Социальная значимость строительства детского дошкольного образовательного учреждения
С.Г. Шеина, О.Д. Гладышева Донской государственный технический университет
Аннотация: В статье выведена динамика рождаемости в период с 1995 по 2020 г. Рассмотрена социальная значимость строительства детского дошкольного образовательного учреждения. Проанализирована его роль в формировании ребенка как личности и части общества.
Ключевые слова: детское дошкольное образовательное учреждение, строительство, дети, развитие, современный, формирование, становление, оснащение.
В конце 90-х годов суммарный коэффициент рождаемости в России являлся самым низким в истории страны - 1,14 [1]. Это влекло за собой упадок экономики и гибель весомого количества детских дошкольных образовательных учреждений.
К настоящему времени значение суммарного коэффициента возросло до отметки 1,75, что можно наблюдать на приведенной ниже гистограмме (рис. 1).
Рождаемость в России,
1995 2000 2005 2010 2015 2020
Рис. 1. - Рождаемость в России
Демографический прирост населения произошел в ходе развития государственной программы поддержки семьи. Это стало одним из факторов нехватки мест в детских садах. Благодаря этому возвысилась актуальность вопроса о строительстве новых учреждений детского дошкольного образования [2].
Производить реанимацию старых дошкольных учреждений бесполезно. Одни из-за своего технического состояния больше не пригодны для нахождения в них детей, другие уже распроданы для реализации коммерческой деятельности. Значительная доля нынче действующих детских садов морально и технически устарела, не соответствует новым современным требованиям и не имеет необходимого оснащения [3].
Соблюдение всех актуальных и инновационных тенденций в строительстве и организации детского дошкольного учреждения -обязательно, так как нахождение ребенка в здании с комфортными, современными, а главное безопасными условиями обеспечивает здоровое формирование и становление ребенка.
Текущие условия жизни направляют общество к постоянному развитию, движению. Человек должен обладать качествами свободного межличностного взаимодействия, отчего уже с малых лет он окружен безграничным потоком информации. Поэтому одна из основных задач образовательного учреждения - воспитать человека, способного вынести постоянную динамику современного мира, его рост и преобразование [4].
Детский сад в формировании успешной личности ребенка играет следующую роль:
- помогает ребенку осознать свои потребности, возможности и способности;
- помогает анализировать собственную деятельность;
М Инженерный вестник Дона, №5 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2021/7009
- формирует уверенность в своих силах, гармоническое развитие личностных качеств;
- помогает максимально раскрыть индивидуально-возрастной потенциал;
- помогает овладеть основами физической культуры и здорового образа жизни;
- помогает развить коммуникативные качества;
- помогает развить стремление к гармоническому раскрытию духовных способностей;
- формирует представление детей об окружающем мире;
- помогает подготовиться к школьному обучению.
Из чего следует, что теперь помимо ухода, воспитания и обучения детский сад опирается на развитие физических и психологических аспектов детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Так строительство нового детского сада позволит создать все необходимые условия для раскрытия и развития способностей детей, расширения их круга интересов и получения ими новых знаний. А также поспособствует таким положительным факторам, как:
-- снижение очередности на места в детских садах;
-- организация дополнительных рабочих мест;
-- увеличение процента физически и психологически хорошо развитых людей;
- увеличение социально-значимых объектов недвижимости [5].
Детский сад сейчас - это пространство для детей, основная стратегия
которого заключается в реализации единой образовательной среды, включающей последние тенденции техники и нанотехнологий [6]. Это больше не обычные коробки, не отличающиеся друг от друга, это
многофактурные, необычные архитектурные разработки, поражающие своей эстетичностью, привлекательностью и практичностью одновременно. А всё потому, что новые проекты дошкольных образовательных учреждений отличаются от своих предшественников (рис.2) более значительным многообразием объемно-планировочных решений, а также осложненной конфигурацией планов (рис. 3).
Рис.2. - Детский сад старого образца
Рис. 3. -Проект современного детского сада
Современные учреждения оснащены рядом многофункциональных помещений, обеспечивающих выявление у детей способностей и талантов в различных сферах деятельности, а возможность трансформации пространства позволяет ярче формироваться эмоциональному мышлению [7]. К тому же, такие проекты разработаны по всем требованиям действующих нормативных документов и соответствуют требованиям комфорта, экологической и пожарной безопасности, тепло- и энергосбережения и упорядоченной сметной стоимости строительства [8].
Благодаря большому потенциалу и опыту российских проектировщиков, строителей и производителей современных строительных материалов возможно строительство детского сада нового качественного уровня, функционирование которого позволит создать полномерные условия для становления ребенка частью общества [9], что влечет за собой огромную социальную значимость, так как от правильного формирования подрастающего поколения зависит и будущее нашей страны, её благополучие и процветание [10].
Литература
1. Социально-экономическая статистика: учебник для бакалавров / под ред. Ефимовой М.Р. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - 591 с. - Серия: Бакалавр.
2. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть I) // Эксперт: теория и практика, 2019, №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-rf-chast-i
3. Кривов А.С. Три революции в жилищной политике советского государства // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени. - М.: НИИТАГ РААСН, 1996.
4. Davis H.W. Physical Distribution Costs: Performance in Selected Industries. - 1987. - рр. 371-379.
5. Хованская Т.Ю., Афонина Д.И., Владимирова О.В.. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения // Вопросы дошкольной педагогики, 2019, №8 (25). — С. 2-5. — URL: moluch.ru/th/1/archive/140/4380/ (дата обращения: 23.05.2021).
6. Инновационные проекты детских садов для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Республика Саха (Якутия), 2014 tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014
7. Шеина С.Г., Бабенко Л.Л., Белая Е.В. Социально-экологические аспекты планирования расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования // Инженерный вестник Дона, 2012, №4, ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1341
8. Тютчева Наринэ Трехгорная мануфактура и подобные ей территории являются ценным ресурсом для развития города // Archi.ru. URL: archi.ru/russia/70675/narine-tyutcheva-trekhgornaya-manufaktura-i-podobnye-eiterritorii-yavlyayutsya-cennym-resursom-dlya-razvitiya-goroda (дата обращения: 11.01.2021).
9. FAO. 2018. The State of the World's Forests 2018 - Forest pathways to sustainable development. Rome.13 p.
10. Шеина С.Г. Стародубцева А.С. Устойчивое развитие городов. Комплексный подход к преобразованию городской среды. // Инженерный вестник Дона, 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4114.
References
1. Sotsial'no-ekonomicheskaya statistika: uchebnik dlya bakalavrov. [Socioeconomic statistics: a textbook for bachelors]. pod red. Efimovoi M.R. 2-e izd., pererab. I dop. M.: Izdatel'stvo Yurait; ID Yurait, 2012. 591 p. Seriya: Bakalavr.
2. Anpilov S.M., Sorochajkin A.N. Ekspert: teoriya i praktika, 2019, № 1. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-rf-chast-i.
3. Krivov A.S. Tri revolyutsii v zhilishchnoi politike sovetskogo gosudarstva. Obrazy istorii otechestvennoi arkhitektury Noveishego vremeni. M.: NIITAG RAASN, 1996.
4. Davis H.W. Physical Distribution Costs: Performance in Selected Industries. 1987. рр. 371-379.
5. Khovanskaya T. Yu., Afonina D. I., Vladimirova O. V. Voprosy doshkol'noi pedagogiki, 2019, № 8 (25). pp. 2-5. URL: moluch.ru/th/1 /archive/140/4380/ (data obrashcheniya: 23.05.2021).
6. Innovatsionnye proekty detskikh sadov dlya raionov Krainego Severa i Dal'nego Vostoka, Respublika Sakha (Yakutiya). [Innovative projects of kindergartens for the regions of the Far North and the Far East, the Republic of Sakha (Yakutia)]. 2014. tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego- severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014
7. Sheina S.G., Babenko L.L., Belaya E.V. Inzhenernyi vestnik Dona, 2012, №4, ch.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1341
8. Tyutcheva Narine Trekhgornaya manufaktura i podobnye ei territorii yavlyayutsya tsennym resursom dlya razvitiya goroda. [Trekhgornaya manufactory
and similar territories are a valuable resource for the development of the city]. Archi.ru. URL: archi.ru/russia/70675/narine-tyutcheva-trekhgornaya-manufaktura-i-podobnye-eiterritorii-yavlyayutsya-cennym-resursom-dlya-razvitiya-goroda (data obrashcheniya: 11.01.2021).
9. FAO. 2018. The State of the World's Forests 2018 - Forest pathways to sustainable development. Rome.13 p.
10. Sheina S.G. Starodubceva A.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4114.