Разов П.В.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В качестве важнейших компонентов структуры общества выступают социальные институты. Именно изучение социального института дает возможность проанализировать в полном объеме проблемы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, выявить взаимосвязанные, взаимообусловленные элементы организационной структуры общества, которые определяют форму, содержание данного социального института как своеобразного механизма организации и управления процессом социальной защиты исследуемой категории.
В социологической науке понятие «социальная защита» еще не получило однозначной трактовки. Различные аспекты теории и методологии социальной защиты раскрывают М.С. Мацковский [3], П.Д. Павленок [7], В.П. Фомина [14], Е.И. Холостова [11], В.С. Торохтий [13], Т.Ф. Яркина [10] и другие российские ученые. Вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, рассматриваются в работах И.В. Квашнина [1],
А.В. Коровникова [2], Ю.И. Мигачева [4], А.В. Мочайкина [5], Р.Ю. Романова [8], И.Г. Скороходова [9], В.А.Титова [12] и др.
В широком смысле, по мнению ряда ученых, социальная защита включает социально-экономический, правовой и духовный компоненты [2; 7; 12]. Например, В. А. Титов отмечает: «Социальная защита - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий по обеспечению условий и средств существования двух основных социальных групп:
• трудоспособных граждан — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
• социально уязвимых слоев - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума» [12, с. 28].
В узком смысле социальная зашита определяется как «система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, осуществляемых со стороны государства, благодаря которым соз-
даются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям внешней (социальной, природной, техногенной) среды на человека и обеспечивающие социально-приемлемое качество их жизни» [12, с. 28].
Универсальное определение социальной защите дает П.Д.Павленок: «Социальная защита - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально-приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития» [6, с. 175].
Е.И.Холостова так же включает в основные элементы социальной защиты: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку.
А.В. Квашнин [1] и А.В. Коровников [2] уточняют данные определения применительно к области социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
А.В. Коровников трактует социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей как деятельность компетентных органов власти, военного управления и местного самоуправления по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей военной службы. Он же дает определение правовой защите военнослужащих, которое полностью совпадает с предыдущей трактовкой понятия «социальная защита». Вместе с тем ученый делает вывод о том, что понятия «социальная защита» и «правовая защита» отражают многоаспектные, многосторонние явления, и поэтому их определения могут иметь различные оттенки и значение в зависимости от контекста и угла зрения, под которым рассматриваются сами явления социальной и правовой защиты. Они отличаются друг от друга лишь предметом регулирования и показателями защищенности [2].
На взгляд ав тора данной статьи, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает несколько составляющих: правовую, социально-экономическую, социально-психологическую и медико-социальную, т.е. правовая защита является частью социальной защиты. Таким образом, социальную защиту исследуемой социальной группы можно определить как деятельность законодательных и исполнительных органов власти, военного управления и местного самоуправления по обеспечению социальной
защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также по их социальному обеспечению и страхованию.
Практически все социологи рассматривают социальную защиту как социальный институт, возникший вследствие необходимости удовлетворения коренных, глубинных потребностей развития государства и общества.
Анализ существующей системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей позволяет сделать вывод, что ее развитие должно осуществляться по принципу перерегуляции институциональных социальных связей.
Создание новых структурных образований в виде социальных служб в воинских формированиях, частичное переструктурирование системы позволит перевести взаимодействия, носящие в настоящее время эпизодический, случайный характер в разряд устойчивых, стабильных, т.е. позволит упорядочить виды социальных взаимодействий в рамках исследуемой системы.
Вместе с тем в результате перерегуляции возможно столкновение сил, утрачивающих свои позиции в социальном пространстве, и сил, расширяющих зоны своего влияния. Однако государство, используя механизмы легитимации, должно регулировать институциональные процессы и поддерживать целостность системы.
Анализ основных определений, элементов структуры социальных институтов с позиций системного подхода дает возможность рассматривать социальную защиту граждан, уволенных с военной службы, как социальный институт.
В контексте данного исследования определим институт социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, как систему связей, призванную обеспечить организацию, регулирование и контроль деятельности различных государственных и негосударственных структур по удовлетворению материальных, духовных, общественных потребностей граждан, уволенных с военной службы, в конкретных исторических условиях.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей соответствует основным критериям, предъявляемым к социальным институтам. Такими критериями являются:
1. Наличие цели деятельности (удовлетворение материальных, личных, духовных, общественных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) и конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели.
Социально-экономическая функция предполагает удовлетворение материальных потребностей и интересов исследуемой социальной группы посредством выплат компенсаций, субсидий, льгот, пенсий.
Политическая функция способствует поддержанию стабильности в обществе.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса граждан, уволенных с военной службы, на адаптацию их к изменяющимся условиям.
2. Наличие социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института. Создана нормативная правовая база защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Решению социальных проблем исследуемой категории призваны способствовать федеральные законы, указы, правовые акты Российской Федерации.
3. Набор социальных статусов и ролей (институт социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей есть сложная иерархическая система связанных между собой социальных позиций и ролей.
В качестве примера рассмотрим социальные статусы и роли специалистов отдела государственной социальной помощи комитета (управления) социальной защиты, занимающегося вопросами социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Работу отдела возглавляет начальник, которому подчиняются главный специалист, ведущие специалисты, специалисты первой категории. Главный специалист отдела осуществляет координацию работы по программе адресной защиты населения, в том числе исследуемой социальной группы. Ведущие специалисты осуществляют координацию работы специалистов по оказанию различных видов помощи малообеспеченным одиноким пенсионерам и инвалидам в соответствии с программой адресной социальной защиты; ведут прием населения.
4. Наличие материальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и социального контроля (средства, финансируемые из федерального, регионального и местного бюджета; медикаменты; технические средства реабилитации; социальные программы; кадровое обеспечение).
5. Совокупность учреждений, входящих в структуру института, - органы законодательной и исполнительной власти, пенсионный фонд, общественные
фонды, реабилитационные центры и т.д.
6. Наличие управляющей и управляемой подсистем (построение института как по вертикали, так и по горизонтали обеспечивает достижение единства цели; придает институту стабильность функционирования).
7. Управляющие подсистемы формируют механизмы, а также средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов социального института. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные нормы, которые создаются деятельностью органов, обладающих особыми полномочиями.
В настоящее время деятельность института социальной защиты исследуемой социальной группы приобретает дисфункциональный характер в связи с нарушением отдельных условий его развития. Дисфункции данного социального института связаны с недооценкой значимости его создания и функционального востребования органами военного управления; с недостатком ресурсов, выделяемых на его нужды; с отсутствием достаточного количества социальных работников для осуществления целей социальной защиты; недостаточной научной разработанностью концепции современной системы социальной защиты.
Таким образом, логика исследования позволяет сделать ряд выводов.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей есть деятельность законодательных и исполнительных органов власти, военного управления и местного самоуправления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также по их социальному обеспечению и страхованию.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей есть социальный институт, так как удовлетворяет всем основным критериям, свойственным социальному институту.
Институт социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей представляет собой сложную иерархическую систему, которая, с одной стороны, представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, среди которых - органы федеральной, региональной, муниципальной власти, силовые структуры, общественные организации, официальные лица, федеральные законы, уставы, программы, с другой стороны, является элементом системы более высокого порядка, т.е. системы социальной защиты населения, общества, государства.
В настоящее время исследуемая система нуждается в реформировании в связи с недостаточным взаимодействием различных структур, дублированием функций, недостаточной координацией деятельности организаций, ведомств, входящих в систему.
Эффективность, работоспособность системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей зависит от ее целостности, взаимозависимости различных элементов, интеграции в нее новых структурных образований в виде социальных структур в воинских формированиях, Уполномоченного по правам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Федерального агентства по социальной защите исследуемой социальной категории; от легитимации норм, ценностей, регулирующих институциональные взаимодействия,
Развитию, совершенствованию института социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей должна способствовать продуманная государственная социальная политика.
* * *
1. Квашнин А.В. Актуальные методологические особенности построения действенной концепции социальной зашиты военнослужащих // Человек в системе социальных отношении: сб. на-учн. ст. М., 1996. Вып.2.
2. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: становление, развитие, правовое регулирование. М., 1995.
3.МацковскийМ.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.
4. Мигачев Ю.И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран // Государство и право. 1999. № 5.
5. Мочайкин А.В. Межгосударственные аспекты обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Клуб «Реалисты», Информационно-аналитический бюллетень. М., 2005.
6. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М.: Инфра-М, 2001.
7. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М, 2003.
8. Романов Р.Ю. Опыт социально-психологической реабилитации раненых // Военноэкономический вестник. 2002. № 2.
9. Скороходов И.Г. Социально-психологическая адаптация военнослужащих // Социс. 1998. № 2.
10. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы и пути решения / под ред. Т.Ф.Яркиной и др.: в 2 т. М.: ЦСП РАО, СГУ, 1997.
11. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
12. Титов В.А. Социальная защита военнослужащих ВВ МВД и сотрудников ОВД: вопросы теории и практики. СПб., 2002.
13. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦСП РАО, 1996.
14. Фомина В.П. Социальная защита населения в условиях переходной экономики. М: Изд-во МГОУ, 1998.