АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2014. с. 102-104.
УДК 378.1
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ВУЗА
Евгений Андреевич Ксенофонтов Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
социально-экологическое проектирование, образовательная среда, социально-экологическая культура.
В статье проведен анализ необходимости внедрения социально-экологического проектирования в образовательный процесс, как основы и фактора развития образовательной среды ВУЗа.
SOCIO-ECOLOGICAL DESIGN IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY Evgeniy Andreevich Ksenofontov
State budgetary educational Institution of Higher Professional Education of Moscow
“Moscow City Pedagogical University”
socio-environmental design, educational environment, socio-ecological culture.
The article analyzes the need for the introduction of socio-environmental design in the educational process as a basis and development factor of educational environment of the university.
Внедрение новых технологий во все сферы социальной жизни давно приобрело обыденный характер, но, как это ни странно, сегодня все больше и больше исследователей обращаются к опыту прошлых поколений и открывают в нем новые грани. Одним из таких примеров является активное внедрение проектных технологий в образование на всех его уровнях.
Использовать термин «проектирование» применительно к педагогической практике стали сравнительно недавно, в начале ХХ века, и основывался он на гуманистическом направлении философии и образования. Изначально проектный метод назывался «метод проблем» и разрабатывался американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, в соотношении с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В настоящее время концепция проектной деятельности в образовании претерпела ряд эволюционных изменений, связанных, прежде всего, с переходом из идеи свободного воспитания в самостоятельный компонент, интегрированный в структуру системы образования [4]. Большинство педагогов, как стоящих у истоков внедрения этого метода в педагогическую практику, так и продолжающих его разработку сегодня [5], видят в нем эффективное средство подготовки инициативного, энергичного, компетентного человека. Использование проектного метода дает возможность определять цели собственной деятельности, отвечающей как потребностям общества, так и собственным интересам, самостоятельно выбирать пути и разрабатывать модели достижения поставленных целей.
Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса (психолого-педагогического проектирования), в первую очередь значимо получение двух видов результатов: «продуктного» и «человеческого». Один проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры. Другой непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта [6].
Рассматривая социальный и экологический подходы в методе проектов в отдельности можно предположить их разнонаправленное воздействие, но на самом деле это не так.
В широком смысле слова социальный проект - это любое общественно значимое или общественно полезное дело, которое может улучшить жизнь вокруг нас - в школе, дворе, в нашем доме, нашем городе и т.д., - и которое имеет определенных заказчиков и потребителей. Социальные проекты масштабны как по целям и временным рамкам, так и по задействованным и привлекаемым ресурсам. Проблемы для проектов берутся из окружающей нас действительности, поэтому тематика и содержание социальных проектов многообразны и неисчерпаемы.
Экологический проект - это деятельность, направленная на сохранение, поддержание, восстановление, улучшение и т.д. условий природной среды, и это подразумевает под собой не только проведение «субботников» и участие в экологических тропах, но и активную деятельность по разработке глобальных проектов, направленных на спасение исчезающих видов флоры и фауны. Нельзя не отметить, что такая деятельность имеет ярко выраженный социальный характер. Борясь с загрязнением, браконьерством, и нерациональным природопользованием, участники экологических проектов проявляют свою гражданскую позицию. На современном этапе экология всё чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы: экология как
мировоззрение человечества. Также, решению эколого-ориентированных задач способствуют требования, предъявляемые к компетенциям, характеристика которых представлена в федеральных государственных образовательных стандартах.
Таким образом, объединяя социальное и экологическое направления в единое целое, мы получаем эффективный механизм формирования культуры личности - социальной и экологической [3], а также расширяем возможности ее развития исходя из интегративного соотношения социального и пространственно-предметного средового окружения.
Говоря о средовом окружении, мы подразумеваем образовательную среду конкретного ВУЗа, с присущими только ему социокультурными особенностями и материальным оснащением, которые способствуют обеспечению выполнения цели данного учреждения -подготовку специалистов в различных областях общественной жизни. При таком рассмотрении образовательная среда оказывается инструментом развития, позволяющим всем участникам образовательного процесса формировать вокруг себя собственное пространство развития [2]. С этой точки зрения, нам интересна позиция В.А. Ясвина: «Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно -предметном окружении» [7].
В свою очередь, мы придерживаемся мнения А.В. Гагарина, о том, что социально -экологическое проектирование способствует «формированию профессиональноэкологической культуры будущего специалиста как качественного позитивного изменения его личности посредством включения в экологоориентированную деятельность, что создает следующие возможности:
- раскрытие еще не проявившихся экологоориентированных интересов и способностей студентов и развития уже проявившихся;
- развитие способности студентов быть субъектами своего познавательного и личностно-профессионального развития, в том числе в экологических областях знаний и умений;
- развитие экологического сознания субъектов эколого-образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами» [1].
Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что образовательная среда, являясь основным фактором для формирования личности будущего специалиста, становится объектом развития, когда сам человек выступает в роли творца, изменяя окружающее пространство. Социально-экологическое проектирование в этом случае выступает, как технология, позволяющая сформировать определенный набор социально-экологических компетенций и раскрыть, а также задействовать скрытый потенциал студентов.
Соответственно, возникает потребность в научно-методической и, прежде всего, в технологической проработке имеющихся на сегодня концептуальных и практико -ориентированных идей, касающихся, в том числе, и социально-экологического образования в высшем учебном заведении, - в такой проработке, которая сможет разрешить актуальные затруднения в сфере проектирования и моделирования соответствующего образовательного процесса.
Как было отмечено в начале статьи, действительно инновационных технологий в наше время крайне мало, и в большинстве случаев основным критерием инновационности становится подход авторов к выбору области и направлению их применения. В этом свете, социально-экологическое проектирование имеет все шансы на дальнейшее успешное развитие.
Литература
1. Гагарин, А.В. Экологоориентированная профессионально-образовательная среда ВУЗа: социальноэкологическое проектирование и моделирование. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социальноэкологические технологии. 2011. N° 1. С. 33-41.
2. Глазачев, С.Н., Вагнер, И.В., Полева, М П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект. - Вестник МАН (Русская секция). - №1, 2011. С. 42-49
3. Гришаева, Ю.М. К вопросу о сущности понятия «экологическая культура личности» // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №11. С. 48-51
4. Гришаева, Ю.М. Экологическая компетентность личности в гуманитарном образовательном пространстве: Монография / Ю.М. Гришаева. - М.: МГПИ, 2012. - 92 с.
5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. -288 с.
6. Плохова, М.Г., Фрадкин, Ф.А. О методе проектов // Магистр. Март, 1992. C. 14-15
7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365с.
С. 14.