5. Российская Федерация. Указы. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: приказ Президента РФ: [подписан Президентом РФ 1 июня 2012 года]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 2.09.2012).
N.V. Bulah
THE ROLE OF SOCIAL PEDAGOGIC TRAINING OF ADOPTIVE FAMILY IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS
The article reveals the actuality and the role of social pedagogic training of adoptive parents in the professional education of future social workers. Special attention is given to forming the students' competencies.
Key words: adoptive family, social pedagogic training, baccalaureate, social worker.
Получено 15.10.2012
УДК 378.037.1
Е.Д. Грязева, канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
О.Ю. Кузнецов, канд. ист. наук, проректор, 8-980-721-83-35, [email protected] (Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт)), Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Рассматривается вопрос влияния социально-биологического фактора индивидуального физического развития студентов-первокурсников на организацию и содержание педагогического процесса их физического воспитания в условиях современного вуза. Концептуальный акцент делается на необходимость первоначального доведения уровня индивидуальной тренированности обучающихся до состояния медико-биологической нормы как филогенетической базы для последующего целенаправленного развития функциональных возможностей студента средствами физической культуры.
Ключевые слова: антропометрический контроль, физическое развитие обучающихся, функциональная тренированность, гиподинамия, коррекция физического развития, средства физического воспитания
Антропометрический контроль и мониторинг индивидуального физического развития студентов, гармоничности и пропорциональности их телосложения, являющийся ноу-хау кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета, методика анализа результатов исследований и определение на их основе уровня функциональной тренированности обучающихся, а также их использование в деле пла-
нирования, организации и определения структуры и содержания педагогического процесса физического воспитания студентов уже неоднократно становились темой наших публикаций [1,2,3,4]. Начиная с 2011/2012 учебного года, антропометрические обследования студентов ТулГУ на предмет определения уровня их субъективного физического развития и индивидуальной тренированности приобрели скрининговый характер, что позволило в 2012/2013 учебном году в полной мере развернуть систему мониторинга этих показателей у обучающихся. Обследования студентов первого курса, принятых на обучение в университет в 2012 году, и анализ полученных результатов путем накопления эмпирической базы и сравнительного анализа вновь полученных объективных данных позволили в очередной раз наглядно убедиться в эвристической эффективности и рациональности методов антропометрического исследования, а также достоверности полученных результатов, в высокой степени коррелирующих с эмпирическими данными предыдущих лет.
Как и в предыдущие годы, все нынешние студенты-первокурсники ТулГУ по уровню индивидуальной гармоничности физического развития и неразрывно с ней связанной тренированности могут быть дифференцированы на четыре основные группы:
1) юноши и девушки, физическая развитость которых соответствует среднестатистической анатомо-физиологической норме физического развития в соответствии с возрастом, - 8,9 %;
2) физически здоровые и пропорционально сложенные молодые люди, обладающие общим пониженным уровнем физического развития вследствие влияния внешних социально-бытовых факторов, провоцирующих развитие гиподинамии, - 50,2 %;
3) обучающиеся в внешне выраженной диспропорцией физического развития верхних и нижних конечностей (детренированность верхних и гипертрофированность нижних), причиной которой является недостаточность объемов мускульной нагрузки на руки в процессе трудовой деятельности при общем высоком уровне двигательной (моторной) активности индивидов, - около 36,8 %;
4) студенты, обладающие явно выраженными соматическими патологиями телосложения или физического развития, образующие в совокупности так называемую «специальную медицинскую группу» при организации занятий по физической культуре, - 14,1 %.
Вновь полученные данные об индивидуальном физическом развитии студентов 1-го курса приема 2012 года с очень высокой степенью (до десятых долей процента) коррелируют с уже имеющимися аналогичными сведениями о студентах ТулГУ в целом. Все это позволяет сделать вывод о стабильности ситуации с физическим развитием современной учащейся молодежи, которая не может не вызывать крайней озабоченности. Как и в прежние годы, очень высоким остается процент студентов-
первокурсников, характеризующихся ярко выраженной дисфункциональ-ностью организма и субъективным отсутствием основных двигательных навыков, - половина принятых на обучение в университет студентов (при этом не имеет значения, на какой основе - платной или за государственный счет - они получают образование). Все это свидетельствует о массовом проявлении в их среде последствий гиподинамии - малоподвижного образа жизни, что является наглядным свидетельством и закономерным следствием неисполнения отечественной средней школой своего социального предназначения формирования из детей и подростков гармонично развитых индивидов, сочетающих в себе интеллектуальное и физическое развитие.
В связи с этим следует отметить, что полученные в процессе антропометрического контроля уровня индивидуального физического развития студентов ТулГУ эмпирические показатели в полной мере соответствуют данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о распространенности гиподинамии в мире и ее влиянии на сокращение сроков жизни и численности населения планеты. По официальной статистике ВОЗ, сегодня в мире негативные влияния гиподинамии на собственное здоровье испытывают от 31 до 51 % взрослых жителей планеты (т.е. в возрасте старше 15 лет), а сама она является непосредственной причиной 2 млн смертей в год, а также сопутствующей причиной еще 19 млн смертей в год, выйдя по числу своих жертв на пятое место среди социальных факторов смертности людей (вслед за наркоманией, хроническим недоеданием, алкоголизмом и табакокурением) [5, с. 111-112]. ВОЗ указывает на прямо пропорциональную зависимость между объемом благосостояния страны и уровнем потребления материальных благ ее населением и уровнем гиподинамии: чем выше уровень жизни людей, тем больший их процент подвержен влиянию этой морфофункциональной дисфункции. Россия в соответствии с данными ВОЗ входит в число стран мира, население которых в максимальной степени подвержено влиянию гиподинамии, и эмпирические данные антропометрического обследования студентов-первокурсников 2012 года только подтверждают эту далеко нерадостную тенденцию.
Также настораживает наметившаяся тенденция роста диспропорционально развитых студентов - почти на 2 % (с 35 до 37 % в сравнении с показателями 2011 года), у которых тренированность отдельных частей тела (например, верхних и нижних конечностей) находится на разном уровне. Такая конституциональность их тела приводит к дисбалансу жизнедеятельности и функционирования внутренних органов, нередко получающих противоречивую информацию в процессе их иннервации при выполнении физических действий. В конечном итоге все это ведет к нарушению обменных процессов в организме и возникновению на этом фоне различных соматических (неинфекционных) заболеваний, появление которых может провоцироваться, в том числе, и физическими нагрузками, неадекватными
индивидуальному уровню физического развития и функциональной тренированности обучающихся.
Общая детренированность студентов или диспропорциональность их физического развития (сегодня число обучающихся, характеризующихся такими антропологическими показателями достигает трех четвертей от общего числа учащейся молодежи) являются закономерным следствием влияния на них социального фактора гиподинамии. Всемирная организация здравоохранения в число людей, подверженных такому влиянию, относит всех тех, кто не испытывает воздействия на свой организм организованных физических нагрузок менее 2,5 астрономических часов в неделю [5, с. 110]. Данное обстоятельство позволяет нам говорить, что 4 академических часа учебных занятий по физической культуре в неделю, введенных в последние годы в практику высшего профессионального образования, являются тем необходимым минимумом, который позволит на практике уберечь значительную часть нынешних студентов от рисков их здоровью, вызванных гиподинамией и ее морфофункциональными последствиями -общей детренированностью и диспропорциональностью индивидуального физического развития.
Указанные обстоятельства вызывают насущную потребность в качественном изменении содержания педагогического процесса физического воспитания студентов. На первый план должна выйти не спортизация учащейся молодежи, а доведение уровня физического развития основной ее массы до базовых показателей медико-биологической нормы. По сути, в отношении подавляющего большинства нынешних первокурсников в основу содержания их физического воспитания должны быть положены не средства спортивных тренировок и даже не средства общей физической культуры, а исключительно средства адаптивно-оздоровительной физкультуры, направленные сначала на формирование динамических стереотипов как основы моторной активности и только потом на последующие развитие основных двигательных навыков (бега, прыжков, плавания и проч.) и формирование умения выполнять сложнокоординационные движения, свойственные определенным видам спорта.
Как показывает практика, большинство современных первокурсников не имеет сформированных базовых двигательных навыков и, следовательно, развития соответствующих им физиологических функций. Например, значительное число студентов не может пройти сравнительно длинное расстояние (свыше 5 м) по узкой опоре (гимнастическому бревну), поднятому над уровнем грунта или пола в гимнастическом зале, хотя с задачей преодоления этого расстояния по прямой линии, начерченной на полу, они справляются сравнительно легко. Это наглядно свидетельствует о несфор-мированности у них навыка правильной постановки стопы на грунт, умения держать равновесие, что, в свою очередь, свидетельствует о неразвитости функций вестибулярного аппарата, без восстановления и развития
которых не может идти речи не только о занятиях спортивной гимнастикой, но и о выполнении большинства физкультурных упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и координации движений. Поэтому главная педагогическая задача физического воспитания студентов первого курса сегодня должна заключаться сначала в доведении до медико-биологической нормы уровня их индивидуального физического развития и соответствующей ней функциональности физической активности, и только после этого - о формировании у обучающихся навыков выполнения слож-нокоординационных движений, свойственных тому или иному виду спорта.
Актуальность этого требования обуславливается еще и тем филогенетическим обстоятельством, что на период поздней юности, на возраст 1720 лет, что соответствует первым двум годам обучения студентов в вузе, приходится время завершения морфофизиологического развития их организма (в частности, завершается формирования клапанной системы венозных сосудов нижних конечностей, окостенение ключиц и пяточных костей, формирование хрящевой ткани кистей рук). По сути, физическое воспитание студентов во время их обучения на первом и отчасти на втором курсах дает им последний шанс сформировать у себя физиологически обусловленные навыки двигательной активности, составляющие основу всей жизнедеятельности. Поэтому главная задача педагогов физического воспитания в вузе сегодня должна заключаться именно в коррекции средствами физической культуры имеющихся отклонений функциональности и пропорциональности индивидуального развития студентов, а не в обучении их навыкам спортивно-соревновательной деятельности.
Список литературы
1. Антропометрический контроль физического развития студентов: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Грязева / Е.Д. Грязева [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.
2. Антропометрический контроль гармоничности физического развития студентов и использование его результатов в организации учебных занятий по физической культуре /Е.Д. Грязева [и др.]. // Изв. ТулГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 79-102.
3. Дифференциация студентов по уровню индивидуальной готовности к занятиям по физической культуре в зависимости от показателей их субъективной физической развитости / Е.Д. Грязева [и др.]. // Изв. ТулГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 1. Ч. 2. С. 187-209.
4. Влияние индивидуальной физической развитости студента на выбор средств его физического воспитания / Е.Д. Грязева [и др.].// Изв.
ТулГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 2. С. 458-466.
5. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 год: Преодоление воздействия факторов риска, пропаганда здорового образа жизни [Официальное издание № WA 540.1]. World Health organization, Geneva, Switzerland, 2002. 436 с.
E.D. Gryazeva, O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova
THE SOCIAL AND BIOLOGICAL FACTORS DEFINING THE CONTENT OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF FIRST-YEAR STUDENTS
Article is devoted to consideration of a question of influence of a social and biological factor of individual physical development of first-year students on the organization and the content of pedagogical process of their physical training in the conditions of modern higher education institution. The conceptual accent becomes on need of initial finishing of level individual being trained to a condition of medical and biological norm as phylogenetic base for the subsequent purposeful development of functionality of the student by means of physical culture.
Key words: anthropometrical control, physical development being trained, functional training, hemodynamic, correction of physical development, means of physical training
Получено 15.10.2012
УДК 378.037.1
Грязева Е.Д., канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), Петрова Г.С., канд. мед. наук, доц., 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И АДАПТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются новые содержательные подходы в организации процесса физического воспитания современных студентов через комплексное использование средств общей и адаптивно-оздоровительной физической культуры при проведении учебных занятий с теми из них, чья субъективная тренированность и физическая развитость находится на низком уровне.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, адаптивно-оздоровительная и общая физическая культура, модернизация педагогического процесса, гуманизация профессионального образования.
Мониторинг гармоничности индивидуального физического развития, пропорциональности телосложения и функциональной тренированности студентов средствами антропометрического контроля, являющийся одним из приоритетных направлений научно-педагогической деятельности кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного уни-