УДК 636.2:631.15
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
О. А. СТОЛЯРОВА,
кандидат экономических наук,доцент, заведующая кафедрой экономики АПК E-mail: [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
В статье отмечается, что социально-экономическая эффективность организаций молочного подкомплекса предполагает обеспечение доступности и уровня потребления молока и молочной продукции в соответствии с рациональными нормами потребления. Для этого необходима система формирования платежеспособного спроса и предложения на сырье и конечную продукцию с учетом социально приемлемых цен и стабилизации доходов населения.
Ключевые слова: молоко, спрос, эффективность, каналы реализации, продовольственная безопасность, цена.
Основными поставщиками молочной продукции на международный рынок являются Австралия и Новая Зеландия — 15 млн т в год (57,7 % от производства). Показатели Новой Зеландии за 2009 г. составили 11,3 млн т, что на 9% превышает уровень 2008 г. Экспорт цельного молочного порошка увеличился на 7%, а обезжиренного молочного порошка — на 24%. Поставки масла выросли на 10%, а сыра сократились на 5%. Австралия вывезла за границу 3,7 млн т продукции в молочном эквиваленте, и в 2009г. прирост составил 12 %. По экспорту в молочной отрасли Австралия занимает третье место в мире. В2010г. совокупный экспорт из Австралии и Новой Зеландии вырос на 10 % (до 16,4 млн т). Евросоюз является вторым экспортером в мире после Австралии и Новой Зеландии. В 2009 г. вывоз из ЕС сократился на 12 % (до 8,4 млн т). Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) заранее спрогнозировала, что в 2010 г. экспорт молочной продукции из ЕС сократится еще на4 % [2].
В связи с социальной значимостью молочной продукции на нее существует постоянный потребительский спрос. Однако в условиях отечественного продовольственного рынка на молочную продукцию характерен повышенный эластичный спрос, обусловленный уменьшением доходов и ростом уровня цен, что основано на законе спроса и предложения. Ограничилось потребление не только дорогостоящей молочной продукции (сыров, масла), но и цельномолочной продукции.
В уровне потребления молочной продукции и колебаниях цен на нее выражена сезонность: в весенне-летний период спрос заметно увеличивается из-за расширения предложения товарных ресурсов.
Парадоксальным является то, что на российском рынке молочной продукции возрастает ассортимент при одновременном падении производства. Это связано, по мнению автора, с влиянием двух факторов:
— с ростом объемов импорта масла, молока и сливок сгущенных, атакже сыров;
— с низкой покупательной способностью преобладающей части населения и достаточно высокими ценами на основные виды молочной продукции.
В Пензенской области также сокращается потребление основных продуктов питания (табл. 1).
В 2005 г. в Пензенской области потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) надушу населения составляло 258 кг, т. е. 64,5 % по отношению к 1990 г., а в 2009 г. — 287 кг, что наЮЗ кг ниже рациональной нормы питания.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год в Пензенской области в 1990, 2001—2009гг., кг
Показатель 1990 2001 2005 2006 2007 2008 2009
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) 400 220 258 270 282 292 287
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 76 42 49 56 59 62 61
Основной причиной является не только сокращение сырьевой базы, но и снижение покупательной способности населения. Государство устранилось от регулирования молочного рынка, наблюдается разница в уровне рентабельности производства, переработки и торговли молочными продуктами. Самая высокая рентабельность у торговых организаций, а самая низкая — у производителей молока и переработчиков.
Для обеспечения населения продуктами питания по рациональным нормам за счет собственного производства необходимо производить в стране 64 млн т молока [4]. Для того, чтобы догнать Запад, по расчету видных российских ученых, сельскому хозяйству необходимо предоставить 500—800 млрд руб. бюджетного финансирования и плюс еще 800 млрд руб. государственного кредита. При этих условиях страна снова вернется от 75 млн га пашни в 2009 г. к 117 млн га пашни, которыми располагала еще в 1990 г. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось быв2,7 раза.
Производство молока в хозяйствах всех категорий Пензенской области в 2009 г. снизилось на 39,7 % по сравнению с уровнем 1990 г. и на 7,0 % по сравнению с 2008 г. и составило 511,2 тыс. т. В сельскохозяйственных организациях производство молока в 2009 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 335,6тыс. т (на 39,6%) (рис. 1).
Рынок молока и молочной продукции определяется:
— платежеспособным спросом;
— размером среднедушевого дохода;
— уровнем розничных цен на молоко и молочные продукты;
— динамикой цен на прочие продукты питания, продовольственные товары, различного видауслуги.
Индекс потребительских цен в Пензенской области в 2009 г. снизился по сравнению с уровнями 1998 и
2008гг. соответственно на 75,5 и 5,2% и составил 111,3%. Продолжает увеличиваться сегмент рынка с доходами ниже прожиточного минимума, что сужает емкость рынка молока и молочной продукции области. В 2009 г. в области при среднем денежном доходе 11 361 руб. в мес. доля потребительских расходов на продовольственные товары составила 38,9 %, что на 2,2% ниже по сравнению с уровнем 1998 г. Это связано с резким ростом тарифов на платные услуги населению на 58,3%. В 2009г. в Пензенской области на покупку товаров и оплату услуг затрачивалось 71,1 %,ав 2000г. — 75,4%.
Структура стоимости минимального набора молочной продукции в Российской Федерации в расчете на 1 чел. с2001 по 2009 г. увеличиласьс 16,4 до 18,7%, или на2,3% (рис. 2).
Рис. 1. Производство молока в сельскохозяйственных организациях Пензенской области в 1990—2009гг.,тыс. т
18,3
19.1
Рис. 2. Структура стоимости минимального набора молочной продукции в РФ в расчете на 1 чел., %: 7-2001г.; 2- 2006г.; ^-2007г.;4-2008г.; 5-2009г.
Уровень реальных доходов населения напрямую зависит от соотношения темпов роста номинальных денежных доходов и потребительских цен. Некоторые виды молочной продукции, которые рекламируются в средствах массовой информации, как правило, характеризуются значительным ростом потребления. Рекламируется молочная продукция с добавлением наполнителей, в результате чего характеризуются высокие потребительские свойства вторичных компонентов.
Смещение акцента в рекламе молочных продуктов в сторону продукции с большей долей главного компонента — молока (творог, кефир, простокваша, твердые сыры), требующей наибольшего количества молока как сырья для изготовления единицы готовой продукции, будет оказывать двойной эффект высокой социальной значимости.
Фактором стабильности экономики Пензенской области является увеличение реальных доходов населения. Начиная с 2000 г. значения реальных денежных доходов по сравнению с предыдущим годом неизменно превышали уровень 100%. Это было обусловлено опережением денежных доходов над уровнем инфляции, сложившейся в Пензенской области.
Финансовый кризис, произошедший осенью 2008 г., отразился на реальных доходах населения области в 2009 г., когда они оказались ниже доходов соответствующего периода 2008г. на 8,5%. Помесячный анализ реальных денежных доходов населения региона показывает, что самый низкий их уровень был в июне 2009 г.
Индекс потребительских цен в Пензенской области в 2009 г. снизился по многим видам молочной продукции по сравнению с 2005 г. (табл. 2).
Таблица 2
Индексы потребительских цен на молочную продукцию в Пензенской области в 2005—2009 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года), %
Самый низкий индекс потребительских цен в Пензенской области в 2009 г. наблюдался по сырам плавленым, который составил 95,2% к уровню предыдущего года.
Динамика спроса населения области на основные продукты питания за пять лет такова, что увеличивается потребление низкокалорийных продуктов питания: нежирная продукция, спреды. Это связано с тем, что средние потребительские цены на масло сливочное в 2009 г. выросли на 89,2 %, на сметану — на 40 %, творог жирный — на 70% (табл. 3).
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения в области по маслу сливочному увеличилась с 57,4кг в мес. в 2005 г. до 82 кг в 2009 г., а по молоку цельному разливному соответственно с 383,8 кгдо 654,7кг в мес.
Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, по Пензенской области возросла в расчете на 1 чел. в мес. с 1 202,46 руб. надекабрь 2005 г. до 1 862,39 руб. в декабре 2009 г. (на 54,9%). Средняя цена на молоко свежее на городском рынке г. Пензы в 2009г. увеличилась на 60,0% по сравнению с уровнем 2005 г., на сметану — в 2 раза, на масло животное — на 66,7 %.
Рынок сырого молока подвержен влиянию внутренних и внешних факторов, которые в свою очередь оказывают большое влияние на основные показатели экономической эффективности производства молока. Экономическая эффективность производства молока в Пензенской области не отвечает современным требованиям. Низкая интенсивность ведения молочного скотоводства,
Таблица 3
Средние потребительские цены на молочную продукцию в Пензенской области (на конец года) в 2005—2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Масло сливочное 106,3 103,1 132,0 112,8 106,4
Молоко и молочная 111,5 107,7 126,0 113,9 104,3
продукция
Молоко питьевое 112,0 106,8 131,0 110,7 106,3
пастеризованное
2,5—3,2 % жирности
Сметана 110,0 107,5 125,9 110,0 103,2
Кисломолочные 106,8 113,2 131,3 112,3 105,4
продукты
Творог жирный 114,2 107,8 127,4 114,5 104,7
Творог нежирный 111,6 108,8 118,4 110,7 108,8
Сыр 109,4 105,3 160,1 89,2 101,6
Сыры плавленые 103,9 102,4 135,2 103,1 95,2
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Масло сливочное, 78,11 80,48 111,62 129,35 147,80
руб./кг
Молоко цельное, 13,53 14,23 16,13 19,42 19,40
разливное, руб./л
Молоко пастери- 16,89 17,72 23,01 25,02 25,95
зованное 2,5—3,2 %
жирности, руб./л
Сметана, руб. /кг 75,18 79,23 98,69 108,48 105,09
Творог жирный, 63,01 67,92 84,27 96,99 107,45
руб./кг
Творог нежирный, руб./кг 66,04 71,86 83,96 91,57 100,15
Сыры сычужные 124,99 132,32 224,32 192,35 202,87
твердые и мягкие, руб./кг
проблемы ценообразования и реализации продукции, множество факторов субъективного характера способствуют высоким затратам на производство продукции, низким финансово-экономическим результатам деятельности отрасли.
Анализ рентабельности производства молока в сельскохозяйственных организациях Пензенской области показал, что в 1995 г. оно было убыточным, а в 2008 и 2009 гг. уровень рентабельности производства молока составил соответственно 18 и 4,9 % (табл. 4).
Импортная зависимость в молочных продуктах существенно сказывается на качестве продуктов питания и жизнеспособности населения, усложняет решение проблем продовольственной и экономической безопасности в стране. Одной из важнейших проблем, которую предстоит решить в ближайшие годы, является увеличение объемов производства молока и высококачественных молочных продуктов питания при минимальных затратах кормов, труда и финансовых средств.
Список литературы
1. Агропромышленный комплекс Пензенской области. Статистический сборник. Пенза. 2010. 298 с.
2. Мировой рынок молока // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 6. С. 67-70.
Таблица 4
Основные экономические показатели развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях Пензенской области в1990, 2000—2009гг.
Показатель 1990 2000 2005 2007 2008 2009
Надой молока на 2 756 1 683 2 344 3 233 3 277 3 315
1 среднегодовую
корову, кг
Произведено 616,7 168,3 161,1 195,4 198,0 179,8
молока, тыс. т
Реализовано молока 559,3 139,8 133,3 164,2 171,3 160,5
всего, тыс. т
Уровень товарности, % 90,7 83,1 82,7 84,0 86,5 89,2
Себестоимость про- 420 323 516 588 678 759,2
изводства 1 центнера
молока, руб.
Цена реализации 710 291,4 566,9 694,5 792,4 789,5
1 центнера молока,
руб.
Уровень рентабель- 59,2 -8,1 8,5 16,9 18 4,9
ности молока (с
учетом дотаций и
компенсации затрат
из бюджета), %
3. Российский статистический ежегодник. 2010. М.: Росстат. 2010.
4. Семин А. Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 5. С. 8-13.