Научная статья на тему 'Социальная стоимость наркомании в регионах России: методический подход и результаты оценки'

Социальная стоимость наркомании в регионах России: методический подход и результаты оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калина Алексей Владимирович, Гурбан Инесса Александровна

В статье предложен методический подход к оценке социальной стоимости наркомании в регионах России, которая представляет собой стоимостную оценку социально-экономических последствий распространения наркомании на территории. Рассмотрены основные подходы к оценке латентных характеристик наркоситуации. Приведены результаты оценки социальной стоимости наркомании и отдельных её составляющих для федеральных округов и субъектов Российской Федерации в период 2001 2005 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калина Алексей Владимирович, Гурбан Инесса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG ADDICTION SOCIAL COST IN RUSSIA REGIONS: METHODICAL APPROACH AND ESTIMATION RESULTS

The methodical approach to drug addiction social cost estimation in Russian regions is suggested in the article. It is presented by cost estimation of socio-economical consequences of drug addiction spread on the territory. The main approaches to latency characteristics of drug addiction situation estimation are shown. The results of drug addiction and its separate parts social cost estimation are given for federal regions and subjects of Russian Federation for the period of 2001 − 2005.

Текст научной работы на тему «Социальная стоимость наркомании в регионах России: методический подход и результаты оценки»

СОЦИАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НАРКОМАНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ*

Калина А.В., Гурбан И.А.

В статье предложен методический подход к оценке социальной стоимости наркомании в регионах России, которая представляет собой стоимостную оценку социально-экономических последствий распространения наркомании на территории. Рассмотрены основные подходы к оценке латентных характеристик наркоситуации. Приведены результаты оценки социальной стоимости наркомании и отдельных её составляющих для федеральных округов и субъектов Российской Федерации в период 2001 - 2005 гг.

Обеспечение устойчивого роста экономики требует решения ряда проблем, связанных с минимизацией влияния различных деструктивных тенденций, к которым относится и распространение наркозависимости среди населения страны. Значительные масштабы и постоянный рост наркотизации общества свидетельствуют о том, что на сегодняшний день меры противодействия данному процессу не соответствуют реально сложившейся ситуации. По данным статистической отчетности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, число зарегистрированных больных наркоманией в России в период 1991 - 2005 гг. выросло с 31,5 до 343,5 тыс. человек, то есть увеличилось почти в 11 раз. Фактическое число лиц, злоупотребляющих наркотиками, по мнению различных специалистов, в 3 - 10 раз выше приведенных данных, то есть по самым оптимистичным оценкам - превышает 1 млн. чел.

Масштабное распространение наркозависимости среди населения России и стремительный рост её уровня обратили внимание исследователей на социально-экономический характер данного явления, подлежащего всестороннему анализу. В его предметное поле входят: анализ причин возникновения и распространения наркомании в России и факторов, усугубляющих наркоситуацию; оценка масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков, с учетом латентных характеристик; определение тенденций и закономерностей развития наркоситуации, их моделирование и прогнозирование. Особое внимание следует уделить угрозам различным сферам жизнедеятельности территории, которые возникают в результате негативных последствий развития наркоситуации: усугубление и укоренение негативных тенденций в демографической сфере, рост уровня преступности, значительный социальный и экономический ущербы и др.

Уровень распространения наркозависимости в России на сегодняшний день вырос настолько, что создает угрозы не только экономической безопасности государства и его территорий, но и грозит потерей устойчивого развития страны, создает серьезную угрозу демографической безопасности государства, непосредственно влияя на сокращение человеческого капитала.

Официальной статистической информации, позволяющей оценить реальные масштабы злоупотребления наркотиками в российском обществе, не существует, как и не существовало ранее адекватных (регулярных) методов оценки латентных характери-

* Исследования выполнялись при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проекты № 05-06-80436 и № 06-06-80026).

стик данного явления. Следовательно, возможные меры по противодействию процессу распространения наркозависимости не могут иметь нужного эффекта, так как предназначены для решения менее масштабной и по иному направленной проблемы.

В этой связи весьма актуальной становится задача диагностики социально-экономических последствий от распространения наркомании в регионах. Центральное место в решении данной задачи занимает определение социальной стоимости наркомании, которая отражает затраты общества, обусловленные распространением злоупотребления наркотическими веществами.

В основу оценки социальной стоимости наркомании в регионе положена стоимостная оценка, то есть количественное определение последствий употребления наркотиков. Этот комплексный показатель в денежном выражении оценивает бремя, которое наркомания представляет для общества. Заболевание (наркозависимость) вызывает увеличение расходов государства и требует ресурсов, расходуемых на борьбу с ним, которые при отсутствии этого заболевания могли бы использоваться иначе. Поэтому философия расчета социальной стоимости данного заболевания предполагает ряд обоснований в рамках аналитической логики, которая предполагает допущение: преимущества (имеются в виду некоторые виды деятельности, существующие благодаря заболеванию), возникающие в связи со сферой потребления наркотиков, в расчет не принимаются. А все ресурсы, расходуемые государством на борьбу с распространением наркозависимости, могли бы быть направлены на другие цели.

Более близкими к истине результаты расчета социальной стоимости наркомании делает то, что при расчетах использовались данные, учитывающие высокую латентность процесса распространения наркозависимости, например, полученные в результате модельных расчетов данные о фактическом количестве лиц, злоупотребляющих наркотНредлагаемая методика полностью адаптирована к системе отечественного статистического учета, что делает возможным ее применение для оценки социальной стоимости наркомании в России в целом и на территориях разного уровня, в отличие от подобных зарубежных методик (методика Группы Помпиду [6] и др.), которые применить в российских условиях невозможно. Также следует отметить, что данная методика позволяет определить ущерб от распространения наркомании в обществе. В этом случае будут учитываться только связанные с дополнительными затратами составляющие социальной стоимости, которые несут государство и общество из-за распространения наркозависимости (дополнительные бюджетные расходы, недополученный ВРП, преждевременная смертность граждан и т.п.).

Социальная стоимость определяется в государственной и в негосударственной сфере региона (рис. 1). В основу методики расчета социальной стоимости наркомании в регионе положена система частных показателей, сгруппированных по следующим блокам, учитывающим и расходы общества в лице государства, и расходы индивидов:

1. Стоимость социальных последствий наркомании.

2. Расходы на здравоохранение и другие социальные расходы.

3. Расходы на содержание органов государственного управления, контролирующих оборот наркотиков.

4. Ущерб частным лицам от распространения наркомании.

5. Расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих.

6. Расходы частных организаций и учреждений.

Экономика региона № 2/2007

СОЦИАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НАРКОМАНИИ В РЕГИОНЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА

Стоимость Расходы на Расходы на содержание

социальных здравоохранение органов государственного

последствии и другие управления,

наркомании социальные контролирующих оборот

расходы наркотиков

СОЦИАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ В НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА

Ущерб частным лицам от распространения наркомании

Расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих

Расходы частных организаций и учреждений

Рис. I. Схема формирования социальной стоимости наркомании в регионе

Калина А.В., Гурбан И.А.

Показатели, формирующие социальную стоимость наркомании в регионе, представлены в табл. 1.

Таблица 1

№ п/п Наименование блоков и показателей

Социальная стоимость наркомании в государственной сфере

1. Стоимость социальных последствий наркомании

1.1. Стоимость последствий в демографической сфере

1.2. Стоимость последствий в производственной сфере

2. Расходы на здравоохранение и другие социальные расходы

2.1. Расходы на лечение наркомании и заболеваний, связанных с употреблением наркотиков

2.2. Расходы на профилактические программы по линии здравоохранения

3. Расходы на содержание органов государственного управления, контролирующих оборот наркотиков

3.1. Содержание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

3.2. Содержание подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

3.3. Расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

3.4. Расходы на обеспечение деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации в части предупреждения попадания наркотических веществ на территорию Российской Федерации

3.5. Расходы по линии Министерства юстиции Российской Федерации

3.6. Расходы государственных органов власти на реализацию федеральных целевых и региональных программ по борьбе с наркоманией

Социальная стоимость наркомании в негосударственной сфере

4. Ущерб частным лицам от распространения наркомании

4.1. Расходы на устранение вреда здоровью частных лиц, нанесенного лицами, употребляющими наркотические вещества

4.2. Недополученные доходы; издержки

5. Расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих

5.1. Приобретение наркотиков, прекурсоров, медикаментов и инструментария

5.2. Расходы на лечение и реабилитацию наркозависимых

5.3. Недополученные доходы; издержки

6. Расходы частных организаций и учреждений

6.1. Расходы частных организаций (фондов, ассоциаций и т.п.)

6.2. Расходы на содержание негосударственных лечебных учреждений (негосударственных реабилитационных центров для наркозависимых лиц)

Для расчета латентных характеристик процесса распространения наркомании был разработан модельный аппарат, основанный на совместном использовании двух математических моделей:

1. Нелинейная динамическая модель, разработанная Г.П. Быстраем [1, 3, 5].

Данная модель основывается на теории сетевого маркетинга. В соответствии с ней

рассматривается процесс взаимодействия продавцов и потребителей наркотиков, основанный на решении системы, состоящей из двух нелинейных логистических уравнений.

2. Дискретная модель, разработанная Э.Г. Альбрехтом [1, 4].

Данная модель основана на построении дискретных линейных динамических моделей с неизвестными коэффициентами, связывающих "скрытые" показатели наркомании с показателями статистической отчетности (число зарегистрированных больных наркоманией; число употреблений наркотических веществ с вредными последствиями; число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Далее, используя метод наименьших квадратов, вычисляются все неизвестные параметры, которые находятся при минимальном значении функции невязки.

В соответствии с разработанной методикой был проведен расчет социальной стоимости наркомании для федеральных округов и субъектов РФ за период 2001 - 2005 гг. При расчетах не были учтены показатели, формирующие третий и шестой блоки, в силу "закрытости" данной информации. Однако, как показали исследования, доля неучтенных показателей в структуре социальной стоимости колеблется в пределах 5 - 10%, что не оказывает существенного влияния на полученные результаты.

Проведенные расчеты показали, что в 2005 г. в России социальная стоимость наркомании составляла 524 млрд. руб. (табл. 2). Самая значительная величина социальной стоимости сложилась в Сибирском федеральном округе - почти 115 млрд. руб., т.е. 22% от социальной стоимости наркомании в России, 18% пришлось на Центральный федеральный округ, 16% - на Приволжский, 14% - на Уральский, 14% - на Южный, 12%

- на Северо-Западный. Самая меньшая величина социальной стоимости сложилась в Дальневосточном федеральном округе - 26,4 млрд. руб. (5% от социальной стоимости наркомании в России).

Таблица 2

Динамика изменения социальной стоимости наркомании по федеральным округам Российской Федерации, млн. руб.___________

Федеральные округа 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Российская Федерация 293242,6 405314,0 426797,2 492821,2 523815,8

Центральный 49856,4 70276,6 74081,3 86813,0 93633,2

Северо-Западный 36292,0 50669,8 51280,9 60403,2 63626,9

Южный 36398,6 51581,2 53084,0 64945,5 71102,0

Приволжский 48322,2 66286,3 68284,5 80069,7 82998,5

Уральский 45500,9 60036,8 66833,6 67940,1 71101,9

Сибирский 64029,1 89293,6 93469,7 108333,7 114912,8

Дальневосточный 12843,4 17169,7 19763,2 24315,9 26440,5

Расчеты по отдельным сферам социальной стоимости, структура которой приведена на рис. 2, показали, что наиболее существенный вклад в её формирование вносят расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих. Данная структура социальной стоимости наркомании сложилась в 2005 г. для России в целом. Подобная структура складывается и в федеральных округах, и в субъектах РФ.

Стоимость социальных последствий наркомании, 19%

Ущерб частным лицам от распространения наркомании, 0,005%

Расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих, 78%

Расходы на здравоохранение и другие социальные расходы, 2%

Рис. 2, Структура социальной стоимости наркомании в России в 2005 г., %

Расходы потребителей наркотиков и лиц, их окружающих, составляли в 2005 г. около 80% от итоговой величины социальной стоимости наркомании в России. Стоит отметить, что данный показатель зависит от сложившегося на рынке незаконного оборота наркотиков уровня цен на психоактивные вещества и фактического количества лиц, ими злоупотребляющих.

С учетом "скрытого" контингента показатель фактического числа наркозависи-мых в Сибирском округе составил в 2005 г. 2264 больных наркоманией на 100 тысяч человек населения (фактическая численность наркозависимых в целом по округу - 451 тыс. человек), в Дальневосточном округе - 2154,4 (143 тыс. чел.), в Уральском округе -1830,9 (226 тыс. чел.), в Южном округе - 1457,3 (333 тыс. чел.), в Приволжском округе

- 1362,4 (421 тыс. чел.), в Северо-Западном округе - 1280,6 (177 тыс. чел.), а в Центральном округе - 919,6 (347 тыс. чел.).

Относительно небольшую часть в структуре расходов потребителей наркотиков занимают расходы на лечение и недополученные доходы, в результате ограниченной трудоспособности. Основные же расходы, порядка 80 - 95% от своих расходов, потребители наркотиков несут на приобретение наркотических веществ.

Несмотря на ежегодный рост числа лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, и рост цен на наркотики, год от года происходит снижение доли расходов потребителей наркотиков в структуре социальной стоимости (табл. 3), в основном за счет роста величины социальных последствий наркомании.

В первую очередь это связано с ростом смертности по причине употребления наркотиков (последствия в демографической сфере) и ущерба от недовыпуска продукции в результате вовлечения населения в наркоманию (последствия в производственной сфере). Только за период 2001 - 2005 гг. доля блока социальных последствий наркомании в итоговой величине социальной стоимости в среднем по округам увеличилась в 1,7 раза. В ближайшей перспективе прогнозируется дальнейший рост данной составляющей социальной стоимости наркомании в силу того, что социальные последствия носят долгосрочный характер (табл. 4).

Таблица 3

Динамика изменения расходов потребителей наркотиков и лиц, их окружающих,

Федеральные округа 2001 г. 2003 г. 2005 г.

млн. руб. %* млн. руб. % млн. руб. %

Российская Федерация 239418,1 84,4 339938,1 82,5 411938,6 80,9

Центральный 41471,0 83,2 61008,8 82,4 74754,6 79,7

Северо-Западный 31651,1 86,4 45182,2 86,8 53076,7 80,8

Южный 32074,6 89,5 46235,3 88,4 59146,2 83,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приволжский 40519,2 82,0 56220,8 79,9 64421,7 77,1

Уральский 25460,1 73,9 34202,9 69,2 46277,5 83,3

Сибирский 57742,6 89,2 81923,6 87,1 94358,4 83,2

Дальневосточный 10499,6 81,4 15164,5 76,5 19903,6 76,4

Примечание. * Величина в процентах означает долю, которую сфера расходов потребителей наркотиков и лиц, их окружающих, составляет в структуре социальной стоимости

Таблица 4

Динамика изменения стоимости социальных последствий наркомании

Федеральные округа 2001 г. 2003 г. 2005 г.

млн. руб. %* млн. руб. % млн. руб. %

Российская Федерация 34373,1 11,5 64387,2 14,8 99770,1 19,0

Центральный 7091,3 14,3 11733,3 15,9 16707,9 17,8

Северо-Западный 3004,6 5,9 5924,1 10,1 9150,8 14,4

Южный 2709,3 8,9 5231,1 11,4 10447,7 14,7

Приволжский 7063,4 12,5 12596,1 15,5 15972,1 19,2

Уральский 7555,3 17,9 14275,5 22,2 23400,8 32,9

Сибирский 5215,4 8,5 10657,0 11,8 18492,2 16,1

Дальневосточный 1733,9 13,1 3970,1 19,7 5598,7 21,2

Примечание. * Величина в процентах означает долю, которую сфера стоимости социальных последствий составляет в структуре социальной стоимости

Что касается остальных сфер социальной стоимости наркомании, а именно, расходов на здравоохранение и других социальных расходов и ущерба частным лицам от распространения наркомании, то их вклад в формирование итоговой величины социальной стоимости значительно ниже, чем вклад рассмотренных выше сфер.

Для оценки масштабов распространения наркозависимости необходимо соотнести социальную стоимость наркомании и валовой региональный продукт (ВРП) территории (табл. 5).

Этот показатель, прежде всего, говорит о степени влияния наркотизации населения на экономику соответствующей территории, а также о масштабе распространения наркозависимости. Среди субъектов Федерации к территориям, которые по показателям социальной стоимости находятся в наиболее неблагоприятном положении, можно выделить Карачаево-Черкесскую Республику, где социальная стоимость наркомании в 2005 г. составила 10,3% ВРП, Астраханскую область - 10,2%, Республику Ингушетия - 10,1%, Иркут-

скую область - 9,6%, Калининградскую область - 9,4%, Республику Адыгея - 7,8%. В Воронежской, Смоленской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Саратовской, Ульяновской, Кемеровской, Омской, Томской областях, республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском и Приморском краях социальная стоимость наркомании составляла в 2005 г. 5 - 7% ВРП.

Таблица 5

Социальная стоимость наркомании в ВРП соответствующей территории

по федеральным округам Российской Федерации, %

Федеральные округа 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Российская Федерация 3,79 4,31 3,68 3,41 3,11

Центральный 1,99 2,21 1,88 1,85 1,58

Северо-Западный 4,83 5,39 4,44 4,19 3,31

Южный 5,93 6,99 5,90 5,79 4,97

Приволжский 3,46 4,13 3,48 3,25 2,56

Уральский 3,77 4,22 3,76 2,84 2,08

Сибирский 7,31 8,55 7,38 6,67 5,43

Дальневосточный 3,26 3,60 3,40 3,40 3,20

Также необходимо сопоставление социальной стоимости наркомании с расходной частью территориального бюджета и расходами бюджета на здравоохранение и социальную политику (табл. 6). Как показал проведенный мониторинг, при сложившейся в России наркоситуации, величины социальной стоимости наркомании и бюджетных расходов на здравоохранение и социальную политику в некоторых округах сопоставимы между собой, а в отдельных территориях социальная стоимость наркомании значительно превышает бюджетные расходы государства на социальную сферу.

Таблица б

Социальная стоимость наркомании в сравнении с расходами бюджета

на социальную политику и здравоохранение по федеральным округам Российской Федерации, %

Федеральные округа 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Российская Федерация 109,4 107,1 93,9 91,2 75,9

Центральный 68,3 67,6 57,4 57,2 45,5

Северо-Западный 140,0 136,9 114,7 112,1 103,3

Южный 128,3 125,6 111,1 109,8 88,9

Приволжский 104,4 105,5 97,1 92,6 72,0

Уральский 98,2 99,8 95,7 82,6 76,2

Сибирский 199,3 182,0 160,9 148,2 123,8

Дальневосточный 73,6 67,8 66,9 70,1 63,7

Стоит отметить снижение величины социальной стоимости наркомании в ВРП регионов за исследуемый период, однако, рост негативного влияния распространения наркозависимости на экономику России сопоставим с ростом ВВП страны. Наряду с этим, в ряде субъектов величины социальной стоимости наркомании превышают бюджетные расходы на здравоохранение и социальную политику.

При сложившейся в России наркоситуации эти обстоятельства еще раз свидетельствует о том большом бремени, которое наркомания представляет для общества, и говорят о необходимости принятия эффективных и срочных мер по приостановлению распространения наркозависимости среди населения страны, нейтрализации её последствий и усилению внимания к проблемам социальной сферы.

Проблема распространения наркомании в России с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это, в первую очередь, обусловлено теми негативными последствиями, которые ведет за собой распространение наркозависимости. Его следствиями являются искалеченные судьбы, рост преступности, рождение неполноценных детей, повышение смертности и прочее, что в итоге ведет к необратимым потерям человеческого капитала и, следовательно, к снижению уровня экономической безопасности, и создает угрозы устойчивому экономическому развитию страны.

В этой связи весьма актуальной становится задача диагностики социально-экономических последствий от распространения наркомании в регионах. Важное место в решении данной задачи занимает определение социальной стоимости наркомании, которая отражает затраты общества, обусловленные распространением злоупотребления наркотическими веществами.

Полученные результаты, с одной стороны, выступают в качестве критериев устойчивости социально-экономического развития территорий, а с другой стороны, являются основной для разработки системы противодействия распространения наркомании на территории и минимизации ее последствий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наркоиммунитет региона: социально-экономический и медико-биологический аспекты / Федер. служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Мин-во здрав, и соц. развития РФ, Центр, науч.-исслед. ин-т организации и информатизации здравоохранения, РАН, УрО Ин-т экономики; под ред. В.И. Стародубова, А.И. Татаркина. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. 324 с.

2. Методика расчета социальной стоимости наркомании в регионе / Иванец Н.Н., Куклин А.А., Кошкина Е.А., Калина А.В., Богданов С.И. и др.; под науч. ред. Н.Н. Иванца, А.А. Куклина, Е.А. Кошкиной. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 46 с.

3. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / Под ред. В.И. Стародубова, А.И. Татаркина. Москва-Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 381 с.

4. Альбрехт Э.Г. Об идентификации и прогнозировании макроэкономических процессов // Труды II Всерос. симпозиума по экономич. теории. Сборник докладов по итогам работы секции: "Мезоэкономика: развитие рынка". Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. С. 35 - 44.

5. Проблемы исследования наркотизации регионов России / Куклин А.А., Быстрай Г.П., Калина А.В., Ойхер Д.Я., Комаровская А.А. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 53 с.

6. Расчет социальной стоимости употребления наркотиков. Методы и инструменты оценки социальной стоимости употребления психоактивных веществ // Материалы Совета Европы; Группы Помпиду (Группы сотрудничества по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков). М., 2003. 122 с.

7. Социальная стоимость наркомании в Уральском федеральном округе / Под ред. Н.Н. Иванца, А.А. Куклина, Е.А. Кошкиной. Москва - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 195 с.

8. Ревич Б.А. К оценке факторов риска смертности населения России и реальности их снижения: комментарии к докладу Всемирного банка "Рано умирать" // Демография. 2006. №6. С. 114- 131.

9. Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес - глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 50 - 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.