Научная статья на тему 'Социально-экономическая позиция собственников в организационно-экономическом механизме согласования интересов'

Социально-экономическая позиция собственников в организационно-экономическом механизме согласования интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОБСТВЕННИКОВ / ОБЩИЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ИНТЕРЕС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ / INTERESTS’ COORDINATION ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / SOCIAL AND ECONOMIC INTERESTS OF OWNERS / GENERAL CORPORATE INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Ольга Сергеевна

В статье представлена авторская позиция относительно механизма согласования интересов участников хозяйственной деятельности фирмы, учитывающая социально-экономическую позицию собственников. В качестве ключевого звена формирования общего корпоративного интереса рассматривается организационно-экономический механизм согласования интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OWNERS’ SOCIAL AND ECONOMIC POSITION IN THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF FIRM ECONOMIC ACTIVITY PARTICIPANTS’ INTERESTS COORDINATION

In the article the author's position concerning the firm economic activity participants’ interest coordination mechanism including owners’ social and economic position is presented. In the capacity of a general corporate interest forming key section the interests’ coordination organizational and economic mechanism is considered.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая позиция собственников в организационно-экономическом механизме согласования интересов»

УДК 665.029

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ

О.С. Романова

Ивановская государственная текстильная академия

В статье представлена авторская позиция относительно механизма согласования интересов участников хозяйственной деятельности фирмы, учитывающая социально-экономическую позицию собственников. В качестве ключевого звена формирования общего корпоративного интереса рассматривается организационно-экономический механизм согласования интересов.

Ключевые слова: социально-экономические интересы собственников, общий корпоративный интерес, организационно-экономический механизм согласования интересов.

Участниками хозяйственной деятельности фирмы традиционно считаются собственники, наемные работники, менеджеры высшего звена, а также профсоюзы. У каждой из выше названных категорий в ходе функционирования фирмы формируются общие интересы, которые могут частично совпадать, образуя общий корпоративный интерес фирмы, а могут и значительно отличаться и даже противоречить друг другу. Кроме того, у всех заинтересованных в деятельности фирмы лиц существуют личные эгоистические интересы, которые, в свою очередь, могут быть аналогичны, отчасти похожи, а также противоположны интересам коллектива.

Мы предлагаем рассматривать в качестве конечной цели согласования интересов участников хозяйственной деятельности фирмы общий корпоративный интерес. Введение нами в научный оборот этой категории представляется необходимым в связи с реализацией основных функций: объяснительной,

практической, прогнозной и методологической. С помощью категории общий корпоративный интерес можно объяснить процесс формирования целевых установок в трудовом коллективе.

Прикладная функция общего корпоративного интереса состоит в том, что с помощью него можно пояснить необходимость превалирования общих элементов в структуре интересов участников хозяйственной деятельности. При этом отношения между людьми должны иметь объективную основу. Работников должна связывать общая проблема, то есть перед ними должна стоять одна и та же задача.

Прогностическая функция общего корпоративного интереса заключается в возможности формулирования миссии предприятия, основанной на «взгляде вперед», осознание общности интересов делает предприятие более зрелым. Преобладание общего в структуре интересов всех участников хозяйственной деятельности способствует снижению конфликтности и обеспечивает предсказуемость, как хода производственного процесса, так и его результатов. Общий корпоративный интерес является системообразующим фактором развития хозяйствующего субъекта.

Методологическая функция общего корпоративного интереса заключается в том, что на основе данной теории можно построить методологию мотивационного механизма персонала предприятия, а

также построить концепцию изучения организационной культуры как полит-экономической категории [6, с.72] . Мотивационный механизм, также относящийся к движущим силам развития предприятия, определяемый как совокупность побуждений и принуждений, основанных на общем корпоративном интересе и обеспечивающих работу трудового коллектива для реализации поставленной цели.

По нашему мнению, в фирме должен быть создан организационноэкономический механизм, который бы обеспечивал реализацию интереса фирмы в сочетании с интересом работника, а также отражал бы структуру интересов собственников и наемных менеджеров. От фирмы исходят целевые установки, которые с помощью данного механизма улавливаются и проектируются на интересы работника. Таким образом, крайне важным нам представляется формирование такой социально-экономической позиции собственников, которая бы способствовала созданию организационноэкономического механизма согласования интересов в фирме, а также учитывала частные и коллективные интересы наемных работников.

Обратимся к ключевым элементам структуры интересов собственников. Экономический интерес собственника определяется реализацией его прав как собственника. В реальном секторе экономики формируются и реализуются экономические интересы собственников средств производства, которые заключаются в эффективности их использования, что приводит к цели - максимизации прибыли.

Проблема расхождения интересов лежит не только в экономической плоскости. Собственность и власть тесно взаимосвязаны. Собственники капитала влияют на функции распределения. К. Маркс писал, что распределение есть

продукт производства, ибо определенный способ участия в производстве определяет форму распределения [5, с.31-32].

Маркс в своих трудах не учитывал, что в состав постоянного капитала капиталиста входит рабочая сила самого капиталиста. Разделение труда приводит к тому, что капиталист отделяет или может отделить от себя функцию организации производства, передавая ее наемным работникам - менеджерам. Происходит разделение собственности и управления, или отчуждение собственности от ее владельца.

Необходимо привести определение капитала, сформулированное А.И. Тяжо-вым, которое дает основание для того, чтобы утверждать, что капитал не разъединяет, а напротив, объединяет людей. «Капитал представляет собой такие средства производства, функционирование которых предполагает и обусловливает определенный способ движения и развития индивидуальности каждого человека с целью максимального извлечения личного и общественного блага в форме приращения полезностей, ценностей и доходов всех субъектов экономических отношений» [7, с. 11].

Согласно мнению современных неоклассиков, основным экономическим интересом собственников является максимизация чистой прибыли. Среди прочих ведущих мотивов вложения средств в ту или иную фирму, можно обозначить повышение своего социального статуса и самоутверждение. Особого внимания заслуживает основная цель собственников - непрерывное повышение собственного дохода. Средства достижения этой цели могут быть различными, но общеизвестным фактом является то, что если собственник и члены его семьи не являются единственными работниками фирмы, то ее реализация будет связана с наемным трудом и его эффективностью.

По мнению Гутмана Г.В., собственник стремится к независимости и самостоятельности, самовыражению и повышению социального статуса [4, с.63]. Вполне очевидно, что собственники больше всего заинтересованы в том, чтобы вложенные ими средства не только окупились, но и приносили стабильный доход. Именно уверенность в том, что у предприятия есть будущее, мотивирует собственников вкладывать свои средства в его развитие. Можно выделить увеличение собственности в будущем как один из стимулов к вложению средств в то или иное предприятие.

Выделим интересы владельцев крупных долей акций. В связи с тем, что акции компаний «крутятся» на рынке, для собственников важна тенденция к росту их курса, а это зависит от стабильности работы предприятия и от рыночного рейтинга. Фондовые биржи включают в число своих членов те предприятия, акции которых имеют хороший рейтинг. По мнению Гутмана Г.В., “владельцы крупных пакетов акций еще не научились ограничивать свое стремление к самостоятельности, к власти в корпорации, пытаются подчинить управление «балансу сил, а не балансу интересов». Пути и методы согласования экономических интересов еще не отработаны [4, с.64].

Обозначим общие интересы собственников и наемных рабочих. И те, и другие заинтересованы в стабильности работы предприятия. Все участники хозяйственной деятельности фирмы желали бы, чтобы у этой фирмы были хорошая репутация и положительный имидж.

Выделим важнейшие пункты расхождения интересов собственников и наемных работников. Собственники не заинтересованы в повышении оплаты труда наемных работников. Традиционно мнение работников о том, что собственники заинтересованы во власти и

деньгах, и при этом не хотят улучшать работу предприятия.

Рассмотрим формы обнаружения двойственности интересов собственников. Как уже отмечалось выше, максимизация личного дохода является важнейшим стимулом собственника при вложении средств в ту или иную сферу деятельности. При определении минимального размера предполагаемого дохода собственник всегда стоит перед выбором: следует ли инвестировать полученную прибыль на развитие производства и социальные нужды коллектива или максимизировать собственный выигрыш. Как правило, те фирмы, в которых эгоистические мотивы собственника превалируют над интересами коллектива, оказываются нежизнеспособными, а стратегия «сбора урожая» приносит лишь единовременный большой доход, после чего наступает кризисное состояние бизнеса.

В случае наличия серьезных экономических рисков у собственника возникает проблема выбора: отказаться от рискованных мероприятий или пойти на риск. В первом случае велика вероятность потери части прибыли, во втором - можно лишиться самой возможности получать доход от вложенных средств в случае неудачи. Основными способами минимизации риска снижения процента личного дохода для собственника являются смена формы собственности. Открытие дочерних фирм, «переброс» капитала, которые неизбежно приводят к сокращению штатов. В подобных ситуациях интересы коллектива, как правило, уходят на задний план.

Кроме того, собственники заинтересованы в согласовании интересов всех участников хозяйственной деятельности, если они являются руководителями высшего звена и осознают необходимость согласованности действий руководства и подчиненных, а также дорожат своей

репутацией работодателя. Существует ряд ситуаций, в которых инициаторами формирования общих целевых установок будут являться сами собственники - это такое положение дел на рынке труда, при котором спрос на рабочую силу превышает предложение. К этой категории можно отнести случаи, в которых от работников зависит имидж собственника.

Все вышеназванные категории формируются при непосредственном участии собственников. Как показывает практика, если владельцы капитала не разделяют целевые установки и ценностные ориентации работников, то диссонанс интересов приводит к отсутствию общего корпоративного интереса и, как следствие, невозможности развития ключевых элементов организационной культуры. Люди, работающие без энтузиазма, редко способны привлечь клиентов, особенно в фирму сферы услуг. Ярким примером такого отношения к работе является ситуация, сложившаяся в ОАО «Аэрофлот» - Российские Авиалинии» в 2001 г. Забастовки из-за систематических невыплат зарплаты привели к нарушению графиков полетов, и, как следствие, пострадало несколько тысяч человек. У специалистов в тот период сложилось впечатление, что «основного собственника не волнует ни происходящее на самом большом гражданском авиапредприятии России, ни его репутация, ни отток специалистов, обескровливающий компанию» [2, с. 5-6].

Собственники не заинтересованы в том, чтобы идти на уступки наемным работникам и согласовывать с ними свои интересы и цели, если фирма является монополистом, предложение рабочей силы значительно превышает спрос, а также, если стратегия «сбора урожая» или экстенсивный путь развития - являются ключевыми стратегиями.

Классическим примером вынужденного компромисса интересов собст-

венников и наемных работников, когда именно собственники инициируют ситуацию единства целей и провозглашают принцип «все в одной лодке!», является наличие фирм-конкурентов с агрессивной стратегией развития. Конкуренты могут «переманить» не только клиентов, но и ценных сотрудников, часто идут на «промышленный шпионаж». Собственники, не заинтересованные в утечке кадров и информации, устраивают переговоры с работниками, привлекают их к процессу принятия решений, занимаются популизмом. В ряде случаев эти меры являются не формальным актом, а приносят реальные результаты.

Обозначим факторы, способствующие и препятствующие созданию общего корпоративного интереса. Среди факторов внешней среды, благоприятно отражающихся на желании собственников учитывать интересы наемных работников следует выделить сложность выхода из отрасли, подкрепленную наличием большого количества неликвидных активов. Положительное влияние на формирование общего корпоративного интереса оказывают ряд личных и деловых качеств собственника, таких как, доброжелательность, обязательность, ответственность, верность слову, умение выслушать, лояльность к подчиненным, а также профессионализм и компетентность в данной отрасли.

Среди факторов, препятствующих созданию общего корпоративного интереса, следует выделить противоположные вышеобозначенным личные и деловые качества собственников. К негативным качествам можно также отнести стремление к обогащению любыми, даже нелегальными способами и чрезмерную склонность к риску. Основные причины подобного негативного развития событий - гонор собственников и менеджерский снобизм, выражающиеся в завышенной самооценке своих руково-

дящих способностей, в пренебрежении интересами и чувствами людей, в отсутствии обратной связи с персоналом, в восприятии сотрудников как винтиков, а организации как механистической структуры, а не живого организма [9, с. 23-25]. Собственники не проявляют особого интереса к внутренним проблемам коллектива и мало заинтересованы в согласовании интересов, если хотят покинуть отрасль вложения капитала, и при наличии нескольких сфер вложения капитала.

Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия собственника и наемного рабочего в процессе согласования интересов. «Для совершенствования системы управления и организации производственного процесса больших средств не требуется, необходимы воля руководителя, команда единомышленников, профессионализм кадров и самое основное - общая заинтересованность в конечных результатах, действие системы - все вопросы решаются на том уровне, на котором они возникают» [1, с.6]. Вместе с тем, собственник, обладая капиталом, гарантирует работникам какой-то минимум зарплаты, а значит, они законодательно не вправе требовать от него большего.

Существует и другая позиция, сторонники которой полагают, что интересы собственника практически не реализуемы, если не будут осуществляться цели работников, поскольку они не будут работать “с отдачей”, произойдет усиление процесса отчуждения труда, производительность будет падать, увеличится процент брака, в современных условиях это неминуемо приведет к банкротству. Таким образом, интересы наемных работников первичны, именно интересы коллектива должны составлять основу общего корпоративного интереса, а цели и задачи собственников и ад-

министрации должны быть согласованы с интересами работников.

Баланс интересов часто отражается в кадровой политике фирмы. При нарушении баланса интересов снижается мотивация либо того, либо другого. Очевидно, что на стоимость рабочей силы влияют не только компетенции, но и другие, не связанные с ними напрямую факторы - в кадровом менеджменте они называются «компенсируемыми факторами». Совокупность компетенций и других качеств работника работодатель компенсирует ему заработной платой, социальным пакетом и даже такими показателями статуса, как название должности и размер кабинета» [8, с.20].

По нашему мнению, существует ряд факторов, которые способствуют преломлению личных интересов собственников через призму коллективных интересов предприятия. Собственник, безусловно, учитывает интересы коллектива, если существует прямая финансовая зависимость его дохода от удовлетворенности условиями труда и зарплаты наемных работников. В случае, когда размер вклада держателя контрольного пакета акций незначительно превышает размер суммарного вклада работников предприятия, основной собственник зависит от решений собрания акционеров, он неизбежно будет учитывать интересы остальных акционеров. По мнению генерального директора ОАО «Уралкалий» Широкова М., «сознание многих собственников, думающих о перспективах развития своих компаний, серьезно меняется. Это связано с изменением отношения работников к труду. Если раньше они были, как правило, индифферентны (мы отгрузили, а нужен или не нужен продукт - не наше дело), то сегодня - заинтересованы в результатах общего труда» [3, с. 11].

На наш взгляд, интересы собственников и наемных рабочих взаимно обу-

словливают друг друга и объединяются в рамках общего корпоративного интереса. Его формирование и осознание происходит в процессе согласования интересов. Следует, тем не менее, заметить, что процесс согласования интересов не заканчивается осознанием общего интереса и формированием организационной культуры, он длится в течение всей “жизни” предприятия. Таким образом, согласование интересов - это необходимое условие, а также конечная цель существования и развития предприятия.

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что работники, в принципе, могут быть, при соблюдении определенных условий, заинтересованы в экономической эффективности деятельности своего предприятия и в реализации принципов социальной справедливости. Собственники и администрация заинтересованы лишь в экономической эффективности. Следовательно, необходимо, чтобы структурные элементы общего корпоративного интереса, связанные с социальной справедливостью, были осознаны всеми участниками и нашли свое отражение в организационной культуре предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян, Г. Важнейший фактор достижения успеха - личная заинтересованность каждого. Опыт нашего предприятия (3 автобусный парк ГУП «Мосгортранс») в полной мере подтверждает этот тезис. // Человек и труд. - 2004. - №5. -С.6-8.

2. «Аэрофлот»: два взгляда на одну проблему // Человек и труд. - 2001. - №7. - С. 5-6.

3. Валюков В. Управлять трудовой отдачей: материальное стимулирование в компании «Уралкалий» // Человек и труд. - 2003. - №9. -С. 9-12.

4. Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н. Собственность и управление. - М.: Наука, 1997, с.63-64.

5. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т.46. ч.1.

- с.31-32.

6. Романова О.С. Современные подходы к изучению организационной культуры предприятия// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. - 2011. - №4. С. 70-72.

7. Тяжов, А.И. Индивидуальный трудовой потенциал и политико-экономическая концепция человеческих способностей. Научное издание. / Под ред. В.В. Чекмарева. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999, - с. 11.

8. Чемеков В. Стратегические цели компании и мотивация персонала. // Человек и труд. - 2002. -№9. - С. 18-21.

9. Щукин В. «Проблемное поле», или почему не совпадают мотивационные представления руководителей и персонала. // Человек и труд. - 2001.

- №6. - С. 23-25.

Рукопись поступила в редакцию 30.03.12.

OWNERS’ SOCIAL AND ECONOMIC POSITION IN THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF FIRM ECONOMIC ACTIVITY PARTICIPANTS’ INTERESTS COORDINATION

O. Romanova

In the article the author's position concerning the firm economic activity participants’ interest coordination mechanism including owners’ social and economic position is presented. In the capacity of a general corporate interest forming key section the interests’ coordination organizational and economic mechanism is considered.

Key words: social and economic interests of owners, general corporate interest, interests’ coordination organizational and economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.