Научная статья на тему 'Социально-бытовая повседневность преподавателей и студентов Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны'

Социально-бытовая повседневность преподавателей и студентов Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЭВАКУАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хажеева Ирина Викторовна, Животова Алёна Николаевна

Статья посвящена анализу функционирования Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Авторы характеризуют задачи, проблемы и направления деятельности преподавательского состава и студенчества в военное время. В работе освещены бытовые условия жизнедеятельности педагогического коллектива и студентов вуза, новые виды общественной работы, нацеленные на обеспечение нужд фронта и тыла. Также охарактеризованы кадровые вопросы в исследуемый период, включение эвакуированных специалистов в педагогический коллектив института, определены новые направления научных исследований преподавателей, связанные с потребностями военного времени. На основании архивных материалов, документов коллекции по истории вуза Библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета и источников личного происхождения рассматривается отношение людей к труду и своему долгу в условиях того исторического этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хажеева Ирина Викторовна, Животова Алёна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Everyday Life of Teachers and Students of Tyumen State Pedagogical Institute During the Eastern Front of World War II

The paper analyzes the activities of Tyumen State Pedagogical Institute during the Eastern Front of World War II. The authors describe the tasks, problems and directions of activities of the teaching staff and students during the war period. The work illustrates the living conditions of the teaching staff and students of the Institute, new types of social activities aimed at meeting the needs of the front and the rear. In addition, the paper describes personnel issues and the inclusion of evacuated specialists in the teaching staff of the Institute, new directions of scientific work of teachers related to the needs of wartime. On the basis of archival materials, collection documents on the history of the university of the Library and Museum complex of Tyumen State University and sources of personal origin, the attitude of people to work and their duty in the conditions of that historical stage is considered.

Текст научной работы на тему «Социально-бытовая повседневность преподавателей и студентов Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны»

УДК 93/94(378.1)"1941/1945"

Хажеева Ирина Викторовна

старший преподаватель кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Тюменского государственного университета

Животова Алёна Николаевна

заведующий сектором социокультурных коммуникаций библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Khazheeva Irina Viktorovna

Senior Lecturer of the Documentary Research and Document Management Department, Tyumen State University

Zhivotova Alyona Nikolaevna

Head of the Sector of Socio-cultural Communication of Library and Museum Complex, Tyumen State University

SOCIAL EVERYDAY LIFE OF TEACHERS AND STUDENTS OF TYUMEN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE DURING THE EASTERN FRONT OF WORLD WAR II

Аннотация:

Статья посвящена анализу функционирования Тюменского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Авторы характеризуют задачи, проблемы и направления деятельности преподавательского состава и студенчества в военное время. В работе освещены бытовые условия жизнедеятельности педагогического коллектива и студентов вуза, новые виды общественной работы, нацеленные на обеспечение нужд фронта и тыла. Также охарактеризованы кадровые вопросы в исследуемый период, включение эвакуированных специалистов в педагогический коллектив института, определены новые направления научных исследований преподавателей, связанные с потребностями военного времени. На основании архивных материалов, документов коллекции по истории вуза Библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета и источников личного происхождения рассматривается отношение людей к труду и своему долгу в условиях того исторического этапа.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, повседневность, высшее образование, педагогические работники, студенчество, эвакуация, научно-исследовательская работа, Тюменский государственный педагогический институт.

Summary:

The paper analyzes the activities of Tyumen State Pedagogical Institute during the Eastern Front of World War II. The authors describe the tasks, problems and directions of activities of the teaching staff and students during the war period. The work illustrates the living conditions of the teaching staff and students of the Institute, new types of social activities aimed at meeting the needs of the front and the rear. In addition, the paper describes personnel issues and the inclusion of evacuated specialists in the teaching staff of the Institute, new directions of scientific work of teachers related to the needs of wartime. On the basis of archival materials, collection documents on the history of the university of the Library and Museum complex of Tyumen State University and sources of personal origin, the attitude of people to work and their duty in the conditions of that historical stage is considered.

Keywords:

Eastern Front of World War II, everyday life, higher education, teaching staff, students, evacuation, research work, Tyumen State Pedagogical Institute.

С началом Великой Отечественной войны жизнь в СССР существенно и стремительно перестроилась, подчиняясь нуждам военного времени. Населенные пункты в глубоком тылу приняли на себя эвакуацию предприятий, учреждений, жителей из прифронтовых районов, взяли обязательства трудиться для обеспечения фронта. В последнее десятилетие именно повседневность тружеников тыла и людей, которые продолжали жить и работать в городах и поселках, становится предметом изучения многих исследователей.

В статьях рассматривается «бытование простых людей», которые, несмотря на потрясения, вели повседневную жизнь, но уже в новых условиях. Тяжелые испытания изменили их быт, жизненные потребности, восприятие действительности. О переустройстве жизненного уклада и задачах военного времени пишут Н.В. Кабакова, Е.О. Емельянова, Н.П. Палецких [1]. Отдельные аспекты тыловой повседневности анализируются на основе публикаций в газетах, воспоминаний

и переписки тружеников тыла, ряд исследований выполнен на базе интервью с участниками трудового фронта.

В работах затрагиваются отдельные сферы жизни горожан и сельских жителей в конкретных населенных пунктах, занятия и бытовые условия деятельности групп населения, трудовых коллективов и учреждений [2]. В частности, тыловая повседневность преподавателей, студентов и научных сотрудников высших учебных заведений освещается в работах Н.В. Кабаковой, Л.Н. Зориной и Н.Н. Лихачевой [3].

В рамках данной статьи рассмотрены трудовые и бытовые условия функционирования в годы войны Тюменского государственного педагогического института (ныне - Тюменского государственного университета). На тот период ТГПИ был практически единственным вузом в Тюмени, его педагогический состав составлял основу интеллигенции города.

Уже 23 июня 1941 г. в институте был сформирован список преподавателей, уходивших на фронт, состоявший из 26 фамилий. Призваны были и студенты вуза, многие, кто продолжал учиться, ожидали призыва. Только в первый военный год из пединститута на защиту Родины отправилось более ста человек. [4]. В числе ушедших на фронт в те годы были математик Павел Филиппович Козлов, преподаватель астрономии Петр Иванович Ефимов, зоолог Анатолий Дмитриевич Шаронов, геолог Макс Моисеевич Фрадкин, географ Михаил Николаевич Александров, военруки Алексей Семенович Могилев и Петр Иванович Мальцев, преподаватель общественных наук Павел Георгиевич Барабанов и многие-многие другие [5, с. 8].

В первые дни войны институт переехал из своего здания, уступив его эвакогоспиталю, поскольку еще в 1940 г. администрации ТГПИ было предписано приспособить площади для размещения госпиталя. Новое здание, в котором оказался пединститут, было небольшим, по этой причине в нем смогли оборудовать только 11 аудиторий. При этом занятия проводились в две смены, а многое, что сопутствовало учебному процессу ранее (имущество кабинета ботаники, оборудование для проведения лабораторных работ), поместили на складе. Водопровод был полуразрушен. Также не было места для книгохранилища и читального зала и от них пришлось отказаться. Для оборудования спортзала использовали здание бывшей домовой церкви [6, л. 63].

В связи с тем что в город было эвакуировано много учреждений из центральной части государства, помещений не хватало и большую часть общежитий института пришлось передать в военное ведомство. Студенты были переселены в комнаты, предоставленные Горжилуправле-нием, и в частные квартиры [7, л. 239-240].

Одной из проблем, которая стояла перед пединститутом в годы войны, было снабжение топливом. Осенью вузу выделяли участок леса, где осуществлялась заготовка дров силами студентов и преподавателей. Поездки на лесозаготовку описаны в воспоминаниях сотрудников ТГПИ: «Из нескольких женщин вуза была организована бригада по заготовке дров в лесу. В нее входили М.С. Семилуцкая - библиотекарь преклонного возраста, З.Н. Рыжкова - библиотекарь с больными руками, О.Ф. Скрябина - машинистка и два студента. Руководителем бригады был преподаватель немецкого языка В.Я. Цвиккер. Почти все члены этой бригады не имели представления, как спилить дерево, и часто из-за неумения и нехватки физических сил деревья зависали, зацеплялись за ветки соседних деревьев и грозили придавить своей тяжестью. Питались очень скудно, часто моросил дождь, одолевали комары, мошки и оводы, жили в маленькой землянке. Когда ложились спать в один тесный ряд, повернуться на другой бок было очень трудно. В ненастные дни, спасаясь от воды, к нам на нары лезли мыши» [8, с. 12].

О тяготах работы по заготовке дров писал в воспоминаниях декан физико-математического факультета, заведующий кафедрой математики Э.К. Хилькевич: «Мы чередовали научную работу с непосредственной физической помощью фронту. Я хорошо помню, как в конце 1942 г. наш коллектив взял на себя обязательство: каждый должен заготовить в лесу по четыре кубометра дров для электростанции, питавшей током военные заводы. Никто не принуждал нас, научных работников, к этой работе, но в декабре, по глубокому снегу в мороз, мы вдвоем с Г.Н. Тарасен-ковым свалили в лесу огромную сосну... Такая работа, наверное, не затруднит обычных лесорубов, но нам, работникам умственного труда, она показалась очень тяжелой, и нас поддерживала только мысль о том, что и наш этот скромный труд нужен фронту» [9, с. 13].

При организации общественного питания выручало наличие подсобного хозяйства, которое было создано в военный период. Вузу предоставили участок для выращивания огородных культур. Сотрудники высаживали редис, табак, турнепс, огурцы, горох, бобы, картофель. Земля была выделена непосредственно вблизи здания института, обработкой преподаватели и студенты занимались вручную. В том числе на участке педагоги моги выращивать овощи для собственных нужд. В феврале 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об улучшении питания студентов вузов», что позволило увеличить объемы снабжения студентов продовольственными товарами [10, с. 16].

Характерным для военной повседневности вуза стало участие в трудовых акциях не только для обеспечения собственных нужд, но и для оказания помощи организациям и колхозам. В течение первого военного учебного года коллектив принял участие в 27 воскресниках на предприятиях, пристани и железной дороге. Заработанные средства перечислялись в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец» и танковой колонны «Боевые подруги». Кадровый состав пединститута был задействован в строительстве поезда-бани, который комплектовался в Тюмени. Преподаватели и студенты участвовали в сборе теплых вещей для нужд армии, вели шефскую работу в госпиталях, детских домах. В одном из эвакогоспиталей группа студентов ТГПИ читала лекции [11, л. 8 об.].

Из воспоминаний Л. Беспаловой, студентки, в дальнейшем преподавателя: «Почти все четыре года не знали выходных и каникул. Часто после лекций шли трудиться на предприятия города. По льду реки Туры возили на санках с фанеркомбината на товарную станцию деревянные корпуса противотанковых мин. Убирали снег с железнодорожных путей. Разгружали вагоны. Работали на заготовке торфа. В институте мы прошли курсы медсестер, и очень ответственной была работа в госпиталях. Очень тяжело было видеть молодых раненных бойцов, среди которых были совсем юные. Читали раненым лекции, помню свою тему - "Героизм в русской литературе"» [12, с. 185].

Необходимо упомянуть, что положение студентов в эти годы было трудным, поскольку обучение стало платным, стипендии же начислялись только не имевшим оценок «удовлетворительно». К 1943 г. были приняты меры по поддержке студентов, для отличников учебы вводились повышенные и именные стипендии, также были освобождены от платы за обучение некоторые категории студентов. Кроме этого, разрешалось зачислять на стипендию нуждающихся обучающихся, вернувшихся из армии и флота после ранений.

Из воспоминаний студента А.Н. Сергеева: «В связи с объявлением войны с Германией у нас в жизни студентов и города вообще многое изменилось... Работы хватает и в учебе, и в физической работе. Каждый выходной день выходим на воскресник - то в колхоз, то на производство, так что время проходит быстро. А иногда приходится и так подрабатывать на пропитание. А цены подорожали, студенческую столовую ликвидировали, хлеба дают по 500 грамм на день на студента.» [13, с. 14].

В связи с уходом многих преподавателей на фронт в пединституте ощущалась нехватка кадров. Педагогический состав пополнили находящиеся в эвакуации опытные преподаватели из разных вузов страны. Временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой марксизма-ленинизма была доцент М.С. Левинская, ранее работавшая в Высшей школе продвижения в Москве, ассистентом кафедры стал П.И. Щебитченко, преподававший ранее основы марксизма-ленинизма в Полтавском пединституте. Исполняющим обязанности завкафедрой географии работал канд. геогр. наук Г.Н. Тарасенков, сотрудник Всесоюзного Арктического института, исполняющим обязанности заведующего кафедрой естествознания был канд. биол. наук В.П. Голев -сотрудник Курского медицинского института. Исполняющим обязанности декана факультета русского языка и литературы работал Н.Н. Прокопович, окончивший в 1941 г. аспирантуру при Центральном НИИ Школ в Москве. В пединституте трудились Т.Н. Вановская - старший преподаватель, закончившая аспирантуру при ЛГУ в 1941 г.; Н.Г. Порфиридов - бывший старший научный сотрудник Новгородской секции Академии наук СССР; Е.Б. Перельман-Збарская - старший преподаватель, выпускница Берлинского университета, З.Б. Гальперн, ранее работавшая в Киевском университете, и др. [14, л. 63].

С началом войны все вузы пересмотрели тематику научно-исследовательской работы в целях приспособления ее под нужды народного хозяйства, обороны страны, сосредоточили основное внимание на темах, связанных с непосредственной помощью армии, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, а также с выявлением и использованием новых видов сырья, материалов и местных ресурсов. Планом научно-исследовательских работ Тюменского пединститута было намечено выполнение ряда проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение. Однако их реализация была затруднена причинами объективного характера: отсутствием бумаги, недостатком научной литературы, бытовыми трудностями.

Масштабную работу вел на кафедре географии преподаватель Г.Н. Тарасенков. Он изучал сырьевые ресурсы Западной Сибири, перспективы транспортировки переработки различных материалов в условиях военного времени [15]. Статьи А.Н. Серебренникова были посвящены теме повышения урожайности овощей, он описал метод выращивания картофеля из глазков [16]. М.М. Фрадкин до призыва в армию осуществлял исследования по теме «Организация стекольного производства в Омской области». Химики Тюменского пединститута работали над рецептом для производства наждачных кругов из местного сырья [17].

Н. Порфиридовым и Г. Васильковским были написаны труды патриотического характера, которые освещали русскую национальную культуру и обращались к именам Александра Невского, Дениса Давыдова и др. Данные работы были опубликованы в местной газете [18].

Важно отметить и то, что среди преподавателей вуза в военные годы числились и сотрудники спецлаборатории при мавзолее В.И. Ленина, который был эвакуирован в г. Тюмень уже в июле 1941 г. И.Б. Збарский, сын руководителя лаборатории Б.И. Збарского, был принят на должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой естествознания. На место профессора органической и биологической химии пединститута был принят и д-р биол. наук, сотрудник спецлаборатории С.Р. Мардашев. Жена Б.И. Збарского - Е.Б. Перельман-Збарская, в совершенстве владевшая немецким, французским и английским языками, также трудилась в Тюменском пединституте - преподавала немецкий. Также преподавателем в институте работала и жена И.Б. Збарского - И.П. Карузина. Вот что писал спустя многие годы об этом времени в воспоминаниях И.Б. Збарский: «Условия были нелегкие, не хватало посуды и реактивов. Помещение было небольшое, плохо отапливаемое, и в сильные морозы, которые достигали в Тюмени 40-43°С ниже нуля, в учебных комнатах растворы замерзали и реакции не всегда получались. Тем не менее мы вели практические занятия и проводили демонстрации на лекциях... Учащиеся там были ближе к преподавателям и профессорам, чем, например, в Москве. Было приятно видеть, что усилия мои не остаются бесплодными и что по крайней мере часть студентов хорошо усваивает материал и радует на экзаменах» [19, с. 19].

Огромное внимание в эти годы было направлено на военную и спортивную подготовку студентов пединститута. Несмотря на особенные трудности первого военного года в вузе работали три стрелковых кружка, два пулеметных, два пистолетных, один кружок истребителей танков, один гимнастический кружок. Только в 1941 г. студенты приняли участие в общегородском кроссе, лыжном пробеге, общегородском походе на 8 км [20, л. 74].

Еще в начале 1941 г. по распоряжению Облвоенкома на базе пединститута были организованы курсы повышения квалификации преподавателей военного дела по специальной 136-часовой программе. Начальником курсов был назначен военрук Тюменского пединститута А.С. Могилев [21, л. 56].

Несмотря на многочисленные переезды, недостаток учебных помещений, проблемы с отоплением и питанием, массовую демобилизацию студентов, преподавателей и сотрудников вуз продолжал работать и выпускать кадры для народного образования. В течение военных лет пединститут подготовил более 400 специалистов для нужд города и области. Вся жизнь людей того времени была подчинена одной цели - «Все для фронта, все для Победы!».

Таким образом, условия труда сотрудников института были тяжелыми, потребности сокращались и приводились в соответствие с возможностями городских ресурсов. Ввиду эвакуации в Тюмень многих предприятий и госпиталей локальные учреждения уплотняли, переводя в другие здания. Коллектив вуза обустраивал новое учебное здание своими усилиями, налаживая его жизнеобеспечение. В условиях военного времени материальное обеспечение также находилось в режиме экономии, многие проблемы института решались путем объединения усилий сотрудников, преподавателей и обучающихся.

Студенты и педагоги добровольно брали на себя дополнительные обязательства: по общественной работе, помощи предприятиям города, госпиталям, сбору денежных средств и вещей для фронта, освоению военных специальностей, нередко институт выступал центром организации такой учебы в Тюмени. Определенный вклад ученые - преподаватели вуза внесли в развитие местной промышленности, народного хозяйства, а также в формирование патриотического настроения жителей города. Это связано с активным участием коллектива в воскресниках и субботниках на предприятиях и с научными разработками, которые велись специалистами ТГПИ для нужд производства и сельского хозяйства.

Важной особенностью работы пединститута военных лет является и то, что педагогический коллектив в эти годы формировался из состава эвакуированных специалистов, приезжавших в Тюмень из разных уголков страны. Как правило, большинство из них обладали научной степенью и большим опытом преподавательской деятельности в высших учебных заведениях, что несомненно положительно влияло на процесс обучения студентов периферийного вуза.

В процессе анализа воспоминаний и переписки сотрудников и обучающихся пединститута можно проследить ментальные стороны жизни военного времени, которые определяют отношение людей к профессиональным и человеческим задачам в условиях работы по достижению общей цели - Победы в войне. Письма и воспоминания свидетельствуют о стремлении внести лепту в общее дело в силу своих возможностей, главным образом путем постоянного труда.

Ссылки:

1. Емельянова Е.О. Повседневная жизнь в Архангельске во время Великой Отечественной войны (по материалам устной истории) // Вестник Московского городского педагогического университета. 2019. № 2 (34). С. 69-78. https://doi.Org/10.25688/2076-9105.2019.34.2.06 ; Кабакова Н.В. Повседневность советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (на примере Сибирского автомобильно-дорожного института) // Интеллигенция и мир. 2018. № 3. С. 36-45 ; Палецких Н.П. Бытовые аспекты повседневной жизни населения Челябинска в условиях Великой Отечественной войны // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. 2012. Т. 62. С. 179190 ; Ее же. Досуговая сфера тыловой повседневности на Урале в годы Великой Отечественной войны // Уральский исторический вестник. 2015. № 1 (46). С. 59-63.

2. Палецких Н.П. Бытовые аспекты ... ; Фоминых С.Ф., Степнов А.О. Повседневность ученых г. Томска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 412. С. 132-142. https://d0i.0rg/10.17223/15617793/412/22.

3. Зорина Л.Н., Лихачева Н.Н. Повседневность студенчества в годы Великой Отечественной войны (на примере КГПИ им. В.И. Ленина) // Кировская область в годы Великой Отечественной войны: вклад в дело Великой Победы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Киров, 2015. С. 243-250 ; Кабакова Н.В. Повседневность экстремального времени: условия труда преподавателей СИБАИ в начальный период Великой Отечественной войны (1941 г.) // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации : материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2016. С. 1131-1136.

4. Архив Тюменского государственного университета. Ф. 765. Оп. 2. Д. 14. Л. 19.

5. Тюменский государственный университет: страницы истории вуза в годы Великой Отечественной войны: к 70-летию Победы / отв. ред. А.Н. Животова. Тюмень, 2015. 216 с.

6. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. 765. Оп. 1. Д. 20. Л. 63.

7. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» (ГБУТО ГАСПИТО). Ф. П-7. Оп. 1. Д. 556. Л. 239-240.

8. Тюменский государственный университет: страницы истории ... С. 12.

9. Там же. С. 13.

10. Там же. С. 16.

11. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 1438. Оп. 1. Д. 7. Л. 8 об.

12. Беспалова Л.Г. Тюмень. Из дальних и близких лет. Тюмень, 2001. 196 с.

13. Тюменский государственный университет: страницы истории ... С. 14.

14. ГБУТО ГАТО. Ф. 765. Оп. 1. Д. 20. Л. 63.

15. Тарасенков Г. Организуем добычу и использование сапропеля // Красное знамя. 1944. № 45 (6985).

16. Серебренников А. Выращивание картофельной рассады из глазков // Там же. № 78 (6718).

17. Москвина Н. Наука - обороне // Ленинец. 1975. № 15.

18. Васильковский Г. Партизан Давыдов // Красное знамя. 1942. № 228 (6606) ; Порфиридов Н. Александр Невский // Там же. № 70 (6448).

19. Збарский И.Б. Объект № 1. М., 2000. 318 с.

20. ГБУТО ГАТО. Ф. 765. Оп. 1. Д. 20. Л. 74.

21. Там же. Л. 56.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.