3. Титова Е.В. Педагогическая методология/ Е.В. Титова / Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект. - СПб., 2001.
СИНИЦЫНА Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 17.01.06 г. © Синицына Г.П.
УДК34'3 Ю. В. РОЖКОВ А
Омский государственный университет
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ
ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
В статье рассматривается социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами в контексте теории комплексного подхода к вопросам реабилитации психически больных; определены формы социальной реабилитации, проанализирован порядок и условия предоставления основных из них.
Социально-экономические и политические преобразования, проводимые в Российской Федерации на протяжении последних пятнадцати лет, привели к значительному социальному расслоению общества, снижению уровня жизни некоторых категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите. Обострилась также проблема распространения социально значимых заболеваний, к числу которых относятся психические расстройства. Поданным, приведенным в Докладе о.деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году, за последнее десятилетие на 50 процентов увеличились психи^ ческие заболевания среди взрослых и в 2,5 раза — у детей. В настоящее время тяжелыми психическими недугами страдают 3,8 млн человек1.
Улиц, страдающих психическими расстройствами, в силу специфичности заболевания возникает ряд серьезных проблем: снижается уровень адаптации, появляются трудности в результате стигматизации2 со стороны общества и самостигматизаций, осложняется процесс получения образования. Вследствие психического заболевания человек теряет работу, изменяется его трудовой статус. Помещение лица, страдающего психическими расстройствами, в больницу на длительный срок приводит к его изоляции от общества и родных, разрыву социальных связей, ограничению социального функционирования. Имея низкие адаптационные способности, большую уязвимость с точки зрения материального благополучия, уровня здоровья, внутрисемейного климата, лица, страдающие психическими расстройствами, оказываются перед множеством нерешенных проблем. Реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением психического здоровья, в целях улучшения качества жизни, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, можно определить как систему и процесс полного или частичного восстановления
способностей к бытовой, общественной и профес-сиональн ой деятельности.
Ввиду пристального внимания к вопросам социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами со стороны государства, концепция реабилитации больных в психиатрии получила в последнее время большое развитие. Она включает в себя профессиональную, социальную и медицинскую составляющие. Такой комплексный подход затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности психически больных, и это крайне важно, поскольку использование только одной медицинской модели реабилитации означает одностороннюю оценку явления. Еще в 1972 г. в материалах Всемирной организации здравоохранения3 указывалось, что «медицинская модель» психического заболевания, которая обычно служила основой для лечения и обслуживания психически больных уступила место более комплексному подходу к проблеме. Этот подход включает реабилитацию, в которой индивидуум, страдающий психически расстройством, рассматривается как лицо, нуждающееся в социальной помощи.
В современной психиатрии в последние два десятилетия реабилитация обозначается преимущественно как «психосоциальная»4. Именно психосоциальная реабилитация становится преобладающим направлением в деятельности психиатров по восстановлению пациентов. Психосоциальная реабилитация представляет собой восстановление или формирование недостаточных или утраченных в результате болезни навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, обеспечивающих их интеграцию в общество.
Понятие психосоциальной реабилитации основано на биопсихосоциальной модели заболевания в психиатрии5. Это означает, что лицо, страдающее психическим расстройством, рассматривается теперь не только как больной, нуждающийся в медицинской помощи, но и как полноправный член общества, нуждающийся в социальной защите.
Таким образом, на сегодняшний день социальный компонент реабилитации приобретает важное значение.
Социализация лиц, страдающих психическими расстройствами, возможна благодаря проведению комплекса мероприятий в системе социальной реабилитации.
Социальная часть психосоциальной реабилитации включает в себя различные ее формы, которые могут быть сведены в две группы: 1) предоставляемые психиатрическими и другими социальными учреждениями или их структурными подразделениями; 2) функционально связанные с определенными учреждениями, но оказываемые непосредственно в обществе. Первые из названных форм могут быть условно названы специальными, а вторые — общими. В первую группу входят следующие меры:
1. групповые и индивидуальные формы психосоциальной терапии психиатрических учреждениях;
2. образование в общих или специальных образовательных учреждениях;
3. подготовительное самостоятельное проживание в выделенной квартире при больнице;
4. общежития для утративших социальные связи;
5. различные варианты групповых домов — с медицинским, с социальным обслуживанием и др.
Ко второй группе можно отнести:
1. семейную терапию;
2. тренинг социальных навыков;
3. личностную терапию;
4. группы взаимопомощи пациентов и их родственников и др.1'
Наиболее существенное значение в плане социальной реабилитации имеют мероприятия специального характера, осуществляемые психиатрическими, психоневрологическими или иными социальными учреждениями.
Важным элементом социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, является возможность получения ими качественного образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных: прав граждан России (ст. 43 Конституции РФ). Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании»7 (далее — Закон «Об образовании») гарантирует всем гражданам РФ возможность получения образования, независимо от пола, расы и других обстоятельств, среди которых указано и состояние здоровья. В ч 6 ст. 5 данного закона устанавливается, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
По общему правилу, дети должны получать образование в обычных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, Однако для детей, страдающих психическими расстройствами, это не всегда возможно, поэтому для них создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 12 Закона «Об образовании», для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, страдающих психическими расстройствами, главным образом умственной отсталостью различного происхождения, в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон «О психиатрической помощи») создаются психо-
неврологические учреждения для специального обучения,
Положения названных законодательных актов Российской Федерации в этой части соответствуют принципам и нормам международного права, которые посвящены правовому статусу психически больных лиц. Среди международно-правовых документов в этой области действует Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция 2856 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 г.)8, провозглашающая их право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности с максимальным использованием возможностей для этого. Как показывает практика, образование в кор-рекционных учебных учреждениях, а также проводимые в них лечебно-педагогические мероприятия позволяют облегчить социальную адаптацию лиц с умственной отсталостью.
Специфика задач и функций специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений обусловливает наличие в их штатном составе педагогов-дефектологов, психологов, и конечно, врачей-психиатров, поскольку в процессе обучения должны участвовать квалифицированные специалисты, подготовленные для работы с умственно отсталыми детьми.
Умственная отсталость довольно широко распространена в мире (1 — 3 % населения"), и число лиц, страдающих ею, в последние годы увеличивается. Поэтому помощь в развитии способностей для включения по мере возможности в обычную жизнь общества данной категории несовершеннолетних является важной задачей общества в целом.
В 1998 году была предпринята попытка более детального правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией образования лиц с ограниченными возможностями.
14 мая 1998 года Государственной думой Федерального собрания РФ в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании)»'". Этот закон призван был обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
К числу лиц с ограниченными возможностями законопроект относил лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм, а именно: определял государственную политику в области специального образования; устанавливал компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования; устанавливал права лиц с ограниченными возможностями здоровья в области специального образования, определял формы получения специального образования, типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников); устанавливал порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения. Эти нормы позволили бы юридически, финансово и организационно обеспечить механизм получения образования лица-
ми с ограниченными возможностями здоровья; гарантировать стабильность и эффективность функционирования образовательных учреждений специального образования.
Однако законопроект был отклонен Президентом РФ 23 июня 1999 г. по причине нецелесообразности его дальнейшего обсуждения и принятия.
Одной из получивших широкое распространение форм социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, является программа поселения хронически психически больных, утративших социальные связи, в специально создаваемые общежития. Правовая регламентация деятельности данных учреждений осуществляется положением «Об общежитии для психически больных, утративших социальные связи», утвержденным постановлением правительства от 25 мая 1994 г.11
Среди психически больных достаточно много лиц, которые в связи с хроническим течением заболевания, длительным пребыванием в больнице, постепенно утрачивают социальные связи, лишаются социально-бытового устройства, попадая в категорию лиц без определенного места жительства.
В связи с этим организация общежитий для проживания и адаптации лиц, страдающих хроническими психическими заболевания, является важным направлением деятельности соответствующих субъектов в области социальной реабилитации рассматриваемых категорий граждан, которые могли бы найти здесь приют и поддержку, проживали бы в приемлемых социальных и жилищно-бытовых условиях, возвращались к трудовой деятельности, восстанавливали или же устанавливали новые социальные связи,
Общежития могут организовываться при психиатрической больнице, психоневрологическом диспансере, других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих помощь психически больным, на правах его структурного подразделения.
Количество мест в общежитии определяется по потребности. Расходы на содержание общежития, бесплатную психиатрическую помощь лицам, проживающим в нем, расходы на проживание и питание, предусматриваются в смете расходов учреждения в соответствии с нормами, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Общежитие находится на балансе того учреждения, при котором оно создано.
Главной целью организации общежитий является бытоустройство с возвращением хронически психически больных к активной жизни в обществе, формирование у них положительных социальных установок с помощью реабилитационных программ, психосоциального лечения, трудоустройства больных.
Как отмечает профессор Московского НИИ психиатрии И.Я.Гурович, важно, чтобы общежития рассматривались не просто как место проживания утративших жилье психически больных, а как одна из форм психиатрической помощи, цель которой — социальное восстановление, реабилитация психически больных, возвращение их в жизнь12.
В России на сегодняшний день общежития для психически больных, утративших социальные связи, - единственная форма «жилья под защитой», в то время как во многих странах широкое распространение получили так называемые «групповые дома». Основанием для их создания является то положение, что стрессовые факторы обычной окружающей среды могут провоцировать рецидивы
заболеваний, в то время как поддерживающая, структурированная среда, напротив, оказывает положительное воздействие на течение заболевания. Такого рода групповой дом может быть рассчитан и на 20 резидентов с круглосуточным контролем со стороны персонала. Это могут быть квартиры на 3 резидентов, которых персонал контролирует один раз в неделю. Хотя создание такого рода общин для проживания психически больных долго вызывало споры, большое количество исследований показали, что состояние бывших пациентов, длительно находившихся в больницах, погле выписки, если их селили в общине, улучшилось по клиническим и социальным критериям. Программа поселения в групповых домах различается по характеру оказываемой помощи, по степени тяжести континген-тов больных, по организационной структуре. Различные формы «жилья под защитой», как групповые дома, тау и общежития, являются обязательной формой социальной реабилитации психически больных.
К сожалению, в нашей стране подобного рода общежитий крайне мало. До последнего времени они функционировали только в 8 регионах11. Лишь в последние годы, несмотря на имеющиеся материальные трудности, число регионов, в которых начинают функционировать подобные общежития начинает возрастать. К их числу относится Омская область. В декабре 2003 года на базе Омской клинической психиатрической больницы им. H.H. Со-лодникова было открыто общежитие на 12 мест для лиц, утративших социальные связи, или, как его еще называют, групповой дом с поддержкой. При подготовке к заселению общежития пациентами стало очевидно, что часть пациентов обнаруживают практическую готовность к самостоятельному проживанию в сообществе, но по социальным мотивам не могут реализовать свой потенциал. Тогда в жизнь б^ла воплощена еще одна идея — организация квартир с поддержкой. На средства, выделенные больницей, и спонсорские средства открыто 3 квартиры с поддержкой.
Отметим, что в подобные общежития и квартиры заселяются пациенты, у которых имеется для этого желание, отсутствует тяжелая соматическая патология, отсутствуют противопоказания (суицид, общественно опасные действия), имеются реальные реабилитационные перспективы, отсутствуют глубоко выраженные психические дефекты. Средний возраст лиц, проживающих в общежитии, — 43 года14.
Психически больные престарелого возраста, а также инвалиды, страдающие хроническими психическими расстройствами, утратившие социальные связи или способность к самообслуживанию, помещаются в психоневрологические учреждения социального обслуживания.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»15, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждения для социального обслуживания психически больных могут иметь различные наименования (дома-интернаты, пансионаты и т.д.). Они создаются для стационарного социального обслу-
живаниялиц, страдающих психическими расстройствами, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Помещение в психоневрологическое учреждение социального обслуживания совершеннолетнего дееспособного лица осуществляется по его личному заявлению, то есть является исключительно добровольным. Для несовершеннолетних в возрасте до 18 лет и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, помещение в такое учреждение осуществляется по решению органа опеки и попечительства.
Согласно ст. 41 Закона «О психиатрической помощи», непременным условием помещения лица в психоневрологический интернат является наличие у него психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания. Факт наличия у лица такого расстройства должен быть зафиксирован в заключении врачебной комиссии с участием врача-психиатра. В заключении не только отражается факт наличия конкретного психического расстройства с использованием соответствующих диагностических категорий и его тяжесть, но и обосновывается невозможность для данного лица вследствие состояния его психического здоровья находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания.
Таким образом, современные реабилитационные подходы нацелены прежде всего на личность больного, развитие утраченных навыков и активацию компенсаторных механизмов. Если же степень несостоятельности больного не позволяет ему функционировать без посторонней помощи, то заботу о нем берут на себя государство и общество. В таком случае государство или уполномоченные им субъекты (например, органы опеки и попечительства) должны осуществлять координацию деятельности общественных организаций, объединяющих психически больных лиц и членов их семей, а также контроль за соблюдением прав и интересов лиц, страдающих психическими расстройствами.
Примечания
1.РГ. 2004. 28 июля.
2. Стигма - клеймо, метка, в Др,Греции на теле раба или преступника // Большая советская энциклопедия. Москва, Иэд-во «Советская энциклопедия», 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 512.
3. Череванова Е.Г., Анохина К,Н. О работе центров социальной реабилитации детей и подростков г. Ишима «Согласие» // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. С. 97-102.
4. Гурович И,Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. Москва: Медпрактика-М, 2004. С. 36.
5. Сапожников П.Ю., Сапожникова О.И. Возможность сотрудничества с общественными организациями // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. №4. С. 39.
6. Гурович И.Я., Шмуклер АБ„ Сторожакова Я.А. Указ. соч. С. 46.
7. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №30. Ст. 1797; РГ. 1996. 23 января.
8. СССР и международное сотрудничество: Документы и материалы. М„ 1989. С. 461
9. Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»/ Под общ, ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Изд. «Спарк», 2002. С. 242.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 мая 1998 г. "О проекте федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // СЗ РФ. 1998. 25 мая. №21. Ст. 2191.
11. СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 606.
12. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Указ. соч. С. 438.
13. Гурович И.Я., Сальникова Л.И., Лифшиц А.Е. и соавт. Общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. Методические указания № 98/40. М„ 1998. С. 23,
14. Бюллетень Российско-Канадской программы по инвалидности. Омск, 2005. С. 76.
15. РГ. 1995. 19 декабря.
РОЖКОВА Юлия Владимировна, аспирант кафедры социального права.
Дата поступления статьи в редакцию: 24.05.06 г. © Рожкова Ю.В.
Книжная полка
Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине: Учеб.пособие / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова. — М.: Академия, 2006. - 320 с.
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник:; 10-е изд. перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. - 608 с.