Н.Г. БАЖЕНОВА кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Социальная субъектность как основа развития самоорганизационных процессов в студенческой среде вуза
Социокультурная среда вуза ставит студента в условия осуществления сознательного, самостоятельного выбора в поле социальных отношений и побуждает выстраивать ценностное реагирование на значимые стороны общественной студенческой жизни, т.е. позиционирование себя как социального субъекта. В основе субъектности как свойства личности лежит отношение к себе как к деятелю.
Социальная субъектность предполагает активное, самодетерминированное поведение человека в различных социальных системах, которое проявляется в осознанном выборе определенного типа социального поведения с учетом требований ситуации, норм и ценностей. В исследованиях социальная субъектность обоснованно связывается с высоким уровнем социальной активности, но активность - это одна из характеристик социальной субъектности1. Среди прочих можно назвать сознательность, связанную со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность. Развитие социальной субъектности происходит в течение жизни и связано с освоением новых ролей и новыми требованиями социальной ситуации.
Согласно М.А. Щукиной субъектность личности - способность, обеспечивающая человеку возможность осуществлять самоуправление в социальном контексте2. М.А. Щукина выделяет атрибуты субъектности: активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценностность.
В.А. Луков под социальной субъектностью понимает способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.
Социальное конструирование реальности происходит как присвоение субъектом некоторой части окружающей среды, вмещение ее в себя на уровне владения смыслами, что составляет, по мнению В.А. Лукова, основу социальной субъектности.
Вместе с тем, как отмечает В.А. Луков, молодежь конструирует реальность опираясь на имеющиеся у нее тезаурусы3. Логичным выглядит заключение о связи социальной субъектности и тезаурусного репертуара молодого человека. Тезаурус как часть действительности, освоенной социальным субъектом, ориентирует его в окружающей среде на различных уровнях социальности4. Как ориентационный комплекс тезаурус имеет своим базовым понятием концепт - сращение смысла и чувственного восприятия. Ориентация в окружающей среде сопряжена с проявлением активных поведенческих стратегий.
Группообразующим мотивом в тезаурусной трактовке молодежи выступает общность индивидуальной субъектности взаимодействующих и уровень их социальной субъектности, степень социального потенциала. Принимая во внимание, что тезаурусные конструкции извлекаются в нужный момент и дорабатываются, мы видим задачей вуза проектирование социокультурной университетской среды, позволяющей каждому студенту актуализировать свой тезаурусный репертуар, иметь возможность проявить себя и обогатиться, определиться со «своим» окружением; через включение в социальные практики содействовать развитию социальной субъектности.
Внутренняя сторона тезауруса регулируется социальной идентификацией и проявляется через социальное конструирование и проектирование реальности. В контексте нашей проблемы интерес представляет вторая группа действий - достраивание реальности. Именно эта группа (из трех: адаптация к условиям среды, достраивание реальности, переконструирование условий среды)
* Баженова Наталья Геннадьевна, e-mail: [email protected]
1 См.: Оконешникова О.В. Условия и этапы становления социальной субъектности человека http://e-conf.nkras.ru/konferencii/2009/Okoneshnikova.pdf (второй источник) (дата обращения 25.04.20l2)
2 См.: Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте. Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. СПб., 2004.
3 См./ Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М., 2012.
4 См.: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008.
ориентирована на субъектную активность, без которой немыслимы процессы самоорганизации студенчества в вузе.
Самоорганизацию рассматривают как одну из важнейших характеристик молодежного сознания и поведения. Самоорганизация - многоаспектный процесс, разворачивающийся в нескольких направлениях: представительского взаимодействия - формирование системы связей студенчества с различными социальными институтами; межличностного взаимодействия - неформальные отношения в молодежной среде; самоорганизации личности; формирования объединений - формирование молодежных организаций5.
Т. Парсонс приблизился к идеям теории социальной самоорганизации в ее современном понимании. Исследуя методы интеграции в ускоренно дифференцирующихся обществах, он акцентирует значимость «добровольной самоорганизации (ассоциации)», являющейся кумулятивной и итоговой результирующей большого числа выборов, совершаемых многими индивидами6. Эта мысль созвучна тезису, что социальная субъектность проявляется в осознанном выборе определенного типа социального поведения с учетом требований ситуации, норм и ценностей.
Характеризуя социальную субъектность, следует учитывать, с одной стороны, потребности, мотивацию, ценностные ориентации, с другой - содержательные характеристики общественной жизни - сферы, куда вкладывается человек как субъект в силу своих потребностей, способностей или сложившихся обстоятельств.
Социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности7.
Вопросы возможности осуществления общественно значимой деятельности обусловлены полем потенций социокультурной среды вуза. Не только внешние, считает С.А. Кравченко, но и внутренние факторы развития социальных реалий побуждают людей к инновационной деятельности, адаптивной деятельности8.
Внешняя среда зачастую имеет определяющее значение для функционирования системы. От условий внешней среды зависит направление, стохастическая тенденция развития системы. Окружающие условия - это необходимый фон, содержащий бифуркационный механизм развития9. В этом смысле важно наличие энергетических центров, вокруг которых впоследствии и могут разворачиваться события в рамках процессов вуза.
Составляющие способностей к осуществлению социально значимой деятельности представляют собой, на наш взгляд, спектр зачастую взаимообусловленных компонентов: тезаурусный репертуар каждого студента, типичное в личности (типологическая принадлежность) как предпосылка к действию, наличие прежнего опыта подобной деятельности, осознание «точек» приложения активности и инициативы и др.
Можно утверждать, что самореализация личности является индикатором достижения социальной субъектности. Аналогично и в отношении коллективной деятельности различного рода молодежных объединений (сюда стоит отнести и менее формализованные способы реализации социальной активности, обозначенные как движения и инициативы). Именно здесь ожидалось новое качество социальной субъектности молодежи. Для молодежи специфично именно то, что интериоризация ею объективных условий жизнедеятельности становится способом присвоения социальной субъектности. По мнению В.А. Лукова, мера социальной субъектности может выступать сущностной характеристикой молодежи.
В опросе с объемом выборки 93 человека (в составе опрашиваемых студенты из Биробиджана, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска) студентам было предложено выбрать по три положительных и три отрицательных качества, присущих современному студенту, парадоксальным представляется выбор весьма противоречивых по смыслу качеств, возможно, в некоторой степени взаимоисключающих. Итак, это, с одной стороны, креативный (83%), инициативный (67%) и активный (50%) студент, с другой же стороны - ленивый (72%), безразличный (61%) и необязательный (56%). В 94% случаев студенты стараются сочетать общественные и личные интересы, демонстрируется равновесность ответов (по 3%), когда общественные интересы превышают личные и наоборот. М.А. Щукина креативность относит к атрибутам субъектности, а этот показатель в самооценках студентов достаточно высок.
Оценивая свой уровень подготовленности (готовности) к студенческому взаимодействию в плане общественной активности на благо вуза, около 10% отнесли себя к «продвинутому уровню», 28% - к «начальному» и 62% - к «среднему». Настораживает тот факт, что один год включенности в
5 См.: Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Белгород, 2009.
6 См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.
7 См.: Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ.
8 См.: Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М., 2006.
/9 См.: Весна М.А. Педагогическая синергетика: парадигма, методология, теория, исследовательская программа. Курган, 2010.
деятельность студенческих организаций трактуется в плане «уровня подготовленности» респондентами по-разному. Или, относя себя к «продвинутому уровню», студенты далее на вопросы анкеты отвечают, что не хватает «теоретических знаний». Посредством опроса было выяснено, что 10% участников недостает теоретических знаний, 54% - практических навыков, оставшимся - 36% и того, и другого.
Интересным представляется факт, что 27% студентов-активистов различных организованных по инициативе студентов общественных объединений в качестве аргументов участия, активности высказывают «удовлетворение потребности в признании», 21% - хотят «стать известной личностью в вузе». Получается, что с одной стороны, деятель, творец, а, с другой стороны, движет этой социальной активностью внешняя мотивация, основанная на потребительских поведенческих стратегиях.
Анализ различных типологий студенчества иллюстрирует склонность к социальной активности, а, следовательно, и к коллективной самоорганизации определенных типов (в классификации В.Т. Лисовского): в большей мере - «гармоничный», «профессионал», «общественник»; в меньшей мере -«старательный», «творческий». В результате опроса ведущими типами личности, преобладающими в университете, признаны четыре: «творческий», «гармоничный», «академик», «общественник», с включением в данный перечень социально активных типов.
Выявлено преобладание типов социально активных студентов именно на первом курсе. Явно прослеживается устойчивая ориентация первокурсников на проявление инициативы и активности. К четвертому и пятому курсу идет смещение к типу «академик», «творческий», в связи с ориентацией студенчества на будущую профессиональную деятельность. Безусловно, сложно однозначно экстраполировать ситуацию как на другие вузы, так и на некоторый период (различные учебные годы) в рамках одного вуза говоря о некой тенденции, для этого требуется лонгэтюдное исследование, но для ситуативной реакции в рамках конкретного университета в целях проектирования некой содержательной основы развития процессов самоорганизации предлагаемая схема вполне приемлема. Однако надо принимать во внимание, что социальный ландшафт, в котором происходит реализация субъектности человека, существенно влияет на то, какие типы будут выходить на первый план.
Интересным представляется, что тип «общественник» преимущественно встречается на педагогических специальностях. Возможно, на указанные специальности поступают студенты, обладающие необходимым потенциалом для того, чтобы стать активными участниками общественной жизни вуза, и наделенные некоторой синергетической энергией для зарождения коллективных единств - самоорганизации, либо содержание образования, применяемые методики на этих специальностях в период обучения способствуют развитию данных форм поведения, генерируя определенную направленность личности. Также показателен тот факт, что общественной деятельностью студенты занимаются более активно первые два года, именно этот период следует продуктивно использовать, создавая определенное поле потенций для ситуаций включенности и участия в целях развития процессов самоорганизации.
Соотношение между тендерными различиями студентов по ведущему типу типологии представляет интерес ввиду того, что особенностью с точки зрения социальной активности и склонности к самоорганизации обладают девушки типа «гармоничный». У юношей преобладающим является тип «творческий», что говорит о меньших проявлениях коллективных самоорганизационных характеристик.
Таким образом, в определенной степени можно утверждать, что:
- развитие процессов самоорганизации в студенческой среде отчасти обусловлено состоянием способности студентов к осуществлению социально значимой деятельности;
- группообразующим мотивом может выступать общность индивидуальной субъектности взаимодействующих и уровень их социальной субъектности, степень социального потенциала;
- предложения социокультурной среды вуза, содержащей социально обусловленные возможности к осуществлению общественно значимой деятельности (потенции среды), являются условием развития социальной субъектности;
- в развитии самоорганизационных процессов следует учитывать ряд особенностей: принадлежность студента к определенному типу, обучение на определенном курсе, специальности.
Все эти тезисы важно принимать во внимание при выстраивании работы по развитию самоорганизационных процессов.
Баженова Н.Г. Социальная субъектность как основа развития самоорганизационных процессов в студенческой среде вуза. Статья посвящена вопросам взаимосвязи социальной субъектности и процесса самоорганизации студенчества вуза; рассуждения автора разворачиваются вокруг следующих смысловых тезисов: общность индивидуальной субъектности взаимодействующих, уровень их социальной субъектности, социальный потенциал как группообразующий мотив; социальная субъектность связана с тезаурусным репертуаром личности.
Ключевые слова: самоорганизация, социальная субъектность, социокультурная среда вуза, тезаурус.
Bazhenova N.G. Social subjectivity as a basis of development of self-organization of students in institutions of higher education. The given article is devoted to interrelation of social subjectivity and the process of self-organization of students in institutions of higher education; the author reflects about the following semantic theses: the unity of individual subjectivity of interacting people, the level of their social subjectivity, the degree of social potential which can act as a group uniting motive; social subjectivity which is connected with the person's thesaurus.
Key words: self-organization, social subjectivity, sociocultural environment of institutions of higher education, thesaurus.