимальных достаточных условий жизни; поддерживание жизнеобеспечения и деятельного существования человека и многое другое. По своей сути, современная система социальной защиты населения многокомпонентная. Следовательно, термин «социальная защита» наиболее точно отражает сущность практической деятельности в социальной сфере.
Таким образом, социальная защита населения - это совокупность разнообразных мер государственных и негосударственных органов и организаций с целью защиты различных слоёв населения, нуждающихся в помощи со стороны государства, от негативных социально значимых последствий, поддерживания жизнеобеспечения и деятельного существования человека, обеспечения достаточного уровня материального и социального благополучия на основе проводимой государственной социальной политики. В рамках государства социальная защита представлена в виде системы, сообразующих взаимодействия и взаимообусловленность её субъектов.
Поэтому современная государственная политика социальной защиты населения должна основываться на эффективном использовании экономических и финансовых возможностей страны, согласовании взятых обязательств и реальных возможностей их исполнения. Её совершенствование связано с развитием правовых основ, оптимизацией функционирования механизмов реализации государственной политики социальной защиты населения.
Данное обстоятельство находит своё подтверждение в работе Д.Н. Наклонова, где автор определяет законодательное выражение системы социальной защиты населения, зависящее от трёх групп факторов - политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности людей [14, с. 29, 32]:
- политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества;
- экономические факторы определяют уровень материального благосостояния страны и её населения;
- социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиоз-
ные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом.
Наиболее полно понятие «социальная защита» прослеживается в содержании её функций, определяемых проводимой социальной политикой государства. С одной стороны, можно сказать так, что функции социальной защиты населения есть отражение социальной политики государства. Однако система социальной защиты обладает своими специфическими особенностями, основа которых человек и его жизненно важные потребности.
Существуют различные классификации функций социальной защиты населения, которые детально разъясняют их особенности. Универсальной, по нашему мнению, является классификация, представленная Генеральным директором по научной работе Института труда и социального страхования Минздравсоцраз-вития России, доктором экономических наук, профессором В.Д. Роик [15, с. 26]. По его мнению, функции социальной защиты делятся на четыре категории:
1. Профилактически-предупредительная функция. Заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан и прочие;
2. Экономическая функция. Направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине поте-
ри кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью;
3. Социально-реабилитационная функция. Заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности;
4. Политическая функция. Обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.
Таким образом, указанные функции раскрывают не только специфические особенности данного понятия, но и основные компоненты системы социальной защиты населения в целом. Благодаря этому, понятие «социальная защита» рассматривается как система социальной защиты населения государства. Поэтому эффективность и качество социальной защиты населения России обусловлены проводимой государственной политикой. Её совершенствование должно основываться на эффективном использовании социально-экономических возможностей страны, согласовании взятых обязательств и реальных возможностей их исполнения, что предполагает сокращение неоправданных бюджетных расходов и рациональное использование ресурсов планируемых на реализацию социальных программ.
27.05.2013
Список литературы:
1. Бурдыгина Е.А. Развитие социального страхования в России в период трансформации социально-экономической системы (на материалах Оренбургской области): автореф. дис... канд. экон. наук / Е.А. Бурдыгина. - Самара, 2007. - 23 с.
2. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федер. закон РФ от 10.12.1995 г. №195-ФЗ (с изм.. от 23.07.2008 г.) // Рос. газета. - 2008. - 25 июля.
3. О государственной социальной помощи: федер. закон РФ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ (в ред. от 25.12.2009 г.) // Рос. газета. - 2009. - 28 декабря.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (с изм. от 30.12.2012 г.) // Рос. газета. - 2013. - 11 января.
5. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (с изм. от 29.02.2012 г.) // Рос. газета. - 2012. - 2 марта.
6. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 // Рос. газета. - 2011. - 6 июня.
7. Скачко Г.А. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения / Г.А. Скачко // Государственная служба. - 2006. - №2. - С. 127.
8. Григорьянц Г.Н. Социальная защита населения в России: становление и развитие: монография / Г.Н. Григорьянц. -М.: Союз, 2004. - 95 с.
9. Кикоть В.Я. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел / В.Я. Кикоть, В.А. Рыбин. - М.: ЦОКР МВД, 2009 - 264 с.
10. Валова В.А. Управление социальной защитой населения региона (на примере Хабаровского края): автореф. дис. канд. экон. наук / В.А. Валова. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
11. Павлюченко В.Г. Социальное страхование / В.Г. Павлюченко. - М.: Дашков и К, 2007. - 412 с.
12. Иванец Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, И.В. Калинский, В.И. Чер-вонюк. - М.: Юридическая литература, 2002. - 432 с.
13. Чикарина Л.Я. Социальная политика как фактор адаптации населения в условиях политических трансформаций постсоветской России: автореф. дис... док. полит. наук / Л.Я. Чикарина. - Краснодар, 2009. - 50 с.
14. Наклонов Д.Н. Формирование системы социальной защиты населения при переходе к инновационному типу развитой российской экономики: автореф. дис. док. экон. наук / Д.Н. Наклонов. - СПб., 2008. - 38 с.
15. Роик В.Д. Основы социального страхования: монография / В.Д. Роик - М.: Анкил, 2005. - 256 с.
Сведения об авторах:
Хамидуллин Наиль Рафаилович, старший преподаватель кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, кандидат политических наук 460018, г. Оренбург, пр-т. Победы, 13, к. 2552, тел.: раб. (3532) 372585, e-mail: [email protected] Галимуллина Римма Ринатовна, аспирантка кафедры статистики и экономического анализа Оренбургского государственного аграрного университета 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, тел.: раб. (3532) 763993, e-mail: [email protected]
UDC 316.334.3
Hamidullin N.R., Galimullina R.R.
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF PUBLIC POLICY SOCIAL SECURITY RUSSIA
Analyzes the criteria for the formation of the system of social protection of the population and the basis of its construction, depending on the socio-economic and political factors determining the area of human activity. It was revealed that the efficiency and quality of social protection of the population of Russia due to government policies.
Key words: public policy, social policy, social protection, social market economy, economic and legal guarantees, market stability, the welfare state.
Bibliography:
1. Burdygina E.A. The development of social security in Russia in the period of transformation of the socio-economic system (based on materials of the Orenburg region): abstract More Links... Candidate. Economics. Science / E.A. Burdygina. - Samara, 2007. - 23 p.
2. On the bases of social services in the Russian Federation: the Federal Law of 10.12.1995 №195-FZ (as amended on 23.07.2008) // Rus. newspaper. - 2008. - July 25.
3. State social assistance: federal. the law of the Russian Federation of 17.07.1999 №178-FZ (as amended. from 25.12.2009) / / Rus. newspaper. - 2009. - December 28.
4. On social protection of disabled people in the Russian Federation: the Federal Law of 24.11.1995, №181-FZ (as amended on 30.12.2012, the) // Rus. newspaper. - 2013. - January 11.
5. Additional guarantees of social protection of orphans and children left without parental care: Federal Law of 21.12.1996, №159-FZ (as amended on 29.02.2012) // Rus. newspaper. - 2012. - March 2.
6. On social protection of citizens exposed to radiation as a result of the Chernobyl disaster: the law of the Russian Federation of 15.05.1991, the №1244-1 // Ros. newspaper. - 2011. - June 6.
7. Skachko G.A. The role of social security in the social protection system / G.A. Skachko // Public service. - 2006. - №2. - S. 127.
8. Grigor’yants G.N. Social protection of the population in Russia: Development and Evolution: monograph / G.N. Grigor’yants. -M.: the Union, 2004. - 95 p.
9. Kykot V. J. Legal and social protection of police officers / V.J. Kykot, V.A. Rybin. - Moscow: Russian Ministry of Internal Affairs TSOKR, 2009 - 264 p.
10. Valova V.A. Management of social protection of the population in the region (for example, the Khabarovsk Territory): abstract More Links... Candidate. Economics. Science / V.A. Shafts. - Khabarovsk, 2009. - 24 p.
11. Pavlyuchenko V.G. Social insurance / V.G. Pavlyuchenko. - Moscow: Dashkov and K, 2007. - 412 p.
12. Ivaniec G.I. Russian Constitutional law: an encyclopedic dictionary / G.I. Ivaniec, I.V. Kale, V.I. Chervonyuk. - M.: Legal Literature, 2002. - 432 p.
13. Chikarina L.Y Social policy as a factor in people’s adaptation to the conditions of political change in post-Soviet Russia: abstract More Links... Doc. watered. Science / L.Y! Chikarina. - Krasnodar, 2009. - 50 p.
14. Naklonov D.N. Formation of the system of social protection of the population in the transition to innovative development of the Russian economy: abstract More Links... Doc. Economics. Science / Naklonov D.N. - St. Petersburg., 2008. - 38 p.
15. Roik V.D. Basics of Social Security: monograph / V.D. Roik - M: Ankil 2005. - 256 p.