Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики'

Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / АСПЕКТ / КЛАСТЕР / ЗАКОН / ИНТЕРЕС / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е., Древинг С. Р.

Социально-экономические аспекты экономической безопасность как категория стала предметом экономических исследований в 1990-х гг., когда возникла острая дискуссия о причинах распада СССР1. В 1992 г. был принят, а затем уточнен закон РФ «О безопасности», в котором безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В 1994 г. была разработана концепция экономической безопасности РФ, на её основе была создана утверждённая президентом РФ в 1996 г. "Государственная стратегия экономической безопасности РФ. Основные положения".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики»

социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация

экономики*

а. е. суглобов,

доктор экономических наук, профессор,

начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московский университет МВд России

с. р. древинг,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Камчатский государственный технический университет

Кластеризация существенно повышает региональную социально-экономическую безопасность, поскольку содействует росту конкурентоспособности.

Об этом свидетельствует опыт Ленинградской10 и Нижегородской областей, которые, не располагая богатыми природными ресурсами, использовали свою логистическую позицию и квалифицированные кадры для развития комплексов, имеющих наибольшие конкурентные преимущества. В Ленинградской обл. к ним относятся нефтехимический, машиностроительный, строительный и транспортный комплексы, ориентированный на порты Приморска, Усть-Луги и Высоцка. В Нижегородской области ресурсы сосредоточиваются в автомобильном (в перспективе он может занять четверть российского рынка), информационно-технологическом комплексе (в области 17 государственных и 20 негосударственных вузов, НИИ реализуют 250 проектов по разработке и тестированию программного обеспечения, к 2009 г. создается 7 бизнес-инкубаторов и 3 ИТ-парка), а также в производстве и дистрибьюции товаров массового спроса (в области 13 тыс. км автомобильных и 1,3 тыс. км железных дорог, более 900 км водных путей, речной порт и международный аэропорт). В перспективе в этих областях возможно создание агропромышленного и туристического кластеров.

* Окончание. Начало в журнале № 9 (42) за 2009 г.

10 Двас Г. В. Механизм реализации государственной политики устойчивого социально-экономического развития региона. СПб.:

СПбГИЭУ, 2006.

В Краснодарском крае развивается агропромышленный, туристический и транспортный комплексы. В связи с подготовкой к 0лимпиаде—2014 край рассчитывает привлечь 4 млрд долл. частных инвестиций в реконструкцию морских портов Азово-Черноморс-кого побережья, 5 млрд долл. — в туристско-рекреа-ционные сферы, и 4 млрд долл. — в игорную зону.

При различном профиле регионов общими являются предпосылки создания кластеров — наличие современной инфраструктуры, кадровой базы, сетевых и ассоциативных структур (торгово-промышленные палаты, ассоциации малого бизнеса и т. д.) и опыта регионального самоуправления и планирования, взаимное доверие бизнеса и местной власти. Бюджет на 2008—2010 гг. предусматривает завершение модернизации транспортной системы, ускоренное развитие энергетики и АПК, причем финансирование начатых объектов рассчитывается на весь срок строительства, а не на 1 год.

Создание кластеров дает синергетический эффект11 и позволяет устранить многие препятствия для бизнеса. Как показал опрос участников форума «Новый бизнес новой России» (2007 г.), к ним относятся чиновничий произвол (35 %), административные барьеры (27 %), нехватка инвестиций и трудовых ресурсов, высокая налоговая нагрузка (особенно мешает развитию кооперирования и

11 БудринаЕ.В., БудринА.Г., ЛукинскийВ. С. и др. Развитие транспорта и логистики: выявление и оценка синергетических эффектов. — СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

аутсорсинга НДС). Сокращается число посредников (доля зерна в розничной цене хлебопродуктов составляет всего 20 %). Совместный маркетинг, устойчивые связи участников кластера, совместная разработка нововведений и их продвижение во всей цепочке создания стоимости создают долгосрочные доверительные отношения сотрудничества без попыток недружественных поглощений. Все это облегчает комплексную реструктуризацию профилирующего мезоэкономического комплекса12.

Таким образом, кластеризация содействует укреплению социально-экономической безопасности и устойчивому развитию региона. Этой проблеме в последнее время посвящен ряд публикаций13,14, 15, при этом многие вопросы остаются дискуссионными. Так, устойчивость экономического развития трактуется лишь с количественной стороны как постоянный рост ВВП и ВРП, обеспечивающий достижение нового качества жизни и эффективную занятость населения при условии сохранения и улучшения окружающей среды. Однако такой рост, как показал мировой опыт, не может быть достигнут только за счет развития сырьевых отраслей, а требует диверсификации экономики, создания межрегиональных цепочек создания стоимости, включающих развитие обрабатывающих отраслей и повсеместное использование высоких технологий.

Устойчивое развитие экономики в современных условиях требует использования стратегических факторов роста конкурентоспособности, базирующихся на социальной, гуманитарной ориентации экономического роста, развитии образования, здравоохранения, науки и культуры, человеческого капитала как главного богатства. Без этого невозможны информатизация экономики и освоение нового технологического уклада.

Относительно высокие темпы экономического роста в России до сих пор обеспечивались за счет тактических, временных конкурентных преимуществ — использования научно-технического потенциала, инфраструктуры и производственных мощностей, созданных в советские годы, низкой оплаты труда, заниженной цены энергоресурсов, несоблюдения социальных и экологических нормативов, а также конъюнктурного повышения цен на экспортное сырье. Этот рост сопровождался чрез-

12 Соколенко С. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002. № 1.

13 Клевлин А.И., Моисеева Н. К. Организация гармоничного производства (теория и практика). — М., 2003;

14 Балабанова А. В. Управление экономическим ростом: модели и стратегии. — М., 2004;

15 Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. — М.:

Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.

мерным расслоением общества, экономической и социальной деградацией ряда восточных, южных, северных и аграрных центральных регионов.

Устойчивое развитие предполагает включение экономики, экологии, социальной сферы и образа мышления людей в единую динамичную и в то же время стабильную институциональную систему. Многие высокоразвитые страны добились высоких темпов экономического роста за счет сжигания громадного количества топлива, добываемого в менее развитых странах. В итоге человечество оказалось перед угрозой глобального изменения климата, сведения лесов, распространения пустынь, нехватки пресной воды.

В этих условиях некоторые зарубежные экономисты выдвинули предложения об ограничении темпов экономического роста и потребления природных ресурсов. Однако такой путь приемлем только для высокоразвитых стран, которые уже обеспечили своему населению высокий уровень жизни. Таким странам, как Китай, Индия, Россия, Бразилия, не говоря уже о менее развитых странах, нужны экоинновационная стратегия и политика, направленные на создание и освоение принципиально новых технологий, позволяющих предотвращать образование вредных выбросов в окружающую среду или эффективно использовать отходы.

Поэтому в современных условиях важной чертой и предпосылкой устойчивого развития становятся региональная экономическая интеграция и кластеризация, обеспечивающие равноправное и взаимовыгодное включение всех регионов в мирохозяйственные связи. Это требует создания эффективного механизма согласования интересов различных участников кластера и координации их деятельности с помощью рыночных и организационно-плановых методов, целенаправленного и сознательного регулирования социально-экономического развития на основе международного права, новой деловой этики и подлинной демократии.

Специальные исследования, основанные на анализе не только темпов, но и качества экономического роста в различных регионах ЕС, показали, что устойчивость их развития определяется не наличием полезных ископаемых или численностью населения, а его образованием, квалификацией, предприимчивостью, наличием компетентной, пользующейся доверием населения и проводящей активную кластерную политику администрации16, 17.

16 Developing Locally: an international comparison of local and regional economic development. A. Beer, G. Hinghton, A. Maude (eds). — Bristol, 2003; — 196 p.

17 Regional policies and comparative advantage. B. Johansson, C. Haris-son, P. Stongh (eds). Cheltenham, VK, 2002. — 519 p.

Характерен пример Ирландии, которая еще в середине ХХ века считалась одной из самых отсталых стран Европы. Создание кластера информационных технологий в районе аэропорта Шеннон, а затем кластеров приборостроительного, агропромышленного и других профилей в других регионах позволило резко снизить безработицу, прекратить многовековой отток населения, выйти в число европейских лидеров по душевому ВВП и темпам его роста. Начался приток специалистов из других европейских стран, сальдо миграции впервые в истории страны стало положительным.

По оценке Э. Тоффлера, кластеризация стала новой волной развития капитализма.18 Ею охвачено уже более половины экономики стран ОЭСР. Комбинация конкуренции и кооперации, регулируемая на региональном уровне, обеспечила, несмотря на усиление глобальной конкуренции, устойчивое и безопасное развитие таких регионов как Бангалор в Индии, Мюнхен, Гамбург и Дрезден в ФРГ, Мон-пелье во Франции, Кембридж в Великобритании и т. д. Во всех этих регионах была создана сеть независимых фирм, включая создателей технологии и ноу-хау, образующих замкнутую технологическую цепочку.

Современная регионалистика превращается в раздел политической экономии. При этом безопасность региона не сводится к росту ВРП, а включает также институциональную, социальную, экологическую, финансовую, продовольственную, энергетическую и транспортно-логистическую безопасность. Институциональная безопасность определяется качеством государственных услуг и способностью всей системы институтов обеспечить переход к инновационному развитию, новому качеству экономического роста с соответственными изменениями в законодательстве, системе правоприменения, в образе жизни населения, деловой и корпоративной этике и культуре. Социально-экономическая безопасность региона определяется как совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих его устойчивое развитие и эффективное использование стратегических факторов конкурентоспособности.

К числу показателей качества устойчивого экономического роста относятся: • индекс человеческого развития, учитывающий продолжительность трудоспособной жизни, уровень образования, научно-технической и деловой активности граждан, ВРП и располагаемые доходы на душу населения;

18 Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 1999.

' НАЦИОНАЛЬНЫЕ

• темп прироста производительности труда, в т. ч. за счет научно-технических и организационных нововведений;

• доля интеллектуальной собственности и нематериальных активов в национальном богатстве, ВРП и его приросте, в общем объеме экспорта и вывоза в другие регионы, сальдо торговли услугами;

• доля региона в национальном рынке высокотехнологичной продукции;

• инновационная активность предприятий (удельный вес хозяйственных единиц, осваивающих продуктовые, технологические и организационные нововведения, имеющих международно признанные сертификаты на продукцию, технологию и системы управления);

• степень дифференциации доходов различных групп населения;

• доля расходов регионального бюджета, направляемая на развитие человека (образование, здравоохранение, культура), науку и базовые технологии, развитие инфраструктуры;

• разработка и достижение социальных стандартов, обеспечивающих минимальный и гарантируемый местной властью уровень доходов, потребления и качества жилищных, коммунальных, образовательных, здравоохранительных, культурных, торговых, транспортных и институциональных услуг, оказываемых региональными и муниципальными организациями и учреждениями.

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ (2007 г.) были выделены основные направления перехода России и ее регионов к инновационному развитию:

1) устранение инфраструктурных ограничений роста;

2) повышение эффективности использования природных ресурсов;

3) диверсификация экономики, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств;

4) увеличение уставного капитала и масштабов деятельности национальных публичных компаний (авиа- и судостроительной, нанотехнологий, атомной энергетики и др.);

5) развитие инновационного малого бизнеса;

6) развитие фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых через РАН, другие академии, целевые программы и конкурсный госзаказ;

7) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего на развитии нанотех-нологий и наноиндустрии, ракетно-космических,

авиационных, морских, агропромышленных технологий;

8) капитализация институтов развития — Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании, Фонда поддержки ЖКХ и др.

Началось резкое увеличение вложений в человеческий капитал на основе национальных проектов в области образования, здравоохранения, культуры, обеспечения населения комфортным жильем, решения демографических проблем, развития агрокомплекса и газификации. Новая энергетическая стратегия направлена на обновление энергомощностей, увеличение их КПД и производства электроэнергии, рационализацию структуры энергобаланса, массовое освоение энергосберегающих технологий.

Особое значение имеет устранение диспропорции между регионами по уровню подушевых доходов, занятости и инвестиций, угрожающих национальной безопасности. В 2006 г. при быстром (более 20 %) росте промышленного производства в Москве, Московской, Ленинградской, Калининградской, Сахалинской областях оно сократилось в Хабаровском крае, ряде республик Северного Кавказа и т. д. Лишь некоторые регионы достигли уровня инвестиций, необходимого для модернизации экономики (25 — 30 % ВВП), а в 30 регионах он не превышает 10 % (в среднем по России — 16 % ВВП).

До сих пор не уменьшается разрыв в доходах крайних 10 % по уровню доходов. В 2005—2006 гг. он составлял по данным Росстата 15:1 (в странах зоны евро — 4-7:1), а по оценке экспертов — до 25:1. В депрессивных регионах главными препятствиями для кластеризации остаются высокий уровень бедности и безработицы, коррупция в правоохранительных и судебных органах, отсутствие ясной миграционной политики, падение уровня образования. Социальные и экологические угрозы способствовали падению доверия к власти, росту экстремизма.

Решение этих проблем связано с реформой межбюджетных отношений, переходом к трехлетнему бюджетному планированию на основе установленных законом социальных стандартов, гарантирующих гражданам предоставление определенного набора товаров и услуг. В 2008 г. доходы субъектов РФ увеличиваются на 14 % (до 4,8 трлн руб.), в 2009 г. — до 5,2 трлн руб, а в 2010 г. — до 5,66 трлн руб. за счет передачи им части налога на прибыль (его сборы в 2005—2007 гг. увеличились втрое при инфляции 35 %) и на доходы физических лиц (его сбор увеличился на 75 %). Деятельность бюджетных организаций при этом должна оцениваться не по освоению средств бюджета, а

по нефинансовому результату — ассортименту и качеству предоставляемых услуг.

Продолжается дискуссия о роли государства в переходе к инновационной экономике, хотя крайние точки зрения постепенно сближаются. Либеральные экономисты считают главным для модернизации развитие социальных институтов, гражданского доверия и социальной активности, но признают роль государственных инвестиций в трансформации этих институтов19.

Сторонники «дирижизма» считают наиболее важным для преодоления угроз российской экономике и тенденций к ее структурной деградации формирование новой государственной политики, позволяющей преодолеть диспропорции, использовать конкурентные преимущества России и новые источники экономического роста20. Важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста играют бюджетная политика, целевые инвестиционные программы, повышение эффективности государственных расходов, позитивное воздействие стабилизационного фонда на денежное предложение, инфляцию и рост ВВП21 .

Анализ результатов шоковой терапии за 15-летний период не подтвердил идеи А. Илларионова и других радикал-либералов о необходимости всемерного сокращения государственных расходов и вмешательства в экономику. В ряде стран выявлена обратная связь либерализации и экономического роста. Важную роль при этом играют сложившиеся в прежнее время диспропорции в экономике, условия внешней торговли, качество государственного управления22. Анализ данных Всемирного банка, ОЭСР и СНГ показал, что в 1970-х гг. корреляция доли государственных расходов в ВВП и темпов роста душевого ВВП была слабо положительной, в 1980-х гг. — резко отрицательной, а в 1990-х гг. — вообще отсутствовала23 . Положительное воздействие на экономический рост оказывают государственные вложения в НИ-ОКР и человеческий капитал, отрицательное — рост налогов и субсидии неэффективным производствам. При этом в странах ОЭСР корреляция неравенства в доходах и темпов экономического

19 Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. 2007. № 5.

20 Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5.

21 Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 5.

22 Попов В. Шоковая терапия против градуализма: 15 лет спустя // Вопросы экономики. 2007. № 5.

23 Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост // Вопросы экономики. 2007. № 5.

роста отсутствует, а в России и других странах СНГ имеет место.

Неоднозначен вопрос о роли иностранных инвестиций в кластеризации экономики. Россия на данном этапе не нуждается в привлечении кредитов и портфельных инвестиций, если они не сопровождаются передачей современных технологий и методов хозяйствования, прежде всего, в высокотехнологичные, экспортные и конкурирующие с импортом отрасли.

При оценке роли иностранных инвестиций в развитии российских кластеров следует учесть мировые тенденции. Первая из них состоит в том, что глобализация породила рост объема спекулятивных инвестиций, которые перемещаются из страны в страну и из региона в регион в целях извлечения быстрой прибыли от скупки и перепродажи ценных бумаг и валюты, а не вложения средств в модернизацию производства. Растет доля акционеров-нерезидентов. Так, по данным Reuters (14.06.2007) доля иностранных владельцев акций на Лондонской фондовой бирже выросла с 16 % в 1994 г. до 34 % в 2004 г. и до 40 % в 2007 г.

Приток портфельных инвестиций и кредитов в России нуждается не в стимулировании, а в строгой регламентации. Он обусловлен укреплением рубля относительно иностранных валют, недооцененнос-тью российских активов, слабой конкуренцией со стороны российских финансовых компаний, высокой долей капиталов, ранее вывезенных из России и не находящих выгодного применения за рубежом. Ставки кредитования на мировом рынке намного ниже, чем в России, где высоки темпы инфляции и коррупционные издержки, отсутствует должная защита собственности.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) после спада в связи с биржевым кризисом 2001 — 2003 гг. снова стали расти, в 2006 г. превысили 1,3 трлн долл., а в 2007 г. — исторический максимум 2000 г.

Однако в структуре ПИИ произошли существенные изменения. Прежде всего, резко выросли золотовалютные резервы стран Азии и их инвестиции в развитие страны. Наряду с хеджевыми, пенсионными, страховыми компаниями и фондами прямых инвестиций из США и стран ЕС на финансовый рынок вышли государственные инвестиционные фонды Китая, России, стран Ближнего Востока. Их суммарный капитал в 2007 г. превысил 2,5 трлн долл., причем китайский госфонд начал скупать акции частных западных фондов (Blackstone и др.).

На российском рынке западные фонды получают громадные прибыли. Так, фонд Baring Vostok Capital Partners, который входит в международную

70 -

группу Baring Private Equity Int., вложил 365 млн долл. и получил 1,3 млрд долл. дивидендов. 9 из 10 проектов оказались рентабельными, а прибыль от нефтяных проектов, вложений в поисковую систему Яндекс и СТС оказалась в 20 раз выше инвестиций (80 % средств поступили от пенсионных фондов и страховых компаний ЕС, США и Канады, 20 % — из Юго-Восточной Азии и арабских стран). На ближайшие годы прогнозируется рентабельность 30 %, что намного выше, чем на западных рынках. Большую прибыль получают фонды Russia Partners, Permira, TPG, Blackstone и др. Хеджевые фонды вкладывают деньги на 1 — 2 года, не претендуя на большой пакет и не участвуя в управлении производством и передаче технологий. Либерализация валютного регулирования позволяет свободно переводить прибыль, а при желании и весь капитал за рубеж.

Зарубежные страны с 2000 г. начали ограничивать приток ПИИ, не способствующих экономической безопасности.

В США с 2007 г. введен новый порядок рассмотрения ПИИ. В соответствующий государственный орган (Committee of foreign investment of USA) включен представитель ЦРУ. Срок рассмотрения заявок увеличен до 45 дней, а по представлению ЦРУ может быть удвоен. Особо контролируются ПИИ в инфраструктуру.

Согласно Федеральному закону «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации стратегического значения для национальной безопасности» иностранные государственные компании не могут приобретать контрольный пакет акций предприятий стратегического значения. К ним отнесены предприятия оборонно-промышленного комплекса, атомной промышленности, естественные монополии, добыча стратегического сырья (уран, алмазы, редкоземельные металлы, особо чистый кварц), шельфо-вые и крупные месторождения нефти (с запасами более 70 млн т), газа (более 50 млрд куб. м), золота, а также предприятия на приграничных территориях и в зонах оборонного значения.

На наш взгляд, в этот перечень необходимо включить морские порты, аэропорты, морские рыбопромысловые предприятия, поскольку они находятся в приграничной зоне.

В России, как и в зарубежных странах, имеется опыт установления особых условий для иностранных инвесторов. Так, при продаже Самарского завода «Русала» корпорации «Алкоа» (США) последняя обязалась не сокращать рабочие места, не повышать цены и выполнять контракты по госпоставкам.

Соглашение Газпрома и французской компании «Тотал» по разработке Штокмановского газо-конденсатного месторождения предоставляет ей 25 % акций СП, созданного для проектирования и организации эксплуатации запасов газа, но лицензия на разработку недр и собственность на добытый газ остается у Газпрома. «Тотал» вложит в проект в 2008 — 2012 гг. 4 — 5 млрд долл., СП будет собственником созданной инфраструктуры в течение 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию, но затем «Тотал» уступит свою долю Газпрому.

Китай привлекает ПИИ лишь в СП, контрольный пакет которых и право на технологии остаются у китайской стороны. В России создаются преимущественно компании, например, в автомобильной промышленности, со 100 % иностранным участием. Конструкторская база и интеллектуальная собственность находятся за пределами России. Эти заводы останутся частью зарубежной, а не российской инновационной системы. Их интеграция в научно-технический комплекс российских регионов практически невозможна.

Как показывает мировой и российский опыт, запретительные импортные пошлины ограничивают конкуренцию и не способствуют созданию национальной инновационной системы. Так, введение жестких квот на импорт мяса привело лишь к резкому повышению цен на внутреннем рынке в 2004 — 2005 гг. и переориентации на импорт колбас и других продуктов с более высокой добавленной стоимостью, что снизило загрузку российских комбинатов. Нельзя считать нормальным, что куриные окорочка из США при несравненно более высокой оплате труда, цене энергоресурсов и более высоких налогах, даже с учетом затрат на глубокую заморозку, транспортировку и оплату пошлин оказываются дешевле, чем продукция российских птицефабрик. Между тем, животноводы считают, что увеличение квот на ввоз мяса из-за границы на 20 %, одобренное МЭРТ в 2006 г., окончательно задушит российского производителя. Они требуют снизить квоты до 800 тыс. т с нынешних 1,05 млн т и увеличить таможенные пошлины на импорт мяса.

На наш взгляд, более эффективно не административное, а экономическое регулирование. Так, пошлины на экспорт круглого леса были увеличены в 2007 г. на 20 %, а в 2008 г. — еще на 25 %. Это способствовало росту переработки леса в России. По такому же пути целесообразно пойти в отношении экспорта сырой нефти, руды, зерна, морских биоресурсов, кожевенного и других видов сырья.

В 2006 — 2008 гг. пошлина на вывоз круглого леса увеличена с 6 до 25 % (с 2009 г. — до 80 %) его

стоимости, а минимальная ставка за куб. м — с 4 до 15 и 50 евро. До сих пор 25 % лесной промышленности Финляндии работали на российском сырье. В новых условиях деревообработка развивается в России. При инвестициях в инфраструктуру (дороги, склады и т. д.) и лесопереработку не менее 300 млн руб. арендная плата за лесные угодья снижается вдвое (этот порог установлен для группы проектов одной фирмы). Это имеет особое значение для Дальнего Востока и Сибири, где лес не используется из-за отсутствия инфраструктуры.

Такой же способ целесообразно применять при использовании морских биоресурсов. Чтобы защитить российское производство, следует проводить антидемпинговые и антидотационные расследования, применять меры технического регулирования. Так, экспорт российской продукции в Китай в 2006 г. увеличился на 21,2 % (до 15,75 млрд долл.), а импорт из Китая — на 79 % (до 12,89 млрд долл.). Без учета поставок «Рособоронэкспорта», 90 % российской продукции, продаваемой Китаю, составляет сырье. В продукции, которая завозится из Китая, все большую долю занимают машины и оборудование (в 2006 г. — 29 %). Импорт труб увеличился в восемь раз по сравнению с 2005 г., а бытовой техники и электроники — более чем в 1,5 раза. Протекционизм китайского правительства вызывает недовольство во всем мире. Власти США уже несколько лет ведут переговоры с Китаем о повышении курса юаня к доллару, поскольку он считается искусственно заниженным. В 2007 г. по этому вопросу был принят специальный закон.

По данным Банка России, в 2007 г. зарубежные активы России оценивались в 706 млрд долл., а обязательства перед остальным миром — в 769 млрд долл. Таким образом, сальдо международной инвестиционной позиции России составляло минус 63 млрд долл. В 2006 г. иностранные портфельные инвестиции в Россию составили около 260 млрд долл., а российские за рубежом — лишь 12,3 млрд долл. Это угрожает безопасности России.

Для дальневосточных регионов особое значение имеют отношения с Китаем, который уже в 2006 г. обогнал по размерам ВВП Великобританию, а в 2008 г. выйдет на 3-е место в мире (рис. 2, 3). Военно-морская авиация, надводный и подводный флот КНР, по данным Международного института стратегических исследований, выходит в ближайшие годы на 1-е место в мире. Следует изучать особенности ведения бизнеса в Китае24 и в то же время ограничивать демпинговый экспорт

24 Haft M/ All the Tea in China: How to Buy, Sell, and Make Money on the Mainland. Portfolio/Penguin Books, 2007.

Japan

Germany

Рис. 2. Размер ВВП (2006 г., трлн. долл.)

рыбопродуктов и других видов продовольствия в восточные регионы с помощью жесткого контроля за безопасностью и качеством продукции, а не установления каких-либо квот или запретительных тарифов.

По данным санитарной и фитосанитарной комиссии ВТО в 1995—2006 гг. в соответствии с правилами ВТО было возбуждено около 250 дел о безопасности пищевых продуктов из Китая, 180 из которых до сих пор не разрешены (рис. 4).

Весьма актуален с точки зрения региональной социально-экономической безопасности

150

100

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000

......Г

01

1......

02

......I

03

I......

04

I......

05

......I

06

Рис. 3. Рост ВВП в 2000 - 2006 гг. (%)

Not yet resolved

Partiality resolved 24

Рис. 4. Число неразрешенных, разрешенных и частично разрешенных споров по поводу безопасности продуктов питания из КНР, экспортированных в страны ВТО в 1995— 2006 гг. 1

и кластеризации вопрос о статусе российских офшорных компаний. Они выступают в качестве крупных (Кипр, где зарегистрированы многие из этих компаний, занимает 3-е место, а Люксембург — 2-е после ФРГ), преимущественно спекулятивных инвесторов, не платят налоги на прибыль и дивиденды, но получают высокую прибыль. Эти компании, которые играют особую роль на морском транспорте и в рыбопромышленном комплексе, следует считать нерезидентами.

Целесообразно ограничить вывод ценных бумаг российских компаний на иностранные торговые площадки (50 — 60 % на биржах Нью-Йорка и Лондона). Эти средства не участвуют в российском инвестиционном обороте. Для повышения конкурентоспособности российского фондового рынка необходимо развитие правовой базы его регулирования, защиты акционеров от враждебных поглощений, ответственности за совершение сделок с использованием инсайдерской информации. Необходимо создание централизованного депозитария, аккумулирующего всю информацию об участниках рынка, развитие клиринговой и учетной системы, расширение ассортимента финансовых инструментов.

Повышение уровня ликвидности банковской системы и общий рост предложения денег требуют создания новых инструментов для государственных инвестиций как источника «длинных» денег.

Анализ зарубежного опыта регулирования иностранных инвестиций позволяет выявить элементы этого опыта, важные для кластеризации российской экономики:

1. Необходимость государственного регулирования инвестиций в различные отрасли и сферы деятельности, включающего четыре режима: а) особое стимулирование; б) стимулирование, одинаковое с отечественными вложениями; в) ограничение иностранных инвестиций определенной долей или условиями; г) запрет иностранных государственных и ограничение негосударственных инвестиций в стратегические отрасли и предприятия.

China

U.K.

Germany U.S.

Japan

U.S

U.K

0

2. Специальное регулирование и стимулирование лизинговых инвестиций, позволяющих приобрести технику при минимальных первоначальных вложениях, а также обеспечить ее обслуживание, обучение кадров и т. д.

3. Усиление регионального аспекта регулирования инвестиций, включая обязательное выделение в местный бюджет части ренты, роялти и бонусов за эксплуатацию месторождений и морских биоресурсов, согласование с местными властями условий доступа к ним, специальное стимулирование инвестиций в депрессивные регионы.

4. Включение в договоры с иностранными инвесторами требований о заказах местным фирмам, использовании местных ресурсов, привлечении местных кадров, использовании современных экологических технологий и т. д.

5. Освобождение от двойного налогообложения прибыли АО и доходов акционеров при инвестициях в экспортные и другие приоритетные проекты, возврат НДС при экспорте продукции с высокой стоимостью обработки, в т ч. переработанного сырья.

Режим для иностранных инвесторов следует дифференцировать в зависимости, во-первых, от характера вкладываемого капитала, во-вторых, от того, в какие отрасли и регионы он направляется, и, в-третьих, от условий инвестирования (пропорции распределения прибыли от совместных проектов, процент по кредитам, срок вложений, обязательства по обучению местных кадров, созданию новых рабочих мест и т. д.).

Региональные власти должны предоставлять максимальные преференции инвестициям, обеспечивающим:

• увеличение производства добавленной стоимости за счет диверсификации экономики и новых технологий;

• снижение вредных техногенных воздействий на здоровье населения и окружающую среду, воспроизводство биоресурсов;

• создание новых рабочих мест квалифицированного труда в сфере производства высококачественных товаров на базе местного сырья;

• развитие социальной, инновационно-образовательной, логистической, энергетической и транспортной инфраструктуры;

• создание экологически чистых и безотходных производств, увеличение глубины переработки сырья;

• развитие научного, научно-технического и интеллектуального потенциала региона, увеличение экспорта и бюджетных доходов.

Цели зарубежных инвесторов могут не совпадать с интересами государства и отечественных хозяйствующих субъектов. Угрозы для экономической безопасности регионов России включают установление контроля ТНК над стратегическими отраслями; импорт устаревших, экологически опасных и уменьшающих биоресурсы технологий и оборудования; приобретение иностранными фирмами конкурирующих отечественных предприятий с целью их ликвидации для завоевания монопольного положения на рынке, приобретение контрольных пакетов акций высокодоходных предприятий через подставные фирмы с целью их дальнейшей перепродажи; завышение стоимости оборудования и технологий иностранного участника с целью увеличения вклада в уставный фонд.

Предоставление льгот, по сравнению с отечественными фирмами, целесообразно лишь для приоритетных ПИИ: а) в традиционные производства в депрессивных регионах юга РФ; б) при создании значительного числа новых рабочих мест; в) при развитии экспорта; г) при использовании новых современных технологий, обеспечивающих сбережение импортных ресурсов, уменьшение выбросов в окружающую среду, воспроизводство биоресурсов.

Специальные льготы при инвестициях в малый бизнес и региональные кластеры могут предоставляться в виде государственных гарантий по займам, в случае ускоренной амортизации, в виде льготных тарифов на услуги государственных компаний и приобретение недвижимости, оплаты расходов на обучение кадров, информационной и консультативной поддержки, страхования политических и технологических рисков, создания инфраструктуры за счет бюджета, налоговых льгот.

Стратегическими ориентирами привлечения иностранного капитала в региональные кластеры должны стать:

1) освоение российского научно-технического потенциала, развитие наукоемких производств, глубокой переработки сырья и цепочек формирования стоимости вплоть до реализации конечной продукции;

2) рост экспортного потенциала и продвижение продукции российской промышленности и технологий на внешние рынки;

3) импортозамещение по видам продукции, наиболее важным с точки зрения экономической безопасности и сокращения затрат при импорте;

4) насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией потребительского назначения;

- 73

5) содействие притоку капитала в регионы с избытком рабочей силы и богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

6) создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства и управления;

7) содействие развитию различных видов инфраструктуры.

В заключение следует отметить, что крайне важное значение имеет интеграция инвестиционного и инновационного процессов, направление

инвестиций на разработку и освоение нововведений с учетом баланса интересов и рационального распределения полномочий между центром и регионами. Региональная политика должна включать оценку инновационного уровня ПИИ25. Особую роль в развитии региональных и межрегиональных кластеров призваны сыграть интегрированные бизнес-группы.

25 Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных проектов // Вопросы экономики. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.