Научная статья на тему 'Социальная зрелость личности будущего специалиста социально-образовательной сферы: сущность и условия формирования'

Социальная зрелость личности будущего специалиста социально-образовательной сферы: сущность и условия формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL MATURITY OF A PERSONALITY / ENTIRE EDUCATIVE PROCESS / SPECIALISTS OF THE SOCIO-EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Инна Александровна

Освещаются актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов социально-образовательной сферы. Предложена модель социально зрелой личности студента, описан процесс развития данного личностного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social maturity of a future specialist's personality in the socio-educational sphere: essence and conditions of forming

The topic questions of the professional training of specialists in the socio-educational sphere are covered. The model of a socially mature personality of a student is suggested, the process of the development of this personality phenomenon is described.

Текст научной работы на тему «Социальная зрелость личности будущего специалиста социально-образовательной сферы: сущность и условия формирования»

flles/r25778/volsu359.pdf, свободный. Заглавие с экрана).

3. Полежаев Д.В. Русский менталитет: социально-философское осмысление: монография / Д.В. Полежаев; ВГИПК РО. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 370 с.

Mental projects in education: setting the question

There is shown the author’s understanding of mentality as set system. The peculiarities of mentality interaction with the education phenomenon are regarded. The effectiveness and the quality of education are offered to be considered through the notion “mental project”. The elements (stages) of project technologies are thought through the mental project developed by the author.

Key words: mentality, project, setting, education, effectiveness, quality.

И.А. рудНЕВА (Волгоград)

социальная зрелость личности будущего специалиста социальнообразовательной сферы: сущность и условия формирования

Освещаются актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов социально-образовательной сферы. Предложена модель социально зрелой личности студента, описан процесс развития данного личностного феномена.

Ключевые слова: социальная зрелость личности, целостный учебно-воспитательный процесс, специалисты социально-образовательной сферы.

Для современной социальной реальности характерны поликультурность, открытость и ориентация на личность. Современному человеку недостаточно просто усвоить социальные нормы, правила поведения, образцы жизнедеятельности и руководствоваться ими всю жизнь. Динами-

ка социальных процессов, а также повседневная действительность постоянно требуют от человека проявления личностных качеств, поступков и поведения, характерных для социально зрелой личности.

Специалисты социально-образовательной сферы (педагоги, психологи, педагоги-дефектологи, социальные педагоги и социальные работники) работают с детьми, подростками, взрослыми, нуждающимися в профессиональной помощи и поддержке. Эти специалисты в силу особенностей своей профессии вынуждены принимать ответственные решения в ситуации неопределенности, неоднозначности, когда каждая конкретная жизненная история требует индивидуального подхода. Используя математическую терминологию, можно сказать, что в социальнопедагогической деятельности каждая профессиональная ситуация - это задача с несколькими неизвестными, в которой может быть несколько верных ответов, а может - и ни одного. Для качественного неформального осуществления профессиональных обязанностей необходимо высокое «человеческое качество» специалиста (И.А. Колесникова, 1999). Отсюда процесс и результат высшего профессионального образования в педагогическом вузе должен быть ориентирован не столько на знаниевый компонент образованности, сколько на развитие социально зрелой личности студента.

Анализ научной литературы, эмпирических данных по проблеме дает основания утверждать, что в полном объеме проблема развития социальной зрелости студентов - будущих специалистов социальнообразовательной сферы еще не становилась предметом изучения в социальной, специальной педагогике, педагогике высшей школы. однако ее различные аспекты нашли свое отражение в современной теории развития личности в отечественной (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Брушлин-ский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и зарубежной (Ф. Барон, А. Маслоу, К. Роджерс) психологии; в концепции субъектно-сти личности (В.П. Зинченко, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчи-ков); в исследованиях развития личности в поздней юности (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Д.И. Фельдштейн) и др. В науч-

© Руднева И.А., 2009

ной литературе проблема развития личности является одной из наиболее сложных и в то же время актуальных. С усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса изменяется и представление о человеке, его роли и месте в современном мире. Исторический этап развития общества, его политические, экономические, социальные и культурные особенности определяют место и роль человека, его систему ценностей и мировоззрение («бытие определяет сознание»). Вместе с тем технический и общественный прогресс, качественные изменения в жизни общества зависят от побуждений, мотивов и потребностей человека и отдельных групп «подняться» над общепринятым, общеизвестным, думать, поступать, работать не так, как все («сознание определяет бытие»). Именно человек определяет необходимый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.

Историко-педагогический анализ представлений о личности, достигшей зрелости, «идеальной» личности, рассматриваемых с позиций различных теоретических концепций, в разные исторические эпохи развития человечества - от родоплеменных отношений людей до современности - дали возможность выделить различные точки зрения, систематизировать и сравнить основные научные идеи по проблеме и определить характеристику социальной зрелости личности.

Социальная зрелость понимается нами как целостное качество личности, являющееся результатом процесса социализации/ индивидуализации. Для социально зрелого человека характерны гуманистическая мировоззренческая ориентация, чувство собственного достоинства и активная субъектная позиция в отношении собственной жизни и профессии. Социальная зрелость является основой профессиональной компетентности будущего специалиста в работе с детьми и семьями «социального риска», детьми и молодежью, имеющими специальные образовательные потребности, с одаренными детьми, детьми-ивалидами и их семьями, подростками девиантного поведения. Социально зрелый специалист социальнообразовательной сферы - это интеллигентный, образованный человек, обладающий чувством собственного достоинства, оптимистичными жизненными и профессиональными перспективами, основанными на идеях гуманизма, совести и свободы.

Данная характеристика дает возможность представить социальную зрелость личности специалиста социально-образовательной сферы как идеальный результат личностнопрофессионального становления и в тоже время как процесс, обеспечивающий положительную динамику развития социальной зрелости. Целостный подход к проектированию данного процесса предполагает рассмотрение феномена социальной зрелости как структурно-уровневого образования.

Социальная зрелость личности представлена как целостная система, состоящая из следующих компонентов: когнитивного, включающего ценностные ориентации и систему научных представлений о профессиональной деятельности; мотивационно-потребностного, отражающего стремление состояться в жизни и профессии; деятельностного, характеризующего поведение, присущее успешному взрослому, и его профессиональные умения и навыки. Уровень социальной зрелости личности будущего специалиста социально-образовательной сферы определяется через систему признаков: представление о себе и другом человеке как ценности; убежденность в значимости профессиональной деятельности в социальнообразовательной сфере; владение системой профессионально-педагогических знаний; заинтересованность в успехе профессиональной деятельности; потребность в позитивных межличностных отношениях; чувство собственного достоинства; способность к творческому решению профессиональных задач; самостоятельность и ответственность; способность проектировать, осуществлять, анализировать и оценивать свою деятельность. В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития личности и составили монографические характеристики студентов, соответствующие уровням социальной зрелости (потенциальный, средний, потенциально высокий, актуально высокий).

Уточнение сущностных характеристик социальной зрелости личности будущего специалиста социально-образовательной сферы позволило перейти к разработке модели процесса развития данного феномена, которая была апробирована в учебновоспитательном процессе факультетов психологии и социальной работы, социальной и коррекционной педагогики, дошкольного и начального образования Волгоградского государственного педагогического университета. В диагностическом и формирующем экс-

периментах в 2002 - 2008 гг. участвовали 482 студента и 7 преподавателей.

В качестве теоретико-методологических основ разработки модели процесса мы использовали концептуальные положения о целостном подходе к организации педагогического процесса в вузе (В.С. Ильин, Н.К Сергеев), идеи личностно ориентированного образования, отражающие тенденции гуманизации образовательного процесса (О.С. Газман, И.А Колесникова, В.В. Сериков), идеи культурологического подхода к воспитанию человека культуры - духовной, свободной, творческой личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Бо-рытко, В.В. Зайцев). Категорию развития мы интерпретируем как создание условий для самореализации личности (И.Ф. Исаев, ВА Сластенин, Е.И. Шиянов).

Как известно, целостность учебновоспитательного процесса достигается через связи, взаимодействие и взаимообусловленность его компонентов - целей, содержания, средств [1]. На основе этой научной идеи выстраивается процесс развития социальной зрелости студентов - будущих специалистов социально-образовательной сферы, включающий следующие основные компоненты: диагностический, целевой, содержательный, технологический.

Цель диагностики - определить исходный уровень социальной зрелости студентов. В процессе диагностики была разработана и апробирована система методов, включающая тестирование, наблюдение за деятельностью студентов, анализ творческих работ, индивидуальные и коллективные беседы со студентами, преподавателями, анкетирование. Анализ результатов диагностического эксперимента позволил выявить разноуровневое состояние развития социальной зрелости студентов. основная цель опытно-экспериментальной работы - достижение положительной динамики в развитии социальной зрелости студентов.

Содержательный компонент данного процесса, включающий систему мировоззренческих идей о смысле жизни, человеческом достоинстве, свободе и творчестве, об уважении личности и принятии другого человека как ценности, дополняет содержание учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов (социальная педагогика, педагогическая валеология, основы социальной работы, методика и технология работы социального педагога). В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов мы стремились создать условия, ре-

ализующие основной методологический ре-гулятив целостного учебно-воспитательного процесса. Каждое педагогическое средство в целостном учебно-воспитательном процессе должно продолжать работу других, закладывать основу для дальнейшего развития мотивации, формировать то, что более поддается ему и не формируется или не столь успешно формируется другими средствами [2].

Исходя из цели развития социально зрелой личности студента, в учебновоспитательном процессе использовались групповые дискуссии, выполнение творческих заданий, проектный метод обучения, микропреподавание, лекции-беседы, организация экскурсий, сюжетноролевые игры. Анализ результатов опытно -экспериментальной работы позволил определить, что ведущим средством развития являются личность педагога, его гуманистические ценности и уважительное отношение к студенту. Диалог, непосредственное, живое общение студента и преподавателя, студента и специалиста, студентов между собой является и способом, и средством развития личности. В процессе диалога проявляются субъектные качества студента, его уникальность, свобода целеполагания и выбора, самосознание, активность.

Гуманизация и гуманитаризация профессионального образования создают условия, в которых будущий специалист переживает и усваивает отношение к себе как ценности и субъекту построения собственной жизни. Поэтому мы считаем, что обеспечение субъектной позиции будущего специалиста возможно посредством гуманного отношения к нему как к уникальной личности. Воспринятое положительное отношение к себе актуализируется будущим специалистом социально-образовательной сферы во взаимодействии с другими людьми - детьми, подростками, взрослыми.

Экспериментальная проверка выдвинутых теоретических положений и реализация модели процесса развития социальной зрелости личности будущего специалиста социальнообразовательной сферы выявили позитивную динамику и подтвердили правомерность сформулированных педагогических условий, в которых реализуются принципы гуманизма, диалогичности, дополнительности.

Литература

1. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. М.: Педагогика, 1984.

2. Сергеев Н.К. Взаимосвязь воспитательных функций изучения основ наук и труда старшеклассников в процессе формирования мотивации учения как свойства целостной личности / Н.К. Сергеев // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984. С. 54 - 62.

Social maturity of a future specialist's personality in the socio-educational sphere: essence and conditions of forming.

The topic questions of the professional training of specialists in the socio-educational sphere are covered. The model of a socially mature personality of a student is suggested, the process of the development of this personality phenomenon is described.

Key words: social maturity of a personality, entire educative process, specialists of the socio-educational sphere.

н.а. заруба, е.а. нагрелли

(кемерово, Новокузнецк)

диссеминация педагогического опыта как средство повышения компетентности педагогов

Затронуты проблемы развития профессиональной компетентности педагогов. Условием успешной реализации компетентностного подхода в образовательной практике назван программный подход. Предложена к рассмотрению целевая программа диссеминации ценного педагогического опыта в муниципальной системе образования.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, ключевые компетенции, профессиональное развитие, программный подход, ценный педагогический опыт.

Проблема поиска условий эффективного совершенствования профессиональной компетентности учителя остро обозначилась в конце ХХ - начале XXI в. Политические, социальные, экономические пре-

образования в нашей стране становятся детерминантом социальных изменений в образовании. Понимание государством того, что образование должно стать «важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества, сохранения места России в ряду ведущих стран мира и ее международного престижа» [4], утвердило опережающую роль образования, его способность обеспечить развитие других сфер общественной практики. Об этом свидетельствует включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью его системного качественного улучшения, повышения конкурентоспособности на международном уровне.

Быстрый темп научно-технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню подготовки выпускников, а следовательно, и к методической компетентности педагогов в области способов формирования знаний, умений обучающихся, а также ключевых компетентностей личности. К таким требованиям относятся готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловой коммуникации, кооперации (сотрудничеству); умение действовать в нестандартных и неопределенных ситуациях; способность к принятию ответственных решений; критическое мышление; самоуправление поведением и деятельностью; навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Следует отметить, что требования формулируются не только и не столько к знаниям выпускников, сколько к способам деятельности («умения», «способность», «готовность»). Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества образования. Приоритетной целью школы сегодня становится формирование у обучающихся универсальных способов действия, позволяющих оценивать ситуацию, действовать в изменяющихся условиях, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Возникла острая потребность в таком качестве выпускников, как «универсальный профессионализм» - способность менять сфе-

© Заруба Н.А., Нагрелли Е.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.