УДК 336.225.66
Рамазанова Барият Курбановна
аспирант. Дагестанский государственный институт народного хозяйства b.ramazanova@mail. ru Bariyat K. Ramazanova Graduate student.
Dagestan state institute of a national economy b.ramazanova@mail. ru
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИИ
SOCIO-ECONOMIC ORIENTATION OF TAX EXEMPTIONS IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к трактовке понятия «налоговая льгота», существующие в учебной и научной литературе, дается определение, закрепленное в законодательстве, также приводится классификация налоговых льгот по различным признакам. Дается краткая характеристика по каждому из выделенных видов льгот, а также описываются связанные с этим особенности оценки их эффективности. Обращено внимание на социальную направленность налоговых льгот как инструмента социального выравнивания положения граждан. Раскрыты налоговые льготы в виде изменения сроков уплаты налогов.
Ключевые слова: налоги, налоговые льготы, классификация налоговых льгот, налоговая скидка, налоговые освобождения, инвестиционный налоговый кредит, механизм налогообложения, налоговая база.
Abstract. The article deals with the main approaches of the interpretation of the concept "tax benefit" existing in the educational and scientific literature, the definition enshrined in the legislation is given, a classification of tax benefits on various grounds is also provided. The short characteristic on each of the allocated types of privileges is given, and also the features of an assessment of their efficiency connected with it are described. The attention to a social orientation of tax privileges, as instrument of social alignment ofposition of citizens is paid. Tax privileges in the form of change of terms ofpayment of taxes are opened.
Key words: taxes, tax incentives, classification of tax benefits, tax rebates, tax exemptions, investment tax credit, the mechanism of taxation, tax base.
В настоящее время механизм налоговых льгот широко используется в мировой практике для достижения различного рода целей: для оказания помощи низкооплачиваемым категориям работников, стимулирования пенсионных накоплений, содействию повышения образования, улучшения получения медицинской помощи, расширения индивидуального жилищного строительства и
приобретения жилья, для развития предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в экономику, стимулирования научных исследований и разработок, а также для развития отдельных территорий и отраслей экономики. Налоговые льготы являются важным элементом любого налога или сбора, поэтому данный вопрос требует отдельного изучения.
Налоговый Кодекс Российской Федерации признал налоговую льготу в качестве самостоятельного элемента налогообложения и впервые в ст. 56 закрепил законодательное определение налоговой льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Анализ положений Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости использования для понимания сущности налоговых льгот двух подходов - содержательного и формального. Формальный подход предполагает прямое указание закона на наличие в том или ином положении налоговой льготы. Представляется, что наиболее полно сущность налоговой льготы раскрывается при содержательном подходе, который изначально основывается на понятии налоговой льготы и ее четком разграничении по видам, определенности условий их применения, закрепления категорий субъектов, правомочных использовать налоговые льготы.
Смысл большинства из приводимых в научных статья и монографиях определений данного понятия не выходит за рамки понятия, установленного Налоговым Кодексом.
В свою очередь, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые позволяют им сократить размер своих налоговых обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками [1].
Интересно определение налоговой льготы, данное А.В. Малько: налоговая льгота - это разновидность правовой льготы, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающиеся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [2].
С.В. Барулин, А.В. Макрушин, В.А. Тимошенко рассматривают налоговые льготы в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач [3].
Проведенный анализ существующих в экономической литературе определений понятия «налоговая льгота» не позволяет разграничивать собственно налоговые льготы и иные исключения из правил налогообложения, которые можно назвать отклонением от нормативных требований налогообложения.
Думается, что для понимания определения понятия «налоговая льгота» требуется более сложный подход, чем сегодня это принято в российской экономической науке. На наш взгляд, данное понятие должно отвечать определенным требованиям.
Каждая льгота имеет свой, присущий только ей, характер действия как на налогоплательщика, так и на базу налогообложения. Однако индивидуализация налоговых льгот не исключает возможности поиска их общих свойств, назначения или иных признаков, которые бы дали возможность систематизации налоговых льгот по классификационным признакам.
Традиционно налоговые льготы подразделяют на:
1. налоговые изъятия;
2. налоговые скидки;
3. налоговые освобождения.
Необходимо отметить, что Налоговый Кодекс Российской Федерации допускает также существование следующих видов налоговых льгот, заключающихся в изменении сроков уплаты налогов и представляющих собой налоговые освобождения:
1. отсрочка или рассрочка по уплате налога.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности и допускается только по основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации: при причинении налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа; при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер; при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным Кодексом РФ;
2. Инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. Сумма кредита составляет не более 30% стоимости приобретенного оборудования; осуществление этой организацией
внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению; осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите [4].
Таким образом, налоговая льгота в полном объёме отвечает раскрытым признакам, однако имеются специальные признаки, вытекающие из определения и выделяющие именно налоговую льготу и составляющие ее правовые свойства. Это следующие признаки: налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, имеющим определенные признаки, отличающие их от других категорий; налоговые льготы не могут носить индивидуального характера; применение налоговой льготы является правом, а не обязанностью налогоплательщика или плательщика сборов.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что классификация налоговых льгот имеет целевое предназначение и крайне важна для оценки и сопоставления льгот (потерь государственного бюджета), характеризующихся экономической направленностью, т.е. призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшить социальный дискомфорт малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан [5]. На наш взгляд, следует также развивать налоговые льготы молодым работникам - членам семей с детьми, молодым выпускникам вузов в первые годы работы, работникам - членам многодетных семей.
Литература:
1. Коровкин, В.В. Основы теории налогообложения. М., 2006. - С. 148.
2. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве // Теория государства и права: учебник. М., 2002. - С. 484.
3. Барулин ,С.В., Макрушин, А.В., Тимошенко, В.А. Налоговая политика Росии: Монография. - Саратов: Изд. «Сателлит», 2004. - С. 96.
4. Тарасова,В.Ф., Владыка, М.В., Сапрыкина, Т.В., Семыкина, Л.Н.; под общей редакцией Тарасовой, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: КНОРУС, 2012. - С. 27-28.
5. Залибекова, Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов / Теория и практика общественногоразвития.2013 №4. - С.297-299
Literature:
1 . Korovkin, V. V. Bases of the theory of the taxation. M, 2006. - Page 148.
2 . Matuzov, N. I. A.V. Whitebait of a privilege, the privilege and immunities in the right//the state and right Theory: textbook. M, 2002. - Page 484.
3 . Barulin, S. V., Makrushin, A.V., Tymoshenko, V.A. Tax policy of Russia: Monograph. - Saratov: Prod. "Satellite", 2004. - Page 96.
4 . Tarasova, V. F. Vladyka,M.V., Saprykin, T.V. Lord. Semykina L.N. ; under Tarasova V. F. general edition. Taxes and taxation: the textbook - the 2nd prod. reslave. and additional - M.: KNORUS, 2012. - Page 27-28.
5 . Zalibekova, D. Z. Legal regulation of tax privileges and deductions / Theory and practice public развития.2013 No. 4. - Page 297-299.