Научная статья на тему 'Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков'

Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4043
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ / TEENAGE AGGRESSION / СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Д. С.

Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uncertain and intense social, economic and environmental conditions prevailing nowadays promote the growth of aggressive manifestations, especially among teenagers. The situation of aggressive behavior of teenagers growth affects, on the one hand, society in general, on the other hand, causes a concern among educators and parents. Therefore, it is safe to say that the problem of teenage aggression is one of the most important in the world.

Текст научной работы на тему «Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков»

2. Правильное дыхание - диафрагменное - позволяет контролировать физиологические реакции в стрессовых ситуациях. В отличие от него грудное провоцирует панику, тревогу, головные боли, утомляемость.

3. Знайте свои субъективные стрессоры.

4. Предыдущий шаг позволяет определить стрессовое поведение, которое хочется изменить.

ФАЗЫ СТРЕССОВОГО ЭПИЗОДА.

I. Подготовка к встрече со стрессором:

• Что я должен сделать?

• Я могу составить план и справиться с этим.

• Что полезного я могу сделать вместо того, чтобы беспокоиться?

• Тревога - это нормально; я сделаю 3 глубоких вдоха.

• Тревога уменьшится, если я буду готов к этому. Прекрати беспокоиться и начни под-

готовку.

II. Столкнувшись со стрессором, управляйте им:

• Напряжение подсказывает мне сделать 3 глубоких вдоха и расслабиться.

• Это не такое уж большое дело, чтобы я с ним не справился.

• По шагу за раз.

• Сфокусируйся на той ситуации, в которой сейчас нахожусь.

• Не делай из мухи слона.

III. Оцените приложенные усилия и похвалите себя:

• Это оказалось лучше, чем я представлял себе.

• С каждой попыткой я чувствую, что мой контроль над ситуацией возрастает.

• Я по возможности учусь на собственном опыте преодолевать подобные ситуации.

• Я очень неплохо справился с этой ситуацией.

• У меня получилось хорошо, а в следующий раз получится еще лучше.

• Я могу поздравить себя хотя бы с попыткой [1, 116-117].

Будьте спокойны и уверены!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гремлинг, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрьах. - СПб., 2002 - 234 с.

2. Гилл, Д. Всё о стрессе / Д. Гилл. - М.: Олимп, АСТ, 2002 - 192 с.

3. Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. - СПб, 2001 - 224 с.

4. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис. 2003 - 95 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Селье Г. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 66 с. Интернет-ресурс: [Режим доступа] URL http://romanbook.ru/book/3120715/?page=4

6. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2012/09/28/ekzamenatsionnyy-stress

7. Райх Л.Г. Способы снятия нервно-психического напряжения. Рекомендации. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://www.murlicey.ru/spps/news spps/2203-sposoby-snyatiya-nervno-psihicheskogo-napryazheniya-rekomendacii.html

8. Плбсина, Л.В., Методическое пособие для психологов. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/10/zanyatie-s-elementami-treninga-profilaktika-ekzamenatsionnoy

УДК 159.9 ББК 88.4

Д.С. Орлова

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.

Ключевые слова: агрессия, подростковый возраст, подростковая агрессия, социально-активные виды деятельности.

D.S. Orlova

SOCIALLY ACTIVE MANIFESTATIONS AS PREVENTION FORMS OF TEENAGERS' AGGRESSIVE BEHAVIOR

Abstract. Uncertain and intense social, economic and environmental conditions prevailing nowadays promote the growth of aggressive manifestations, especially among teenagers. The situation of aggressive behavior of teenagers growth affects, on the one hand, society in general, on the other hand, causes a concern among educators and parents. Therefore, it is safe to say that the problem of teenage aggression is one of the most important in the world.

Keywords: aggression, adolescence, teenage aggression, social activities.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, установленной в обществе. Проблемное поведение часто называют агрессивным или девиантным, отклоняющимся. Актуальной проблемой современного общества является агрессивное поведение подростков, как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Все чаще передают по центральным телеканалам - школьник угрожает учителю расправой за неудовлетворительные отметки, либо же снимая издевательства над животными, подростки выкладывают видео в Интернет. Этот список можно продолжить и другими примерами.

Прежде чем анализировать агрессивное поведение у подростков, необходимо рассмотреть само определение агрессии, как и в чем она выражается? Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу повышенного риска. Агрессивное поведение -это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В Большом психологическом словаре агрессия рассматривается как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)» [1, 19].

Анализируя литературу по проблематике проявления агрессии, можно разделить ее на следующие категории:

1) «агрессия - любой вид поведения, приносящий вред другому» [8, 1]. Это понятие ввели американские психологи Р. Кратчфилд и Д. Креч. Немецкий психолог К. Бютнер утверждает, что «агрессия - акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направлены на его уничтожение» [7]. А.А. Реан рассматривал агрессию, как «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [9, 218]. Эту категорию понятий объединяет следующее: агрессия - физическое причинение или нанесение ущерба другому человеку.

2) Совершенно иначе предлагает рассматривать агрессию психолог Л. Д. Столяренко. «Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями, отражение реальности, необъективности, неверности понимания действительности, ведущее к неадекватному поведению» [12, 382]. Анализируя агрессивное поведение человека, можно говорить о том, что направленная агрессия на другого человека или группу людей преследует изначально позитивную цель для агрессора, а выбранный агрессивный способ является способом, отклоняющимся от норм поведения, что приводит к конфликту с последующим ухудшением отклонений с окружающей действительностью.

3) Понятие агрессии неоднозначно. Так, в отечественной психологии, психолог И. А. Фурманов понимает «агрессию как любую активность и инициативность ребенка, считая ее «неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности... Личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в «норме» она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым» [10, 11 - 12].

Таким образом, понятие агрессии сводится к тому, что это есть отклонение от нормы, установленной в обществе. Общим во всех предложенных психологами определениях является то, что агрессия - вид поведения. Это форма реагирования на физические и психологические отношения, которые доставляют человеку неблагоприятные, отрицательные эмоции. Агрессия выступает в форме своего рода защиты человека от чьих-то действий или же наоборот, причинение вреда другому. Для одних агрессия - способ психологической разгрузки, для других - способ в самоутверждении.

Рассмотрев общее понятие агрессии необходимо обратиться к более узкому его значению -агрессия среди подростков, которая может быть вызвана рядом причин. Подростковый возраст -совокупность биологических и психологических изменений:

1) физиологические изменения в организме;

2) неопределенность социального положения;

3) изменение механизмов социального контроля, отсутствие самоконтроля и сознательной дисциплины.

Подросток только начинает узнавать себя. Начинается процесс ощущения собственного «Я». В поисках собственного «Я» подросток, даже самый «уравновешенный», подвергается влиянию внешних факторов, которые могут вызывать у него агрессию.

Так, И.С. Кон утверждает, что «подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей» [7, 240]. К вопросу справедливости подростки относятся очень болезненно. Подростку важно, что бы его действия и мысли оценивали по достоинству.

Внешним фактором, вызывающим агрессию у подростка, могут послужить плохие отметки в школе, неблагополучная семья или же гиперопека. Отсутствие одобрения и поддержки со стороны близких людей, подростки воспринимают тяжело. Если ребенок в детстве не имел возможности отвечать за свои поступки, то агрессия для него - это своего рода самоутверждение.

Подростковый возраст - период жизненного цикла человека, характеризующийся переходом от незрелости взглядов к самосознанию и становлению собственного мировоззрения. Перелом сознания - одна из главных характеристик подросткового возраста. В поисках собственного «Я» подросток находится в состоянии напряжения и беспокойства.

Алкоголь подавляет психическую активность и дает выход подавленным желаниям. На сегодняшний день заболеваемость алкоголизмом среди подростков возросла с 18,1 до 20,7 процента на 100 тыс. населения. Принимая алкоголь, у подростока снижается чувство тревоги и ответственности за свои поступки. Он раскрепощается, исчезает чувство застенчивости. Для подростка это способ самовыражения - «Взрослым можно, а я уже взрослый!» - так чаще всего свои поступки в состоянии алкогольного опьянения характеризуют подростки. А такая нить тянется еще с детства, когда за праздничным столом взрослые дают ребенку бокал с соком. Это и есть действие отрицательного примера родителей, приводящего к раннему алкоголизму, который почти неизбежно означает вовлечение подростка в субкультуру криминала, где совершаются серьезные правонарушения.

Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. А. Басс предложил наиболее развернутую классификацию агрессивного поведения. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения [2, 126].

А. Басс, обобщив ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [2, 56]. Исходя из этих понятий, психологи А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

- косвенная агрессия - действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

- склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

- негативизм - оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

- подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

- чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [2, 56].

Психолог С. Фешбах выделил три типа агрессии: враждебная, инструментальная и экспрессивная. Экспрессивная агрессия - непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Цель враждебной агрессии - нанесение вреда другому, в то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (в случае шантажа, воспитания путем наказания). Инструменталь-

ную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную [10, 52].

Следующая значимая классификация предложена психологом Д. Зильманом. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением [9, 73].

Рассматривая агрессию среди подростков, необходимо обратиться к следующим психологам О.Ю. Михайлову, Ю.Б. Можгинскому, А.Р. Ратинову, которые выделяют несколько форм проявления агрессии у подростков:

- мотивационная или смысловая агрессия. В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной адаптивной формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание;

- агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется их высокой социальной зависимостью (отсутствием социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысливание и переконструирование ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта ничего, кроме значительных энергозатрат, направленных на разрешение ситуации;

- агрессия как результат неадекватной оценки ситуации. Выбор поведенческой программы связан прежде всего с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной деятельности несовершеннолетних и в первую очередь недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, затруднения в дифференциации существенного и второстепенного, проблемы установления причинно-следственных связей приводят к возникновению у подростков затруднений в принятии решений, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятным, а потому угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения;

- аффективная агрессия. Эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал, необходимый для проявления агрессивного поведения. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки. В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих [6, 70-72].

Длительное наблюдение психологов за детьми и подростками, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых форм агрессивного поведения в школе:

1) агрессивное поведение при гиперактивности - проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации подростка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости;

2) агрессивное поведение лидерства - проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти, соперничества, попытки подавить соперника, вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда - это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании;

3) агрессивное поведение демонстративности - проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и т.д. Иногда такое инфантильное поведение является следствием дефицита любви и внимания к ребенку с детства;

4) агрессивное поведение мести - проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают

как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности»;

5) агрессивное поведение страха - страхи заставляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер, и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей [12, 93-97].

6) агрессивное поведение тревоги - поскольку тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима, то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени: просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу) или направляется вовне в виде раздражения, сплетен, передаче слухов, недовольстве всеми;

7) агрессивное поведение вины - поскольку чувство вины вызывает душевное страдание, то человек, скорее всего, желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий. Агрессия может быть направлена вовне на того, кто обвиняет, а может быть направлена внутрь на самого себя. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой - либо зависимости или делинквентного поведения;

8) агрессивное поведение низкой самооценки часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным;

9) агрессивное поведение неадекватно завышенной самооценки - проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий [10, 73-79].

Приведённые типологии агрессивного поведения подростков позволяет увидеть неоднозначность проявления агрессии у детей и подростков.

Обобщая все вышесказанное нужно отметить, что под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к враждебному поведению. Все подходы к классификации агрессивного поведения отражают сущность различия его форм, но в то же время схожесть мотивов.

Без определения понятий «агрессия» и «агрессивность» невозможно рассматривать агрессивное поведение. Агрессия - форма поведения, которая несет в себе цель - нанесение вреда другому, а агрессивность - устойчивая черта личности, которая выражает готовность к агрессии.

На возникновение агрессии влияет как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).

Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта - личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей следует отметить формирование чувства взрослости, самостоятельности, самосознания и самоопределения. Поэтому агрессивное поведение служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, но в то же время, может формировать отрицательные черты характера.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Профилактика рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:

1) выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;

2) современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам. Методами профилактики агрессивного поведения подростков могут быть игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссии, метод арт-терапии. Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних.

Проблема агрессивного поведения в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Для профилактики данного явления необходимо проанализировать литературу по теме исследования, причины и распространенные формы агрессивного поведения подростков. Наблюдая за поведением детей в школе, можно выделить агрессивное поведение при гиперактивности, агрессивное поведение лидерства, вины, страха, тревоги, низкой самооценки, или же наоборот, неадекватно завышенной самооценки.

Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в агрессивных действиях. Главная подростковая личностная черта - нестабильность личности. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди других особенностей следует отметить формирование чувства взрослости, самостоятельности, самосознания и самоопределения. Поэтому агрессивное поведение служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, но, в то же время, может формировать отрицательные черты характера.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам. С подростками необходимо проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение и коррекцию агрессивного поведения. Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) изучение причин агрессивного поведения подростков;

2) использование методов, направленных на профилактику агрессивного поведения подростков;

3) привлечение специалистов: классного руководителя, психолога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-

Еврознак, 2009. - 672 с.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

3. Воробьева, К.А. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. А. Во-

робьева // Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - С. 48.

4. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профес-

сиональное образование. Столица. - 2008. - № 5. - С. 16 - 17.

5. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный

вестник. - 2007. - № 3. - С. 107-110.

6. Козловская, Н.В. Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников/

Н.В. Козловская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 59. - С. 104 -112.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1998. -256 с.

8. Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 84-98.

9. Лозовик, Л.А. Типология криминального агрессивного поведения несовершеннолетних / Л.А. Лозовик,

Т.В. Фёдорова, Е.А. Фиденко // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2006. - № 2. - С. 73-74.

10. Самусенко, И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Самусенко // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 9. - С. 73 - 79.

11. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

12. Цыренов, В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема / В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 49-53.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

Е.Г. Петрова

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЗАЦИИ

Аннотация. Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.

E.G. Petrova

PERSONAL FEATURES OF TEENAGERS ENTERING IN «GROUP OF RISK» FOR EMERGENCE OF ANESTHESIA

Abstract. The problem with substance abuse, we considered the problem of person who uses drugs, in certain limited socio-cultural context, society and cultural environment react to it very contradictory.

Keywords: adolescence, personality peculiarities, risk, anesthesia.

В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-15 лет, причем период 10-12 лет определяется как препубертатный период, а 13-15 лет — как пубертатный.

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с суммарным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов [1].

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков, у подростков отмечается изменение соотношений частей тела; туловище еще детское при быстром развитии конечностей. Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы.

По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных концертов, употребление наркотиков и алкоголя.

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей. Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, но напротив носит исключительно платонический, духовный характер.

В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому деприва-ция потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.