Научная статья на тему 'Социальная поддержка студентов в контексте изменения структуры финансирования высшего образования'

Социальная поддержка студентов в контексте изменения структуры финансирования высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ / СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СТИПЕНДИЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENT SUPPORT / STATE SCHOLARSHIP SYSTEM / HIGHER EDUCATION FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская М. И.

Введение или увеличение платы за обучение в университетах, происходящее во многих странах, является проявлением глобальной тенденции переложения затрат с налогоплательщиков на семьи студентов. Основные причины увеличение спроса на высшее образование и опережающий рост его себестоимости. В западных странах система поддержки студентов развивается вместе с изменением конъюнктуры высшего образования. В России стипендиальная система архаична, не соответствует фактической платности обучения в университетах и требует реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student support in the context of structural change of higher education funds

Introduction or increase in the level of tuition fees observed in many countries is the reflection of the global tendency of “cost sharing”, i.e. shifting the costs of higher education from taxpayers to students' families. The main reasons of the trend are the increase in the higher education demand and a higher-rate growth in its underlying costs. Student support systems in the West are being developed in line with the change of higher education situation. By contrast, state scholarship system of Russia is archaic, does not match the de-facto high tuition fees and needs reforming.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка студентов в контексте изменения структуры финансирования высшего образования»

электронный научно-экономическии журнал

№ 1 (1) 2013

Социальная поддержка студентов в контексте изменения структуры финансирования высшего образования

Автор статьи:

М. И. Козловская,

аспирант кафедры «Общий менеджмент и управление проектами» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» (Москва, Российская Федерация) [email protected]

M. I. Kozlovskaya,

postgraduate student at the Department of general and project management

Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russian Federation)

Student support in the context of structural change of higher education funds

Аннотация. Введение или увеличение платы за обучение в университетах, происходящее во многих странах, является проявлением глобальной тенденции переложения затрат с налогоплательщиков на семьи студентов. Основные причины — увеличение спроса на высшее образование и опережающий рост его себестоимости. В западных странах система поддержки студентов развивается вместе с изменением конъюнктуры высшего образования. В России стипендиальная система архаична, не соответствует фактической платности обучения в университетах и требует реформирования.

Abstract. Introduction or increase in the level of tuition fees observed in many countries is the reflection of the global tendency of “cost sharing”, i.e. shifting the costs of higher education from taxpayers to students' families. The main reasons of the trend are the increase in the higher education demand and a higher-rate growth in its underlying costs. Student support systems in the West are being developed in line with the change of higher education situation. By contrast, state scholarship system of Russia is archaic, does not match the de-facto high tuition fees and needs reforming.

Ключевые слова: поддержка студентов, состояние системы стипендий, финансирование высшего образования Keywords: student support, state scholarship system, higher education finance

Высшее образование и наука являются приоритетными направлениями государственных и частных инвестиций в развитых странах. За последние десятилетия в структуре финансирования высшего образования произошли системные изменения, наиболее значительное из которых заключается в том, что вместо государственного бюджета все большую часть затрат на обучение и содержание студентов перекладывают на семейный бюджет. Полвека назад обучение в университетах было бесплатным почти по всему миру, однако во многих государствах постепенно стали вводить или увеличивать плату за высшее образование, отказываться от безвозмездных инструментов финансовой поддержки студентов, предоставления бесплатных общежитий, а также поощрять развитие частных университетов.

Можно выделить следующие причины перераспределения затрат:

• Рост стоимости обучения по сравнению с другими товарами и услугами. Высшее образование — одна из немногих отраслей экономики, в которых невозможен трудосберегающий технический прогресс. Иными словами, в университете, где большую часть расходов составляет зарплата преподавателей, очень сложно существенно увеличить производительность труда без снижения качества предоставляемой услуги. Поэтому высшее

образование больше, чем любая другая сфера, подвержено «болезни расходов», или эффекту Баумоля1. Во всем мире стоимость обучения в университете растет быстрее, чем стоимость потребительской корзины, и эта тенденция будет сохраняться в обозримом будущем.

• Превышение спроса на высшее образование, подкрепленное возросшими доходами, над его предложением. Неоспоримые личные выгоды в виде прироста ожидаемых доходов индивида после получения диплома подогревают спрос на услуги вузов, даже если для поступления в университет необходимо взять кредит или совмещать работу с учебой.

Увеличение стоимости высшего образования происходит по всему миру. В Австралии обучение в университете

электронный научно-экономический журнал стр 3

стало платным в 1989 г. В странах континентальной Европы тенденция переложения затрат на семьи студентов стала очевидной в XXI веке. В Японии, где большинство университетов частные, стоимость образования растет и в государственных вузах. В Китае при правящей коммунистической партии в 1997 году была введена плата за обучение в университетах. С тех пор местная система высшего образования, получившая значительные частные финансовые вливания, стала самой большой в мире. В настоящий момент в Китае 20 млн студентов и значительный объем долга по образовательным кредитам [3].

Таким образом, рост стоимости высшего образования, наблюдаемый во многих странах, вызван не только мировым финансовым кризисом, но и долгосрочными тенденциями развития отрасли и представляет собой не конъюнктурное, а стратегическое решение правительств этих государств.

В условиях сокращения государственного финансирования университетов особую важность приобретает вопрос обеспечения широкого и равного доступа к высшему образованию. Так, повышение стоимости обучения должно быть компенсировано усилением мер адресной материальной поддержки учащихся. Эффективность этого механизма подтверждается эконометрическими исследованиями: анализ американской экономики показывает, что увеличение размера безвозмездной поддержки в общей сумме 1650 долл. в год на одного студента вызывает рост численности студентов на 2,1 %, а увеличение кредитных мер поддержки на ту же сумму приводит к росту на 3,2 % [4].

Основной функцией мер социальной помощи студентам является обеспечение равных возможностей поступления в университет для всех граждан страны независимо от дохода и происхождения. Для ее эффективной реализации система поддержки студентов должна соответствовать конъюнктуре сферы высшего образования, учитывать его платность, соотношение количества мест в университетах и числа абитуриентов, а также барьеры при поступлении в вуз. По соответствию механизмов поддержки студентов стоимости высшего образования можно выделить 4 группы государств [4] (см. таблицу).

Распределение стран по стоимости высшего образования и степени поддержки студентов

Система поддержки студентов Стоимость обучения

низкая высокая

Развитая Дания,Германия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, США

Неразвитая Испания, Венгрия, Ирландия Япония, Южная Корея, Россия

Категория I. Развитая система поддержки студентов, высокая стоимость высшего образования. Правительство компенсирует высокую стоимость обучения за счет развитой системы пособий и льгот. Количество поступивших в вуз очень значительное (71% выпускников школ получает высшее образование). Стоимость обучения сильно варьирует в зависимости от формы собственности учебного заведения и формы обучения и составляет от 1000 до 15 000 долл. за семестр. Студентам из малоимущих семей предоставляется безвозмездная стипендия. Во всех странах широко развита система образовательного кредитования.

Категория II. Развитая система поддержки студентов, низкая стоимость высшего образования (или бесплатное образование). Плата за обучение в университете не превышает 1000 долл. за семестр. Финансирование вузов на 97% происходит из государственного бюджета (для сравнения: в США университеты спонсируются государством на 34%). В вузы поступают в среднем 58% выпускников школ. Во всех государствах студентам предоставляются безвозмездные стипендии. В скандинавских странах они выплачиваются всем учащимся вузов, в Германии, Австрии и Франции — только наименее обеспеченным. В Норвегии и Нидерландах безвозмездность стипендии зависит от успеваемости.

Категория III. Неразвитая система поддержки студентов, низкая стоимость высшего образования (или бесплатное образование). Слабый уровень социальной помощи учащимся нивелирован низкими финансовыми барьерами к получению образования. Средства государственного бюджета составляют 80% финансирования вузов. В среднем в университеты поступают 50% выпускников школ, что существенно ниже, чем в категориях I и II. Безвозмездные стипендии предоставляются либо очень ограниченному кругу студентов, либо составляют небольшую сумму. Образовательное кредитование представлено не во всех странах; займы, как правило, даются на небольшие суммы.

Категория IV. Неразвитая система поддержки студентов, высокая стоимость высшего образования. Стоимость высшего образования составляет значительную часть валового внутреннего продукта на душу населения, однако

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № 1 (1) 2013

электронный научно-экономический журнал стр 4

адекватных механизмов поддержки не предоставляется. В данную группу относятся те развитые государства, где экономический бум привел к резкому росту спроса на высшее образование (Япония, Корея). Система государственного финансирования вузов не смогла справиться с возросшим количеством абитуриентов, поэтому образование стало платным, появилось множество частных университетов. Слабое развитие мер поддержки в этих странах связано также с общественным мнением: в Японии и Корее семьи студентов считают оплату обучения своим долгом.

К IV категории также относятся многие страны с переходной экономикой, например Россия. Номинально гарантии, существовавшие в плановой экономике, были сохранены как в отношении стоимости высшего образования, так и поддержки студентов, однако реалии конкурентного рынка полностью изменили фактическую конъюнктуру сферы высшего образования. Так, в Конституции РФ сохранено право граждан на бесплатное высшее образование. Однако параллельное существование в вузах бюджетных и платных мест, причем с преобладанием последних, фактически сделало высшее образование платным и, как правило, очень дорогим. Так, согласно данным государственной статистики, в 2011-2012 учебном году 62% российских студентов обучались на платной основе [1 ] (см. рисунок).

Источника оплаты обучения в вузах в 2011-2012 учебном

году

1036.1

Численность студентов в вузах с учетом источника финансирования обучения, тыс. чел.:

17] — федеральный бюджет; □ — бюджеты субъектов РФ; [3 — местные бюджеты;

□— с полным возмещением стоимости обучения;^ — негосударственные вузы

Стоимость обучения на коммерческой основе в государственных вузах составляет в среднем 55 тыс. руб. в год2, а в ведущих и престижных вузах превышает 200 тыс. руб. в год. В сопоставлении с величиной дохода на душу населения высшее образование в России является очень дорогим даже по западным меркам.

Стипендии студентам, в СССР находившиеся на уровне прожиточного минимума, также были номинально сохранены, но их размер фактически остался без изменений, что в условиях гиперинфляции привело к снижению реального уровня пособия в десятки раз. Таким образом, в ответ на кардинально изменившиеся условия получения высшего образования не было предложено адекватных мер поддержки, и социальные условия университетского обучения в странах с переходной экономикой относятся к наименее благоприятным.

Дисбаланс между реалиями сферы высшего образования и комплексом мер поддержки студентов необходимо устранить с помощью реформы стипендиального обеспечения и смежных областей:

• для компенсации платности обучения необходимо создать действенный механизм образовательного кредитования, функции выдачи займов возложить на государственную организацию, которой можно поручить выполнение задач социального развития;

• в условиях недостаточности бюджетных средств для полного финансирования университетов должны быть введены преференции компаниям, поддерживающим студентов, в первую очередь льгота по налогу на прибыль;

• средства стипендиального фонда следует перераспределить, заменив массовые пособия, выплачиваемые в символическом размере, адресной стипендией в сумме прожиточного минимума в регионе обучения;

• существующие льготы учащимся необходимо дополнить рядом компенсационных пособий.

электронный научно-экономический журнал стр 5

Предлагаемые меры совершенствования системы социальной поддержки студентов явятся адекватным ответом государства на вызовы изменившейся конъюнктуры высшего профессионального образования и будут способствовать гармоничному развитию этой отрасли и экономики знаний в целом.

Список л итературы

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.aks.ru.

2. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru.

3. Johnstone, D. B., Marcucci P. N. Financing Higher Education Worldwide: Who Pays? Who Should Pay? Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2010. 322 p.

4. Review of Student Support Arrangements in Other Countries. Department for Business, Innovation and Skills Research Paper Number 10, September 2010.

URL:https://www.aov.uk/aovernment/uploads/system/uploads/attachment data/file/31 991/10-670-review-student-support-in-other-countries.pdf.

© Козловская М.И., 2013

1 Технический прогресс в сфере производства товаров приводит к росту производительности труда и, соответственно, заработной платы. Для восстановления равновесия на рынке труда поднимаются также зарплаты в сфере услуг, где роста производительности труда не произошло. Как следствие, стоимость услуг растет быстрее, чем стоимость товаров.

Расчет на основе данных [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.