вопросы инновационной экономики
>
Том 7 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
Креативная экономика
издательство
социально-экономическая модель развития самарской области на основе региональной инновационно-технологической платформы опорного вуза региона
Франк Е.В.1
В статье раскрыты направления формирования социально-экономической модели развития Самарской области на базе региональной инновационно-технологической платформы, формируемой опорным вузом региона (РИТП). Предложены методические подходы к разработке РИТП, основы формирования, перспективные направления деятельности и участие в социально-экономической деятельности региона. Показаны условия осуществления успешной инновационной деятельности данной платформы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, социально-экономическая модель развития, Самарская область, регион, инновационно-технологическая платформа, опорный вуз, методические подходы, перспективные направления, деятельность, инновационный потенциал, наука, инновационное развитие, управление инновациями, образование, научно-технический прогресс.
socio-economic development model of the samara region based on the regional innovative-technological platform of the flagship university of the region
Frank E.V. 1
1 Samara State Technical University , Russia
введение
На современном этапе развития общества одним из основных приоритетов в сфере государственной политики представлена Национальная технологическая инициатива (НТИ), практическим результатом реализации которой должно стать формирование и развитие российских предприятий -лидеров на будущих научно-технологических рынках [6]. У Самарской области имеется возможность войти в состав пилотных регионов, продемонстрировав имеющийся потенциал и перспективные направления развития в сфере научно-технических инноваций [4].
В Самарской области Постановлением Правительства утвержден перечень региональных профессиональных вузов, осуществляющих
1 Самарский государственный технический университет, Самара, Россия АННОТАЦИЯ:
374 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2017 (October-December)
подготовку кадров для ведущих промышленных кластеров области, которые, в том числе, будут участвовать в деятельности, определенной Государственной программой развития региона «Создание благоприятных условий для инновационно-инвестиционной деятельности в Самарском регионе на период 2014-2018 годов» [4].
В настоящее время по программам высшего образования региона предоставляют образовательные услуги 44 вуза, из них [1] (Belotserkovskiy, 2015): 15 государственных вузов; 1 муниципальный вуз; 11 филиалов от государственных вузов; 11 частных образовательных организаций высшего образования; 6 филиалов частных образовательных организаций высшего образования [3] (Kachak, 2012).
Контингент обучающихся по образовательным программам высшего образования составил: в 2014-2015 учебном году более 120,4 тыс. чел., а в 2016-2017 учебном году 123,1 тыс. чел. [2] .Опорный вуз региона - Самарский государственный технический университет - является главным центром концентрации региональных компетенций в стратегии развития Самарского региона, который непосредственно участвует в формировании образовательной, промышленной, кластерной и инновационной, региональной политики, а также является участником аэрокосмического,автомобилестро ительного,информационного,топливно-энергетического, аэрокосмического, химического и медицинского кластеров области.
Ключевыми условиями и направлениями развития опорного вуза области в части реформирования и модернизации системы высшего образования, развития эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности, а также уровня подготовки
ABSTRACT:_
The article reveals the directions of socio-economic development model of the Samara region based on the regional innovative-technological platform and formed by the flagship university of the region (RITP). We present methodical approaches to the development of the RITP, the foundations of the formation, perspective directions of activity and participation in the social and economic activities of the region. We show conditions for successful innovation activity of this platform.
KEYWORDS: formation, socio-economic development model, Samara region, region, innovation-technological platform, flagship university methodical approaches, perspective directions, activity innovative potential, science, innovative development, innovation management, education, scientific and technical progress
JEL Classification: I23, 031, 032, 033 Received: 09.11.2017 / Published: 30.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Frank E.V. (efrank0rambler.ru)
CITATION:_
Frank E.V. (2017) Sotsialno-ekonomicheskaya model razvitiya Samarskoy oblasti na osnove regionalnoy innovatsionno-tekhnologicheskoy platformy opornogo vuza regiona [Socio-economic development model of the Samara region based on the regional innovative-technological platform of the flagship university of the region]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 7. (4). - 373-380. doi: 10.18334/vinec.7.4.38694
вопросы ИННОВАЦИОННОЙ экономики № 4'2017 (октябрь-декабрь)
375
студентов и применения их потенциала согласно требованиям регионального рынка труда является создание и развитие современных многоуровневых образовательных программ инновационного типа, которые ориентированы на решение задач развития области [7].
В проекте «Стратегии социально-экономического развития Самарского региона до 2030 года» СГТУ позиционируется в качестве вуза, на базе которого должен быть создан отраслевой Центр научно-технической информации и прогнозирования для осуществления прогнозно-аналитической деятельности по разработке и мониторингу реализации отраслевых приоритетов в сфере научно-технического развития. Согласно дорожной карте вуза, разработанной совместно с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, СГТУ органы власти региона в рамках проведения «Стратегических сессий» будут осуществлять контроль и корректировку приоритетных задач развития области [4].
из единого центра
В качестве социально-экономической модели развития Самарской области на инновационной основе автором предлагается сформировать на базе вуза региональную инновационную технологическую платформу (РИТП), где вуз будет выступать как организующее начало, интегратор инновационных идей и их коммерциализации для дальнейшего внедрения в промышленный сектор региона. Идея РИТП заключается в том, что в одном месте (территориально и информационно) будут сосредоточены основные инновационные идеи, их научные разработки и деятельность по внедрению в реальный сектор промышленности.
К РИТП будут «подключены» остальные вузы научные организации и предприятия региона в качестве партнеров по инновационной и образовательной деятельности. Функционирование РИТП заключается в том, что образовательный, научный и инновационный потенциал будет реализовываться за счет непрерывного процесса образования и исследования. Часть образовательных функций будет делегирована на промышленные предприятия. За счет новых подходов в образовании обучение будет носить исследовательский характер, с учетом региональных потребностей.
Таки образом, в регионе будет создан единый инновационно-образовательный центр, который координирует всю инновационную деятельность, участвует в регио-
ОБ АВТОРЕ:_
Франк Евгений Владимирович, канд. экон. наук, доцент, проректор по воспитательной и социальной работе Самарского государственного технического университета ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Франк Е.В. Социально-экономическая модель развития Самарской области на основе региональной инновационно-технологической платформы опорного вуза региона // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 4. - С. 373-380. с1о1: 10.18334Мпес.7.4.38694
376 RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОМ^ #4'2017 (ОсЛоЬег-РесетЬег)
нальных программах развития, развивает свою дельность и деятельность партнеров за счет интеграции усилий [1].
На базе вуза уже сегодня принято решение об организации проектного офиса НТИ, главными направлениями деятельности которого должны стать экспертно-аналитиче-ское, организационно-техническое и методологическое сопровождение деятельности рабочих групп, которые участвуют в разработке и реализации дорожных карт, формировании и внедрении профильных образовательных программ с их инструментальной поддержкой.
В рамках работ по формированию РИТП уже в самом начале необходимо определить точки роста и перспективные тренды развития наукоемких технологий. Главным залогом успешности реализации инновационной политики СГТУ будет не только развитие и практическая апробация уже имеющихся в регионе инновационных видов деятельности, но и формирование новых элементов экономики, конкурентоспособных производств, новых технологических рынков, таких как глобальное моделирование; судостроение и навигация; промышленный дизайн, в том числе и в военной сфере; биометрика и фармацевтика; мультинациональные кластеры в сфере инженерного предпринимательства [5] (Saktoev, Khardaev, Kalashnikov, Tyheev, 2009).
Основной индикативной задачей РИТП в данном направлении является создание опережающего научно-технического задела и наукоемких технологий, которые необходимы для формирования перспективной речной и морской техники как гражданского, так и военного назначения, тем более что Самарская область является транспортным узлом, который расположен в главном речном бассейне страны.
В вузе уже достигнуты соглашения с АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Министерством обороны РФ в данном направлении деятельности [5].
Нацеленность на прорыв
К основным технологиям будущего, которые формируют ключевые рынки мировой экономики до 2035 года, относят «Цифровое проектирование и моделирование», входящее в глобальное моделирование. Данное инновационное направление позволит вывести на новый уровень своего развития создание информационных технологий, станет импульсом развития региональных высокотехнологичных производств. Заказчиком работы является: РКЦ «Прогресс».
Нетрадиционным механизмом инновационного развития региональной экономики является промышленный дизайн - интеграция дизайна в инженерное проектирование. Осуществление данного вида деятельности невозможно без создания новых междисциплинарных компетенций, а также и технологической поддержки.
По проекту «Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года» фармацевтическая сфера деятельности будет являться основой развития инновационного медицинско-фармацевтического кластера. СГТУ уже в настоящее время осуществляет формирование новых методов технологий и диагностики
синтеза физиологически активных соединений, ведется разработка методов синтеза фармацевтических субстанций, а также биологически активных препаратов.
Еще одной прорывной технологией, которая формирует будущие инновационные рынки, является формирование мультинациональных кластеров в сфере инженерного предпринимательства. В данном направлении автором предлагается подход, который представляет систему мероприятий, направленных на формирование взаимовыгодного финансово-технологического инновационного канала. Организационная составляющая мультидисциплинарного кластера заключается в следующем:
• предложение потенциальным партнерам возможных направлений участия;
• разработка пилотных проектов взаимовыгодных отношений участия, определение основных стейкхолдеров, налаживание контактов с другими субъектами кластера;
• проведение международных мероприятий научной, образовательной и инновационной направленности;
• формирование совместных объектов инновационной, образовательной и научной инфраструктуры.
Опорный вуз региона берет на себя роль стержневого компонента социально-экономического развития региона в качестве РИТП и должен решать глобальные задачи регионального развития. Для чего необходимо расширить спектр ключевых партнеров, а также направлений взаимодействия с ними. Учитывая тот факт, что проект реализации региональных опорных вузов в РФ является новым, а также нет формально определенной нормативно-правовой базы и опыта в сфере его практического осуществления, главными партнерами на этапе становления вуза в качестве опорного должны выступить органы государственной власти как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, а также другие вузы и иные предприятия региона. Автор приводит перечень основных и потенциальных партнеров СГТУ в таблице.
Международное образовательное и научное сотрудничество СГТУ характеризуется большим количеством зарубежных организаций в лице университетов, а также научных, исследовательских и производственных организаций. С ними подписаны договоры о взаимодействии, сотрудничестве и проведении совместных научных исследований. Для развития международных научно-исследовательских проектов нужно перейти от рамочных и пилотных проектов к сотрудничеству и реальному взаимодействию.
Одним из главных направлений развития опорного вуза на основе РИТП является модернизация инновационной и научно-исследовательской деятельности региона за счет создания благоприятной исследовательской среды, проведения междисциплинарных исследований, привлечения обучающихся к научному творчеству и создания профессиональных проектных команд инженерной элиты в целях решения задач, которые актуальны для устойчивого развития Самарского региона и являются перспективными с точки зрения развития рынков будущего.
378 RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVATiОN ЕСОПОМ^ #4 2017 (ОсЛоЬег-РесетЬег)
Таблица
Партнеры и проектные офисы опорного вуза Самарского региона
№ Партнеры Основные направления деятельности
1 Министерство образования и науки РФ Является генератором тренда по созданию и апробации на основе опорных вузов главных вопросов модернизации инженерно-технического образования; реализации инновационных междисциплинарных образовательных программ с проектным направлением деятельности обучающихся; формирования межпрофессиональных проектных групп; перехода к асинхронному личностно ориентированному образованию на основе модульных образовательных программ; внедрения инновационных образовательных технологий
2 Администрация Самарской области: Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и технологий Привлечение вуза к формированию образовательной, промышленной, научно-технической, инновационной и кластерной политики; формирование потенциала и компетенций опорного вуза при разработке Стратегий и Программ развития региона; создание Дорожных карт участия опорного вуза в научно-технической и социально-экономической жизни области; участие опорного университета в региональных, государственных и федеральных целевых программах; проведение на базе вуза стратегических сессий, а также образовательных, инвестиционных научно-технических и экспертных мероприятий федерального и регионального уровня
3 Опорные вузы других регионов Создание ассоциации опорных вузов как сети университетов с уникальными компетенциями; обмен опытом и практикой по формированию и реализации программ развития; разработка и апробация методов критериальной оценки опорных вузов
4 Научные и научно-исследовательские организации региона Расширение и укрепление взаимодействия в сфере научных исследований; Развитие связей с научно-исследовательскими организациями в инновационной сфере; развитие партнерских связей с производственными предприятиями и организациями, институтами инновационного развития; налаживание связей с инвестиционными организациями; формирование профильных компетенций для опорного университета в других направлениях
5 Создание проектного офиса по реализации проекта «Национальная технологическая инициатива» Проектный офис будет создан совместно с Самарским государственным медицинским университетом, Самарским государственным университетом им. С. П. Королева, Тольяттинским государственным университетом, Поволжским государственным университетом сервиса и т.д. для инициирования и развития партнерских связей, а также формирования благоприятной среды для сети взаимосвязанных систем, которые позволяют эффективно применять компетенции участников
6 Создание Института инженерного предпринимательства и инноватики В целях концентрации работы по взаимодействию с промышленным сектором региона, а также решения кратко- и долгосрочных проектов, реализации НИОКР и инвестирования
7. Создание регионального конгресс-центра Для интерактивного общения в вопросах продвижения образовательных инновационных технологий, определения необходимых вопросов коллегиального решения с представителями Министерства образования и науки
Источник: [5].
заключение
Формирование ключевых направлений модернизации инновационной научно-исследовательской деятельности направлено на решение стратегических задач развития как региона, так и опорного вуза [5]:
• формирование и развитие облика общества в Самарской области;
• управление рынками настоящего;
• создание рынков будущего.
Исходя из решения стратегических задач РИТП имеет ключевые направления данной модернизации:
• формирование и развитие центров превосходства для решения задач будущего;
• развитие научно-технического потенциала университета и региона;
• расширение спектра наукоемких услуг и увеличение объемов НИОКР. Данные направления в рамках РИТП предлагается апробировать на следующих
перспективных трендах: «Глобальное моделирование», «Судостроение и навигация», «Фармацевтика и биометрика», «Промышленный дизайн», «Мультинациональные кластеры инженерного предпринимательства».
Для дальнейшего регионального развития РИТП на базе опорного вуза региона автором предлагаются ключевые направления модернизации в сфере развития городской и региональной среды и местных сообществ:
• развитие профессиональной среды региона за счет организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников предприятий и организаций региона по различным видам деятельности;
• участие в разработке региональной научно-технической политики и решении стратегических задач социально-экономического развития области;
• содействие развитию гражданско-патриотической, культурной, творческой и спортивной среды области;
Предложенный автором комплекс мероприятий может оказать воздействие на повышение качества жизни населения и формирование нового облика общества Самарской области.
ИСТОЧНИКИ:
1. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее обра-
зование в России. - 2015. - № 1. - с. 5-8.
2. Индикаторы науки: 2017. / стат. сб. - М.: Национальный исследовательский универ-
ситет «Высшая школа экономики», 2017.
3. Качак В.В. Научный потенциал вузов и научных организаций Министерства образо-
вания и науки Российской Федерации. 2011. - СПб.: СПбГЭтУ, 2012.
4. Концепция «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-
2020 гг.», принятой распоряжением Правительства РФ № 2765-р от 29.12.2014 года. СПС «Гарант», 2017
380 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2017 (October-December)
5. Сактоев В.Е., Хардаев П.К., Калашников М.П., Тыхеев В.А. Вуз как центр подготовки
кадров для региона // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2009. - с. 317-230.
6. Проект «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на пе-
риод до 2030 года». - СПС «Гарант», 2017
7. Программа развития Самарского государственного технического университета до 2020 года
8. Разуваев В.В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской
Федерации // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2011. - № 3. - с. 45-53.
9. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период
до 2015 года. - СПС «Гарант», 2017
10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.Я. Стратегия инновационного прорыва: 2050. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - 2005. - 337 с.
11. Франк Е.В. Построение модели опорного вуза как элемента инновационной инфраструктуры экономики региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. -№ 12А. - с. 143-150.
12. Франк Е.В. Университеты и инновационное развитие региона // Интерактивная наука. - 2016. - № 1. - с. 177-178.
REFERENCES:
Indikatory nauki: 2017 [Science indicators 2017] (2017). M.: atsionalnyy
issledovatelskiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». (in Russian). Belotserkovskiy A.V. (2015). Vuzy kak generatory regionalnogo razvitiya [Higher education institutions as powerhouse of regional development]. Higher education in Russia. (1). 5-8. (in Russian). Frank E.V. (2016). Postroenie modeli opornogo vuza kak elementa innovatsionnoy infrastruktury ekonomiki regiona [Building a model of a flagship university as an element of the innovation infrastructure of the region's economy]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 6 (12А). 143-150. (in Russian). Frank E.V. (2016). Universitety i innovatsionnoe razvitie regiona [Universities and innovative development of the region]. Interactive science. (1). 177-178. (in Russian). Kachak V.V. (2012). Nauchnyy potentsial vuzov i nauchnyh organizatsiy Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. 2011 [Scientific potential of universities and scientific organizations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 2011] SPb.: SPbGEtU. (in Russian). Kuzyk B.N., Yakovets Yu.Ya. (2005). Strategiya innovatsionnogo proryva: 2050.Rossiya - 2050: strategiya innovatsionnogo proryva [Russia 2050: Strategy of Innovative Breakthrough] (in Russian). Razuvaev V.V. (2011). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti regionov Rossiyskoy Federatsii [Assessment of investment attractiveness of the regions of the Russian Federation]. Vestnik PGU. Seriya: Ekonomika. (3). 45-53. (in Russian).