Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / здоровье / социальная роль / идентичность / ценности / межпоколенческие связи / межпоколенческий спорт / sport / health / social role / identity / values / intergenerational ties / intergenerational sport

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисов А. Б., Боровков С. Е., Тищенко Р. В., Тарасова Л. В.

В статье рассматриваются вопросы, отражающие значимость межпоколенческого спорта как института, влияющего на формирование социальных ценностей, гражданской идентичности, здоровьесберегающих установок и пр. В работе определены основные и специфические функции спорта как социального института. На основе авторского социологического исследования представлены результаты, отражающие отношение участников межпоколенческих спортивных групп к отдельным видам социального воздействия, которое оказывают спортивные занятия и мероприятия, проводимые в смешанных разновозрастных группах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисов А. Б., Боровков С. Е., Тищенко Р. В., Тарасова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ROLE OF INTERGENERATIONAL SPORTS: THE FORMATION OF NORMS, CITIZENSHIP AND THE VALUE OF A HEALTHY LIFESTYLE

The article discusses issues reflecting the importance of intergenerational sports as an institution influencing the formation of social values, civic identity, health-saving attitudes, etc. The paper defines the main and specific functions of sport as a social institution. Based on the author's sociological research, the results are presented reflecting the attitude of participants of intergenerational sports groups to certain types of social impact that sports activities and events held in mixed age groups have

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

History and sociology of health care and medicine

История и социология здравоохранения

и медицины

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2023 УДК 614.2

Борисов А. Б.\ Боровков С. £', Тищенко Р. В.2, Тарасова Л. В.3

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

'ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, Новороссийск, Россия; 2АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 308023, Белгород, Россия; 3ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», 308024, Белгород, Россия

В статье рассматриваются вопросы, отражающие значимость межпоколенческого спорта как института, влияющего на формирование социальных ценностей, гражданской идентичности, здоровьесберегающих установок и пр. В работе определены основные и специфические функции спорта как социального института. На основе авторского социологического исследования представлены результаты, отражающие отношение участников межпоколенческих спортивных групп к отдельным видам социального воздействия, которое оказывают спортивные занятия и мероприятия, проводимые в смешанных разновозрастных группах. Ключевые слова: спорт; здоровье; социальная роль; идентичность; ценности; межпоколенческие связи; межпоколенческий спорт

Для цитирования: Борисов А. Б., Боровков С. Е., Тищенко Р. В., Тарасова Л. В. Социальная роль межпоколенческого спорта: формирование норм, гражданственности и ценности здорового образа жизни. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(спецвыпуск 1):686—690. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/ 0869-866Х-2023-31 -s 1 -686-690

Для корреспонденции: Борисов Александр Борисович; e-mail: [email protected]

Borisov А. В.1, Borovkov S. Е.1, Tishchenko R. V.2, Tarasova L. V.3 THE SOCIAL ROLE OF INTERGENERATIONAL SPORTS: THE FORMATION OF NORMS, CITIZENSHIP AND THE VALUE OF A HEALTHY LIFESTYLE

'Admiral F. F. Ushakov State Maritime University, 353924, Novorossiysk, Russia;

2Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 308023, Belgorod, Russia;

3Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 308024, Belgorod, Russia

The article discusses issues reflecting the importance of intergenerational sports as an institution influencing the formation of social values, civic identity, health-saving attitudes, etc. The paper defines the main and specific functions of sport as a social institution. Based on the author's sociological research, the results are presented reflecting the attitude of participants of intergenerational sports groups to certain types of social impact that sports activities and events held in mixed age groups have.

Keywords: sport; health; social role; identity; values; intergenerational ties; intergenerational sport

For citation: Borisov А. В., Borovkov S. E., Tishchenko R. V., Tarasova L. V. The social role of intergenerational sports: the formation of norms, citizenship and the value of a healthy lifestyle. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii med-itsini. 2023;31(Special Issue l):686-690 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-686-690 For correspondence: Alexander B. Borisov; e-mail: [email protected] Source of funding. This study was not supported by any external sources of funding.

Conflict of interest. The authors declare no apparent or potential conflicts of interest related to the publication of this article.

Received 27.02.2023 Accepted 28.04.2023

Введение

Население во всем мире стареет, и вскоре ожидается, что количество людей старше 65 лет превысит численность детей в возрасте до 5 лет [1]. С возрастом люди чаще страдают от ухудшения здоровья, включая хронические заболевания, а отсутствие физической активности вносит значительный вклад в развитие хронических заболеваний [2], поэтому регулярная физическая активность важна для здоровья и качества жизни пожилых людей.

Польза для здоровья от физической активности давно и всесторонне исследована. Для пожилых людей физическая активность может быть полезной для физического, психического и социального здоровья. Опубликованные в научной литературе систематические обзоры физической активности в этой группе населения были сосредоточены на рисках для физического здоровья, связанных с участием в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, различиях между детерминантами физической активности и физическими упражнениями, соответствии пожилых людей рекомендуемым

История и социология здравоохранения и медицины

уровням участия в физической активности, пользе для здоровья, прочным социальным связям, влиянию физической активности на облегчение депрессии у пожилых людей и пр.

Один из наиболее общепринятых дискурсов, который пропагандируется движением «Спорт во имя развития и мира», изображает спорт как фактор, имеющий огромный потенциал в формировании социальных ценностей и норм, гражданской идентичности, патриотизма и социальной ответственности [3]. Несмотря на то что многие ведущие социологи утверждают, что убежденность в пользе спорта основана на вере, а далеко идущий потенциал, связанный со спортом, сильно переоценивается [4], социальные функции спорта еще до конца не изучены. Несмотря на то, что польза для здоровья от обычной физической активности для пожилых людей была широко изучена, мало исследований о спорте как инструменте социального воздействия, социализации, формирования устойчивых межпоколенческих связей и его иным ролям.

Цель настоящей работы — рассмотреть сущность межпоколенческого спорта и его роль в формировании социальных норм и ценностей, гражданской идентичности и иные социальные функции.

Материалы и методы

Исследование проведено с использованием ряда общенаучных и социологических методов. На первом этапе осуществлен анализ научной литературы по вопросам участия в спортивной деятельности представителей разных возрастных групп.

На втором этапе были отобраны спортивные клубы в населенных пунктах Белгородской области и Краснодарского края, где занимаются группы разных возрастов. Руководителям этих клубов было предложено принять участие в социальном эксперименте по организации спортивных занятий и мероприятий в смешанных, межпоколенческих группах. Эксперимент проводился в течение 16 мес 2021—2022 гг.

На третьем этапе было организовано анкетирование членов смешанных групп, полуструктурированное интервью с некоторыми представителями данных групп и экспертный опрос тренеров и спортивных инструкторов, работающих с данными группами. Респонденты были условно разделены на молодые и взрослые категории. К молодой категории

спор!

оыцш; функции

Оз лоров: 1тель н о-рек реатн вн ая

J II 1чностно-направленное воспитание, обучение и развитие

Эмошго! i алы ю -зрел ншл ая

Коммуникация

Экономическая

Политическая

Акси алогическая

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Соревновател ьк о-эталон ная

Эвристически- достнж екческая

Рис. 1. Функции спорта.

отнесены подростки в возрасте 10—14 лет (160 человек) и молодежь в возрасте 15—35 лет (120 человек). Во взрослую категорию были отнесены граждане 65 лет и старше (96 человек).

На четвертом этапе произведены обработка полученных данных, обобщение и формулировка выводов.

Результаты и обсуждение

Общественный спорт определяется как «деятельность человека, способная достичь результата, требующего физических усилий и/или физических навыков, которая по своей природе и организации является соревновательной и общепринятой в качестве вида физической деятельности»\

Польза от физической активности непосредственным образом влияет на здоровье человека. Концепция полезности спорта для здоровья отражена во многих медико-социологических и психо-лого-педагогических исследованиях, при этом доказательства этой идеи получены как в более молодых возрастных группах (среди детей, подростков), так и среди для пожилых людей, в группах, у которых могут быть разные показатели здоровья. Помимо здо-

1 Australian Sports Commission, ASC recognition. What is defined as a sport? URL: http://www.ausport.gov.au/supporting/nso/ asc_recognition (дата обращения 10.08.2015).

History and sociology of health care and medicine

ровьесберегающей функции, спорт как социальный институт имеет и ряд других (рис. 1).

Несмотря на то что некоторые пожилые люди, занимающиеся спортом, могут иметь многочисленные психосоциальные преимущества, спорт является многогранной концепцией и, как таковой, необходимо учитывать социокультурный контекст участия пожилых людей в спорте. Спорт как вид физической активности в свободное время вызывает все больший академический интерес к исследованиям [5].

Спортом часто занимаются в общественных спортивных клубах, и, учитывая социальную природу клубного спорта, вовлечение пожилых людей в спорт может положительно влиять на их физическое, психическое и социальное здоровье. Клубная система предполагает объединение участников в группы по какому-то основному определяющему признаку: возраст, уровень физической подготовки, группа здоровья и пр. Несмотря на то, что групповые занятия имеют свое расписание, между участниками разных спортивных групп осуществляются разные формы внутри- и межгруппового социального взаимодействия.

Очень часто многие спортивные клубы участвуют в качестве организаторов различных спортивных мероприятий, общественных по своей сути. Как правило, они проводятся при поддержке местных администраций, спонсоров и приурочены к значимым датам: День города, неделя здоровья, День Победы и пр.

Мы предположили, что социальные функции спорта, отделенные от медицинских, наиболее ярко проявляются в рамках межгруппового взаимодействия, в процессе совместного участия представителей разных спортивных групп в спортивных мероприятиях. Таким образом, спортивная активность начинает носить межпоколенческий характер, что дает основание ввести в оборот понятие межпоко-ленческого спорта как формы совместной физкультурно-оздоровительной соревновательной деятельности, осуществляемой представителями разных возрастных групп в рамках совместных спортивных мероприятий.

Исследование, проведенное авторами, показало, что межпоколенческий спорт имеет хороший социальный потенциал с точки зрения формирования социальных норм и ценностей, воспитания социальной ответственности, формирования гражданской идентичности и патриотизма.

Так, многие респонденты из числа подростков и молодежи отметили, что совместные регулярные занятия и участие в спортивных мероприятиях под-ростково-молодежно-пенсионных групп способствовало достижению определенных социально-значимых результатов:

1. Формирование дисциплинарной ответственности.

— «Они (пожилые) всегда приходят на занятия, не пропускают, не опаздывают. У них дисциплина на 5+. Поначалу мы часто опаздывали, а

потом стало стыдно, тоже как-то откорректировали себя, стали приходить вовремя» (М, 17 лет).

— «Молодежь дисциплинирует, хочется быть не хуже их. Иногда вроде подустала, думаю, нет, не буду дальше заниматься. А посмотрю на молодых, и такая злость появляется! Нет, я не из тех, кто сдается! Все устают! Отдохну и еще позанимаюсь!» (Ж, 69 лет).

2. Межпоколенческое социальное взаимодействие.

— «Девочки знали, что я увлеклась вязанием крючком. В раздевалке я как-то ляпнула, что у меня никак не получается один узор, и ко мне подошла NN и предложила свою помощь. На следующее занятие я принесла крючок, нитки и схему NN показала, где я ошиблась и как надо правильно. Еще она принесла хорошие журналы по вязанию и отдала мотки пряжи. Я до сих пор с ней советуюсь. И вообще, иногда в чем-то помогаю. Иногда она просит лекарства ей купить какие-то» (Ж, 16 лет).

— «Ребята «продвинутые» в телефонах. Я много раз просил кого-то установить мне программу на телефон, или починить там что-то. Никогда не отказывают, объясняют несколько раз. Умные ребята» (М, 74 года).

3. Патриотизм, чувство гордости за принадлежность к народу.

— «У нас был организован полумарафон в честь праздника Победы. Наши «старички» почти все приняли участие. Медленно, но бежали, никто с дистанции не сошел. А как их все поддерживали! Махали флажками, кричали «Слава героям!»! Блин, я почувствовал гордость, что бегу рядом с ними! Они настоящие герой! Это круто, что мы занимаемся вместе и вот так участвуем в соревнованиях вместе. И даже выигрывать не хочется! Можно было притормозить и дать им всем прибежать первыми» (М, 16 лет).

— «В нашем клубе часто проводят какие-то веселые старты, забеги, волейбольные соревнования и пр. Все чаще в них участвуют молодежь и пенсионеры рука об руку, в одних командах. Это замечательно! Однажды я слышал, как после соревнований один пацан сказал другому: «Ты на наших стариканов не гони! Они настоящие! Ну и что, что они старые, зато голова у них молодая и умная, у них учиться надо. Это они — наши люди, а не шушара, типа тебя». Грубо, конечно, но мне было приятно, что юноша дал такую характеристику нашему поколению» (М, 69 лет).

4. Формирование гражданской идентичности.

— «На День полиции к нам в клуб пришли пенсионеры — бывшие милиционеры. У них были организованы какие-то соревнования. Нас позвали быть зрителями. Они такие молодцы! Сильные, ловкие. И не скажешь, что пенсионеры! Мы болели за них по-настоящему! А на

История и социология здравоохранения и медицины

Затрудняюсь ответить

7,30% 10%

6,80%

39,60%

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

20%

^■ 11,50%

1 1 10%

30%

46,20%

20%

] 4,40%

13,30%

■ Взрослые I Молодежь □ Подростки

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос ««Вам понравилось заниматься в смешанной группе, где

участники разных возрастов?», %.

экране был фильм про нашу милицию в городе, рассказывали про некоторых этих спортсменов. Я подумал, что служить Родине, защищать общественный порядок — это очень значимо, почетно! Это трудная, но очень уважаемая работа» (М, 14 лет).

Анкетный опрос участников исследования показал, что занятия спортом в совместных межпоко-ленческих группах положительно оценивают большинство респондентов. Среди «молодых» групп на вопрос «Вам понравилось заниматься в смешанной группе, где участники разных возрастов?» 72% ответили в совокупности «да» и «скорее да, чем нет». Во «взрослой» группе положительные ответы дали 84% участников (таблица; рис. 2).

Экспертный опрос тренеров и спортивных инструкторов показал, что экспериментальные межпоколенческие группы показали хороший результат с точки зрения формирования привычек здорового образа жизни и здоровьесберегающих практик. Тренеры отметили, что в межпоколенче-ских группах участники смотрят друг на друга и невольно соревнуются в результатах. И хотя такой соревновательный компонент никак не стимулирует-

Распределение ответов на вопрос ««Вам понравилось заниматься в смешанной группе, где участники разных возрастов?», чел.

Ответы Подростки Молодежь Взрослые

Нет 7 16 8

Скорее нет, чем да 16 24 11

Скорее да, чем нет 74 44 32

Да 52 24 38

Затрудняюсь ответить 11 12 7

Всего... 160 120 96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся и не поощряется, межпоколенческое социальное пространство естественным образом способствует повышению эффективности взаимодействия представителей разных возрастных групп.

Заключение

Положительный эффект от занятий спортом достигается в первую очередь за счет физической активности, но вторичные эффекты приносят пользу не только для здоровья (например, меньшее потребление алкоголя и формирование привычек здорового и активного образа жизни), но также обеспечивает психосоциальное и личностное развитие, социализацию, формирование патриотизма и гражданской идентичности.

Негативные последствия занятия спортом, такие как риск неудач, травм, расстройств пищевого поведения и эмоционального выгорания, также характерны для спортивной активности, однако имеют меньшее значение для тех, кто практикует физическую активность вне зависимости от возраста. Поскольку физическая активность все чаще проводится организованно, роль спорта в обществе с годами становится более важной не только для отдельного человека, но и для общественного здравоохранения и популяционного социального самочувствия.

Исследование показало, что совместное занятие спортом и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях представителей разных поколений, помимо чисто медицинской пользы, благоприятно сказывается на социальном взаимодействии отцов, детей и внуков, способствует укреплению межпоколенческих семейных и несемейных связей, а также формированию гражданской идентичности,

сплоченности, взаимопомощи и взаимной поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии внешних источников финансирования при проведении исследования.

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Health Organisation, Global health and ageing. Bethesda; 2011.

2. Booth E W., Roberts С. K., Laye M. J. Lack of exercise is a major cause of chronic diseases // Compr. Physiol. 2012. Vol. 2, N 2. P. 1143—1211. DOI: 10.1002/cphy.cl 10025

3. Darnell S. C. Sport for development and peace: a critical sociology. N.Y.; 2012.

4. Spaaij R., Jeanes R. Education for social change? A freirean critique of sport for development and peace // Physic. Educ. Sport Pedagogy. 2013. Vol. 18. P. 442—457.

5. Dionigi R. A. The competitive older athlete: a review of psychosocial and sociological issues // Topics in Geriatric Rehabilitation. 2016. Vol. 32. N l.P. 55—62.

6. Вирабова A.P., Кучма B.P., Шклярова O.A. Комплексный подход к использованию ресурсов для здоровьесбережения детей и подростков в личностно-ориентированной образовательной среде современной школы // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 2. С. 10-23.

History and sociology of health care and medicine

7. Чжан И. Организация образовательного процесса на основе бережного отношения к детскому здоровью // Педагогический научный журнал. 2022. № 1. С. 26-30.

ПОСТУПИЛА 27.02.2023 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 28.04.2023

REFERENCES

1. World Health Organisation, Global health and ageing. Bethesda; 2011.

2. Booth E W., Roberts С. K., Laye M. J. Lack of exercise is a major cause of chronic diseases. Compr. Physiol. 2012;2(2):1143—1211. DOI: 10.1002/cphy.cl 10025

3. Darnell S. C. Sport for development and peace: a critical sociology. N.Y.; 2012.

4. Spaaij R., Jeanes R. Education for social change? A freirean critique of sport for development and peace. Physic. Educ. Sport Pedagogy. 2013;18:442-457.

5. Dionigi R. A. The competitive older athlete: a review of psychosocial and sociological issues. Topics in Geriatric Rehabilitation. 2016;32(1):55—62.

6. Virabova A.R., Kuchma V.R., Shklyarova O.A. An integrated approach to the use of resources for the health of children and adolescents in a personality-oriented educational environment of a modern school. Anthropological didactics and education. 2022;5:2:10-23.

7. Zhang I. Organization of the educational process based on careful attitude to children's health. Pedagogical Scientific Journal. 2022;1:26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.