250 ЛЕТ НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН
© В. Ю. АЛЬБИЦКИЙ, 2013 УДК 616-053.2-058
Актовая речь профессора В.Ю. Альбицкого
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, РОЛЬ УЧЕНЫХ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН
Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
Представлены история становления социальной педиатрии как науки и предмета преподавания и этапы ее развития в России. Дано определение понятия социальной педиатрии. Указано, что приоритетными направлениями деятельности в области социальной педиатрии являются: 1) изучение социальных причин детских болезней; 2) особое внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; 3) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) организация медико-социальной помощи детскому населению. Описан вклад ученых НЦЗДРАМН в развитие актуальных проблем социальной педиатрии.
Ключевые слова: социальная педиатрия, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями
Commencement speech of prof. V. Yu. Albitsky
SOCIAL PEDIATRICS: THE HISTORY AND DEVELOPMENT ISSUES, THE ROLE OF SCIENTISTS OF THE SCIENTIFIC CENTER OF CHILDREN'S HEALTHCARE
Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, №2/62 Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
The history of formation of social pediatrics as science and a teaching subject is presented. The concept of social pediatrics has been given. Priority activities in the field of social pediatrics are noted to be: 1) studying of the social reasons of children's diseases; 2) special attention to children being in a difficult life experience; 3) medical and social rehabilitation of children with limited possibilities of health; 4) organization of the medico-social help to the children's population. The contribution of research workers of the "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences into development of actual problems of social pediatrics is considered.
Keywords: social pediatrics, children being in a difficult life experience, medico-social rehabilitation of children with limited possibilities
Глубокоуважаемый Председатель! Глубокочтимые члены ученого совета! Дорогие коллеги, товарищи, друзья!
/* | / режде всего, позвольте выразить искрен-I ш ш нюю благодарность директору Научного ч./ центра здоровья детей РАМН, академику Александру Александровичу Баранову, членам ученого совета за предоставленную возможность выступить с актовой речью. Согласитесь, что нет для профессионала и академического работника большей чести, чем произнести речь в актовый день. Тем более, если ты произносишь ее в стенах учреждения, значение и роль которого в развитии педиатрии, становлении и строительстве отечественной системы охраны здоровья детей первостепенны, уникальны, непереоценимы. тем более,
Для корреспонденции: Альбицкий Валерий Юрьевич, д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, зав. отд. социальной педиатрии ФГБУ НЦЗД РАМН
если ты произносишь ее на донышке профессиональной жизни, когда уже не твои карьера и успех, а состояние дела, которому ты служил, радуют, а то и печалят ум и душу.
Задача, которую я поставил перед собой, готовя настоящее выступление, была двоякой. Во-первых, мне хочется, исходя из своего почти полувекового опыта научной и педагогической деятельности, еще раз обсудить суть и смысл содержания социальной педиатрии. Ибо, с одной стороны, до сих пор отсутствует общепринятое определение (дефиниция) социальной педиатрии, четко не определены ее задачи как науки и предмета преподавания, а с другой - в связи со сменой общественного строя в России, крайне обострилась социальная составляющая в процессе формирования и сохранения здоровья детей. во-вторых, я просто был обязан представить вклад ученых Научного центра здо-
ровья детей в становление и развитие социальной педиатрии. Это втройне актуально не только потому, что для нас в современных условиях крайне бесценен опыт предшественников в построении эффективной медико-социальной системы охраны здоровья детей, но и потому, что через год будет отмечаться, надеюсь не только медицинской, педиатрической общественностью, но и всей страной 250-летний юбилей Научного центра здоровья детей РАМН. Ведь два с половиной века назад организовали не только Императорский Московский воспитательный дом, а положили начало государственной медико-социальной системы охраны здоровья детей!
О зарождении социальной педиатрии следует говорить в связи с двумя событиями - с устоявшимся пониманием обществом необходимости участия государства в охране материнства и младенчества и выделением педиатрии в самостоятельную отрасль медицинской науки и практики.
Социальная педиатрия возникла как ответ на призыв передовой, прежде всего врачебной, общественности XIX и начала XX века активно бороться с таким социальным злом, как высокая смертность детей, главной причиной которой были бедность и невежество большей части населения. Наиболее активными участниками призыва придать охране здоровья детей государственный и широкий общественный характер были профессора и врачи, выделившиеся во многих странах как первые врачи-педиатры.
Данное заключение убедительно подтверждается историей отечественной педиатрии. Так, под первый камень фундамента строительства императорского Московского воспитательного дома (1764 г) положили медную доску, на которой был вырезан следующий текст: "Екатерина Вторая Императрица всероссийская для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев... повелела соорудить это здание...". (Выделено мной. - В.А.). На IX Пироговском съезде русских врачей (1904) прямо указывалось, что главной причиной высокой смертности младенцев в стране является материальная необеспеченность населения и что успешная борьба с этим злом возможна только на почве социальных реформ.
Московский и основанный спустя 7 лет петербургский Императорские воспитательные дома стали первыми в социальной и медицинской практике осознанными государством и обществом детскими учреждениями медико-социального характера. Выполнить эффективно главную функцию воспитательного дома - сохранить жизнь брошенному ребенку было не возможным без профессионального медицинского сопровождения. по этой причине в нем начинают на постоянной основе работать дипломированные врачи, открываться стационарные подразделения - лазареты, инфекционные лечебницы.
Согласитесь, если в течение многих лет, чуть ли ни ежедневно врач приходит для осмотра детей в лазарет, проводит там диагностические и терапевтические процедуры, то он невольно путем много-
летних эмпирических наблюдений и врачебного опыта среди детского контингента формируется как врач-педиатр. Таким образом, есть основания заявить, что доктора столичных воспитательных домов стали первыми российскими детскими врачами, а Научный центр детей РАМН в лице его предшественника - Московского Воспитательного дома является первым в истории России государственным детским учреждением медико-социального характера.
Но все же основные шаги по организации системы охраны материнства и младенчества, созданию детских учреждений медико-социального характера следует отнести к хх столетий. Для этого созрела социальная и общественная почва.
Во-первых, в результате великих реформ Императора Александра II сформировалась земская медицина. Земские врачи, о чем хорошо известно, были чрезвычайно чувствительными к острым социальным проблемам состояния здоровья населения, в том числе и детского. Упомяну в связи с этим только два их классических медико-социальных исследования: работу П.И. Куркина "Смертность малых детей" (1910) и П.Ф. Кудрявцева "Деревенские ясли-приюты в Симбирской губернии летом 1899 года.
Во-вторых, получает широкое развитие российская общественная медицина. Создаются многочисленные общественные и благотворительные организации. Для многих из них одной из ведущих задач стала охрана здоровья детей, разработка и реализация мер по уменьшению громадной смертности детского населения.
В-третьих, сформировалась как самостоятельная наука и предмет преподавания педиатрия, в российских университетах открылись кафедры детских болезней. Многие профессора и сотрудники кафедр не только пишут труды по медико-социальной проблематике, но являются активными членами названных общественных организаций.
первыми реальными шагами медико-социального характера по уменьшению чрезвычайного уровня младенческой смертности стало внедрение следующих, говоря современным языком, медико-организационных технологий:
1) открытие в стране яслей, прежде всего, сезонных в сельской местности на время летних полевых работ;
2) создание "Капель молока", в большинстве которых не только выдавалось молоко детям, но и давались советы (врачебные рекомендации) матерям, т.е. первые молочные кухни в известном роде выполняли функции детской консультации;
3) организация женских и детских консультаций для грудных детей;
4) созданный Г.Н. Сперанским "Дома грудного ребенка" состоял из небольших учреждений: стационарного отделения, яслей, амбулатории-консультации, молочной кухни, выставки по уходу за детьми;
5) принятие, пусть крайне ограниченного, первого законодательного акта об охране материнства, когда Законом о страховании рабочих от 23 июня 1912 г.
было введено пособие по случаю родов женщинам, работающим на крупных фабриках;
6) создание 31 мая 1913 г. по инициативе К.А. Раухфуса "Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества", своего рода общественного органа, объединяющего и координирующего деятельность по охране здоровья матери и ребенка.
Опыт названных первых шагов медико-социальной педиатрической практики, результаты первых социально-гигиенических и клинико-социальных исследований земских врачей и первых российских педиатров фактически позволили теоретически обосновать и разработать систему охраны материнства и младенчества в России. Другими словами, Россия стояла на пороге практического построения системы охраны здоровья матери и ребенка, сочетающей государственные, общественные и благотворительные начала. Убежден, независимо от того, сохранилась бы в России монархия или восторжествовала буржуазная демократия, в стране обязательно в скором времени создали бы систему охраны материнства и младенчества. Проблема заключалась лишь в методах и темпах ее решения.
В нашей стране развитие социальной педиатрии прошло три этапа. Первым этапом - временем ее рождения - следует считать 20-е годы прошлого столетия, когда закладывались организационные основы советской системы охраны здоровья детей. Соответственно возникла необходимость научного обоснования теории и практики государственной системы охраны материнства и младенчества (ОММ). Это послужило причиной преобразования в 1922 г. Центрального дома охраны младенца (приемника Императорского Московского воспитательного дома) в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества. В этом институте в 1925 г. открылась кафедра социальной гигиены матери и ребенка во главе с первым руководителем советской системы ОММ В.П. Лебедевой. В 1928 г. открывается аналогичная кафедра в Ленинградском институте ОММ (основан в 1925 г.), руководителем которой стала директор института Ю.А. Менделева.
В названных учреждениях возникают два научных центра (школы) в области ОММ, а говоря современным языком, в области социальной педиатрии: в Москве в лице В.П. Лебедевой, Г.Н. Сперанского, Н.Ф. Альтгаузена, Ф. И. Зборовской и др., в Ленинграде в лице Ю. А. Менделевой, З. О. Мичник, А. Н. Антонова, В. П. Паевского, А. Ф. Тура и др.
В 30-х годах в силу идеологемы - "в стране социализма социальный фактор перестает играть решающую роль в формировании здоровья" - кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. По той же причине в 40-50- е годы прошлого века изучение влияния социальных факторов на состояния здоровья населения практически не проводилось.
Второй этап в развитии социальной педиатрии начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 г. в медицинских вузах СССР кафедры
организации здравоохранения получают название "социальной гигиены и организации здравоохранения". В НИИ и вузах проводится значительное число комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследований состояния здоровья населения, в том числе и детского. Именно в конце 60-х годов прошлого века в Казани с изучения причин младенческой смертности началась научная деятельность акад. A.A. Баранова и вашего покорного слуги, социальная педиатрия стала их научной судьбой, магистральным направлением их научного творчества.
Характеризуя второй этап развития социальной педиатрии, не могу не сказать о двух удивительных совпадениях. Подразделения под именем "социальная педиатрия" впервые появляются именно в тех двух учреждениях, где в 20-х годах были организованы кафедры социальной гигиены матери и ребенка. В 1977 г., т. е. в тот год, когда возникает Европейское общество социальных педиатров (второе удивительное совпадение!), в Институте педиатрии АМН СССР по инициативе проф. Е.А. Лепарского создается лаборатория социальной педиатрии. А в 1986 г. проф. Н. Г. Веселов на факультете усовершенствования врачей ленинградского медицинского педиатрического института, в который преобразовали ленинградский НИИ ОММ, организует первую в стране кафедру социальной педиатрии.
Начиная с этого года по предложению заместителя министра здравоохранения РСФСР А.Г. Грачевой на педиатрических факультетах медицинских вузов России организуются кафедры поликлинической педиатрии, в учебных программах которых достаточно много внимания уделяется профилактическим и организационным вопросам. По инициативе заместителя министра здравоохранения СССР A.A. Баранова, в 1987-1988 гг. создаются 3 кафедры медико-социальных проблем охраны здоровья матери и ребенка для последипломной подготовки педиатров: в Москве в Центральном институте усовершенствования врачей (зав. проф. И.П. Каткова, а через 3 года - проф. Н. Н. Ваганов), в Горьковском медицинском институте (зав. - проф. В.Ю. Альбицкий), в Киеве (зав. - проф. З.А. Шкиряк-Нижник).
В 70-80-е годы прошлого века в России сформировались несколько научных центров (групп, подразделений), активно занимающихся социальными и организационными проблемами состояния и охраны здоровья детей и подростков. В Москве такие подразделения активно функционировали в Институте педиатрии АМН СССР (А.А. Ефимова, Е. А. Лепарский), в Институте социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко (И.И. Гребешева, И.П. Каткова, Т.М. Максимова, Р.К. Игнатьева, Л.П. Чичерин), в Институте гигиены детей и подростков (С.М. Громбах, Г.Н. Сердюков-ская, Л.Ф. Бережков, Людмила и Александр Сухаревы), в Институте педиатрии и детской хирургии МЗ РФ (В.П. Ветров, Л.С. Балева, Б.А. Кобринский). На периферии в области социальной педиатрии активно работали научные группы в Горьком (А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкой), Ленинграде (Н.Г. Веселов,
В.К. Юрьев, Г.Л. Микиртичан, В.И. Орел), Иваново (В.Н. Городков, Р. Р. Шиляев, Т. П. Васильева, Л.А. Жданова).
Третий этап в эволюции социальной педиатрии происходит в постсоветской России. За 20 последних лет случились события, которые следует считать принципиальными шагами в ее развитии. Назову некоторые, наиболее сущностные из них.
В законодательном и организационном плане:
а) принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998) и его очень важная Статья 1, в которой дано определение контингенту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
б) решение об открытии в детских поликлиниках отделений медико-социальной помощи (1999, 2007);
в) организация детских центров здоровья (2010).
В научном плане:
а) создание отдела социальной педиатрии в научном центре здоровья детей РАМН (зав. - проф. В.Ю. Альбицкий, 2004 г.);
б) разработка концепции государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья детей (А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин, 2009);
в) создание серии "Социальная педиатрия" и издание в ней 16 книг и монографий (2006-2012);
г) открытие рубрики "Социальная педиатрия и организация здравоохранения" в ведущих отечественных научных педиатрических журналах - "Вопросах современной педиатрии" (2006) и "Российском педиатрическом журнале" (2009).
В образовательном и методическом плане:
а) выход в свет первых отечественных учебных руководств и пособий Н.Г. Веселова, В.И. Орла и Т.И. Стуколовой, В.Г. Дьяченко и соавт., а также книг Н.Г. Веселова, А.А. Баранова и В.Ю. Альбицкого;
б) организация трех кафедр поликлинической и социальной педиатрии - в Архангельске и двух в Москве;
в) вступление трех российских специалистов в Европейское общество социальных педиатров.
Сказанное, на мой взгляд, достаточно убедительно свидетельствует о том, что в России создан фундамент, подготовлена почва для признания социальной педиатрии как самостоятельной области науки и дисциплины преподавания.
Что следует сделать, чтоб она официально, де-юре была признана таковой? С моей точки зрения, необходимо определиться: с дефиницией предмета; основными направлениями социальной педиатрии как науки и практической деятельности; организацией и программой преподавания социальной педиатрии. Решению указанных проблем была посвящена моя брошюра "Социальная педиатрия как сфера научного знания, область практического действия и предмет преподавания" (2011).
прежде всего следует указать на то, что до сих пор отсутствует распространенное, общепринятое определение социальной педиатрии. А ведь без этого не определить границы научного, практического и преподавательского ее статуса.
Исходя из проведенного анализа, предлагаю к об-
суждению, а затем, может, и к принятию Союзом педиатров России следующую дефиницию социальной педиатрии.
Социальная педиатрия, интегрируя профилактические и лечебные начала, являясь социальным и организационным направлением педиатрии, изучает здоровье и развитие конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяци-онном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды, учетом физических, психических и социальных аспектов здоровья и развития детей, а также разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детского населения, оказанию ему медицинской помощи.
Приоритетами социальной педиатрии являются: 1) изучение социальных причин болезней; 2) особое внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; 3) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) организация медико-социальной помощи детскому населению.
исходя из определения социальной педиатрии, весьма важно сформулировать ее основные разделы. Если сжато передать смысловое содержание материалов зарубежных и отечественных авторов, то можно констатировать, что основными разделами социальной педиатрии как науки и практики являются:
1) все правовые проблемы охраны здоровья детей;
2) биоэтические проблемы педиатрии;
3) изучение состояния и тенденций здоровья детей;
4) выявление социальных, биологических и внеш-несредовых факторов, угрожающих нормальному развитию и здоровью ребенка; активное противодействие (санация) им;
5) проведение медико-социального мониторинга здоровья детей в организованных детских коллективах;
6) формирование здорового образа жизни детей;
7) организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
8) проведение превентивных мероприятий в семьях высокого социального риска;
9) организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
10) медицинское просвещение родителей;
11) организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей;
12) воздействие на органы власти и органы управления для принятия мер по охране здоровья детского населения.
Социальная педиатрия как предмет преподавания
Убежден, что курс социальной педиатрии должен стать обязательным в системе подготовки врача-педиатра в медицинском вузе и в последипломной подготовке участкового педиатра. Углубленный же курс социальной педиатрии должен преподаваться
врачам, которые профессионально занимаются социальной педиатрической практикой и которых можно (следует) по западному образцу называть "социальными педиатрами" или "социально ориентированными педиатрами". Перечислю их: врачи отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях и медико-социального отделения (кабинета) детской поликлиники, педиатры интернатных и специальных детских учреждений (центров здоровья, учреждений для детей с ограниченными возможностями, медико-социальных центров для подростков и т. д.).
Наконец, мы должны попытаться прийти к консенсусу по вопросу: где должна преподаваться социальная педиатрия. По нашему с акад. А. А. Барановым убеждению, высказанному еще 10 лет назад, ее курс должен преподаваться на кафедрах поликлинической и социальной педиатрии. Аргументация в пользу этого утверждения следующая.
Во-первых, присоединение к названию кафедры поликлиническая педиатрия слова "социальная" оп-ределит необходимость при подготовке педиатра пер-вичного звена полноценно излагать обозначенные выше основные проблемы социальной педиатрии.
Во-вторых, одной из задач социальной педиатрии является укрепление связи между профилактической и лечебной педиатрией путем активной работы с семьей и изучения влияния социально-экономических условий". Другими словами, социальная педиатрия синтезирует (объединяет) профилактическое и лечебное начала в деятельности врача амбулаторной практики, на необходимость (обязательность) чего, между прочим, настойчиво указывали теоретики и родоначальники государственной (советской) системы здравоохранения Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.
В-третьих, современный врач-педиатр первичного звена здравоохранения должен обладать навыками и умением в области детской эпидемиологии, семейной психологии и психосоциальных отношений. Он должен выходить на конкретные семьи с их конкретными проблемами. В этом плане существующие принципы (сестринский и врачебный патронаж, мониторинг в организованных коллективах, массовые осмотры и т. д.) находятся в слабой корреляции со здоровьем и развитием детей, ибо то, что полезно одной семье, совершенно не обязательно другой.
Можно привести и другие убедительные аргументы, но думаю высказанных соображений достаточно, чтобы считать присоединение преподавания социальной педиатрии к другим курсам поликлинической педиатрии логичным и целесообразным.
Вклад ученых НЦЗД РАМН в развитие социальной педиатрии
Еще врачами Императорского Московского воспитательного дома издавались научные труды, которые в известной мере носили клинико-социальный характер. Они касались по существу трех проблем - оспопрививания, причин детской
смертности, выхаживания и вскармливания младенцев. Следует вспомнить имена выдающихся главных врачей и докторов Воспитательного дома: К. Мертенса, Е. О. Мухина, А.И. Блументаля, одного из первых отечественных детских хирургов Н.И. Воскресенского, А.И. Клементовского, Н.Ф. Миллера. Приведу лишь названия некоторых книг и статей этих ученых в качестве свидетельства актуальности и важности изучаемых ими научных проблем: К. Мертенс "Трактат об эпидемии чумы в Москве в 1771 г." (Париж, 1774. На французском языке); А. Блументаль. "Медицинский отчёт Московского воспитательного дома за 1859 г." (1860); А.И. Клементовский "Об искусственном кормлении грудных младенцев" (1863); Н.Ф. Миллер "Дети-недоноски и особенности их болезней"; "Оспопрививание" (1887).
Я уже говорил о том, что выдающуюся, я бы даже не побоялся заявить, решающую роль в зарождении социальной педиатрии как науки, обосновавшей теоретические основы государственной системы ОММ, новые организационные формы профилактической работы в области охраны здоровья матери и ребенка, сыграл Государственный научный институт ОММ. Его, напомню, организовали в 1922 г. по инициативе Веры Павловны Лебедевой и Георгия Нестеровича Сперанского.
В 1925 г. ГНИОММ получает статус высшего научного и педагогического учреждения. Для подготовки кадров педиатров и медицинских сестер для работы в сфере ОММ в нем создаются 5 кафедр (курсов), в том числе кафедру социальной гигиены матери и ребенка, которой до конца 1930 г. руководит В.П. Лебедева. Кафедра стала в ГНИОММ своего рода мини-НИИ. При ней открыли антропометрический кабинет, бюро стандартизации, статистический кабинет, кабинет социально-правовой охраны, большую выставку-музей, насчитывавшую более 1000 экспонатов. При кафедре функционировали три консультации: женская, детская и юридическая. В 1932 г. в связи с открытием Центрального института усовершенствования врачей педиатрические кафедры ГНИОММ вошли в его состав, а кафедра социальной гигиены матери и ребенка была преобразована в отдел гигиены и организации детских учреждений.
Без преувеличения одним из основоположников отечественной социальной педиатрии следует назвать В.П. Лебедеву. Она по праву считается ведущим теоретиком и организатором советской системы ОММ, о чем убедительно свидетельствуют ее две книги "Пройденные этапы. Статьи и речи" (1927) и "Охрана материнства и младенчества в Стране Советов" (1934). С 1928 г. ГНИОММ носил ее имя. Убежден, мы должны в нашем актовом зале поместить портрет В.П. Лебедевой.
Весомый вклад в развитие отечественной системы ОММ внес Н.Ф. Альтгаузен. Он основал детскую поликлинику в ГНИОММ, инициировал введение в женской консультации дородового патронажа. Ученый был признанным авторитетом по проблемам деятельности детских консультаций. Он стоял у ис-
токов таких начинаний, как создание при них первого в стране дневного стационара, составление эпикриза на каждого умершего в районе консультации ребенка, внедрение положения, обязывающего матерей не приносить в консультацию детей с повышенной температурой.
В трагические 30-е, в трудные военные и послевоенные 40-е годы весьма активной была научная и организационная деятельность директора ГНИ-ОММ, руководителя отдела гигиены и организации детских учреждений Ф.И. Зборовской. Под ее руководством в отделе были выполнены исследования по организации работы яслей, медицинскому обслуживанию детей села, изучению физического развития, заболеваемости и смертности детей раннего возраста, организации комнат матери и ребенка на транспорте, истории отечественной педиатрии. В начале 50-х годов прошлого столетия отдел гигиены и организации здравоохранения был закрыт.
Возобновление активных исследований по социально-гигиенической и клинико-социальной тематике уже в Институте педиатрии АМН СССР связано с именем проф. Е.А. Лепарского. Он организует в институте в 1977 г. лабораторию социальной педиатрии. Это было первое в нашей стране научное подразделение, в названии которого социальная педиатрия была обозначена как область научного знания. Вторым значимым событием в истории дисциплины стало издание на болгарском языке совместно с болгарскими коллегами книги "Социальная педиатрия" (София, 1981) под редакцией М.Я. Студеникина и Л. Бакалова. В число ее авторов входили сотрудники института А.А. Ефимова, К.С. Ладодо, Е.А. Лепарский, Н.П. Макельская, М.Я. Студеникин, В.К. Таточенко. Сказанное дает основание заявить, что социальная педиатрия уже официально, как научный термин, как составляющая научной педиатрии, приобретает права гражданства в нашей стране в стенах Института педиатрии АМН СССР, т. е. в НЦЗД РАМН.
Объектами научных исследований в лаборатории социальной педиатрии стали следующие направления: предотвратимые причины младенческой смерти (М.Я. Студеникин, Е.А. Лепарский), роль социальных факторов в хронизации некоторых болезней у детей и их медико-социальная адаптация и реабилитация (Е.А. Лепарский), проблемы межсекторального сотрудничества (В.К. Таточенко, Е.А. Лепарский), социально-гигиенические аспекты насилия над детьми (Т.Я. Сафонова), состояние здоровья детей различных контингентов социального риска (Е.А. Лепарский, Т.Я. Сафонова, Н.П. Макельская). В. К. Таточенко и Е.А. Лепарский будучи экспертами ВОЗ изучили ситуацию с состоянием здоровья и его охраной в Индии и Восточной Африке.
Организация в 1998 г. Научного центра здоровья детей РАМН путем слияния Института педиатрии и Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, открытие отдела социальной педиатрии (2004) и НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения (2006) создали солидную базу и открыли реальные перспективы для дальнейшего развития социальной педиатрии в
новых условиях постсоветской России. Мне кажется, что ученые НЦЗД РАМН эффективно использовали открывшиеся возможности. Однако давать глубокую оценку их исследованиям социально-гигиенического и клинико-социального характера еще не наступило время. Это - дело будущего историка, специального всестороннего науковедче-ского и исторического анализа. Я же назову только некоторые принципиальные, с моей точки зрения, научные достижения.
A. Исследования проблем младенческой смертности, отмеченные премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Б. Разработка "Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации" и проекта Федерального закона "Об охране здоровья детей".
B. Медико-статистическая характеристика состояния и тенденций здоровья детского населения России по всем возрастным группам с широким использованием регионального подхода, изучением исчерпанной заболеваемости.
Г. Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей.
Д. Создание и валидирование русских версий международных инструментов оценки качества жизни детей, что сделало возможным исследования в данной области на территории России для любых кон-тингентов детского населения на основе международных стандартов.
Е. Возобновление изучения истории отечественной педиатрии.
Таким образом, думаю, не будет преувеличением сказать, что в XXI веке в нашем учреждении (в НЦЗД РАМН) сформировались центр и научная школа в области социальной педиатрии.
По мнению А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Бара-новой и В.Ю. Альбицкого (2012), в современных российских условиях приоритетными направлениями дальнейшего развития социальной и профилактической педиатрии в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей являются:
1.Утверждение "Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации" и принятие закона "Об охране здоровья детей".
2. Осуществление с использованием современных информационных технологий углубленного выборочного мониторинга заболеваемости, инвалидности и смертности детского населения России (1 раз в 3 года в 10-15 субъектах Российской Федерации).
3. Внесение дополнений и изменений в Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", расширение Национального календаря профилактических прививок до международных стандартов.
4. Разработка протоколов профилактической деятельности для всех звеньев первичной медико-санитарной помощи.
5. Расширение сети детских центров здоровья и организация их деятельности как координаторов межсекторального сотрудничества.
6. Создание нового кадрового потенциала педиатров - "социальные педиатры", прошедшего специальную подготовку для работы с контингентом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7. Расширение на государственных каналах телевидения и радиовещания образовательных программ для детей по формированию здорового образа жизни.
Представляется, что для дальнейшего развития социальной педиатрии как науки и предмета преподавания следует воплотить в жизнь следующие мероприятия:
I. На съезде Союза педиатров России широко обсудить, может быть, на пленарном заседании вопрос: "Задачи по дальнейшему развитию научных исследований в области социальной педиатрии и ее преподаванию".
II. Разработать проект типовой программы преподавания социальной педиатрии студентам и врачам.
III. Обратиться в Минздрав России и к ректорам медицинских вузов с предложением переименовать "кафедры поликлинической педиатрии" в "кафедры поликлинической и социальной педиатрии".
IV. Организовать коллектив авторов (редколлегию) по написанию руководства по социальной педиатрии.
V. Продолжить работу по созданию общества социальной педиатрии как секции Союза педиатров России.
VI. Рекомендовать ведущим специалистам в области социальной педиатрии и организаторам детского здравоохранения вступить в Международное общество социальной педиатрии.
Уважаемые коллеги! Выражая еще раз глубокую признательность ученому совету и его председателю за высокую честь - возможность выступить с актовой речью, завершу ее внешне, может быть, банальным заявлением: народ, государство и общество, которые не обеспечивают приоритетного внимания детству, охране жизни и здоровья детей, обречены на прозябание, деградацию, а то и на исчезновение. Но я верю и знаю, моя страна будет всегда, мое Отечество обречено на вечность.
Порукой тому - духовность и совесть моего народа, и великие имена этой духовности и этой совести - Александра Пушкина и Льва Толстого, Александра Солженицына и Андрея Сахарова, Николая Пирого-ва, Нила Филатова и Георгия Сперанского
Порукой тому - девиз педиатрического сообщества и его лидера Александра Баранова "Сохраним здоровье детей - сохраним Россию".
Порукой тому - наличие в руках педиатрического сообщества эффективного инструмента по сбережению жизни и здоровья детей, имя которому социальная педиатрия!
Поступила 03.10.12