№3, 2013
УДК 303:614
Доцент Е.В. Батурина, доцент Е.А. Рудыка, старший преподаватель И.Н. Матющенко
(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра инженерной экологии и техногенной безопасности, тел. (473) 249-60-24)
Социально-экономическая значимость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Проанализированы социальные и экономические аспекты безопасности жизнедея-тельности и рассмотрен круг опасностей в системе «человек - социальная среда».
The social and economic aspects of Life Safety is analyzed and the circle of dangers in system "man - a social environment" is considered.
Ключевые слова: социальные чрезвычайные ситуации, социально-экономические аспекты безопасности.
В современных рыночных условиях безопасность жизнедеятельности становится одной из острых социальных проблем, что связано со значительным ростом производственного травматизма, профессиональных заболеваний, неразвитости системы реабилитации пострадавших на производстве, увеличением числа техногенных аварий и катастроф, которые могут привести к ухудшению жизнедеятельности людей, их здоровья, а в ряде случаев и к летальным исходам, и, как следствие, к дальнейшему ухудшению демографической ситуации в стране.
Угроза возникновения большого количества аварий с человеческими жертвами, увеличения числа несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, вредных выбросов -сбросов в окружающую природную среду, связана, в том числе, и с большим износом основных фондов (на некоторых производствах уровень износа достиг 70-80 %). Кроме того, не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению безопасных и комфортных условий труда, хотя здоровье и жизнь человека - главные приоритеты среди общечеловеческих ценностей.
От неудовлетворительного состояния дел с безопасностью жизнедеятельности страна ежегодно несет большие человеческие, экономические и моральные потери. Сегодня безопасность производства и охрана труда работ -ников - одни из основных проблем национальной безопасности страны.
© Батурина Е.В., Рудыка Е.А.,
Матющенко И.Н., 2013
В современных условиях становится очевидным, что обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться к формированию у людей простой совокупности знаний, умений и навыков, а необходимо также создавать и внедрять новые направления в образовании и воспитании в духе рационального взаимодействия с окружающей природной средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты и явления, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций [1].
Решить эту задачу можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, включающей развитие таких качеств личности, которые направлены на бережное отношение к окружающей природной среде, обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих людей, профессиональных качеств специалистов в области безопасности жизнедеятельности, их эрудированности и компетентности, привитие необходимых знаний, умений и навыков по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС).
В формировании культуры безопасности жизнедеятельности должны принимать участие семья, школа, общество и государство. В результате обучения происходит:
- у детей дошкольного возраста - привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке;
- у учащихся общеобразовательных учреждений - формирование ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности других, бережного отношения к окружающей среде;
- у учащихся учреждений начального профессионального образования - формирование понимания необходимости обеспечения безопасных условий труда, соблюдения экологических норм;
- у студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования -развитие способностей принятия грамотных, с точки зрения безопасности, решений при управлении производством, организации деятельности коллектива, формирование профессионально значимых (с данных позиций) характеристик [2, 3, 4].
Кроме того, в новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования дисциплина БЖД является обязательной для всех направлений подготовки: в области техники и технологий, гуманитарных,
экономических, педагогических, естественнонаучных областях знаний, в области культуры и искусства. Но среди обучаемых существует проблема в восприятии дисциплины, что может быть связано с ее техно-кратичностью, отсутствием преемственности со школьным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности», большим объемом нового материала и невысокой оценкой роли дисциплины обучаемыми [4].
При изучении дисциплины приходится рассматривать взаимосвязь процессов, происходящих в системе «человек - среда обитания». Риск и последствия воздействия опасностей на конкретного человека предугадать невозможно, т.к. в зависимости от окружающей его среды одни и те же опасности по-разному действуют на человека. Воздействующие опасности, как правило, вероятны (случайны), потенциальны (скрыты), перманенты (постоянны) и тотальны (всеобщи) и имеют различную природу (физико-химическую, биологическую, психологическую природу и др.). Поэтому изучение дисциплины БЖД требует использование знаний по физике, химии, биологии, психологии, экологии, математике и т. д. При этом следует пом -нить, что человек сталкивается с опасностями на протяжении всей своей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно изменяется, поэтому образование по вопросам безопасности
жизни и деятельности должно быть опережающим по отношению к видам опасностей, с которыми сталкивается человек [5].
Способы защиты, характер действий в опасных ситуациях необходимо объяснять, чтобы человек понимал, почему надо действовать именно так, а не иначе. Обучение должно заставлять размышлять и принимать самостоятельные решения, обосновывать свои действия и выбор средств защиты. Для стимулирования мышления и познавательной деятельности обучение должно иметь практический характер, приближенный к реальным условиям жизнедеятельности и видам опасностей, с которыми сталкивается человек, и подкрепляться разнообразными лабораторными и практическими занятиями, а также экскурсиями на действующие предприятия различных отраслей.
Кроме того, в процессе обучения должны быть предусмотрены межпредмет-ные связи с другими предметами школьной программы или дисциплинами учебного плана техникумов и вузов, в которых и рассматривать отдельные аспекты безопасности, например: в химии изучать вредность и токсичность веществ, на физике - электробезопасность, на информатике - безопасность эксплуатации компьютеров и т.п. [6].
Такая отрасль знаний, как БЖД, может рассматривать вопросы, задачи и проблемы экономического, экологического, политического и социального характера.
Социальная значимость безопасности жизнедеятельности выражается повышением качества выпускаемой продукции; удовлетворенностью выбранной профессией; ростом производительности труда; стабильностью трудовых ресурсов (отсутствие миграции и текучести кадров); повышением дисциплины, культуры труда и интереса к самообразованию; психологической устойчивостью работников, как в обычных, так и в экстремальных условиях; сохранением здоровья и трудовой продолжительности жизни.
Согласно данным Международной организации труда при ООН в мире каждые 3 минуты погибает один рабочий, а каждую секунду - каждый четвертый получает травму. Следует признать, у нас в стране самый большой коэффициент частоты и тяжести травматизма. И, к сожалению, производственный травматизм со смертельным исходом год от года не уменьшается.
Вредное воздействие неблагоприятных условий труда, не отвечающих санитарногигиеническим требованиям, недостатки в обеспечении работников коллективными и индивидуальными средствами защиты выражаются не только в росте профессиональных заболеваний, но и в повышенных уровнях общих заболеваний с временной утратой трудоспособности. Все это говорит о том, что нельзя не вкладывать средства в обеспечение безопасности, да и экономить на человеческой жизни аморально. К тому же средства, вложенные государством в развитие безопасности, достаточно быстро окупаются. Например, в США каждый доллар, вложенный в охрану труда, оборачивается прибылью в 2,5 доллара.
Роль социальных аспектов жизнедеятельности сегодня значительно возрастает. Причем если природные катаклизмы чаще всего не зависят от воли человека, то опасные и чрезвычайные ситуации социального и биолого-социального характера непосредственно связаны с деятельностью людей и поэтому бывают более опасны и разрушительны, т. к. носят сознательный и целенаправленный характер. В основе возникновения данных чрезвычайных ситуаций лежат противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование социума в различных сферах жизнедеятельности. Игнорирование этих противоречий, уход от решения актуальных проблем современного общественного развития как всего мирового сообщества, так и отдельных государств и народов, ведет к самым непредсказуемым последствиям и катастрофам -войнам, военным конфликтам, социальным взрывам и т.п. В настоящее время серьезную опасность представляет международный терроризм. Питательной почвой для которого являются экстремизм и организованная преступность, ставшие серьезной проблемой современного российского общества, истоки которых кроются в особенностях социальнополитического и экономического развития страны, вызванных сменой общественнополитической ориентации общества и переходом к рыночным отношениям.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что изучение социальных аспектов безопасности, чрезвычайных ситуаций социального характера, способов их
предотвращения, локализации и ликвидации
- одна из актуальных задач. Понятно, что оградить человека от всех угроз и опасностей невозможно, но помочь ему овладеть элементарными навыками безопасного поведения вполне реально. [7].
Одним из важнейших аспектов всех социальных и социально-биологических ЧС является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные средства и др.).
В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В.И. Ярочкиным (рисунок 1) [8], которая помогает разобраться в совокупности опасностей в системе «человек - социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего существования и существования окружающих, которые носят психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несогласованностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и так далее. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и прочем. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники.
Рисунок 1 - Развернутая концептуальная модель безопасности личности [8]
Социальная практика показывает, что человек способен нарушать правила безопасного поведения в ряде случаев:
- из-за нежелания выполнять определенные действия, что может быть связано с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т.д., либо, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;
- вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;
- в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация или концентрация внимания ) и временным (переутомление, ухудшение состоя -ния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т.д.).
Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности; во втором - обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем -профессиональный отбор, медицинское обследование.
Итак, система «человек - социальная среда» - это сложное взаимодействие человека с его социальным окружением. Для обеспечения взаимной безопасности в системе требует-
ся профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.
Защита от социальных опасностей -важнейшая функция государственных и общественных структур, которая заключается, прежде всего, в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т.д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - одна из образовательных составляющих подготовки всесторонне развитой личности.
2) Курс БЖД позволит не только выработать привычки здорового образа жизни, но также научит:
- выявлять признаки потенциальных опасностей и, по возможности, устранять их, даже когда окружающие не замечают никакой угрозы;
- четко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть возможные варианты развития событий;
- принимать правильные меры по спасению и оказанию помощи себе и другим людям;
- действовать более уверенно и решительно в любой обстановке.
Все это будет способствовать моральнопсихологической закалке человека, уменьшению всех видов потерь в условиях чрезвычайных ситуаций, воспитанию решительных и умелых граждан, готовых к действиям в экстремальной обстановке.
ЛИТЕРАТУРА
1 Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда [Текст] / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2 Матющенко, И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в процессе обучения [Текст] / И.Н. Матющенко, Е.В. Батурина, Е.А. Рудыка // Сборник материалов V общероссийской научно-практической конференции {Актуальные вопросы современной науки и образования», выпуск 1, Красноярск, Научноинновационный центр, 2010. - С. 302-304.
3 Цаликов, Р.Х. Культура безопасности жизнедеятельности - системообразующий фактор снижения рисков ЧС [Текст] / Р.Х. Цаликов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2008. - №4. - С. 4-6.
4 Девисилов, В.А. Концептуальные подходы к модернизации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования [Текст] / В.А. Девисилов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: электронный журнал. - 2009. - Т. 11. - №4(6). - С. 1403-1410.
5 Матющенко, И.Н. Роль тестирования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / И.Н. Матющенко, Е.В. Батурина, Е.А. Рудыка // В мире научных открытий. - 2012. - № 4.1 (28). - С. 80-90.
6 Девисилов, В.А. Содержание, структура и методика образования в области безопасности жизнедеятельности // Экология и промышленность России. - 2005. - №4. - С. 41-46.
7 Губанов, В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них [Электронный ресурс] / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - Режим доступа: http://rudocs.ex-dat.com/docs/index-407977.html. - Загл. с экрана.
8 Ярочкин, В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Ярочкин. - М., 2004.
REFERENCES
1 Frolov, A.V. Life safety. Occupational safety and health [Text] / A.V. Frolov, T.N. Bakaeva. - Rostov-on- Don: Phoenix, 2008.
2 Matyushchenko, I.N. Building a culture of life safety in the learning process [Text] / I.N. Matyushchenko, E.V. Baturina, E.A. Rudyka / Proceedings of the V - all Russian scientific- practical conference "Actual problems modern science and education ", issue 1, Krasnoyarsk, Research and innovation centre, 2010. - P. 302-304.
3 Tsalikov, R.H. Culture of life safety - the system disaster risk reduction [Text] / A.D. Tsalikov // Basic safety. - 2008. - № 4. - P. 4-6.
4 Devisilov, V.A. Conceptual approaches to the modernization of discipline "Safety" in the system of higher education [Text] / V.A. Devisilov // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. -2009. - V. 11. - № 4 (6). - P. 1403-1410.
5 Matyushchenko, I.N. The role of testing in the study of the discipline "Safety" [Text] / I.N. Matyushchenko, E.V. Baturina, E.A. Rudyka // In the world of scientific discovery. - 2012. -№ 4.1 (28). - P. 80-90.
6 Devisilov, V.A. The content, structure and methods of education in the field of life safety // Ecology and industry of Russia. - 2005. - № 4. - P. 41-46.
7 Gubanov, V.M. Emergency situations so-
cial nature and protection from it [Electronic resource] / V.M. Gubanov, L.A. Mikhailov, V.P. Solomin. - Access mode: http://rudocs.ex-
dat.com/docs/index-407977.html. - Title screen.
8 Yarochkin, V.I. Sekyuritologiya - the science of life safety [Text] / V.I. Yarochkin. -M., 2004.