увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы, что в свою очередь уменьшит социальную напряженность в стране.[4]
Использованные источники:
1. Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.
2. http://financialquestion.ru/
3. http://investr-pro.ru/
4. http://www.grandars.ru/
5. http: //zarabotok-i-vlozhenie.webmilk.ru/
Акимбетова Э.А., к. с.н.
доцент Ураев Р.Р.
ФГБОУ ВПО БГАУ Россия, г. Уфа
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СПЕЦИФИКА ЗАРУБЕЖНЫХ
МОДЕЛЕЙ
Социальная политика - это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [2].
Социальное государство (от нем. Sozialstaat)-особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества [2].
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
На сегодняшний день можно выделить три основные модели социальной политики, а именно: консервативную, американо-британскую и социал-демократическую.
В первой модели государство ориентировано на реализацию отдельных социальных программ для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. Расходы бюджетной системы на социальные мероприятия, а также страховые взносы работников и работодателей примерно равны. Основными каналами перераспределения являются как государственные, так и корпоративные, но находящиеся под жестким контролем государства, социальные фонды. Такой модели придерживаются в Германии, Франции, Австрии, Бельгии. В Западной Германии в 1946 году было введено так называемое "социальное рыночное хозяйство", идея которого была в том, чтобы создать условия для самореализации граждан в экономике. Фонды социального страхования финансируются работодателем и наёмным работником и разделяются по видам деятельности. В такой модели социальной политики принцип страхования означают право на получение услуг тем, кто делал взносы в фонды.
Вторая модель, которую называют британской или американо-британской, - это система, которая позволяет правительству давать гражданам только прожиточный минимум. Пособия выплачиваются всем, кто находится у черты прожиточного минимума. Это адресная социальная помощь наиболее бедным слоям населения. Такой модели социальной политики государства придерживаются в Англии, Соединённых Штатах Америки, Австралии [1].
И, наконец, третья модель - социал - демократическая или скандинавская, которая была реализована в Швеции, Норвегии, Дании. В скандинавской модели степень перераспределения доходов и расходов существенно выше по сравнению с предыдущими двумя моделями. Представители различных социальных групп имеют одинаковые права относительно социального обеспечения. В Королевстве Швеция социал-демократы создали систему, которая была основана на обеспечении общего для всех прожиточного минимума. В этой модели социальной политики существенную долю расходов берет на себя государство, главным образом отвечающее за социальную поддержку населения своей страны. Значительная роль в социальной политике (культура, здравоохранение, образование) отдана муниципалитетам. Главными целями социальной политики разработчики «шведского социализма» называют полную занятость и выравнивание доходов. Достижение этих целей проводится через перераспределение доходов, через налоговую политику. Широкое распространение в Швеции получили добровольные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% «последней заработанной
платы».Все большую популярность приобретают также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы.[3]
Таким образом, на наш взгляд, для нашей страны был бы наиболее предпочтителен скандинавский вариант, так как у нас в стране опыт социального партнерства относительно невелик, а профсоюзы пока ещё слабы. Социал-демократический вариант социального государства позволяет добиваться компромисса между государством, трудом и капиталом. Принцип социальной справедливости обеспечивался бы путем прогрессивной шкалы налогообложения, как в скандинавской модели. Соответственно, данная модель отвечала бы интересам большинства россиян.
Использованные источники:
1. Косенко, О.И. Социальное государство: зарубежный опыт [Текст] : О.И Косенко// Журнал «Стратегия России».- 2013, №4.
2. Юридическая энциклопедия [Текст] / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М., 2013.- С. 341
3. Управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации: [Текст] учебное пособие/ Ураев Р.Р. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011.- С.112
Аксенова А.А.,
доцент
кафедра Налогов и налогообложения Московский государственный университет Экономики Статистики и Информатики (МЭСИ)
Россия, г. Москва НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ СТАТУТ НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации с целью определения наиболее выгодного для налогоплательщика статуса. А также проведен анализ тех элементов налогообложения, которые различаются именно исходя из статуса лица, получающего доход.
Ключевые слова: налог; налогообложение; налог на доходы физических лиц; доход; налоговая ставка; налоговый резидент; налоговое бремя.
Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) занимает центральное место в налоговой системе практически любой страны мира и является одним из основных источников формирования доходной части консолидированного бюджета. Особенный характер НДФЛ в России выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или