Научная статья на тему 'Социальная реклама в российском законодательстве'

Социальная реклама в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
2302
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISEMENT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ" / THE FEDERAL LAW ON ADVERTISEMENT / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / SOCIAL ADVERTISEMENT LEGAL REGULATION / ПРОГРАММА РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / PROGRAMME FOR SOCIAL ADVERTISEMENT EXPANSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каменский Максим Андреевич

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования рекламы в России, а именно регулированию социальной рекламы. Предпринята попытка дать оценку уровню законодательной регламентации социальной рекламы. Проведен краткий анализ практики создания и распространения социальной рекламы как на территории России в целом, так и в отдельных регионах. Сформулированы соответствующие выводы о необходимости дальнейшего развития законодательства в области социальной рекламы и создания специализированного органа, который бы координировал и выполнял функции заказчика социальной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Advertisement in terms of Russian Legislation

This article reviews the topical issues of advertisement legal regulation in Russia, namely those of social advertisement regulation. The author attempts to assess the extent of social advertisement legal regulation. The article briefly analyses the practice of social advertisement creation and expansion in Russia as a whole as well as in its individual regions. Following this analysis the author concludes by stating the necessity of developing further social advertisement legislation and of establishing a specialized body that would coordinate and assure the functions of the party ordering the advertisement.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в российском законодательстве»

М.А. Каменский

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования рекламы в России, а именно - регулированию социальной рекламы. Предпринята попытка дать оценку уровню законодательной регламентации социальной рекламы. Проведен краткий анализ практики создания и распространения социальной рекламы как на территории России в целом, так и в отдельных регионах. Сформулированы соответствующие выводы о необходимости дальнейшего развития законодательства в области социальной рекламы и создания специализированного органа, который бы координировал и выполнял функции заказчика социальной рекламы.

Ключевые слова: социальная реклама, Федеральный закон «О рекламе», правовое регулирование социальной рекламы, программа распространения социальной рекламы.

В современных условиях жизни людей колоссальная роль отведена информации1, которая является «генетической основой и сутью всех вещей»2. Сегодня сложно представить себе среднестатистического россиянина, который не находился бы в поле перманентного информационного потока, причем в различных сферах общественной деятельности. Более того, информация давно уже является предметом купли-продажи, и в качестве товара последняя не может отчуждаться подобно материальной продукции: «переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления»3. В этой связи реклама, являясь определенной информацией, выполняет важную роль не только с точки зрения продвижения товаров, работ и услуг на рынке, но и с позиции формирования у людей положительного или отрицательного мнения о том или ином явлении или предмете материального

© Каменский М.А., 2014

мира. В данном случае речь идет о социальной рекламе, которая, будучи частью системы коммуникаций, «становится эффективным методом пропаганды и агитации, правовой культуры, социальных и моральных ценностей, идеологии и т. д.»4.

Отметим, что социальная реклама является самостоятельным видом рекламы и отличается от коммерческой. Эти отличия главным образом касаются целей, эмоционального аспекта и субъектного состава, на который направлена социальная реклама. Так, социальная реклама своей целью ставит привлечение общественного внимания к социально значимым и проблемным сторонам жизни. В целях достижения указанной цели она способна вызывать сильные эмоции. Круг лиц здесь также шире, чем аудитория у коммерческой рекламы.

Федеральный закон «О рекламе»5 (далее - ФЗ о рекламе) под социальной рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Интересно, что некоторые авторы, апеллируя к особому режиму социальной рекламы, говорят о необходимости исключения из ФЗ о рекламе норм, посвященных социальной рекламе, и принятии самостоятельного закона6. По этому вопросу А.В. Минбалеева высказывает иную точку зрения, в соответствии с которой регулирование социальной рекламы нормами ФЗ о рекламе «оправданно, поскольку оба вида рекламы имеют ряд общих особенностей, а зачастую и пересекаются друг с другом, а также оба вида рекламы (коммерческая и социальная) занимают единое информационное пространство и создаются одними и теми же субъектами»7. Мы не готовы в полной мере согласиться с автором, так как, принимая во внимание исторический контекст, социальная реклама действует по несколько иным, нежели коммерческая реклама, канонам. Следовательно, к ней должен применяться особенный, отличный от общего подход.

Из определения социальной рекламы, данного ФЗ о рекламе, следует, что благотворительность является одним из основных направлений социальной рекламы. При этом статья 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»8 (далее - ФЗ о благотворительности) определяет достаточно широкий перечень целевых установок благотворительной деятельности, среди которых значимое место отводится социальной защите граждан, включая улучшение материального

положения малообеспеченных, укреплению престижа и роли семьи в обществе и защите материнства, детства и отцовства. При этом «содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы» указано в ФЗ о благотворительности в качестве самостоятельной цели благотворительной деятельности. Кроме того, в последнее время социальная реклама, «пропагандирующая здоровый образ жизни, сострадание, нравственные принципы, бережное отношение к окружающей среде, занимает достаточно большой сегмент рекламного рынка»9.

Надо сказать, что своего рода гарантиями для социальной рекламы являются следующие положения статьи 10 ФЗ о рекламе.

Во-первых, рекламораспространители обязаны заключать договоры на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Такие договоры должны отвечать требованиям, установленным статьей 432 Гражданского кодекса РФ10 (далее - ГК РФ), и они преимущественно облекаются в форму договоров подряда (создание социальной рекламы) или возмездного оказания услуг (распространение социальной рекламы). Кроме того, в соответствии с нормами ГК РФ договоры на создание и распространение социальной рекламы могут иметь форму смешанных договоров.

Во-вторых, в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах за некоторым исключением, к которому относится упоминание об органах государственной и муниципальной власти, иных государственных и муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Указанное ограничение также не затрагивает упоминаний о спонсорах.

В качестве рекламодателей здесь могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. (Интересно, что, по оценке некоторых специалистов, одним из самых активных заказчиков социальной рекламы в России является ГИБДД11.) Что касается условий производства социальной рекламы, то они зависят от того, кто инициирует создание рекламы. Если рекламодателями являются органы

власти всех уровней, то создание социальной рекламы осуществляется в рамках государственных и муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»12. Для других субъектов производство рекламы осуществляется за счет спонсоров.

По мнению А.Н. Толкачевой, социальная реклама имеет огромный потенциал развития по актуальности затрагиваемых проблем и выполняет ряд важных функций13. Во-первых, она ведет пропаганду общественно полезных идей, позитивных явлений. Во-вторых, является мощным инструментом формирования общественного мнения, что способствует созданию социальных институтов, укреплению культурных традиций, социальной поддержке населения. В-третьих, социальная реклама способствует восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе - развитию основ гражданского общества. В-четвертых, социальная реклама является способом повышения социальной ответственности граждан за их отношение к чему-либо, за их действия и деятельность в целом. В свою очередь Э.С. Ванюшин, говоря о развитии правовой культуры и правовом воспитании при помощи современных средств воздействия, среди указанных средств выделяет рекламу14.

В связи с этим не считаем возможным во всем согласиться с позицией Е.Л. Шековой, которая делает вывод о низкой эффективности социальной рекламы в России и видит в последней преимущественно «политический контекст в отличие от зарубежной практики, где первое место в рейтинге социальной рекламы занимают такие темы, как социальные проблемы, защита животных и СПИД»15. Во всяком случае, за последние десять лет (а автор сделала подобные выводы еще в 2003 г.) акценты несколько сместились: сегодня проблемы алкоголизма, наркомании и насилия в семье приобрели крайнюю актуальность и являются ведущими темами социальной рекламы. Конечно, мы согласны с автором, что зарубежный опыт крайне важен для нас, что в России социальная реклама пока еще не имеет такого влияния на общественное мнение, как в развитых странах, на что также указывает С.В. Стрыгина16, но при этом наблюдаются определенные положительные тенденции. С другой стороны, развитие социальной рекламы тормозит отсутствие достаточной правовой базы, а также отсутствие специализированного органа, который бы координировал и выполнял функции заказчика социальной рекламы. По этому поводу справедливо замечает О.Ю. Голуб, что на текущий момент «происходит только

формирование нормативно-правовой базы в сфере социальной рекламы, поиск основ становления рассматриваемого социального явления в качестве полноценного социального института современного российского общества»17.

Более того, несмотря на тот факт, что ФЗ о рекламе не наделяет региональную и муниципальную власть правом «законотворчества» в части создания, размещения и распространения рекламы, включая социальную рекламу, в отдельных регионах «имеются практика и опыт нормативного регулирования вопросов, связанных с развитием социальной рекламы»18. Так, Законодательное собрание Санкт-Петербурга еще в 2001 г. приняло Закон «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной ре-кламы»19. В 2005 г. правительством Москвы было издано распоряжение «О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве»20, которое, правда, в последующем утратило свою силу21. Но в любом случае все это свидетельствует о понимании законодателем (пусть и на региональном или местном уровне) подлинной значимости социальной рекламы в современном обществе, хотя объем законодательно установленных правил и гарантий для социальной рекламы, закрепленных на федеральном уровне, все еще невелик.

Кроме этого, С.Г. Богацкая справедливо замечает, что при эффективном использовании социальной рекламы в отдельных сферах государственной и общественной жизни в целом в России пока «ощущается недостаток координации, системности деятельности в этой сфере, отсутствует орган, оценивающий эффективность социальной рекламы; программы распространения социальной рекламы различных субъектов часто не согласованы»22. И мы вынуждены согласиться с автором, что указанные и некоторые другие аспекты требуют более подробного законодательного регулирования и координации деятельности в сфере социальной рекламы. Необходимо создание специализированного органа регулирования процесса создания и распространения социальной рекламы. Таким образом, мы вынуждены констатировать, что уровень правового регулирования социальной рекламы в России пока еще невысок и требуется его дальнейшее развитие.

Кроме того, к созданию социальной рекламы необходимо активнее привлекать общественность (особенно представителей бизнеса), что «сдерживается недостаточным государственным стимулированием, в том числе налоговым законодательством, слабо отвечающим требованиям современного этапа»23. И здесь, по нашему мнению, неким катализатором должны выступить ре-

гиональные и местные законодательные инициативы, направленные как на совершенствование законодательства в целом, так и на разработку соответствующих программ развития механизмов распространения социально значимой информации через социальную рекламу.

Примечания

1 Информация (от лат. informatio - «разъяснение, изложение, осведомленность») - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления (Информация [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Информация (дата обращения: 19.01.2014)).

2 См.: Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирования // Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 38.

3 См.: Роль информации в современном обществе [Электронный ресурс] // Сайт Юдиной Н.Г. URL: http://udina.jimdo.com/информатика-1-курс/лекции/роль-информации-в-современном-обществе (дата обращения: 21.01.2014).

4 См.: Карягина А.В. Значение института социальной рекламы на муниципальном уровне // Теория и практика современной юридической науки: Тезисы науч.-практ. конф. 26 апреля 2013 г. Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2013. С. 41.

5 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 30.01.2014) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

6 См.: Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. 2007. № 7.

7 См.: Минбалеев А.В. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования социальной рекламы // Юридический мир. 2010. № 1. С. 38-40.

8 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

9 См.: КирилловыхА.А. Социальная реклама: подходы к нормативному определению и правовому регулированию // Законодательство и экономика. 2012. № 10. С. 71-83.

10 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

11 См.: Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Дашков и Ко, 2011. С. 39.

12 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

13 См.: Толкачева А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2008. С. 96-100.

14 См.: Ванюшин Э.С. Роль социальной рекламы в правовом воспитании молодежи // Теория и практика современной юридической науки. С. 113.

15 См.: Шекова ЕЛ. Социальная реклама: основные понятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 18.

16 См.: Стрыгина С.В. Законы государства и социальные технологии: проблема правоприменения // Право и его реализация: Сб. науч. трудов. (по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Саратовской гос. юрид. академии). Ч. 2. Саратов, 2011. С. 352.

17 См.: Голуб О.Ю. Социальная реклама: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2010. С. 13.

18 См.: Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 46.

19 Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 г. № 701-88 (ред. от 19.10.2009) «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2001. № 11.

20 Распоряжение Правительства Москвы от 4 декабря 2006 г. № 2499-РП (ред. от 19.06.2012) «О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 2.

21 Подробнее об этом см.: Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2012 г. № 286-ПП «О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 35.

22 См.: Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Университетская книга, 2007. С. 21.

23 См.: Кирилловых А.А. Указ. соч. С. 71-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.