УДК 908(471)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЕЗДНОГО ЗЕМСТВА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
© Д. В. Кондрашин
Елабужский государственный педагогический университет Россия, Республика Татарстан, 423600 г. Елабуга, ул. Казанская, 89.
Тел.: +7 (85557) 7 55 21.
E-mail: shreder81 @list. ru
Общественно-просветительская и хозяйственно-финансовая деятельность одного из уездных земств Вятской губернии рассмотрена в период внутриполитического кризиса Российской империи начала ХХ века. В контексте общероссийской и местной истории выявлены типичные и специфичные черты функционирования местного земства, политики налогообложения и формирования бюджета.
Ключевые слова: земские учреждения, местное самоуправление, земское налогообложение, окладные и неокладные сборы, Вятская губерния, Елабужский уезд, земские гласные, И. Н. Кибардин.
История земского самоуправления разносторонне исследована в российской историографии. Современными учеными глубоко и емко с привлечением широкого круга исторических источников проанализированы главные направления, формы и методы хозяйственно-экономической и культурнопросветительной деятельности земских учреждений в 34 губерниях Российской империи. Выводы и результаты историков объективны, основательны и убедительны [1-3].
Вместе с тем нам представляется не менее актуальным изучение более мелкой земской единицы -уездного земства, его организационного устройства, компетенции, финансово-экономической основы. Наработанные результаты могут показаться не столь яркими, но не менее объективными, ибо стремление к обобщению и типизации приводит к утере специфичного в характеристике местного земства. Сквозь призму деятельности уездного земства более рельефно очерчивается общественная жизнь российской провинции, степень активности в выборном процессе представителей различных сословий, взаимодействие органов местного самоуправления с государственными властными структурами. В этой связи выбор в качестве предмета исследования Елабужского уездного земства Вятской губернии в насыщенный событиями период 1906-1908 гг. весьма удачен. Территориальное расположение Елабужского уезда, граничащего с Казанской и Уфимской губерниями, предопределило многонациональный состав его жителей. Истоки формирования политической активности либо индифферентности к происходящим событиям многонационального этноса уезда актуализируют важность проведенного микроисследования, которое базируется на земской делопроизводственной документации. Наработанный материал будет способствовать глубинному пониманию и осмыслению местной истории, выявлению своеобразия социально-экономического развития уезда в контексте общероссийских исторических событий.
Введение в России земских учреждений после утверждения Александром II 1 января 1864 г. «По-
ложения об уездных и губернских земских учреждениях» растянулось на несколько десятилетий. Земские учреждения создавались как хозяйственные органы, призванные на уровне конкретных административно-территориальных образований в пределах уезда и губернии обеспечить жизнеспособность многонационального этноса. В сферу деятельности земств входило устройство и содержание местных дорог, земской почты, школ, больниц, аптек, фельдшерско-акушерских пунктов, богаделен, приютов. В «попечении» земств находилась местная торговля, промышленность, ветеринарная служба, страхование, продовольственное дело, содержание местных тюрем и домов для умалишенных, строительство культовых сооружений. На земства было возложено также исполнение общегосударственных повинностей. Многопрофильная деятельность земств находилась под контролем начальника губернии и министра Внутренних дел, которые были наделены полномочиями приостановления любого постановления земского собрания, признанного противоправным. После известного трагического события, произошедшего 1 марта 1881 г., было прервано наметившееся сближение между центральными органами власти и местным самоуправлением. В июне 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» [4]. Формально новый правовой акт сохранял демократические принципы бессословности и выборности земств. Однако новое «Положение» не только сократило количество гласных, но и утвердило сословность земских выборов. Действовавшая ранее куриальная система, включавшая в себя съезды уездных землевладельцев, горожан, сельских жителей, существенно изменялась. Корпус земских гласных формировался на избирательных собраниях и волостных сходах [4, с. 31]. В уездах проходило два собрания: дворянское и представителей остальных сословий [4, с. 46]. Крестьяне, лишаясь выборного представительства, избирали на волостных сходах кандидатов в земские гласные, список которых утверждался губернатором [4, с. 56]. Таким образом, выборы среди крестьян
были полностью поставлены под контроль администрации. Выделение дворян в особое избирательное собрание, увеличение земельного ценза способствовали усилению контингента гласных от этого сословия. Неземельный имущественный ценз для избирателей городских сословий был увеличен с 500-3000 руб. до 15 000 руб. [4, с. 32], что привело к уменьшению количества гласных от недворянских сословий.
Следует заметить, что в этот же период было создано новое административное звено - губернское по земским делам присутствие. Эта инстанция между губернатором и земством устанавливала законность и целесообразность постановлений земских собраний. Уездные земства были лишены права подавать ходатайства в адрес правительства. Эти функции стали прерогативой губернских собраний.
Несмотря на охранительные меры правительства по усилению дворянского представительства в земских учреждениях, кардинальных изменений социального состава гласных Вятского земства не произошло. Анализ земской делопроизводственной документации начала XX в. показал, что среди гласных доминировали купцы, представители нарождающейся торгово-промышленной буржуазии и духовенство. Следует отметить, что «Положение...» 1890 г. способствовало упрочению позиций промышленников и купцов, о чем справедливо пишут современные исследователи [5]. Мелкое дворянское землевладение было распространено лишь в южных уездах Вятской губернии, в числе которых был и Елабужский.
Личный состав Елабужского уездного земского собрания представляли гласные от избирательных съездов в количестве 11 человек, 8 - от сельских обществ, а также представители по должности: городской голова, председатель управления государственным имуществом, представители от казны и от духовного ведомства [6, с. 1]. По социальному составу преобладали купцы-гласные, многие из которых являлись почетными гражданами. Среди них: И. И. Стахеев, И. П. Ушков, П. Ф. Гирбасов. Дворянами являлись: Н. В. Алашеев, И. Н. Зубарев, С. А. Шишков, что составляло 5.7 % от количества всех избранных земцев. Из числа «податного сословия» были представлены крестьяне-гласные 10 волостей уезда. Специфика социального состава земских гласных не влияла на обязанности местного земства, которые были прописаны в «Положении...» 1890 года [4, с. 29]. Отметим, что «Положение... » упрощало выборы в земские учреждения губерний, отличавшихся малочисленностью дворян. Например, в систему земских учреждений Вятской губернии входили: один съезд мелких владельцев, общее избирательное собрание и волостные сходы [4, с. 48]. Согласно установленным правилам был избран корпус гласных Елабужского земства, средний возраст которых составлял 40 лет. По образовательному цензу выделялась группа
дворян, выпускников столичных университетов. Представители торгово-промышленного сословия имели, как правило, среднее или домашнее образование. Они являлись чаще всего выпускниками городских реальных училищ. Крестьяне-гласные начальное образование получили в Елабужском уездном училище, открытом в 1809 г. и являвшемся первым в Вятской губернии [6, с. 94-100]. По национальному составу доминировали гласные русской национальности. Вместе с тем, присутствие четверых гласных мусульман явилось подтверждением зарождения национального сознания, гражданской активности в избирательном процессе и в управлении местным хозяйством. Немногочисленность представительства крестьян мусульманского вероисповедания была обусловлена особенностями менталитета татар, слабой постановкой национального образования в этноконфессиональном Ела-бужском крае и Вятской губернии в целом.
Вопросы, обсуждаемые на сессиях земств, можно условно поделить на группы. Это отчеты и сметы, экономические и социальные проблемы, народное образование и народное здравие, ветеринария, страхование, сельское хозяйство, государственные повинности. Согласно законам Российской империи, земство совместно с другими органами управления принимало активное участие в решении городских и уездных проблем. Земские гласные избирались в мировые судьи, попечителями земских школ и санитарного дела, членами попечительских советов гимназий, в комиссии по составлению списков присяжных заседателей, членами городского раскладочного присутствия, уездного по воинской повинности присутствия, уездной экономической, оценочной комиссии, комиссии по устройству водопроводных сооружений [6, с. 1-ХУШ]. В рассматриваемый период местного земства наметились улучшения в сфере народного образования, земской медицины, ветеринарии и агрономии.
Ведущим исполнительным и распорядительным органом земства являлась управа. Основные обязанности членов управы согласно «Положению...» 1890 г. заключались в жизнеобеспечении населения уезда. Это поддержание в исправном состоянии земских зданий, дорог, строительство новых помещений, оперативное хозяйственное управление. Одновременно членами управы было проведено размежевание служебных обязанностей. Так, на председателя управы, согласно статье 102 «Положения...» 1890 г., возложено управление помещением управы, земской аптекой и больницей в Елабуге, а также амбулаторией, фельдшерским и акушерским пунктом. Члены управы осуществляли контроль над аналогичными учреждениями в уезде. Ответственность за исправное содержание почтовых трактов и дорожных сооружений несли также члены управы [6, с. 153-154].
Необходимо сказать, что четкое распределение обязанностей, коллегиальное управление раз-
витием земского хозяйства являло собой пример демократических начал в управлении социальноэкономическим развитием края. Подтверждением сказанному являлось формирование системы совещательных органов при управе, инициированное председателем управы Иваном Никандровичем Ки-бардиным. В 1906-1908 гг. при управе были сформированы следующие совещательные органы: врачебный совет (17 человек), экономический совет (7 человек), училищный совет (5 человек), председателем которых также был И. Н. Кибардин. В школьную, оценочную, землеустроительную комиссии избирались гласные открытым голосованием. Их численность колебалась от трех до пяти человек [7, с. I-V].
Бюджет Елабужского земства формировался за счет налогообложения, представленного окладными и неокладными доходами, основным налогоплательщиком являлись крестьяне. Неокладные доходы складывались из судебных пошлин, штрафов, платы за лечение, доходов от земских иму-ществ и прочими сборами. Определенную часть доходных статей составляли прибыль от торговопромышленной деятельности земства, пособия от губернского земства, долгосрочные займы и «благонадежные» недоимки [6, с. 947]. В период 1906-1908 гг. неокладные доходы выразились в сумме 26 964 руб., 25 232 руб. и 72 088 руб. соответственно [8, с. 688, 705, 711; 6, с. 156-157, 952-955; 7, с. 133-134].
Окладные доходы являлись основным источником финансирования. Формирование их происходило за счет обложения земскими сборами (как в городе, так и в уезде) лесов, земель (исключая земли неудобные), жилых домов некрестьянского сословия, фабричных, заводских и торгово-
промышленных помещений, свидетельств на право торговли и промыслов. Окладные доходы с 1906 по 1908 гг. составили: 219 207 руб., 244 513 руб. и 260 669 руб. В Елабужском уезде существовала разрядная система земского обложения. Все земельные угодья делились на три разряда: пахотные (усадебные и выгонные), сенокосные и лесные [6, с. 949]. Земельный налог в уезде соответствовал средним показателям по России, где он колебался от 4 коп. до 3 руб. с десятины, в зависимости от доходности земель [9, с. 31]. Недвижимость и торговопромышленные предприятия делились на группы, каждой из которых соответствовала процентная ставка, установленная уездным земским собранием, варьировавшаяся по ценности имущества от 5 до 30%.
Ежегодно по заключению членов управы с торгово-промышленных предприятий и частных лиц слагались денежные задолженности [7, с. 428]. Например, в 1907 г. уездных сборов, недоимок и пени было сложено земской управой на сумму 2 325 руб., губернского сбора - на сумму 1 142 руб. [6, с. 778] Большинство долговых сумм списывалось в виду отсутствия предмета обложения. В докладах земской управы, сохранившихся в Го-
сударственном архиве Кировской области (ГАКО), фигурируют причины: «мельница разрушена 15 лет назад», «мельница сгорела в 1905 г.», «склада или торговой лавки нет», «торговля прекращена 17 лет назад, владелец умер» [6, с. 778-843]. По ходатайству владельцев недвижимости, имущество также подвергалось переоценке. Много обращений поступало от крестьян по понижению стоимости мельниц, которых в уезде насчитывалось несколько сотен. Полное освобождение от земских налогов практиковалось управой на основании заявлений по следующим причинам: «по весьма бедному состоянию», «в виду сильной ветхости облагаемого имущества». Налоги с промыслов, рыбной ловли и другие слагались с крестьян из-за бездоходности. Прошения об освобождении от повинностей подавались мещанами и крестьянскими обществами. Управа, рассматривая заявления, уменьшала размер налога в случае отсутствия товарооборота [6, с. 656]. Имеются примеры того, когда управа списывала задолженность с крестьян за взятые в долг сельскохозяйственные орудия, уничтоженные пожаром или пришедшие в негодность не по вине арендатора [6, с. 752-753]. Земство порой слагало с крестьян уезда плату за содержание и лечение в земских больницах по причине их неплатежеспособности [6, с. 757-777]. Анализ «Журналов...» земских собраний за исследуемый период показал зависимость бюджета местного земства от обложения пахотных земель, местных угодий, недвижимости и платежеспособности крестьянства.
Елабужское земство 1906-1908 гг. исполняло общегосударственные повинности: почтовую,
этапную, подводную, дорожную, содержало воинские помещения и гражданские присутствия. Губернские повинности заключались в поддержании дорог, проходивших по уезду, содержании рекрутских присутствий, воинских помещений, оспопрививании, страховании крестьянских построек. В частности, почтовая повинность заключалась в доставке земских пакетов, посылок, казенной и частной корреспонденции. Жители уезда выписывали более 40 наименований периодических изданий. Среди них: «Санкт-Петербургские новости», «Сенатские ведомости», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Русская земля», «Народное образование», «Сельский вестник», «Природа и люди», «Вятские епархиальные ведомости», «Нива» и др. Этот факт опровергает мнения о массовой неграмотности российского крестьянства.
За исследуемый период большая часть земских расходов приходилась на народное образование. Так, например, в 1906 г. эта сумма составила 93 646 руб., в то время как на здравоохранение было ассигновано 87 686 руб. 19 коп. и значительно меньшими были расходы на ветеринарию - 2 318 руб. Поступление в земскую казну выразилось в сумме 246 171 руб. 33 коп. [7, с. 156]. Тезис современного ученого Н. Г. Валеевой о приоритетной
гуманно-просветительной деятельности Елабуж-ского земства, проявившийся в увеличении числа образовательных и просветительных учреждений [10, с. 57], необходимо расширить путем включения новых фактографических данных. С 1906 по 1908 гг. ежегодно открывалось по три новых школы. Уездное земство по-прежнему серьезное внимание уделяло открытию новых школ, формированию ученических, учительских и бесплатных народных библиотек, проведению повторительных занятий и народных чтений. По мере укрепления финансового положения управа стремилась к строительству собственных школьных помещений по типовому проекту. Уездному земству принадлежало лишь 16 школьных зданий, страховая сумма которых составила 60 000 руб. Большая же часть школ располагалась в наемных помещениях, многие из которых находились в удовлетворительном состоянии, некоторые не соответствовали предъявляемым санитарным требованиям. В 1907 г. новая управа предприняла конкретные меры по укреплению материальной базы народных школ. По инициативе И. Н. Кибардина были пересмотрены контракты, заключавшиеся с содержателями школ, в пользу усиления их ответственности за содержание предоставляемого помещения. В частности, управа ввела правило выдачи квартирной платы только после отзыва преподавателей о содержании школьных помещений [6, с. 276-277].
Уездная земская управа, возглавляемая Иваном Никандровичем Кибардиным, особое внимание уделяла обучению грамотности нерусского населения. К 1906 г. в Елабужском уезде было четыре русско-татарские школы. И. Н. Кибардин справедливо считал, что Елабужское земство до настоящего времени «для национальных магометанских школ делает очень мало. Это несправедливо, ибо мусульмане составляют значительную часть местных налогоплательщиков» [8, с. 531]. С именем И. Н. Кибардина связано также учреждение первых библиотек для читателей-мусульман.
Среди важнейших образовательных проблем, обсуждавшихся на каждой очередной сессии, были вопросы всеобщего обучения. В частности, на чрезвычайном заседании 1908 г. Елабужского уездного земства был рассмотрен вопрос о введении всеобуча в уезде, при этом отмечалась важность использования опыта передовых земств губернии, например, Орловского и Уржумского, которые на реализацию данного проекта получили серьезные правительственные субсидии. Необходимость образования и просвещения народа, улучшение их экономического положения трактовалась земскими деятелями как национальная задача. Школа воспринималась как центр умственного и нравственного развития учеников. Проблема всеобщего обучения рассматривалась многопланово. Наряду с достаточным количеством школ, которые должны располагаться в хороших помещениях, с пришко-
льными садами, высоким профессиональным цензом преподавателей, в практической реализации идеи всеобуча велика роль разнообразных форм внешкольного образования. Программа Елабужско-го земства по введению всеобщего образования была рассчитана на 10 лет, в течение которых планировалось открытие 94 новых земских школ, 12 народных библиотек, регулярное проведение народных чтений.
Более трети бюджета местного земства в 1908 г. составляли расходы на здравоохранение. Более 112 333 руб. (36.4%) было направлено в эту отрасль [7, с. 880-881]. Введение дифференцированной оплаты за лечение указывало на заинтересованное ведение финансовых дел в Варзиятчинской лечебнице и поддержание неимущих слоев общества. Бесплатно грязевыми ваннами пользовались крестьяне уезда и служащие земства с годовым жалованием менее 500 руб. Высокооплачиваемые категории земских специалистов вносили половинную стоимость за врачебные процедуры. Из года в год увеличивалась закупка медикаментов и перевязочных материалов для земской аптеки. Управой и ревизионной комиссией указывалось на необходимость совершенствования работы земской аптеки. В частности предлагалось рассылать медикаменты по требованию врачей, которые передавали их участковым фельдшерам. В целом в уезде практиковалась смешанная система оказания медицинской помощи населению. Несмотря на принимаемые меры, эпидемиологическая ситуация по-прежнему оставалась сложной. Из года в год свирепствовали эпидемии брюшного и сыпного тифа, скарлатины, кори, дифтерита. Уездное земство, в целях проведения предупредительных мер, организовывало бесплатную раздачу популярных книг населению, в летний период в сельской местности открывало ясли для детей, проводило народные чтения по книгам медицинского содержания с демонстрацией картин. Среди профилактических мероприятий надзор за питьевыми источниками занимал важное место в работе земских врачей. Ветеринарная лаборатория, открытая в 1908 г., была призвана снизить падеж скота от сибирской язвы, сапа в крестьянских хозяйствах.
Повышению экономического благосостояния населения уезда способствовали такие важные мероприятия как ознакомление населения с улучшенными способами обработки земель и организация показательных полей. Бесплатное сортирование для крестьянских хозяйств семян яровой пшеницы, овса, распространение сельскохозяйственных машин с центрального склада, организация ярмарок, торж-ков, продажа населению зерна по заготовительным ценам в условиях недорода, развитие полевого и лугового травосеяния, ликвидация последствий стихийных бедствий являлись важнейшими социально-экономическими мероприятиями. Регулярное проведение общественных работ, строительство деревянных мостов, отводных каналов, укрепление
оврагов, были призваны улучшить материальное положение крестьянства. В 1907 г. управой была организована земская касса мелкого кредита, за основу которой был взят образцовый устав 14 июня 1906 г., утвержденный министром финансов. Он устанавливал предельные нормы денежных средств, как для отдельных лиц, так и для коллективных заемщиков. Начальный капитал кассы составил 10 000 руб. [7, с. 308].
Таким образом, анализ деятельности Елабуж-ского земства Вятской губернии за 1906-1908 гг. выявил общие тенденции, присущие земским учреждениям других губерний Российской империи. Они проявились в развитии местного производства торговли, сети лечебно-медицинских учреждений, народных школ и библиотек, воскресноповторительных занятий. Региональные особенности, обусловленные географическим положением Вятской губернии, социально-экономическим развитием, этнической характеристикой, отсутствием крупного дворянского землевладения, проявились в социальном составе гласных земских собраний, в учреждении первых образовательных и просветительных учреждений для учащихся нерусской национальности, в постепенном включении в общественный процесс управления земцев - мусульман. Активизация хозяйственной деятельности, ускорение социально-экономического развития уезда связана, в частности с работой отдельных гласных и председателей управ. В исследуемый период в деятельности местного земства выделялась яркая личность И. Н. Кибардина. Вопреки политическим событиям, произошедшим в период первой русской революции, земские гласные сохранили верноподданнические чувства российскому престолу. Наше
утверждение созвучно с мнением современного исследователя Ю. А. Балыбердина [11, с. 39-48] о лояльном отношении общественных объединений и учреждений, местных властей Вятско-Камского региона к внутриполитическим событиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов В. Ф. Земства в России (1905 - февр. 1917 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998. Т. 1. 530 с.; Т. 2. 692 с.
2. Валеева Н. Г. Библиотечная и издательская деятельность земств Казанской и Вятской губерний: дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 2006. 468 с.
3. Петровичева Е. М. Земское самоуправление Центральной России в 1906-1918 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. 353 с.
4. Мыш М. И. Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 года со всеми относящимися к нему узаконениями судебными и правительственными разъяснениями. СПб., 1900. Т. 1. 693 с.
5. Богатырева О. Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях: 1861 - февраль 1917 г.: дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2004. 434 с.
6. ХЫ очередное Елабужское уездное земское собрание 5-13 октября 1907 года и чрезвычайные 20 марта и 20 июля 1907 года: Журналы собраний, доклады управы, комиссий, представления, ходатайства и проч. Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1908. 968 с.
7. ХХХХ11 очередное Елабужское уездное земское собрание, 26 сентября - 7 октября 1908 года и чрезвычайные 22 марта и 5 июля 1908 года: Журналы собраний, доклады управы, комиссий, представления, ходатайства и проч. Елабу-га: Печатня И. Н. Кибардина, 1909. 892 с.
8. ХХХХ очередное Елабужское уездное земское собрание,
15-24 октября 1906 года и чрезвычайное 13 июля 1906 года: журналы собраний, доклады управы, комиссий, представления, ходатайства и проч. Елабуга: Печатня
И. Н. Кибардина, 1907. 893 с.
9. Львов Г. Е., Полнер Т. И. Наше земство и 50 лет его работы. М.: Типография Рябушкинского, 1914. 78 с.
10. Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия. М.: Аграф, 2002. 240 с.
11. Балыбердин Ю. А. // Отечественная история. 2006. №5.
С. 39-48.
Поступила в редакцию 05.07.2010 г.