Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ: СТРАТЕГИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ: СТРАТЕГИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
532
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / GOALS AND OBJECTIVES OF SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федченко А. А., Шкиренко Г. А.

Статья рассматривает положения проекта Социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года в части социальной защиты населения. Отражены основные цели и задачи достижения совершенствования системы социальной защиты на уровне Воронежской области и города Воронеж. Выявляется результат достижения предложенных целей и решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF THE URBAN DISTRICT CITY OF VORONEZH: STRATEGY

The article examines the provisions of the project of social and economic development of the urban district of the city of Voronezh for the period until 2035 regarding social protection of the population. The main goals and tasks of achieving the improvement of the social protection system at the level of the Voronezh region and the city of Voronezh are reflected. The result of achieving the proposed goals and solving problems is identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ: СТРАТЕГИЯ»

УДК 364.6

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ: СТРАТЕГИЯ

А. А. Федченко, Г. А. Шкиренко

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 14 января 2018 г.

Аннотация: статья рассматривает положения проекта Социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года в части социальной защиты населения. Отражены основные цели и задачи достижения совершенствования системы социальной защиты на уровне Воронежской области и города Воронеж. Выявляется результат достижения предложенных целей и решения задач.

Ключевые слова: социальная защита, стратегия, социально-экономическое развитие, приоритеты, цели и задачи социальной защиты.

Abstract: the article examines the provisions of the project of social and economic development of the urban district of the city of Voronezh for the period until 2035 regarding social protection of the population. The main goals and tasks of achieving the improvement of the social protection system at the level of the Voronezh region and the city of Voronezh are reflected. The result of achieving the proposed goals and solving problems is identified.

Key words: social protection, strategy, social and economic development, priorities, goals and objectives of social protection.

Стратегические преобразования социально-экономического развития Российской Федерации основаны на качественном улучшении уровня жизни населения территорий и развитии человеческого капитала и потенциала. Одно из важнейших направлений этих преобразований реализуется в рамках системы социальной защиты населения.

Социальная защита населения - это основная часть социальной политики Российской Федерации, реализуемой через систему законодательных, экономических и социальных мер и гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения [1, с. 113]. Реализуется данное направление в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющей права граждан на «достойную жизнь и свободное развитие человека, в связи с чем каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности для воспитания детей и иных случаях, установленных законом» [2]. Направлена социальная защита на все категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а непосредственно она реализуется в отношении особо нуждающихся в ней. По своей сути социальная защита насе-

© Федченко А. А., Шкиренко Г. А., 2018

ления является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики государства.

Направления социальной защиты достаточно разнообразны, они охватывают различные стороны жизнедеятельности людей: это поддержка на случай нетрудоспособности, беспризорность, низкий уровень доходов, неспособность самостоятельного обслуживания и др. Реализуется социальная защита также в различных формах: социальной поддержки, государственных гарантий, социального обслуживания, социальной помощи и пр. К особо нуждающимся в социальной защите группам населения можно отнести следующие: нетрудоспособные граждане (в том числе инвалиды и инвалиды с детства; пенсионеры и пр.); граждане в возрасте младше трудоспособного (в том числе дети-инвалиды, дети из многодетных и неполных семей, дети-сироты, безнадзорные дети и подростки, иные категории детей, нуждающихся в социальной защите); иные граждане, нуждающиеся в социальной защите (в том числе малообеспеченные, молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации) [3, с. 246].

Реализация комплексной стратегии социально-экономического развития страны в части соци-

альной защиты населения осуществляется преимущественно на региональном уровне, с учетом особенностей территориальной социально-экономической ситуации.

Основные цели и задачи политики в области социальной защиты населения на территории области решаются органами государственной власти Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области.

Приоритетными направлениями развития сферы социальной защиты населения Воронежской области являются:

- совершенствование деятельности служб и организаций, осуществляющих социальную защиту населения;

- повышение эффективности социальной защиты детей;

- укрепление традиционных семейных ценностей, профилактика и преодоление семейного неблагополучия;

- создание условий для активного, самостоятельного образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним;

- обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь граждан пожилого возраста и инвалидов;

- формирование и развитие рынка социальных услуг.

Комплекс экономических, социальных и политико-правовых проблем регионального развития выявил необходимость разработки Концепции развития социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области до 2020 го да, реализация положений которой «должна обеспечить укрепление конкурентоспособности Воронежской области в пространственном развитии страны и повышение качества жизни жителей региона» [4]. Данная концепция предполагает реализацию совместных мероприятий и действий органов государственной власти и местного самоуправления для социального развития Воронежской области как субъекта Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения на территории Воронежской области нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года. В проекте указанной стратегии в сфере социальной защиты населения выделено три основных блока целей и задач [5].

1. Формирование доступной среды для инвалидов и лиц пожилого возраста, развитие социаль-

ной защиты лиц особо в ней нуждающихся, предполагающей решение следующих задач:

- обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- всестороннее развитие государственной и негосударственной системы социальной защиты.

2. Обеспечение равной доступности и устойчивого улучшения качества гарантированных социальных услуг на территории области, достигаемых при помощи следующих задач:

- обеспечение реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством в полном объеме;

- повышение уровня социальной защищенности наиболее уязвимой части населения.

3. Снижение масштабов бедности до минимального уровня в России, что предполагает:

- обеспечение населения высококачественными услугами системы социальной защиты в стационарной, полустационарной и иных формах;

- проведение сравнительного мониторинга масштабов бедности в России и Воронежской области.

Отмечается, что достижение указанных целей и решение вышеприведенных задач позволят обеспечить:

- улучшение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания (в том числе путем открытия учреждений инновационного типа);

- поддержку и развитие социально ориентированных некоммерческих организаций;

- создание дополнительных условий для развития институтов гражданского общества и повышения гражданской активности жителей Воронежской области;

- предоставление гарантированных государством социальных выплат отдельным категориям граждан;

- создание условий для активного, самостоятельного образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного к ним отношения в обществе.

Несмотря на то, что на уровне городского округа город Воронеж отсутствуют специализированные институты, занимающиеся общим руководством и контролем в этой сфере, основные направления социальной защиты реализуются и на территории города.

Понятие и направления деятельности в сфере социальной защиты достаточно широкоформатны и многообразны, именно поэтому они реализуются в рамках различных направлений социально-экономического развития городского округа город Воронеж: образование, культура, здравоохранение, занятость и рынок труда, промышленность, безопасность, транс-портно-логистическая инфраструктура и т. п.

В настоящее время органами муниципального управления и научным сообществом города Воронеж осуществляется разработка Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года, целью которой является определение миссии, приоритетов, стратегических целей и задач развития города, используя имеющиеся конкурентные особенности и потенциал социально-экономической системы городского округа.

В результате проведенного исследования обоснована следующая миссия городского округа город Воронеж: Воронеж - один из ведущих научно-образовательных центров России, город с высоким уровнем и качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, наукоемких отраслей экономики. Генеральной стратегической целью является достижение высокого уровня и качества жизни населения городского округа город Воронеж, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Достижение Генеральной стратегической цели в рамках оптимизации социальной защиты видится в реализации следующих подцелей основных стратегических целей.

1. Активизация институтов гражданского общества. В рамках этой цели необходимо решение следующей задачи: расширение участия некоммерческих структур и общественных организаций в развитии социальной сферы.

2. Повышение качества системы социальной защиты, что возможно при достижении задачи повышения уровня охвата жителей городского округа социальными услугами.

3. Развитие цифровой экономики, распространение 1Т-технологий; задачей, затрагивающей сферу социальной защиты, выступает внедрение цифровых технологий в экономику, социальную сферу и сферу муниципального управления.

4. Обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан, в рамках которой решаются в том числе и задачи повышения доступности жилья для инвалидов и иных маломобильных групп населения; повышение доступности объектов

социальной инфраструктуры и общественного транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Эффективное решение поставленных задач связывается с реализацией целевого сценария развития системы социальной защиты населения городского округа г. Воронеж. Такой сценарий предполагает комплексное, опережающее развитие системы социальной защиты, основанной на принципах адресности и нуждаемости, с использованием новых технологий реабилитации (абилитации) и форм социального обслуживания.

Ожидаемые результаты достижения поставленных целей и решения задач видятся в следующем:

- снижение остроты проблемы получения гражданами социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения;

- расширение спектра предоставляемых услуг и повышение их качества за счет расширения деятельности учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности;

- повышение доступности социальных услуг за счет расширения использования 1Т-технологий;

- улучшение жизнедеятельности малоимущих граждан за счет расширения государственной социальной помощи на основании социального контракта;

- улучшение жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет улучшения функционирования приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

Главным инструментом достижения генеральной цели оптимизации социальной защиты населения является эффективное взаимодействие структур, занимающихся социальной защитой в городе и области, реализуемое путем достижения единства направления деятельности органов государственной власти Воронежской области и города Воронежа. Достижение поставленных целей и задач базируется также на использовании таких инструментов, как:

- стратегическое планирование деятельности системы социальной защиты Воронежской области и города Воронежа;

- актуализация нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты;

- реализация государственных программ Воронежской области и города Воронежа в сфере социальной защиты;

- привлечение средств для реализации поставленных целей, в том числе в виде субсидий (суб-

венций) из федерального бюджета, а также средств частного капитала в виде государственно-частного предпринимательства;

- внедрение новых технологий реабилитации (абилитации) и форм социального обслуживания;

- организация обратной связи с получателями социальных услуг для принятия оперативных управленческих решений;

- проведение комплекса мероприятий организационно-методической направленности в сфере социальной защиты.

Реализация указанных направлений активной политики социальной защиты уже осуществляется в рамках действующих государственных программ Воронежской области «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда».

Приоритетными проектами и программами в сфере социальной защиты, способствующими социально-экономическому развитию городского округа город Воронеж в долгосрочном периоде, являются основные мероприятия активной политики социальной защиты населения в период реализации Стратегии, осуществляемые в рамках государственных программ Воронежской области и города Воронежа «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда», «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и др. Ведется разработка проекта «Карта жителя Воронежской области», планируется создание Воронежского областного центра волонтерского движения в сфере социальной защиты населения, что также будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты на территории как области, так и города. Особым направлением развития системы социальной защиты населения в городском округе город Воронеж является формирование доступной

среды в рамках реализации концепции «Умный город».

Основными результатами реализации разрабатываемой стратегии в части социальной защиты населения являются:

- повышение эффективности реализации мер социальной поддержки граждан на основе законности и своевременности социальных выплат;

- развитие комплексных учреждений реабилитации (абилитации) инвалидов (детей-инвалидов);

- обеспечение равного доступа населения к социальным, реабилитационным (абилитацион-ным) и иным услугам в сфере социальной защиты;

- развитие и модернизация сети социальных учреждений для граждан пожилого возраста, инвалидов (детей-инвалидов), женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- формирование доступной среды для инвалидов и лиц пожилого возраста, развитие социальной защиты лиц особо в ней нуждающихся;

- реализация механизмов государственно-частного партнерства в сфере социальной защиты на территории Воронежской области и города Воронежа;

- передача части социальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям;

- совершенствование механизма контроля за правомерностью предоставления мер социальной поддержки.

Таким образом, достижение лидерских позиций Воронежской области по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения, сокращению социально-экономического неравенства, совершенствование социально-экономического развития региона возможно при активной совместной деятельности органов государственной власти Воронежской области и органов власти местного самоуправления городского округа город Воронеж.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шкиренко Г. А. Социальная защита лиц пенсионного возраста и инвалидов в Воронежской области / Г. А. Шкиренко // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 113-118.

2. Конституция РФ // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3. Ыт

3. Шкиренко Г. А. Социальная поддержка граждан в Воронежской области / Г. А. Шкиренко // Социально-трудовые отношения : теория и практика : сборник

научных трудов. - Киев : ГВЭУ «Киевский национальный экономический университет». - 2016. - №2 2 (12). -С. 245-252.

4. Концепция развития социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области до 2020 года. - Режим доступа: http://pandia.ru/ йХ/79/114/139.рЫр

Проект Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. -Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/its/proekt-strategii-sotsialno-economicheskogo-razvitiya

Воронежский государственный университет

Федченко А. А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: [email protected] Тел.: 8 (910) 348-96-80

ШкиренкоГ. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: [email protected] Тел.: (919)249-99-26

Voronezh State University

Fedchenko A. A., Doctor of Economic Sciences, Professor of Labor Economics and Principles of Management Department

E-mail: [email protected] Теl.: 8 (910) 348-96-80

Shkirenko G. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Labor Economics and Principles of Management Department E-mail: [email protected] Теl.: 8 (919) 249-99-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.