Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Литература
1. Бияков О.А. Экономическое пространство региона: процессный подход. — Кемерово: КузГТУ, 2004.
2. Жичкина Ю.А. Предпосылки устойчивого пространственного развития региона // Вестн. Самарского госуд. экон. ун-та. — 2011. — №7 (81). — С. 19-23.
3. Климова Н.И., Шмакова М.В. Пространственный контент в стратегическом управлении воспроизводственным потенциалом региона // Стратегия управления воспроизводственным потенциалом Республики Башкортостан в системе национальной экономики / Под общ. ред. К.Н. Юсупова. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. — С. 103.
4. Проект стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 г. // samara2025.ru/files/prilozhenie_
2._strategicheskiy_analiz_po_sferam.doc
5. Пространственное развитие России // Российское экспертное обозрение. — 2004. — №10. — С. 1-52.
6. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. — М.: ТЕИС, 2011.
7. Стратегия пространственного развития Красноярского края 2007-2017 гг. // http://www.vertical.su/files/apm/11_brochures/ strategiya_12_final.pdf
8. Экономическое пространство: теория и реалии / Ред. кол.: А.И. Татаркин (рук.) и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т и др. — М.: Экономика, 2011.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИССИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В.В. Ложко,
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента
И.П. Яковлев,
профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор философских наук
В статье анализируются различные направления и смыслы деятельности средств массовой информации, необходимые для устойчивого социально-экономического развития российского общества государства и его регионов.
Ключевые слова: средства массовой информации, миссия СМИ, ценности общества, социальная ответственность СМИ, целевая социальная направленность, оптимизация деятельности СМИ.
ББК Ч600я43
Трудно представить нашу жизнь без средств массовой информации (СМИ). Получение, формирование и использование информации в интересах существования, функционирования и развития общества и его хозяйства всегда было необходимой потребностью не только каждого человека, но и системы государственного управления. Это прекрасно понимали и использовали все правители России.
Первая русская датированная печатная книга «Апостол», объемом 268 листов и размером 21х14 см, была выпущена Иваном Федоровым тиражом 2000 экземпляров, который печатался с апреля 1563 года по март 1564 года.
Первым русским СМИ была рукописная газета «Куранты», которая появилась в 1621 году. Ее название происходит от «вестовых писем» или «курантов» (от французского courant — текущий). Такие «куранты» составлялись в Посольском приказе дьяками и подъячими, которые выбирали информацию из иностранных (немецких, шведских, голландских и др.) газет и в русском переводе записывали ее на узкие длинные листы бумаги. Газета была строго тайным документом, выходящим всего в нескольких экземплярах от двух до четырех раз в месяц. Содержание газеты носило придворный, дипломатический, военный и торговый характер. Доступ к ней имели только царь Михаил Федорович и его ближние бояре.
Первая русская печатная газета «Ведомости», рассчитанная на массового читателя, вышла в 1702 году. Газета была предназначена для пропагандирования внешней и внутренней политики царя Петра I. Название «Санкт-Петербургские ведомости» газета получила в 1728 году.
272
Главная информационная и воздействующая функция современных СМИ обладает, многогранностью, широким охватом населения, быстродействием, а ее содержательная и смысловая составляющие существенным образом влияют на происходящие в обществе и экономике процессы. Это, безусловно, используется различными гражданскими, политическими и государственными структурами в своих интересах. Поэтому от СМИ ожидают служения общественным интересам или общественному благу. Для человека это благо связано с главной ценностью — самой жизнью, ее продолжительностью и качеством. Если продолжительность легко измеряется в годах жизни, то качество этих прожитых лет измерить непросто, потому что оно включает в себя как количественные (уровень жизни, образования и т.д.), так и качественные (социальную ценность этой жизни для общества, ощущение благополучия, счастья и др.) характеристики.
В таком случае общественное благо, например, региона может быть выражено не только в средней продолжительности жизни населения, уровне и качестве жизни, но и во вкладе людей и системы государственного управления в формирование социального государства, развитие экономики, сохранение национальной идентичности, развитие национальной культуры, гармоничное сочетание экономической эффективности и социальной справедливости. Эти целевые ориентиры должны быть регуляторами деятельности всего населения, органов власти и СМИ.
В социально-экономической научной литературе сформулирована перспективная точка зрения на то, что «достойное качество жизни как цель социально-экономического разви-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
тия требует своего формирования как система объективных условий существования деятельности и развития человека и общества, оцениваемая по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям» [1].
Деятельность СМИ можно отнести к важным субъективным механизмами условиям реализации этой цели. В то же время у некоторых журналистов можно заметить непонимание и нежелание выполнять эту социальную миссию. Она подменяется целями-средствами, в роли которых выступают ценности свободы и плюрализма информации в борьбе с авторитаризмом и идеологической односторонностью, а также материальный успех на рынке ценой большего внимания к негативу, «чернухе». В то же время гражданское общество вправе ожидать от СМИ, в интересах добропорядочного обеспечения общественного блага, высокого уровня, профессионализма, под которым можно понимать гармоничное соотношение личных интересов с общественными.
Но у журналистов чаще проявляется личное стремление к максимальной, не регулируемой никакими нормами, свободе. С другой стороны общество, власть, общественность стремятся к ее не всегда разумному ограничению и контролю над СМИ. Данные опросов общественного мнения показывают высокий потенциал критического, хотя и не всегда обоснованного, отношения в российском обществе к деятельности СМИ. Часть журналистов, особенно в регионах, вынуждены обслуживать интересы власти, которая ограничивает свободу СМИ, регулирует информационные потоки в свою пользу. В этом случае СМИ превращаются в пиаровские инструменты власти. В обоих случаях, и в стремлении к максимальной свободе и в служении интересам власти, страдает выполнение главной задачи — служение общественному благу. Выигрывают или сами журналисты или власть, но не большая часть населения, которая заинтересована в справедливости и достойной жизни.
Оптимальный путь средств массовой информации — пройти между этими «Сциллой и Харибдой» так, чтобы выдержать требования социальной миссии и ответственности, не ограничивая свободы творчества и не попадая полностью в «объятия власти». Этот подход связан с поиском золотой середины между СМИ и обществом.
Теоретически это две стороны системообразующего в деятельности СМИ ценностного целеполагания: с одной стороны речь должна идти о социальной ответственности СМИ и журналистов, рекламистов, PR-специалистов, а с другой — о не меньшей ответственности аудитории и всех политических и социальных институтов перед СМИ. И только в некоем гармоничном соотношении, регулируемом правом и этикой, может нормально функционировать массовая коммуникация в обществе.
Это некий идеал, к которому следует стремиться. Массовый коммуникатор должен быть ответственным перед людьми, так как его действия могут вызывать для них нежелательные последствия. В кодексе, принятом Союзом журналистов России указывается, что журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему известен. Он должен избегать нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно значимых или распространением заведомо ложных сведений.
Это и есть нравственная составляющая этого вида деятельности, также как это требуется в любом другом. Поэтому СМИ не могут проходить мимо фактов несправедливости, слабости власти, коррупции, массового воровства и всего того, что требует наведения нравственного порядка.
В сообщениях журналиста должно проводиться различие между объективными фактами и мнениями, версиями, предположениями, при этом он не обязан быть нейтральным. Он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая пол, национальность, язык, религию, политические и иные взгляды.
Для специалистов PR или рекламистов проблема ответственности связана с необходимостью соблюдения меры в предоставлении позитивной информации об организации,
человеке, товаре и т.п. Она не должна быть слишком искаженной, иначе она превращается в ложную, мифологическую. Но определенной степени преувеличения, приукрашивания реальности избежать невозможно. Если же руководство требует от специалиста лгать, то здесь он должен решить вопрос о работе в этой структуре.
С этим связана ответственность за то, что они делают или что им не удалось сделать. Ответственность соотносится с широко распространенными ценностями общества с учетом особенностей региона [2].
Ценность свободы — отсутствие цензуры, привилегий и других мер контроля, равные права и возможности граждан в доступе к информации (право на коммуникацию). Получение информации СМИ из разных источников, отсутствие скрытого влияния собственников, власти и других агентов влияния на новости и точки зрения. В сумме это свобода коммуникаторов и граждан-потребителей информации. Но она не может быть абсолютной.
Ценность плюрализма—отражение различных социальных, экономических и культурных реалий, представителей социальных и культурных меньшинств, разных интересов и мнений.
Качество информации — полное обеспечение новостями и комментариями о событиях в регионе, обществе и мире, объективность (точность, откровенность, надежность, разделение фактов и мнений), сбалансированность и беспристрастность, отражение альтернативных точек зрения (бинарность оппозиций или спектральность).
Ценности социального порядка и солидарности — стремление к интеграции и гармонии в обществе — обеспечение каналами общения и поддержки разных индивидов и групп. Не должно быть стимуляции социального беспорядка и преступности. В вопросах национальной безопасности (война, терроризм) следует исходить из национальных интересов, в вопросах морали придерживаться господствующих в обществе норм.
Ценность культурного порядка — отражение и выражение языка и современной культуры людей (национальной, локальной, региональной), отражение лучших материалов культурного наследия. Оригинальность и высокое качество творчества, соответствующего эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям.
Эти общие ценности выступают как некоторый идеал, к которому должны в своей деятельности стремиться все федеральные и региональные СМИ. Они определяют задачи средств массовой информации:
— СМИ должны брать на себя и нести ответственность за поддержание ценностей перед обществом;
— эта ответственность должна быть связана с соблюдением профессионализма — информативности, правдивости, точности, обьективности и баланса информации;
— они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;
— медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике.
Рассматривая теорию социальной ответственности в аспекте поиска оптимального взаимодействия между СМИ и аудиторией, нельзя не коснуться взаимотношений СМИ и региональной власти. Теория социальной ответственности точно так же трактует роль СМИ в обслуживании политической системы, в просвещении общественности и в гарантировании свобод личности, но она представляет ту точку зрения, что они выполняют эти функции недостаточно хорошо. Эта теория признает роль СМИ в обслуживании экономической системы, но не приемлет положения, когда эта задача главенствует над такими функциями, как продвижение демократических процессов или просвещение общественности. Она признает роль СМИ в предоставлении развлечения, но с условием, что это «хорошее развлечение». Теория признает необходимость для СМИ быть финансово независимыми, но утверждает, что в случае необходимости определенные средства массовой информации следовало бы освободить от обязанности зарабатывать на рынке деньги на свое содержание.
273
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Вопрос о социальной ответственности СМИ возник как реакция на негативные явления их реальной практики, как например:
1) . СМИ пользуются своей властью в собственных интересах. Их владельцы стремятся проводить свои собственные взгляды на политику и экономику в ущерб мнению оппонентов.
2) . Они пресмыкаются перед бизнесом, нередко позволяя рекламодателям контролировать редакционную политику и содержание материалов.
3) . В освещении текущих событий чрезмерно большое внимание обращается на поверхностное и сенсационное, а развлекательным материалам часто недостает содержательности, или они несут угрозу общественной морали.
4) . Массмедиа контролируются группами политиков, чиновников и предпринимателей, которые ограничивают свободный и открытый рынок идей, сопротивляются невыгодным для них переменам.
5) . Происходит вторжение в личную жизнь граждан.
Все эти негативные явления свойственны и отечественным СМИ. Это, например:
ангажированность телеканалов и других СМИ, обусловленная их финансовой зависимостью;
целенаправленное использование в политических интересах групп влияния;
участие печатных и электронных СМИ в избирательных кампаниях в качестве информационных «наставников» и политических киллеров;
участие в информационных войнах, в том числе в «войнах компроматов».
Поэтому проблема социальной ответственности остра и в России. Для разных социальных систем может быть наиболее оптимальна или рационально-либертарианская модель (для стран с развитой демократией), или рационально-авторитарная модель (для стран с авторитарными традициями). В первом случае акцент должен быть сделан на ответственности СМИ перед властью и государством, чтобы уберечься от индивидуалистических крайностей. Во втором же акцент смещается на ответственность власти перед СМИ, чтобы уберечься от крайностей авторитаризма, ведущих к тоталитаризму.
В то же время реальность свидетельствует об отклонениях от этого идеала, что проявляется в трех группах негативных тенденций в отечественной региональной журналистике:
1. Понимание принципа свободы слова как свободы от всех границ, рамок, возможность делать все, что угодно. С этим связано стремление к зарабатыванию на сенсационности, на негативной информации, сценах насилия и жестокости в электронных СМИ, особенно на телевидении;
2. Ангажированность, работа не на социальный заказ, а на чиновников, коммерсантов, политиков; манипулирование данными, тенденциозный подбор цифр и фактов, публикация недостоверной информации; наличие заказных материалов, слияние пиара, рекламы и журналистики;
3. Недостаточно глубокий анализ социальных проблем и общественно значимых экономических и политических процессов; недостаточное внимание к «простому» человеку, его проблемам, бедам и достижениям, защите его интересов; сужение обратной связи с аудиторией до количественных рейтингов.
На сайте (polpred.ru) Северо-Западного федерального округа представлены тематические рубрики, по которым собирается информация о материалах в СМИ. Бросается в глаза то, что она имеет отраслевую структуру. Более 16 тысяч сообщений распределяются по таким отраслям как авиация и автопром, агропром, леспром, легкопром, строительство, транспорт и т.п. Есть и рубрики по отраслям социальной направленности, таким как медицина, образование, наука, но нет таких важных рубрик как качество жизни, человеческий потенциал, уровень жизни населения региона и др. Целевая социальная направленность на общественное благо «размазывается» по отраслям, не интегрируется и не позволяет определять насколько экономика, общество и регион движется к главным целям.
У Пресс-центра СЗФО лучше представлены социальные темы (здоровье, культура, социальная защита, труд, праздники
и др.), но также нет указанных нами рубрик по качеству жизни. В связи с этим неясно как можно оценивать степень реального качества жизни, которое следует оценивать на соответствие с принятым в государстве нормативами, стандартам и жизненным ценностям. Поскольку такая задача не ставится, поэтому журналисты не имеют четкой ориентации на генеральную цель повышения качества жизни всего населения региона. Повышение социальной ответственности массовых коммуникаторов в этом направлении — важнейшая стратегическая задача, стоящая перед СМИ.
Невнимание к ней приводит к тому, что у населения много претензий к СМИ и низкий уровень доверия. К сожалению, в условиях наличия безответственных читателей и зрителей, чиновников, собственников СМИ не могут соблюдаться все предъявляемые к ним требования. Следовательно, требования социальной ответственности должны распространяться не только на СМИ, но и на потребителей информации, которые являются и заказчиками соответствующей информации.
В нормальных условиях социальная ответственность предполагает контроль за СМИ с помощью общественного мнения, профессиональной этики, обществ потребителей и других институтов гражданского общества. Основаниями для этого должны быть уже не абстрактные философские идеи, а рекомендации ответственных комиссий и этические кодексы сообществ коммуникаторов. Интересы общества и СМИ должны совмещаться через цивилизованный рынок и рациональную систему управления.
Вот основные требования к СМИ в духе концепции социальной ответственности, которые остаются актуальными на уровне государства и его регионов. Региональные СМИ должны представлять и разъяснять задачи общества и его ценности, связанные с качеством жизни, применительно к региону. Не просто информировать, а давать правдивый, исчерпывающий отчет о наиболее значимых региональных, федеральных и мировых событиях не упуская стратегической цели экономики, общества и государства — повышения качества жизни населения. Необходимо изучать проблемы, трудности, вскрывать их причины и вместе с обществом и государством искать пути и способы их преодоления. СМИ должны быть форумом для обмена разными существенными идеями и мнениями по поиску путей и средств лучшего их решения.
В связи с этим особенно важный вопрос — это отношения СМИ с региональной властью. Безусловно, что органы власти стремятся регулировать деятельность СМИ. Но власть это не враг СМИ, как полагают радикальные сторонники свободы, а главный их партнер. Поэтому отношения между властью и СМИ нельзя сводить к однобокой схеме «реакционного государства и свободных СМИ». Власть и СМИ вместе работают над «общественным благом», хотя не могут подчас избежать коррупции. В то же время социологические исследования вскрывают проблему большего влияния власти на СМИ, чем наоборот. Сильна зависимость от власти и бизнеса, особенно региональных средств массовой информации.
По данным опроса «Левада-Центра» в ноябре 2010 года 65% опрошенных считали, что СМИ находятся под контролем власти и бизнеса и только 24% говорили об их независимости. В то же время 63% полагают, что пресса и журналистика достаточно или излишне свободны и только 27% говорят о том, что они недостаточно свободны. Эти данные выявляют противоречивость общественного мнения о СМИ. В частности, оно отказывает им в объективности — 52% считают, что СМИ являются средствами пропаганды и манипулирования общественным мнением (об объективности информирования заявили только29%). Но за усиление контроля над СМИ выступают только23%, а критику власти поддерживают 69%.
Есть проблемы и самих массовых коммуникаторов. Мы акцентируем внимание на ориентированности журналистов не только на рыночные ценности, но прежде всего на ценность главного общественного блага, качества жизни в условиях рыночной экономики.
Категория «социальной ответственности» относится не только к СМИ, но и к власти, бизнесу, общественности, всем
274
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
организациям. Все они должны стремиться к взаимной ответственности и соблюдению требований законов и морали.
Сегодня каждый субъект Федерации имеет более или менее развитую систему СМИ, включающую в себя все виды государственных и частных организаций — от печати, радио, телевидения до Интернета регионального и местного уровней. Сегодня трудно говорить о каких-то нормах или количественных оптимумах СМИ в регионе. Но одно можно сказать определенно — социально-экономическое и медийное развитие взаимосвязаны. Более развитые экономически регионы имеют и более развитую структуру СМИ. Об этом говорят примеры Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других центров российских регионов. Локомотивом медийного производства в регионах являются десять издательских домов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска и др., выпускающих более 15 межрегиональных изданий (преимущественно журналов) с совокупным тиражом около 2,7 млн экземпляров, охватывающих более 50 регионов.
Показатели экономического уровня жизни являются важнейшими составляющими качества жизни, но и иформацион-но-коммуникативное обеспечение жизни также становится все более важным показателем ее качества на уровне и региона, и отдельной семьи, человека. Растут и возможности медиаотрасли. Она становится важной отраслью народного хозяйства. Ее доля в ВВП сопоставима с вкладом ряда промышленных отраслей, например, легкой промышленности. Ориентиром на будущее должно быть такое развитые страны, где вклад медиаотрасли в ВВП станет больше в 2-3 раза. В соответствие с Концепцией развития телерадиовещания до 2015 года оборот медиаотрасли должен превысить триллион рублей. Одним из технических средств реализации этих задач является переход к цифровому вещанию. Однако в модернизации нуждается больше половины технического потенциала отрасли. Согласно этой концепции во всех субъектах РФ должны действовать 4 обязательных радиоканала (Радио России, Юность, Маяк и региональное радио), 6 общероссийских телеканалов и один региональный. Переход на «цифру» позволит резко увеличить объем вещания, потому что на одной частоте можно будет передавать от 6 до 12 каналов. Сегодня в США средняя семья принимает более 70 каналов.
Роспечать показывает данные о том, что прирост Рунета происходит преимущественно за счет регионов. В 2011 г. из числа новых пользователей Интернет более 90% проживали за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В селах аудитория увеличилась на треть (в столицах — только 6%). Быстрыми темпами развивается мобильный Интернет. За три последних года его месячная аудитория увеличилась в 2 раза (в целом в Интернет — на 50%). В 2011 г. пользователей, выходящих в Интернет с различных мобильных устройств, насчитывалось уже более 21 млн человек (17% от всей аудитории пользователей). Наиболее популярен он среди молодежи. Количество подключений по беспроводным технологиям в 2011 г. увеличилось на 44%. Наибольшее распространение модемы беспроводной связи получили в селах и небольших городах, где возможность подключения высокоскоростного проводного Интернет зачастую отсутствует. В городах с численностью населения от 100 тысяч человек более 70% пользователей используют широкополосный доступ в сеть. Самыми посещаемыми в России являются сервисы «Яндекса», «Mail.Ru» и «В Контакте». По итогам сентября 2011 г. «Яндекс» вышел на 5 место в мире среди поисковых систем по количеству обработанных поисковых запросов.
Активно развиваются социальные сети. В регионах страны ими охвачено более 90% Интернет-пользователей, причем по этому показателю многие регионы обгоняют столицы. По популярности среди населения времяпрепровождение в социальных сетях вышло в России на второе место. Самым быстроразвивающимся рынком информационных технологий становятся «облачные» вычисления благодаря другим прорывным технологиям, таким как мобильные устройства, беспроводные сети, аналитическая обработка больших массивов данных и социальные сети. По мнению экспертов, эти технологии сольются и образуют третью платформу отрасли, на которой будет выстраиваться долгосрочное развитие.
Печатные СМИ в регионах развиваются в сложных условиях растущей конкуренции со стороны электронных СМИ и Интернета [5]. В то же время ежегодно Роскомнадзор регистрирует около 3 тыс. новых печатных СМИ. Более половины их приходится на 15 субъектов РФ, а 25% — на 30. В большинстве региональных центров идет конкуренция между локальными (местными) и сетевыми изданиями. Локальные издания представлены частной, государственной и муниципальной прессой, а сетевые — федеральными и межрегиональными изданиями.
Пытаясь противостоять напору коммерческой прессы и интернета, общественно-политические газеты регионов идут по пути сокращения периодичности своего выхода, переводятся на бесплатную основу. Численность их сокращается. Наиболее популярна кроме информационно-политической и рекламной, тематика по недвижимости, строительству и ремонту, автомобильная, познавательно-развлекательная, мода и стиль жизни, медицина и здоровье, бизнес, товары и услуги.
К числу наиболее острых экономических проблем региональной печати относится увеличение себестоимости производства, рост затрат на доставку изданий. Сокращается подписка, цены имеют тенденцию к росту. Падение интереса к областным изданиям вызвано тем, что даже в самых отдаленных районах новости получают из различных источников: ТВ, Интернета, бесплатных изданий. Местная информация наиболее востребована жителями самих муниципальных образований, но муниципальная пресса держится на плаву благодаря поддержке местных властей. Приватизация их может быть успешной только при большой плотности населения.
Проникновение интернета, рост посещаемости сайтов, тематически пересекающихся с бумажными носителями, усилили интерес к онлайн-сфере. Однако региональный рекламный рынок к ней еще не приучен, и отток потребителей в интернет далеко еще не критичен для существования традиционной бумажной прессы.
Для оперативного решения вопросов саморегулирования отрасли создаются региональные профессиональные объединения издателей. Продвинутые региональные издатели определили для себя три главных направления развития: наращивание числа клиентов, старты новых локальных проектов и расширение географии сетей при максимальной автоматизации бизнес-процессов [3].
По развитию оптимизации деятельности СМИ в регионе и повышению их социальной ответственности можно сделать следующие рекомендации:
— в повестке дня СМИ имеет смысл сделать приоритетными вопросы качества жизни, человеческого капитала и стратегии развития региона, экономической и правовой грамотности населения. Необходимо не только лучше информировать о разработках в этой области, но и привлекать население и специалистов к их обсуждению. Целесообразно ввести постоянные рубрики «Качество жизни», «Стратегия региона». В стратегические программы развития регионов необходимо включать и информационную составляющую [4];
— рынок и демократия требуют ослабления влияния властей на СМИ. В то же время для региональных СМИ характерна сильная экономическая зависимость от властных структур. Необходимо наряду с развитием государственных СМИ усиление роли частных, независимых СМИ, имеющих больший критический потенциал по отношению к социально-экономической политике в регионе;
— в системе средств массовой информации происходит перераспределение влияния на население. Печать, радио и даже телевидение теряют позиции в пользу интернета. Телевидение в регионах еще остается одним из главных инструментов политического влияния правящей элиты. Но наметившийся негативный тренд роли телевидения, двинувшегося в сторону коммерциализации, развлекательности содержания, представляет опасность и для власти, и для формирования мировоззрения населения. На телевидении не хватает серьезного обсуждения социально-экономических проблем регионов. В этих условиях растет доверие к интернету, который позволяет доступ к разным источникам информации. Общественности
275
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
и региональной власти необходимо усиливать внимание к ветствия требованиям повышения качества жизни и социаль-интернету как средству массовой информации в плане соот- ной ответственности.
Литература
1. Ложко В.В. Современные подходы к формированию качества жизни населения и человеческого капитала в национальной и региональной экономике // Проблемы современной экономики. — 2010. — №4. — С.255.
2. Яковлев И.П. Современные теории массовой информации. — СПб. — 2012.
3. Массмедиа российского медиаполиса. — СПб. — 2009.
4. Мозолин А.В. Проблемы управления имиджем региона: стратегические и технологические аспекты // В сб.: СМИ в современном мире. — СПб. — 2010. — С.131.
5. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. В.В. Григорьева. — М., 2011. (На сайте Роспечати).
УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДИНАМИКОЙ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТЕРРИТОРИЙ
В.М. Рамзаев,
проректор по научной работе и экономическому развитию, заведующий кафедрой экономики
Международного института рынка (г Самара), доктор экономических наук
Е.А. Кукольникова,
доцент кафедры экономики Международного института рынка (г. Самара),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье представлена методология управления конкурентным развитием территорий, основанная на использовании методов динамического моделирования и кластерном подходе. Рассмотрены этапы разработанной методологии, обоснована целесообразность ее применения в современных экономических условиях.
Ключевые слова: управление конкурентным развитием территорий, кластерная структуризация, динамическое моделирование.
УДК 332.1 ББК 65.04
Развитию современной экономики свойственна явно выраженная и нестабильная динамика — резкое ускорение сменяется замедлением и наоборот. Так, снижение ВВП европейской экономики составило 6% в 2008-2009 гг., 1,5% в 2011 г., 0,2% в 2012 г. По итогам 2013 г. прогнозируется рост ВВП Евросоюза на 0,6%, в 2014 г. — на 1,2%. Дефицит бюджета еврозоны сократился с 4,2% ВВП в 2011 г. до 3,7% в 2012 г. Ожидается дальнейшее снижение дефицита до 2,8% ВВП в 2014 г. При этом правительственный долг увеличился до 91% ВВП в 2012 г. с 87% в 2011 г. [1]
Российская экономика, как менее устойчивая, демонстрировала еще более выраженные изменения. Рост ВВП за период 2001-2008 гг. составил 6,6%. В 2009-2011 гг. наблюдалось падение до 0,2% и опять рост в 2012 г. до 3,4%. Размер государственного долга составлял минус 9,5% ВВП в 2011 г. и 3% в 2012 г. Дефицит бюджета 4% в 2010 г., сменился профицитом в 0,8% в 2011 г. Однако сохранить положительную динамику не удалось, и 2012 г. был окончен с дефицитом 0,02%. [1]
В современных условиях даже незначительные изменения в монетарной политике значимых экономик мира приводят к существенным колебаниям широкого спектра макроэкономических показателей, включая конкурентоспособность многих других стран.
Традиционные теории, концепции и подходы в данной ситуации не предоставляют адекватного методологического аппарата управления конкурентоспособностью территорий, т.к. не учитывают в полной мере динамические свойства управляемых систем, в том числе спектр возможных изменений параметров системы в ответ на возмущения внешней среды.
Таким образом, неопределенная экономическая ситуация в России и мире в целях эффективного управления развитием территорий требует разработки новых подходов и методологии,
предусматривающих учет динамики процессов и явлений, возможности выбора оптимальной траектории в целях обеспечения устойчивости. При этом конкуренция остается важнейшим фактором, стимулирующим развитие и качественный рост сложных региональных социально-экономических систем. Под конкуренцией территорий мы понимаем соперничество за пространственное распределение и перераспределение ограниченных экономических ресурсов.
Предлагаемая новая методология управления конкурентным развитием территорий основана на использовании методов динамического моделирования и кластерном подходе и имеет следующий вид:
1. Анализ внешней среды и факторов влияния:
1.1 Выявление факторов конкурентоспособности территории;
1.2 Определение уровней значимости факторов конкурентоспособности;
1.3 Декомпозиция факторов, определение критериев, количественных и качественных показателей конкурентоспособности территории.
2. Моделирование состояния сложной социально-экономической системы территории:
2.1 Формирование целевой функции модели состояния конкурентного развития территории;
2.2 Формирование системы ограничений по факторам конкурентоспособности;
2.3 Моделирование и оценка уровня конкурентного развития территории, определение необходимости управляющего воздействия.
3. Учет и управление коррелированными эффектами факторов конкурентоспособности территории в условиях ограниченности ресурсов:
276