замечанию Б. Пастернака, «новое возникает не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно, напротив, в восхищённом произведении образца» [11, с. 256-257].
Библиографический список
1. Платон. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. - М., 1970. -609 с.
2. Аристотель. Поэтика / Пер. Н.И. Новосад-ский. - Л., 1927. - 120 с.
3. Августин А. Исповедь. - М.: Канон+, 1997. -462 с.
4. Йейтс Ф. Три латинских источника классического искусства памяти // Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкиной. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 480 с.
5. Лотман Ю.М., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры // Избранные статьи. Т. 3. - Таллин: «Александра», 1993. - 494 с.
6. Колеватов В.А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 1984. - 190 с.
7. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии. - 1982. - №28 - С. 46-48.
8. Загрязкина Т.Ю. Народные говоры Франции и мир народной культуры // Французская диалектология. - М.: МГУ МАЛП, 1995. - 191 с.
9. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. - М., 1972. - Вып. 2.
10. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
11. Пастернак Б.Л. Воздушные пути: Проза разных лет. / Вступ. ст. Д.С. Лихачева; сост. текста Е.В. Пастернак и Е.Б. Пастернак. - М.: Сов. писатель, 1982. - 495 с.
УДК 316.33
M.Г Большаков
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Автор статьи опираясь на философскую методологию исследования раскрывает сущность и функциональное значение социальной сферы в системе гражданского общества. Ключевые слова: экономика, функция, социальная сфера, диалектика.
Социальная сфера в целом, как и ее отдельные относительно самостоятельные сегменты, в условиях системного кризиса в обществе и экономике настойчиво требует от государства предоставления гарантий для предотвращения социальных, природных, техногенных и других катастроф, перераспределения материальных и финансовых средств в направлении, снижающем социальную напряженность, а также регулирование качества жизни экономическими, нравственными и другими мерами, что в конечном счете формируется в механизм решения основных целей социальной политики государства.
Социальная политика, по определению, -одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство социальных ресурсов.
Цели социальной политики, направленной на достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общества, равно как и цели ее относительно самостоятельных направлений, таких как политика в области здравоохранения, образования, культуры, семейная, жилищная, пен-
сионная, женская, молодежная и другие, можно считать в основном достигнутыми только при устойчивом повышении уровня и качества жизни населения.
Под уровнем жизни принято понимать степень развития и удовлетворения потребностей людей. Качество жизни выражается главным образом в социальном самочувствии индивидов, социальной группы и общества в целом. Между уровнем и качеством жизни существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Повышение уровня жизни приводит, в конечном счете, к повышению качества жизни. В свою очередь улучшение социального самочувствия людей существенно усиливает их созидательную деятельность и социальную активность.
Таким образом, социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферой общества, обеспечению материальных и культурных потребностей ее членов, регулированию процессов социальной дифференциации общества, в том числе доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан, по-
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© М.Г. Большаков, 2009
Социальная политика в системе гражданского общества
зволяющая каждому члену общества реализовать его важнейшие социально-экономические права, прежде всего право на труд и его достойное вознаграждение, право на труд и качество жизни, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.
Система социальной политики является многоуровневой, и в качестве основного субъекта социальной политики, института, регулирующего общественные отношения, выступает государство, государственная власть. Наряду с государством, осуществляющим социальную политику на макроуровне, субъектами социальной политики выступают на следующем иерархическом уровне органы власти регионов, а также предприятия и организации всех форм собственности, размеры и условия деятельности которых позволяют и требуют проведения соответствующей социальной политики. К этой категории субъектов социальной политики следует отнести общественные и региональные организации.
На микроуровне субъектами социальной политики являются органы местного самоуправления и семья.
В период, когда в обществе рушатся устоявшиеся представления, в очень короткие сроки пересматривается шкала ценностей, перед учеными - философами, историками, экономистами - как никогда остро стоит актуальнейший вопрос всех времен и народов о том, куда, собственно, идет человечество и, как следствие, как определить критерии, которые могут служить мерой социального прогресса человечества.
Ученые считают, что выявление критериев социального прогресса надо начинать с отношения человека к миру Так, из всего многообразия отношений, связывающих людей и определяющих их бытие, Маркс и Энгельс выделили человечные и бесчеловечные отношения, которые создавало человечество, взаимодействуя с природой и самим собой, на всех ступенях своего развития. Так или иначе, люди всегда это понимали и потому ставили перед собой задачу преодоления обес-человеченности своей жизни, понимая ее, разумеется, по-разному в разные эпохи и в разных своих социальных слоях. Но суть при этом была все же одна: жизнь обесчеловечивалась, когда противоречила природному и общественному существованию и развитию человека (человечества), то есть переставала гармонировать с окружающей средой и природой человека как частью
этой среды. В данном ключе социальный прогресс исходно предстает как реальная деятельность реальных людей в реальных условиях жизни по преодолению обесчеловеченного отношения людей к природе и к себе подобным. Таково гуманистическое определение социального прогресса. В этом же ключе Марксом дается исходное определение социальной революции как протеста против обесчеловеченной жизни1. В массовом сознании этот протест проявляется в нежелании жить не по-человечески, в желании достойной жизни в человеческом обществе и сохраненной природе.
Вместе с тем, переходя с одной ступени развития на другую, люди неизменно обнаруживали, что с развитием новых человечных отношений постоянно «самовозрождаются» в новой форме и обесчеловеченные отношения.
На этапе реформирования в России обществу не удалось избежать усиления процессов «самовозрождения» обесчеловеченных отношений к природе и самим себе, когда самые широкие слои общества ощутили на себе, что «всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других»2.
Продолжая научный поиск, современные ученые не только констатируют, но и анализируют источники постоянного возрождения и противоборства между человечной и обесчеловеченной сторонами жизни, настойчиво ищут пути устранения политических, социально-экономических и других причин, порождающих и поддерживающих процессы «самовозрождения» обесчелове-ченных отношений.
На состоявшемся в марте 1995 г. в Копенгагене под эгидой ООН саммите по социальному развитию были сформулированы следующие основные положения социального прогресса:
- формирование условий, стимулирующих развитие, обеспечение равноправия в распределении доходов, ресурсов и услуг;
- создание законодательной базы, обеспечивающей уважение прав человека;
- искоренение нищеты путем осуществления мер на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества;
- обеспечение занятости;
- социальная интеграция как путь к равным возможностям;
- развитие открытых рынков;
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
159
- уважение человеческого достоинства;
- учет программ социального развития в процессе структурной перестройки;
- обеспечение эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальное развитие, в том числе на сокращение чрезмерных военных расходов.
В основе своей все эти положения представляют собой содержание социальной политики социального государства.
Экономическая политика государства, обращенная в социальную сферу, и социальная политика, оказывающая определяющее влияние на развитие экономической сферы, составляют суть социально-экономической политики, направленной на регулирование социально-трудовых отношений, заработной платы, доходов, цен, условий труда и воспроизводства рабочей силы, развитие социальной инфраструктуры, поддержание и повышение уровня жизни работающей части населения и членов их семей.
В ходе неоправданно затянувшегося реформирования общества наступил момент, когда любые проводимые социальные реформы могут быть успешными только при условии ощутимого уже в ходе их проведения повышения уровня и качества жизни населения, что, несомненно, должно стать приоритетным направлением социальной политики.
В своей замечательной книге «Заметки экономиста: к началу нового хозяйственного года» Николай Бухарин 30 сентября 1928 г. писал: «Когда мы в свое время переходили от военного коммунизма к новой экономической политике, мы самым смелым, самым решительным образом стали перестраивать все наши ряды. Это огромная перегруппировка сил, наряду с бешеной пропагандой таких лозунгов, как «учись торговать» и т.д., была предпосылкой наших хозяйственных успехов»3.
Социальная политика реализуется через государственные решения, вырабатываемые законодательной и исполнительной властью. В настоящее время основными правительственными органами формирования, реализации и корректировки социальной политики выступают Минз-дравсоцразвитие РФ и Минэкономразвитие РФ.
В регионах функционируют различные комбинации органов власти, занимающихся социальной политикой. Во многих из них социальная политика в отношении трудоспособной части насе-
ления находится в ведении органов по труду и занятости, а проблемы преодоления бедности, социальной помощи отданы в органы социальной защиты, что не всегда способствует эффективной координации действий и оперативному решению существующих проблем.
В то же время объединение органов по труду, занятости и социальной защите не всегда приводит к желаемым результатам из-за чрезмерной многофункциональности такого органа, что в динамичном переходном периоде не позволяет оперативно выделять приоритетные направления на каждом этапе переходного периода и системно вырабатывать адекватные складывающейся ситуации действия.
В современном обществе все большее количество сторонников приобретает подход, при котором семья выступает основным институтом общественного развития, социализации и самовыражения личности. Суть подхода в концентрации усилий государства на проблемах в области труда и доходов, а не на бесплодных попытках решения всех социальных проблем, в том, что оплачиваемая работа - главный источник (способ) повышения уровня и качества жизни.
При таком подходе акцент смещается с зависимости индивидов от государства на их личные возможности, что требует серьезного переосмысления роли социального государства и коррекции общественного сознания.
Масштабы (размер) неизбежного влияния и взаимодействия социальной и экономической сфер огромны (бесконечны, безграничны). На наш взгляд, основой взаимопроникновения, стержнем отношений является социально-трудовая область как часть каждой из этих сфер.
Анализ, проведенный специалистами, учеными, политиками, социологами, экономистами, показывает, что главные проблемы социально-трудовой сферы в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: предоставление работы, стабильные трудовые доходы, соблюдение трудовых прав.
Для тех групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно жить в обществе и, тем более, адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
Трансформация стратегий социального управления малыми предприятиями..,
возможность получения социальной помощи от общества. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения в сложных условиях функционирования социальной сферы. Многие негативные явления в социальной сфере приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность социально-экономической стабильности и согласию в обществе.
В рамках национальной политики безопасности страны категория социальной безопасности
наряду с экономической и государственной по степени остроты, настоятельности решения проблем социальной сферы приобретает приоритетный характер.
Примечания
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. - С. 447.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. -С. 68-69.
3 Бухарин Н.И. Избранные произведения. Т. XII. - М.: Политиздат, 1988. - 499 с.
УДК 315.3/4
А.Э. Нуриджанов
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Актуальность статьи заключается в том, что в ней анализируются важные аспекты стратегий социального управления малыми предприятиями в условиях экономического кризиса. Цель статьи сформулировать базовые принципы стратегий социального управления малыми предприятиями в условиях экономического кризиса
Ключевые слова: стратегии социального управления, малое предприятие, экономический кризис, трансформация, опрос, персонал.
В последнее время все больше внимания на всех уровнях управления в Российской Федерации - от муниципального до государственного - уделяется проблемам развития малого бизнеса, созданию условий для его развития, повышения экономической эффективности и оптимизации управления малыми предприятиями. В центрах содействия малому бизнесу и бизнес-инкубаторах консультанты регулярно помогают владельцам малых предприятий в решении юридических и экономических вопросов, связанных с их непосредственной деятельностью, принимают меры по улучшению инфраструктуры и взаимодействия малых предприятий с внешней средой, рынком и потребителями.
Однако есть область деятельности, напрямую зависящая от собственника малого бизнеса, и практически неосвоенная в консультационной деятельности со стороны персонала бизнес-инкубаторов и центров содействия. Речь идет о деятельности по управлению малыми предприятиями, которая в докризисный период в большинстве случаев осуществлялась на основе технологий, заимствованных из практики среднего биз-
неса и крупных корпораций, в нашей стране -преимущественно промышленных предприятий. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство собственником малых предприятий до их открытия работали наемными менеджерами или рядовыми сотрудниками в предприятиях среднего бизнеса и корпорациях, а потому знакомы с рядом социальных технологий управления.
Вместе с тем управление малыми предприятиями имеет свою специфику, детерминированную особенностями малой численности сотрудников, сравнительной непродолжительностью активного пребывания на рынке и узостью стратегической перспективы данного типа предприятий. Также имеется ряд специфических черт, обусловленных сферой деятельности, личностью руководителя и социально-психологическими характеристиками подчиненных.
И если в докризисный период малые предприятия применяли различные стратегии и технологии социального управления для повышения своей конкурентоспособности, то с октября 2008 года и по настоящее время они вынуждены делать это для обеспечения самосохранения в качестве аген-
© А.Э. Нуриджанов, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
161