Научная статья на тему 'Социальная политика государства и ее реализация в условиях региона'

Социальная политика государства и ее реализация в условиях региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / SOCIAL WELFARE STATE / REGIONAL POLICY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суева Юлия Витальевна

Статья посвящена особенностям социального государства и основным направлениям социальной политики РФ. Внимание уделяется социальным проблемам России. Показана роль инновационного развития в социально-экономическом управлении региона. Рассмотрена реализация инновационной политики социально-экономического развития региона на примере Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF THE STATE AND ITS IMPLEMENTATION IN REGIONAL CONDITIONS

The article discusses the features of the social welfare state and the main courses of the social policy of the Russian Federation. Attention is paid to social problems in Russia. The role of innovative development in the socio-economic management of the region is shown. The implementation of the innovative policy of socio-economic development of the region is considered on the example of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Социальная политика государства и ее реализация в условиях региона»

УДК 332.1

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА Ю.В. Суева1

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Статья посвящена особенностям социального государства и основным направлениям социальной политики РФ. Внимание уделяется социальным проблемам России. Показана роль инновационного развития в социально-экономическом управлении региона. Рассмотрена реализация инновационной политики социально-экономического развития региона на примере Ростовской области. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: социальная политика; социальное государство; региональная политика; социально -экономическое развитие; инновационная политика.

SOCIAL POLICY OF THE STATE AND ITS IMPLEMENTATION IN REGIONAL CONDITIONS Y.V. Sueva

South-Russian State University of Economics and Service, 147 Shevchenko St., Shakhty, 346500.

The article discusses the features of the social welfare state and the main courses of the social policy of the Russian Federation. Attention is paid to social problems in Russia. The role of innovative development in the socio-economic management of the region is shown. The implementation of the innovative policy of socio-economic development of the region is considered on the example of the Rostov region. 6 sources.

Key words: social policy; social welfare state; regional policy; socio-economic development; innovative policy.

Переход к социальному государству является одной из закономерностей развития человеческого общества. Любому государству как субъекту ведения общих дел социума присущи социальные качества. Социальная ценность государства для общества определяется его фактической деятельностью по защите общесоциальных интересов и по согласованию и координированию многообразных интересов личностей и социальных групп в различных сферах общественных отношений на основе законодательно закрепленных нормативов [1].

В последние годы социальные проблемы стали актуальными для всего мира и занимают едва ли не центральное место в перечне современных угроз, таких как терроризм, транснациональная преступность, распространение ядерного оружия, экологические проблемы и пр. Социальным правам уделяется особое внимание, причём именно превентивный характер социальной защиты имеет первостепенное значение. Во многих странах усиливается роль государства в решении проблем социального развития. Необходимость создания условий для достойной жизни россиян неоднократно отмечалась высшим руководством нашей страны. Однако в России ситуация сложилась так, что вызывает потребность осмысления опыта регулирования социально-экономического развития общества, приобретённого странами Западной Европы и США, и выработки на этой основе своей модели социального государства.

Создание социального государства в России сопряжено с некоторыми проблемами [2]:

- наша страна не может опереться на фундамент

правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе), поскольку Россия ещё не обрела опоры в праве, в правах человека;

- не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

- снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики;

- существующие политические партии России не имеют чётких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют чётко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

1Суева Юлия Витальевна, аспирант, тел.: 89514994529, e-mail: [email protected] Sueva Yulia, Postgraduate , tel.: 89514994529, e-mail: [email protected]

- в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

Однако развитие социальной государственности -это единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Можно сказать, что социальное государство - именно та форма общественного устройства, которая позволит реализовать социоэкономические приоритеты развития страны. Проблемой в достижении этой цели является вопрос о надлежащих средствах, что усложняет выбор для России той или иной современной модели социального государства.

Очевидно, что необходимо активизировать деятельность государства в социальной сфере. Но современная Россия не сможет совершенствоваться как социальное государство и полноценно выполнять свои социальные функции без экономического развития страны. Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. В настоящее время социально ориентированная рыночная экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами. Она позволяет создавать такие модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам. При такой экономике государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; «берёт в свои руки» управление рыночной экономикой, чтобы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

На пути построения социального государства в России немало трудностей и преград (очень важно определить роль, возможности и обязанности российского общества, чётко обозначить долю ответственности каждого из социальных партнёров в кризисный период). Но они вполне преодолимы. В этом нас убеждает и зарубежный, и отечественный опыт. Социальная защита всех граждан не только ведёт к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабильности политической и социальной ситуации в стране. Всё это оказывает позитивное влияние на общество, обеспечивает совместное чувство социальной защищённости его членов, содействуя социальному согласию.

Для построения социального государства в России имеются все условия, ведь Россия - богатейшая страна мира. Это зависит также и от наших усилий, настойчивости государства и воли правящей элиты, от целенаправленности принимаемых законов, концепций и программ социального развития общества. Важна и роль социальной политики государства. В процессе формирования и в самом социальном государстве социальная политика - это главная компонента, ключевой ресурс, обеспечивающий развитие страны.

Одним из крупнейших достижений российской социально-философской, экономической и политологи-

ческой мысли представляется Концепция социального государства Российской Федерации (далее - Концепция), разработанная учёными Академии труда и социальных отношений с участием многих известных в этой области российских исследователей ведущих вузов и научных центров страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, РАГС при Президенте РФ, ИСЭПН РАН, ВЦУЖ и др.), депутатов Федерального собрания, представителей правительства и других действующих политиков. Концепция впервые конкретизировала провозглашённый в Конституции РФ 1993 г. статус Российского государства как социального. Концепция социального государства сконцентрировала в себе самые последние мировые достижения в области теории социального государства. Она отличается чёткостью определений и проработанностью всех основных положений и принципов, содержит все основные моменты, характеризующие современное социальное государство, формулирует концептуальные блоки и механизмы его построения. Немаловажной особенностью Концепции является и то, что в ней учитываются конкретные современные и исторически обусловленные особенности Российского государства, традиции многонационального населения России. Концепция представляется солидной и глубоко проработанной теоретической основой для принятия соответствующих программ социального развития России на среднесрочную и стратегическую перспективы. Однако многие положения Концепция могут и должны получить дальнейшее развитие и конкретизацию [3].

Становление и развитие современного российского государства во многом зависит от социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для каждого региона страны нужен индивидуальный подход к разработке, методам и механизмам реализации программ социально-экономического развития. При создании таких индивидуальных экономических механизмов необходимо использовать общие подходы и закономерности, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Рост экономической самостоятельности регионов и формирование региональной экономической политики очень значимо для государства.

Целями региональной политики Российской Федерации являются:

- обеспечение конкурентоспособности России и её регионов на мировом уровне;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- развитие человеческого капитала;

- улучшение экосистемы в регионах РФ за счёт экологизации экономической деятельности;

- повышение качества управления и использования общественных финансов.

Миссия политики регионального развития Российской Федерации состоит в помощи социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Целями этой миссии являются: повышение благосостояния и качества жизни населения, обеспечение устойчивых темпов качественного экономического

роста страны, усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире. Социально-экономическое развитие находится в большой зависимости от эффективного использования ресурсов регионов. При правильной расстановке приоритетов можно значительно увеличить валовый внутренний продукт и снизить уровень бедности населения. Основными приоритетами социально-экономического развития любой территории являются объём и качество инвестиций. Поэтому необходимо создать условия, при которых будут привлечены крупные, в том числе и иностранные инвесторы, способные привнести новые идеи, технологии, инновации. Следует также использовать силы и средства, имеющиеся у государства и регионов. Всё это приведёт к таким позитивным изменениям, как:

- увеличение налоговой базы за счёт реализации инвестиционных проектов;

- создание новых рабочих мест и привлечение трудовых мигрантов из других регионов;

- пространственное развитие городов, строительство новых районов и расширение в агломерацию;

- дополнительное развитие деловой и транспортной инфраструктур (в том числе с использованием механизма государственно-частного партнёрства).

Таким образом, для реализации региональной политики необходимо располагать всеми средствами, используемыми в экономической и социальной политике, которые могут применять органы государственного управления разных уровней в целях воздействия на отдельные регионы либо на всю многорегиональную национальную экономику.

Одна из главных тенденций современной России - развитие инновационной экономики страны и её регионов. Инновационный процесс развивается на основе глобальных и общегосударственных закономерностей и механизмов, но характеризуется спецификой, отражающей особенности отдельных регионов. Существенным фактором экономического развития и конкурентоспособности любого региона является формирование и функционирование региональной инновационной политики как важной составной части государственной инновационной политики. Эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики зависит от развития инновационных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что инновационное развитие во многом является детерминирующим фактором социально-экономических преобразований.

Региональная инновационная политика - это совокупность поставленных целей и установленных приоритетов развития инновационной деятельности региона и их реализация при взаимодействии региональных и федеральных органов управления. Каждый регион должен рассчитывать на собственные средства и ресурсы. В настоящее время учёт особенностей региональной инновационной политики государства приобретает большое значение. Государство пользуется своей привилегией правового регулирования инноваций, чтобы использовать весь потенциал регионов для развития экономики.

Ростовская область относится к числу экономически развитых и инвестиционно привлекательных субъ-

ектов федерации. Как отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев на X Международном бизнес-форуме, проходившем в Ростове-на-Дону 21-23 октября 2010 г., «Инновации - одно из ключевых направлений развития региона. Сегодня Ростовская область входит в число наиболее устойчиво развивающихся регионов России, но она может и должна выйти в регионы-лидеры. Именно поэтому мы намерены в ближайшее время сделать ставку на инновации» [4].

Инновационная политика Ростовской области основывается на совокупности социально-экономических мер органов государственной власти Ростовской области, которые направлены на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции и должна включать:

- создание современной инфраструктуры для инновационной деятельности;

- предложения об участии в формировании национальной инновационной системы;

- предложения о реализации конкретных инновационных и венчурных инвестиционных проектов;

- оптимальное распределение ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла для конкретных проектов «идея - технология -производство конкурентоспособной продукции, имеющей спрос»;

- инвентаризацию научных государственных организаций региона;

- предложения о закрытии неэффективных НИИ и лабораторий;

- конкретные предложения об использовании их фондов для развития инновационного бизнеса;

- предложения о софинансировании технологий государственного значения;

- конкретные предложения об участии в венчурной программе РФ [5].

Инновационная политика социально-экономического развития региона осуществляется в соответствии с «Положением об управлении развитием социальной сферы Администрации Ростовской области» (утверждено распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 24.11.2010 г. № 86), согласно которому основными задачами управления являются:

1. Координация деятельности органов исполнительной власти Ростовской области и государственных учреждений, к полномочиям которых относятся вопросы социальной сферы.

2. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, входящим в компетенцию управления.

3. Участие совместно с органами исполнительной власти Ростовской области, к полномочиям которых относятся вопросы социальной сферы, в реализации стратегии социального развития Ростовской области, областных долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ социальной направленности.

4. Обеспечение деятельности заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, курирующего вопросы социальной сферы.

5. Участие совместно с органами исполнительной власти области в решении поставленных Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области задач [6].

В последние годы в России увеличилась потребность в предоставлении социальных услуг людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: бездомным, людям пожилого возраста, инвалидам, лицам, освободившимся из мест лишения свободы (дезадаптированным категориям граждан). В январе 2011 г. в г. Ростове-на-Дону по инициативе Комплексного социального центра были установлены баннеры с надписью «Вместе поможем бездомным». Такая социальная реклама была использована впервые для привлечения внимания граждан к проблемам людей, которым необходима помощь. Основная цель проекта - привлечение инвесторов к проблемам таких людей, к реализации социальных проектов учреждения в рамках частно-государственного партнёрства, а также желание изменить негативное, а порой и агрессивное отношение общества к людям, оказавшимся на улице. Такое нововведение положительно сказалось на проблеме бездомных людей. Ростовчане стали интересоваться деятельностью Комплексного центра. Звонят и

пишут частные лица и предприниматели, которые хотят участвовать в повседневной помощи нуждающимся. Администрация Ростовской области планирует и дальше использовать такой вид рекламы.

Одним из этапов дальнейшего инновационного развития Ростовской области стал проект создания общественно-делового центра «Город будущего» в г. Шахты, пока единственного в России, цель которого -сосредоточение городских служб, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению, в одном месте, т.е. принцип «одного окна» в общероссийском масштабе. Это позволило отказаться от посредников, оптимизировать рабочие места, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг.

Приведённые примеры свидетельствуют об инновационном развитии региона, о его инвестиционной привлекательности. Рост заинтересованности инвесторов во вложении средств в экономику области очевиден. А чем больше денег поступает в экономику территориальной единицы, тем лучше она развита и тем выше уровень жизни в ней. Следствием этого станет получение общественных выгод в виде позитивного развития экономики, обеспечивающего создание новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое значение для долгосрочного роста экономики Российской Федерации.

Библиографический список

1. Коробов С.Е. Социальная функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 173 с.

2. Материалы, опубликованные проф. Е.А. Лукашевой. [Электронный ресурс]. URL: http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/85.html

3. Моисеенко Т.В. Основные тенденции становления и перспективы формирования социального государства в современной России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 179 с.

4. Итоги X международного бизнес-форума на Дону 21-23 октября 2010 года [Электронный ресурс]. Официальный портал правительства Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=93549

5. Корчагин Ю.А. Программно-целевой подход к развитию инновационно-информационного сектора региона на примере Ростовской и Воронежской областей // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/informatics/0002/0005/

6. Об утверждении Положения об управлении развития социальной сферы Администрации Ростовской области: рас-поряж. Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 24.11.2010 г. № 86. [Электронный ресурс]. Официальный портал правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=94553

УДК 330

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Ю. Яськова1

Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Представлены методологические основы и особенности управления инвестиционно-строительной деятельностью. Раскрыты сущность и объективные характеристики процесса интеграции деятельности участников строительного бизнеса. Ил. 2. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: интеграция инвестиционно-строительной деятельности; конкуренция; опережающее развитие строительного бизнеса; модель проектного управления интеграцией.

EVOLUTION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION DEVELOPMENT PROCESSES N.Y. Yaskova

1Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор. Yaskova Natalya, Doctor of Economics, Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.