Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
Для того чтобы обеспечить эффективное развитие человеческих ресурсов, необходимо разрабатывать комплекс мер организационно-технического, экономического и социального характера, которые входят в модель компетенций и которые направлены на подтверждение и развитие профессиональной компетентности каждого инженерно-технического работника в организации.
Библиографические ссылки
1. Профессиональные компетенции инженера [Электронный ресурс]. URL: http://www.monogra-phies.ru (дата обращения 8.04.2014).
2. Ситцев М. В., Рачков М. Ю. Сертификация российских специалистов на звание «Евроинженер» // Российский союз научных и инженерных общественных организаций. 70 с.
3. HR-Portal [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru (дата обращения 8.04.2014).
© Сухобокова М. В., 2014
УДК 331.1
А. Г. Тричегруб Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Рассматривается роль социальной политики в процессе мотивации персонала, рассматриваются дополнительные льготы и услуги социального характера, и формы реализации социальной политики.
В настоящее время стимулирующий потенциал мотивационных систем организаций во многом определяется всем спектром задач, решаемых такими системами. Можно отметить такой важнейший атрибут мотивационных систем, как комплексность. Он обеспечивает качество реализации мотивации в системах управления персоналом.
В достижении стратегических целей большое значение имеет социальная политика, контуры и организационные формы которой недостаточно сформированы. Вместе с тем эта политика призвана удовлетворять многие потребности персонала. Поэтому одним из объектов мотивации персонала является социальная политика организации. Ее реализация позволяет поднять уровень комплексности воздействия мотива-ционных систем.
Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:
- защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а так же самим предприятием;
- воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;
- стабилизация интересов социальных субъек-тов(работник, работодатель, государство), реализуемая через ее согласование [1].
Как инструмент мотивации работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:
- выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита), социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т. п.);
- выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;
- оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;
- дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с е помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг [2].
Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате Тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом) как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.
В таблице представлен перечень дополнительных льгот и услуг социального характера, которые могут предоставлять организации сверх обязательных выплат.
В целом можно сделать вывод о том, что социальная политика компании является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации.
Эффективная социальная политика предполагает не только оказание работникам всех социальных услуг в соответствии с законодательством, но и наличие специальных социальных программ, учитывающих специфику деятельности предприятия, режим и охрану труда, транспортную доступность рабочего места [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
Дополнительные льготы и услуги социального характера
Материальная (денежная) форма Материальная (неденежная) форма Социальная форма обеспечения работников
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска 1 сентября матерям либо другим лицам, воспитывающим детей-школьников(1-4 классы); - оплачиваемое временное освобождение от работы; - оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением; - денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами; - оплата проезда к месту работы и по городу (в виде оплаты проездных билетов); - прогрессивные выплаты за выслугу лет; - оплата счетов мобильной связи при подключении по корпоративному тарифу; - компенсация укороченного рабочего дня пожилым работникам - предоставление в пользование служебного автомобиля; - добровольное медицинское страхование; - оздоровительные программы; - оплата обучения сотрудников; - оплата обучения детей работников компании; - совместное проведение различных тематических мероприятий; - пользование социальными учреждениями организации; - предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях; - приобретение продукции, производимой предприятием, по цене, ниже отпускной; - повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места работников; - дотации на питание в столовых предприятия; - пониженная квартплата в служебном жилье - единовременное вознаграждение пенсионеров; - корпоративная пенсия; - жилищная программа; - программа поддержки молодых специалистов; - программа медицинского обслуживания персонала; - программа негосударственного пенсионного обеспечения; - программа по работе с детскими дошкольными учреждениями; - образовательная программа
Социальная политика может быть эффективнее, если при разработке социальных программ компании будут учитываться потребности персонала, интересы и ценностные ориентации. Кроме этого, если предприятие предоставляет работнику значительный объем необходимых социальных услуг, то оно будет выгодно отличаться от других компаний, а это хорошая основа для привлечения новых квалифицированных сотрудников и сохранения существующего персонала [1].
© Тричегруб А. Г., 2014
Библиографические ссылки
1. Багирова И. Х., Бурыхин Б. С. Роль социальной политики и социального партнерства в мотивации персонала организации // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. № 129.
2. Сизов В. В., Бурыхин Б. С. Улучшение регламентации труда работников управления предприятий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 127.