УДК 316.6
E. А. Горшков Социальная психология СШ>А: «европейские корни»
В статье рассматривается период становления американской социальной психологии конца XIX — первой четверти XX веков. Анализируются «европейские корни» американской социальной психологии. Автор прослеживает развитие идей европейских ученых в первых социально-психологических концепциях психологов и социологов СШ^А.
Ключевые слова: социальная психология, психологическое направление в социологии, социал-дарвинизм, психологический эволюционизм, «сознание рода», Джеймс Болдуин, Эдвард Росс
E. A. Gorshkov
American social psychology: European root
Article is devoted to the period of social psychology beginning in the United States in the end of XIX — first quarter of XX centuries. European root of American social psychology are analyzed. Author retraces the development of ideas of European scientists in the first socio-psychological concepts of American psychologists and sociologists.
Keywords: social psychology psychological sociology ,social darwinismpsychological evolutionism, «the consciousness of a kind», James Baldwin, Edward Ross
/^Г/^концу XIX столетия в США сложились объективные условия для ста-иовлеиия социальной психологии, оии были связаны со значительными изменениями в социально-экономической, культурной и духовной сферах развития страны [4]. Экономический рост, процессы индустриализа-ции и урбанизации трансформировали социальную структуру и всю систему духовных ценностей американцев. Социально-экономические перемены обусловили появление ряда трудностей в американском обществе: тяжелые условия труда, иммиграция, социальное расслоение.
Европейские и американские работы в области антропологии, этнографии и социологии поставили перед учеными вопросы, решение которых требовало обращения к психологическим характеристикам определенных этнических групп, учета связи продуктов культуры с традициями и ритуалами. Для интерпретации накопленных различными областями знания фактов, а также для осмысления и осознания многих социальных проблем американские ученые нуждались в услугах социальной психологии. При этом, вполне естественно, что при построении своих социально-психологических концепций американские ученые конца XIX века активно использовали европейский опыт.
На становление теоретических основ зарождающейся социальной психологии в США определяющее влияние оказали многие научные направления западноевропейской социологии,
естествознания, других научных дисциплин. О «Европейских корнях» американской социальной психологии говорили многие ученые — как зарубежные, так и отечественные [1]. Этот факт еще в 1954 г. отметил и популярный американский психолог Гордон Олпорт (Allport): «в то время как социальная психология восходит к интеллектуальному духу всей западной традиции, ее современный расцвет должен быть рассмотрен как специфически американский феномен» [10, р.1].
Влияние европейской мысли на этапе становления социальной психологии США было значительным и практически определяло социально-психологические идеи США. Для иллюстрации этого факта достаточно указать имена европейских ученых, чьи идеи развивали американские социологи и психологи конца XIX — первой четверти XX веков (см. табл. 1).
Более того, европейское влияние на теории «зачинателей» американского социально-психологического знания и первых американских социальных психологов было связано с тем объективным фактом, что большинство американских ученых (чаще всего — в начале карьеры) посещали европейские научные центры по изучению психологии и социологии. В первую очередь, это касалось Германии — лаборатории Вильгельма Вундта (Wundt) и Университета Берлина.
Данный факт отмечен в биографии многих американских ученых того времени, которые
Таблица 1
«Европейские корни» американской социальной психологии конца XIX - первой четверти XX вв.
Европа Идеи, концепции, развиваемые учеными США США
Огюст Конт (1798-1857) Общие принципы социологии А. Смол Л.Ф. Уорд
Разграничение «социальных» и «социономических» сил Д.М. Болдуин
Герберт Спенсер (1820-1903) Эволюционная социология; социологический номинализм Идея laissez-faire (направленной эволюции); Изучение механизмов развития и функционирования общества. УГ. Самнер А.В. Смол Л.Ф. Уорд Ф.Г. Гиддингс Д.Г. Мид
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) Идея коллективного сознания Ф.Г. Гиддингс
Людвиг Гумплович (1838-1909) Первоначальные группы - это орды, объединенные антропологическими и этническими признаками; понятие «этноцентризм» УГ. Самнер
Густав Ратценхофер (1842-1904) Интерес - основная единица социологического исследования А.В. Смолл
Адам Смит (17231790) Термин сознание рода (the consciousness of kind), инстинктивность сознания; Ф.Г. Гиддингс
Идея о принятии роли другого (в экономике) Ч.Х. Кули Д.Г. Мид
Габриэль Тард (1843-1904) Понимание механизмов усвоения общественного опыта, понимания других людей; «Социальная логика»; Принцип подражания; Термин социальный контроль; Понятие толпы Л.Ф. Уорд Ф.Г. Гиддингс Д.М. Болдуин Ч.Х. Кули Ч.Э. Эллвуд Э. Росс
Густав Лебон (Ле Бон) (1841-1931) Психология масс Э. Росс
внесли свой вклад в становление самостоятельной дисциплины социальной психологии США. Один из первых американских социальных психологов Джеймс Марк Болдуин (Baldwin) в 1884 г. на два семестра отправился учиться в Германию в лабораторию Вундта в Лейпциг, а затем в Берлин на семинар немецкого философа Фридриха Паульсена (Paulsen). В 1892 г. Болдуин отправился во Францию, где наблюдал исследование феномена «гипнотического внушения» Ж.М. Шарко (Charcot) и П. Жане (Janet) в Сальпетриере, а также посетил психоневрологическую школу И. Бернгейма (Bernheim) в Нанси [8, p. 2].
Другой известный американский социальный психолог Джордж Герберт Мид (Mead) в 1888 г. уезжает в Германию для обучения и получения докторской степени. Он занимался в Лейпцигском и Берлинском университетах, углубляя свои знания в области психологии, философии и экономической теории. В Берлине Мид изучает экспериментальную и физиологическую пси-
хологию у Эббингауза (Ebbinghaus), психологию, антропологию, философию и образование у Паульсена и философию у Дильтея (Dilthey). Знакомство с немецким ученым Вундтом, основоположником социальной психологии, сильно повлияло на его дальнейшее внимание к познанию социальных закономерностей поведения людей.
Автор одного из первых учебных руководств по социальной психологии (1908) Эдвард Олл-суорт Росс (Ross) также обучался в университете Берлина, где принял участие в семинаре Паульсена, а также посетил Англию и Францию в 1888-1889 годах.
В Берлинском университете с 1896 г. стажировался и американский социолог Чарльз Элл-вуд (Ellwood), разрабатывавший наряду с Бол-дуиным философский подход к определению предмета социальной психологии США на рубеже XIX — XX веков [5].
Европейское влияние на творчество американских ученых можно проследить уже в рабо-
тах представителей психологического направления в социологии. Работы американских ученых — представителей социал-дарвинизма и психологического эволюционизма можно рассматривать как источники зарождения социально-психологических идей в США [5].
Говоря о «европейских корнях», то есть работах и идеях европейских ученых, которые самым непосредственным образом оказали влияние на становление американской социально-психологической мысли, в первую очередь стоит отметить идеи основоположников позитивистской социологии О. Конта (Comte) и Г. Спенсера (Spenser). Идеи Конта относительно изучения социальных институтов и структуры общества, социальный оптимизм были модернизированы в специфических условиях Америки [3, с. 36]. Особенный интерес к Конту пробудился после знакомства Америки с вышедшей в 1859 г. книгой Ч. Дарвина (Darwin) «Происхождение видов путем естественного отбора». Неслучайным в этих условиях кажется появление такого направления в американской психологической социологии, как психологический эволюционизм. Последователем О. Конта в Америке был Л.Ф. Уорд (Ward).
Стоит отдельно упомянуть о существенных влияниях научной мысли Великобритании, в особенности это индивидуалистская ассоциативная психология и утилитарная социальная теории Т. Гоббса (Hobbes), Д. Юма (Hume), А. Смита (Smith), Д.С. Милля (Mill) и др., а также эволюционные теории Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Американская исследовательница Ф.Б. Карпф (Karpf, 1932) заявляет, что «американская социальная психология появилась как естественный результат своего английского происхождения, и частично благодаря эволюционной теории, как она представлена у Дарвина и Спенсера» [14, p. 147].
Неоспоримо влияние Спенсера на мировоззрение американских социологов психологического направления. Не признанная официальной университетской наукой, спенсеровская социология приобрела в конце XIX столетия большую популярность среди широкой читающей публики, особенно в США, где с 1860 по 1903 г. было продано почти 369 тыс. экземпляров его сочинений [7, с. 50]. По признанию Чарльза Кули (Cooley), «возможно, самая читаемая» книга Спенсера «Социология как предмет изучения», «вероятно, способствовала пробуждению интереса к социологии больше, чем какая-либо другая публикация до и после этой книги» [Цит. по: 3, с. 38]. Франклин Гиддингс (Giddings) в 1891 г. и Лестер Уорд в 1898 г. также отмечали, что американские социологи во многом были обязаны Спенсеру, что они являлись «фактически учениками Спенсера» [Там же]. Заметное влияние спенсерской доктрины социального дарвинизма на американскую со-
циологию, в частности У.Г. Самнера (Sumner), также признает историк психологии Хилгард (Hilgard) [13, p. 577].
На взгляды американских социальных психологов оказали влияние научные позиции европейских социологов Дюркгейма (Durkheim), Вебера (Weber), Зиммеля (Simmel), а также теории внушения и подражания Густава Ле Бона (Le Bon) и Габриэля Тарда (Tarde).
В первую очередь, стоит отметить популярную среди ранних американских социальных психологов (Гиддингс, Кули) идею коллективного сознания. Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены [6, с. 3].
От европейских социологов ранние американские социальные психологи (Л.Л. Бернард (Bernard), Э. Богардус (Bogardus), У. Мак-Даугалл (McDougall), Росс, Томас (Thomas) «унаследовали» и довольно сложное (замысловатое) понимание разницы между социальными и наиболее общими состояниями, эмоциями и поведением, и разницу между истинной группой и группой — как совокупности индивидов.
По замечанию Гринвуда (Greenwood, 2004) многие американские ученые, в том числе и социальные психологи, заимствовали «обедненную» концепцию социальных феноменов Лебона и Тарда, которые имели тенденцию уподобления социального или коллективного поведения поведению массы и толпы, иногда даже ставя между ними знак равенства [11, p. 160].
Если говорить о влиянии немецкой «психологии народов», то скорее оно было косвенным и значительно слабее влияния «психологии масс». Незначительное влияние идей Вундта и его Volkerpsychologie напрямую можно проследить лишь в работах Дьюи (Dewey) и Мида.
Примечательно влияние австрийских ученых Людвига Гумпловича (Gumplowicz) и Густава Ратценхофера (Ratzenhofer). Гумплович развивал теорию межгрупповых конфликтов (group-conflict), а Ратценхофер теорию «социальных интересов». Данные теории рассматривались такими американскими социологами и социальными психологами как Богардус, А. Смолл (Small), Смолл и Винсент (Vincent), Уорд.
По Гумпловичу, исходные и первоначальные группы, обнаруживаемые в истории, — это орды, объединенные антропологическими и этническими признаками. Последователем Гумпловича в трактовке взаимоотношений между ордами в американской социологии являлся Самнер. Гумплович вводит понятие «этноцентризм», которым впоследствии пользовался Самнер, и определяет его как «мотивы, исходя из которых, каждый народ верит, что занимает самое высокое место не только среди современ-
ных народов и наций, но также по отношению ко всем народам исторического прошлого» [7, с. 79].
Особую популярность в США приобрели идеи Гарбиэля Тарда, объяснявшего социальную жизнь как психологическое взаимодействие двух индивидов, из которых один подражает другому. Как отмечал М.М. Ковалевский, Уорд и Гиддингс развивали идеи, во многом созвучные тардовскому подходу к объяснению общества [Цит. по: 3, с. 40].
Тард внес значительный вклад в изучение механизмов межличностных отношений, разрабатывал проблемы общественного мнения, психологии толпы, изучал механизмы психологического заражения и внушения. В США социологические идеи Тарда оказали влияние на целую плеяду первых социальных психологов Э. Росса, Ч. Эллвуда, Д. Болдуина, Ч. Кули, Д. Дьюи.
Особенно сильное влияние Тарда и его теории подражания мы находим в творчестве Д.М. Болдуина. Болдуин, который независимо от Тарда, отправляясь от данных генетической психологии, пришел практически к тем же самым выводам, называл Тарда одним из самых авторитетных и выдающихся современных авторов в социологии и социальной психологии. В предисловии к первому изданию своей работы «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии» (Social and ethical interpretations in mental development. A study in social psychology (1897) Болдуин указывает на близость к мнениям Тарда относительно вопроса о социальной функции подражания [2, с. XI]. Тард, в свою очередь, в личной переписке с Болдуином отмечает: «тот способ, каким вы используете мысль о подражании, не имеет ничего общего с моим способом» [Там же. С. XIV], тем самым признавая полную взаимную независимость исследований французского и американского ученых.
В значительной степени под влиянием Тарда сложилась концепция одного из ведущих психосоциологов США Эдварда Росса. Росс придерживался концепции коллективного группового разума, заимствованной им из арсенала идей французской социологической школы, прежде всего идеи коллективного сознания Э. Дюркгейма и коллективных представлений Л. Леви-Брюля (Levy-Bruhl). В работе 1908 г. «Социальная психология» Росс рассматривает такие темы, как дух толпы, поведение массы, общественное мнение, социальные конфликты, тем самым развивая идеи теоретиков психологии масс — Г. Ле Бона и Г. Тарда.
Росс и сам признавал влияние на его взгляды концепции французского социолога Г. Тарда, называя его предшественником того направления мысли, которое он развивал. Тем
не менее, помимо явного влияния французской психосоциологической школы (Лебон, Тард) в «Социальной психологии мы находим» упоминания британских (У. Бэджет (Bagehot) и американских авторов (Уорд, Болдуин, Кули), а также ссылки на них.
«Социальная психология» Росса следовала известным позициям британского экономиста и политического философа Бэджета и социолога Уорда, что социальные силы, или «социальный контроль» (термин, введенный в научный оборот Тардом) может быть преодолен и использован человеческим разумом, основанным на научном социальном понимании [12, р. 97]. Именно с «Социального контроля», — книги Росса, которая вышла в 1901 г., начинается изучение социально-психологических идей американского ученого.
Сами американские социальные психологи первой четверти XX века не умаляли того значения европейского социологического опыта для ученых страны. В частности, Эмори Богардус делает акцент на том импульсе для американских писателей, таких как Э. Росс, который дали идеи Тарда [9, р. 380].
По верному замечанию Ф.Б. Карпф, в США, как ни в какой другой стране не было столь плодотворного влияние Тарда, Лебона и Леви-Брюля на развитие социально-психологической мысли [15, р. 75]. В подтверждение этой мысли мы встречаем схожую трактовку социальной психологии в произведениях Росса «Социальная психология» и «Социальный контроль», Самнера «Народные обычаи», в некоторой степени в работе Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения», и менее заметно у Эллвуда во «Введении в социальную психологию».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что на этапе зарождения социально-психологического знания в США значительную роль сыграли работы европейских ученых. Тем самым, можно говорить о «европейских корнях» американской социальной психологии. Начиная с социал-дарвинизма, развивающего эволюционную социологию Спенсера, концепции «предшественников» и «зачинателей» социальной психологии США в той или иной степени опирались на идеи европейских мыслителей. Среди первых американских ученых особенной популярностью пользовались идеи основоположников позитивистской социологии Конта и Спенсера. Последователем Конта в США был Л.Ф. Уорд, идеи Спенсера в наибольшей степени унаследовали Самнер и Гиддингс. Необычайно влиятельными в американской социально-психологической мысли оказались и учения французских социологов Э. Дюркгейма и Г. Тарда. Социологические идеи Тарда в США оказали наибольшее влияние на Болдуина, Кули, Эллвуда, Росса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. О «социологизации» социальной психологии в ХХ столетии // Социологический журнал. 2003. № 2. С. 12-30.
2. Болдуин Д.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Предисловие к 1-му изданию. Московское книгоиздательство, 1913. xxiii, 400 с.
3. Бурганова Л.А. Ранняя американская социология: поиски теории социального порядка и прогресса. М.: Издательство ИИКЦ «Эльф-3», 2005. 302 с.
4. Горшков Е.А. Становление социальной психологии США: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2011. 23 с.
5. Горшков Е.А. Становление социальной психологии США: дис. ... канд. психол. наук. Арзамас, 2011. 227 с.
6. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков: Ф.А. Иогансон, 1899.
7. История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И.С. Кона. М.: Наука, 2003. 344 с.
8. Autobiography of James Mark Baldwin // A History of Psychology in Autobiography / Murchison, Carl. (Ed.). Vol. 1. Clark
University Press, Worcester. pp. 1-30. [Электронный ресурс]. URL: http://psychclassics.yorku.ca/Baldwin/murchison.htm (дата обращения: 14.08.14)
9. Bogardus E.S. History of social thought. Los Angeles: University of Southern California Press, 1922. 510 p.
10. Farr D.M. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell, 1996.
11. Greenwood J.D. The Disappearance of the Social in American Social Psychology New York: Cambridge University Press, 2004. xii, 315 p.
12. Greenwood J.D. Individualism And The Social In Early American Social Psychology // Journal of the History of the Behavioral Sciences, Vol. 36(4), 200. P 443-455
13. Hilgard E.P Psychology in America: A Historical Survey. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1987. 1009 p.
14. Karpf F.B. American Social Psychology: Its Origins, Development and European Background. New York: McGraw-Hill Book Company, 1932. xvii, 461 p.
15. Karpf F.B. The Development ofSocial Psychology // American Sociological Society, XXII, 1927. P. 71-81. [Электронный ресурс]. URL: http://www.brocku.ca/MeadProject/Karpf/Karpf_1927.html (дата обращения 14.08.14).
REFERENCES
1. Andreeva G.M. On "sociological" social psychology in the twentieth century. Sotsiologicheskii zhurnal - Sociological journal, 2003, no.2, pp. 12-30 (in Russian).
2. Bolduin D.M. Dukhovnoe razvitie s sotsiologicheskoi i eticheskoi tochki zreniia. Issledovanie po sotsialnoi psikhologii. Predislovie k 1-mu izdaniiu [Spiritual development from a sociological and ethical point of view. Research in social psychology. Preface to the 1st edition]. Moscow, Moskovskoe knigoizdatel'stvo, 1913. xxiii, 400 p.
3. Burganova L.A. Ranniaia amerikanskaia sotsiologiia: poiski teorii sotsial'nogo poriadka i progressa [Early American sociology: the search for the theory of social order and progress]. Moscow, IIKTs «El'f-3», 2005. 302 p.
4. Gorshkov E.A. Stanovlenie sotsialnoi psikhologii SShA: avtoref. dis.... kand. psikhol. nauk [Formation of social psychology in USA: abstract of Diss. ... PhD in Psychology]. Moscow, 2011. 23 p.
5. Gorshkov E.A. Stanovlenie sotsial'noi psikhologii SShA: dis. ... kand. psikhol. nauk [Formation of social psychology in USA: Diss. ... PhD in Psychology]. Arzamas, 2011. 227 p.
6. Diurkgeim E. Metodsotsiologii [Method of sociology]. Kiev-Khar'kov: F.A. Ioganson, 1899.
7. Istoriia burzhuaznoi sotsiologii XIX - nachala XX veka / Pod red. I.S. Kona [The history of bourgeois sociology XIX - early XX
century / Ed. by I.S. Kon]. Moscow, Nauka, 2003. 344 p.
8. Autobiography of James Mark Baldwin // A History of Psychology in Autobiography / Murchison, Carl. (Ed.). Vol. 1. Clark University Press, Worcester. pp. 1-30. Available at: http://psychclassics.yorku.ca/Baldwin/murchison.htm (accessed 14 August 2014).
9. Bogardus E.S. History of social thought. Los Angeles: University of Southern California Press, 1922. 510 p.
10. Farr D.M. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell, 1996.
11. Greenwood J.D. The Disappearance of the Social in American Social Psychology. New York: Cambridge University Press, 2004.
xii, 315 p.
12. Greenwood J.D. Individualism And The Social In Early American Social Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, Vol. 36(4), 200. P. 443-455.
13. Hilgard E.P Psychology in America: A Historical Survey. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1987. 1009 p.
14. Karpf F.B. American Social Psychology: Its Origins, Development and European Background. New York: McGraw-Hill Book Company, 1932. xvii, 461 p.
15. Karpf F.B. The Development of Social Psychology. American Sociological Society, 1927, XXII, pp. 71-81. Available at: http://www. brocku.ca/MeadProject/Karpf/Karpf_1927.html (accessed 14 August 2014).
Информация об авторе Information about the author
Горшков Евгений Андреевич Gorshkov Evgenii Andreevich
(Россия, Арзамас) (Russia, Arzamas)
Кандидат психологических наук, доцент кафедры PhD in Psychology, Associate Professor of the
психологии Department of Psychology
Нижегородский государственный университет Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod -
имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский Филиал) National Research University (Arzamas Branch)
E-mail: eugenegorshkov@mail.ru E-mail: eugenegorshkov@mail.ru