Для улучшения оказания специализированной гинекологической помощи девушкам-подросткам необходимо создание специализированных консультативно-диагностических центров и разработка алгоритма этапной реабилитации репродуктивной системы.
Список литературы
1. Коколина, В. Ф. Гинекологическая эндокринология детей и подростков : рук-во для врачей / В. Ф. Коколина. - М. : МИА, 2001. - 251 с.
2. Кулаков, В. И. Основные тенденции изменения репродуктивного здоровья девочек в современных условиях / В. И. Кулаков, И. С. Долженко // Репродуктивное здоровье и детей и подростков. - 2005. - № 1. - С. 22-26.
3. Кулаков, В. И. Руководство по охране репродуктивного здоровья / В. И. Кулаков, В. П. Серов, Л. В. Адамян и др. - М. : Триада-X, 2001. - 564 с.
4. Уварова, Е. В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е. В. Уварова // Акушерство и гинекология. - 2006.- Прил. - С. 27-30.
5. Adolescent Health Care : A Practical Guide : 4th ed. / ed. L. Neinstein. - Philadelphia : Lippincott Williams & Wilkins, 2002. - P. 328-329.
6. Groft, J. N. Adolescent health: a rural community's approach / J. N. Groft, B. Hagen, N. K. Miller et al. // Rural Remote Health - 2005. - Vol. 5, № 2. - P. 366.
Салий Марина Григорьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразви-тия России, Россия, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, е-таЛ: [email protected].
Адамадзе Кетеван Бичиковна, главный специалист гинеколог детского и юношеского возраста Министерства здравоохранения Астраханской области и комитета по здравоохранению г. Астрахани, гинеколог МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» г. Астрахани, 414040, Россия, г. Астрахань ул. Красная набережная, д. 43/2, тел.: (8512) 51-29-21, е-таП: [email protected].
Налимова Ирина Юрьевна, главный специалист (акушер-гинеколог) отдела развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Астраханской области, Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 16 «В», тел.: (8512) 54-16-02, е-mail: [email protected].
Григорян Нарине Валерьевна, аспирант кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, е-mail: [email protected].
Поляков Валерий Константинович, студент ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, е-mail: [email protected].
УДК 616-058:614.1:612.6 © О.В. Самсонова, 2012
О.В. Самсонова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области
Рассмотрены особенности реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Астраханской области с 2006 г. и до настоящего времени.
Ключевые слова: национальный проект «Здоровье», диспансеризация, доступность, медицинская помощь.
O.V. Samsonova
SOCIAL POLICY IN PRESERVATION OF THE NATION'S HEALTH
The focus was on the implementation of the priority of national project «Health» which started in 2006 on the territory of the Astrakhanian region and is still being continued in our days.
Key words: national project «Health», dispensary, accessibility, medical assistance.
Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.
Для достижения указанной цели с 2006 г. на территории Российской Федерации стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье», реализация которого продолжается и в настоящее время.
Проект «Здоровье» позволил оснастить учреждения здравоохранения современным оборудованием, привлечь дополнительно медработников в первичное звено здравоохранения, увеличить их заработную плату, оказать медицинскую помощь пациентам в соответствии с утвержденными стандартами.
Реализация проекта «Здоровье» через систему обязательного медицинского страхования осуществляется по трем направлениям:
1) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей);
2) проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
3) проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В части реализации первого направления можно отметить следующее. С 2006 г. во всех регионах России участковым терапевтам, участковым педиатрам и врачам общей (семейной) практики стали производиться дополнительные денежные выплаты в размере 10,0 тыс. руб., а медицинским сестрам, работающим с ними, - 5,0 тыс. руб. Именно на врачей первичного звена здравоохранения ложится тяжелая нагрузка: первый контакт с пациентом, раннее выявление заболеваний, профилактика, активное посещение больных, ведение хронических больных с наиболее распространенными заболеваниями.
Ежемесячная доплата врачам и медицинским сестрам участковой службы в размере 10 тыс. и 5 тыс. руб., соответственно, обусловила появление стимула у работников первичного звена здравоохранения для повышения их профессиональной квалификации. Количество врачей участковой службы за 5 лет увеличилось на 19 %. Коэффициент совместительства врачей участковой службы по Астраханской области составил 1,07, что выявляет количество обслуживаемого населения на одно физическое лицо - участкового врача и медицинскую сестру, а значит, влияет на результаты работы с прикрепленным населением. Количественная нагрузка на медицинский персонал снижается, тем самым повышается эффективность работы врачей и медицинских сестер, что значительно улучшает качество оказания медицинской помощи населению.
В регистр медицинских работников первичного звена здравоохранения - участковую службу Астраханской области - по состоянию на 01.01.2012 включены 1 049 медицинских работников первичного звена, в том числе - 545 врачей и 504 медицинские сестры.
Увеличение количества врачей общей практики позволило за последние 5 лет открыть на территории Астраханской области для оказания первичной медицинской помощи более 90 кабинетов и офисов врачей общей практики, в том числе более 30 кабинетов - для оказания первичной медицинской помощи сельскому населению, что позволяет улучшать здоровье людей через обеспечение широкого диапазона интегрированных функций здравоохранения, профилактику болезней, лечебную, восстановительную и медико-социальную помощь, так как семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи, независимо от их пола и возраста.
Второе направление - это дополнительная диспансеризация работающих граждан, которая направлена, прежде всего, на выявление и эффективное лечение социально значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности населения России трудоспособного возраста, а именно - сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, туберкулеза и др.
В Астраханской области с 2006 г. проводится диспансеризация среди населения в возрасте 3555 лет, занятого в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Это связано с тем, что граждане, работающие в вышеуказанных учреждениях, не подлежат обязательному прохождению ежегодных профилактических осмотров, а также с низкой бюджетной обеспеченностью этих организаций. В то же время риск заболеваний в силу профессиональных особенностей достаточно велик. С 2008 г. дополнительной диспансеризации стали подлежать все работающие граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Перечень специалистов для проведения дополнительной диспансеризации, лабораторные и функциональные исследования определены исходя из уровня заболеваемости работающего населения в возрасте 35-55 лет.
По итогам проведения дополнительной диспансеризации определяется потребность граждан по видам оказания медицинской помощи. В дальнейшем с гражданами проводятся профилактические мероприятия, а пациенты, нуждающиеся в более детальном обследовании, направляются в учреждения здравоохранения, в том числе специализированные, и после обследования при необходимости берутся под диспансерное наблюдение по программе больных с хроническим заболеванием, включающей в себя индивидуальную программу реабилитации.
За период с 2006 по 2011 гг. в Астраханской области дополнительную диспансеризацию прошли 205,8 тыс. граждан, что составляет около 20 % всего населения области и 33 % лиц трудоспособного возраста. За проведенную работу медицинские организации области дополнительно получили в свои бюджеты 186,5 млн руб., которые были направлены на медицинские расходы при проведении диспансеризации и повышение заработной платы медицинскому персоналу.
Третье направление - это диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Диспансеризация направлена на раннее выявление у данной категории детей и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. Диспансеризация проводится детям в возрасте с 0 до 17 лет включительно.
По результатам диспансеризации с учетом заключений врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований врачом-педиатром выносят заключение о состоянии здоровья ребенка, дают рекомендации по дополнительному обследованию для уточнения диагноза и по дальнейшему лечению. На основании сведений о результатах прохождения диспансеризации врач-педиатр, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья ребенка, определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий, необходимый объем дополнительного обследования, направляет на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное) и осуществляет диспансерное наблюдение за ребенком.
За период с 2006 по 2011 гг. в Астраханской области диспансеризацию прошли 10,6 тыс. пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За проведенную работу медицинские организации области, оказывающие медицинскую помощь детскому населению, дополнительно получили в свои бюджеты 22,6 млн руб. Эти средства также были направлены на медицинские расходы и повышение заработной платы медицинскому персоналу.
Среднемесячная заработная плата медицинских работников, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в медицинских организациях Астраханской области (с учетом начислений), в 2011 г. составила: у врачей - 24,9 тыс. руб., средних медицинских работников - 14,8 тыс. руб. 30 % от этих денежных средств - это деньги, полученные медицинскими организациями от реализации трех вышеперечисленных направлений национального проекта «Здоровье».
В целом по Российской Федерации на реализацию направления по финансовому обеспечению государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в 2012 г. будет направлено 21,8 млрд руб. бюджетных ассигнований, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4,0 млрд руб., на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 0,9 млрд руб., что позволит и дальше стимулировать медицинских работников к более качественному оказанию медицинской помощи, направленной на профилактику и возможное своевременное выявление и предупреждение заболеваний населения Российской Федерации. 160
Для написания статьи использовались постановления Правительства РФ.
Список литературы
1. Консультант плюс. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 № 1110 «О порядке предоставления субсидий...... - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. свободный. -
Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 28.06.2012.
2. Консультант плюс. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1234 «О порядке предоставления субсидий... - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 28.06.2012.
3. Консультант плюс. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1228 «О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий.» - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 28.06.2012.
Самсонова Ольга Вячеславовна, заместитель директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области, начальник управления модернизации и ценообразования обязательного медицинского страхования, Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 2, литер 3, тел.: (8512) 2512-25, e-mail: [email protected].
УДК 616.31:312.922:614.2(470.67)
© А.Г. Сердюков, В.К. Юрьев, Д.С. Гусев, С.А. Кузнецов, 2012
А.Г. Сердюков1, В.К. Юрьев2, Д.С. Гусев13, С.А. Кузнецов4
РОЛЬ ВНЕШНИХ ПРИЧИН В СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
:ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России 2ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»
Минздравсоцразвития России 3ГБУЗ АО «Городская клиническая больница № 3 им. С.М. Кирова», г. Астрахань 4ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница», г. Астрахань
Проведен анализ смертности населения Астраханской области от внешних причин за 2009-2010 гг. Установлено, что уровень смертности населения области в связи с названными причинами в 2010 г. был ниже среднего по РФ и составил 146,6 случаев на 100 тыс. человек. В Астраханской области отмечаются положительные тенденции в отношении смертности от травм и отравлений. В структуре смертности от внешних причин преобладают повреждения с неопределенными намерениями (23,2 %), что наряду с другими данными свидетельствует о недоучете ряда социально-значимых причин смерти (убийства и т.д.). В структуре уточненных причин смерти наибольшее значение имеют самоубийства, транспортные несчастные случаи и случайные отравления алкоголем. Чаще всего от внешних причин погибают мужчины и лица трудоспособного возраста. Снижение смертности от внешних причин является реальным резервом дальнейшего снижения общего показателя смертности.
Ключевые слова: смертность, внешние причины, травмы, региональные особенности.
A.G. Serdyukov, V.K. Yuryev, D.S. Gusev, S.A. Kuznetsov
THE ROLE OF EXTERNAL REASONS ON MORTALITY OF POPULATION IN THE ASTRAKHANIAN REGION
The analysis of mortality of the population of the Astrakhanian region from the external reasons for 20092010 was carried out. It was established that the death rate of the population of area from these reasons in 2010 was below the average across the Russian Federation and was 146, 6 on 100.000 persons. In the Astrakhanian region it was